Скачать 298.31 Kb.
|
Вестник Танаиса Выпуск 2 / 2007 МУЗЕЙ И ОБЩЕСТВО ДОНСКОЙ ТУРИЗМ – ПОТЕНЦИАЛ И ПЕРСПЕКТИВЫ В.Ф. ЧеснокРоссийский туризм – есть ли проблема? Огромнейший потенциал туризма в России бесспорен. По прогнозам Всемирной Туристской Организации Россия через 10 лет может войти в десятку самых популярных туристических направлений мира. А может и не войти, если не предпринять срочных мер в этой отрасли, где еще на сегодня, как говорится, и конь не валялся. В России влияние индустрии туризма на экономику ничтожно, хотя богатства природы и культуры – основополагающие факторы туристического бизнеса – у нас огромны. Их нельзя промотать, как нефть или газ. Они неисчерпаемый двигатель и бизнеса, и познания. Туризм – альтернатива нефти: нефть – убывающая категория, туризм – прибывающая, в том смысле, что в первом случае ресурсы невосстановимы, во втором – они восполняются благоустройством памятников истории, сохранением природы, развитием обслуживающей инфраструктуры, улучшением экологии, увеличением числа рабочих мест, так как в этом впрямую заинтересованы и те, кто принимает туристов, и сами туристы, оплачивающие услуги. В туризме это две стороны одной медали. Опять же из практики многих стран: деньги, вложенные в благоустройство природы и памятников культуры, базовой составляющей туризма, окупаются быстрее, чем в других отраслях экономики. По данным налоговой службы ежегодно по линии туризма из России вывозится 15 млрд. долларов (по экспертным оценкам – 25-30 млрд.), и соответственно, создаются новые рабочие места, но за рубежом. Скрытый ущерб от общего объема недовоспроизводимого продукта в секторе туризма России составляет 22-26 млрд. долларов. Таким образом, общий годовой эффект от развития туризма в России может составлять 45 млрд. долларов. Туристический рынок – индикатор экономического здоровья страны. Он – в способности граждан приобретать услуги этого рынка, в способности власти создать условия для развития инфраструктуры отдыха и притока капитала в туризм. Причем, капитал этот штучный, потому что он связан не с поточным промышленным производством, а с индивидуальным «производством» культуры, образования, отдыха, питания, развития народных промыслов и т.д. Очевидные вещи, как и то, что в мировой экономике туристическая индустрия по рентабельности соперничает с автомобильной и нефтяной отраслями. Сегодня для избыточного сверхнормативного капитала, накапливающегося в энергетическом и нефтяном секторах российской экономики, туризм и отдых – это из области внеэкономических категорий. Причины – отсутствие социологической базы данных, анализа экономической реальности, исследований социально-экономической эффективности отдыха выходного дня. Но главное – полная законодательная инфляция, когда принятые на федеральном уровне законы не поддержаны на уровне регионального законотворчества и решений. И капитал, видя правовую бесперспективность обширного внутреннего рынка туризма, в потенциале способного обеспечить широту и многовариантность развития экономических процессов, уходит налево. К тому же и существующая законодательная база в области туризма сориентирована не на долгосрочное развитие отрасли, привлечение инвестиций и частной инициативы в стратегические проекты, а на традиционную попытку изменить ситуацию в рамках минибюджетных «шести соток». Отсюда и безынициативность региональных управленцев, не желающих соскочить с бюджетной иглы. Туризм – область, требующая не денег, а законодательных инициатив и приоритетов. Эффективность этой экономики тем значительнее, чем меньше в нее бюджетные вливания, неизбежно втягивающие различные структуры в их распределение, освоение и растаскивание. Наши туристические фирмы – большая труба для вытекания капитала из российского финансового пруда. Закрыть ее невозможно, да и не нужно, но создать условия для прокладки параллельной трубы, причем не меньшего диаметра, чем первая, куда будет вливаться капитал, вполне реально. Тем более, что обслуживают обе трубы одни и те же структуры. В любой стране выездной туризм сбалансирован законодательством и налоговыми механизмами с соответствующими темпами развития внутреннего и въездного туризма. В противном случае ситуация будет на-поминать то, что происходит в нефтяной отрасли – вывоз сырья никак не отразится на благополучии региона. Если кратко определять существующую проблему в туризме – это задача формирования серьезного направления в экономической политике, которое априори включает в себя и вопросы образования, идеологии, производительности труда, экологии и проч. Инфраструктур, которые создаются вокруг туризма, не перечислить: строительные, транспортные, обслуживающие, складские, торговые, народные промыслы. В туризме несравнимо с сырьевыми отраслями высок уровень занятости населения, независимо от того, город это или хутор. Немаловажно и то, что развивая туризм, не надо взывать к необходимости соблюдать экологические нормы, не разрушать природу, беречь памятники и хранить традиции. Соблюдение норм общежития изначально, «генетически» заложено в отрасли, работающей на туризм, так как понятие аттрактивности – привлекательности региона – в индустрии туризма определяется двумя факторами: природой и историей. Ориентир туризма по-настоящему глобализирован: его конечный пользователь – человек конкретный. Инвестиции в туризм гораздо более перспективны, нежели в другие отрасли, и, прежде всего, потому, что задача не в том, чтобы выкачать сырье, вырубить лес, опустошить недра и оставить после себя пустыню. Инвестор в туризме заинтересован, чтобы оставить заработанные деньги там, где он получил доход, потому что отрасль этого рынка не оставляет после себя пустыню, а, наоборот, генерирует очередные инвестиционные волны. Туристический бизнес – это в первую очередь покупка и продажа услуг на внутреннем рынке. Экономическая составляющая его выше, чем от въездного туризма, не говоря уже о сопутствующих полезных факторах: туризм выходного дня, создание индустрии отдыха, способной подтянуть решение проблем производительности труда, здоровья, занятости и прочих социальных задач. На первый взгляд это покажется сопряжением далеких друг от друга областей. Но это на первый, упрощенный взгляд. Современный бизнес – это не прямолинейная связь «человек – станок, компьютер и проч.». Современный труд столь тесно связан со всей сферой многозначной деятельности человека, его интересов и потребностей, что без комплексного учета многочисленных факторов непроизводственной деятельности давать диагностику производству и делать выводы бессмысленно. Среди них фактор отдыха – важнейший. Количественные исследования социально-экономического эффекта отдыха выходного дня у нас практически не проводятся. Но зарубежный опыт свидетельствует: организация активного отдыха, туризм выходного дня должны учитываться как важнейшие составляющие экономики. Что отдых - это цикличность смены занятий – аксиома. Если деятельность монотонна, причем неважно, работает ли человек на конвейере, сидит за компьютером или укладывает кирпичи на стройке – накапливается усталость. Жесткий ритм современного производства не способствует здоровому образу жизни. А ограниченность выбора форм отдыха, выраженная в известных российских традициях, проблему еще более обостряет. В итоге наиболее короткий и наиболее опасный способ «расслабиться» – алкоголь и наркотики. Отсюда и букет социальных проблем. Мнение японских исследователей труда, изучающих производительность и здоровье микроскопическими методиками: доля активных прогулок на природе для работающих горожан должна составлять как минимум 2,3 % годового бюджета времени, это около 200 часов в год. Причем это время в году должно распределяться равномерно вне отпускных контрастов. Это только для прогулок. По данным отечественной статистики в недельном балансе на нерабочее время приходится три четверти всей жизнедеятельности человека. И то, что роль еженедельного кратковременного отдыха в сравнении с долговременным отпуском возрастает, уже получает серьезное обоснование. Но пока за рубежом. Взаимосвязь на поверхности: производительность труда – здоровье – отдых. Необходима информационная база, чтобы убедить неверующих и выработать законодательные инициативы. Наука по давней привычке исследует развитие средств труда. Эта техническая сторона – лишь часть сложного спектра современной экономики. Другая сторона – личность в производственной сфере. Как влияют отрасли непроизводственной сферы на производительность труда? Только диагностикой этого влияния можно оценить ее роль (в нашем случае – индустрии отдыха) как условия эффективности труда. Важнейший показатель при организации туризма выходного дня – привлекательность территории отдыха. Ее базовые условия – природные ресурсы и памятники истории и культуры, они – эпицентры инфраструктуры: транспортных коммуникаций, организации питания, развлечений и проч. Таким образом, культура экономики неотделима от культуры досуга. |
Экологический туризм на пути в Россию. Принципы, рекомендации, российский и зарубежный опыт —Тула: Гриф и К, 2002 — 284 с | Н. А., Копылов Ю. В., Малышева А. Д. Эумк «Основы менеджмента» для слушателей специальности 100103–«Социально-культурный сервис и... | ||
Российский опыт влияния туристического бизнеса на предприятие | Сфера туроператорской деятельности международный выездной туризм, внутренний туризм | ||
Предназначена студентам по специальностям 10010365 «Социаль- но-культурный сервис и туризм» и 10020165 «Туризм» | Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению «Туризм» (уровень «бакалавриат») и для преподавателей... | ||
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению «Туризм» (уровень «бакалавриат») и для преподавателей... | В настоящее время проблема адаптации детей является одной из актуальных. Анализ развития причин отклонений в поведении детей, принимаемых... | ||
Наиболее частая проблема при выездных проверках – это проблема неверно заполненных счетов-фактур от поставщиков | Спортивный туризм (СТ) вид спорта, состоящий из двух групп спортивных дисциплин |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |