Рабочая программа по сбо 5-9 классы Пояснительная записка


Скачать 245.42 Kb.
НазваниеРабочая программа по сбо 5-9 классы Пояснительная записка
страница1/3
ТипРабочая программа
filling-form.ru > Бланки > Рабочая программа
  1   2   3
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по СБО 5-9 классы


Пояснительная записка

Статус документа

Учебная программа по социально-бытовой ориентировке соответствует Федеральному компоненту стандарта образования в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида, учебному плану ГБСКОУАО «СКОШИ №6 VIII вида», рассчитанному на шестидневную рабочую неделю и разработанному на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) школ VIII вида, Устава ГБСКОУАО «СКОШИ №6 VIII вида». Программа составлена на основе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (издательство ВЛАДОС, 2011год под редакцией В.В. Воронковой). Она детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета, которые определены стандартом. Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительная записка, содержание тем учебного курса, тематическое поурочное планирование, требования к уровню подготовки обучающихся по каждому разделу программы, учебно-методическое обеспечение. Программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности.

Общая характеристика учебного предмета

Развитие социально-экономических отношений в современной России требует нового качества образования. Это готовность выпускников школ к успешной интеграции в общество, способность реализоваться в жизни. Данная проблема актуальна для школы VIII вида, а особенно остро она стоит перед учителем социально-бытовой ориентировки, который на своих уроках решает задачу всестороннего развития молодого поколения и готовит своих воспитанников к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в современных экономических условиях.

Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня развития учащихся.

Целью данной программы является развитие социальной компетентности у детей с особыми образовательными потребностями и подготовка их к самостоятельной жизни.

Задачи курса:

  • формирование у воспитанников коррекционной школы-интерната знаний и умений, способствующих социальной адаптации;

  • формирование механизмов стрессоустойчивого поведения как основы психического здоровья школьника и условие их социально-психологической адаптации;

  • развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации детей с умственной отсталостью;

  • освоение теоретической информации, а также приобретение бытовых навыков;

  • развитие умений, необходимых подросткам с особыми образовательными потребностями для осуществления своей жизнедеятельности в режиме самостоятельности;

  • повышение уровня познавательной активности и расширение объема имеющихся знаний и представлений об окружающем мире.

  • Воспитание позитивных качеств личности

Учебная программа по СБО строится по концентрическому принципу, что дает возможность осуществлять коррекцию умственной деятельности школьников. Особенностью учебной программы по социально-бытовой ориентировке является своеобразие содержания изучаемого материала, а также его распределение, позволяющее постоянно возвращаться к пройденным разделам. Это способствует более прочному и осознанному усвоению изучаемого предмета. Распределение материала в программе обеспечивает постепенность перехода от легкого к более сложному. Таким образом, происходит повышение уровня обучаемости, а овладение материалом прошлых лет постоянно используется и закрепляется, переходя в прочные умения и навыки. Каждый раздел программы имеет свое продолжение с 5 по 9 класс, за исключением разделов «Экономика домашнего хозяйства» и «Профориентация и трудоустройство», которые изучаются в 8-9 классах. Например, если в 5 классе по теме «Одежда и обувь» к концу года учащиеся должны знать только виды одежды и обуви, их назначение и уход за ними, то в 7 классе знания и умения в значительной степени расширены: особенности стирки одежды и белья, правила пользования стиральной машиной и моющими средствами, назначение прачечной и пользование ею. В 9 классе эта тема предусматривает овладение навыками определить размер одежды и обуви, стиль, гарантийные сроки носки, способы обновления одежды и т.п.

Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий служба быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда.

Эффективное усвоение учащимися учебного материала предполагает использование соответствующих методов, форм, приемов и средств обучения: объяснение, рассказ, беседа, практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры; использование наглядных средств обучения, демонстрация учебных кинофильмов, ИКТ.

Объяснение – проводится при четком соблюдении различных дидактических принципов, используемых в специальном обучении. Метод объяснения используется при изучении нового материала или для закрепления сложного, не усвоенного ранее.

Рассказ – повествовательное изложение содержания учебного материала. На уроках СБО используют: рассказ-вступление, направленный на подготовку к восприятию нового материала; рассказ-изложение, раскрывающий содержание новой темы; рассказ-заключение, обобщающий материал.

Беседа – это вопросно-ответный метод обучения. Она может применяться для сообщения новых знаний, закрепления, повторения, а также для контроля. Для построения беседы учитель выбирает небольшой по объему материал, делит его на несколько логических частей, к каждой части подбирает вопросы. Учитывается знания, опыт и типологические особенности учащихся. Беседа является одним из основных методов обучения на уроках СБО.

Практические работы – целесообразнее проводить, разделив учащихся на бригады из 4-5 человек для самостоятельного выполнения задания. В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться разные формы организации практических работ, как коллективные, так и индивидуальные. Количество практических работ можно увеличить и подобрать виды деятельности по усмотрению учителя.

Экскурсии – им отводится значительное место в программе. Экскурсии могут быть вводные, текущие и итоговые. Например, изучение темы «Железнодорожный транспорт» целесообразно начинать с ознакомительной экскурсии на железнодорожный вокзал. Текущие экскурсии служат для конкретизации и закрепления определенного учебного материала. Так, при изучении раздела «Средства связи» в 6 классе проводится экскурсия на почту с целью расширения и закрепления знаний о почтовых отправлениях. Итоговые экскурсии организуются при завершении работы над темой. Например, работу по теме «Экономика домашнего хозяйства» 8 класс следует закончить экскурсией в сбербанк.

Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими организационными формами обучения. В ходе экскурсий могут проводиться практические работы.

Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения. В сочетании с другими методическими приемами их целесообразно использовать при изучении таких разделов, как «Торговля», «Средства связи» и др. Сюжетно-ролевые игры в основном следует проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы (например, правила поведения, приемы ухода за маленьким ребенком и т. д.). Вариантом сюжетно-ролевых игр является метод моделирования реальных сюжетных ситуаций и может применяться как метод обучения и как форма организации учебной деятельности.

На занятиях по СБО следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки, загадки для развития устной, письменной речи. Необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения.

На занятиях СБО используются все виды наглядности: натуральная (посуда, одежда, игрушки и др.); образная (рисунки, плакаты, картины); символическая (например, условные изображения служб вокзала, температурных режимов электроутюга, стиральной машины-автомат и др.); графическая (учебные инструкционные карты, стандартные инструкции, бланки квитанций, таблицы); схематическая (схема линий метро, пассажирского транспорта).

Для занятий по СБО требуется разнообразный дидактический раздаточный материал. Останавливаясь на каждом разделе программы отдельно, можно использовать следующий минимальный перечень оборудования и методических пособий.

При изучении раздела «Личная гигиена» учащимся предлагается выполнение практических работ, которые вполне могут быть осуществимы вне условий класса и во внеурочное время. Поэтому нецелесообразно содержать предметы личной гигиены на каждого ученика, можно обойтись одним образцом.

Желательно иметь:

  • таблица о закаливание организма;

  • демонстрационная таблица по правилам и приемам ухода за органами зрения;

  • литература о пагубном влиянии курения и алкоголя;

  • носовые платки, ножницы, расчески, ватные палочки, косметические салфетки;

  • образцы косметических средств и средств гигиены.

Основной задачей раздела «Культура поведения» является формирование и закрепление учащихся навыков поведения в помещениях и на улице, в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях, предприятиях и организациях, в транспорте, навыков культурного общения со знакомыми и незнакомыми людьми. Часто используемый метод обучения по темам данного раздела – это моделирование реальных ситуаций, например «В кино», «В гостях», «Ко мне пришел гость» и др.

Желательно иметь:

  • вазы для цветов;

  • телевизор;

  • видео- и аудиоаппаратуру;

  • диски, кассеты;

  • художественную литературу (книги по этикету, журналы мод, кулинарные рецепты и т.д.);

  • шкаф;

  • настольную лампу;

  • сервизы для приема гостей.

Изучение раздела «Одежда и обувь» необходимы утюг и гладильная доска, стиральная машина (макет), а также:

  • щетки для одежды;

  • демонстрационный набор обуви, одежды по сезонам, головные уборы;

  • вешалки, пуговицы, нитки, иглы;

  • фартуки, косынки.

При изучении раздела «Жилище» необходимым оборудованием является:

  • индивидуальные карточки для заполнения почтового адреса;

  • иллюстрированные журналы с различными видами жилья и подсобных помещений;

  • иллюстрированные журналы с различными видами мебели;

  • демонстрационный материал моющих средств;

  • Жилищный кодекс РФ.

Изучение раздела «Семья» предусматривает создание реальной домашней обстановки и семейных отношений.

Оборудование:

  • таблица по составлению родового древа;

  • индивидуальные анкеты;

  • фотоальбомы, фотоаппарат;

  • Семейный кодекс РФ

  • демонстрационный и раздаточный материал (куклы);

  • пеленальный столик, пеленки, детская ванночка;

  • литература по уходу за грудными детьми;

  • игрушки, набор детской посуды.

Изучая раздел «Учреждения, организации и предприятия», учащиеся должны знать местонахождение ближайшего промышленного или сельскохозяйственного предприятия, детских садов, дома культуры, больницы, а также ознакомиться с их назначением, видами работ и услуг, обязанностями сотрудников.

Используется дидактический материал:

  • демонстрационный перечень дошкольных учреждений района, школ, училищ;

  • демонстрационный перечень школьных кружков;

  • демонстрационный перечень видов рабочих специальностей;

  • телефонный справочник.

В зависимости от задач занятия по разделу «Экономика домашнего хозяйства» могут иметь различное назначение и сопровождаться наглядностью. Беседы в основном носят информационный характер, учитель выясняет имеющиеся у школьников знания и представления о бюджете семьи и сообщает им новые необходимые сведения. Особую сложность представляет выполнение практических заданий, поэтому предлагаемый для обучения материал должен быть хорошо продуман и подготовлен:

  • квитанции по оплате жилья, коммунальных услуг и т.д.;

  • таблица по видам государственных страхований;

  • виды приобретения – наличные и кредит;

  • перечень вкладов сбербанка;

  • бланки доверенностей.

По разделу «Профориентация и трудоустройство» предполагает в первую очередь следующую наглядность:

  • информационная карта по необходимым документам для трудоустройства;

  • бланки заявлений, анкет, расписок, доверенностей;

  • дидактический раздаточный материал.

Наибольшее количество практических работ содержит раздел «Питание», учащиеся должны соблюдать все правила техники безопасности и санитарно-гигиенических норм. Дидактическая наглядность:

  • таблица продуктов, составляющая рацион питания;

  • график режима питания в школе, школьное меню;

  • методический демонстрационный материал – посуда, кухонные приборы, сервиз чайный и сервиз столовый;

  • набор альбомов, таблиц и другой литературы о вкусной и здоровой пищи.


Для изучения раздела «Транспорт» нужно иметь:

  • книги и брошюры по правилам дорожного движения;

  • различные демонстрационные виды проездных билетов;

  • образцы расписания поездов, самолетов, пригородных автобусов и других транспортных средств;

  • индивидуальные раздаточные знаки дорожного движения;

  • географическую карту местности для определения маршрутов.

Раздел «Торговля» требует наглядности, необходимой для моделирования реальных ситуаций «Покупки», «Продуктовый магазин», «Оплата в кассу» и т.д., когда могут использоваться как натуральные предметы, так и муляжи, а также настольные дидактические игры и др.:

  • репродукция картин с различными изображениями продуктов;

  • муляжи овощей и фруктов;

  • репродукции типов промышленных товаров;

  • индивидуальные раздаточные задания, карточки, перфокарты.

Выполнение практических заданий по темам раздела «Средства связи» вызывает трудности при заполнении различных бланков и написании адреса на конверте. Поэтому раздаточный и демонстрационный материал должен быть адаптирован для восприятия умственно отсталых школьников. Необходимо увеличить размеры используемых на почте бланков, сделав доступным для чтения особо мелкий шрифт.

Также требуется:

  • демонстрационные почтовые конверты, телеграммы, переводы, бланки для отправлений бандеролей, посылок;

  • индивидуальные раздаточные тексты писем и телеграмм;

  • каталог (виды связи: сотовая, автоответчик, компьютер, факс);

  • телефонные справочники.

Раздел «Медицинская помощь» требует наличие в кабинете аптечки первой медицинской помощи, других материалов:

  • доврачебные препараты (градусник, тонометр);

  • справочник младшего персонала;

  • демонстрационный материал (больничный лист, справка);

  • таблица с лекарственными растениями, гербарий;

  • наиболее часто употребляемые лекарственные растения.


Занятия по СБО тесно связаны с уроками родного языка, математики, географии, труда, естествознания.

Достичь желаемых результатов в процессе СБО учащихся с нарушением интеллекта в комплексе с учебной работой помогает организация воспитательной работы. Работа воспитателей и учителя СБО должна быть согласованной, скоординированной в действиях и планах.

Учащиеся ведут по СБО тетрадь для кратких записей, основных сведений и зарисовок. Домашнее задание, как правило, не задается. В отдельных случаях ученикам можно поручить собрать те или иные сведения во время экскурсий с воспитателями или дома.

Распределение учебного материала: 34 часа – 5 класс, по 68 часов для каждого последующего года обучения.

Уровни социально-бытовой подготовленности:

1. Самостоятелен в пределах квартиры, во вне нуждается в постоянной помощи;

2. Самостоятелен в решении простейших социально-бытовых проблем, в более сложных случаях нуждается в помощи со стороны.

3. Самостоятелен в решении основных социально-бытовых проблем, нуждается в помощи только в особо сложных критических обстоятельствах.
  1   2   3

Похожие:

Рабочая программа по сбо 5-9 классы Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа по сбо и обж разработана...
Минобрнауки рф17. 12. 10 №1897.) и Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной...

Рабочая программа по сбо 5-9 классы Пояснительная записка iconПояснительная записка сбо
Специальные коррекционные занятия по сбо направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование...

Рабочая программа по сбо 5-9 классы Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа по сбо составлена на основе...
Программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В. В. Воронковой (раздел «Социально...

Рабочая программа по сбо 5-9 классы Пояснительная записка iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа для 5 9 классов...
Настоящая рабочая программа для 5 – 9 классов составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа по сбо 5-9 классы Пояснительная записка iconПояснительная записка Данная рабочая учебная программа составлена...
Данная рабочая учебная программа составлена на основании Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...

Рабочая программа по сбо 5-9 классы Пояснительная записка iconРабочая программа по учебному предмету «Социально бытовая ориентировка»...
Рабочая программа по социально бытовой ориентировке сбо разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных...

Рабочая программа по сбо 5-9 классы Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Программы...
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой (авторы...

Рабочая программа по сбо 5-9 классы Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Программы...
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой (авторы...

Рабочая программа по сбо 5-9 классы Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Программы...
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой (авторы...

Рабочая программа по сбо 5-9 классы Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Программы...
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой (авторы...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск