В. Ф. Чеснок Российский туризм ­- есть ли проблема?


Скачать 298.31 Kb.
НазваниеВ. Ф. Чеснок Российский туризм ­- есть ли проблема?
страница1/3
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3

Вестник Танаиса Выпуск 2 / 2007



МУЗЕЙ И ОБЩЕСТВО

ДОНСКОЙ ТУРИЗМ – ПОТЕНЦИАЛ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В.Ф. Чеснок


Российский туризм ­– есть ли проблема?

Огромнейший потенциал туризма в России бесспорен. По прогнозам Всемирной Туристской Организации Россия через 10 лет может войти в десятку самых популярных туристических направлений мира. А может и не войти, если не предпринять срочных мер в этой отрасли, где еще на сегодня, как говорится, и конь не валялся.

В России влияние индустрии туризма на экономику ничтожно, хотя богатства природы и культуры ­– основополагающие факторы туристического бизнеса – у нас огромны. Их нельзя промотать, как нефть или газ. Они неисчерпаемый двигатель и бизнеса, и познания. Туризм – альтернатива нефти: нефть – убывающая категория, туризм – прибывающая, в том смысле, что в первом случае ресурсы невосстановимы, во втором – они восполняются благоустройством памятников истории, сохранением природы, развитием обслуживающей инфраструктуры, улучшением экологии, увеличением числа рабочих мест, так как в этом впрямую заинтересованы и те, кто принимает туристов, и сами туристы, оплачивающие услуги. В туризме это две стороны одной медали.

Опять же из практики многих стран: деньги, вложенные в благоустройство природы и памятников культуры, базовой составляющей туризма, окупаются быстрее, чем в других отраслях экономики.

По данным налоговой службы ежегодно по линии туризма из России вывозится 15 млрд. долларов (по экспертным оценкам – 25-30 млрд.), и соответственно, создаются новые рабочие места, но за рубежом. Скрытый ущерб от общего объема недовоспроизводимого продукта в секторе туризма России составляет 22-26 млрд. долларов. Таким образом, общий годовой эффект от развития туризма в России может составлять 45 млрд. долларов.

Туристический рынок – индикатор экономического здоровья страны. Он – в способности граждан приобретать услуги этого рынка, в способности власти создать условия для развития инфраструктуры отдыха и притока капитала в туризм. Причем, капитал этот штучный, потому что он связан не с поточным промышленным производством, а с индивидуальным «производством» культуры, образования, отдыха, питания, развития народных промыслов и т.д. Очевидные вещи, как и то, что в мировой экономике туристическая индустрия по рентабельности соперничает с автомобильной и нефтяной отраслями. Сегодня для избыточного сверхнормативного капитала, накапливающегося в энергетическом и нефтяном секторах российской экономики, туризм и отдых – это из области внеэкономических категорий. Причины – отсутствие социологической базы данных, анализа экономической реальности, исследований социально-экономической эффективности отдыха выходного дня. Но главное – полная законодательная инфляция, когда принятые на федеральном уровне законы не поддержаны на уровне регионального законотворчества и решений. И капитал, видя правовую бесперспективность обширного внутреннего рынка туризма, в потенциале способного обеспечить широту и многовариантность развития экономических процессов, уходит налево.

К тому же и существующая законодательная база в области туризма сориентирована не на долгосрочное развитие отрасли, привлечение инвестиций и частной инициативы в стратегические проекты, а на традиционную попытку изменить ситуацию в рамках минибюджетных «шести соток». Отсюда и безынициативность региональных управленцев, не желающих соскочить с бюджетной иглы.

Туризм – область, требующая не денег, а законодательных инициатив и приоритетов. Эффективность этой экономики тем значительнее, чем меньше в нее бюджетные вливания, неизбежно втягивающие различные структуры в их распределение, освоение и растаскивание.

Наши туристические фирмы – большая труба для вытекания капитала из российского финансового пруда. Закрыть ее невозможно, да и не нужно, но создать условия для прокладки параллельной трубы, причем не меньшего диаметра, чем первая, куда будет вливаться капитал, вполне реально. Тем более, что обслуживают обе трубы одни и те же структуры.

В любой стране выездной туризм сбалансирован законодательством и налоговыми механизмами с соответствующими темпами развития внутреннего и въездного туризма. В противном случае ситуация будет на-поминать то, что происходит в нефтяной отрасли – вывоз сырья никак не отразится на благополучии региона.

Если кратко определять существующую проблему в туризме – это задача формирования серьезного направления в экономической политике, которое априори включает в себя и вопросы образования, идеологии, производительности труда, экологии и проч.

Инфраструктур, которые создаются вокруг туризма, не перечислить: строительные, транспортные, обслуживающие, складские, торговые, народные промыслы. В туризме несравнимо с сырьевыми отраслями высок уровень занятости населения, независимо от того, город это или хутор.



Немаловажно и то, что развивая туризм, не надо взывать к необходимости соблюдать экологические нормы, не разрушать природу, беречь памятники и хранить традиции. Соблюдение норм общежития изначально, «генетически» заложено в отрасли, работающей на туризм, так как понятие аттрактивности – привлекательности региона – в индустрии туризма определяется двумя факторами: природой и историей. Ориентир туризма по-настоящему глобализирован: его конечный пользователь – человек конкретный.

Инвестиции в туризм гораздо более перспективны, нежели в другие отрасли, и, прежде всего, потому, что задача не в том, чтобы выкачать сырье, вырубить лес, опустошить недра и оставить после себя пустыню. Инвестор в туризме заинтересован, чтобы оставить заработанные деньги там, где он получил доход, потому что отрасль этого рынка не оставляет после себя пустыню, а, наоборот, генерирует очередные инвестиционные волны.

Туристический бизнес – это в первую очередь покупка и продажа услуг на внутреннем рынке. Экономическая составляющая его выше, чем от въездного туризма, не говоря уже о сопутствующих полезных факторах: туризм выходного дня, создание индустрии отдыха, способной подтянуть решение проблем производительности труда, здоровья, занятости и прочих социальных задач.

На первый взгляд это покажется сопряжением далеких друг от друга областей. Но это на первый, упрощенный взгляд. Современный бизнес – это не прямолинейная связь «человек – станок, компьютер и проч.». Современный труд столь тесно связан со всей сферой многозначной деятельности человека, его интересов и потребностей, что без комплексного учета многочисленных факторов непроизводственной деятельности давать диагностику производству и делать выводы бессмысленно.

Среди них фактор отдыха – важнейший. Количественные исследования социально-экономического эффекта отдыха выходного дня у нас практически не проводятся. Но зарубежный опыт свидетельствует: организация активного отдыха, туризм выходного дня должны учитываться как важнейшие составляющие экономики.

Что отдых - это цикличность смены занятий – аксиома. Если деятельность монотонна, причем неважно, работает ли человек на конвейере, сидит за компьютером или укладывает кирпичи на стройке – накапливается усталость. Жесткий ритм современного производства не способствует здоровому образу жизни. А ограниченность выбора форм отдыха, выраженная в известных российских традициях, проблему еще более обостряет. В итоге наиболее короткий и наиболее опасный способ «расслабиться» – алкоголь и наркотики. Отсюда и букет социальных проблем.

Мнение японских исследователей труда, изучающих производительность и здоровье микроскопическими методиками: доля активных прогулок на природе для работающих горожан должна составлять как минимум 2,3 % годового бюджета времени, это около 200 часов в год. Причем это время в году должно распределяться равномерно вне отпускных контрастов. Это только для прогулок.

По данным отечественной статистики в недельном балансе на нерабочее время приходится три четверти всей жизнедеятельности человека. И то, что роль еженедельного кратковременного отдыха в сравнении с долговременным отпуском возрастает, уже получает серьезное обоснование. Но пока за рубежом.

Взаимосвязь на поверхности: производительность труда – здоровье – отдых. Необходима информационная база, чтобы убедить неверующих и выработать законодательные инициативы.

Наука по давней привычке исследует развитие средств труда. Эта техническая сторона ­– лишь часть сложного спектра современной экономики. Другая сторона – личность в производственной сфере. Как влияют отрасли непроизводственной сферы на производительность труда? Только диагностикой этого влияния можно оценить ее роль (в нашем случае – индустрии отдыха) как условия эффективности труда.

Важнейший показатель при организации туризма выходного дня – привлекательность территории отдыха. Ее базовые условия – природные ресурсы и памятники истории и культуры, они – эпицентры инфраструктуры: транспортных коммуникаций, организации питания, развлечений и проч. Таким образом, культура экономики неотделима от культуры досуга.
  1   2   3

Похожие:

В. Ф. Чеснок Российский туризм ­- есть ли проблема? iconЭкологический туризм на пути в россию принципы, рекомендации, российский и зарубежный опыт
Экологический туризм на пути в Россию. Принципы, рекомендации, российский и зару­бежный опыт —Тула: Гриф и К, 2002 — 284 с

В. Ф. Чеснок Российский туризм ­- есть ли проблема? iconПрограммный комплекс (эумк) «Основы менеджмента» выполнен в виде...
Н. А., Копылов Ю. В., Малышева А. Д. Эумк «Основы менеджмента» для слушателей специальности 100103–«Социально-культурный сервис и...

В. Ф. Чеснок Российский туризм ­- есть ли проблема? iconИсследование маркетинговой среды предприятия ООО «Дом-Экспресс-Туризм»
Российский опыт влияния туристического бизнеса на предприятие

В. Ф. Чеснок Российский туризм ­- есть ли проблема? iconСправка
Сфера туроператорской деятельности международный выездной туризм, внутренний туризм

В. Ф. Чеснок Российский туризм ­- есть ли проблема? iconПрограмма по дисциплине «Технология продаж услуг ту- ристской деятельности»
Предназначена студентам по специальностям 10010365 «Социаль- но-культурный сервис и туризм» и 10020165 «Туризм»

В. Ф. Чеснок Российский туризм ­- есть ли проблема? iconОрганизация практик и итоговой аттестации: учебно-методическое пособие...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению «Туризм» (уровень «бакалавриат») и для преподавателей...

В. Ф. Чеснок Российский туризм ­- есть ли проблема? iconОрганизация практик и итоговой аттестации: учебно-методическое пособие...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению «Туризм» (уровень «бакалавриат») и для преподавателей...

В. Ф. Чеснок Российский туризм ­- есть ли проблема? iconПояснительная записка 1 Ведение
В настоящее время проблема адаптации детей является одной из актуальных. Анализ развития причин отклонений в поведении детей, принимаемых...

В. Ф. Чеснок Российский туризм ­- есть ли проблема? iconНаиболее частая проблема при выездных проверках это проблема неверно...
Наиболее частая проблема при выездных проверках – это проблема неверно заполненных счетов-фактур от поставщиков

В. Ф. Чеснок Российский туризм ­- есть ли проблема? iconПравила вида спорта «спортивный туризм» Часть I. Общие положения Основные понятия
Спортивный туризм (СТ) вид спорта, состоящий из двух групп спортивных дисциплин

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск