ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Задания с развернутым ответом в системе контрольных измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку 4
2. Подготовка эксперта предметной комиссии по русскому языку 6
3. Общая система оценивания выполнения задания с развернутым ответом (сочинения-рассуждения) 9
4. Критерии проверки и оценки выполнения задания
с развернутым ответом 10
5. Проверка выполнения задания с развернутым ответом по критериям 14
Приложение 1. 57
Приложение 2.
Бланк-протокол проверки развернутых ответов 59
Приложение 3.
Бланк-копия 60
60
Приложение 4.
Таблица пошагового оценивания сочинения – ответа на задание
с развернутым ответом 61
Приложение 5.
Исходные тексты 63
Приложение 6.
Указания по оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ
для эксперта, проверяющего ответ на задание 26 по русскому языку 93
1. Задания с развернутым ответом в системе контрольных измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку
Особенности контроля и аттестации выпускников при проведении единого государственного экзамена (ЕГЭ) по русскому языку определяются спецификой предмета, конечными целями обучения и назначением экзаменационной работы.
Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуют новые подходы к определению целей обучения. Цели обучения, его содержание (знания, умения и навыки) определяются через понятия языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций.
Изучая язык как систему и овладевая лингвистическими знаниями, школьники одновременно обучаются речи на родном языке – осознают и осмысливают через понятия и правила свою уже сложившуюся речевую практику и на этой основе корректируют и совершенствуют устную и письменную речь.
Экзаменационная работа составлена так, что позволяет проверить, в какой степени у выпускников средней школы сформирована каждая из четырех компетенций – языковая, лингвистическая, коммуникативная и культуроведческая.
Двоякая функция ЕГЭ – аттестовать выпускников общеобразовательных школ и отобрать среди них наиболее подготовленных учащихся для продолжения обучения в вузе – определяет структуру и содержание экзаменационной работы. В ней, помимо заданий базового уровня, имеются задания повышенного и высокого уровней сложности, обладающие большой дифференцирующей силой. Именно эти задания позволяют выделить из числа экзаменующихся наиболее подготовленных.
В работе использованы два типа заданий: задания с кратким ответом и задание с развернутым ответом.
Большая часть заданий с кратким ответом проверяет сформированность базовой
языковой компетенции экзаменуемых: умение выявлять соответствие (или несоответствие) какой-либо речевой единицы языковой норме, а также умение на базовом уровне опознавать языковые единицы и классифицировать их. Несколько заданий проверяет сформированность
коммуникативной компетенции экзаменуемых – способность понимать высказывание, связно и логично строить текст. В целом задания с кратким ответом проверяют подготовку по русскому языку на базовом уровне.
При этом есть задания с кратким ответом, которые ориентированы главным образом на проверку
лингвистической компетенции экзаменуемых. В заданиях этого типа для анализа предлагается более сложный, чем в заданиях базового уровня, языковой материал, причем предъявляется он как в виде изолированных языковых примеров (предложений), так и на материале текста.
В целом задания к тексту представляют собой многоаспектный анализ текста (смысловой, композиционный, типологический, стилистический, языковой) и являются заданиями базового, высокого и повышенного уровней сложности.
Задание с развернутым ответом – это сочинение на основе предложенного текста. Задание, являясь заданием повышенного уровня сложности, проверяет сформированность у экзаменуемых отдельных
коммуникативных умений и навыков:
анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;
комментировать главную проблему исходного текста;
определять позицию автора текста по заявленной проблеме;
выражать и аргументировать собственное мнение;
последовательно и логично излагать мысли;
использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
практическую грамотность – навыки оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и речевыми нормами современного русского литературного языка.
Таким образом, вторая часть экзаменационной работы проверяет состояние практических речевых умений и навыков и дает представление о том, владеют ли экзаменуемые монологической речью, умеют ли аргументированно и грамотно излагать свою точку зрения, что немаловажно не только для успешной учебной деятельности, но и для дальнейшего профессионального образования.
Кроме того, сочинение на основе исходного текста призвано показать сформированность у экзаменуемых
культуроведческой компетенции, потому что прямо или косвенно дает представление в части аргументации собственного мнения о широте кругозора экзаменуемых, их начитанности и общей культурной образованности.