Тема урока: «Моделирование биоритмов человека»


Скачать 93.81 Kb.
НазваниеТема урока: «Моделирование биоритмов человека»
ТипУрок
filling-form.ru > Бланки > Урок

Третьякова Т.Б.



Тема урока: «Моделирование биоритмов человека»

Цели урока:

1. Обобщить знания и умения, учащихся по темам «Компьютерное моделирование», «График функции у=sinx», создать и проанализировать компьютерную модель «Биоритмы человека»; продолжить формировать мотивацию учащихся к изучению предметов математики и информатики.

2. Развивать операционный стиль мышления; продолжить развивать творческие способности учащихся.

3. Воспитывать инициативу, любознательность, стремление к самопознанию, самостоятельность в деятельности, умение защищать и отстаивать свою точку зрения.
Задачи:

1. Определить этапы построения модели «Биоритмы человека» и реализовать их на практике.

2. Продемонстрировать учащимся применение компьютерного моделирования для решения математических задач.

3. Показать практическое использование модели «Биоритмы человека» для определения благоприятных и неблагоприятных дней для разного рода деятельности.

Тип урока: интегрированный урок - исследование
Формы работы:

1. Исследование

2. Практическая работа

3. Самостоятельная работа
Ход урока:
1. Организационный момент

- Приветствие учащихся.

- Актуализация (10 минут)

Тема сегодняшнего урока – «Моделирование биоритмов человека». На уроке мы создадим и проанализируем модель некоторых биоритмов человека, для этого повторим необходимые темы из предметов математики, информатики, биологии. Мы постараемся чтобы урок получился интересным, содержательным. Постараемся дать волю вашему творчеству, фантазии, любознательности.

Существует теория, что жизнь человека подчиняется циклическим процессам, называемым биоритмами. Эти циклы описывают стороны самочувствия человека: Биоритмы характеризуют подъемы и спады нашего состояния. Полагают, что «взлетам» графика, представляющего собой синусоидальную зависимость, соответствуют более благоприятные дни. Дни, в которые график переходит через ось абсцисс, являются критическими, т.е. неблагоприятными. Более того, в некоторых странах в неблагоприятные дни, когда ось абсцисс пересекают одновременно две или три кривые, людям рискованных профессий (летчикам, каскадерам и т.п.) предоставляется выходной.

А вы слышали что-нибудь о биоритмах? Быть может что-то читали или вам кто-нибудь рассказывал?

/ребята отвечают/

И так, все что вы сейчас сказали – это обыденные знания, предлагаю вам исследование этой темы на научной основе трех наук математики, информатики, биологии.

По ходу исследования предлагаю продумать ответы на вопрос:

Теория моделирования биоритмов имеет право на существование?

Для начала предлагаю составить проект модели «Биоритмы человека» (по ходу урока будем заполнять бланк проекта).

/раздать бланки проекта/

2.. Основная часть (30 минут)

И так, повторим основные этапы моделирования:

I этап. Постановка задачи

* описание задачи;

* определение цели;

* определение объекта моделирования.

II этап. Разработка модели

* информационная модель;

* математическая модель;

* компьютерная модель

III этап. Компьютерный эксперимент

При решении поставленной задачи в качестве основного инструмента мы будем использовать компьютер и его программное обеспечение.

IV этап. Анализ результатов моделирования

Биоритмы – периодические изменения биологических процессов
Классификация биоритмов (из курса биологии)

1. Высокочастотные (от нескольких секунд до 30 минут)

2. Ультрадианные (от 30 минут до 20 – 28 часов)

3. Цириандные (околосуточные)

4. Околомесячные (28 – 31 день)

5. Сезонные (3 месяца)

6. Окологодовые (12 месяцев)

Десинхроз – сбой биологических ритмов.
Описание задачи:

За точку отсчета всех трех биоритмов берется день рождения человека. Очевидно, что момент появления на свет очень труден для человека, ведь все три биоритма в этот день пересекают ось абсцисс. С точки зрения биологии это достаточно правдоподобно, ведь ребенок, появляясь на свет, меняет водную среду на воздушную. Происходит глобальная перестройка всего организма.

Физический биоритм характеризует жизненные силы человека (слайд), т.е. его физическое состояние. Периодичность ритма составляет 23 дня.

Эмоциональный биоритм характеризует внутренний настрой человека, его возбудимость, способность эмоционального восприятия окружающего. Продолжительность периода эмоционального цикла равна 28 дням.

Третий биоритм характеризует мыслительные способности, интеллектуальное состояние человека, его периодичность – 33 дня.

Давайте сформулируем цель моделирования:
«Создать модель биоритмов для конкретного человека от указанной даты (дня отсчета) на месяц вперед с целью дальнейшего анализа модели. На основе анализа индивидуальных биоритмов прогнозировать неблагоприятные дни, выбирать благоприятные дни для разного рода деятельности».
Объект моделирования: Может быть любой человек, а также группа людей.
Далее необходимо разработать информационную модель, которая будет отражать всю необходимую для моделирования информацию: /ребята вносят в бланк проекта свои данные/

* Ф.И.О человека, чьи биоритмы будут отражены в модели.

* Дата рождения этого человека.

* Дата отсчета.

* Длительность прогноза.

* Период физического цикла.

* Период эмоционального цикла.

* Период интеллектуального цикла.

Ну а теперь необходимо формализовать составленную информационную модель – создать математическую модель.
Математика изучает количественные отношения и пространственные формы как существующих объектов и процессов, так и тех, которые можно смоделировать.

Для того чтобы понять, как осуществляются расчеты, как строятся графики биоритмов, необходимо вспомнить свойства функции у=sinx, алгоритм построения графика функции у=sinx.

Математическая модель

Свойства функции

• Область определения функции у = sinх – множество всех действительных чисел D (sin) = R.

• Область значений функции синус – отрезок [-1,1]: Е (sin) = [-1,1].

• Чёткость и нечёткость функции: sin(-x)= -sinx, функция у=sinx – нечётная.

• Функция периодическая, с наименьшим положительным периодом 2П, то есть Sin(х+2Пп) = sinx, для всех х R (n – произвольное число).
Как найти период?

Период функции у=sin x равен 2П. Значит, в случае: y=sin 2x период будет равен
Т===, где k- коэффициент при х;

В случае: y=sin x период будет равен Т ==
Биоритмы человека

Описание физического цикла соответствует функции у=sin , найдем период

Т===23
Эмоциональный цикл: у=sin значит, период будет равен

Т===28
Описание интеллектуального цикла соответствует формуле: у=sin

значит (по аналогии) Т=33.
А что обозначает Х?

Х- возраст человека, определяется с помощью среды электронных таблиц: текущая дата минус дата рождения человека (используются свойства дат).
Ну а теперь построим компьютерную модель

/каждый шаг построения модели демонстрируется с помощью проектора (среда Excel)/

Для моделирования выберем среду электронных таблиц Excel. В этой среде информационная и математическая модель объединяются в таблицу, которая содержит две области:

* Исходные данные: константы и управляемые параметры.

* Расчетные данные

/демонстрирую образец заполнения таблицы с помощью проектора. Документ биоритмы. xls/
биоритмы.jpg
Ребята выполняют работу за компьютером по своим проектам (заполняют таблицу).

Далее воспользуемся данными, полученными в математической модели и информационной модели, которые отражены в проекте и произведем расчеты в среде электронных таблиц. Используйте свойства среды Excel: копирование с помощью маркера, абсолютной адресации, мастер функций, мастер построения диаграмм.

Алгоритм заполнения таблицы

1. Заполнить графу Порядковый день (записать дату отсчета, скопировать на месяц вперед).
2. В ячейку А11 ввести порядковый день – сегодняшнюю дату. Протабулируйте ее на месяц вперед.

3. в ячейку В11 ввести формулу для описания физического цикла (переменная х соответствует возрасту человека).
=SIN(2*ПИ()*(A11-$D$6)/23)
/как найти возраст человека, зная текущую дату и дату рождения человека?/
4. В ячейку С11 ввести формулу для описания эмоционального цикла (переменная х соответствует возрасту человека).
=SIN(2*ПИ()*(A11-$D$6)/28)
5. В ячейку D11 ввести формулу для описания интеллектуального цикла (переменная х соответствует возрасту человека).
=SIN(2*ПИ()*(A11-$D$6)/33)
/при копировании формул, необходимо исправлять адрес ячейки, содержащей Дату отсчета. Как это сделать? /
6. Скопировать соответствующие формулы в столбцы A, B, C, D до указанной даты.

/каждый шаг демонстрирую с помощью проектора/

7. Построим график, представляющий собой синусоиду, отражающий благоприятные (выше оси ОХ) и неблагоприятные (ниже оси ОХ) дни соответствующих циклов. /Спросить этапы построения графиков в среде ЭТ /
биоритмы1.jpg
8. Выполнить необходимые настройки графика (Формат оси/Метки делений/нет; подписать оси OX и OY).
Анализ результатов моделирования

Заполнить таблицу в бланке проекта «Биоритмы человека», используя компьютерную модель.

/Показать, как определить дату в точках экстремума/
Далее проанализируем результаты моделирования и определим:

1. Неблагоприятные дни для сдачи зачета по физкультуре.

2. Благоприятные дни для свидания с девушкой (юношей).

3. Дни, когда ответы на уроках будут наиболее (наименее) удачными.
III. Закрепление (5минут)

Мы повторили этапы моделирования, построили модель «Биоритмы человека», повторили свойства функции у=sinx, алгоритм построения графика функции у=sinx, выяснили, что при построении модели необходимы знания по биологии и математики); построили и проанализировали (каждый свою) модель «Биоритмы человека» в среде электронных таблиц, использовали знания и умения, приобретенные на уроках информатики.

IV. Подведение итогов (2 минуты)

Похожие:

Тема урока: «Моделирование биоритмов человека» iconТема урока: Модель. Информационное моделирование
Проводит вводный инструктаж по применению рейтинга урока и работы с опорным конспектом

Тема урока: «Моделирование биоритмов человека» iconТема: «Моделирование технологической карты урока с учётом требований...
Технологическая карта урока как современная форма планирования урочной деятельности в соответствии с требованиями фгос. 3

Тема урока: «Моделирование биоритмов человека» iconУрока технологии Тема урока
Цель урока Выбор модели проекта, составление описания внешнего вида с применением полученных знаний и использовании икт

Тема урока: «Моделирование биоритмов человека» iconТема урока: Состав и функции крови, 8-й класс Тип урока
Оборудование: cd-rom «Уроки биологии Кирилла и Мефодия», cd-rom «Открытая биология», презентация «Состав и функции крови», микроскопы,...

Тема урока: «Моделирование биоритмов человека» iconПлан-конспект урока тема урока: " Брейн-ринг по информатике"
Рассказывает этапы проведения урока-игры, основные моменты и оценку результатов проведения

Тема урока: «Моделирование биоритмов человека» iconТема урока: Письмо. Цели урока
Ребята! К нам на почту уже давно пришло письмо. Я не знаю, что с ним делать: адрес на нём не указан, фамилия человека, которому оно...

Тема урока: «Моделирование биоритмов человека» iconОтчет Дисциплина: Учебное предприятие Тема : Моделирование мебели...
Тема: Моделирование мебели для торгового предприятия (на примере ри (филиала) АлтГУ)

Тема урока: «Моделирование биоритмов человека» iconУроке: Тема урока: Тип урока
Соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию Результативность решения дидактической задачи

Тема урока: «Моделирование биоритмов человека» iconУрока учебной практики с группой №3-14 на 6 июня2014г. Тема урока...
Цели урока: Обучающая формирования умений и навыков самостоятельного оформления договора на прием денежной наличности

Тема урока: «Моделирование биоритмов человека» iconТема: «Как путешествует письмо» Тип урока
В составлении урока я использовала интернет- ресурсы, методичку и художественную литературу

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск