Скачать 94.25 Kb.
|
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЖ. МОРЕНО Методика «Cоциометрия» Дж. Морено используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений у учеников 2-11 классов. Данная методика позволяет косвенно определить уровень сформированности коммуникативных навыков у учащихся. Задачи диагностического исследования:
Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности. Материалы для проведения диагностики. Бланк социометрического опроса, список членов группы, социоматрица (Пример заполнения см. в табл.).
Подготовка исследования. Обследованию может подвергнуться любая группа лиц, любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия и общения. В зависимости от задач, которые призвано решить исследование, и от особенностей (возрастных и профессиональных) изучаемых групп формируются критерии социометрического выбора. Критерий — это вид деятельности, для выполнения которой индивиду нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. Он формулируется в виде определенного вопроса социометрического теста. По содержанию критерии могут быть формальными и неформальными, С помощью первых измеряются отношения по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа. Вторые служат для измерения эмоционально-личностных взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью (например, выбор "товарищи для досуга"). Порядок исследования. Перед началом опроса — инструктаж тестируемой группы (социометрическая разминка). И ходе него следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть важность его результатов для группы, показать, как нужно выполнять задания, гарантировать сохранение тайны ответов. Инструкция для учащихся: «Отвечая на вопрос, укажи фамилии одноклассников, которых ты бы выбрал. Постарайтесь быть искренними в ответах. Исследователи гарантируют тайну индивидуальных ответов». Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой. Отсутствие доверия к экспериментатору, подозрения в том, что результаты опроса могут быть использованы во вред испытуемому, приводят к отказу выполнять задание в целом либо к отказу осуществить негативный выбор. После этого приступаем непосредственно к опросу. Ему подвергаются все члены группы. Респонденты должны записать фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указать свою фамилию. В процессе опроса исследователь должен следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске. Возможны три основных способа выбора:
С точки зрения простоты и удобства обработки результатов предпочтительнее первый способ. С точки зрения надежности и достоверности полученных результатов — третий.
Обработка данных и интерпретация результатов 1. Составление социоматрицы. Социоматрица — это таблица, в которую вносятся результаты опроса. 2. На основе социоматрицы возможно построение социограммы, которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы — «мишени». Каждая окружность в социограмме имеет свое значение. I. Внутренний круг —это так называемая «зона звезд», и которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов. II. Второй круг —зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве выше среднего показателя. III. Третий круг —зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя. IV. Четвертый круг —зона изолированных, это те, которые не получили ни одного очка. Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты). Интерпретация результатов: Высокий уровень сформированности коммуникативных навыков (5 и более выборов, «звёзды») – 3 балла. Средний уровень сформированности коммуникативных навыков (2 - 4 выбора, «предпочитаемые») – 2 балла. Низкий уровень сформированности коммуникативных навыков (0 - 1 выборов, «пренебрегаемые») – 1 балл.
Бланк социометрического опроса Ф.И.О. _________________________________________, класс _______ Ответь на поставленный вопрос, записав три фамилии одноклассников с учетом отсутствующих. Кого бы ты из класса пригласил на свой день рождения? а) _______________________________________________________________ б) _______________________________________________________________ в) _______________________________________________________________ Бланк социометрического опроса Ф.И.О. _________________________________________, класс _______ Ответь на поставленный вопрос, записав три фамилии одноклассников с учетом отсутствующих. Кого бы ты из класса пригласил на свой день рождения? а) _______________________________________________________________ б) _______________________________________________________________ в) _______________________________________________________________ Бланк социометрического опроса Ф.И.О. _________________________________________, класс _______ Ответь на поставленный вопрос, записав три фамилии одноклассников с учетом отсутствующих. Кого бы ты из класса пригласил на свой день рождения? а) _______________________________________________________________ б) _______________________________________________________________ в) _______________________________________________________________ |
![]() | Учебное пособие предназначено для аспирантов и соискателей всех специальностей, готовящихся к сдаче кандидатского экзамена по английскому... | ![]() | Опросник «Натурафил» предназначен для диагностики интенсивности отношения к природе |
![]() | Воспитание гражданственности, патриотизма, социальной ответственности и компетентности, уважения к правам, свободам и обязанностям... | ![]() | «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В. М. Шукшина» |
![]() | Под интенсивностью отношения понимается его структурно-динамическая характеристика, являющаяся показателем того, в каких сферах и... | ![]() | Предлагаемое методическое пособие «Психологическая диагностика в школе» представляет собой сборник тестов и методик, используемых... |
![]() | Развитие навыков вербального представления своих личностных и квалификационных характеристик | ![]() | Методика проведения индуктивных и дедуктивных исследований детьми младшего школьного возраста |
![]() | Инструкция. В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни – переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения.... | ![]() | Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет Э. Ф. Замбицявичене |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |