Рекомендации по изучению готовности первоклассников к обучению в школе Хабаровск, 2015


НазваниеРекомендации по изучению готовности первоклассников к обучению в школе Хабаровск, 2015
страница1/3
ТипДокументы
filling-form.ru > Бланки > Документы
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

Рекомендации

по изучению готовности первоклассников к обучению в школе

Хабаровск, 2015


стр.

Введение 3

1. Готовность к обучению в школе. Общие подходы. 4


2. Организация обследования в образовательном учреждении 12


3. Методики выявления готовности к школе 13


4. Измерение самооценки по методике Дембо-Рубинштейна 18




5. Оценка результатов 31


6. Проведение анкетирования учителей и родителей 40


7. Заполнение карты первоклассника 40


8. Использование результатов 41


Приложение 1 Система идентификации в мониторинге образовательных достижений учащихся начальной школы. 43



ВВЕДЕНИЕ


Без получения объективной и надежной информации об уровне готовности первоклассников к школьному обучению невозможно оценить динамику образовательных достижений учащихся начальной школы, а, следовательно, оценить эффективность работы учителей начальной школы и принимать обоснованные решения, связанные с обеспечением качества начального образования. Это определяет актуальность и практическую значимость проводимой работы.

В 2006 году по инициативе Рособрнадзора была начата работа по созданию инструментария и технологии обследования первоклассников на готовность к обучению в школе. За период с 2006 по 2014 годы проводилась следующая работа:

  • разработка и операционализация показателей готовности первоклассников к обучению в школе;

  • разработка и апробация инструментария обследования готовности первоклассников к обучению в школе;

  • разработка форм представления результатов на различных уровнях системы образования;

  • формирование рекомендаций для организации целенаправленной индивидуальной работы учителя и школьного персонала с учащимися первых классов.

  • доработка инструментария обследования готовности первоклассников к обучению в школе

Разработанный инструментарий включает:

1. Рекомендации по изучению готовности первоклассников к обучению в школе, включающие описание используемых методик, особенностей их проведения и системы оценивания ответов учащихся.

2. Раздаточный материал для выполнения работ (бланки).

3. Анкета для учителя начальной школы (в электронном виде).

4. Анкета для родителей (в электронном виде).

5. Карта первоклассника (в электронном виде).

6. Форма для списка учащихся.

7. Электронная форма для сбора первичных данных.

При разработке инструментария использовались авторские методики и материалы, материалы эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования (2001-2004 годы), а также материалы международных сравнительных исследований качества общего образования (PIRLS, TIMSS). Инструментарий и технология обследования прошли апробацию в многих регионах Российской Федерации

По всем возникающим вопросам Вы можете обращаться в КГБУ «Центр оценки качества образования» по тел. (4212) 56-76-00 или по e-mail: oto.rcoko@gmail.com.
1. ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
1.1. Общие подходы

Поступление в школу и начальный период обучения - особый период в жизни ребенка.

Готовность ребенка к школе, являясь сложным целостным феноменом, рассматривается с различных точек зрения педагогами, психологами, врачами, гигиенистами, физиологами. При этом в каждой из дисциплин рассматривается довольно много одних и тех же параметров готовности. Особенно сильно совпадение в оценке готовности ребенка к школе в области психологии и педагогики. Например, оценка познавательного развития ребенка в психологии может сильно пересекаться с оценкой знаний и умений ребенка в педагогике и т.д. Качество, которое физиологи и врачи назовут "зрелостью", в психологии будет описываться рядом характеристик (обладает хорошей памятью, обладает произвольностью внимания и др.).

Измерять множество характеристик ребенка слишком расточительно – по времени и затраченным ресурсам, поэтому система выбора показателей оценки готовности ребенка к школе должна строиться на основе целостной концепции того, что происходит с ребенком в процессе его вхождения в учебную жизнь, системно используя достижения из смежных областей.

Педагогическая диагностика готовности к школьному обучению заключается в проверке сформированности предпосылок к овладению грамотой и математикой. При этом не проверяются умения читать, писать, считать, т.е. те предметные знания и умения, обучение которым предусмотрено в 1 классе. В ходе педагогической диагностики проверяются состояние пространственного и зрительного восприятия; состояние моторики и зрительно-моторных координаций; умение проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена; наличие интуитивных дочисловых представлений; овладение представлениями, лежащими в основе счета; самим счетом (в пределах 6), представлениями об операциях сложения и вычитания; умение сравнивать два множества по числу элементов; развитие фонематического слуха и восприятия; сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом (Н.Ф.Виноградова, Л.Е.Журова и др).

В психологии активно проводятся исследования в области психологической готовности к школьному обучению, под которой обычно понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Оценку готовности ребенка к школе обычно проводят на основании концепции школьной зрелости (Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, Н.И. Гуткина, Е.Е. Кравцова, А.Л. Венгер, Р.В.Овчарова и др.).

Регулярное посещение школы и успешное овладение школьной программой требуют наличия у ребенка не только соответствующего уровня интеллекта и развития психофизиологических функций, но и сформированности личностных структур (развитое чувство ответственности, устойчивая позитивная самооценка и т. д.), определенных социально-психологических навыков (умение общаться со сверстниками и взрослыми, достаточный уровень самоконтроля и др.).

Поступление в школу является для ребенка важным испытанием его способности к адаптации. Для успешного вхождения в школьную жизнь ребёнку необходимо иметь соответствующий уровень зрелости в физиологическом, личностном и социальном отношении.

Школьная зрелость – это сложное интегративное понятие, в котором могут быть выделены следующие составляющие:

1. Психофизиологическая и интеллектуальная зрелость - это способность концентрировать внимание, улавливать основные связи между явлениями (аналитическое мышление); это дифференцированное восприятие (например, умение выделить фигуру из фона), умение воспроизводить образец, а, также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации. Критерием интеллектуальной готовности является также развитая речь ребенка. Можно сказать, что психофизиологическая и интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга, показывает сформированность в соответствии с возрастной ступенью компонентов, составляющих внутреннюю, физиологическую и психофизиологическую основу деятельности всех систем развивающегося ребенка. Недостаточно сформированные в дошкольном детстве составляющие психических функций (произвольного внимания, памяти и др.) делают ребенка уязвимыми в условиях школьного обучения, затрудняют процесс дальнейшего развития. Это, в свою очередь, приводит к нарушению его социального функционирования. Развитая мелкая моторика рук, достаточный уровень внимания и памяти, эмоциональное равновесие, способность к саморегуляции и проявлению волевых усилий, необходимое речевое развитие – эти проявления школьной зрелости зависят от общего соответствия развития ЦНС ребенка возрастным нормативам.

2. Личностная зрелость проявляется, прежде всего, в наличие школьной мотивации, желании занять позицию ученика. Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к “серьезным” занятиям, “ответственным” поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции. Л.И.Божович характеризует это как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школьника в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как адекватный для него путь к взрослости - он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву “стать взрослым и реально осуществлять его функции” (Д.Б.Эльконин). Многочисленные исследования указывают на ведущее значение школьной мотивации в успешной адаптации к школе. Другой составляющей личностной зрелости является эмоциональная зрелость - умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание, развитие способности к самоконтролю. Эти составляющие школьной зрелости позволяют усваивать правила поведения в школе, соответствовать «роли ученика».

3. Социальная зрелость - это потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться, а также способность исполнять роль ученика. Успешность в сфере общения со сверстниками является важным условием успешной социально-психологической адаптации первоклассника. Коммуникативность – это сложная интегральная характеристика, включающая в себя не только общительность как свойство личности, но и чувство уверенности в себе, умение прогнозировать поведение другого человека, рефлексировать последствия слов и поступков, контролировать свои эмоции и поведение. Эмоциональная неустойчивость, низкий самоконтроль, излишняя сфокусированность на себе затрудняют установление дружеских отношений.

Важным компонентом диагностики является оценка эмоционального состояния школьника. Все первоклассники находятся в новой ситуации, и для них повышение тревожности является нормальным. Тревога, как и всякий регуляторный процесс, может быть адекватной степени предстоящего события, и в этом случае она будет оказывать оптимизирующее влияние на поведение человека. Однако при неоднократном повторении условий, провоцирующих высокие значения тревожности, создается готовность к реагированию по тревожному типу. Постоянные переживания тревоги могут фиксироваться и становиться личностной чертой - тревожностью. Современные исследования детской тревожности среди причин ее формирования указывают как природные, генетические факторы развития психики ребенка, так и факторы социализации. Тревожность существенно влияет на степень адаптированности детей. Высокий уровень тревожности обуславливает большую чувствительность первоклассников к стрессовым воздействиям и более длительное протекание отрицательных переживаний, что в свою очередь, отражается в более продолжительных и длительных вегетативных сдвигах. Наслаивающиеся друг на друга аффекты приводят к формированию тревожного ожидания, снижают адаптивные возможности этих детей, ухудшают состояние здоровья. В то же время, высокая тревожность, большое количество отрицательных эмоциональных проявлений могут свидетельствовать о значительных адаптационных трудностях, испытываемых ребенком. Оценивая выраженность негативных эмоций в конкретных ситуациях школьной жизни ребенка, можно увидеть «зоны наибольшего напряжения» адаптации, то есть те ситуации, которые наиболее трудны по какой-то причине ребенку. Таким образом, значительное повышение представленности негативных эмоций может быть отражением цены, которую платит ребенок за адаптацию к школьной жизни, интегральным индикатором трудности адаптационного процесса для данного ребенка.

В момент поступления в школу ребенок как бы переходит в другую социальную категорию, становится школьником, учеником. Для него это связано с резкой перестройкой всего образа жизни, изменением характера деятельности, системы отношений. Поэтому поступление в школу является стрессовой ситуацией для любого ребенка, независимо от уровня подготовленности и зрелости. Однако в ответ на стресс активизируется сложная многоуровневая система адаптации как на организменно-физиологическом уровне, так и на социально-психологическом, личностном уровнях. И этот процесс протекает в соответствии с общими закономерностями адаптации: если требования стрессовой ситуации не превышают индивидуальных возможностей приспособительного поведения индивида, то в результате адаптационное равновесие достигается вновь, причем даже на более высоком уровне, возможности дальнейшего реагирования на стресс повышаются. Однако, если стресс выходит за рамки возможностей системы, может развиваться состояние динамического рассогласования, развивается стрессовый синдром – сложная реакция, затрагивающая все уровни функционирования индивида, приводящая в конечном итоге к серьезным нарушениям здоровья. При этом проблемы, возникающие на этапе вхождения в школьную жизнь, имеют тенденцию к хроническому течению, сказываясь в некоторых случаях на протяжении всего периода школьного, а иногда и послешкольного обучения.

Социально-психологическая адаптация находится на стыке взаимодействия внешних, социальных условий и внутреннего мира, установок, отношений личности. Соответственно, процесс социально-психологической адаптации зависит как от характеристик среды, так и от индивидуально - личностных особенностей индивида. Успешность вхождения в школьное обучение зависят от уровня зрелости ребенка, а также соответствия школьной программы его индивидуальным возможностям. Поэтому необходимы исследования, позволяющие оценить взаимодействия индивидуально-личностных особенностей конкретного ребенка и характеристик образовательной среды, в которой он оказывается, с позиции системного подхода и на основе единых, научно обоснованных критериев.

Поэтому основной задачей проекта является создание комплексной системы сопровождения адаптационного процесса первоклассников на этапе их вхождения в школьную жизнь с максимальным использованием имеющихся в школе и семье ресурсов оказания помощи ребенку. Оценка готовности ребенка при поступлении в школу должна не только констатировать уровень его готовности, но и быть составным элементом системы оказания действенной помощи ребенку со стороны педагогов, психологов, медиков, родителей.

Отметим еще одну характерную особенность предлагаемого подхода. Традиционная оценка готовности к школе предполагает в первую очередь работу с «отстающими» детьми. Предлагаемый подход позволяет выстроить педагогическое взаимодействие с ребенком, опираясь на его потребности, независимо от уровня его успешности (у успешных детей – свои проблемы). Таким образом, адаптационный ресурсный подход, который будет использован при реализации проекта, предполагает разработку системы показателей и диагностического инструментария, обеспечивающего комплексное психолого-педагогическое сопровождение вхождения первоклассников в школу.

Предлагаемый подход, сохраняя общие педагогические задачи, позволит индивидуализировать их для каждого ребенка и каждого класса. Рассмотрение индивидуальных особенностей ребенка с точки зрения не только имеющихся у него рисков и проблем, но также с точки зрения наличных ресурсов, позволит в большей степени реализовать имеющийся у него образовательный потенциал. Разработанный диагностический инструментарий позволит оценить не только уровень адаптации ребенка, но также и определить цену этой адаптации. Это даст возможность педагогу строить взаимодействия с ребенком, минимизируя имеющиеся риски и усиливая индивидуальные ресурсы. Учитывая, что для первоклассников референтны как родители, так и учитель, то на первом этапе обучения особенно важны согласованные действия учителя и представителей семьи. Поэтому одним из важнейших моментов психолого-педагогического сопровождения является организация совместной работы учителя и родителя по оказанию помощи ребенку на этапе его вхождения в школу.

Скрининговое обследование проводиться с использованием анкетного метода и простых в применении методик, позволяющих оценить уровень сформированности познавательных процессов и психофизиологических функций, особенности личностной зрелости и социального функционирования ребенка, степень его эмоционального благополучия.
1.2. Основные группы показателей оценки готовности к обучению в начальной школе

В проекте не ставится задача обеспечения полноты охвата различных показателей или отдельных элементов готовности к обучению в начальной школе. Основной задачей является определение оптимального набора показателей, позволяющего осуществлять надежный прогноз успешности обучения первоклассника в начальной школе, а также выстраивать индивидуальную программу психолого-педагогической поддержки ребенка в начале обучения в школе.

Комплексный анализ различных сторон готовности первоклассника к обучению в школе с использованием многомерных методов статистики (позволяющих учесть при анализе вклад каждой составляющей из всего множества характеристик учащегося) дает возможность применять в практике более точные и разнообразные модели показателей готовности к обучению в школе, на основании которых можно прогнозировать поведение ребенка, а также выделять типичные «профили» адаптации/дезадаптации первоклассников к обучению в школе.

В ходе проекта сформированы основные группы показателей готовности к обучению в начальной школе.

Все рассматриваемые в работе показатели были разделены на два блока:

  • показатели готовности первоклассников к обучению в школе;

  • контекстные показатели, связанные с учащимися, учебным процессом, семьями учащихся.

В свою очередь показатели готовности первоклассников к обучению в школе можно разделить на три группы.

Первая группа показателей (показатели 1 - 3) относится к рассмотрению общего развития ребенка и включает определение психофизиологичекой и интеллектуальной зрелости, сформированности предпосылок овладения грамотой и математикой (т.е. конкретных механизмов, обеспечивающих усвоение школьной программы), а также наличие у ребенка учебных навыков, полученных до школы.

Вторая группа показателей (интегрированный показатель 4) относится к внутриличностным особенностям детей и позволяет выделить базовые отношения ребенка к самому себе и ситуации школьного обучения, к взаимодействию со сверстниками и взрослыми. К этой группе относятся личностная, социальная, эмоциональная зрелость. Индивидуально-психологические особенности ребенка, определяемые в этом блоке, реализуются в индивидуальной стратегии преодоления трудностей (реакции на вызовы социального окружения и внешнего мира). Полученные данные могут учитываться учителями при формировании отношений учащихся в коллективе.

Дополнительно используются показатели, характеризующие адаптационные ресурсы ребенка: здоровье первоклассника (показатель 5), семья как ресурс школьной успешности ребенка (показатель 6), цена адаптации (показатель 7).

Совокупность предложенных показателей позволяет провести системный анализ факторов, влияющих на успешность вхождения ребенка в школьное обучение и особенности протекания адаптационного процесса.

Ниже приводится описание отдельных показателей с обоснованием их использования.

1. Общее развитие ребенка. Психофизиологическая и интеллектуальная зрелость, отражающая общий уровень развития первоклассника и характеризующая готовность к новой для первоклассника учебной деятельности и усвоению знаний и умений. Это – один из основных показателей, на основе которого можно прогнозировать школьную успешность. Он отражает результат предшествующего развития ребенка. Высокий уровень психофизиологической и интеллектуальной зрелости проявляется в достаточном уровне концентрации внимания, самоконтроля, уравновешенности поведения, развития зрительно-моторной координации и развитии речи ребенка. Физиологически зрелые дети готовы к усвоению школьных требований. Психофизиологическая зрелость характеризуется созреванием мозговых структур, нервных центров (психологических и нейро-психологических возможностей, которые лежат в основе усвоения школьной программы).

При определения психофизиологической и интеллектуальной зрелости учитываются результаты одновременного рассмотрения различных данных (результатов тестирования ребенка, экспертных оценок и фиксации наблюдений учителей и родителей) и взаимосвязь между различными уровнями их проявлений не только в ситуации тестирования, но и в реальной жизни (поведении в школе и дома).

2. Сформированность предпосылок овладения грамотой и математикой. Данный показатель отражает состояние пространственного и зрительного восприятия; состояние моторики и зрительно-моторных координаций; умение проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена; наличие интуитивных дочисловых представлений; овладение представлениями, лежащими в основе счета и операций сложения и вычитания; умение сравнивать два множества по числу элементов; развитие фонематического слуха и восприятия; сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом.

3. Наличие учебных навыков у ребенка. Этот показатель отражает результат педагогического воздействия на ребенка до школы. Данный показатель определяется и фиксируется учителем. Наличие больших различий в учебных навыках детей класса, создает трудности как для работы учителя, так и для тех детей, которые сильно отличаются по этому показателю от основной массы класса.

Специфические проблемы здесь есть как у сильных детей (риск потери интереса к учебе в слабом классе, возникновение позиции стороннего наблюдателя, необходимость переформирования навыка, отсутствие навыка к систематической, «рутинной» учебной работе и др.), так и у слабых (особенно, если они попали в сильный класс.)

4. Индивидуально-личностные особенности ребенка. В этом показателе нашли отражение такие особенности ребенка, которые принято относить к личностной зрелости (например, наличие школьной мотивации и желание занять позицию ученика), социальной зрелости (например, особенности поведения, коммуникативность) и эмоциональной зрелости (умение управлять своими эмоциональными реакциями), а также те, которые способствуют или препятствуют адаптации (например, активный или пассивный тип реагирования на ситуацию и др.) и эмоциональное состояние ребенка (восприятие им значимости ситуаций школьной жизни (хорошо это или плохо).

Высокая мотивация позволяет ребенку стать активным участником процесса обучения и адаптации за счет саморазвития и самоизменения. Диагностика даст представление об уровне эмоционального напряжения и зонах конкретного неблагополучия ребенка. Полученные данные позволят выделить базовые отношения к самому себе и ситуации школьного обучения, к взаимодействию со сверстниками и взрослыми, а также позволят определить адаптационный потенциал ребенка при поступлении в школу и использовать его для оказания поддержки ребенку.

5. Здоровье первоклассника (формируется на основе данных из медицинских карт первоклассника и реальных жалоб ребенка на состояние здоровья, зафиксированных в школе. Уровень здоровья рассматривается как интегральный показатель, определяющий адаптационный ресурс ребенка.

6. Семья как ресурс школьной успешности ребенка. Интегральная оценка стратегий родительского поведения. В данный показатель выделяются факторы, связанные с подготовкой ребенка к школе, готовность родителей помогать ребенку на первом этапе школьной жизни, готовность сотрудничать со школой, социальные установки, материальное положение семьи. Все эти данные необходимы учителям для организации эффективного взаимодействия с семьями своих учеников по оказанию поддержки ребенку.

7. Ресурсы и цена адаптации - интегрированный показатель, полученный на основе определения уровня изменений, отражающихся в поведении ребенка на фоне его вхождения в учебную жизнь. Она показывает степень затратности для ребенка процесса вхождения в школу и является необходимым параметром для оценки адаптации к школе, поскольку позволяет предупредить перенапряжения ребенка и ухудшение его здоровья.

В качестве контекстных показателей, которые используются для объяснения полученных результатов в ходе обследования первоклассников, были выделены следующие:

1. Характеристики начальной школы в общеобразовательных учреждениях (например, основания для приема в 1 классы общеобразовательного учреждения).

2. Характеристики классов (например, число учащихся в классе).

3. Характеристики учащихся: демографические характеристики первоклассников, участвовавших в эксперименте (возраст, пол); отношение первоклассников к школе.

4. Характеристики учителей: демографические характеристики учителей (пол, возраст); профессиональные характеристики (образование, стаж, квалификационный разряд).

5. Особенности образовательного процесса: учебно-методический комплект, по которому обучаются классы; трудности в работе учителя (количество учеников, испытывающих трудности в понимании русской речи, причины трудностей в обучении и др.).

6. Информация о семьях учащихся (уровень образования родителей учащихся; образовательная и культурная среда дома; финансовое положение семей учащихся).

Данные, полученные при формировании этих показателей, могут быть использованы широким кругом лиц:

        • учителями для определения общего уровня развития учащихся, их способности воспринимать и выполнять инструкции, уровня их самостоятельности, сформированности предпосылок к овладению грамотой и математикой (например, умеют ли они выделять звуки в словах; понимают ли условие задачи); для выделения группы риска (тех детей, у которых возникнут сложности на начальных этапах обучения) и оказания им индивидуальной помощи с учетом полученных результатов и др.;

        • родителями для оказания поддержки своим детям в обучении в школе;

        • психологами для проведения при необходимости детальных индивидуальных обследований ребенка и определения рекомендаций учителю или разработки программы коррекционной работы с учеником;

        • специалистами в области педагогических измерений (например, для выделения типов готовности к обучению в школе и типов адаптации);

        • администрацией школы.


2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Обследование готовности первоклассников к обучению в школе проводится на 3-4 неделе учебного года. Организацию и проведение обследования в образовательных организациях региона осуществляют региональные координаторы.

Образовательная организация получает все необходимые материалы от регионального координатора.

Проведение обследования учащихся, а также анкетирование родителей предпочтительно осуществлять учителю совместно со школьным психологом. Для заполнения карты первоклассника привлекаются медицинские работники школы.

При проведении исследования важно обеспечить уникальную идентификацию всех участников мониторинга (см. Приложение 1). Консультации по заполнению идентификационных номеров учащихся, учителей и родителей можно получить у регионального координатора.

В процессе проведения исследования заполняются списки учащихся 1 класса в электронной форме для сбора первичных данных, которая направляется в каждую школу. Списки учащихся заполняются по журналу. В него включаются все без исключения учащиеся класса, даже те, которые по любым причинам не участвовали в обследовании.

Обследование готовности первоклассника к обучению в школе включает пять методик:

  1. Рисунок человека

  2. Графический диктант

  3. Образец и правило

  4. Первая буква

  5. Измерение самооценки по методике Дембо-Рубинштейна

Обследование проводится во всех первых классах каждой образовательной организации, участвующей в исследовании.

Описание процедуры проведения обследования дается в разделах 3 и 4.

Работы первоклассников оцениваются учителями школы, ведущими соответствующие классы. Рекомендации по оцениванию выполнения заданий даются в разделе 5. Для получения информации об особенности организации учебного процесса в школе, а также о подготовке класса к обучению в школе проводится анкетирование учителей.

Анкетирование родителей организуется в ходе родительского собрания. Оно проводится с целью получения информации о том, как учащиеся готовились к школе.

Дополнительно на каждого ученика в электронной форме сбора первичных данных заполняется Карта первоклассника. В ее заполнении участвует учитель, ведущий данный класс, и медицинский работник.

При проведении работы в образовательной организации необходимо строго соблюдать конфиденциальность информации, получаемой в результате исследования.

После завершения всех работ в школе электронная форма сбора первичных данных передаются региональному координатору.
3. МЕТОДИКИ ВЫЯВЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ
Все предлагаемые методики проводятся фронтально, со всем классом. Надо следить, чтобы дети работали самостоятельно, не заглядывая друг к другу.

Тесты проводятся двумя проверяющими. Желательно, чтобы это были учительница и школьный психолог. Учительница дает инструкции, а психолог ходит по рядам, наблюдает за детьми, подбадривает чересчур робких и т.п.

Проведение тестов занимает два урока: на каждом уроке дается по два теста1. Если продолжительность урока составляет 35 минут, то между двумя тестами делается очень короткий перерыв (на 1-2 минуты). Если продолжительность урока 45 минут, то между двумя тестами делается пятиминутная динамическая пауза, во время которой с детьми проводится физическая разминка.

За исключением тех случаев, когда это специально указано в инструкции к проведению теста, время выполнения жестко не ограничивается. Второй проверяющий (психолог), ходя по классу, следит за тем, кто из детей закончил работу, и предлагает им отложить тестовый лист на край стола (парты). Отстающих ободряют и поторапливают, но очень доброжелательно, чтобы это не вызвало у ребенка напряжения и огорчения.

Когда все дети или, по крайней мере, подавляющее большинство из них окончили работу, проверяющий говорит: «Все, мы закончили это задание. Переходим к следующему» (или «Идем на перемену»). Иногда один-два ребенка оказываются намного медлительнее, чем остальной класс. Когда все остальные закончили работу, надо объяснить этим детям, что задание не обязательно выполнить до конца. Ничего страшного, если оно окажется немного недоделанным.

На первом «тестовом» уроке проводятся методики «Рисунок человека» и «Графический диктант», на втором – «Образец и правило» и «Первая буква».

На рис. 1-2, 4(а, б), 6 и 7 приводятся листы, на которых учащиеся выполняют задания. Каждый лист подписывается, указывается фамилия и имя ученика, а также ставится буква класса, в котором учится ребёнок. На всех листах в левом верхнем углу стоят номера:

  1. Рисунок человека

  2. Графический диктант

  3. Образец и правило, 1-й лист

  4. Образец и правило, 2-й лист

  5. Первая буква


Ниже приводится в качестве примера верхняя часть листа для выполнения работы с пояснениями.
  1   2   3

Похожие:

Рекомендации по изучению готовности первоклассников к обучению в школе Хабаровск, 2015 iconПакет методик для проведения диагностики в оу по подготовке и введению...
Цель: получить данные о готовности первоклассников к школе, которые позволят определить индивидуальные траектории для учащихся и...

Рекомендации по изучению готовности первоклассников к обучению в школе Хабаровск, 2015 iconРекомендации по проведению исследования готовности и адаптации учащихся...
Приложение протокол проведения исследования учащихся в образовательной организации

Рекомендации по изучению готовности первоклассников к обучению в школе Хабаровск, 2015 iconАналитические материалы подготовлены для обсуждения полученных
Для определения готовности к обучению в школе использовался комплексный адаптационный ресурсный подход, ставящий конечной целью на...

Рекомендации по изучению готовности первоклассников к обучению в школе Хабаровск, 2015 iconО «Школе будущих первоклассников» муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
...

Рекомендации по изучению готовности первоклассников к обучению в школе Хабаровск, 2015 iconУчебное пособие Хабаровск 2015
Технология продукции и организация общественного питания всех форм обучения (прикладной и академический бакалавриат) / сост. Л. П....

Рекомендации по изучению готовности первоклассников к обучению в школе Хабаровск, 2015 iconПрограмма психологической поддержки и повышения уровня психологической...
Другими словами, первоклассник, готовый к школьному обучению, должен обладать учебной мотивацией, состоящей из познавательных и социальных...

Рекомендации по изучению готовности первоклассников к обучению в школе Хабаровск, 2015 iconШкала для определения эмоционального профиля первоклассников при адаптации к школе

Рекомендации по изучению готовности первоклассников к обучению в школе Хабаровск, 2015 iconСправка о результатах диагностики адаптации обучающихся первых классов мбоу сош №13
Реализа­ция этих целей невозможна без точного знания учителем интеллектуальных и личностных осо­бенностей каждого ученика. Это особенно...

Рекомендации по изучению готовности первоклассников к обучению в школе Хабаровск, 2015 iconМетодические рекомендации по организации и проведению общешкольного...
Общешкольное собрание для родителей будущих первоклассников традиционно является важнейшей формой работы образовательного учреждения...

Рекомендации по изучению готовности первоклассников к обучению в школе Хабаровск, 2015 iconНижнего Новгорода Департамент образования Муниципальное бюджетное...
Система психолого-педагогической работы по сопровождению адаптации первоклассников к школе

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск