Закон Российской Федерации «Об образовании»


Скачать 141.11 Kb.
НазваниеЗакон Российской Федерации «Об образовании»
ТипЗакон
filling-form.ru > Бланки > Закон
ДОКУМЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА

Е.И.Изотова, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии Московского педагогического государственно университета

(Приложение к журналу «Директор школы» № 5, 2008 г.)
Нормативная документация

Нормативная документация представляет собой совокупность документов, определяющих стандарты и нормативы профессиональной деятельности психолога в системе образования.

В этот перечень входят:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Конвенция ООН «О правах ребенка»;

  • Положение о психологической службе в системе образования;

  • Положение о практическом психологе образования;

  • квалификационная характеристика практического психолога образования (должностная инструкция и стандарт специалиста);

  • положение об аттестации психолога образования с соответствующим приложением;

  • инструктивные письма и приказы вышестоящего (центрального) руководящего органа.

При оформлении специалиста на основе договора или контракта психолог и администрация образовательного учреждения оговаривают вопросы функционала, временного графика и заработной платы отдельными пунктами. В этом случае договор включается в перечень нормативной документации.
Специальная документация.

Специальная документация – это особый вид деятельности практического психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности.

В специальную документацию входят:

  • психологические заключения:

  • коррекционные карты;

  • протоколы диагностических обследований, коррекционных занятий, бесед, интервью;

  • карты (истории) развития;

  • психологические характеристики,

  • выписки из психологических заключений и карт развития.

Три первые вида документации являются закрытыми для непрофессионалов. Три остальных вида открыты для доступа лиц, заинтересованных в информации. Их основная цель состоит в ознакомлении с индивидуальными психологическими особенностями того или иного ребенка (класса, возрастной группы).

Психологическая характеристика и

психологическое заключение

Психологическая характеристика позволяет при ознакомлении составить психологический портрет ребенка либо возрастной группы детей в целом. Она свободна по форме и не требует визирования административных лиц. Речь идет об индивидуальных особенностях развития ребенка, то есть особенностях его познавательной и личностно-эмоциональной сфер, коммуникативных предпочтениях, наличии общих или специальных способностей и пр.

Психологические заключения являются основной рабочей документацией психолога. В настоящее время при высокой вариативности научно-теоретических позиций и профессиональных технологий у практических психологов наблюдается дифференциация психологических заключений, как по форме, так и по содержанию. Это связано, во-первых, с различением представлений психологов о психическом развитии, механизмах и средствах динамики психических процессов; во-вторых, с различением психодиагностических технологий, находящихся в компетентности психологов. Существует несколько вариантов психологического заключения. Рассмотрим некоторые из них.

1. Структурирование психологического заключения по парциальным параметрам психического развития. В таких психологических заключениях чаще всего присутствуют отдельные показатели: координации моторики, навыков идентификационного письма, обучаемости, мотивационно - потребностной, интеллектуальной зрелости. Данный вид психологического заключения может использоваться при парциальных психологических обследованиях с запросом «Готовность к школе», «Личностные проблемы» и пр.

2. Структурирование психологического заключения по комплексным параметрам, включающим показатели психофизического развития ребенка, а также критерии его образовательного уровня. Здесь присутствует совокупность информативных данных о количестве воспроизведенных стихотворных текстов, параметров роста, объема грудной клетки, навыков вежливого поведения и т.д.

К сожалению, оба варианта структурирования психологического заключения не отражают полную картину психического развития ребенка на определенном возрастном этапе.

Отсюда психологическое заключение должно быть структурировано в соответствии с концептуальными представлениями психолога о психическом развитии применительно к возрасту, где каждый возрастной этап имеет свою специфику, количественную и качественную динамику развития.

Следовательно, в контексте психологической службы образования психологическое заключение как фиксация особенностей развития ребенка на данном возрастом этапе должно быть дифференцировано по возрастному принципу.

Кроме того, опираюсь на поликонцептуальный принцип, в психологическом заключении должны найти отражение показатели познавательного, личностно-эмоционального и коммуникативного развития ребенка, а также его психофизиологические и другие индивидуальные особенности. Кроме фиксации значений различных показателей психологическое заключение включает в себя анализ соответствия возрастным уровням и этапам развития психики, а также вывод о необходимости коорекционно-профилактических или развивающих воздействий.

Таким образом, структура психологического заключения должна включать следующие блоки:

  • Общая характеристика возрастного развития на основе особенностей психофизического характера, адаптационного и двигательного комплексов, специфики поведения;

  • Познавательное развитие на основе характеристик познавательных процессов и речевой функции;

  • Личностно – эмоциональное развитие на основе характеристик самосознания, мотивационно – потребностной, эмоциональной сфер;

  • Коммуникативное развитие на основе характеристик средств и позиций общения, конфликтности;

  • Детская (учебная) компетентность на основе характеристик актуализации) и содержания продуктивных и процессуальных видов детской деятельности;

  • Готовность к школе (в старшем дошкольном возрасте) на основе характеристик сформированности предпосылок к учебной деятельности и обучаемости.

Далее идут блоки констатации общего вывода и необходимости профессионального вмешательства:

  • особенности развития;

  • проблемы развития;

  • прогноз развития;

  • рекомендации.


Коррекционная карта

Коррекционная карта представляет собой развернутую картину психологических воздействий с определением коррекционной стратегии и способов ее реализации.

В коррекционной карте отражаются:

• исходные данные (Ф.И.О., возраст ребенка или код ребенка);

• исходная проблематика (особенности отклонений и нарушений психического развития ребенка). Дифференцируется на основании психологического заключения (типологического диагноза);

• тип и форма коррекционных воздействий (индивидуальные и групповые формы психотерапии либо психокоррекции);

• средства коррекционных воздействий (изобразительные, игровые и т.д.);

• сроки коррекционных воздействий с дифференциацией на этапы (количество занятий в цикле);

• рекомендации педагогам и родителям по организации режима жизнедеятельности ребенка на протяжении коррекционных воздействий.

В кооррекционной карте фиксируются также динамика психологических изменений в ходе коррекционных воздействий на основе резюме к каждому занятию цикла. В заключении карты дается выпускающая характеристика с общими рекомендациями.
Протоколы диагностических обследований, коррекционных занятий, бесед, интервью

Такие протоколы рассматриваются как форма фиксации особенностей процессуального хода взаимодействия психолога с ребенком или взрослым. Чаще всего протокол оформляется в форме таблицы либо свободного описания психологических процедур. Требования касаются лишь единиц фиксирования. К ним относятся: поведенческие реакции (мимические и пантомимические проявления); вербальное сопровождение деятельности; динамика эмоциональных состояний и стеничности. Кроме того, обязательна фиксация вводных данных с кодом ребенка, датой и временем проведения психологической процедуры. Некоторые методики и тесты имеют специальные формы протоколов. В этом случае они входят в пакет инструментария.

Особенность оформления данного вида документации заключается в том, что заполнение его происходит непосредственно в процессе того или иного вида психологической деятельности, т.е. во время выполнения диагностических или коррекционных заданий. Исключение составляют лишь протоколы бесед. Они чаще всего заполняются по окончанию процедуры. Это делается с целью создания более естественных условий для диалога.

Иногда целесообразно использовать диктофон при протоколировании процедур, предусматривающих активную вербальную деятельность, что помогает сфокусировать внимание на других важных показателях (например, личностно-эмоциональные проявления- мимические комплексы, смена ролевых позиций и т.д.)
Карта (история) развития

Заключает перечень специальной документации пси­холога карта (история) развития как совокупность сведений о возрастном развитии ребенка в онтогене­тическом аспекте.

В карту развития включаются основные анкетные дан­ные, сведения о родителях и других членах семьи, а так­же о социально-бытовых условиях проживания (жиз­недеятельности) ребенка. Изменения в составе семьи (потеря близких, появление братьев, сестер), смена значимого взрослого в жизни ребенка, стили семей­ных взаимоотношений — все эти факты фиксируются и анализируются с психологических позиций.

Существует практика совместного оформления этого документа с медицинским специалистом образовательного учреждения. Это объясняется необходимостью анализа информации о преантенальном и постнатальном развитии, то есть особенностях протекания беременности и родов, а также возможных осложнениях в период новорожденное. Кроме того, используются анамнез (описание хода) хронических и острых заболеваний в период раннего детства (младенчества), сведения о травмах и операциях, перенесенных ребенком, резюме осмотров специалистов. Данная информация не является психологической, но способствует определению причин отклонений в развитии ребенка. Точнее, исключает причины органического и функционального свойств.

Фиксируются также особенности нервно-психического развития в раннем возрасте: когда ребенок начал держать головку, сидеть, ходить, говорить; как шло развитие пассивной и активно речи; какими были первые двигательные и эмоциональные реакции.

Кроме того, в карту (историю) развития входят особенности адаптации и жизнедеятельности ребенка в образовательном учреждении (в детском саду) и характеристики его взаимодействий со сверстниками (в школе).

Что касается оформления данного документа, то он может быть представлен либо в форме таблицы, либо свободного описания по вышеперечисленным параметрам физического, нервно-психического и социального развития на разных возрастных этапах ребенка.
Организационно-методическая документация

Целями данного вида документации являются организация, планирование и методическое обеспечение профессиональной деятельности практического психолога. Вследствие пересечения психологической деятельности с процессами воспитания и обучения детей специалисту данного профиля требуется особый блок документальных средств, определяющих как границы психологических воздействий, так и зоны их проникновения в педагогическое пространство.

В организационно-методическую документацию входят следующие основные документы:

• график работы психолога в образовательном учреждении;

• годовой план работы психолога (стратегия профессиональной деятельности);

• дифференцированный план работы психолога (программа профессиональной деятельности);

• журнал и бланки психологических запросов;

• итоговый (аналитический) отчет психолога за год.
График работы психолога

График работы — распределение видов профессиональной деятельности практического психолога соответственно дням рабочей недели и норме времени по хронометражу.

Рабочий график составляется психологом совместно с администрацией образовательного учреждения в соответствии с 36-часовой рабочей неделей, где на 18 часов приходится непосредственное осуществление психологических мероприятий (диагностика, коррекция, профилактика и пр.) а остальные 18 часов распределяются на подготовку данных психологических мероприятий и обработку их результатов. В графике должны быть обозначены присутственные часы (обязательные 18 часов в неделю). Вариант рабочего графика психолога представлен в таблице 1.
Таблица 1




День недели

Время

Содержание работы

Основание

1

Понедельник

9.00-12.00(3 часа)

Психодиагностика (индивидуальная, групповая)

План

13.00-16.00(3 часа)

Обработка результатов и подготовка занятий

План

16.00-17.00 (1 час)

Занятия коррекционные и развивающие (индивидуальные)

План, запрос

2

Вторник

12.00-15.00(3 часа)

Оформление документов, подготовка консультаций

План

15.00-19.00(4 часа)

Консультирование родителей (индивидуальное/групповое)

План, запрос

3

Среда

9.00-12.00(3 часа)

Занятия коррекционные, развивающие (индивидуальные/ групповые)

План

13.00-14.00(1 час)

Обработка результатов

План

14.00-17.00 (3 часа)

Подготовка психологических мероприятий

План

4

Четверг

9.00-12.00(3 часа)

Консультирование воспитателей и педагогов (индивидуальные)

Запрос

13.00-14.00(1 час)

Консультирование воспитателей, педагогов и администрации (групповое)

План, запрос

14.00-18.00 (4 часа)

Обработка результатов и оформление документов

План

5

Пятница

9.00-12.00(3 часа)

Психодиагностика (индивидуальная)

План, запрос

13.00-17.00(4 часа)

Обработка результатов и подготовка психологических мероприятий

План


Распределение видов профессиональной деятельности по дням недели и рабочим часам может быть изменено, но при сохранении общего принципа организации психологических взаимодействий с детьми и взрослыми, а также с учетом особенностей данных взаимодействий. Так, групповые занятия с детьми (коррекционные и развивающие) не рекомендуется проводить в утренние часы понедельника, зато все диагностические процедуры целесообразно организовывать утром. Индивидуальное и групповое консультирование родителей чаще всего приходится сдвигать на более поздние часы, преимущественно на середину рабочей недели. Эти рекомендации обоснованы статистическими данными по изучению родительских запросов и коэффициентом результативности психологических воздействий при различных условиях организации труда психологов в образовательном учреждении.
Годовой план работы психолога

Годовой план - документ, определяющий цели и задачи профессиональной деятельности практического психолога образовательного учреждения на учебный год (стратегию профессиональной деятельности).

Содержание годового плана определяется концепцией профессиональной деятельности практического психолога. Если она отвечает общей психологической цели — обеспечению психического здоровья детей и содействию их полноценному и своевременному развитию, то конкретизация задач психологической деятельности осуществляется по следующим направлениям:

• работа с детьми;

• работа с родителями;

• работа с воспитателями и педагогами.

Далее в годовом плане раскрываются содержание и формы психологических мероприятий (процедур) с примерными сроками их выполнения (поквартально или помесячно). Что касается оформления годового плана, то он может быть представлен в форме таблицы с включением граф, определяющих цели, задачи, направления работы, содержание и формы психологической деятельности. Возможно также свободное (неструктурированное) изложение планируемой деятельности в течение года.
Журнал психологических запросов

Журнал психологических запросов – документ фиксирующий «заказ», т.е. существующую необходимость психологического вмешательства (взаимодействия) в отношении того или иного лица. Наряду с планами работы он определяет объем и содержание психологических мероприятий. Психологический запрос может поступить от родителей ребенка или других членов семьи, от воспитателей, педагогов и специалистов, которые взаимодействия с детьми, а также от администрации образовательного учреждения.

В случае необходимости сохранения конфиденциальности запроса дополнительно к журналу предоставляются бланки психологического запроса. В бланке присутствует кода, где лицо, нуждающееся в психологической помощи, может закодировать информацию о себе. Данные бланки должны находится в свободном доступе для всех желающих, без фиксированной выдачи.
Итоговый (аналитический) отчет психолога за год

Итоговый (аналитический) отчет — это документ, в котором представлена совокупность результатов про­фессиональной деятельности практического психо­лога. Отчет документально подтверждает выполне­ние запланированных психологических мероприятий и процедур по следующим направлениям: психодиаг­ностика, психокоррекция и психопрофилактика, пси­хологическое консультирование и просвещение, пси­хологическое обеспечение образовательного процес­са. В итоговый отчет, включается также анализ работы по повышению научно-теоретической и научно-практической компетентности психолога, в котором включаются: изучение специальной литературы; освоение новых технологий; проведение экспериментальных (научно-практических) исследований; участие в региональных научно-методических и научно-теоретических мероприятиях (конференциях, семинарах); научно-экспериментальная и публицистическая деятельность; взаимодействие со специалистами смежных квалификаций и пр.

В случае невыполнения, тех или иных запланированных пунктов в отчете указывается фактическая причина невыполнения. Итоговый отчет оформляется в виде свободного описания по каждому направлению. Особо следует отметить, что информация конфиденциального характера в отчет не включается.

Перечень представленных специальных и организаци­онно-методических документов практического психо­лога образования периодически пополняется и трансформируется, то есть меняются формы документов, их статус (обязательные и рекомендуемые), требования к периодичности их оформления и пр.


Похожие:

Закон Российской Федерации «Об образовании» iconЗакон РФ «Об образовании»
Закон РФ «Об образовании» №3266-1 от 10. 07. 1992 г., п. 4 статьи 111 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273 фз "Об образовании...

Закон Российской Федерации «Об образовании» iconПояснительная записка нормативно-правовую базу разработки аоп обучающегося...
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» n 273-фз (в ред. Федеральных законов от 07. 05. 2013...

Закон Российской Федерации «Об образовании» iconРекомендации по проведению комплектования первых классов на 2014-2015...
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 г. №273-фз, ст. 55, ст. 67

Закон Российской Федерации «Об образовании» iconРекомендации по проведению комплектования первых классов на 2015-2016...
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 г. №273-фз, ст. 55, ст. 67

Закон Российской Федерации «Об образовании» iconО. В. Алдашкина Принят педагогическим советом
Закон от 29. 12. 2012 г. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» новый Закон об образовании

Закон Российской Федерации «Об образовании» iconЗакона об образовании в РФ новый закон об образовании
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") регулирует не только эти отношения, но и содержание образования (в т ч...

Закон Российской Федерации «Об образовании» iconПрограмма по английскому языку составлена на основе: Федеральный...
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012г. №273-фз

Закон Российской Федерации «Об образовании» iconПояснительная записка Исходными документами для составления рабочей...
Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 №273 – фз ( ред. От 07. 05. 2013 )

Закон Российской Федерации «Об образовании» iconЗакон от 29. 12. 2012 №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Главными нормативными основаниями деятельности школы являются Федеральный закон от 29. 12. 2012 №273-фз «Об образовании в Российской...

Закон Российской Федерации «Об образовании» iconНормативные документы егэ федеральный уровень
«О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем послевузовском профессиональном...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск