Санкт-Петербургский государственный университет
Экономический факультет
Кафедра экономики исследований и разработок
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
по направлению 080100 – «Экономика» МАРКЕТИНГОВОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА СТАРТАПА
Выполнил:
бакалавриант 4 курса группы ЭФиУИ-41
Мельников Святослав Андреевич
_______________________________/Подпись/
Научный руководитель:
Ассистент кафедры экономики исследований и разработок Муравьева Оксана Сергеевна
______________________________/Подпись/
Оценка________________________________
Санкт-Петербург
2016
Оглавление Введение 3
1Теоретические аспекты особенностей маркетингового обоснования проектов стартапов. 5
1.1Понятие и сущность стартапов 5
1.2Особенности маркетинга на различных стадиях жизненного цикла стартапа 15
1.3Особенности анализа спроса на продукт стартапа 18
1.4Обоснование выбора модели ценообразования и планирования объема продаж на продукцию стартапа. 24
1.5Особенности сбыта и продвижения продукции стартапов. 33
2Маркетинговое обоснование для проекта: «Система управления двигателем внутреннего сгорания на основе ионного тока» 38
2.1Описание проекта 38
2.2Обоснование спроса на новый продукт и сегментирование потенциальных потребителей 40
2.3Обоснование модели ценообразования на новый продукт и прогнозирование объема продаж. 49
2.4Некоторые особенности сбыта и продвижения для продукта «Системы управления двигателем внутреннего сгорания на основе ионного тока» 57
Заключение 60
Список использованных источников 63
Приложение 1. Техническое задание 65
Приложение 2. Форма анкеты 66
Приложение 3. Результаты опроса 67
Приложение 4. Формализация результатов маркетингового обоснования 68
Введение На сегодняшний день, с развитием влияния науки и технологий на мировую экономику, сфера стартапов вышла на ведущие позиции в большинстве развитых стран. Несмотря на то, что большая часть успешных стартапов рождается в США, в России также стала активно развиваться сфера инновационных проектов.
Инновации являются основным фактором экономического роста. За 2014 год доля затрат на НИОКР от ВВП составляла в России 1,2%, что очень мало для развивающихся стран1. Государство не такой мощный экономический субъект, как частный сектор, несмотря на значительную активность в развитии инфраструктуры для проведения научных исследований в последние годы. Крупный бизнес в России также является пассивным участником инновационных процессов. Развитие нового направления «стартап проектов» на рынке позволило более активно применять научно-технические разработки в бизнесе. Стартап – это всегда высокорисковый проект, поэтому на успешность коммерциализации инновационной идеи в большей степени будут влиять маркетинговые мероприятия, позволяющие определить предназначение стартапа и его будущую судьбу. Особенность сферы стартапов состоит в том, что основная полезная информация передается не за счет теоретических пособий и теоретических знаний по ведению бизнеса в данной сфере, а на основе передачи информации от тех, кто уже был связан с подобными инновационными проектами, на основе практического опыта.
Актуальность темы ВКР заключается в необходимости корректного применения инструментов маркетинга для успешной коммерциализации стартап проектов. Стартап – это новое явление в экономике России со своими особенностями и специфичными чертами. Не все маркетинговые исследования и инструменты можно применить к стартапам в виду их дороговизны либо нецелесообразности применения в целом.
Цель работы состоит в проведении маркетингового обоснования применительно к стартап проекту: «Система управления двигателем внутреннего сгорания на основе ионного тока».
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
Проанализировать определение стартапа, а также выявить его классификационные признаки;
Выявить, в чем состоят особенности маркетинга стартапов;
Определить основные этапы маркетингового обоснования для проектов стартапов;
Осуществить обоснование целесообразности реализации проекта «Системы управления двигателем внутреннего сгорания» с позиции маркетинга;
Применить маркетинговый инструментарий для выведения нового продукта на рынок.
Объектом исследования является стартап проект на предмет маркетингового обоснования целесообразности выхода с ним на потребительский рынок.
Теоретической основой работы явились научные труды Молчанова Н. Н., Валдайцева С. В., Коршуновой Е. Д., классиков маркетинга: Котлера Ф., Ламбена Ж. Ж, а также практиков ведения стартап-бизнеса в Калифорнийской долине: Бланк С., Риса Э. и Грэма П.
Методологической базой выпускной квалификационной работы являются общенаучные методы познания: анализ, классифицирование, синтез, обобщение, метод экспертных оценок. Также необходимым компонентом явилось проведение кабинетного и полевого исследований и экспертный метод прогнозирования.
Новизна и практическая значимость исследования состоит в применении таких маркетинговых инструментов, которые позволят значительно повысить вероятность успешной коммерциализации стартап проекта. Также предложено собственное видение на сущность стартапов и выработана классификация стадий жизненного цикла стартап проектов исходя из сегодняшних реалий ведения бизнеса в данной сфере.
Реализация поставленных цели и задач определила структуру выпускной квалификационной работы. Она состоит из двух глав и приложений. Первая глава посвящена теоретическим аспектам сущности стартапа и особенностей маркетингового обоснования проектов стартапов. Во второй главе представлено маркетинговое обоснование для реального стартап проекта в сфере высоких технологий: «Система управления двигателем внутреннего сгорания на основе ионного тока». В работе также представлены авторские таблицы, схемы и классификации как результат проделанной научной работы. .
|