Скачать 188.13 Kb.
|
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Методические указанияКурс «Общий психологический практикум» соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности «Психология» и входит в цикл общепрофессиональных дисциплин. Требования к студентам:Преподавание курса опирается на знания и навыки, полученные в процессе предшествующего изучения дисциплин: «Общая психология», «Экспериментальная психология» и «Математические методы в психологии». Учебные задачи дисциплины:Курс направлен на закрепление общепсихологических знаний и практическое овладение методами психологического исследования. В результате изучения курса студенты должны: иметь представление
знать
уметь
Формы работы студентов:
Контроль знаний студентов:
Результирующая оценка складывается из следующих элементов:
По данным зачета при результирующей оценке менее 4 в ведомость и зачетную книжку студента пишется «Незачет», 4 балла и более - «Зачет». По данным экзамена при результирующей оценке менее 3 в ведомость и зачетную книжку пишется «Неудовлетворительно», 3-5 - «Удовлетворительно», 6-8 - «Хорошо», 9-10 - «Отлично». 2. Содержание программыРаздел 1. Основы психологического исследованияТема 1.1. Предмет, методы и задачи психологического исследования.Специфика предмета психологического исследования. Проблема объективного и субъективного, материального и идеального. Категории и принципы психологии. Методы исследования в психологии: теоретические, эмпирические и математические. Этапы научного исследования в психологии: психологическое знание, проблема, гипотеза, задача, опыт, факты и законы, описание и объяснение, теория и практика. Задачи психологического исследования: стандартизация, экспертиза, проектирование, диагностика, прогнозирование, оптимизация. Разделы психологии: фундаментальные и прикладные. Тема 1.2. Методы сбора данных в психологическом исследовании.Специфика и виды показателей в психологическом исследовании. Требования к измерению психологических показателей: валидность, надежность, репрезентативность. Виды измерения и шкалирования: номинальное, ординальное, интервальное и абсолютное, одномерное и многомерное. Специфика и виды эксперимента в психологии: одноуровневый и многоуровневый, однофакторный и многофакторный. Структура эксперимента: экспериментальный контроль, независимые и зависимые переменные. Квазиэксперимент. Специфика и виды наблюдения в психологии. Возможности и ограничения самонаблюдения в психологическом исследовании. Специфика и виды опроса: интервью и анкетирование в психологии. Специфика психологического тестирования и виды психологических тестов. Тема 1.3. Методы обработки данных в психологическом исследовании.Частотный анализ, таблицы и гистограммы распределений. Параметры распределений: меры положения, рассеивания, асимметрии и эксцесса. Среднее арифметическое, медиана и мода, среднеквадратичное отклонение и размах. Нормирование и квантилизация в процессе стандартизации тестовых шкал. Показатели ошибок, доверительные интервалы и статистическая достоверность. Оценка достоверности различий между распределениями и их параметрами. Параметрические критерии (t-критерий Стьюдента для независимых и зависимых выборок, F-критерий Фишера). Непараметрические критерии (Хи-квадрат Пирсона, Вилкоксона, Манна-Уитни). Оценка степени связи между переменными, коэффициенты линейной корреляции Пирсона, ранговой корреляции Спирмена, двумерные диаграммы рассеивания. Однофакторный и многофакторный дисперсионный анализ. Линейный, нелинейный и множественный регрессионный анализ. Дискриминантный анализ. Факторный анализ. Кластерный анализ. Многомерное шкалирование. Раздел 2. Исследование психических процессов и состоянийТема 2.1. Исследование ощущенийСвойства и виды ощущений. Пороги чувствительности. Психофизические законы. Методы определения абсолютных и дифференциальных порогов чувствительности. Определение границ полей зрения и функциональной асимметрии глаз. Исследование динамики абсолютных порогов световой чувствительности в условиях темновой адаптации. Исследование остроты зрения. Определение абсолютных порогов слуховой чувствительности. Определение зрительных пространственных порогов различения. Измерение дифференциального порога кинестетической чувствительности с помощью методики Кекчеева. Измерение критической частоты слияния мельканий. Тема 2.2. Исследование движенийСвойства и виды движений. Психомоторика. Уровни построения движений. Сенсомоторные реакции. Измерение силы мышечного напряжения. Измерение статического и динамического тремора рук. Измерение времени простой сенсомоторной реакции на световой и звуковой сигналы. Измерение времени и точности реакции различения. Измерение времени и точности сенсомоторной реакции выбора. Измерение реакции на движущийся объект. Измерение параметров графических движений с помощью методики Мира-и-Лопеса. Определение ловкости пальцев при одновременной работе обеих рук по методике Давлетшина. Определение силы нервной системы с помощью теппинг-теста. Определение баланса возбуждения и торможения с помощью кинематометрии. Исследование динамики формирования двигательных навыков. Тема 2.3. Исследование памятиСвойства, виды и процессы памяти. Исследование непроизвольного запоминания по методике П.И.Зинченко. Измерение объема кратковременной памяти по методу Джекобса. Измерение объема кратковременной памяти методом определения отсутствующего элемента. Определение объема кратковременной памяти в зависимости от количества информации на символ по методике Миллера. Измерение объема оперативной памяти по методике Постмана. Исследование динамики процесса заучивания. Исследование непосредственного и опосредованного запоминания по методике двойной стимуляции Лурия и Леонтьева. Сравнение процессов воспроизведения и узнавания. Исследование факторов сохранения материала в памяти. Тема 2.4. Исследование восприятияСвойства и виды восприятия. Исследование особенностей восприятия формы при пассивном и активном осязании. Исследование идентификации одномерных и многомерных зрительных стимулов. Измерение константности зрительного восприятия формы в условиях изменения наклона плоскости объекта. Измерение объема зрительного восприятия. Исследование адаптации зрительного восприятия к искажениям сетчаточных изображений. Изучение иллюзии зрительного восприятия. Изучение иллюзии установки. Исследование полезависимости восприятия. Исследование восприятия времени. Исследование экстрасенсорного восприятия. Тема 2.5. Исследование представленийСвойства и виды представлений. Метод пиктограмм. Определение ведущей репрезентативной системы. Анализ сновидений. Исследование пространственных представлений методом хронометрии умственных действий по методике Шепарда. Тема 2.6. Исследование речиСвойства и виды речи. Оценка свойств слухового внимания методом перепутанных инструкций. Изучение скорости чтения. Определение темпо-ритмических особенностей устной речи. Исследование психолингвистических характеристик письменной речи. Исследование психографологических характеристик письменной речи. Тема 2.7. Исследование мышленияСвойства и виды мышления. Исследование влияния прошлого опыта на способ решения задач по методике Лачинса. Определение лабильности-ригидности мышления с помощью методики словесного лабиринта. Определение беглости и гибкости вербального и образного мышления. Изучение особенностей наглядного-действенного мышления при решении задач сложения фигур из спичек. Изучение особенностей наглядно-действенного мышления с помошью кубиков Коса. Исследование наглядно-образного мышления помощью методики пиктограмм. Исследование понятийного мышления с помощью методик сходства понятий, исключения лишнего, существенных признаков, сложных аналогий, закономерностей. Исследование рассуждения через решение головоломок и задач типа «Да-нет». Изучение особенностей мышления с помощью свободного, направленного и цепного ассоциативного эксперимента. Исследование процессов решения задач с помощью методики «Ханойская башня». Исследование мышления с помощью методики двойной стимуляции Выготского-Сахарова. Исследование параметров когнитивного стиля: импульсивности-рефлексивности по методике Кагана, устойчивости к интерференции по Струп-тесту. Тема 2.8. Исследование вниманияСвойства и виды внимания. Измерение концентрации и устойчивости внимания методом корректурной пробы. Исследование характеристик произвольного внимания методом интеллектуальной пробы. Исследование переключаемости внимания с помощью таблиц Шульте. Исследование работоспособности и функционального состояния с помощью методики вариационной хронорефлексометрии Мороз Тема 2.9. Исследование эмоций и мотивовСвойства и виды эмоций и мотивов. Изучение эмоций методом наблюдения выразительных движений. Исследование распознавания эмоций в вокальной речи. Самооценка эмоционального состояния. Использование методики САН. Использование цветового теста Люшера. Изучение вегетативных проявлений эмоций с помощью регистрации электрокардиограммы и кожно-гальванической реакции. Изучение точности распознавания эмоций по выражению лица. Исследование уровня притязаний. Моторная проба Шварцлангера. Раздел 3 Исследование индивидуально-психологических особенностей личностиТема 3.1. Исследование интеллектуальных способностейСтруктура интеллекта. Исследование уровня общего интеллекта с помощью тестов Вандердика, Кеттелла, Равена, Айзенка. Исследование структуры интеллекта с помощью теста Амтхауэра. Тема 3.2. Исследование темперамента и характераСтруктура личности. Исследование черт темперамента и характера с помощью личностных опросников Айзенка, Кеттелла. Исследование типов профессиональной направленности личности с помощью опросника Голланда. Исследование профессиональных интересов и склонностей с помощью анкеты «Ориентация». Исследование типов акцентуаций личности с помощью типологического опросника Соломина. Исследование типов личности по Майерс-Бриггс. Исследование локуса контроля с помощью шкалы Роттера. Исследование тревожности с помощью шкалы Спилбергера. Исследование личности биографическим методом. Исследование психологического времени личности. Стрессоустойчивость личности. Тест Розенцвейга. Копинг-поведение. Ценностные ориентации. Тема 3.3. Исследование сознания и бессознательногоСтруктура сознания. Представления и отношения. Сознание и бессознательное. Психологическая защита. Использование интервью и анкетирования для изучения сознания. Исследование самооценки. Методика «Кто Я». Проективные методы: тест Роршаха, тест тематической апперцепции, тест незаконченных предложений, тест юмористических фраз. Психосемантические методы: исследование содержания представлений и отношений с помощью методик цветовых метафор, семантического дифференциала, репертуарных решеток. Использование методики цветовых метафор для изучения отношений к различным телевизионным рекламным роликам, к различным музыкальным жанрам и исполнителям, к различным политическим партиям и деятелям, к различным странам и национальностям. Раздел 4. Исследование особенностей общения, межличностных отношений и группового поведенияТема 4.1. Исследование межличностных отношений и представленийДиагностика структуры отношений в группе с помощью социометрии. Диагностика социально-психологического климата в группе. Групповая экспертная оценка личности. Тест многоаспектной квантификации межличностных отношений Лири. Анализ стереотипов социального восприятия. Гендерные стереотипы. Организационная культура. Тема 4.2. Исследование межличностного взаимодействияИзучение особенностей группового принятия решения с помощью методики «Кораблекрушение». Транзактный анализ общения. Анализ игр и манипуляций в общении. Психологический анализ воздействия рекламы на потребителя. Изучение стиля лидерства с помощью опросника Журавлева. Изучение стратегии поведения в конфликтах с помощью опросника Томаса-Килмена. 3. Тематика3.1. Тематика домашних заданий2 курс:
3 курс:
3.2. Тематика контрольных работ2 курс:
3 курс:
4. Вопросы к зачету и экзаменуВопросы к зачету (2 курс)
Вопросы к экзамену (3 курс)
5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины5.1. Список литературыБазовый учебник:
Основная литература:
Дополнительная литература:
5.2. Список оборудования
5.3. Список программного обеспечения
6. Тематический план изучения дисциплины
Автор программы: _____________________________/Соломин И.Л../ |
Федеральному государственному образовательному стандарту. Составлена на основе Примерной программы основного общего образования по... | Согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования 3 поколения (2010 год) по специальности «Лечебное... | ||
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования 3 поколения (2010 год) по специальности «Лечебное... | По Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования – 211 часа | ||
Образовательная программа Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Казанский... | Курс предназначен для студентов, обучающихся по специальности №350800 «Документоведение и документационное обеспечение управления»,... | ||
Конспект лекций содержит все основные разделы, предусмотренные программой учебного курса по праву интеллектуальной собственности... | Выпускные квалификационные работы являются самостоятельными научными исследованиями студента. Согласно государственному образовательному... | ||
Учебник предназначен студентам средних профессиональных учебных заведений. Он соответствует обязательному минимуму содержания исторического... | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |