Методические рекомендации по разработке и внедрению систем нормирования труда в муниципальных образовательных учреждениях I. Общие положения


Скачать 378.49 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по разработке и внедрению систем нормирования труда в муниципальных образовательных учреждениях I. Общие положения
страница1/3
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Туризм > Методические рекомендации
  1   2   3

Муниципальное казённое учреждение «Управление образования Администрации Кривошеинского района»



636300, с.Кривошеино, ул. Ленина, 26, Томская область

Телефон: (251) 2-19-74; 2-26-82

Факс:(251) 2-29-46; 2-12-80

E-mail:

kr-roo@.tomsk.gov.ru

__________ № ___





Руководителям образовательных учреждений Кривошеинского района






О направлении методических рекомендаций



Уважаемые руководители!
В соответствии с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в муниципальных учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 №2190-р, распоряжением Администрации Томской области от 10.04.2013 № 283-ра «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в сфере образования в Томской области», Управление образования направляет методические рекомендации по разработке и внедрению систем нормирования труда в муниципальных образовательных учреждениях.

Приложение: Методические рекомендации на 43 л. в 1 экз.

Руководитель Управления образования М.Ф.Кустова

Методические рекомендации по разработке и внедрению систем нормирования труда в муниципальных образовательных учреждениях
I. Общие положения


  1. Настоящие Методические рекомендации по разработке и внедрению систем нормирования труда в муниципальных образовательных учреждениях, (далее – Методические рекомендации) подготовлены с целью оказания методической помощи по разработке и внедрению систем нормирования труда с учетом организационно-технических условий выполнения трудовых процессов в учреждениях (организациях).

  2. При разработке системы нормирования труда в Учреждении формируется комплекс решений, установленных в локальных нормативных актах Учреждения, предусматривающий:

- применяющиеся нормативные материалы и нормы труда в Учреждении, включая:

1) примененные методики определения норм численности в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 мая 2013г. №235«Об утверждении методических рекомендаций для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда»;

2) методику коррекции норм труда с учетом организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов в Учреждении;

3) методы и способы установления норм труда по отдельным должностям (профессиям рабочих), видам работ (функциям), по которым отсутствуют типовые нормы труда.

- порядок внедрения норм труда в Учреждении;

- организация разработки и пересмотра нормативных материалов по нормированию труда в Учреждении;

- порядок согласования и утверждения нормативных материалов по нормированию труда в Учреждении;

- порядок проверки нормативных материалов для нормирования труда на соответствие достигнутому уровню техники, технологии, организации труда;

- порядок внедрения нормативных материалов по нормированию труда в Учреждении;

- инструкцию по нормированию труда;

- меры, направленные на соблюдение установленных норм труда в Учреждении.

3. Основными целями внедрения системы нормирования труда в организации являются:

- создание условий, необходимых для внедрения рациональных организационных, технологических и трудовых процессов, улучшения организации труда;

- обеспечение нормального уровня напряженности (интенсивности) труда при выполнении работ или оказании государственных (муниципальных) услуг);

- повышение эффективности обслуживания потребителей государственных (муниципальных) услуг.

4. Ответственность за состояние нормирования труда в организации несет руководитель Учреждения. Организация работы, связанная с нормированием труда, должна быть поручена ответственному лицу (заместитель руководителя, специалисты, в ведении которых находятся вопросы кадрового обеспечения деятельности Учреждения, организации труда и заработной платы и т.д.), который будет отвечать за управление, регулирование и координацию деятельности в части нормирования труда в организации. Ответственное лицо устанавливается приказом Учреждения.

5. Разработка системы нормирования труда в организации должна осуществляться специалистами, обладающими необходимыми знаниями и умениями в сфере организации и нормирования труда.
II. Нормативная правовая база, используемая при подготовке локальных актов организациями, для обеспечения разработки и внедрения системы нормирования труда
1. Основополагающими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Томской области, в соответствии с которыми обеспечивается разработка и внедрение системы нормирования труда являются:

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации;

  2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012г. №2190-р; «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы»;

  3. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 мая 2013г. №235 «Об утверждении методических рекомендаций для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда»;

  4. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 сентября 2013г. №504 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях»;

  5. Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.02.2015 N 36204)

  6. Приказ Минобрнауки РФ от 27.03.2006 N 69 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.07.2006 N 8110)

  7. Постановление Минтруда РФ от 21.04.1993 N 88 "Об утверждении Нормативов по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады, детские сады)"

  8. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550)

  9. Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 N 38575)

  10. Приказ Минтруда России от 08.09.2015 N 613н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2015 N 38994)

  11. Приказ Минтруда России от 08.09.2015 N 608н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2015 N 38993)

  12. Приказ Минтруда России от 08.09.2015 N 610н "Об утверждении профессионального стандарта "Повар" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.09.2015 N 39023)

  13. Приказ Минтруда России от 06.10.2015 N 691н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по управлению персоналом" (Зарегистрировано в Минюсте России 19.10.2015 N 39362)

  14. Приказ Минтруда России от 05.10.2015 N 688н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по технической поддержке информационно-коммуникационных систем" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.10.2015 N 39412)

  15. Приказ Минтруда России от 05.10.2015 N 685н "Об утверждении профессионального стандарта "Системный программист" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.10.2015 N 39374)

  16. Приказ Минтруда России от 05.10.2015 N 684н "Об утверждении профессионального стандарта "Системный администратор информационно-коммуникационных систем" (Зарегистрировано в Минюсте России 19.10.2015 N 39361)

  17. Приказ Минтруда России от 10.09.2015 N 626н "Об утверждении профессионального стандарта "Эксперт в сфере закупок" (Зарегистрировано в Минюсте России 09.10.2015 N 39275)

  18. Приказ Минтруда России от 10.09.2015 N 625н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в сфере закупок" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.10.2015 N 39210)

  19. Письмо Минобразования РФ от 26.06.2003 N 14-55-784ин/15 «О примерных нормах времени для расчета объема учебной работы и основных видов учебно-методической и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования»;

  20. Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2015 год;

  21. распоряжение Администрации Томской области от 10.04.2013 № 283-ра «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в сфере образования в Томской области»;

  22. другие нормативные акты, а также практика применения соответствующих нормативных правовых актов, отраслевые, государственные отраслевые стандарты, санитарные нормы и правила, научная литература и материалы периодической печати по рассматриваемому вопросу.

  1. Кроме перечисленных нормативных правовых актов при разработке и внедрении системы нормирования труда организациями могут использоваться действующие методические рекомендации Департамента общего образования Томской области, письма (инструктивные письма) федерального уровня (в части, не противоречащей действующему законодательству).


III. Рекомендуемые подходы к разработке системы нормирования труда в организации


              1. При разработке системы нормирования труда определяются нормы труда применительно к технологическим (трудовым) процессам и организационно-техническим условиям их выполнения в учреждении. В ходе анализа организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждении рекомендуется учитывать используемые технологии, методики, стандарты выполнения работ (оказания услуг), параметры работы и обслуживания применяемого оборудования, условия труда на рабочих местах, формы организации труда, режимы труда и отдыха и другие параметры, в том числе регламентированные перерывы, характеристики выполняемых работ, рациональное разделение и кооперацию труда.

              2. При определении норм труда рекомендуется проводить анализ имеющихся типовых (межотраслевых, отраслевых, профессиональных и иных) норм труда, утвержденных федеральными органами исполнительной власти в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г.
                № 804 «О правилах разработки и утверждения типовых норм труда», и соотнесение их с фактическими организационно-техническими условиями выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждении.

              3. При разработке системы нормирования труда:

а) используются типовые нормы труда, установленные с применением аналитического метода нормирования труда, учитывающие все факторы и условия их выполнения в соответствующей отрасли экономики;

б) основы разработки, пересмотра и утверждения норм труда устанавливаются в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации 11 ноября 2002 г. №804 «О правилах разработки и утверждения типовых норм труда»;

в) проводится комплексная оценка технологических (трудовых) процессов и организационно-технических условий их выполнения на уровне организации и определяются отклонения от типовых организационно-технических условий;

г) устанавливаются критерии трудовых процессов, основными из которых являются минимальные затраты времени на выполнение работ при соблюдении необходимого качества выполняемых функций, оказываемых услуг, обеспечение содержательности и оптимальной степени интенсивности труда, безопасность работы и нормальные условия труда, соответствие трудового процесса современному уровню техники и технологии, организации производства, труда и управления.

4. Рекомендуется разрабатывать систему нормирования труда Учреждения, включающую:

нормы времени на выполнение работ (оказание услуг);

нормы численности;

нормы обслуживания.

5. Разработку системы нормирования труда в Учреждении рекомендуется осуществлять по следующему плану:

  • выявление потребности в разработке новых и пересмотре действующих норм труда на уровне организации;

  • постановка задач по разработке видов норм труда, описание технического задания на разработку;

  • сбор исходной информации, изучение организационно-технических условий и методов выполнения работы на рабочих местах;

  • поиск типовых норм труда по организационно-техническим условиям и методам выполнения работ;

  • проведение корректировки показателей типовых норм труда по организационно-техническим условиям;

  • определение видов работ, на которые отсутствуют типовые нормы труда;

  • описание (проектирование) рационального трудового процесса с указанием индексов затрат рабочего времени по каждому элементу трудового процесса, предусмотренных приложением №1 к Методическим рекомендациям;

  • изучение и измерение затрат труда;

  • обработка и формализация результатов измерений по видам норм труда;

  • апробация типовых норм труда в фактических условиях труда;

  • обсуждение проекта норм труда с представительным органом работников Учреждения;

  • учет мнения представительного органа работников Учреждения;

  • утверждение норм труда на уровне учреждения.

6. Нормы труда могут определяться на отдельный вид работ, взаимосвязанную группу работ (укрупненная норма труда) и законченный комплекс работ (комплексная норма труда). Степень укрупнения норм труда определяется конкретными условиями организации труда.

7. Нормы труда могут служить для установления нормированного задания (установленного объема работ, который работник или группа работников выполняет за рабочую смену или в иную единицу рабочего времени).

8. Рекомендуемые методики определения нормы численности на основе типовых норм времени и типовых норм обслуживания, определения нормы обслуживания на основе типовых норм времени приведены в приложении № 1 к Методическим рекомендациям по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 сентября 2013г. №504 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях».

9. При определении норм труда в учреждении на основе типовых норм труда используются комплексно обоснованные нормы затрат труда, установленные для однородных работ, применительно к типовым технологическим (трудовым) процессам и типовым организационно-техническим условиям их выполнения в соответствующей отрасли экономики.

При совпадении с ними организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждении рекомендуется использовать типовые нормы труда.

Аналогичное решение рекомендуется принимать, если имеющиеся различия организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов не могут существенно повлиять на норму труда. Решение о значимости различий организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов принимается с учетом мнения представительного органа работников.

Комплексно обоснованные нормы затрат труда предусматривают прогрессивные режимы работы оборудования, рациональные приемы и методы труда, организацию и обслуживание рабочих мест, оптимальную занятость работников, максимальное использование возможностей рабочих мест, высокое качество продукции (работ, услуг), сохранение здоровья и работоспособности работников.

10. При создании более прогрессивных организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов или их несоответствии типовым нормам труда рекомендуется использовать типовые нормы труда в качестве базы при определении и обосновании норм труда путем их корректировки с учетом фактических организационно-технологических условий выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждении.

Примеры (алгоритмы) расчета норм труда путем коррекции типовых норм труда с учетом организационно-технологических условий выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждении приведены в
приложении № 2 к Методическим рекомендациям по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 сентября 2013г. №504 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях».

11. При планировании мер по повышению эффективности оказания государственных (муниципальных) услуг типовые нормы труда рекомендуется использовать в качестве эталона:

для учреждений, в которых организационно-технические условия ниже уровня, на который рассчитаны типовые нормы;

при исследовании затрат рабочего времени и анализе потерь рабочего времени.

После принятия мер по изменению организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов нормы труда в учреждении могут быть пересмотрены в установленном законодательством порядке.

12. Содержанием работы по определению норм труда являются:

анализ трудового процесса на основе стандарта оказания государственной (муниципальной) услуги, разделение его на части;

выбор оптимального варианта технологии и организации труда, эффективных методов и приемов работы;

проектирование режимов работы оборудования, приемов и методов труда, систем обслуживания рабочих мест, режимов труда и отдыха;

определение норм труда в соответствии с особенностями технологического и трудового процессов, их внедрение и последующая корректировка по мере изменения организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов.

При проведении указанной работы рекомендуется ориентироваться на методические рекомендации для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда, утвержденные приказом Минтруда России от 31 мая 2013 г. № 235, в части организации работы и проведения расчетов норм труда.

13. При закупке в установленном порядке нового оборудования учреждениям рекомендуется проводить сравнительный расчет влияния на норму труда внедрения закупаемого оборудования. При этом рекомендуется предусмотреть сравнение характеристик закупаемого оборудования с характеристиками оборудования, использованного при разработке типовых норм труда (при отсутствии типовых норм труда - с оборудованием, применяемым в учреждении).

14. Наряду с нормами труда, установленными в учреждении на неопределенный срок, для стабильных по организационно-технических условиям выполнения технологических (трудовых) процессов, могут применяться временные и разовые нормы труда.

Временные нормы труда устанавливаются на период освоения тех или иных работ при отсутствии утвержденных нормативных материалов для нормирования труда.

Срок действия временных норм труда, определяемых учреждением, рекомендуется устанавливать не более 3 месяцев.

Разовые нормы труда определяются работодателем на отдельные работы, носящие единичный характер (внеплановые, аварийные).
IV. Разработка норм времени

на выполнение работ (оказание услуг)
6. В нормах времени на выполнение работ (оказание услуг) (далее - нормы времени) рекомендуется устанавливать показатели норм времени для работ применительно к технологическим (трудовым) процессам и организационно-техническим условиям их выполнения в учреждении.

7. При разработке норм времени на выполнение работ и оказание услуг рекомендуется основываться на типовых отраслевых нормах времени на выполнение работ (оказание услуг).

8. При совпадении наименований работ (оказываемых услуг), технологических (трудовых) процессов и организационно-технических условий их выполнения в учреждении с типовыми работами (оказываемыми услугами), типовыми технологическими (трудовыми) процессами и типовыми организационно-техническими условиями их выполнения, показатели норм времени на выполнение данных работ (оказание данных услуг) по учреждению приравниваются к показателям типовых норм времени на выполнение данных работ (оказание данных услуг).

9. На работы, по которым отсутствуют типовые нормы времени, рекомендуется разрабатывать нормы времени на основе определения затрат рабочего времени для выполнения единицы работы (функции, услуги) одним или группой работников соответствующей квалификации, включающее, как правило, затраты рабочего времени на подготовку к выполнению работы, а также на обработку и оформление ее результатов.

В этих целях рекомендуется применять аналитический метод нормирования труда с использованием двух видов наблюдений (фотография рабочего времени и хронометраж), данных учета и отчетности, результатов анализа организации труда и разработки мер по ее совершенствованию.

10. Для осуществления расчета норм времени целесообразно:

а) определить минимальное количество рабочих мест, на базе которых планируется проводить исследования по каждому виду работ (далее – наблюдения), с учетом следующих критериев: наличие массовых и повторяемых работ; использование рациональных трудовых процессов, соответствующих современному уровню техники и технологии, организации труда и управления;

б) провести выбор работников для проведения наблюдения (рекомендуется проводить наблюдения за работниками, квалификация которых соответствует уровню сложности работы и которые имеют стаж работы более 2 лет). При этом не рекомендуется проводить выбор работников, индивидуальное состояние здоровья которых может существенно повлиять на результаты исследования, выполняющих работу на условиях внешнего или внутреннего совместительства, совмещающих в пределах рабочего времени должности (профессии), выполняющих обязанности временно отсутствующего работника.

в) определить интенсивность труда исходя из показателей нормального темпа работы;

г) определить количество наблюдений (число работников и количество наблюдений по каждому из них) с учетом характера, продолжительности, массовости, повторяемости работ, степени их детерминированности и других факторов, а также достаточной точности результатов;

д) провести фотографии рабочего времени, при которых должны быть обеспечены: исправность предметов труда; наличие требуемого количества и качества материалов, необходимых для выполнения работы и их своевременная подача; своевременное снабжение электроэнергией и иными источниками энергопитания, технической документацией; безопасные условия труда. Фотография рабочего времени, при которой фиксируются все затраты рабочего времени от начала и до окончания рабочего времени, может вестись с применением системы видеонаблюдения с обязательным заполнением карты фотографии рабочего времени (наблюдательного листа), образец которой предусмотрен приложением № 2 к Методическим рекомендациям (далее - Карта).

В Карте рекомендуется указывать все действия работника в течение рабочего дня с указанием перерывов в работе в том порядке, в каком они происходили фактически, с одновременной фиксацией текущего времени окончания каждого элемента операции (трудового процесса), который, в свою очередь, является началом следующего вида элементов операции (трудового процесса). Каждая запись показывает либо то, что делал работник, либо то, чем было вызвано его бездействие. При записи каждого элемента операции (трудового процесса) или перерыва целесообразно указывать индекс затрат рабочего времени;

е) обработать результаты исследований.

11. При заполнении Карты проводится расчет длительности каждого из элементов операции (трудового процесса) путем вычитания из текущего времени операции (трудового процесса) каждого последующего замера текущего времени предыдущей операции (трудового процесса), результаты которой заносятся в Карту. В Карте также указывается индекс затрат рабочего времени, то есть характеристика вида затрат рабочего времени в соответствии с индексами затрат рабочего времени, предусмотренными приложением № 1 к Методическим рекомендациям.

12. По результатам наблюдений составляется сводка элементов затрат рабочего времени по образцу, предусмотренному приложением № 3 к Методическим рекомендациям, подготовительно-заключительного времени, времени на обслуживание рабочего места и времени на отдых и личные надобности, как арифметическая средняя по результатам исследований.

13. На основе средних показателей затрат рабочего времени, полученных по результатам наблюдений, рассчитываются показатели норм времени по следующей формуле:

Нв = Тпз + То + Тв + Тобс+ Тотл +Ту,
где:

Нв - норма времени;

Тпз - подготовительно-заключительное время;

То - основное время выполнения работы;

Тв - вспомогательное время выполнения работы;

Тобс - время обслуживания рабочего места;

Тотл - время на отдых и личные надобности;

Ту - время на отдых, выделяемое в зависимости от условий труда.

14. Время на отдых, выделяемое в зависимости от условий труда на рабочем месте (Ту), может быть определено в процентах от оперативного времени:

Ту = Топ х Кон,

где: Топ - оперативное время выполнения работ, рассчитываемое по следующей формуле: Топ = То + Тв;

Кон - коэффициент, учитывающий время на отдых, выделяемое в зависимости от условий труда (Кон=ΣКупр).

15. На основе результатов проведенных наблюдений определяются показатели трудоемкости выполнения каждой работы. При этом к полученным результатам применяется Купр - суммарный коэффициент учета условий проведения работ, который рассчитывается по следующей формуле:

ΣКупр = Ki+ К2 + К3 + . .. +Кп,

где Кь К2, К3,.. .,Кп - коэффициенты учета условий проведения работ.

16. Определение условий проведения работ (ΣКупр) производится в соответствии с показателями, разработанными на основе статистических данных и являющимися рекомендательными:

а) определения времени на отдых в зависимости от степени монотонности труда, предусмотренные приложением № 4 к Методическим рекомендациям;

б) определения времени на отдых в зависимости от темпа работы, предусмотренные приложением № 5 к Методическим рекомендациям;

в) определения времени на отдых в связи с недостаточным освещением не предусматривается, за исключением работ, выполняемых в полной темноте; работающим в полной темноте выделяется на отдых 15 минут на рабочий день;

г) рекомендуемого рационального режима труда и отдыха для лиц умственного труда при пятидневной рабочей неделе и 8-часовом рабочем дне, предусмотренного приложением № 6 к Методическим рекомендациям.

Продолжительность обеденного перерыва рекомендуется устанавливать 30-60 минут. Регламентированные перерывы рекомендуется устанавливать через 2 часа от начала рабочего дня и через 2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 5 минут каждый. Во время регламентированных перерывов с целью снижения нервно-эмоционального напряжения, зрительного утомления и других анализаторов целесообразно выполнять комплексы физических упражнений, включая упражнения для глаз.

17. При разработке норм времени на оказание услуг норма времени на оказание услуги приравнивается к сумме норм времени по работам, из которых состоит услуга, и может рассчитываться по следующей формуле:

ΣНв =Нв1+ Нв2 + Нв3 + . . . + Нвn,

где Нв1 Нв2, Нв3,. . . , Нвn - норма времени на отдельную работу.

18. Разработанные показатели норм времени оформляются в виде специальной формы, предусмотренной приложением № 7 к Методическим рекомендациям. Рекомендуется разрабатывать номенклатуру оказываемых услуг с указанием трудоемкости выполнения работ.


  • Разработка норм численности организации:


19. Разработка норм численности в организации (далее - норм численности) непосредственных исполнителей работ рассматривается применительно к технологическим (трудовым) процессам и организационно-техническим условиям их выполнения в учреждении. При этом необходимо учитывать регламентированные перерывы, характеристики выполняемых работ, рациональное разделение и кооперацию труда.

20. При разработке норм численности рекомендуется:

а) применять расчетно-аналитический метод с использованием фотографии рабочего времени;

б) проводить расчет норм численности по видам работ, осуществляемый на основе показателей норм времени на единицу работы (услуг) и планового показателя объема работ;

в) формировать показатели норм времени на единицу услуг (работ) с учетом подготовительно-заключительного, вспомогательного и основного времени.

21. На основе показателей норм времени по видам работ проводится расчет показателей норм численности по следующей формуле:

Нч=(УHBpi*Oi)/Фрв,

где: Нч - норма численности, в штатных единицах;

HBpi- показатель нормы времени на i-й вид услуг (работ), в часах;

Oi- плановый объем оказания (выполнения) i-ro вида услуг (работ) за регламентированный период времени, в условных единицах;

Фрв - фонд рабочего времени за регламентированный период на 1,0 штатную единицу в часах.

22. Показатели норм численности по видам работ применяются при организации труда, а также в целях планирования оказания услуг. Показатели норм численности оформляются в виде специальной формы, предусмотренной приложением № 8 к Методическим рекомендациям.
- Разработка норм обслуживания в организациях:
23. Разработка норм обслуживания в учреждениях (далее - норм обслуживания) осуществляется применительно к технологическим (трудовым) процессам и типовым организационно - техническим условиям их выполнения с учетом регламентированных перерывов, характеристик выполняемых работ, рационального разделения и кооперации труда.

При разработке норм обслуживания рекомендуется определять для однородных рабочих мест количество объектов (рабочих мест, оборудования, площадей и т.п.), которые работник или группа работников соответствующей квалификации обязаны обслужить в течение единицы рабочего времени.

24. При разработке норм обслуживания рекомендуется:

а) применять расчетно-аналитический метод на основе показателей норм времени на обслуживание одного объекта (оказание одной услуги);

б) формировать показатели норм времени по категориям сложности, продолжительности регламентированных перерывов;

в) проводить расчет показателей норм обслуживания по следующей формуле по категориям работ (услуг):

Ноб = Фрв / Нвр.об.,

где:

Ноб - норма обслуживания, в условных единицах;

Фрв - фонд рабочего времени за регламентированный период на 1,0 штатную единицу в минуту с вычетом продолжительности регламентированных перерывов;

Нвр. об - общий показатель нормы времени на обслуживание одного объекта (оказание одной услуги), в мин.

25. Показатели норм обслуживания оформляются по образцу, предусмотренному приложением № 9 к Методическим рекомендациям.
V. Порядок установления, проверки, замены и пересмотра норм труда


              1. Введение новых норм труда, включая измененные и пересмотренные, производится администрацией Учреждения с учетом мнения представительного органа работников.

О введении новых норм труда работники организации должны быть извещены заблаговременно, но не позднее чем за два месяца.

2. Организационно-технические условия (организация труда, технология, оборудование, оснастка и т.д.) на рабочих местах, где будут применяться новые нормы труда, должны быть приведены в соответствие с требованиями, запроектированными в нормах при их разработке.

3. При освоении новых видов работ (операций) или несоответствии фактических организационно-технических условий выполнения работ запроектированным во вновь вводимых нормах по труду к ним могут применяться поправочные коэффициенты.

4. Нормы подлежат обязательной замене новыми по мере совершенствования организационно-технических и хозяйственных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, независимо от того, предусматривались ли эти мероприятия календарным планом замены и пересмотра норм или нет.

Действующие нормы в этих случаях заменяются новыми более прогрессивными нормами в зависимости от эффективности внедряемых мероприятий.

5. В целях поддержания прогрессивного уровня действующих в учреждении норм труда они подлежат обязательной проверке в процессе аттестации рабочих мест (порядок проведения аттестации рабочих мест регламентируется соответствующими отраслевыми положениями). В случаях, когда проведение аттестации рабочих мест не предусматривается, проверка каждой нормы осуществляется не реже одного раза в пять лет.

Проверка действующих норм труда осуществляется аттестационными комиссиями, утверждаемыми руководителями Учреждения.

По результатам проверки по каждой норме принимается решение по ее аттестации. Аттестованными признаются технически обоснованные нормы, соответствующие достигнутому уровню техники и технологии, организации труда.

Устаревшие и ошибочно установленные нормы признаются неаттестованными и подлежат пересмотру.

Устаревшими считаются нормы, действующие на работах, трудоемкость которых уменьшилась в результате общего улучшения организации труда, роста профессионального мастерства и совершенствования производственных навыков рабочих и служащих.

Ошибочными считаются нормы, при установлении которых были неправильно учтены организационно-технические условия или допущены неточности в применении нормативных материалов, либо в проведении расчетов.

6. Пересмотр устаревших норм осуществляется в сроки и размерах, устанавливаемых руководителем учреждения с учетом мнения представительного органа работников.

Пересмотр ошибочных норм осуществляется по мере их выявления с учетом мнения представительного органа работников.

7. Администрация учреждения и представительный орган работников обязаны разъяснить каждому работнику основания замены или пересмотра норм, ознакомить его с методами, приемами труда и условиями, при которых они должны применяться.

8. В целях широкого привлечения работников к разработке и осуществлению мероприятий по улучшению качества применяемых норм труда, своевременной их замене новыми, обеспечению пересмотра устаревших норм и повышения на этой основе производительности труда в учреждениях принимаются взаимные обязательства администрации и представительного органа работников по снижению трудоемкости работ, повышению уровня нормирования, увеличению удельного веса технически обоснованных норм, своевременному пересмотру устаревших и ошибочно установленных норм труда.

9. Администрация учреждений и представительный орган работников должны постоянно поддерживать и развивать инициативу работников по пересмотру действующих и внедрению новых, более прогрессивных норм труда.


  1. Установление системы нормирования труда в учреждении


1. Систему нормирования труда в учреждении рекомендуется устанавливать в Положении о системе нормирования труда учреждения
(далее - Положение), которое утверждается локальным нормативным актом учреждения с учетом мнения представительного органа работников.

Для государственных (муниципальных) учреждений подготовлено Типовое примерное положение о системе нормирования труда для использования при разработке локальных положений в рамках каждого учреждения (приложение к настоящим методическим рекомендациям).

Проект приказа об утверждении положения о системе нормирования труда приведен в приложении 10 к настоящим методическим рекомендациям.

2. Учет мнения представительного органа работников рекомендуется осуществлять в порядке принятия локальных нормативных актов, установленном трудовым законодательством.

3. В Положение рекомендуется включать следующие разделы:

а) «Применяемые в учреждении нормы труда».

В приложении к данному разделу приводятся:

ссылки на типовые нормы труда, использованные при определении норм труда;

примененные методики определения нормы численности на основе типовой нормы времени, нормы численности на основе типовой нормы обслуживания и нормы обслуживания на основе типовой нормы времени (если проводились расчеты);

расчет коррекции типовых норм труда с учетом организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждении (если проводилась коррекция);

методы и способы установления норм труда по отдельным должностям (профессиям рабочих), видам работ (функциям) по которым отсутствуют типовые нормы труда;

б) «Порядок внедрения норм труда»;

в) «Порядок организации замены и пересмотра норм труда»;

г) «Меры, направленные на соблюдение установленных норм труда».

4. При заключении трудового договора с работником рекомендуется ознакомить его с нормами труда. В случае установления работнику норм времени на выполнение работ (оказание услуг) или норм обслуживания рекомендуется в трудовом договоре с работником указать, что их выполнение осуществляется в пределах установленной ему продолжительности рабочего времени.

5. Работники извещаются о внедрении новых норм труда не позднее, чем за два месяца до их введения в действие. В аналогичный срок времени работники извещаются о корректировке ошибочных норм труда (нормы труда, при установлении которых были неправильно учтены организационно-технические условия выполнения технологических (трудовых) процессов или допущены неточности в применении нормативных материалов либо в проведении расчетов).

С учетом мнения представительного органа работников о снижении ошибочных норм труда работники могут быть уведомлены в более короткий срок.

6. Форма извещения о внедрении новых норм труда определяется учреждением самостоятельно. При этом рекомендуется указать ранее действовавшие нормы труда, новые нормы труда, факторы, послужившие основанием введения новых норм труда или их корректировки.

7. Рекомендуется перед введением новых норм труда провести инструктаж и обучение работников наиболее эффективным приемам и методам выполнения работ, при этом могут быть использованы как индивидуальные, так и групповые формы их проведения.

8. При проведении работ по освоению норм труда рекомендуется анализировать степень освоения работ каждым работником на основе данных о выполнении норм.

При освоении норм труда в связи с введением новой техники и технологии, когда наряду с овладением рациональными приемами труда работникам необходимо приобретение новых теоретических и практических знаний, рекомендуется проведение обучения работников.

При освоении новых видов работ (стандартов оказания государственных (муниципальных услуг) или несоответствии фактических организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов запроектированным во вновь вводимых нормах труда рекомендуется применять поправочные коэффициенты.

9. Рекомендуется предусмотреть срок проведения анализа для определения целесообразности пересмотра применяющихся норм труда не реже чем один раз в пять лет. По итогам анализа может быть принято решение о сохранении установленных норм труда или о разработке новых норм труда. До введения новых норм труда продолжают применяться ранее установленные.

Нормы труда могут быть пересмотрены по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, а также в случае использования физически и морально устаревшего оборудования.

Рекомендуется внедрять новые нормы труда в учреждениях одновременно с внедрением новых стандартов оказания услуг, новой техники, технологии, видов продукции (услуг).

Иные основания пересмотра норм труда не установлены трудовым законодательством. Перевыполнение норм труда отдельными работниками, в том числе за счет высокого уровня личных профессиональных качеств, применения по их инициативе новых приемов труда и совершенствования рабочих мест не может рассматриваться в качестве основания для пересмотра установленных в учреждении норм труда.

Пересмотр ошибочных норм труда осуществляется по мере их выявления с учетом мнения представительного органа работников.

10. Работодателю рекомендуется осуществлять меры, направленные на соблюдение установленных норм труда, включая обеспечение нормальных условий для выполнения работниками норм труда. К таким условиям, в частности, относятся:

исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования;

своевременное обеспечение технической и иной необходимой для работы документацией;

надлежащее качество материалов, инструментов, иных средств и предметов, необходимых для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику;

условия труда, соответствующие требованиям охраны и безопасности труда.

Приложение 1

к методическим рекомендациям
  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации по разработке и внедрению систем нормирования труда в муниципальных образовательных учреждениях I. Общие положения iconМетодические рекомендации для государственных (муниципальных) учреждений...
Настоящие методические рекомендации подготовлены в целях оказания методической помощи государственным (муниципальным) учреждениям...

Методические рекомендации по разработке и внедрению систем нормирования труда в муниципальных образовательных учреждениях I. Общие положения iconМетодические рекомендации по разработке и применению системы нормирования...
Создание условий, необходимых для внедрения рациональных организационных, технологических и трудовых процессов, улучшения организации...

Методические рекомендации по разработке и внедрению систем нормирования труда в муниципальных образовательных учреждениях I. Общие положения iconПоложение о системе нормирования труда Общие положения
Настоящее Положение устанавливает систему нормативов и норм, на основе которых реализуются функции нормирования труда, содержит основные...

Методические рекомендации по разработке и внедрению систем нормирования труда в муниципальных образовательных учреждениях I. Общие положения iconО проведении фотохронометражных наблюдений
Положением о системе нормирования труда согласно Плану мероприятий по внедрению системы нормирования труда работников гбуз нсо “”...

Методические рекомендации по разработке и внедрению систем нормирования труда в муниципальных образовательных учреждениях I. Общие положения iconМетодические рекомендации по внедрению гост р 30-2003 Общие положения
...

Методические рекомендации по разработке и внедрению систем нормирования труда в муниципальных образовательных учреждениях I. Общие положения iconМетодические рекомендации по общественному контролю за условиями...
В настоящих методических рекомендациях представлены материалы по проведению общественного контроля за условиями и охраной труда в...

Методические рекомендации по разработке и внедрению систем нормирования труда в муниципальных образовательных учреждениях I. Общие положения iconСборник является дополненным изданием Нормы времени на основные технологические...
Белгородской области» (бгунб, 2008), переработанным в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 сентября...

Методические рекомендации по разработке и внедрению систем нормирования труда в муниципальных образовательных учреждениях I. Общие положения iconМетодические рекомендации по осуществлению профсоюзного контроля...
Настоящие рекомендации предназначены для проведения проверки уполномоченными по охране труда состояния охраны труда образовательных...

Методические рекомендации по разработке и внедрению систем нормирования труда в муниципальных образовательных учреждениях I. Общие положения iconМетодические рекомендации для федеральных органов исполнительной...
Настоящие методические рекомендации подготовлены в целях оказания методической помощи федеральным органам исполнительной власти по...

Методические рекомендации по разработке и внедрению систем нормирования труда в муниципальных образовательных учреждениях I. Общие положения iconМетодические рекомендации по организации кадровой работы в муниципальных...
Настоящие методические рекомендации разработаны с целью повышения эффективности кадровой работы, организации и подбора квалифицированных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
filling-form.ru
Поиск