Скачать 221.4 Kb.
|
ПРОГРАММА КРАТКОСРОЧНОГО КУРСА ПО ВЫБОРУ ДЛЯ 9 КЛАССА «ПРАКТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ» Составитель Емец Ольга Михайловна, учитель химии высшей категории МБОУ «СОШ № 89 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Ижевск Аннотация Данный элективный курс входит в образовательную область «Естествознание». Курс имеет модульную структуру. Он может быть использован как межпредметный курс по выбору для учащихся 9 классов. Он позволяет осуществить интегрированный и практический подход к полученным на уроках биологии, экологии и химии знаниям, получить представление о значении биологических, экологических и химических знаний для собственного здоровья, а также в профессии врача, фармацевта, эколога или смежных профессиях. Преподавать курс смогут учителя химии или биологии (или оба одновременно), имеющие необходимый уровень эрудиции и современную общепедагогическую квалификацию. Курс способствует расширению кругозора школьников, а также обеспечивает возможность осуществить «пробы» различных видов познавательной деятельности, которые типичны для избранного профиля. Пояснительная записка Концепция модернизации российского образования предусматривает переход на старшей ступени общего образования к профильному обучению. Согласно Концепции профильного обучения значительную роль в развитии учащихся играют элективные курсы, выбираемые самими учащимися. Данный курс рассчитан на учащихся 9 классов, кто заинтересован узнать нечто новое о своем организме, о химии лекарств и экологической химии, а также для тех, кто интересуется профессиями врача, фармацевта, эколога. Он носит межпредметный характер. Цель курса: предоставление возможности удовлетворить интересы учащихся в области применения химии в медицине, фармакологии, экологии в процессе знакомства с предметом и проведении экспериментальных работ. Задачи:1)повышение интереса учащихся к химии, областям ее применения; 2)интегрирование химических и биологических знаний; 3)совершенствование навыков проведения эксперимента в области естественных наук; 4)более детальное ознакомление учащихся с техникой лабораторных работ с реактивами, лабораторным оборудованием и химической посудой; 5)развитие познавательных и интеллектуальных способностей учащихся, умений самостоятельно приобретать знания; 6)расширение естественнонаучного мировоззрения, усиление внимания к современным экологическим проблемам; 7)воспитание гражданской ответственности, трудолюбия, аккуратности, внимательности, бережного отношения к материальным и духовным ценностям. В качестве основного образовательного результата выступает развитие грамотного отношения к себе, как к сложному, слаженно функционирующему организму; формирование представлений о необходимости химических знаний и компетенций в быту, в профессиях врача, эколога, фармацевта. Требования к результатам обучения: По окончании курса учащиеся должны знать и выполнять правила безопасной работы в химической лаборатории, элементарные сведения о безопасных приемах работы с различными веществами и их влиянии на организм; уметь работать с реактивами, химической лабораторной посудой, простейшим оборудованием, уметь взвешивать вещества, измерять объемы жидкостей, готовить растворы различной концентрации, усвоить общие правила разделения и очистки веществ, а также их идентификации; производить вычисления состава растворов с использованием массовой доли растворенного вещества, молярной концентрации, растворимости; производить расчеты по уравнениям; иметь представление о клинических исследованиях, профессиях врача-лаборанта, фармацевта, химика-аналитика, эколога; понимать необходимость тщательного и точного выполнения лабораторных химических методов исследования для правильной оценки состояния человека, качества лекарственного препарата, состояния окружающей среды; роль расчетных задач в лабораторном анализе. Курс опирается на Программу общеобразовательной школы, построен на оригинальном материале, выходящем за рамки школьной программы , а также применяет некоторые темы и практические работы, предложенные в литературе (7, 8, 9, 10); в нем раскрываются новые аспекты уже имеющихся у девятиклассников знаний. Это создает условия для формирования интереса к биологии и химии, положительной мотивации, необходимой для обучения в профильном естественно-научном классе. Направленность курса – развивающая. Программой предусмотрено проведение лекционных занятий, а также практических и лабораторных работ. Текущий контроль осуществляется по выполнению и проведению практических работ, а также участию в семинарах. Кроме того, можно использовать защиту рефератов или проекта отдельными учащимися или в группе по выбранной тематике как итоговый контроль. Концепция представляемой программы состоит в том, что в ее содержании предусмотрена реальная практико-ориентированная деятельность учащихся. Блочно-модульное построение программы позволяет ученику реализовать свое право выбора заданий. Предполагается, что при выполнении программы будут созданы условия для реализации компетентностного подхода в образовании старшеклассников. На выполнение программы отводится 17 часов (1 ч в неделю). Учебно-тематическое планирование
Содержание
Темы рефератов:
Литература для учащихся
Литература для учителя
14. Р.Уокер, «Анатомия человека. Иллюстрированный атлас для детей» ОНИКС, М., 1997.
ПРИЛОЖЕНИЕ Примеры практических работ Практическая работа № 2
Метод основан на способности глюкозы при нагревании в щелочной среде восстанавливать гидроксид меди (II) синего цвета в гидроксид меди (I) (оранжево-красного цвета) Реактивы и оборудование: а) 1,3 г кр. Сульфата меди (II) растворяют в 40 мл дистиллированной воды; б) 5 г гидроксида натрия растворяют в 40 мл дистиллированной воды, в) 1,5 г глицерина растворяют 20 мл дистиллированной воды. Все три раствора смешивают. Полученный реактив можно длительно хранить в холодном месте. Имитирующий реактив (табл.1); пробирки, стаканы, спиртовка. Ход работы. В пробирку наливают 4 мл смешанного реактива и добывляют 2 мл «мочи». Доводят раствор до кипения. Желтая или оранжевая краска с осадком свидетельствует о положительной реакции. Учащимся выдаются имитирующие растворы, представленные в таблице 1. Таблица 1. Имитирующий раствор для определения глюкозы в моче
Обнаружение глюкозы в моче можно проводить также с помощью специальной индикаторной бумаги, которые без рецепта продаются в аптеках. ( Инструкция прилагается в упаковке)
Метод основан на свойстве ацетона образовывать иодоформ при взаимодействии с иодом. При этом вначале образуется трииодацетон, который гидролизуется до иодоформа и соли уксусной кислоты в щелочной среде: CH3COCH3 + 3 I2 + 3NaOH = CH3COCI3 + 3NaI + 3 H2O, CH3COCI3 + NaOH = CH3COONa + CHI3. Реактивы и оборудование: ацетон, растворы слабо заваренного чая, гидроксида натрия (10 %-й), 5 %-й раствор иода в растворе иодида калия; пробирки, пипетки. Ход работы. К 2 мл «мочи» добавляют 3-4 капли раствора гидроксида натрия и затем по каплям раствор иода до слабо-желтой окраски. При наличии ацетона жидкость мутнеет вследствие образования бледно-желтого кристаллического осадка иодоформа, обладающего характерным запахом. Учащимся выдаются несколько стаканчиков с имитирующими растворами мочи, представленными в таблице 2. Таблица 2. Имитирующие растворы для определения ацетоновых тел в моче
Результат анализа учащиеся записывают на бланк, форма которого представлена ниже Бланк для записи результатов анализа мочи Поликлиника №_________ Общий анализ мочи № _____________ Гр._________________________________Дата___________________ Цвет______________________________Прозрачность_____________ Плотность_________________________ Реакция__________________ Белок______________________________Эпителий________________ Лейкоциты__________________________Эритроциты______________ Сахар_______________________________Ацетон__________________ Билирубин___________________________Индикан_________________ Амилаза________________________________Слизь________________ Соли_______________________________________________________ Дополнительные исследования мутности_________________________ Дата ____________________________ Подпись____________________ Для врача____________________________________ Заполнение бланка производится по исследованным показателям. ПРИЛОЖЕНИЕ Практическая работа № 3 ИЗУЧЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ И ИХ ИДЕНТИФИКАЦИЯ НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА ПАРАЦЕТАМОЛА Парацетамол по химическому строению является производным фенола. В параположении относительно гидроксогруппы к бензольному кольцу присоединена аминогруппа, в которой один атом водорода замещен группой –НСОСН3. Лекарственные средства аналогичного строения идентифицируются либо по фенольной гидроксогруппе (реакцией с хлоридом железа (111)), либо как первичные амины ароматического ряда. Реактивы и оборудование: парацетамол (таблетка), раствор хлорида железа (III) (10 %-й), соляная кислота (1:1), раствор дихромата калия (10 %-й); два химических стакана (50 мл), коническая колба, воронка, фильтровальная бумага, спиртовка, спички, медная сетка, держатель для пробирок. Ход работы.
ПРИЛОЖЕНИЕ Практическая работа № 4 ОЧИСТКА ЗАГРЯЗНЕННОЙ ВОДЫ Порядок работы:
Отделение воды от масла. Вода и масло незначительно смешиваются друг с другом. Если оставить смесь этих двух веществ, она разделится на два слоя, причем масло окажется сверху.
Фильтрование через песок. Песочный фильтр захватывает твердые частицы, загрязняющие воду, которые слишком велики, для того, чтобы пройти между песчинками.
Адсорбция/фильтрование на древесном угле. Древесный уголь адсорбирует (поглощает на своей поверхности) многие вещества, которые могут придавать воде мутный вид, а также неприятные запах и вкус. С этой целью древесный уголь часто используют в аквариумах для рыб.
Вопросы: сколько % жидкости теряется в результате очистки и какой объем грязной воды был потерян? ПРИЛОЖЕНИЕ Практическая работа № 6 АНАЛИЗ ВОДЫ ИЗ ПРИРОДНЫХ ИСТОЧНИКОВ НА НАЛИЧИЕ НЕКОТОРЫХ ИОНОВ. В результате производственной деятельности человека изменяется состояние природной среды. Ежегодный (весна и осень) анализ проб на содержание катионов и ряда анионов позволит сделать выводы о состоянии природной среды и проследить за ее изменением. Предлагаемые аналитические исследования не только дадут возможность учащимся задуматься над важностью экологических проблем, но и помогут осознать роль человека в их решении. Опыт 1. Обнаружение катионов свинца. Реагент: хромат калия (10 г K2CrO4 растворить в 90 мл воды). Условия проведения реакции: рН=7,0; Т комнатная; осадок нерастворим в воде, уксусной кислоте и аммиаке. Выполнение анализа. В пробирку помещают 10 мл пробы воды, прибавляют 1 мл раствора реагента. Если выпадает желтый осадок (PbCrO4), то содержание катионов свинца более 100 мг\л. Если наблюдается помутнение раствора, то концентрация ионов свинца более 20 мг\л, а при опалесценции – 0,1 мг\л. Опыт 2. Обнаружение хлорид-ионов. Реагенты: нитрат серебра (5 г растворить в 95 мл воды), азотная кислота (1:4). Условия проведения реакции: рН<7,0; Т комнатная. Выполнение анализа. К 10 мл пробы воды прибавляют 3-4 капли азотной кислоты и приливают 0,5 мл раствора нитрата серебра. Белый осадок (AgCl ) выпадает при концентрации хлорид-ионов более 100 мг\л. Помутнение раствора наблюдается , если концентрация хлорид-ионов более 10 мг\л, опалесценция – более 1 мг\л. При добавлении избытка аммиака раствор становится прозрачным. Опыт 3. Обнаружение сульфат-ионов. Реагенты: хлорид бария (10 г растворить в 90 г воды); соляная кислота (16 мл HCl с плотностью 1,19 растворить в воде и довести объем до 100 мл). Условия проведения реакции: рН<7,0; Т комнатная; осадок нерастворим в азотной и соляной кислотах. Выполнение анализа: К 10 мл пробы воды прибавляют 2-3 капли соляной кислоты и приливают 0,5 мл раствора хлорида бария. При концентрации ионов более 10 мг\л выпадает осадок BaSO4 (белый). Если наблюдается опалесценция, то концентрация сульфат-ионов более 1 мг\л. В конце работы учащиеся сравнивают полученные результаты с ПДК (см. также: Справочник предельно допустимых концентраций вредных веществ в пищевых продуктах и среде обитания.–М., Высшая школа, 1993). Наименование вещества ПДК, мг\л Ионы свинца 0,03 Хлорид-ионы 300 Сульфат-ионы 400. ПРИЛОЖЕНИЕ Практическая работа № 7 ВЫВЕДЕНИЕ ПЯТЕН С ТКАНЕЙ Опыт 1. Удаление пятен чая. Смесью 4-х частей глицерина с 1-й частью нашатырного спирта обработать пятно, промыть. Старые пятна смочить раствором щавелевой кислоты, оставить на 5-10 мин, после чего промыть водой. Опыт 2. Удаление пятен от ягод (сока). Свежее пятно засыпать поваренной солью, после чего промыть водой с мылом. Застарелые пятна обработать раствором щавелевой кислоты (2 чайные ложки на стакан воды). На целых тканях пятно удалить 10 %-ным раствором пероксида водорода. Опыт 3. Удаление жировых пятен. Приготовить кашицу из бензина и крахмала или жженой магнезии. Нанести на пятно слоем 3-4 мм, оставить до испарения бензина, крахмал стряхнуть. (Или подогретым до 60-70 град. С раствором нашатырного спирта – 1 столовая ложка на стакан воды). Опыт 4. Удаление пятен от кофе. Добавить к поваренной соли немного глицерина, смазать пятно, затем отстирать. С белой ткани вывести пятно 10 %-ным раствором пероксида водорода. Опыт 5. Удаление ржавых пятен. 10 %-ным раствором щавелевой кислоты или лимонной смочить несколько раз пятно, слегка подсушить ткань, после чего промыть водой. Вопросы и задания:
ПРИЛОЖЕНИЕ Практическая работа № 8 ЧИСТКА СЕРЕБРЯНЫХ ИЗДЕЛИЙ ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКИМ СПОСОБОМ ( и другими). Рецепты:
Задача к пр. р. «Чистка серебряных изделий электрохимическим способом» Серебряные изделия на воздухе темнеют. Это связано на поверхности металла тонкого слоя сульфида серебра Ag2S. Однако можно серебро осветлить, для этого серебряный предмет заливают горячим водным раствором карбоната натрия (25 г на 0,5 л воды) и добавляют гранулы или стружку цинка, выдерживают в течение нескольких часов: Ag2S + Zn + 3 Na2CO3 + 4 H2O = 2 Ag + Na2[Zn(OH)4] + NaHS + 3 NaHCO3.
|
Федеральными государственными образовательными стандартами. Данная программа рассчитана для учащихся 4 б класса. Программа «Литературное... | Методические указания предназначены для выполнения лабораторного практикума в соответствии с программой курса «Аналитическая химия»... | ||
Вступительного экзамена «общая химия» в магистратуру по направлению «химия» по программе «органическая химия» | Производственная практика методические указания для студентов 3 курса специальности 020101 «Химия»: метод указ. / Сост. Н. Е. Сидорина,... | ||
«История», а также программ курса «Новейшая история зарубежных стран. XX в.» для 9 класса, курса «История России XX век» Загладина... | Монина Людмила Николаевна. Практикум по физико-химическому анализу. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов... | ||
Задачи для лабораторного практикума по физической химии. Для студентов 3 курса специальности «Химия» | Химия. Конспект лекций для студентов I курса медицинского факультета специальности «Стоматология». Часть Общая химия. М.: Изд-во... | ||
Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 9 класса английскому языку в общеобразовательных учреждениях, является продолжением... | Данная рабочая программа по английскому языку предназначена для обучающихся 6-х классов общеобразовательной школы, продолжающих изучение... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |