Методическая разработка практического занятия для самостоятельной работы студентов по теме: «Описание физических свойств мочи»


НазваниеМетодическая разработка практического занятия для самостоятельной работы студентов по теме: «Описание физических свойств мочи»
страница1/5
ТипМетодическая разработка
filling-form.ru > Бланки > Методическая разработка
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное учреждение

Амурской области

профессиональная образовательная организация

«Амурский медицинский колледж»

Методическая разработка практического занятия для самостоятельной работы студентов

по теме: «Описание физических свойств мочи»

ПМ.01 «Проведение лабораторных общеклинических исследований»

МДК.01.01Теория и практика лабораторных общеклинических исследований
специальность 31.02.03 «Лабораторная диагностика»
очная форма обучения

I курс

Составил: Шаповаленко Н.С.

к м. н.,

преподаватель

профессионального модуля ПМ.01,

высшей квалификационной категории

Благовещенск, 2015

Методическая разработка для самостоятельной работы студента составлена к.м.н., преподавателем высшей квалификационной категории Шаповаленко Н.С. на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 31.02.03 Лабораторная диагностика в соответствии с рабочей программой профессионального модуля ПМ.01 Проведение лабораторных общеклинических исследований МДК 01.01. Теория и практика лабораторных общеклинических исследований
Рассмотрено УТВЕРЖДАЮ:

на заседании ЦМК Экспертный совет «___»___________2015г. при информационно-

методическом центре АМК

Председатель ЦМК_______________ «__»___________2015г.

(Маятникова Н.И.) (Сидоренко М.А.)

Содержание


  1. Пояснительная записка

  2. I модуль: Теоретическая часть с элементами самостоятельной работы

  3. II модуль: Самостоятельная работа с исследовательским этапом

  4. III модуль: Контрольные вопросы и задания


Пояснительная записка
Данная методическая разработка предназначена для самостоятельной работы студентов на практическом занятии по теме «Описание физических свойств мочи», I курс, 2 семестр.

Методическая разработка содержит модуль: теоретической части с элементами самостоятельной работы; II модуль: самостоятельной работы с исследовательским этапом; III модуль: контрольные вопросы и задания

Методическая разработка практического занятия содержит учебную информацию, где дано подробное описание методов лабораторной диагностики для самостоятельной работы студентов, а так же содержит подробное описание хода работы студента на занятии. В блоке контроля знаний студенту предлагается ответить на ряд вопросов по изученному материалу, на закрепление дается работа с терминологией, что позволяет повторно переработать изученный учебный материал, что способствует формированию клинического мышления.
Занятие №1.

Тема: Описание физических свойств мочи

Тип занятия: практическое (6ч)

Цель: Изучить проведение общеклинических лабораторных исследований мочевыделительной системы

Задачи:

  1. Изучить основные принципы подготовки рабочего места для исследования биоматериала (мочи);

  2. Ознакомиться с правилами внутреннего распорядка и техники безопасности работы в условиях КДЛ;

  3. Изучить правила сбора, транспортировки, регистрации, хранения биоматериала.

  4. Изучить методы определения физических свойств мочи (количество, цвет, запах, прозрачность, относительная плотность).

Студент должен знать:

  1. Строение и функции мочевыводящей системы. Строение почечного фильтра. Механизм образования мочи.

  2. Сан.-эпид. режим и ТБ в общеклиническом отделе лаборатории.

  3. Нормативные документы, регламентирующие работу КДЛ и деятельность лабораторного техника (технолога).

Студент должен уметь:

  1. Осуществлять подготовку рабочего места, лабораторного оборудования и посуды для проведения клинических исследований мочи с соблюдением техники безопасности и противопожарной безопасности;

  2. Определять физические свойства мочи.

  3. Осуществлять регистрацию результатов лабораторного исследования мочи (оформление бланков анализа).

  4. Давать правильную клиническую оценку физических свойств мочи.

  5. Осуществлять утилизацию мочи, дезинфекцию, предстерилизационную подготовку и стерилизацию посуды.

Средства достижения поставленной цели:

1. Работа с конспектами, учебной и специальной литературой.

2. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, выполнение и оформление практических работ.

3. Самостоятельное изучение нормативных документов, регламентирующих работу КДЛ, деятельность лабораторного техника (приложение №2).

4. Работа с информационными средствами обучения на электронных и бумажных носителях.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • специализированная мебель и оборудование.

Технические средства обучения:

  • компьютеры для оснащения рабочего места преподавателя и обучающихся;

  • технические устройства для аудиовизуального отображения информации;

  • аудиовизуальные средства обучения (презентация, учебный видеосюжет).

Результатом освоения урока является:

Формирование практических профессиональных умений и первоначального практического опыта, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

ПК 1.1. Готовить рабочее место для проведения ­ лабораторных общеклинических исследований.

ПК 1.2. Проводить лабораторные общеклинические исследования биологических материалов;

ПК 1.3. Регистрировать результаты проведенных исследований.

ПК 1.4. Проводить утилизацию отработанного материала, дезинфекцию и стерилизацию использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей про­фессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 13. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
I модуль. Теоретическая часть с элементами самостоятельной работы

Задание №1. Изучите и законспектируйте общие сведения по общему клиническому анализу мочи.

Лабораторное исследование любого биологического материала начинается с определения его физических свойств, в которое входит определение:

  • количества;

  • цвета;

  • запаха;

  • прозрачности;

  • удельного веса (или относительной плотности);

  • определение наличия примесей видимых не вооруженным глазом (слизь, хлопья, гной и т.д.).

Общий анализ мочи включён в перечень обязательных исследований, которые следует проводить всем первично обратившимся больным независимо от предполагаемого диагноза

Для того чтобы получить достоверные результаты исследования необходимо строго соблюдать правила сбора, транспортировки и хранения биологического материала, которые должны довести до пациента медицинская сестра, лаборант или его лечащий врач.

Существует общепринятый алгоритм исследования мочи:

1. Забор материала.

2. Исследование физических свойств.

3. Исследование химических свойств.

4. Микроскопическое исследование осадка.

5. Бактериологическое исследование.

Забор материала

Лабораторное исследование мочи должно производиться у всех здоровых и больных людей независимо от характера их заболевания. Для клинического анализа необходимо 100 - 200 мл первой утренней мочи, которую собирают в чистую сухую стеклянную посуду либо пластмассовые контейнеры, с закручивающейся крышкой заводского производства, предназначенные для сбора мочи.
Перед забором мочи необходим туалет наружных половых органов либо взятие мочи катетером. На посуду с мочой наклеивают этикетку с указанием фамилии и инициалов больного, номера палаты и отделения, диагноза и характера исследования (общий анализ, исследование на сахар и ацетон и др).
У детей грудного возраста мочу собирают в одноразовые, стерильные контейнеры из прочного полиэтилена на липкой основе, предназначенные как для девочек, так и для мальчиков. Они очень удобны в применении и не вызывают болезненных ощущений у ребенка.


Задание №2. Законспектируйте общие правила подготовки проб (мочи) на различные лабораторные исследования.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРИ ПОДГОТОВКЕ К

ИССЛЕДОВАНИЯМ МОЧИ:

Сбор мочи пациент проводит самостоятельно (исключение составляют дети и тяжелобольные), как можно тщательнее соблюдая правила гигиены.

Предварительный туалет наружных половых органов:

у женщин - стерильным ватным тампоном, смоченным теплой мыльной водой проводится туалет наружных половых органов (обработка половых губ движением тампона спереди и вниз); высушивается чистой салфеткой, предварительно проглаженной горячим утюгом.
у мужчин - проводится туалет наружного отверстия мочеиспускательного канала теплой водой с мылом, затем промывается теплой водой и высушивается чистой салфеткой, предварительно проглаженной горячим утюгом.

  • Нельзя собирать мочу во время менструации.

  • После проведения цистоскопии анализ мочи можно назначать не ранее, чем через 5-7 дней.








Общий анализ мочи

  • Для общего анализа используют первую утреннюю порцию мочи (предыдущее мочеиспускание должно быть не позже 2-х часов ночи).

  • Провести туалет наружных половых органов.

  • Мужчинам при мочеиспускании полностью оттянуть кожную складку и освободить наружное отверстие мочеиспускательного канала.

  • Женщинам раздвинуть половые губы.

  • Первые несколько миллилитров мочи слить в унитаз.

  • Всю порцию утренней мочи собрать в сухой чистый контейнер при свободном мочеиспускании.

  • Отлить 40-50 миллилитров от общего объема мочи в специальный контейнер и плотно закрыть крышкой.

  • Нельзя брать мочу из судна, горшка.

  • Собранную мочу сразу доставить в лабораторию.

  • Допускается хранение мочи в холодильнике (при t +2º +4° С), но не более 1,5 часов.




Сбор суточной мочи

  • Собрать мочу в течение 24 часов на обычном питьевом режиме (1,5-2 л в сутки):

  • В 6-8 часов утра освободить мочевой пузырь (эту порцию мочи вылить).

  • В течение 24 часов собрать мочу в чистый сосуд емкостью не менее 2 л.

  • Во время сбора емкость с мочой необходимо хранить в прохладном месте (оптимально - в холодильнике на нижней полке при +4º +8° С), не допуская ее замерзания.

  • Последнюю порцию мочи собрать точно в то же время, когда накануне был начат сбор.

  • Измерить количество мочи, отлить 50-100 мл в чистый контейнер.

  • Обязательно написать на контейнере объем мочи, собранной за сутки.

Анализ мочи по Нечипоренко

  • Собрать мочу утром (сразу после сна) по методу 3-х стаканной пробы: начинать мочиться в унитаз, среднюю порцию собрать в посуду для лабораторного исследования, заканчивать - в унитаз.

  • Вторая порция мочи должна преобладать по объему.

  • В лабораторию доставить среднюю порцию мочи в специальном контейнере.

  • Сообщить время сбора мочи регистратору.

  • Допускается хранение мочи в холодильнике (при t +2° +4°), но не более 1,5 часов.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ

Анализ мочи по Зимницкому

  • Собрать мочу в течение 24 часов на обычном питьевом режиме (1,5-2 л в сутки), учитывая выпитое количество жидкости за сутки.

  • В 6 часов утра освободить мочевой пузырь (эту порцию мочи вылить).

  • Через каждые 3 часа в течение суток собирать мочу в отдельные емкости, на которых указывать время сбора и номер порции.

  • Все собранное количество мочи в 8 контейнерах доставить в лабораторию.

Всего 8 порций:
1 порция - с 6-00 до 9-00 утра, 2 порция - с 9-00 до 12-00,
3 порция - с 12-00 до 15-00, 4 порция - с 15-00 до 18-00,
5 порция - с 18-00 до 21-00, 6 порция - с 21-00 до 24-00,
7 порция - с 24-00 до 3-00, 8 порция - с 3-00 до 6-00 часов.





Проба Реберга (креатинин крови, креатинин суточной мочи)

  • Перед проведением пробы необходимо избегать физических нагрузок.

  • Исключить крепкий чай, кофе, алкоголь.

  • Моча собирается в течение суток: первая утренняя порция мочи сливается в унитаз, все последующие порции мочи, выделенные в течение дня, ночи и утренняя порция следующего дня собираются в одну емкость, которая хранится в холодильнике (t +4° +8° С) в течение всего времени сбора (это необходимое условие).

  • После завершения сбора мочи содержимое емкости измерить, обязательно перемешать и сразу же отлить в специальный контейнер, который необходимо доставить в лабораторию.

  • Объем суточной мочи сообщить процедурной медсестре.

  • После этого берется кровь из вены для определения креатинина.

БИОХИМИЯ МОЧИ

  • При подготовке к биохимическому анализу мочи обратите внимание на то, какую мочу необходимо собирать (разовую или суточную) для каждого вида анализа.

  • Выше указаны правила сбора суточной и разовой мочи.

  • Сбор мочи на определение оксалатов

  • Материалом для исследования служит только разовая моча.



ИССЛЕДОВАНИЯ МОЧИ НА ГОРМОНЫ

Анализ мочи на катехоламины

  • Перед плановым сбором мочи для определения катехоламинов в течение 3-х дней нельзя применять препараты, содержащие раувольфию, теофиллин, нитроглицерин, кофеин, этанол.

  • Если возможно, не принимать другие лекарственные средства, а также пищевые продукты, содержащие серотонин (шоколад, сыры и другие молочные продукты, бананы).

  • Не употреблять алкоголь.

  • Избегать физической нагрузки, стрессов, курения, болевых воздействий, которые вызывают физиологический подъём катехоламинов.

  • Предварительно на дно чистой ёмкости, в которую будет собираться моча, высыпать 10 - 15 грамм, купленного в аптеке или магазине порошка лимонной кислоты.

  • Первую порцию мочи сливают в унитаз, засекают время и собирают мочу в ёмкость с консервантом ровно в течение суток, последнее мочеиспускание в сосуд должно быть через 24 часа от засечённого времени (например, с 8.00 утра до 8.00 утра следующего дня).

  • Возможен сбор мочи за 12, 6, 3 часа или разовая порция, лучше в дневное время.

  • В конце периода сбора измерить общий объем мочи, выделенной за сутки, перемешать её, отлить часть в специально выданный контейнер и сразу принести на исследование.

  • При сдаче материала обязательно отметьте время сбора и общий объём мочи.


Определения ДПИД в моче

  • Сбор мочи произвести до 10 утра.

  • Собрать и доставить в лабораторию 1-ю или 2-ю утреннюю порцию мочи.





СБОР МОЧИ ДЛЯ МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

  • Посев мочи (с определением чувствительности к антибиотикам)

  • Мочу собрать в стерильный контейнер.

  • ПЕРВЫЕ 15 мл МОЧИ СЛИТЬ В УНИТАЗ.

  • Последующие 3-10 мл собрать в стерильный контейнер, плотно закрутить крышку.

  • Доставить биоматериал в лабораторию в течение 1,5-2 часов после сбора. Допускается хранение биоматериала в холодильнике при t +2 +4° С не более 3-4 часов.

  • При доставке в лабораторию позже указанных сроков результаты посева мочи могут быть недостоверны.

  • Сбор мочи необходимо проводить до начала медикаментозного лечения и не ранее 5 дней после проведенного курса лечения.




Сбор мочи на определение UBC

(антиген рака мочевого пузыря)

  • Рекомендуется производить забор утренней порции мочи.

  • Исследованию подлежит произвольная порция мочи, находившаяся в мочевом пузыре 3 часа и более.

  • Биоматериал доставляется в лабораторию в течение 3-х часов после сбора в специальном контейнере

Сохранение мочи

Исследования должны проводиться со свежесобранной мочой или она должна храниться в холодильнике не более 1,5 ч. При невозможности использования для анализа свежей мочи необходимо применять следующие консервирующие вещества:

  1. толуол (С6Н5СН3) — наиболее подходящей консервант (2 мл на 100 мл мочи);

  2. тимол (С10Н14О) — кристалл тимола на 100—150 мл мочи, может давать ложноположительную пробу на белок;

  3. формалин — 1 капля на 100 мл мочи, может осаждать белки и восстанавливать реактив Бенедикта;

  4. борная кислота (Н3ВО3) — 0,3 г на 120 мл мочи, возможен рост дрожжей, в осадок выпадают кристаллы мочевой кислоты

Исследование физических свойств
  1   2   3   4   5

Похожие:

Методическая разработка практического занятия для самостоятельной работы студентов по теме: «Описание физических свойств мочи» iconМетодическая разработка практического занятия для самостоятельной...
Методическая разработка предназначена для самостоятельной работы студентов на практическом занятии по теме «Описание физических свойств...

Методическая разработка практического занятия для самостоятельной работы студентов по теме: «Описание физических свойств мочи» iconМетодическая разработка практического занятия по теме: «Количественные...
Выписка из федерального государственного образовательного стандарта

Методическая разработка практического занятия для самостоятельной работы студентов по теме: «Описание физических свойств мочи» iconМетодическая разработка открытого практического занятия тема:«Общий...
Структура раздела «Лабораторное исследование мочевыделительной системы»

Методическая разработка практического занятия для самостоятельной работы студентов по теме: «Описание физических свойств мочи» iconМетодическая разработка практического занятия по теме «домашняя экономика»
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Методическая разработка практического занятия для самостоятельной работы студентов по теме: «Описание физических свойств мочи» iconМетодическая разработка практического занятия по пм05 «Осуществление...
Методическая разработка практического занятия по пм05 «Осуществление налогового учета и налогового планирования в организации» для...

Методическая разработка практического занятия для самостоятельной работы студентов по теме: «Описание физических свойств мочи» iconМетодическая разработка практического занятия по теме: «Сестринский...
Практического занятия по теме: «Сестринский процесс. Документация к сестринскому процессу»

Методическая разработка практического занятия для самостоятельной работы студентов по теме: «Описание физических свойств мочи» iconМетодическая разработка практического занятия по теме: «сестринский...
Уметь выделить главное, подобрать нужную обработку, анализировать результаты своих действий

Методическая разработка практического занятия для самостоятельной работы студентов по теме: «Описание физических свойств мочи» iconМетодическая разработка практического занятия для студентов. Учебная дисциплина: «Фармакология»
Ок организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач

Методическая разработка практического занятия для самостоятельной работы студентов по теме: «Описание физических свойств мочи» iconМетодическая разработка для проведения занятия по теме «обслуживание...
Вводный инструктаж – проверка наличия студентов, внешнего вида

Методическая разработка практического занятия для самостоятельной работы студентов по теме: «Описание физических свойств мочи» iconМетодическая разработка для проведения занятий со слушателями умц. Тема №13
Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия со слушателями умц с целью изучения основных требований...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск