Л. И. Бадалова Кафедра французского языка №2


НазваниеЛ. И. Бадалова Кафедра французского языка №2
ТипДокументы
filling-form.ru > Бланки > Документы
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТИВНОСТИ

АФРИКАНСКИХ СТУДЕНТОВ
Л.И. Бадалова
Кафедра французского языка № 2

Московского Государственного института

Международных отношений (Университет)

просп. Вернадского, 78, Москва, Россия, 119454
В статье анализируются результаты эмпирического исследования адаптивности как базового свойства личности, выполненного на выборке представителей разных национальностей африканских студентов. Исследование проводилось с помощью сокращенного варианта бланковой методики, разработанной  А.И. Крупновым, а также качественного анализа выраженности компонентов адаптивности и связей между ними с применением корреляционного анализа. Качественный анализ степеней выраженности структурных компонентов адаптивности показывает, что наиболее высокие значения среди всех имеет именно шкала адаптация. Это свидетельствует о высоком уровне приспособленности африканских студентов к новой социокультурной среде, в которой они обучаются. Проблемной зоной адаптивности испытуемых является высокая выраженность шкалы ностальгия и отчужденность. Переживание этих чувств сопровождается негативным эмоциональным фоном и затрудняет вхождение студентов в новый социум. Развитие уверенности в себе и работу с аффективностью можно рассматривать в качестве серьезных ресурсов, которые через положительную связь со слабыми сторонами адаптивности способны компенсировать и корректировать их негативное воздействие. Одновременно отмечается связь переменной ностальгия с переменной адаптация.  Этот феномен свидетельствует о позитивной роли переживания болезненного чувства тоски по родине и близким для повышения степени адаптированности  африканских студентов. Речь идет о двунаправленной функциональной способности ностальгии и ее ценности для успешной интеграции личности в новую социальную среду.

Ключевые слова: адаптивность, переменная, шкала, структура, корреляционная связь, африканские студенты.
Современный мир меняется с невиданной прежде скоростью, стремительно увеличивается мобильность людей, особенно молодых, особенно студентов, выбирающих Вузы других государств для получения высшего образования. И такое свойство личности, как адаптивность, становится решающим для успешной интеграции индивидуума в новый социум и культуру [1-6]. В Российском университете Дружбы народов обучается большое количество студентов из различных стран африканского континента. Образуемая ими этническая группа мало исследована с точки зрения психологических особенностей личности, чем и диктовался научный интерес изучения того, как африканцы приспосабливаются к жизни и учебе в России, так не похожей по своей ментальности, обычаям и климату на их родные страны.

Эмпирическое исследование проводилось на базе инженерного и филологического факультетов РУДН. Выборка исследования составила 103 студента из Анголы, Мозамбика, Гвинеи-Бисау, Кот д’Ивуар, Нигерии, Эфиопии, Танзании, Сенегала, Камеруна, Конго, Намибии, Уганды, Кении, Бенина.

Исследование адаптивности африканских студентов проводилось с помощью сокращенного варианта бланковой методики «Адаптивность», разработанной А.И. Крупновым. Методика включает 6 бланков, каждый из которых измеряет 6 компонентов адаптивности: коммуникацию (К), уверенность (У), эмоциональность (Э), ностальгию (Н), отчуждение (О) и адаптацию (А). Чем выше итоговый балл по шкале, тем более проблемным является данный компонент для личности и тем больше он нуждается в коррекции. Исключение составляет шкала «Адаптация», более высокие баллы по которой, соответствуют более высокому уровню адаптивности субъекта.

Качественный анализ выраженности каждой шкалы методики «Адаптивность» показывает, что наиболее высокие значения среди всех структурных компонентов адаптивности имеет шкала «адаптация» (50,10) (см.рис.5). Это свидетельствует о высоком уровне приспособленности африканских студентов к новой социокультурной среде, в которой они обучаются. Содержательно, компонент выражается в понимании, что для успешного прохождения адаптации, нужна собственная активность, во мнении, что необходимо проявлять терпимость к новому и находить в нем что-то полезное для себя, а также и в том, что личная уверенность – это залог успеха во всем. Лидирующая позиция параметра адаптации в структуре адаптивности свидетельствует о наличии хорошей базы адаптационных ресурсов, которые помогают африканским студентам успешно осваивать социальное пространство вокруг себя.

Рис.5. – Графическое представление переменных адаптивности африканских студентов

Примечание: К – коммуникация, У – уверенность, Э – эмоциональность, Н – ностальгия, О – отчуждение, А – адаптация.

Высокие баллы по компоненту «Ностальгия» (48, 94) свидетельствуют о переживании достаточно интенсивных, сложных, по большей мере негативно окрашенных чувств, в связи с воспоминаниями о жизни в родной стране. Содержательно ностальгия проявляется в том, что африканские студенты часто вспоминают о прошлом, скучают о родных и близких, думают о своем возвращении на родину и при определенных обстоятельствах готовы туда вернуться.

Можно отметить, что переживание ностальгических чувств является одним из самых проблемных с точки зрения общего уровня адаптивности параметров для респондентов.

Шкала «Отчуждение» (40,70) находится на третьем месте по выраженности среди всех остальных признаков. Африканцы переживают отчуждение в виде стремления отстраниться и уйти в себя, отдалиться и удержать безопасную дистанцию с представителями иной культуры. Это выражается в том, что они чаще общаются со своими земляками, имея мало близких людей среди русского населения, что у них иногда появляется желание скорее вернуться домой.

Наряду с ностальгией переживание отчуждения создает комплекс эмоционально-поведенческих характеристик респондентов, которые препятствуют повышению уровня их адаптивности в сторону максимально эффективной интеграции в новое социокультурное пространство.

На рисунке 5 виден качественный разрыв в выраженности переменных «Эмоциональность» (29,63), «Уверенность» (26,00), «Коммуникация» (27,03) и переменных «Отчуждение» (40,70), «Ностальгия» (48,94), «Адаптация» (50,10). Чтобы проверить наличие статистических отличий между выраженностью этих шкал был применен критерий Фридмана. Результаты его использования позволяют сделать вывод, что шкалы действительно статистически отличаются между собой (χ2=247,74, p≤0,01). Первые три указанные шкалы имеют статистически более низкие показатели, чем последующие три шкалы. Шкала «Адаптация» (50,10) имеет самые высокие значения признака среди всех остальных, а шкала «Уверенность» (26,00) – самые низкие. Это показывает, что в структуре адаптивности эмоционально-коммуникативные особенности составляют наименее проблемную зону процесса приспособления африканских студентов к жизни в русской культуре. Наиболее проблемными являются компоненты адаптивности, связанные со спецификой привыкания к жизни вдали от родины, среди людей с другим менталитетом.

Отметим, что низкие показатели по переменным «Эмоциональность» (29,63), «Уверенность» (26,00), «Коммуникация» (27,03) указывают на то, что студенты относительно редко встречаются с трудностями, которые обуславливают эти шкалы. В тех случаях, когда проблемы все же возникают, эмоциональность проявляется в тревожащих навязчивых мыслях и переживаниях, в чувствах гнева, обиды, тревоги. Проблемная область коммуникации содержательно представлена наличием языковых барьеров, мешающих общению, а также тем, что даже среди людей респонденты часто чувствуют себя некомфортно и одиноко, и им бывает трудно говорить или выступать перед аудиторией.

Следовательно, при работе с эмоционально-коммуникативной стороной личности особое внимание стоит обратить на разработку программ по психологической коррекции тревожности, по развитию навыков управления гневом, а также по выработке умения посредством успешного приложения своей общительности налаживать конструктивные контакты с русскоязычным населением.

Самые низкие баллы были получены по шкале «Уверенность» (26,00). Это свидетельствует о том, что африканские студенты реже всего сталкиваются с проблемами неуверенности в себе в процессе адаптации. Если эти проблемы все же возникают, то содержательно они выражаются в том, что студенты не уверены в себе в новой обстановке, их легко привести в состояние замешательства, у них бывает ощущение, что они сделали что-то не то.

Таким образом, сильной стороной адаптивности африканских студентов является высокий уровень приспособленности к жизни в России, сопровождающийся переживанием уверенности в себе и в своих силах. Эмоционально-личностные особенности испытуемых редко создают проблемы в процессе социально-психологической адаптации. Слабой стороной адаптивности респондентов являются часто встречаемые трудности, связанные с переживанием острых ностальгических чувств и отчуждения от русской культуры и социального окружения. Недоверие и порой неприязнь к представителям новой общественной среды, их менталитету, привычкам, стереотипам, сопоставление их с системой ценностей, нравами и обычаями своей страны создают наиболее серьезные проблемы в процессе успешной интеграции в новом социокультурном пространстве.

Для изучения внутренней структуры адаптивности африканских студентов был проведен корреляционный анализ. Он помогает понять систему организации феномена, выявить в ней связанные между собой блоки. Корреляционный анализ показал наличие статистически значимых связей между шкалами методики (см.таб. 7, рис. 6).

Таблица 7

Связь переменных адаптивности африканских студентов (n=103)


Шкалы

К

У

Э

Н

О

А

К

1

0,48⃰;

0,43⃰;

-0,04;

0,08;

0,05;

У




1

0,74⃰;

0,15;

0,23⃰ ⃰;

-0,01;

Э







1

0,34⃰;

0,26⃰;

0,02;

Н










1

0,36⃰;

0,36⃰;

О













1

0,13;

Примечание 1: К – коммуникация, У – уверенность, Э – эмоциональность, Н – ностальгия, О – отчуждение, А – адаптация.

Примечание 2: статистически значимые корреляционные связи: ⃰ - при p≤0,01; ⃰ ⃰ - при p≤0,05.


Рисунок 6 – Связи переменных адаптивности африканских студентов
Примечание 1: К – коммуникация, У – уверенность, Э – эмоциональность, Н – ностальгия, О – отчуждение, А – адаптация.

Примечание 2: выше горизонтальной красной штриховой линии находится зона статистически значимых отличий

Согласно полученным данным, переменная «коммуникация» связана с переменными «уверенность» (0,48) и «эмоциональность» (0,43). Чем больше сложностей коммуникативного характера испытывает личность, тем сильнее ее неуверенность в себе и тем чаще и интенсивнее она испытывает негативные эмоции. Следовательно, повышение коммуникативной компетентности испытуемых автоматически снизит уровень неуверенности в себе, а также поможет справиться с адаптационной тревожностью и другими негативными эмоциями.

Переменная уверенность связана с коммуникацией (0,48), эмоциональностью (0,74) и с отчуждением (0,23). Чем больше субъект не уверен в себе, тем больше сложностей он испытывает при общении с другими людьми, и тем сильнее он чувствует отчуждение от русской культуры. Следовательно, посредством развития у африканских студентов навыков уверенного поведения можно прогнозировать снижение степени их отстраненности от русскоязычного окружения, как одной из слабых сторон их адаптивности.

Было установлено, что переменная эмоциональность коррелирует с ностальгией (0,34) и отчуждением (0,26). Чем больше отрицательных эмоций переживают испытуемые во время адаптации, тем сильнее они скучают по родине и тем сильнее чувствуют отчуждение в другой для себя стране.

Переменная ностальгия связана с отчуждением (0,36) и адаптацией (0,36). Чем сильнее африканские студенты испытывают тоску по родине, тем больше они отчуждены от русской культуры и русского общества и, наряду с этим, лучше адаптированы к новым условиям жизни.

Данные корреляционные связи позволяют сделать несколько важных выводов:

1. Переживания ностальгии и отчуждения сопровождаются интенсивным эмоциональным откликом и существуют, в первую очередь, на аффективном уровне.

2. Развитие эмоциональной устойчивости личности и навыков управления негативными эмоциональными состояниями может снизить отстраненность респондентов от русского населения, сократить психологическую дистанцию, а также уменьшить интенсивность печали и тоски по родине.

Следовательно, развитие уверенности в себе и работу с аффективностью можно рассматривать в качестве серьезных ресурсов, которые через положительную связь со слабыми сторонами адаптивности африканских студентов способны компенсировать и корректировать их негативное воздействие.

3. Ностальгия, с одной стороны, способна усиливать поведенческую отстраненность испытуемых от русских через желание проводить больше свободного времени с окружением близким по менталитету, а с другой стороны, стимулирует активно искать способы и средства приспособления к изменившейся культурной обстановке, находить зону комфорта в новых условиях. В этом плане можно говорить о двунаправленной функциональной способности ностальгии, и ее ценности для успешной интеграции личности в новую социальную среду.

Таким образом, как показывает корреляционный анализ, уменьшение количества коммуникативных барьеров повлечет за собой снижение степени неуверенности в себе и снижение уровня переживания отрицательных эмоций. Уменьшение негативного эмоционального фона способно снизить интенсивность ностальгических чувств и отчуждения от русской культуры. Уровень ностальгии связан с уровнем отчуждения и уровнем адаптации. В связи с этим можно рассматривать вопрос о позитивной роли переживания болезненного чувства грусти при актуализации воспоминаний о доме и близких для повышения степени адаптированности африканских студентов. Особым образом структурированное прошлое, превращенное в историю жизненного пути личности, способствует достижению субъектом внутреннего единства и целостности, а механизм ностальгического «просветления» через воспоминания способствует принятию человеком себя и своей жизни, примирению со своей судьбой.

Psychological Features of adaptivity of African Students
L.I. Badalova
Chair of French Language № 2

Moscow State Institute of International Relations (University)

78, prosp. Vernadskogo, Moscow, Russia, 119454
The article analyzes results of the empirical research of adaptability as a basic characteristic of a personality; it was conducted on a sample of the representatives of different nationalities of African students. The research was made with the use of the capsule version of the blank methods, elaborated by A.I Krupnov, as well as qualitative measurement of the adaptability components activity and connections between them with the use of the correlation analysis. Qualitative measurement of the level of each adaptability component shows that the adaptation index has the highest ranking among all. This proves that African students can adjust well to new social and cultural environment while taking classes. However the probationers showed high levels of nostalgia and detachment. These feelings are accompanied by negative emotions (emotional stress) and prevent normal integration into the new society. Development of the self-confidence and addressing affective disposition can be regarded as major resources for compensation and correction of the negative influence of adaptability weaknesses. In the same time there is a connection between nostalgia and adaptation parameters. This phenomenon is the indicative of a positive role of experiencing a painful homesickness in the process of adaptation of the African students. This refers to the two-directional functional ability of nostalgia and it’s value for successful integration into a new society.

Keywords: adaptability, variable, scale, structure, correlation link, African students.
ЛИТЕРАТУРА


  1. Абрамов К.В. Особенности социально-психологической адаптации молодежи в условиях трансформирующегося общества// Вестник Тверского Государственного Университета. Серия Педагогика и психология. Вып. 2. 2010. № 8 – С. 92-101.

  2. Волк М.И., Акимова А.Р. Соотношение переменных уверенности и общительности с показателями адаптированности у различных групп студентов // Вестник РУДН. – Серия: Психология и педагогика. – 2010. – № 1. – С. 52-56.

  3. Крупнов А.И. Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности и черт характера/А.И. Крупнов//Системные исследования свойств личности. М.: РУДН, 1994. - с. 5-12.

  4. Новикова И.А.

  5. Фомина Н.А., Бакова И.В. Связь общительности и особенностей личностной адаптированности студентов // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика» № 1, 2010.

  6. Чеботарева Е.Ю. Стили межкультурной адаптации иностранных студентов в России // Материалы 2-й Международной научно-практической конференции Социально-психологическая адаптация мигрантов в современном мире. Ответственный редактор В.В. Константинов. Москва, 2014. С. 181-187.


REFERENCES

[1] Abramov K.V. Osobennosti sotsial'no-psikhologicheskoi adaptatsii molodezhi v usloviyakh transformiruyushchegosya obshchestva [Specifics of Socio-Psychological Adaptation of Youth in Conditions of Society in Transition]. Vestnik Tverskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Seriya Pedagogika i psikhologiya. Vyp. 2. 2010. № 8 – S. 92-101.

[2] Volk M.I., Akimova A.R. Sootnoshenie peremennykh uverennosti i obshchitel'nosti s pokazatelyami adaptirovannosti u razlichnykh grupp studentov // Correlation the variables of confidence and sociability with indicators of adaptation of students from different groups styles of coping behavior // Vestnik RUDN. – Seriya: Psikhologiya i pedagogika. – 2010. – № 1. – S. 52-56.

[3] Krupnov A.I. Tselostno-funktsionalnyj podkhod k izucheniu svoistv lichnosti i chert kharaktera / A.I. Krupnov// Sistemnye issledovania svoistv lichnosti. M.: UDN, 1994 – s. 5-12.

[4] Novikova I.A.

[5] Fomina N.A., Bakova I.V. Svyaz' obshchitel'nosti i osobennostei lichnostnoi adaptirovannosti studentov // Connection between sociability and peculiarities of personal adaptation of students // Vestnik RUDN. Seriya «Psikhologiya i pedagogika» № 1, 2010.

[6] Chebotareva E.Yu. Stili mezhkul'turnoi adaptatsii inostrannykh studentov v Rossii // Materialy 2-i Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii Sotsial'no-psikhologicheskaya adaptatsiya migrantov v sovremennom mire. Otvetstvennyi redaktor V.V. Konstantinov. Moskva, 2014. S. 181-187 // Chebotareva, E. Social and psychological adaptation of migrants in the modern world. Proceedings of the 2nd International Scientific and Practical Conference, Ed. V.V. Konstantinov. – Moscow: Pero, 2014, 181-187

Похожие:

Л. И. Бадалова Кафедра французского языка №2 icon«Работа с песней на уроке французского языка»
Контрольная работа №1 к курсу Методика организации современного урока французского языка (Учение с интересом) Г. Разумихина

Л. И. Бадалова Кафедра французского языка №2 iconПервичное фразообразование в бельгийском варианте французского языка: семантический аспект
Охватывает различные явления объективной действительности. Стремление языкового коллектива заполнить лакуны и обозначить собственные...

Л. И. Бадалова Кафедра французского языка №2 iconЭкзамен по французскому языку delf/dalf
В бфу им. И. Канта у всех желающих есть возможность сдать экзамен по французскому языку delf (Diplôme d’études en langue française...

Л. И. Бадалова Кафедра французского языка №2 iconПерсональная информация
Дополнительные курсы пройдены – Институт лингвистики (Кафедра китайского языка), ивка (кафедра филологии и истории Дальнего Востока,...

Л. И. Бадалова Кафедра французского языка №2 iconНа уроках французского языка
Муниципальное общеобразовательное учреждение Суксунская средняя общеобразовательная

Л. И. Бадалова Кафедра французского языка №2 iconРабочая программа учебного предмета
В результате изучения французского языка в основной общей школе ученик должен знать, понимать

Л. И. Бадалова Кафедра французского языка №2 iconРабочая программа выполняет две основные функции
Программа рассчитана на изучение французского языка по 2 часа в неделю 68 часов в учебном году

Л. И. Бадалова Кафедра французского языка №2 iconРекомендации по составлению резюме слово
Слово «резюме» произошло из французского языка, и буквально оно означает «краткий пересказ, краткое изложение, тезисы»

Л. И. Бадалова Кафедра французского языка №2 iconИзложение теоретического материала 11
Б 917 Теоретическая грамматика французского языка: Учебные материалы для студентов заочного отделения / Сост. В. Н. Бурчинский. —...

Л. И. Бадалова Кафедра французского языка №2 iconИздание осуществлено в рамках программы ^Пушкин - при поддержке Министерства...
Уроки французского психоанализа: Десять лет фран-у 714 ко-русских клинических коллоквиумов по психоана­лизу / Пер с франц. — М.:...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск