Программа краткосрочного курса по выбору для 9 класса «практическая химия»


Скачать 221.4 Kb.
НазваниеПрограмма краткосрочного курса по выбору для 9 класса «практическая химия»
ТипПрограмма
filling-form.ru > Бланки > Программа
ПРОГРАММА КРАТКОСРОЧНОГО КУРСА ПО ВЫБОРУ ДЛЯ 9 КЛАССА
«ПРАКТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ»


Составитель Емец Ольга Михайловна, учитель химии высшей категории МБОУ «СОШ № 89 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Ижевск

Аннотация

Данный элективный курс входит в образовательную область «Естествознание». Курс имеет модульную структуру. Он может быть использован как межпредметный курс по выбору для учащихся 9 классов. Он позволяет осуществить интегрированный и практический подход к полученным на уроках биологии, экологии и химии знаниям, получить представление о значении биологических, экологических и химических знаний для собственного здоровья, а также в профессии врача, фармацевта, эколога или смежных профессиях.

Преподавать курс смогут учителя химии или биологии (или оба одновременно), имеющие необходимый уровень эрудиции и современную общепедагогическую квалификацию.

Курс способствует расширению кругозора школьников, а также обеспечивает возможность осуществить «пробы» различных видов познавательной деятельности, которые типичны для избранного профиля.
Пояснительная записка

Концепция модернизации российского образования предусматривает переход на старшей ступени общего образования к профильному обучению. Согласно Концепции профильного обучения значительную роль в развитии учащихся играют элективные курсы, выбираемые самими учащимися.

Данный курс рассчитан на учащихся 9 классов, кто заинтересован узнать нечто новое о своем организме, о химии лекарств и экологической химии, а также для тех, кто интересуется профессиями врача, фармацевта, эколога. Он носит межпредметный характер.

Цель курса: предоставление возможности удовлетворить интересы учащихся в области применения химии в медицине, фармакологии, экологии в процессе знакомства с предметом и проведении экспериментальных работ.

Задачи:1)повышение интереса учащихся к химии, областям ее применения;

2)интегрирование химических и биологических знаний;

3)совершенствование навыков проведения эксперимента в области естественных наук;

4)более детальное ознакомление учащихся с техникой лабораторных работ с реактивами, лабораторным оборудованием и химической посудой;

5)развитие познавательных и интеллектуальных способностей учащихся, умений самостоятельно приобретать знания;

6)расширение естественнонаучного мировоззрения, усиление внимания к современным экологическим проблемам;

7)воспитание гражданской ответственности, трудолюбия, аккуратности, внимательности, бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

В качестве основного образовательного результата выступает развитие грамотного отношения к себе, как к сложному, слаженно функционирующему организму; формирование представлений о необходимости химических знаний и компетенций в быту, в профессиях врача, эколога, фармацевта.

Требования к результатам обучения:

По окончании курса учащиеся должны

знать и выполнять правила безопасной работы в химической лаборатории, элементарные сведения о безопасных приемах работы с различными веществами и их влиянии на организм;

уметь работать с реактивами, химической лабораторной посудой, простейшим оборудованием, уметь взвешивать вещества, измерять объемы жидкостей, готовить растворы различной концентрации, усвоить общие правила разделения и очистки веществ, а также их идентификации; производить вычисления состава растворов с использованием массовой доли растворенного вещества, молярной концентрации, растворимости; производить расчеты по уравнениям;

иметь представление о клинических исследованиях, профессиях врача-лаборанта, фармацевта, химика-аналитика, эколога;

понимать необходимость тщательного и точного выполнения лабораторных химических методов исследования для правильной оценки состояния человека, качества лекарственного препарата, состояния окружающей среды; роль расчетных задач в лабораторном анализе.

Курс опирается на Программу общеобразовательной школы, построен на оригинальном материале, выходящем за рамки школьной программы , а также применяет некоторые темы и практические работы, предложенные в литературе (7, 8, 9, 10); в нем раскрываются новые аспекты уже имеющихся у девятиклассников знаний. Это создает условия для формирования интереса к биологии и химии, положительной мотивации, необходимой для обучения в профильном естественно-научном классе.

Направленность курса – развивающая.

Программой предусмотрено проведение лекционных занятий, а также практических и лабораторных работ. Текущий контроль осуществляется по выполнению и проведению практических работ, а также участию в семинарах. Кроме того, можно использовать защиту рефератов или проекта отдельными учащимися или в группе по выбранной тематике как итоговый контроль.

Концепция представляемой программы состоит в том, что в ее содержании предусмотрена реальная практико-ориентированная деятельность учащихся.

Блочно-модульное построение программы позволяет ученику реализовать свое право выбора заданий. Предполагается, что при выполнении программы будут созданы условия для реализации компетентностного подхода в образовании старшеклассников.

На выполнение программы отводится 17 часов (1 ч в неделю).

Учебно-тематическое планирование





Наименование тем

Всего часов


В том числе

Форма контроля

лекция

практ

семинар

1

Модуль 1. « Живой организм и химия»

3

1,5

1

0,5

Тест

Оформление работы в тетради


2

Модуль 2. «Введение в фармацевтическую химию»

3

2

1




Оформление работы в тетради


3

Модуль 3. «Введение в

химию окружающей среды»

4

1

3




Оформление работы в тетради


4

Модуль 4. «Химия в быту»

2

1

1




Оформление работы в тетради


5

Модуль 5. «Решение расчетных задач»

5




3

2

Защита рефератов или проектов



Содержание


Номер и тема

Виды деятельности

Модуль 1. Живой организм и химия -3 ч

1.1. Организационное занятие. ТБ работы в химической лаборатории. Знакомство с химической посудой и лабораторным обрудованием. Взвешивание твердых веществ и отмеривание определенных объемов жидкостей. Плотность растворов и их измерение. Классификация реактивов по их возможному воздействию на организм и по степени чистоты. Хранение реактивов. Обозначения на этикетках

Лекция.

Пр.р. № 1

1.2. Клинический анализ крови и мочи–пример диагностики состояния человека. Профессия врача-лаборанта. Физические свойства и средний состав нормальной мочи. Изменение состава и свойств мочи при различных заболеваниях. Методы определения физических свойств мочи. реакции мочи. Показатели крови в норме. Изменения состава и свойств крови при различных заболеваниях

Лекция


1.3. Определение глюкозы и кетоновых тел в моче


Пр. р .№2


Модуль 2. Введение в фармацевтическую химию – 3 ч




2.1. Общие понятия о лекарственных средствах, их классификация. Домашняя аптечка. Хранение и правила применения лекарств

Лекция

2.2. Фармация. Работа аптеки и контрольно-аналитической лаборатории, аптечных управлений. Профессии провизора, фармацевта, химика-аналитика. Порядок проведения анализов лекарственных средств и их оформление


Лекция


2.3. Изучение лекарственных средств и их идентификация на примере анализа парацетамола

Пр. р. № 3

Модуль 3. Введение в химию окружающей среды -4 ч




3.1. Уровни экологических проблем. Антропогенные источники загрязнения окружающей среды. Понятие о ПДК вредных веществ в атмосфере, воде, пищевых продуктах

Лекция

3.2. Очистка загрязненной воды

Пр. р. .№ 4

3.3. Качественные реакции на некоторые анионы и катионы

Пр.р. № 5


3.4. Анализ воды из природных источников на наличие некоторых ионов

Пр.р. № 6

Модуль 4. Химия в быту – 2 ч




4.1. Химия в быту. Что надо знать о веществах, которые нас окружают

Лекция или выступления учащихся

4.2. Средства бытовой химии, применяемые для выведения пятен. Выведение пятен с тканей.

Электрохимический способ чистки серебряных изделий в быту.

(Учащиеся на выбор выполняют работу 7 или 8)

Пр.р. № 7
Пр.р. № 8.

Модуль 5. Решение расчетных задач




5.1. Решение задач по формулам




5.2. Решение задач на растворы




5.3. Решение задач по уравнениям




Последние 2 ч – защита рефератов





Темы рефератов:

  1. Токсиканты и аллергены в окружающей среде.

  2. Вещества-мутагены и вещества-канцерогены.

  3. Влияние химических факторов на смещение биосферных процессов.

  4. Проблемы городских и промышленных свалок. Пути решения

  5. Съемки сюжетов об экологии г.Ижевска

  6. Защита полученной в Интернете информации о современных экологических технологиях

  7. Физиологическая роль химического элемента (по выбору)

  8. Химический анализ биологических объектов

  9. Основные этапы и требования к отбору проб и проведению лабораторных анализов в клинике.

  10. История зарождения и развития фармацевтической химии и фармацевтической промышленности

  11. Методы исследования лекарственных средств и препаратов

  12. Органические лекарственные препараты на основе витаминов

  13. Лекарственные препараты на основе антибиотических веществ

  14. Лечебные препараты на основе лекарственных трав

  15. Основы получения и производства лекарственных средств и препаратов

  16. Особенности гомеопатии

  17. Химические вещества в косметике и парфюмерии

  18. Средства ухода за жилищем

  19. СМС

  20. Зубные пасты

  21. Ремонт в доме с точки зрения химика

  22. Составление сборничков авторских задач с решениями

Литература для учащихся

  1. О.С.Габриелян. Химия. 9 класс. М. «Дрофа»

  2. Учебник по биологии для 8 класса.

  3. Вили К., Детье В. Биология. М., Мир, 1975.

  4. Мамонтов С.Г. Биология. Пособие для поступающих в вузы. М., Дрофа, 1999.

  5. Кузьменко Н., Еремин В., Попков В. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы. М., ОНИКС 21 век. Мир и образование ,2002.

  6. Различные энциклопедические издания, научно-популярные книги, имеющиеся в школьной библиотеке.

  7. Обучающие электронные программы, интернет.

  8. Минисправочники «Неорганическая химия в реакциях» и «Минисправочник по химии для решения качественных задач», автор Дерябина Н.Е.


Литература для учителя

  1. А.Егоров и др. Общая и неорганическая химия. Уч. пособие для учащихся медицинских лицеев, медико-биологических классов и классов с углубленным изучением химии. Ростов-на-Дону, Феникс, 1997.

  2. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. М., Дрофа, 2002.

  3. Л.Ю.Аликберова, Н.С. Рукк. Полезная химия: задачи и истории. М., Дрофа, 2006.

  4. Занимательные материалы и факты по анатомии и физиологии человека в вопросах и ответах, 8-11 класс. Авторы –составители М.М.Боднарук, Н.В.Ковылина. Волгоград, 2007.

  5. Л.Этинген, Страна анатомия. М.,Советская Россия, 1982.

  6. Олимпиадные и контрольно-проверочные задания нового поколения. Естественно-научные предметы. 9-11 класс. М., Аркти, 2008.

  7. Сборник элективных курсов, составитель В.Г.Денисова, Волгоград, Учитель, 2006.

  8. Элективные курсы, Химия 10-11. Сост. Г.А.Шипарева. М., Дрофа, 2006.

  9. Сборник элективных курсов. Химия 9 класс. Сост. Н.В.Ширшина, Волгоград. Учитель, 2005.

  10. Электив 9. Физика. Химия. Биология. Сост. С.В.Дендебер и др. М., 5 за знания, 2006.

  11. Батуев А.С. Словарь основных терминов и понятий по анатомии, физиологии и гигиене. М., Просвещение, 1996.

  12. Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. М., Дрофа, 1997 и др.

  13. Шмакова Ю.А. Химия 10 класс. Лабораторные работы. Саратов, Лицей, 2005 (Тетрадь с практическими работами).

14. Р.Уокер, «Анатомия человека. Иллюстрированный атлас для детей» ОНИКС, М., 1997.











Н

ПРИЛОЖЕНИЕ

Примеры практических работ
Практическая работа № 2

  1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГЛЮКОЗЫ (САХАРА) В МОЧЕ.

Метод основан на способности глюкозы при нагревании в щелочной среде восстанавливать гидроксид меди (II) синего цвета в гидроксид меди (I) (оранжево-красного цвета)

Реактивы и оборудование: а) 1,3 г кр. Сульфата меди (II) растворяют в 40 мл дистиллированной воды; б) 5 г гидроксида натрия растворяют в 40 мл дистиллированной воды, в) 1,5 г глицерина растворяют 20 мл дистиллированной воды. Все три раствора смешивают. Полученный реактив можно длительно хранить в холодном месте. Имитирующий реактив (табл.1); пробирки, стаканы, спиртовка.

Ход работы. В пробирку наливают 4 мл смешанного реактива и добывляют 2 мл «мочи». Доводят раствор до кипения. Желтая или оранжевая краска с осадком свидетельствует о положительной реакции.

Учащимся выдаются имитирующие растворы, представленные в таблице 1.

Таблица 1.

Имитирующий раствор для определения глюкозы в моче

№ проб

Состав раствора

Опр. вещества

Результаты

1

Несколько капель раствора глюкозы в растворе слабо заваренного чая

глюкоза

Положит. Реакция

2

Раствор слабо заваренного чая

глюкоза

Отриц.

реакция


Обнаружение глюкозы в моче можно проводить также с помощью специальной индикаторной бумаги, которые без рецепта продаются в аптеках. ( Инструкция прилагается в упаковке)


  1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЕТОНОВЫХ ТЕЛ В МОЧЕ

Метод основан на свойстве ацетона образовывать иодоформ при взаимодействии с иодом. При этом вначале образуется трииодацетон, который гидролизуется до иодоформа и соли уксусной кислоты в щелочной среде:

CH3COCH3 + 3 I2 + 3NaOH = CH3COCI3 + 3NaI + 3 H2O,

CH3COCI3 + NaOH = CH3COONa + CHI3.

Реактивы и оборудование: ацетон, растворы слабо заваренного чая, гидроксида натрия (10 %-й), 5 %-й раствор иода в растворе иодида калия; пробирки, пипетки.

Ход работы. К 2 мл «мочи» добавляют 3-4 капли раствора гидроксида натрия и затем по каплям раствор иода до слабо-желтой окраски.

При наличии ацетона жидкость мутнеет вследствие образования бледно-желтого кристаллического осадка иодоформа, обладающего характерным запахом.

Учащимся выдаются несколько стаканчиков с имитирующими растворами мочи, представленными в таблице 2.

Таблица 2.

Имитирующие растворы для определения ацетоновых тел в моче

№ пр.

Состав раствора

Опр. В-ва

Рез-ты

1

Слабо заваренный чай с несколькими каплями ацетона

Ацетоновые тела

Положит.проба

2

Слабо заваренный чай

Ацетоновые тела

Отриц.проба


Результат анализа учащиеся записывают на бланк, форма которого представлена ниже

Бланк для записи результатов анализа мочи

Поликлиника №_________ Общий анализ мочи № _____________

Гр._________________________________Дата___________________

Цвет______________________________Прозрачность_____________

Плотность_________________________ Реакция__________________

Белок______________________________Эпителий________________

Лейкоциты__________________________Эритроциты______________

Сахар_______________________________Ацетон__________________

Билирубин___________________________Индикан_________________

Амилаза________________________________Слизь________________

Соли_______________________________________________________

Дополнительные исследования мутности_________________________

Дата ____________________________ Подпись____________________
Для врача____________________________________
Заполнение бланка производится по исследованным показателям.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Практическая работа № 3

ИЗУЧЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ И ИХ ИДЕНТИФИКАЦИЯ НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА ПАРАЦЕТАМОЛА
Парацетамол по химическому строению является производным фенола. В параположении относительно гидроксогруппы к бензольному кольцу присоединена аминогруппа, в которой один атом водорода замещен группой –НСОСН3. Лекарственные средства аналогичного строения идентифицируются либо по фенольной гидроксогруппе (реакцией с хлоридом железа (111)), либо как первичные амины ароматического ряда.

Реактивы и оборудование: парацетамол (таблетка), раствор хлорида железа (III) (10 %-й), соляная кислота (1:1), раствор дихромата калия (10 %-й); два химических стакана (50 мл), коническая колба, воронка, фильтровальная бумага, спиртовка, спички, медная сетка, держатель для пробирок.

Ход работы.

  1. Реакция с хлоридом железа (III). Половинку таблетки парацетамола растворяют в 25 мл воды и добавляют 2 -3 мл раствора хлорида железа (III). Наблюдается фиолетовое окрашивание.

  2. Реакция с окислителями. Четвертинку таблетки парацетамола кипятят с 10 мл соляной кислоты, добавляют равный объем воды и охлаждают. Смесь при необходимости фильтруют. К фильтрату прибавляют по каплям раствор дихромата калия. Наблюдается фиолетовое окрашивание.



ПРИЛОЖЕНИЕ

Практическая работа № 4

ОЧИСТКА ЗАГРЯЗНЕННОЙ ВОДЫ
Порядок работы:

  1. Получите у преподавателя образец грязной воды. Мерным цилиндром измерьте объем, запишите объем в таблицу.





  2. Цвет

    Прозрачность

    Запах

    Наличие масла

    Объем тв. примесей

    Перед обработкой
















    После отделения воды от масла
















    После фильтрования
















    После адсорбции













    Внимательно изучите внешний вид образца воды: цвет, запах, прозрачность, наличие твердых частичек или пятен и запишите свои наблюдения в таблицу данных.


Отделение воды от масла.

Вода и масло незначительно смешиваются друг с другом. Если оставить смесь этих двух веществ, она разделится на два слоя, причем масло окажется сверху.

  1. Вставьте воронку в фарфоровый треугольник и поместите ее в кольцевой держатель. Прикрепите резиновый шланг к концу воронки.

  2. Пережмите резиновую трубку зажимом (или просто пальцами). Налейте примерно половину образца грязной воды в воронку. Дайте отстояться до отделения водного слоя.

  3. Осторожно откройте зажим и слейте нижний слой в стакан объемом 150 мл. Сразу после этого перекройте зажим.

  4. Слейте оставшийся слой во второй такой же стакан.

  5. Повторите стадии 2-4 для оставшейся половины вашего образца, добавляя жидкость из того или другого слоя в соответствующие стаканы.

  6. Вылейте верхний, масляный слой, куда укажет преподаватель. Изучите внешний вид и измерьте объем оставшегося, водного слоя. Сохраните его для последующих опытов.

Фильтрование через песок.

Песочный фильтр захватывает твердые частицы, загрязняющие воду, которые слишком велики, для того, чтобы пройти между песчинками.

  1. Распрямите скрепку для бумаги и с ее помощью сделайте небольшие отверстия в донышке пластмассового стакана.

  2. Насыпьте в этот стаканчик слоями гравий, песок, снова гравий. Нижний слой гравия предотвращает вымывание песка через отверстия. Верхний – чтобы песок не взмучивался при приливании воды.

  3. Осторожно налейте фильтруемый раствор в стакан. Соберите отфильтрованную воду в отдельный стакан.

  4. Выбросьте использованный песок и гравий в соответствии с указаниями преподавателя. Ни в коем случае не выкидывайте песок и гравий в раковину!

  5. Рассмотрите внешний вид и измерьте объем воды. Сохраните ее для последующий опытов.


Адсорбция/фильтрование на древесном угле.

Древесный уголь адсорбирует (поглощает на своей поверхности) многие вещества, которые могут придавать воде мутный вид, а также неприятные запах и вкус. С этой целью древесный уголь часто используют в аквариумах для рыб.

  1. Сверните бумажный фильтр.

  2. Поместите свернутый фильтр в воронку, слегка смочив водой.

  3. Закрепите воронку и опустите кольцо штатива таким образом, чтобы конец воронки опустился на 2-3 см внутрь стакана объемом 150 мл.

  4. Поместите древесный уголь в стакан, объемом в 150 мл, слоем 2 см.

  5. Добавьте образец воды к древесному углю в стакан, перемешайте смесь и осторожно пропустите ее через бумажный фильтр. Следите, чтобы жидкость не протекала между фильтровальной бумагой и воронкой, и чтобы уровень жидкости находился ниже верха бумажного фильтра.

  6. Если фильтрат содержит небольшие темные частички древесного угля, то профильтруйте еще раз, используя чистую фильтровальную бумагу.

  7. После того, как вы останетесь довольны внешним видом и запахом очищенной воды, слейте ее в мерный цилиндр. Запишите конечный объем очищенного образца. Расчеты: % «чистой « воды = V «чистой» воды\V грязной воды*100%.

Вопросы: сколько % жидкости теряется в результате очистки и какой объем грязной воды был потерян?


ПРИЛОЖЕНИЕ

Практическая работа № 6

АНАЛИЗ ВОДЫ ИЗ ПРИРОДНЫХ ИСТОЧНИКОВ НА НАЛИЧИЕ НЕКОТОРЫХ ИОНОВ.

В результате производственной деятельности человека изменяется состояние природной среды. Ежегодный (весна и осень) анализ проб на содержание катионов и ряда анионов позволит сделать выводы о состоянии природной среды и проследить за ее изменением. Предлагаемые аналитические исследования не только дадут возможность учащимся задуматься над важностью экологических проблем, но и помогут осознать роль человека в их решении.

Опыт 1. Обнаружение катионов свинца.

Реагент: хромат калия (10 г K2CrO4 растворить в 90 мл воды). Условия проведения реакции: рН=7,0; Т комнатная; осадок нерастворим в воде, уксусной кислоте и аммиаке.

Выполнение анализа. В пробирку помещают 10 мл пробы воды, прибавляют 1 мл раствора реагента. Если выпадает желтый осадок (PbCrO4), то содержание катионов свинца более 100 мг\л. Если наблюдается помутнение раствора, то концентрация ионов свинца более 20 мг\л, а при опалесценции – 0,1 мг\л.

Опыт 2. Обнаружение хлорид-ионов.

Реагенты: нитрат серебра (5 г растворить в 95 мл воды), азотная кислота (1:4). Условия проведения реакции: рН<7,0; Т комнатная.

Выполнение анализа. К 10 мл пробы воды прибавляют 3-4 капли азотной кислоты и приливают 0,5 мл раствора нитрата серебра. Белый осадок (AgCl ) выпадает при концентрации хлорид-ионов более 100 мг\л. Помутнение раствора наблюдается , если концентрация хлорид-ионов более 10 мг\л, опалесценция – более 1 мг\л. При добавлении избытка аммиака раствор становится прозрачным.

Опыт 3. Обнаружение сульфат-ионов.

Реагенты: хлорид бария (10 г растворить в 90 г воды); соляная кислота (16 мл HCl с плотностью 1,19 растворить в воде и довести объем до 100 мл). Условия проведения реакции: рН<7,0; Т комнатная; осадок нерастворим в азотной и соляной кислотах.

Выполнение анализа: К 10 мл пробы воды прибавляют 2-3 капли соляной кислоты и приливают 0,5 мл раствора хлорида бария. При концентрации ионов более 10 мг\л выпадает осадок BaSO4 (белый). Если наблюдается опалесценция, то концентрация сульфат-ионов более 1 мг\л.

В конце работы учащиеся сравнивают полученные результаты с ПДК (см. также: Справочник предельно допустимых концентраций вредных веществ в пищевых продуктах и среде обитания.–М., Высшая школа, 1993). Наименование вещества ПДК, мг\л

Ионы свинца 0,03

Хлорид-ионы 300

Сульфат-ионы 400.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Практическая работа № 7

ВЫВЕДЕНИЕ ПЯТЕН С ТКАНЕЙ
Опыт 1. Удаление пятен чая. Смесью 4-х частей глицерина с 1-й частью нашатырного спирта обработать пятно, промыть. Старые пятна смочить раствором щавелевой кислоты, оставить на 5-10 мин, после чего промыть водой.

Опыт 2. Удаление пятен от ягод (сока). Свежее пятно засыпать поваренной солью, после чего промыть водой с мылом. Застарелые пятна обработать раствором щавелевой кислоты (2 чайные ложки на стакан воды). На целых тканях пятно удалить 10 %-ным раствором пероксида водорода.

Опыт 3. Удаление жировых пятен. Приготовить кашицу из бензина и крахмала или жженой магнезии. Нанести на пятно слоем 3-4 мм, оставить до испарения бензина, крахмал стряхнуть. (Или подогретым до 60-70 град. С раствором нашатырного спирта – 1 столовая ложка на стакан воды).

Опыт 4. Удаление пятен от кофе. Добавить к поваренной соли немного глицерина, смазать пятно, затем отстирать. С белой ткани вывести пятно 10 %-ным раствором пероксида водорода.

Опыт 5. Удаление ржавых пятен. 10 %-ным раствором щавелевой кислоты или лимонной смочить несколько раз пятно, слегка подсушить ткань, после чего промыть водой.

Вопросы и задания:

  1. Вы пролили иод на белую салфетку. Однако через несколько дней пятно исчезло. Можно ли написать уравнение реакции, благодаря которой исчезло пятно? Если бы вы удаляли пятно с ткани, то какое соединение вы бы использовали: с окислительными или восстановительными свойствами?

  2. Вам надо удалить два свежих пятна – подсолнечного масла и иода. Можно ли удалить их физическим способом, не прибегая к помощи химии?

  3. Свежее пятно от подсолнечного масла или растопленного свиного сала с одежды можно удалить, если сразу же засыпать его зубным порошком. С точки зрения химика, растительное масло и свиное сало существенно отличаются. Можно ли сказать, что отличаются и процессы, за счет которых происходит удаление этих пятен?

  4. Вам надо удалить пятна: ржавчины, сливочного масла (свежее), кофе, иода, морковного сока, вишневого сока, мясного соуса. В вашем распоряжении: персоль, зубной порошок, стиральный порошок с биодобавками, УФ-лампа, бензин, лимонная кислота. Подберите средства выведения каждого вещества.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Практическая работа № 8

ЧИСТКА СЕРЕБРЯНЫХ ИЗДЕЛИЙ ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКИМ СПОСОБОМ ( и другими).

Рецепты:

  • Возьмем стеклянную или пластмассовую емкость. На дно положим алюминиевую пищевую фольгу. На нее поместим серебряные изделия. Далее, в горячей воде размешиваем питьевую соду (столовая ложка на литр воды). Этим раствором заливаем серебро на ночь. Наутро все будет сиять и блестеть.

  • Серебро можно эффективно отчищать кофейной гущей. Нужно просто потереть гущей ложку.

  • Так же хорошо серебро можно очистить в картофельном отваре (вода, оставшаяся после варки картофеля). Просто опускаем серебро в отвар на 10-15 минут, чистим щеточкой, промываем в теплой воде, и все сияет, как новое.

  • Если нагреть потемневшую серебряную ложку над открытым огнем, то она станет новой и блестящей. Но это только в том случае, если серебро высокой пробы. Если в ложке много примесей, то этот способ не поможет. Серебро может вообще посинеть или приобрести «экзотический» оттенок.

  • Позолоченные изделия нужно чистить очень аккуратно, чтобы не счистить саму позолоту. Для этого необходимо намазать изделие яичным белком и аккуратно, мягкой губкой протереть.

  • Медные и латунные изделия можно очистить следующим образом. Взять хозяйственное мыло, нашатырный спирт, истолченный в порошок мел и обычную воду и развести в пропорции 2:3:9:6. Взболтанным раствором смочить предметы, а потом вытереть сухой тряпочкой до блеска

  • Жир с медных и латунных изделий можно отмыть сильно горячим раствором кальцинированной соды.

  • Последнее, нужно протереть очищенные изделия солью и уксусом.

  • Золотые колечки, сережки, цепочки удобно чистить в смеси нашатырного и этилового спирта в объемном соотношении 1:1. Залить на несколько часов, иногда слегка помешивать.

Задача к пр. р. «Чистка серебряных изделий электрохимическим способом»

Серебряные изделия на воздухе темнеют. Это связано на поверхности металла тонкого слоя сульфида серебра Ag2S. Однако можно серебро осветлить, для этого серебряный предмет заливают горячим водным раствором карбоната натрия (25 г на 0,5 л воды) и добавляют гранулы или стружку цинка, выдерживают в течение нескольких часов:

Ag2S + Zn + 3 Na2CO3 + 4 H2O = 2 Ag + Na2[Zn(OH)4] + NaHS + 3 NaHCO3.

  1. Рассчитайте массу цинка, необходимую для химического «отбеливания» 40см2 поверхности серебряных изделий данным способом, если содержание сульфида серебра составляет 0,02 г\см2.

  2. Составьте уравнение реакции, если вместо цинка используется алюминиевая фольга.







Похожие:

Программа краткосрочного курса по выбору для 9 класса «практическая химия» iconРабочая программа по литературному чтению для 4 б класса Антипиной Ольги Витальевны
Федеральными государственными образовательными стандартами. Данная программа рассчитана для учащихся 4 б класса. Программа «Литературное...

Программа краткосрочного курса по выбору для 9 класса «практическая химия» iconМетодические указания к выполнению лабораторных работ по курсу «Аналитическая...
Методические указания предназначены для выполнения лабораторного практикума в соответствии с программой курса «Аналитическая химия»...

Программа краткосрочного курса по выбору для 9 класса «практическая химия» iconПрограмма Утверждена на заседании
Вступительного экзамена «общая химия» в магистратуру по направлению «химия» по программе «органическая химия»

Программа краткосрочного курса по выбору для 9 класса «практическая химия» iconМетодические указания для студентов 3 курса специальности 020101 «Химия»
Производственная практика методические указания для студентов 3 курса специальности 020101 «Химия»: метод указ. / Сост. Н. Е. Сидорина,...

Программа краткосрочного курса по выбору для 9 класса «практическая химия» iconРабочая программа по истории в 9 классе Пантелеевой Татьяны Александровны
«История», а также программ курса «Новейшая история зарубежных стран. XX в.» для 9 класса, курса «История России XX век» Загладина...

Программа краткосрочного курса по выбору для 9 класса «практическая химия» iconПрограмма академического бакалавриата профиль подготовки «Физическая химия»
Монина Людмила Николаевна. Практикум по физико-химическому анализу. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов...

Программа краткосрочного курса по выбору для 9 класса «практическая химия» iconЗадачи к лабораторному практикуму по физической химии для студентов...
Задачи для лабораторного практикума по физической химии. Для студентов 3 курса специальности «Химия»

Программа краткосрочного курса по выбору для 9 класса «практическая химия» iconКонспект лекций для студентов I курса медицинского факультета специальности «Стоматология»
Химия. Конспект лекций для студентов I курса медицинского факультета специальности «Стоматология». Часть Общая химия. М.: Изд-во...

Программа краткосрочного курса по выбору для 9 класса «практическая химия» iconРабочая программа по английскому языку для 9 класса составлена в...
Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 9 класса английскому языку в общеобразовательных учреждениях, является продолжением...

Программа краткосрочного курса по выбору для 9 класса «практическая химия» iconРабочая программа по английскому языку для обучающихся 6 класса Учитель:...
Данная рабочая программа по английскому языку предназначена для обучающихся 6-х классов общеобразовательной школы, продолжающих изучение...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск