Структура КИМ ЕГЭ биология, 11 класс
Каждый вариант КИМ экзаменационной работы содержит 28 заданий и состоит из двух частей, различающихся по форме и уровню сложности. Часть 1 содержит 21 задание:
7 – с множественным выбором с рисунком или без него;
6 – на установление соответствия с рисунком или без него;
3 – на установление последовательности систематических таксонов, биологических объектов, процессов, явлений;
2 – на решение биологических задач по цитологии и генетике;
1 – на дополнение недостающей информации в схеме;
1 – на дополнение недостающей информации в таблице;
1 – на анализ информации, представленной в графической или табличной форме.
Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде слова (словосочетания), числа или последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов.
Часть 2 содержит 7 заданий с развёрнутым ответом.
В этих заданиях ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развёрнутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих высокий уровень биологической подготовки.
В части 1 задания 1–21 группируются по содержательным блокам, представленным в кодификаторе, что обеспечивает более доступное восприятие информации. В части 2 задания группируются в зависимости от проверяемых видов учебной деятельности и в соответствии с тематической принадлежностью. Распределение заданий экзаменационной работы по её частям с учётом максимального первичного балла за выполнение заданий каждой части приводится в таблице 1.
Таблица 1 Распределение заданий по частям экзаменационной работы
Части работы
| Количество заданий
| Максимальный первичный балл
| Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 59
| Тип заданий
| Часть 1
| 21
| 39
| 66
| С кратким ответом
| Часть 2
| 7
| 20
| 34
| С развёрнутым ответом
| Итого
| 28
| 59
| 100
|
| Продолжительность ЕГЭ по биологии.
На выполнение экзаменационной работы отводится 3,5 часа (210 минут). Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий: − для каждого задания части 1 – до 5 минут; − для каждого задания части 2 – 10–20 минут.
Система оценивания экзаменационной работы по биологии
Часть 1
Каждое из заданий 1, 3, 6 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.
За выполнение каждого из заданий 2, 4, 7, 9, 12, 15, 17, 21 выставляется 2 балла за полное правильное выполнение, 1 балл – за выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры); 0 баллов – во всех остальных случаях.
За выполнение каждого из заданий 5, 8, 10, 13, 16, 18, 20 выставляется 2 балла, если указана верная последовательность цифр, 1 балл, если допущена одна ошибка, 0 баллов во всех остальных случаях.
За выполнение каждого из заданий 11, 14, 19 выставляется 2 балла, если указана верная последовательность цифр, 1 балл, если в последовательности цифр допущена одна ошибка (переставлены местами любые две цифры), 0 баллов во всех остальных случаях.
В части 2 задание 22 оценивается максимально в 2 балла; остальные задания 23–28 оцениваются максимально в 3 балла. Максимальное количество баллов за всю работу – 59.
Часть 2
1. Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
| Ответ включает два названных выше элемента и не содержит биологических ошибок
| 2
| Ответ включает только один из названных выше элементов, ИЛИ ответ включает два названных выше элемента, но содержит биологические ошибки
| 1
| Ответ включает только один из названных выше элементов и содержит биологические ошибки, ИЛИ ответ неправильный
| 0
| Максимальный балл
| 2
|
2. Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
| Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок
| 3
| Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает три названных выше элемента, но содержит биологические ошибки
| 2
| Ответ включает только один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает два из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки
| 1
| Ответ включает только один из названных выше элементов и содержит биологические ошибки, ИЛИ ответ неправильный
| 0
| Максимальный балл
| 3
|
3. Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
| В ответе указаны и исправлены все ошибки. Ответ не содержит неверной информации
| 3
| В ответе указаны две-три ошибки, исправлены только две из них. За неправильно названные и/или исправленные предложения баллы не снижаются
| 2
| В ответе указаны одна–три ошибки, исправлена только одна из них. За неправильно названные и/или исправленные предложения баллы не снижаются
| 1
| Ответ неправильный: все ошибки определены и исправлены неверно, ИЛИ указаны одна–три ошибки, но не исправлена ни одна из них
| 0
| Максимальный балл
| 3
|
4. Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
| Ответ включает все названные выше элементы
| 3
| Ответ включает любые два из названных выше элементов
| 2
| Ответ включает только один из названных выше элементов
| 1
| Ответ неправильный
| 0
| Максимальный балл
| 3
|
5. Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
| Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок
| 3
| Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает три названных выше элемента, но содержит биологические ошибки
| 2
| Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает два из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки
| 1
| Ответ включает только один из названных выше элементов и содержит биологические ошибки, ИЛИ ответ неправильный
| 0
| Максимальный балл
| 3
|
6. Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
| Ответ включает все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок
| 3
| Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает три названных выше элемента, но содержит биологические ошибки
| 2
| Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает два из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки
| 1
| Ответ включает только один из названных выше элементов и содержит биологические ошибки, ИЛИ ответ неправильный
| 0
| Максимальный балл
| 3
|
7. Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
| Ответ включает все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок
| 3
| Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает три названных выше элемента, но отсутствуют пояснения
| 2
| Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает два из названных выше элементов, но отсутствуют пояснения
| 1
| Ответ включает только один из названных выше элементов и содержит биологические ошибки, ИЛИ ответ неправильный
| 0
| Максимальный балл
| 3
| Изменения в КИМ 2017 года по сравнению с КИМ 2016 года. Оптимизирована структура экзаменационной работы.
1. Из экзаменационной работы исключены задания с кратким ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру правильного ответа.
2. Сокращено количество заданий с 40 до 28.
3. Уменьшен максимальный первичный балл с 61 в 2016 г. до 59 в 2017 г.
4. Увеличена продолжительность экзаменационной работы с 180 до 210 минут.
5. В часть 1 включены новые типы заданий, которые существенно различаются по видам учебных действий: заполнение пропущенных элементов схемы или таблицы, нахождение правильно указанных обозначений в рисунке, анализ и синтез информации, в том числе представленной в форме графиков, диаграмм и таблиц со статистическими данными.
Проведению диагностической работы по биологии
в 11 классах
(в формате ЕГЭ) Районная диагностическая работа по биологии в 11-х классах проводилась в связи с подготовкой учащихся к итоговой аттестации, в соответствии с решением методического объединения учителей биологии Красносельского района Санкт-Петербурга (от 26.01.2017) и на основании писем от образовательных учреждений об оказании методической помощи.
1. Дата проведения - 14 февраля 2017 года. КИМы были высланы в ОУ в 8.30
Работу выполняли учащиеся, сдающие ЕГЭ по биологии в 2017 году.
2. Начало работы - 10 часов (второй урок)
3. Окончание работы - 13 часов 30 минут
4. Продолжительность работы - 3,5 часа (210 минут)
5. Часть 1 выполнялась на бланках ЕГЭ
Часть 2 выполнялась на бланках ЕГЭ или на листе А-4 со штампом ОУ;
Справка о результатах пробного ЕГЭ по биологии 2016-2017 учебный год.
предмет
| Кол-во участников
| Средний балл
по району
2016-2017
| Лучший результат
(Средний балл по ОУ из 59 первичных)
| Низкий результат
(Средний балл по ОУ)
| Средний балл по району 2015-2016
| Кол-во участников
| Биология
| 161 человек из 33 ОУ
| 26,3 балла (44,6%)
| 590-42,7
270-40
548-38,7
| 291-19,7
293-19,3
217-19
385-15
352-12
| 28,3 балла
(46,4%)
| 171 человек из 35 ОУ
| Рейтинг образовательных учреждений, по результатам пробного ЕГЭ по биологии.
№
| ОУ
| Кол-во
| Средний балл
| 1
| 590
| 42,7
| 3
| 2
| 270
| 40
| 2
| 3
| 548
| 38,7
| 10
| 4
| 414
| 36
| 1
| 5
| ШЭиП
| 36
| 3
| 6
| 237
| 33,3
| 3
| 7
| 395
| 32,6
| 8
| 8
| 382
| 32,5
| 2
| 9
| 242
| 31,5
| 2
| 10
| 285
| 31,5
| 2
| 11
| 200
| 30
| 6
| 12
| 262
| 29,3
| 7
| 13
| 390
| 28
| 1
| 14
| 369
| 26,6
| 7
| 15
| 380
| 26
| 1
| 16
| 399
| 26
| 11
| 17
| 549
| 25,8
| 4
| 18
| 394
| 25,5
| 7
| 19
| 391
| 25
| 5
| 20
| 505
| 24,5
| 8
| 21
| 546
| 24
| 9
| 22
| 252
| 23,5
| 6
| 23
| 247
| 22,3
| 3
| 24
| 271
| 21,8
| 4
| 25
| 398
| 21,8
| 4
| 26
| 375
| 20,9
| 10
| 27
| 289
| 20,4
| 8
| 28
| 547
| 20,2
| 6
| 29
| 291
| 19,7
| 7
| 30
| 293
| 19,3
| 4
| 31
| 217
| 19
| 3
| 32
| 385
| 15
| 3
| 33
| 352
| 12
| 1
| В пробном ЕГЭ участвовал 161 человек из 33 ОУ Красносельского района. Не участвовали школы: 167, 208, 275, 276, 290, 383, 509, 568. В ОУ Лицей Искусств нет учащихся, сдающих ЕГЭ по биологии в этом учебном году. Остальные отказались от методической помощи ИМЦ.
Для учителей биологии ОУ, согласно плану ИМЦ, была проведена консультация «Проведение пробного ЕГЭ по биологии в 2016 году».
КИМы для проведения пробного ЕГЭ были составлены согласно кодификатору демонстрационной версии 2017 года, опубликованной на сайте ФИПИ, по данным аналитического отчета предметной комиссии 2016 года. Включены вопросы, получившие наименьший процент выполнения из ЕГЭ 2016 года.
Выше 45 первичных баллов (из 59) получили 7 учащихся из 5 ОУ – 3,1%:
1
| 590
| Щепотин
| Роман
| 35
| 16
| 51
| 2
| 548
| Константинова
| Мария
| 32
| 18
| 50
| 3
| 590
| Искандерова
| Тагира
| 37
| 11
| 48
| 4
| 382
| Малахова
| Анастасия
| 36
| 11
| 47
| 5
| 200
| Менгал
| Мираб
| 31
| 15
| 46
| 6
| 270
| Сальников
| Егор
| 36
| 9
| 45
| 7
| 548
| Иванов
| Александр
| 35
| 10
| 45
|
(в 2014-2015 учебном году 6 учащихся из 5 ОУ – 3,87% получили такой балл).
В 2015-2016 учебном году выше 50 первичных баллов (из 61) получили 4 учащихся из 4 ОУ – 2,34%:
Слабый результат показали учащиеся:
ОУ
| писало
| Средний балл
| 291
| 19,7
| 7
| 293
| 19,3
| 4
| 217
| 19
| 3
| 385
| 15
| 3
| 352
| 12
| 1
| Количество учащихся, не прошедших порог (30%), составляет 28 человек – 17,4%.
Многие учащиеся не справились с заданиями части 2: 1 человек не приступил к выполнению заданий (0,62%), 26 человек не выполнили и получили «0» (16,1%). Особенно отмечаю учащихся 546, 547, 398, 375, 289, 352, 291, 252, 217 школ.
Часть 2(В)
| Часть 3(С)
| Итог
| Max 39
| Max 20
| Max 59
| Ср.22,3
| Ср. 4,0
| Ср.26,3
|
Все учащиеся использовали бланки 2017 года.
Много замечаний по оформлению ответов в бланках: не знают, что есть поле для замены ошибочных ответов; исправляют и зачеркивают ответы в самих ячейках; цифры пишут не по шаблону; последовательность цифр не в порядке возрастания; в бланк переносят цифры с %.
Путаются в слове «выпадающих», выбирают неверные ответы (задание №4). Соотношение записывают в процентах (запись - 1111, без знаков препинания).
Базовые вопросы части 1 не вызвали особых затруднений.
Много материала было на ботанику и зоологию. Этим разделам в курсе биологии уделено мало времени (1 час в неделю). Обучаемые не смогли применить эти знания для ответов на вопросы по общей биологии. Особое внимание следует обратить на повторение циклов развития основных групп растений. В первой части ошибки допущены на последовательность процессов, соответствие по материалу блока «Многообразие организмов». Следует обратить внимание на работу с рисунками, внимательно читать задание. Учащиеся не умеют решать задачи на сцепленное наследование. Много замечаний по оформлению задач (вопрос 28), неправильно записывают сцепленные гаметы, не знают как правильно оформить ответ.
Наиболее сложными для учащихся остаются вопросы на межпредметные и внутрипредметные связи. Добавились задания на анализ таблиц и графиков.
Рекомендации: проводить в ОУ диагностическую работу в октябре, для того, чтобы помочь учащимся сориентироваться в выборе предмета и отработать методику заполнения бланков ЕГЭ; обязательно проводить пробный ЕГЭ. Подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ должна вестись в ОУ на элективных курсах и дополнительных занятиях.
Анализ качества знаний учащихся по результатам и рекомендации экспертов будут доведены до сведения учителей биологии на методическом совещании.
Методист ИМЦ Машакова О.А.
20.02.17 |