XIII ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по проведению муниципального этапа
XIII Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку в 2016/2017 учебном году
(составлены по: Радченко О.А. Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку в 2016/2017 учебном году, Москва, 2016)
Ростов-на-Дону, 2016 г. Оглавление
Введение
Характеристика содержания муниципального этапа олимпиады и описание подходов к разработке заданий региональными предметно-методическими комиссиями Олимпиады
Перечень материально-технического обеспечения
Список литературы, интернет-ресурсов и других источников для использования при составлении заданий школьного и муниципального этапов
Описание специфики предметной Олимпиады для разработки требований к организации и проведению муниципального этапа Олимпиады по немецкому языку в субъектах Российской Федерации.
Введение Методические рекомендации подготовлены Центральной предметно-методической комиссией по немецкому языку и предназначены для того, чтобы поддержать муниципальные и региональные предметно-методические комиссии в процессе подготовки и проведения муниципального этапа XIV Всероссийской Олимпиады школьников по немецкому языку в субъектах Российской Федерации.
При разработке данных требований к проведению муниципального этапа Всероссийской Олимпиады школьников по немецкому языку 2016/2017 учебного года члены ЦПМК опирались на соответствующий раздел положения о Всероссийской Олимпиаде школьников (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1252 от 18 ноября 2013 г. «Об утверждении порядка проведения всероссийской олимпиады школьников»)
Предлагаемые методические материалы содержат характеристику содержания муниципального этапа Олимпиады и описание подходов к разработке заданий муниципальными и региональными предметно-методическими комиссиями, перечень необходимого материально-технического обеспечения, список литературы, интернет- ресурсов и других источников, а также описание специфики Олимпиады по немецкому языку, организации и проведения муниципального этапа Олимпиады по немецкому языку в субъектах Российской Федерации.
Методические рекомендации по разработке требований к проведению муниципального этапа Всероссийской Олимпиады школьников по немецкому языку в 2016/2017 утверждены на заседании Центральной предметно-методической комиссии по немецкому языку (протокол № 1 от 14 июня 2016 г.).
Характеристика содержания муниципального этапа XIV Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку и описание подходов к разработке заданий региональными предметно-методическими комиссиями
Всероссийская олимпиада школьников по немецкому языку (далее – Олимпиада) проводится для выявления и развития у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, пропаганды научных знаний, повышения мотивации к изучению немецкого языка и культуры немецкоязычных стран. К числу основных задач нашей Олимпиады относится и сохранение немецкого языка как школьного предмета в Российской Федерации, поскольку в последнее время количество изучающих немецкий язык как первый иностранный постоянно сокращается. Снижающийся интерес к немецкому языку постепенно, но неуклонно переводит его в разряд второго иностранного, изучаемого, как правило, после английского. Существует реальная опасность того, что в ближайшие десять лет мы можем стать свидетелями исчезновения немецкого языка из программы школьного обучения, что следует рассматривать как серьезную культурно-историческую потерю для нашей системы образования в целом. Именно поэтому проведению нашей Олимпиады следует уделить особое внимание, постараться пробудить в обучающихся интерес не только к языку, но и к литературе, культуре, географии, известным личностям немецкоязычных стран.
Организатором муниципального этапа Олимпиады является орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Организаторы Олимпиады могут привлекать к проведению Олимпиады образовательные и научные организации, учебно-методические объединения, государственные корпорации и общественные организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Срок окончания муниципального этапа Олимпиады – не позднее 25 декабря 2016 г.
Особенно обращаем внимание на то, что взимание какой-либо платы с участников за участие в Олимпиаде не допускается.
При проведении муниципального этапа Олимпиады для каждого участника Олимпиады должно быть предоставлено отдельное рабочее место, оборудованное в соответствии с требованиями к проведению этого этапа Олимпиады. Все рабочие места участников Олимпиады должны обеспечивать им равные условия и соответствовать действующим на момент проведения Олимпиады санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам. В пункте проведения Олимпиады вправе присутствовать представители организатора Олимпиады, оргкомитетов и жюри муниципального этапа Олимпиады, должностные лица Минобрнауки России, а также граждане, аккредитованные в качестве общественных наблюдателей в порядке, установленном Минобрнауки России.
Согласно сложившейся уже на протяжении многих лет традиции, муниципальный этап Всероссийской Олимпиады по немецкому языку проводятся с использованием единого комплекта заданий для каждой группы участников. Учитывая разницу в подготовке и языковой и речевой компетенциях обучающихся целесообразно разделить участников муниципального этапа Олимпиады на две возрастные группы: 7-8 и 9-11 классы. Для каждой из указанных групп подготовлен отдельный комплект заданий с возрастающей степенью сложности от группы к группе. Каждый комплект включает все виды заданий Всероссийской Олимпиады школьников по немецкому языку.
Положением о проведении Всероссийской Олимпиады школьников установлено, что в муниципальном этапе Олимпиады по каждому общеобразовательному предмету принимают индивидуальное участие участники школьного этапа Олимпиады текущего года, набравшие необходимое для участия в муниципальном этапе Олимпиады количество баллов, установленное организатором муниципального этапа Олимпиады; победители и призеры муниципального этапа Олимпиады 2015/2016 учебного года, продолжающие обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам основного общего и среднего общего образования. Победители и призеры муниципального этапа Олимпиады 2015/2016 учебного года вправе выполнять олимпиадные задания, разработанные для более старших классов по отношению к тем, в которых они проходят обучение. В случае их прохождения на последующие этапы Олимпиады данные участники выполняют олимпиадные задания, разработанные для класса, который они выбрали на муниципальном этапе Олимпиады.
Содержание задания по конкурсу «Чтение / Leseverstehen» предполагает проверку того, в какой степени участники муниципального этапа Олимпиады владеют рецептивными умениями и навыками содержательного анализа немецких письменных текстов различных типов, тематика которых связана с повседневной, общественной и личной жизнью школьников немецкоязычных стран. В рамках этого задания проверяются умения выделить из текста основные компоненты его содержания, установить идентичность или различие между смыслом двух письменных высказываний, имеющих разную структуру и лексический состав, а также восстановить содержательную логику текста и исключить предложенные в задании избыточные или ошибочные варианты.
Задание по чтению включает две части. В первой части участникам предлагается оригинальный текст о проблемах школьников в немецкоязычных странах и 12 вопросов, предполагающих поиск соответствия или несоответствия какого-либо высказывания фразе в тексте, а также установление того, упоминается ли в тексте данная информация вообще. Основная трудность в выполнении этого задания обычно связана как раз с наличием в задании этого варианта выбора – steht nicht im Text.
Вторая часть задания по чтению предполагает поиск подходящего продолжения для восьми предложений, составляющих в совокупности связный текст, также как правило, посвященный жизни школьников в странах немецкого языка. Первое предложение уже снабжено правильным ответом (оно нумеруется как нулевое). Кроме того, возможно включение большего количества вариантов выбора. В качестве подсказок при выборе правильного варианта могут служить как грамматические средства (союзы, пунктуация, формы глагола, приставки и пр.), так и смысловые элементы. В целом за это задание участники муниципального этапа могут максимально набрать 20 баллов.
«Аудирование / Hörverstehen» является одним из наиболее сложных конкурсов, поскольку аудитивные компетенции вырабатываются у школьников достаточно долго и формируются с опозданием относительно других языковых и речевых компетенций. Участники муниципального этапа Олимпиады должны в основном понимать на слух выдержанное в естественном темпе аутентичное сообщение повседневного, общественно-политического или бытового характера, связанного с жизнью сверстников в немецкоязычных странах. При этом участники данного этапа Олимпиады должны уметь выделять главную и второстепенную информацию в предъявленной им аудиозаписи.
Для учащихся 7-8 классов длительность аудиофрагмента составляет до 2-2.5 минут, учащиеся 9-11 классов прослушивают аудиотекст длительностью до 3 минут.
Задание по аудированию обычно включает две части: в первой участникам Олимпиады предлагаются семь высказываний относительно содержания аудиотекста. Задача учащихся - выбрать верный ответ из предлагаемых трёх вариантов: richtig, falsch, steht nicht im Text. Во второй части предлагаются, как правило, восемь вопросов с четырьмя вариантами ответа к ним по содержанию аудиотекста. Задача испытуемых – выбрать один верный вариант, отражающий содержание исходного аудиотекста. Необходимо непременно дать время участникам познакомиться с заданием до его прослушивания (в течение 2-3 минут), предоставить им возможность обдумать варианты после первого прослушивания (также в течение 2-3 минут), а затем предъявить аудиотекст повторно. После окончания прослушивания участникам муниципального этапа предоставляется возможность перенести ответы в бланки (1 минута). Это задание может быть оценено максимально в 15 баллов.
Рекомендуемая последовательность действий члена жюри, проводящего аудирование:
1. Перед прослушиванием первого отрывка член жюри включает аудиозапись и дает возможность участникам прослушать самое начало аудиотекста. Затем запись выключается, и член жюри обращается к аудитории с вопросом, хорошо ли всем слышно. Если в аудитории кто-то из участников плохо слышит запись, регулируется громкость звучания, и устраняются все технические неполадки, влияющие на качество восприятия текста.
2. После устранения неполадок аудиозапись возвращается на самое начало. Член жюри зачитывает вводную инструкцию:
|