   Министерство образования Ставропольского края
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессиональногообразования
Георгиевский региональный колледж «Интеграл»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ по дисциплине: «Метрология, стандартизация»
для специальности 260807 «Технология продукции общественного питания»
г. Георгиевск, 2012
Методические указания по выполнению практических и лабораторных работ составлены в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом начального профессионального образования по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания», утвержденным Минобрнауки России от 22.06.2010 года № 675, на основанииучебных планов № 42 и 43 от 30.06.2011 года и рабочей программы дисциплины «Метрология, стандартизация»
Зам. директора по НМР М.И. Алишев
«___»______________2012 г.
Зам. директора по УР В.Н.Казаков
«___ »_____________2012 г.
ОДОБРЕНА
на заседании предметно-цикловой комиссии общественного питания
«____»_______2012 г.
Протокол №_____
Председатель ПЦК общественного питания М. С. Дибияева
«____»___________2012г. РАЗРАБОТАЛ
Преподаватель отделения общественного питания М.С. Дибияева
«____»____________2012 г.
СОГЛАСОВАНО
Заведующая отделением общественного питания О. В. Бойко
«____»_____________2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
| 4
| 2. Тематический план
| 6
| 3. Практические работы
| 7
| 4. Лабораторные работы
| 24
| 5. Информационное обеспечение обучения
| 31
|
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Указания по выполнению практических и лабораторных работ составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания», учебным планом и рабочей программой по дисциплине «Метрология, стандартизация».
Метрология, стандартизация являются составляющими качества продукции, услуги, процесса. Качество – это совокупность характеристик объекта (продукции, процесса, услуги), относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. В настоящее время, в условиях перенасыщенности товарами необходимо гарантировать потребителю соответствие товара определённому уровню качества, указанному в нормативном документе (стандарте, инструкции, рецептуре и т. п.). Такое подтверждение даётся после проведения процедуры подтверждения соответствия, которая проводится на основании нормативной документации (стандартов, технических условий, санитарных правил и норм) с помощью средств измерений (приборов, датчиков, мер).
Практические работы по дисциплине «Метрология, стандартизация» проводятся с цельюзакрепления, углубления и систематизации теоретических знаний в области: применения требований нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов; оформления технической документацию в соответствии с действующей нормативной базой;использования в профессиональной деятельности документации систем качества;приведения несистемных величин измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ.
Лабораторные работы по дисциплине «Метрология, стандартизация» проводятся с целью: изучения конструкционных особенностей, принципа действия средств измерений; приобретения умений и навыков эксплуатации средств измерений; изучения и распознавания некоторых видов фальсификации.
В каждой теме сборника определены цели работы, приведен перечень необходимого оборудования, инструментов, аппаратуры, материалов, даны теоретические основы по теме занятия, раскрыт порядок проведения работы.
Лабораторные работы проводятся в учебных лабораториях колледжа, оснащенных всем необходимым аналитическим и лабораторным оборудованием.
В процессе проведения практических и лабораторных работ преподаватель должен обучить студентов:
1. Применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;
2. Оформлять техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;
3. Использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;
4. Приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;
5. Определять фальсификацию некоторых пищевых продуктов.
Тематика практических и лабораторных работ, содержащихся в данном сборнике, может быть изменена или дополнена, в зависимости от пожеланий социальных партнеров (работодателей), возможностей материальной базы учебного заведения, наличия необходимого оборудования и других факторов.
По окончанию каждого занятия студенты составляют отчет по предложенной форме, защищают свою работу и получают оценку.
Критерии оценки:
Оценка
| Критерии
| «Отлично»
| Оценку «отлично» заслуживает обучающийся, обнаруживший всесторонние, систематические и глубокие знания теоретического материала, в соответствии с требованиями профессиональной образовательной программы, выполнивший полностью практическую (лабораторную) работу. Допускаются единичные несущественные ошибки, самостоятельно исправленные студентом.
| «Хорошо»
| Оценку «хорошо» заслуживает обучающийся, обнаруживший полное знание программного материала, умеющий пользоваться нормативной и справочной документацией, успешно выполнивший предусмотренные практические задания, допустивший неточности при выполнении практической (лабораторной) работы. Допускаются отдельные несущественные ошибки, исправленные студентом после указания на них.
| «Удовлетворительно»
| Оценку «удовлетворительно» заслуживает обучающийся, обнаруживший неполные знания программного материала, но умеющий пользоваться нормативной и справочной документацией, допустивший ошибки в выполнении практической (лабораторной) работы. Допускаются отдельные существенные ошибки, исправленные с помощью преподавателя.
| «Неудовлетворительно»
| Оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, имеющему пробелы в знаниях программного материала по профессиональной образовательной программе, допустившему существенные ошибки в выполнении практических заданий или не выполнивший их.
| 2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2.1. Практические работы
№№
п/п
| Наименование темы
| Количество часов
| 1.
| 2.
| 3.
| 1.
| Приведение несистемных величин измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ
| 2
| 2.
| Требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) общественного питания, их применение
| 2
| 3.
| Оформление технической документации (технологических, технико-технологических карт) в соответствии с действующей нормативной базой
| 2
| 4.
| Требования нормативных документов серии ИСО 9000, их применение в сфере пищевых производств
| 2
| 5.
| Оформление заявки на проведение процедуры сертификации и декларирования соответствия пищевой продукции
| 2
|
| Итого:
| 10
| 2.2. Лабораторные работы
№№
п/п
| Наименование темы
| Количество часов
| 1.
| 2.
| 3.
| 1.
| Средства измерений, применяемые при производстве и оценки качества продукции общественного питания; их эксплуатация
| 2
| 2.
| Изучение и определение фальсификации кулинарной продукции
| 2
| 3.
| Изучение и определение фальсификации кулинарной продукции
| 2
|
| Итого:
| 6
|
3. ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Практическая работа № 1 «Приведение несистемных величин измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ»
Цель работы:
| 1. Научиться приводить несистемные единицы физических величин в системные в соответствии с международной системой единиц СИ
|
Оборудование, наглядные пособия: таблица Международная система единиц СИ, калькулятор Теоретические основы:
Объектамиметрологии являются физические и нефизические величины. Величина— это состояние, характеристика, сущность какого-либо объекта (материала, тела, системы и т.д.), а физическая величина — состояние, характеристика, сущность физических свойств объекта.Единицей физической величины является принятая (договорная) количественная доля физического свойства объекта (1 кг — 1 единица, 2 кг — 2 единицы). Измерение— это определение количества единиц данной физической величины.
Характеристикамифизических величин являются размер,т. е. количество единиц физической величины в данном объекте, обнаруженное измерительными испытаниями, и размерность— выражение, связывающее измеряемую величину с основными единицами системы измерений при коэффициенте пропорциональности, равном единице. Размерность имеет национальное или международное буквенное написание с учетом масштаба. Физическая величина может иметь безусловное (т — масса) или условное, т. е. не входящее в обязательное применение (т — число студентов), буквенное обозначение. Любое измеренное значение состоит из размера, размерности, указания масштаба и обозначения физической величины.
Условность основных единиц физических величин определила необходимость использования единой системы измерений.
В середине 20 века в мире использовалось множество различных систем единиц измерения и значительное число внесистемных единиц. Непрерывно усиливающееся взаимодействие различных отраслей науки, техники и производства внутри стран, а также расширение международных научных и экономических связей настоятельно требовали унификации единиц измерений.
Ученые передовых стран в 1948 —1960 гг. разработали Международную систему единиц СИ. Международная организация по стандартизации (ИСО) и Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ) рекомендовали всем странам законодательно утвердить эту систему и градуировать измерительные приборы в ее единицах.
В 1981 г. постановлением Госстандарта (ГОСТ 8.417-81) в СССР было введено обязательное применение Международной системы единиц СИ.
В систему СИ входят семь основных единиц физических величин, т.е. конкретных единиц, имеющих эталоны, две дополнительные и производные.
Эталон единицы физической величины — это законодательно установленное количество физического свойства объекта, выраженное в практически неизменных долях другой физической величины. Так как эталоны основных единиц носят договорный характер, их определения уточняются по мере развития науки и техники.
Производные единицы физических величин, входящих в систему СИ, — это обязательные единицы, которые могут быть выражены через основные. Их число в системе СИ строго не оговорено, т. е. оно постоянно меняется.
Единицы измерений являются одним из объектов Закона РФ «Об обеспечении единства измерения» (ст. 8) в котором регулируется допуск к применению единиц величин Международной системы единиц. Наименования, обозначения и правила написания единиц величин, а также правила их применения на территории РФ устанавливает Правительство РФ, за исключением случаев, предусмотренных актами законодательства РФ.
Правительством могут быть допущены к применению наравне с единицами величин Международной системы единиц внесистемные единицы величин. Например, в России такими внесистемными единицами измерений являются градус Цельсия и ккал, наряду с Кельвином и джоулем. Порядок проведения работы: 1. Изучитенаименование и обозначение основных единиц Международной системы единиц
Наименование физических величин
| Единица
| наименование
| условное обозначение
| наименование
| обозначение
| международное
| русское
| Основные
| Длина
| L
| метр
| M
| м
| Масса
| M
| килограмм
| Rg
| кг
| Время
| T
| секунда
| S
| с
| Сила электрического тока
| I
| ампер
| A
| А
| Термодинамическая температура
| Q
| кельвин
| K
| К
| Количество вещества
| N
| моль
| mol
| моль
| Сила света
| J
| канделла
| rd
| кд
|
2. Перевести внесистемные единицы измерений - градус Цельсия и ккал, в системные градус Кельвина, Фаренгейта и джоуль. Задание 1: на этикетке импортного кондитерского изделия нанесено обозначение - энергетическая ценность 120 кДж. Переведите её в ккал. Задание 2: на этикетке импортного кондитерского изделия написано - хранить при температуре 291 градус Кельвина. Переведите её в градусы Цельсия. Задание 3: дана рецептура – 1 стакан молока, 1 яйцо, 1 ст. л. какао, 1 ст. л. сахарной пудры, 2 ст. л. сливочного масла. Переведите соотношение компонентов в соответствии с системой СИ. Задание 4: на пароконвектомате установлена температура - 450 градусов Кельвина. Переведите её в градусы Цельсия. Задание 5: в пекарном шкафу установлена температура - 545 градусов Фаренгейта. Переведите её в градусы Цельсия. 3. Отчёт составить по форме:
Задание
| Ответ
| 1.
|
| 2.
|
| 3.
|
| 4.
|
| 5.
|
| Практическая работа № 2 «Требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) общественного питания, их применение»
Цель работы:
| 1. Изучить требования нормативных документов к основным видам объектов общественного питания
2. Научиться применять данные требования на практике
|
Наглядные пособия: действующая нормативная документация в сфере общественного питания
Теоретические основы: В настоящее время в сфере общественного питания действуют следующие нормативные документы:
ГОСТ Р 50762-2007«Услуги общественного питания. Классификация предприятий»
ГОСТ Р 50763-2007«Услуги общественного питания. Продукция общественного питания,реализуемая населению. Общие технические условия»
ГОСТ Р 50935-2007 «Услуги общественного питания. Требования к персоналу»
ГОСТ Р 53104-2008 «Услуги общественного питания. Метод органолептической оценкикачества продукции общественного питания»
ГОСТ Р 53105-2008«Услуги общественного питания. Технологические документы на
продукцию общественного питания. Общие требования к оформлению, построению и содержанию»
ГОСТ Р 53106-2008«Услуги общественного питания. Метод расчета отходов и потерь сырья ипищевых продуктов при производстве продукции общественного питания»
ГОСТ Р 50764-2009 «Услуги общественного питания. Общие требования»
ГОСТ Р 53523-2009«Услуги общественного питания. Общие требования к заготовочнымпредприятиям общественного питания»
Постановление Правительства РФ от 15.08.97 г. №1036 "Правила оказания услугобщественного питания".
СанПиН 2.3.2.1324-03«Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения продуктов»
СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов»
СанПиН 2.3.2.1940-05«Организация детского питания»
СП 2.3.6.1079-01«Санитарно-эпидемиологические требования к организациямобщественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»
Порядок проведения работы:
1. Изучить содержание документы 1, 2, 8и выполнить следующие задания:
Задание 1.:Исходя из нижеприведенных особенностей деятельности предприятия, определите класс бара:
- бар имеет световую вывеску с элементами оформления; систему вентиляции; - в обеденном зале используется стандартная мебель облегченных конструкций с полиэфирным покрытием столов;
- приборы, из нержавеющей стали, полуфарфоровая и фаянсовая посуда, сортовая стеклянная посуда без рисунка;
- обслуживающий персонал имеет форменную одежду и обувь.
В каком документе изложены требования, предъявляемые к предприятиям общественного питания различных типов и классов?
Задание 2.: При проведении процедуры добровольной сертификации ресторан указал в заявке класс «Люкс». При сертификационной проверке установлено следующее:
- в оформлении зала используются оригинальные декоративные элементы;
- микроклимат обеспечивает система вентиляции;
- мебель в зале повышенной комфортности, соответствует интерьеру помещения;
- столы имеют полиэфирное покрытие;
- обслуживание осуществляется официантами, барменами, метрдотелями.
Дайте оценку соответствия особенностям деятельности ресторана заявленному классу. Ответ аргументируйте ссылкой на соответствующую нормативную документацию. Задание 3.:Определите тип предприятия общественного питания по следующим признакам: - предприятие организует питание и отдых потребителей с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном ассортимента продукции.
- реализует разнообразный ассортимент блюд, изделий и напитков, в том числе фирменных, заказных с учетом специализации;
- осуществляет обслуживание официантами, барменами, метрдотелями, допускается самообслуживание.
Какими нормативными документами вы руководствовались при решении данной ситуации?
Задание 4.:Предприятие общественного питания реализует ограниченный ассортимент блюд несложного приготовления из однородного вида сырья, разнообразный ассортимент покупных товаров и предназначено для быстрого обслуживания потребителей по методу самообслуживания. Используется полуфарфоровая и фаянсовая посуда, приборы из алюминия, стеклянная посуда из прессованного стекла. Определите тип предприятия. Ответ аргументируйте ссылкой на нормативные документы.
Задание 5.:В предприятии общественного питания, которым вы руководите, осуществляется подготовка к процедуре сертификации услуг. Изложите требования, предъявляемые к качеству услуг, проведите анализ соблюдения требований на действующем предприятии. Задание 6.:Изложите требования безопасности, предъявляемые к качеству кулинарной продукции и другим услугам. Укажите виды нормативных документов, устанавливающих требования безопасности в сфере общественного питания. 2. Отчёт составить по форме:
Задание
| Ответ
| 1.
|
| 2.
|
| 3.
|
| 4.
|
| 5.
|
| 6.
|
|
Практическая работа № 3 «Оформление технической документации (технологических, технико-технологических карт) в соответствии с действующей нормативной базой»
Цель работы:
| 1. Изучить действующую нормативную документацию на технологические документы в сфере общественного питания
2. Оформить техническую документация в соответствии с действующей нормативной базой
|
Наглядные пособия: ГОСТ Р53105-2008 «Услуги общественного питания. Технологические документы на продукцию общественного питания. Общие требования к оформлению, построению и содержанию», бланки технологической документации. Теоретические основы: В соответствии с ГОСТ Р53105-2008 «Услуги общественного питания. Технологические документы на продукцию общественного питания. Общие требования к оформлению, построению и содержанию» изготовление продукции общественного питания осуществляют в соответствии с технологическими документами, содержащими требования технологии производства.
К технологическим документам относят следующие документы:
- технологические карты на продукцию общественного питания (ТК)
- технологические инструкции по производству (и/или доставке и реализации) продукции общественного питания (ТИ)
- технико-технологические карты на новую продукцию общественного питания (ТТК).
Технологические документы утверждает руководитель организации (предприятия) общественного питания.
Срок действия технологических документов не ограничен.
Технологическая карта (ТК) на продукцию общественного питания – документ, содержащий рецептуру и описание технологического процесса изготовления продукции, оформления и подачи блюда (изделия).
В рецептуре указывают нормы расхода продуктов брутто и нетто на одну или более порций, или на один или более кг, выход (массу нетто) полуфабрикатов и выход продукции общественного питания (кулинарных полуфабрикатов, блюд, кулинарных, булочных и мучных кондитерских изделий).
При внесении изменений в рецептуру или технологию производства продукции технологическую карту переоформляют.
Технико-технологическая карта (ТТК) – это документ, разрабатываемый на новую продукцию и устанавливающий требования к качеству сырья и пищевых продуктов, рецептуру продукции, требования к технологическому процессу изготовления, к оформлению, реализации и хранению, показатели качества и безопасности, а также пищевую ценность продукции общественного питания. ТТК разрабатываются на новую нетрадиционную продукцию, впервые изготовленную на предприятии общественного питания.
В разделе «Область применения» указывают наименование блюда (изделия) и определяютперечень и наименования предприятий (филиалов), подведомственных предприятий, которым дано право производства и реализации данного блюда (изделия).
В разделе «Требования к качеству сырья» делают запись о том, что продовольственное сырье, пищевые продукты и полуфабрикаты, используемые для изготовления данного блюда (изделия), должны соответствовать требованиям нормативных и технических документов (ГОСТ.ГОСТР, ТУ) и иметь сопроводительные документы, подтверждающие их качество и безопасность в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В разделе «Рецептура» указывают норму расхода сырья и пищевых продуктов брутто и нетто на одну, десять или более порций (штук), или на один, десять и более кг, массу (выход) полуфабриката и выход продукции общественного литания (кулинарных полуфабрикатов, блюд, кулинарных, булочных и мучных кондитерских изделий)*
|