Программа ООН альянс цивилизаций: "Медиаобразование и медиаграмотность"


НазваниеПрограмма ООН альянс цивилизаций: "Медиаобразование и медиаграмотность"
страница1/29
ТипПрограмма
filling-form.ru > Туризм > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29



Медиаобразование и медиакомпетентность:

слово экспертам

Медиаобразование и медиакомпетентность:

слово экспертам

Таганрог, 2009
УДК 316.77:001.8

ББК 74.580.

М42
ISBN 978-5-87976-584-7
Медиаобразование и медиакомпетентность: слово экспертам / Под ред. А.В.Федорова. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. педаг. ин-та, 2009. 232 c.
В данный сборник вошли статьи экспертов, предназначенные для участников Всероссийской научной школы для молодежи «Медиаобразование и медиакомпетентность» (научный руководитель проекта - профессор, доктор педагогических наук, президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, главный редактор журнала «Медиаобразование» А.В.Федоров).

Для студентов вузов, аспирантов, преподавателей, учителей. Особую ценность данное издание имеет для студентов педагогических и гуманитарных вузов, обучающихся в рамках специализации № 03.13.30. «Медиаобразование», утвержденной и зарегистрированной в 2002 году учебно-методическим управлением по специальностям педагогического образования Министерства образования и науки Российской Федерации.

Fedorov, Alexander (Ed.). Media Education and Media Competence: Experts' Articles. Taganrog: Taganrog State Pedagogical Institute, 2009, 232 p.
This is the book of experts’ articles in the frame of All-Russian Scientific School “Media Education and Media Competence”. Editor is Prof. Dr. Alexander Fedorov - president of Russian Association for Film & Media Education (http://edu.of.ru/mediaeducation), editor of Russian Journal 'Media Education' http://edu.of.ru/medialibrary/default.asp?ob_no=34437
Сборник «Всероссийская научная школа для молодежи «Медиаобразование и медиакомпетентность»: слово экспертам» подготовлен и издан при поддержке при поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы» (Мероприятие 2.1. «Организация и проведение всероссийских и международных молодежных научных конференций и школ») Федерального агентства по науке и инновациям Министерства образования и науки РФ. Научный руководитель проекта «Организационно-техническое обеспечение проведения Всероссийской научной школы для молодежи «Медиаобразование и медиакомпетентность» – доктор педагогических наук, профессор А.В.Федоров. ГК № 02.741.11.2096.

© Коллектив авторов, 2009.
Информационная поддержка Всероссийской научной школы для молодежи "Медиаобразование и медиакомпетентность":
Программа ООН Альянс цивилизаций: "Медиаобразование и медиаграмотность" http://www.aocmedialiteracy.org (Таганрогский государственный педагогический институт и Ассоциация медиапедагогики России - официальные партнеры данной Программы ООН),

Бюро ЮНЕСКО в Москве http://www.unesco.ru

Портал Министерства образования и науки РФ "Информационно-коммуникационные технологии в образовании" http://ict.edu.ru

Всероссийский интернет-портал "Информационная грамотность и медиаобразование" http://www.mediagram.ru

МОО "Информация для всех" http://www.ifap.ru

Ассоциация медиапедагогики России http://edu.of.ru/mediaeducation

Всероссийский журнал "Медиаобразование" http://edu.of.ru/medialibrary/default.asp?ob_no=34437

Содержание
Бабаева Т.Б. Медиакомпетентность в области рекламы: эстетические аспекты…………………………………………………………………………..….5

Бондаренко Е.А. Медиаобразование в современной школе с точки зрения образовательных стандартов……………………………………………………..10

Дагаева Е.А. Развитие медиакомпетентности студентов, обучающихся по специальности «Реклама», интерактивными методами обучения……………20

Жижина М.В. Проблемы психологической культуры личности в процессах медиаобразования…………………………………………………………………25

Иванова Л.А. Проблемы медиаобразования в исследовательском пространстве Восточно-Сибирского Центра развития педагогической науки и образования Международной Академии наук педагогического образования………………32

Колесниченко В.Л. Медийная концепция М.Маклюэна − методологическая основа канадского медиаобразования……………………………………………42

Корконосенко С.Г. Медиаобразование как путь к личной свободе………….49

Короченский А.П. Медиакритика и система медиаобразования……………. 58

Маликова М.Н. Проблемы интерпретации рекламного медиатекста (методические рекомендации по развитию медиакомпетентности студентов творческих специальностей)………………………………………………………70

Меньшикова Т.И., Гура В.В. Медиаобразование как средство подготовки социальных педагогов к работе с агрессивными детьми………………………74

Мурюкина Е.В. Кинематографисты России: о своем творчестве, зрителе и кинообразовательной деятельности……………………………………………..84

Новикова А.А. Модель развития медиакомпетентности в рамках специальности «Реклама»………………………………………………………..96

Пензин С.Н. Медиаобразование: опыт профессионального диалога в вузе101

Рыжих Н.П. Психолого-педагогические условия медиаобразования студентов педагогического вуза на интегрированных занятиях спецкурса……………114

Фатеева И.А. Классификация видов медиаобразования……………………118

Федоров А.В. Научные исследования в области медиаобразования в России (1960–2008) ……………………………………………………………………..124

Федоров А.В. Современное массовое медиаобразования в России: поиски новых теоретических концепций и моделей……………………………………176

Федоров А.В. Медиаобразование в России и Украине: сравнительный анализ современного этапа развития (1992–2008) …………………………………..192

Федоров А.В., Новикова А.А. Российские интернет-пользователи о медиаобразовании: спектр мнений……………………………………………..209

Челышева И.В. Современные методические подходы к отечественному медиаобразованию (теоретические аспекты проблемы)………………………221


Медиакомпетентность в области рекламы: эстетические аспекты
Т.Б.Бабаева,

кандидат педагогических наук
Среди социальных ролей рекламы укоренены стереотипы её коммерческой, шире – экономической сферы бытования. Но действительность убеждает, что реклама не только информирует, она сама производит духовные и материальные ценности. В этом смысле она выступает в роли специфической коммуникации, сближаясь здесь по своему воздействию с визуальными искусствами.

Исследование рекламы как социокультурного феномена, влияющего на духовный мир человека, лежит в русле культурологической концепции рекламы. Эта концепция, как пишет В.В.Ученова, не является общепризнанной в современных зарубежных и отечественных исследованиях рекламы. Однако и существование её не встречало до последнего времени аргументированного противодействия [Ученова, 2002, с.8]. Более того, если в современный гуманитарный дискурс втянуты многие смысловые образования, не ставшие ещё стабильными универсалиями культуры (повседневность, жестокость, телесность, абсурд и т.д.), то реклама как процесс и результат творческой деятельности, безусловно, может претендовать на подобный анализ.

Реклама - многомерный и многоуровневый феномен, предполагающий вариативность разнообразных прочтений и интерпретаций и помимо своего прямого назначения она оказывает всестороннее воздействие на повседневную жизнь людей. Поэтому постановка проблемы, в рамках которой реклама изучается в аспекте только бизнеса, экономики, маркетинга и социологии сегодня признается недостаточной. В трудах современных исследователей (В.Ученова, Е.Трушина, Е.Петрова, Е.Плотникова и др.) применяется методология комплексного философско-антропологического анализа, с точки зрения которого реклама рассматривается в широком социокультурном контексте как одна из важнейших форм коммуникационной деятельности человека на всем протяжении истории, а не только в современном обществе. Реклама (наряду с другими медиатекстами) – эффективный материал для развития медиакомпетентности личности.

В русле философско-антропологической и культурологической концепций рекламы лежит и её эстетический анализ. Рекламные изображения, выполненные на высоком творческом (художественном, дизайнерском) уровне, могут быть эстетически весьма выразительны и в этом плане выступать как самодостаточные феномены культуры. Выходя за пределы своей прямой функции, высокопрофессиональная реклама перерастает в образы-символы, весьма активно влияющие на духовный и эмоциональный мир современного человека, его медиакомпетентность.

Уровень и аспекты взаимодействия рекламы и искусства интересная, малоизученная, но часто дискутируемая тема. Здесь сталкиваются противоречивые, диаметрально противоположные взгляды на проблему сосуществования утилитарной и эстетической функций рекламы: необходимо ли в разработке рекламы использовать классическую школу искусства? Сколько «искусства» вообще нужно рекламе, чтобы эффективно работать на рынке товаров и услуг? Помогает или мешает эстетическое начало рекламы внушать нужные действия потребителю? и т.п.

Сегодня очевидно, что воздействие рекламных сообщений оказывается шире, чем выполнение ими только функций продвижения товара и стимулирования сбыта. Как пишет В.В.Ученова, современный взгляд на массово-коммуникативные процессы заставляет признать: рекламная продукция базируется на глубинных социокультурных предпосылках и затрагивает разнообразные сферы человеческих контактов [Ученова, 2002, с.8]. Сочетая свою информативность с убедительностью и внушением, реклама оказывает на человека значительное эмоционально-психическое воздействие. Формы, способы, приемы, средства этого воздействия заимствованы из многовековой практики искусства, являющегося наряду с собственно эстетическим, важнейшей категорией (метакатегорией) эстетики.

Эстетика рекламы удовлетворяет (помимо собственно эстетическим) таким важным требованиям в жизни человека как игровое и праздничное начало. Эстетические параметры, заложенные в рекламу, преображая объект, несут эмоционально окрашенную информацию, апеллируют к ценностному миру личности, снижают уровень негативного восприятия рекламы, создают вокруг неё особую атмосферу мечты. Эти тенденции лежат в общем русле современной постмодернистской эстетической практики.

Первые теоретические рассуждения о значении эстетического начала в рекламе опирались на традиции классической эстетики – теории «незаинтересованного», «бескорыстного» характера эстетического восприятия. Известный тезис И.Канта о том, что польза противоположна красоте, совершенство художественной формы противопоставлено содержанию, ярко очерчивал линию, по которой реклама и искусство разводились в противоположные стороны. Так как основа рекламы – это польза, целесообразность и подчиненность коммерческому расчету, то она не может быть причислена к искусству, то есть рассматриваться в рамках эстетики.

Подобную позицию встречаем у Р.Гамана утверждающего, что реклама, неразрывно связанная с практикой жизни, со стремлением к наживе, представляется полной противоположностью искусству как деятельности, требующей самодовлеющего эстетического созерцания. При первом столкновении с образцом рекламной продукции, считает Р.Гаман, мы полагаем, что его воздействие сходно с влиянием на человека произведений искусства. Как первое, так и второе останавливают взгляд, привлекают к себе внимание, но разными способами. Реклама не рассчитывает на «незаинтересованное» созерцание зрителя, а притягивает к себе его внимание разнообразными, подчас шокирующими приемами: в ход идут звонкие локальные цвета в контрастном сочетании, большие размеры рекламной продукции, крупные планы, неожиданные ракурсы съемки и броские, запоминающиеся, крикливые лозунги. Таким образом, с эстетическим восприятием реклама имеет общее только в процессе изоляции, концентрации внимания на изображении, далее эстетическое и рекламное воздействия расходятся: реклама стремится завладеть вниманием зрителя помимо его желания с помощью сильных и сконцентрированных впечатлений; отсюда — сжатость словесной и образной информации, позволяющая ей мгновенно отложиться в памяти [Трушина, 2001, с.68].

Известный идеолог рационалистической рекламы Р.Ривс вообще считает, что художественные переживания в восприятии рекламы не нужны. Слишком красивые, эстетичные рекламные образы излишни и даже вредны - они «высасывают силы» из маркетингового послания. Это, по выражению Р.Ривса - «образы-вампиры», отвлекающие потребителя от основной рекламной идеи и таким образом уводящие в сторону от основного – экономического – назначения рекламного сообщения.

Многие авторитетные рекламисты любят подчеркивать: «реклама должна продавать» (Огилви), а не просто нравиться. Этот тезис со всей очевидностью противопоставляет рекламу и искусство, или, во всяком случае, весьма принижает роль художественных средств в рекламе. Существуют даже заявления о том, что рекламист ни в коем случае не должен чувствовать себя творцом. «Некоторые создатели рекламы ощущают долг перед искусством. Им следует как можно скорее покинуть этот пьедестал». Реклама может только «использовать изобразительные средства искусства в своих целях» (В. Шёнерт) [Петрова, 2009]. Но, используя «изобразительные средства в своих целях» многие сферы человеческой практики успешно развивались и существовали именно за счет специфических особенностей искусства. Искусство никогда не ограничивалось только эстетической сферой. Исторически сложилось так, что произведения искусства выполняли в культуре не только эстетические (художественные) функции, хотя эстетическое всегда составляло сущность искусства. Общество с древности научилось использовать мощную действенную силу искусства в самых разных социально-утилитарных целях – религиозных, политических, терапевтических, гносеологических, этических и др.

Подчеркивая важную роль профессионального искусства в развитии рекламы можно указать на их генетическую связь. Воздействие профессиональной культуры на рекламный процесс – исторический факт. Уже в последней трети XIX века в рекламную деятельность было вовлечено достаточно много профессиональных художников, среди которых достаточно назвать такие имена как А. де Тулуз-Лотрек и О. Бердслей, чтобы представить уровень художественно-эстетических качеств их рекламных творений. Именно профессиональные качества таких «малых форм рекламы» как афиша и плакат позволяют говорить о том, что элитарное искусство, начиная с этого времени, выходит за пределы своей элитарности и обогащает новорожденную массовую культуру. Широко известна в этом направлении и деятельность русских художников «Мира искусств» с их знаменитыми рекламными плакатами к «русским сезонам» С.Дягилева.

Одновременно с динамичным развитием на протяжении всего ХХ столетия художественных «измов» (дадизм, кубизм, фовизм, конструктивизм, сюрреализм и т.п.) продолжался процесс «эстетического обогащения» рекламы. Развивая свои собственные выразительные средства и композиционные приемы, реклама со временем становилась все более тонкой и изощренной. Постепенно стала исчезать грань между искусством таких, уже ставших «новой классикой», модернистских течений и форм, как поп-арт, оп-арт, инвайронмент и т.п. и собственно рекламной деятельностью.

Произведения художников - постмодернистов, выходящие далеко за пределы полотна и мольберта, уже совершенно сознательно создаются в духе эстетики рекламы и практически неотличимы от добротно сделанного рекламного продукта. А многие специалисты, уверенные, что они работают на поприще дизайна, дают волю своему творческому воображению и создают высокохудожественные неутилитарные произведения, подобные утилитарным предметам, но не предназначенные для выполнения их функций – практически произведения высокого искусства в классическом эстетическом смысле слова. Для демонстрации такого «креатива» организуются целые выставки, чисто декоративных дизайнерских произведений, выполняющих только эстетические функции, подобно тому, как организуются шоу-показы высокой моды.

Многие идеологи рекламы считают, что, уделяя повышенное внимание изучению психологии восприятия рекламы, с помощью различных психотехник можно быстро и сразу пробиться глубоко в сознание потенциального покупателя и запрограммировать его на нужные действия. Но они явно недооценивают развившийся эстетический вкус современного человека. Весь процесс развития эстетики в последнее столетие свидетельствует об удивительных превращениях (сдвигах) за короткий исторический срок духовно-эстетических ориентиров в глобальном масштабе.

Дух радикального эксперимента, по определению В.В.Бычкова, проявившийся с необычайной силой в ХХ веке, и приведший к становлению неклассического эстетического сознания в сфере искусства, удивительным образом повлиял на эстетизацию всех сфер жизни человека: производственную, бытовую, сферу отдыха, развлечения, спорта, моды и т.д. Объединенными усилиями архитекторов, дизайнеров, художников-конструкторов и прикладников всех уровней и во всех сферах производства быт человека второй половины ХХ века существенно эстетизировался. «Эстетический опыт, спустившись с Олимпа высокого искусства, большей частью потерял в качестве, утратил свою уникальность, элитарность, но выиграл в количестве. На уровне массовой культуры, т.е. в элементарных формах высокое искусство (эстетический опыт) стало достоянием широчайших масс, большинство представителей которых, может быть никогда не слышали слово «эстетика» и не знают, что это такое, но считают необходимым пригласить дизайнера для оформления интерьера новой квартиры или нанять архитектора для создания индивидуального проекта будущего коттеджа. В таких сферах жизни как высокая мода, шоу-бизнес, спорт, отдых современный «массовый» человек потребляет, по сути, предельно элитарный и во многом сугубо экспериментальный эстетический продукт» [Бычков, 2004, с.513].

Таким образом, современная ситуация в культуре, скорее, сближает, чем разъединяет рекламу и искания в художественной сфере. Границы между различными искусствами постепенно стираются. Барьер между «чистым» и «прикладным» искусством становится взаимопроницаемым. Художественная реальность рекламы приобретает все больше черт сходства с реальностью и способами воздействия экспериментальных искусств, а развитие промышленности, производства вещей, в свою очередь, оказывает обратное воздействие на художественную сферу: эволюция художественных произведений становится эволюцией предметов потребления.

Понятно, что реклама – это особый вид искусства, она строится на эксплуатации человеческих чувств, но правила этого «строительства» не просто сопряжены с общими законами визуальных искусств, они из неё прямо вытекают. Практики современной рекламы уже осознали, что организовать пространство рекламного сообщения по законам искусства (будь то современное искусство или стилизованное под классическое) значит - создать запоминающийся, предельно выразительный образ, сделать хорошую, действенную рекламу.

Быть или не быть рекламе эстетичной с коммерческой точки зрения – этот вопрос, на наш взгляд, сегодня уже не актуален. Тревогу профессионалов вызывает как раз отсутствие специальных знаний в данной области и вследствие этого появление большого количества «рекламного мусора». В «золотые годы» графического дизайна 50-60 ХХ века рекламные изображения точно выверялись с точки зрения соотношения формы и концептуального содержания, а в конце ХХ века реклама начинает игнорировать своего отпрыска - графический дизайн. Современный аналитик в области графического дизайна В. Лаптев пишет: «Незаметно и исподволь она (реклама) опирается не на красоту графических построений и не на эстетический вкус потребителя. Скорее, в ней присутствует эпатаж, необузданное желание заказчика или, наоборот, выхолощенные маркетинговые исследования. Принося в жертву эстетические соображения, современные рекламисты зачастую используют визуальные изображение «вчистую», без композиционной проработки или анализа форм и цвета. Ограничивая подход к рекламе рамками маркетинговых исследований фокусных групп или желаниями заказчика, современный российский рекламист доводит искусство, игнорированием эстетических составляющих рекламных обращений, до простого ремесла - взял «картинку», прилепил «текст», и все это на цветастую подложку. Ситуация, когда услуги профессионалов подменяются самодеятельностью, продолжает приносить чудовищные плоды, уродующие наши коммуникации [Лаптев, 2009].

Другой исследователь в сфере визуальной рекламы А.Р.Дегтярев убежден, что создавать визуально-образную составляющую рекламы такой, чтобы она не утомляла, несла информацию, выделялась, вызывала эмоции и запоминалась, можно. И здесь, все известные изобразительные средства, законы композиции и композиционные формы – кирпичики, из которых художник рекламы, знающий и умеющий разрабатывать идею, строит рекламное здание [Дегтярев, 2006, с.62]. Таким образом, ответственность дизайнера перед обществом никто не снимает.

Реклама в качестве визуального оформления окружающего нас мира не должна быть безобразной, в идеале она сочетает в себе и духовные потребности человека, и свою коммерческую выгоду. Реклама влияет на образ жизни общества, поскольку она является силой, которая способна изменять социальное восприятие окружающего мира, мышление и поведение – она манипулирует людьми, то есть преподносит им стереотипы мышления и поведения, принятые в этом мире [Плотникова, 2009]. Усваивая их, люди начинают руководствоваться ими в своей реальной жизни. Значит, реклама не должна быть антикультурной, она должна вписываться в контекст культуры и не оказывать негативного воздействия на процессы ее роста и распространения.

В любом случае на занятиях в студенческой аудитории реклама – важный материал для развития медиакомпетентности, столь необходимой человеку в современном информационном обществе.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

Похожие:

Программа ООН альянс цивилизаций: \"Медиаобразование и медиаграмотность\" iconКонкурсная работа №4
Работа выполнена на базе научно-исследовательской лаборатории «Альянс цивилизаций» по изучению актуальных проблем современности

Программа ООН альянс цивилизаций: \"Медиаобразование и медиаграмотность\" iconФедоров А. В. Медиаобразование: вчера и сегодня
Федоров А. В. Медиаобразование: вчера и сегодня. М.: Изд-во моо впп юнеско «Информация для всех», 2009. 234 c

Программа ООН альянс цивилизаций: \"Медиаобразование и медиаграмотность\" iconОао ск «Альянс» от «12» февраля 2014г. №35 утверждено приказом Генерального...
На основании настоящих Правил страхования Открытое акционерное общество Страховая компания «Альянс», именуемое в дальнейшем "Страховщиком",...

Программа ООН альянс цивилизаций: \"Медиаобразование и медиаграмотность\" iconСамюэль Хантингтон Столкновение цивилизаций
Книга Самюэля Хантингтона “Столкновение цивилизаций” – первая проба практического применения новых смыслов, вложенных в понятие “цивилизация”...

Программа ООН альянс цивилизаций: \"Медиаобразование и медиаграмотность\" iconОао ск «Альянс» от 18 февраля 2014 г. №46 утверждено приказом Генерального...
Обязанности сторон при наступлении события, имеющего признаки страхового случая

Программа ООН альянс цивилизаций: \"Медиаобразование и медиаграмотность\" iconДоговор поставки между ООО «Альянс-Авиа» и договор на поставку продукции
Ооо «Альянс-Авиа», инн 7444061696, именуемое в дальнейшем "Поставщик", в лице генерального директора Лапиной Галины Александровны,...

Программа ООН альянс цивилизаций: \"Медиаобразование и медиаграмотность\" iconОоо ск «Альянс Жизнь» от 31. 07. 2015 №179
Российской Федерации и содержат условия, на которых Общество с ограниченной ответсвенностью Страховая компания «Альянс Жизнь» (далее...

Программа ООН альянс цивилизаций: \"Медиаобразование и медиаграмотность\" iconВносится Правительством Российской Федерации Проект Федеральный закон
Типовом законе «О международном торговом арбитраже», принятом Комиссией ООН по праву международной торговли (юнситрал) в 1985 году...

Программа ООН альянс цивилизаций: \"Медиаобразование и медиаграмотность\" iconВносится Правительством Российской Федерации Проект Федеральный закон
Типовом законе «О международном торговом арбитраже», принятом Комиссией ООН по праву международной торговли (юнситрал) в 1985 году...

Программа ООН альянс цивилизаций: \"Медиаобразование и медиаграмотность\" iconОоо ск «Альянс Жизнь» от 01 июня 2016 №155а утверждено приказом Генерального директора
Российской Федерации и содержат условия, на которых Общество с ограниченной ответсвенностью Страховая компания «Альянс Жизнь» (далее...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск