М. И. Петров


НазваниеМ. И. Петров
страница1/28
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28
КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ "О ВЕТЕРАНАХ"

ОТ 12 ЯНВАРЯ 1995 Г. N 5-ФЗ
(Постатейный)
М.И. ПЕТРОВ
Петров Михаил Игоревич

Практикующий юрист, область специализации - военное, социальное, жилищное законодательство. Автор ряда книг в области военно-служебных отношений и социальной сфере: комментариев к Федеральным законам "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", "Об альтернативной гражданской службе", "О персональных данных"; учебника "Военное право России", учебного пособия "Призыв на военную службу" и др.
12 января 1995 г. N 5-ФЗ


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВЕТЕРАНАХ
Принят

Государственной Думой

16 декабря 1994 года
(в ред. Федеральных законов

от 02.01.2000 N 40-ФЗ, от 04.05.2000 N 57-ФЗ,

от 08.08.2001 N 124-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ,

от 27.11.2002 N 158-ФЗ, от 06.05.2003 N 52-ФЗ,

от 09.05.2004 N 36-ФЗ, от 19.06.2004 N 49-ФЗ,

от 29.06.2004 N 58-ФЗ,

от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),

от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 08.05.2005 N 41-ФЗ,

от 19.12.2005 N 163-ФЗ,

с изм., внесенными Федеральными законами

от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ,

от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ)
Комментарий к преамбуле
Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон N 5-ФЗ) в течение достаточно длительного времени не имел аналогов. Действующая до его принятия система социальной защиты ветеранов представляла собой значительное по объему сочетание разноплановых правовых актов, обладавших различной ведомственной принадлежностью и принятых в разное время, что создавало определенные трудности при их применении и вызывало оправданное недовольство среди ветеранов, их постоянные жалобы и обращения в органы власти и управления.

Консолидация разрозненных правовых норм о социальной защите ветеранов в единый законодательный массив - беспрецедентное явление в истории отечественной системы социальной защиты. Законом N 5-ФЗ было устранено большинство проблем правоприменительной практики, сформирована единая правовая основа государственной социальной политики по защите ветеранов, создан базис правового регулирования общественных отношений, возникающих как следствие динамичного развития социума.

Законодатель особо подчеркивает, что по содержанию рассматриваемый нормативный акт имеет целью создание достаточных условий ветеранам, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. Поставленные цели, по мнению разработчиков Закона N 5-ФЗ, должны достигаться посредством наделения различных категорий ветеранов определенным набором льгот и социальных гарантий, которые позволят компенсировать денежные потери, вызванные возрастом, изменением социального положения и т.п. Вместе с тем Закон N 5-ФЗ - типичный образец нормы материального права, декларирующий возможность получения различных гарантий, компенсаций и льгот, не раскрывая при этом механизма их реализации. В этой связи большое значение в целях создания правовых гарантий социальной защиты ветеранов приобретают принятые во исполнение положений Закона N 5-ФЗ законодательные и подзаконные нормативные акты, составляющие систему правового регулирования социальной защиты ветеранов.

Вступивший в силу 25 января 1995 г. Закон N 5-ФЗ содержал 3 главы и 29 статей, предусматривавших основные на данный период права и гарантии ветеранов как категории лиц, обладающих особым социальным статусом. В сферу действия этого Закона вовлечено значительное число граждан РФ. По данным последней переписи населения, в РФ проживают свыше 2 млн. ветеранов. Если учесть, что многие права и льготы, установленные для ветеранов, касаются и членов их семей, то число лиц, для которых данный Закон является социально значимым, увеличивается в 2 - 3 раза.

Следует отметить, что в основу построения рассматриваемого нормативного акта был положен принцип дифференцированного деления определенного набора льгот и социальных гарантий ветеранов между их категориями, которые формировались с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда и других обстоятельств.

Вместе с тем, являясь одним из элементов системы правового регулирования государственной социальной политики, Закон N 5-ФЗ как никакой другой подвергался частым изменениям, отражая как динамику регулируемых им общественных отношений, так и проводимые государством социальные преобразования. Наиболее серьезные изменения были внесены Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", так называемый Закон о монетизации льгот. Последний установил новый порядок финансирования и предоставления социальных льгот начиная с января 2005 г., а также разграничил полномочия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в сфере обеспечения ветеранов социальными льготами. Еще одним направлением реформы явился пересмотр всего комплекса действующих на период ее проведения льгот.

В новой редакции Закона N 5-ФЗ в настоящее время наметилось две основные тенденции: параллельно с количественным увеличением категорий лиц, на которых распространяется его действие, качественно сокращаются основные льготы и социальные гарантии: в частности, так называемые "повседневные" льготы и компенсации (медицинское обслуживание, транспортные льготы).

В качестве основных последствий подобных изменений законодательства большинство правоприменителей единодушно отмечают: понижение социально-экономических, материально-бытовых, финансовых условий жизни отдельных категорий ветеранов и вместе с этим осложнение работы всего аппарата социальной помощи и поддержки граждан, объясняемое несвоевременностью реагирования последнего на изменения, отсутствие унифицированных правил применения отдельно взятых законодательных положений и т.д. С учетом изложенного и принимая во внимание, что действие Закона N 5-ФЗ охватывает широкий круг лиц, претендующих на получение декларируемых законодателем льгот, он нуждается в подробном разъяснении, в частности в соотношении с требованиями иных нормативных актов.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Категории ветеранов
Комментарий к статье 1
Обобщая категорию граждан, объединенных социальным статусом ветеранов, законодатель вместе с тем различает пять категорий, в основу деления которых положены их заслуги перед Отечеством, безупречная военная или иная государственная служба, продолжительный добросовестный труд. Данный критерий, являясь обобщенным при решении вопроса о приобретении лицом статуса ветерана, в то же время играет определяющую роль при назначении льгот и иных социальных гарантий.

В качестве первостепенного фактора при присвоении статуса ветерана и распределении по соответствующим категориям выступают степень и уровень значимости деятельности каждого гражданина для благополучия и благосостояния государства, общества. Таким образом, оценивается вклад каждого, внесенный в обеспечение процветания страны.

Важно, что в комментируемой статье приводится не только систематизация ветеранов по отдельным группам, но и последующее распределение среди них всего набора социальных гарантий и компенсаций, их качественная и количественная составляющая. Такая дифференциация отвечает требованиям комплексного разрешения возникающих проблем и целенаправленных действий в интересах ветеранов с учетом факторов социального риска, влияющих на их положение.

Классическое для Закона N 5-ФЗ деление ветеранов по категориям обосновывается также учетом их интересов во всех отраслях социальной сферы, что, в свою очередь, предполагает осуществление в дальнейшем социальной поддержки различных категорий ветеранов на основе:

обеспечения практической реализации законных интересов, равенства их прав и возможностей, в том числе при получении различной поддержки со стороны государства;

выявления индивидуальных нужд и потребностей в услугах, предоставляемых социальной сферой;

адресности при предоставлении социальной помощи и обслуживания с приоритетом содействия ветеранам в ситуациях, угрожающих их здоровью и жизни;

обеспечения информированности всего населения о положении ветеранов в обществе, правовых гарантиях и возможностях их жизнеобеспечения.
Статья 2. Ветераны Великой Отечественной войны
Комментарий к статье 2
1. Великая Отечественная война вошла в историю нашей страны как пора величайшей стойкости, беспримерного героизма и самоотверженности граждан как на фронте, так и в тылу. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. Победа была завоевана ценой невероятного напряжения физических и духовных сил. Исторический вклад старших поколений в достижение победы над фашизмом, упрочение авторитета оставшихся в живых участников войны и тружеников тыла военных лет требуют повышенного внимания к этим людям и их проблемам со стороны государства.

Исходя из традиций народов России хранить и беречь память о защитниках Родины, тех, кто отдал свои жизни в борьбе за ее свободу и независимость, принимая во внимание, что забота об участниках, о ветеранах и жертвах войны является историческим долгом общества и государства, в ознаменование выдающихся заслуг видов и родов войск Вооруженных Сил СССР в Великой Отечественной войне и учитывая выполняемые ими особо важные задачи по охране мирного труда советского народа, а также заслуги работников оборонной промышленности, всегда уделялось повышенное внимание именно данной группе ветеранов. Большинство нормативных правовых актов направлено на создание условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие различных категорий ветеранов Великой Отечественной войны, а также на предоставление им дополнительных прав и льгот.

В условиях складывающейся в настоящее время в нашей стране экономической системы, не позволяющей ветеранам Великой Отечественной войны в силу их возраста приспособиться к текущим жизненным ситуациям и преобразованиям, законодатель традиционно ставит во главу социальной политики правовые гарантии защиты рассматриваемой группы ветеранов, подчеркивая тем самым их заслуги перед страной, ее очередными поколениями.

2. Комментируемая статья сохраняет ставший традиционным дифференцированный подход в определении круга лиц, относящихся к ветеранам Великой Отечественной войны, к предъявляемым для получения данного статуса требованиям, критериям их оценки.

В зависимости от степени участия в войне, степени риска и опасности, перенесенных лишений и страданий ветераны Великой Отечественной войны дифференцированы на четыре самостоятельные категории, каждая из которых характеризуется индивидуальностью набора социальных льгот, гарантий и компенсаций. Различая в числе таких ветеранов: 1) участников войны; 2) лиц, задействованных в годы войны на работах на военных объектах, для нужд обороны; 3) лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; 4) тружеников тыла, законодатель осуществляет тем самым субъективную оценку вклада каждого из них в достижение победы над врагом, обосновывая необходимость такого деления справедливым назначением каждой из групп определенного набора социальных благ.

За основу рассматриваемой дифференциации присвоения статуса ветерана Великой Отечественной войны были приняты:

1) участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий;

2) работа в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. не менее 6 мес., исключая период работы на временно оккупированных территориях;

3) награждение орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

При этом подчеркивается, что представленная группа оснований в силу своей базовой природы не учитывает в полном объеме все потенциальные нюансы, способные иметь место при решении вопроса о присвоении заинтересованному лицу статуса ветерана Великой Отечественной войны, в силу чего нуждается в дополнительной конкретизации (абз. 2 п. 1 ст. 2 Закона N 5-ФЗ).

2.1. Участники Великой Отечественной войны - одна из наиболее объемных и содержательных категорий ветеранов, объединяющая более двух третей всех лиц, получивших статус ветерана в соответствии с законодательством. Подобный объем объясним отнесением к этой категории всех, как военнослужащих и лиц, принимавших непосредственное участие в боях Великой Отечественной войны независимо от характера их действий и продолжительности участия, так и граждан, постоянно или временно входивших в состав штабов, частей обеспечения, иных соединений и вспомогательных соединений, приданных действующей армии и способствующих решению поставленных перед ней задач, членов партизанских отрядов и иных формирований, участников подпольных организаций, других антифашистских формирований, а равно лиц, освещавших ход и характер сражений, командированных в действующую армию, работников организаций культуры и искусства. Названные категории лиц объединяются статусом участника Великой Отечественной войны независимо от их ведомственной подчиненности ранее, до зачисления в состав действующей армии, занимаемых постов, решаемых задач и выполняемых функций.

Вместе с тем подчеркивается, что далеко не только нахождение в составе действующей армии, иных частей и соединений с 1941 г. по 1945 г., а в отдельных случаях и по 31 декабря 1951 г. (подп. "е" абз. 2 п. 1 ст. 2 Закона N 5-ФЗ) является необходимым основанием присвоения заинтересованному лицу статуса участника Великой Отечественной войны. Сюда относятся также военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее 6 мес.; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в этот период (подп. "з" абз. 2 п. 1 ст. 2 Закона N 5-ФЗ). Отнесение их к самостоятельной подгруппе и наделение несколько меньшим объемом социальных льгот и гарантий объяснимы меньшей по содержанию ролью в общем вкладе в победу над врагом. Но в то же время законодатель не умаляет их степень и ту долю риска, степень лишений и испытаний, которым они подвергались.

Расширению категории участников Великой Отечественной войны частично способствует включение ветеранов-военнослужащих, в том числе уволенных в запас, лиц, постоянно или временно находившихся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Гражданской войны с 23 февраля 1918 г. по октябрь 1922 г. или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизан и членов подпольных организаций, действовавших в период Гражданской войны. К числу иных боевых операций по защите Отечества, участие в которых является основанием получения статуса участника Великой Отечественной войны, согласно разд. I Приложения к Закону N 5-ФЗ, относятся:

советско-польская война: март - октябрь 1920 г.;

боевые действия в Испании: 1936 - 1939 гг.;

война с Финляндией: с 30 ноября 1939 г. по 13 марта 1940 г.;

война с Японией: с 9 августа 1945 г. по 3 сентября 1945 г.;

боевые операции по ликвидации басмачества: с октября 1922 г. по июнь 1931 г.;

боевые действия в районе озера Хасан: с 29 июля по 11 августа 1938 г.;

боевые действия на реке Халхин-Гол: с 11 мая по 16 сентября 1939 г.;

боевые действия при воссоединении СССР, Западной Украины и Западной Белоруссии: с 17 по 28 сентября 1939 г.;
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

Похожие:

М. И. Петров iconРабочая программа учебной дисциплины 3 правоведение 3
Слесари завода «Контур» Иванов, Петров и Сидоров опоздали на работу. Иванов на 10 минут, Петров на 3 часа 50 минут, Сидоров –на 4...

М. И. Петров iconПетров Михаил Иванович
Личные качества: ответственность, исполнительность, внимательность к деталям, уважительное отношение к людям

М. И. Петров iconПетров Александр Юрьевич
Личные качества: ответственность, внимательность, коммуникабельность, выносливость, тактичность, физически крепкий

М. И. Петров iconПетров Михаил Иванович
Личные качества: ответственность, исполнительность, внимательность к деталям, уважительное отношение к людям

М. И. Петров iconА. С. Петров обсуждена на заседании
Главным условием решения этой задачи является введением государственного стандарта общего образования

М. И. Петров iconОбразец написания заявления налоговому агенту
Я, Петров П. П., в соответствии с положениями пп. 4 п. 1 Нк РФ прошу предоставить мне стандартные налоговые вычеты

М. И. Петров iconИркутск
Авторы-составители: А. В. Петров (руководитель группы), А. А. Гордин, О. В. Гордина, В. Я. Кузеванов, В. В. Скращук, А. В. Ставров,...

М. И. Петров iconПодготовлено с использованием системы КонсультантПлюс
Петров изменил на Иванов в 1998 году в связи с (указывается причина). Имя и отчество не изменял

М. И. Петров iconОбразец заполнения
Наименование заявителя: Индивидуальный предприниматель Петров Петр Петрович, паспорт серия №, выдан 07. 04. 2001, увд района города...

М. И. Петров iconИск о признании факта дискриминации по профсоюзному признаку
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
filling-form.ru

Поиск