Рабочая программа по сбо для 7 9 классов составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 7 9 классов, сборник №1под редакцией В.


НазваниеРабочая программа по сбо для 7 9 классов составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 7 9 классов, сборник №1под редакцией В.
страница1/6
ТипРабочая программа
filling-form.ru > Бланки > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Ивановская средняя общеобразовательная школа»

Новая ул.2 а , Ивановка с., Ялуторовский район, Тюменская область, 627048, тел. 92-131

e-mail: ivanovka51@mail.ru

ОКПО 45782402, ОГРН 1027201465268, ИНН/КПП 7228005320/720701001



«Рассмотрено»

Руководитель МО:

_______________/_________________/

Протокол № ____

От «___» _____________ 2015г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР
«___» _____________ 2015г.


«Утверждаю»

Директор МАОУ «Ивановская СОШ»
Приказом №___ от «___» ___________2015г.

Рабочая программа

по социально-бытовой ориентировке

на 2015-2016 учебный год

Составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 7- 9 класс, Москва «Владос» 2010, под редакцией В.В.Воронковой
Программу составила: учитель СБО

Ларионова З.А.
2.Пояснительная записка

Рабочая программа по СБО для 7 – 9 классов составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 7 – 9 классов, сборник №1под редакцией В.В. Воронковой: Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС 2010 год. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.

Настоящая программа составлена с учётом возрастных и психофизических особенностей развития воспитанников, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объёма сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья необходимые навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придётся обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса воспитанников и т. д.

Исходя из специфических особенностей региона, программа составлена на основе предмета СБО. В неё внесены необходимые изменения, связанные с материальным обеспечением и нуждами школы-интерната.

Большинство разделов программы изучается с пятого по девятый класс. Это позволяет учителю, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствованию имеющихся у них умений и навыков, формированию новых. Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно – ролевые игры, беседы.

Широко используются наглядные средства обучения, демонстрация кинофильмов и др. В программе значительное место отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные, сельскохозяйственные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения.

Для закрепления знаний, проверки умений и навыков в конце каждой четверти проводится самостоятельная работа или тестирование.
Цель программы – подготовка учащихся к самостоятельной жизни и адаптации в современном социуме.

Задачи предмета социально – бытовая ориентировка:

• научить воспитанников правилам ведения домашнего хозяйства;

• сформировать практические знания о самостоятельной жизни, и жизненно необходимых бытовых умениях и навыках;

• коррекция личностного развития воспитанника и подготовка его к самостоятельной жизни.

Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня развития учащихся.

Учебная программа по СБО строится по концентрическому принципу, что дает возможность осуществлять коррекцию умственной деятельности школьников. Особенностью учебной программы по социально-бытовой ориентировке является своеобразие содержания изучаемого материала, а также его распределение, позволяющее постоянно возвращаться к пройденным разделам. Это способствует более прочному и осознанному усвоению изучаемого предмета. Распределение материала в программе обеспечивает постепенность перехода от легкого к более сложному. Таким образом, происходит повышение уровня обучаемости, а овладение материалом прошлых лет постоянно используется и закрепляется, переходя в прочные умения и навыки. Каждый раздел программы имеет свое продолжение с 7 по 9 класс, за исключением разделов «Экономика домашнего хозяйства» и «Профориентация и трудоустройство», которые изучаются в 8-9 классах.

Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий служба быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда.

На занятиях по СБО следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки, загадки для развития устной, письменной речи. Необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения.

На занятиях СБО используются все виды наглядности: натуральная (посуда, одежда, игрушки и др.); образная (рисунки, плакаты, картины); символическая (например, условные изображения служб вокзала, температурных режимов электроутюга, стиральной машины-автомат и др.); графическая (учебные инструкционные карты, стандартные инструкции, бланки квитанций, таблицы); схематическая (схема линий метро, пассажирского транспорта).

Для занятий по СБО требуется разнообразный дидактический раздаточный материал. Останавливаясь на каждом разделе программы отдельно, можно использовать следующий минимальный перечень оборудования и методических пособий.

При изучении раздела «Личная гигиена» учащимся предлагается выполнение практических работ, которые вполне могут быть осуществимы вне условий класса и во внеурочное время. Поэтому нецелесообразно содержать предметы личной гигиены на каждого ученика, можно обойтись одним образцом.

Желательно иметь:

• таблица о закаливание организма;

• демонстрационная таблица по правилам и приемам ухода за органами зрения;

• литература о пагубном влиянии курения и алкоголя;

• носовые платки, ножницы, расчески, ватные палочки, косметические салфетки;

• образцы косметических средств и средств гигиены.

Основной задачей раздела «Культура поведения» является формирование и закрепление учащихся навыков поведения в помещениях и на улице, в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях, предприятиях и организациях, в транспорте, навыков культурного общения со знакомыми и незнакомыми людьми. Часто используемый метод обучения по темам данного раздела – это моделирование реальных ситуаций, например «В кино», «В гостях», «Ко мне пришел гость» и др.

Желательно иметь:

• вазы для цветов;

• телевизор;

• видео- и аудиоаппаратуру;

• диски, кассеты;

• художественную литературу (книги по этикету, журналы мод, кулинарные рецепты и т.д.);

• шкаф;

• мягкую мебель;

• настольную лампу;

• сервизы для приема гостей.

Изучение раздела «Одежда и обувь» требует наличия в кабинете электробытового оборудования. Необходимы утюг и гладильная доска, стиральная машина, а также:

• щетки для одежды;

• демонстрационный набор обуви, одежды по сезонам, головные уборы;

• вешалки, пуговицы, нитки, иглы;

• фартуки, косынки.

Оборудование кабинета СБО по разделу «Жилище» определяется в целом эстетическим оформлением кабинета:

наличие ковра или паласа, настольные лампы, общая цветовая гамма и т.д. Бывая дома, дети, как правило, не выполняют каких-либо постоянных поручений, домашних обязанностей, даже таких простых, как вытереть пыль, полить цветы, подмести и вымыть пол. Условия для обучения в кабинете должны обеспечить возможности школьников в приобретении определенных знаний и умений по данной теме, одновременно расширяя их кругозор. При изучении раздела «Жилище» необходимым оборудованием является все, что находится в кабинете СБО:

• кухня, санузел, жилая комната, прихожая;

• индивидуальные карточки для заполнения почтового адреса;

• иллюстрированные журналы с различными видами жилья и подсобных помещений;

• иллюстрированные журналы с различными видами мебели;

• демонстрационный материал моющих средств;

• Жилищный кодекс РФ.

Изучение раздела «Семья» предусматривает создание реальной домашней обстановки и семейных отношений.

Оборудование:

• таблица по составлению родового древа;

• индивидуальные анкеты;

• фотоальбомы, фотоаппарат;

• Семейный кодекс РФ

• демонстрационный и раздаточный материал (куклы);

• пеленальный столик, пеленки, детская ванночка;

• литература по уходу за грудными детьми;

• игрушки, набор детской посуды.

Изучая раздел «Учреждения, организации и предприятия», учащиеся должны знать местонахождение ближайшего промышленного или сельскохозяйственного предприятия, детских садов, дома культуры, больницы, а также ознакомиться с их назначением, видами работ и услуг, обязанностями сотрудников.

Используется дидактический материал:

• демонстрационный перечень дошкольных учреждений района, школ, училищ;

• демонстрационный перечень школьных кружков;

• демонстрационный перечень видов рабочих специальностей;

• телефонный справочник.

В зависимости от задач занятия по разделу «Экономика домашнего хозяйства» могут иметь различное назначение и сопровождаться наглядностью. Беседы в основном носят информационный характер, учитель выясняет имеющиеся у школьников знания и представления о бюджете семьи и сообщает им новые необходимые сведения. Особую сложность представляет выполнение практических заданий, поэтому предлагаемый для обучения материал должен быть хорошо продуман и подготовлен:

• квитанции по оплате жилья, коммунальных услуг и т.д.;

• таблица по видам государственных страхований;

• виды приобретения – наличные и кредит;

• перечень вкладов сбербанка;

• бланки доверенностей.

Оборудование кабинета по разделу «Профориентация и трудоустройство» предполагает в первую очередь следующую наглядность:

• информационная карта по необходимым документам для трудоустройства;

• бланки заявлений, анкет, расписок, доверенностей;

• КЗОТ РФ по трудоустройству;

• дидактический раздаточный материал.

Наибольшее количество практических работ содержит раздел «Питание». Хорошо оборудованная зона кухни должна обеспечивать соблюдение всех правил техники безопасности и санитарно-гигиенических норм. Дидактическая наглядность:

• таблица продуктов, составляющая рацион питания;

• график режима питания в школе, школьное меню;

• методический демонстрационный материал – посуда, кухонные приборы, сервиз чайный и сервиз столовый;

• набор альбомов, таблиц и другой литературы о вкусной и здоровой пищи;

• механические и электробытовые приборы.
Для изучения раздела «Транспорт» нужно иметь:

• книги и брошюры по правилам дорожного движения;

• различные демонстрационные виды проездных билетов;

• образцы расписания поездов, самолетов, пригородных автобусов и других транспортных средств;

• индивидуальные раздаточные знаки дорожного движения;

• географическую карту местности для определения маршрутов.

Раздел «Торговля» требует наглядности, необходимой для моделирования реальных ситуаций «Покупки», «Продуктовый магазин», «Оплата в кассу» и т.д., когда могут использоваться как натуральные предметы, так и муляжи, а также настольные дидактические игры и др.:

• репродукция картин с различными изображениями продуктов;

• муляжи овощей и фруктов;

• репродукции типов промышленных товаров;

• индивидуальные раздаточные задания, карточки, перфокарты.

Выполнение практических заданий по темам раздела «Средства связи» вызывает трудности при заполнении различных бланков и написании адреса на конверте. Поэтому раздаточный и демонстрационный материал должен быть адаптирован для восприятия умственно отсталых школьников. Необходимо увеличить размеры используемых на почте бланков, сделав доступным для чтения особо мелкий шрифт.

Также требуется:

• демонстрационные почтовые конверты, телеграммы, переводы, бланки для отправлений бандеролей, посылок;

• индивидуальные раздаточные тексты писем и телеграмм;

• каталог (виды связи: сотовая, автоответчик, компьютер, факс);

• телефонные справочники.

Раздел «Медицинская помощь» требует наличие в кабинете аптечки первой медицинской помощи, других материалов:

• доврачебные препараты (градусник, тонометр);

• справочник младшего персонала;

• демонстрационный материал (больничный лист, справка);

• таблица с лекарственными растениями, гербарий;

• наиболее часто употребляемые лекарственные растения.

Занятия по СБО тесно связаны с уроками родного языка, математики, географии, труда, естествознания.

Достичь желаемых результатов в процессе СБО учащихся с нарушением интеллекта в комплексе с учебной работой помогает организация воспитательной работы. Работа воспитателей и учителя СБО должна быть согласованной, скоординированной в действиях и планах.

Занятия по СБО проводятся в специальном кабинете. Учащиеся ведут тетрадь для кратких записей, основных сведений и зарисовок. Домашнее задание, как правило, не задается. В отдельных случаях ученикам можно поручить собрать те или иные сведения во время экскурсий с воспитателями или дома. Для каждого года обучения отводится 68 часов учебного времени.

Уровни социально-бытовой подготовленности:

1. Самостоятелен в пределах квартиры, во вне нуждается в постоянной помощи;

2.Самостоятелен в решении простейших социально-бытовых проблем, в более сложных случаях нуждается в помощи со стороны.

3. Самостоятелен в решении основных социально-бытовых проблем, нуждается в помощи только в особо сложных критических обстоятельствах.

Обучение ведется с опорой на личный опыт и знания учащихся.
3.Учебно - тематический план.

7 класс




Раздел

Кол-во часов.

Лабораторные работы

Практические работы
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Рабочая программа по сбо для 7 9 классов составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 7 9 классов, сборник №1под редакцией В. iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа для 5 9 классов...
Настоящая рабочая программа для 5 – 9 классов составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа по сбо для 7 9 классов составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 7 9 классов, сборник №1под редакцией В. iconПояснительная записка рабочая программа по обществознанию для 9класса...
Программы авторов Б. В. Кузнецова и В. М. Мозговой для специальных ( коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для...

Рабочая программа по сбо для 7 9 классов составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 7 9 классов, сборник №1под редакцией В. iconРабочая программа по сбо для 5-9 классов VIII вид
Рабочая программа по социально бытовому ориентированию разработана на основе государственной программы для специальных (коррекционных)...

Рабочая программа по сбо для 7 9 классов составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 7 9 классов, сборник №1под редакцией В. iconПояснительная записка программа курса биологии для коррекционной...
Программа курса биологии для коррекционной школы (6—9 классов) составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных...

Рабочая программа по сбо для 7 9 классов составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 7 9 классов, сборник №1под редакцией В. iconПояснительная записка. Учебно-методический комплект
Рабочая программа по географии для 6-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида составлена на основе Программы специальных...

Рабочая программа по сбо для 7 9 классов составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 7 9 классов, сборник №1под редакцией В. iconРабочая программа по сбо для 9 класса на 2013 2014 учебный год Учитель: Власова Н. П
Настоящая рабочая программа по социально бытовой ориентировки составлена на основе программы для специальных (коррекционных общеобразовательных...

Рабочая программа по сбо для 7 9 классов составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 7 9 классов, сборник №1под редакцией В. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Программы...
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой (авторы...

Рабочая программа по сбо для 7 9 классов составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 7 9 классов, сборник №1под редакцией В. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Программы...
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой (авторы...

Рабочая программа по сбо для 7 9 классов составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 7 9 классов, сборник №1под редакцией В. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Программы...
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой (авторы...

Рабочая программа по сбо для 7 9 классов составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 7 9 классов, сборник №1под редакцией В. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Программы...
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой (авторы...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск