Скачать 0.81 Mb.
|
Академия постдипломного педагогического образования Кафедра культурологического образования Государственный музей-заповедник «Петергоф» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №430 Петродворцового района Санкт – Петербурга Культурно-образовательная программа «Мир семейного очага» Коробкова Елена Николаевна, к.п.н., доцент каф. культурологического образования Академии постдипломного педагогического образования Карташова Лариса Леонидовна, заместитель директора по воспитательной работе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней школы №430 Петродворцового района Санкт – Петербурга Семёнова Ольга Николаевна, заместитель директора по учебно – воспитательной работе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней школы №430 Петродворцового района Санкт – Петербурга Семенищева Евгения Константиновна, председатель методического объединения учителей начальных классов государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней школы №430 Петродворцового района Санкт – Петербурга Катаева Ольга Анатольевна, учитель государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней школы №430 Петродворцового района Санкт - Петербурга Трефилова Лариса Викторовна, учитель начальных классов государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней школы №430 Петродворцового района Санкт - Петербурга Чистякова Наталья Викторовна, учитель начальных классов государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней школы №430 Петродворцового района Санкт - Петербурга Включены разработки занятий педагогов школы: Косаревой О.Н., Никифоровой Т.Н., Торопыгиной Т.А., Цупка Э.В. Санкт-Петербург 2012г Оглавление
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Общая характеристика программы Среди социокультурных институтов, рассматриваемых как наиболее перспективные партнеры школы в образовательной сфере, особое место принадлежит музею, благодаря насыщенности музейной среды и возможности использования иных, чем в школе методов познания окружающего мира. Сотрудничество Школы и Музея насчитывает длинную историю и прошло в своем развитии несколько этапов: от просветительства – к образованию, банального знакомства школьников с произведениями мирового искусства – к реализации образовательного потенциала музейных коллекций. Современный музей рассматривается педагогами и музейными сотрудниками как пространство диалога культур, наилучшим образом отвечающее целям и задачам современного образования – становлению Человека культуры. Образование становится одной из приоритетных функций современного музея и понимается не только как расширение спектра услуг, «иллюстрирование» школьных учебных дисциплин, а, прежде всего, как организация процесса освоения культурного наследия, воплощенного в артефактах музейных коллекций и экспозиций. В этом смысле Музей осознает и позиционирует себя как равноправный партнер Школы в едином образовательном пространстве, что предполагает разработку новых моделей взаимодействия двух социокультурных институтов. Программа «Мир семейного очага» является попыткой создания инновационной модели взаимодействия Музея и Школы, в рамках которой Музей рассматривается как полноценный канал образования, способный оказать влияние на модернизацию традиционного школьного обучения. Уникальность Музея заключается в том, что он дает навык работы с аутентичными текстами культуры, требующими интерпретации, обсуждения, наличия собственной точки зрения, в то время как в Школе ребенок в основном общается с адаптированными текстами культуры и «чужими» комментариями к ним, не предполагающими своего мнения и интерпретации. Программа рассматривает Музей как уникальное пространство освоения умений и навыков, связанных с развитием способности читать и создавать культурные тексты. Язык музея – это язык его экспонатов, вещей и предметов, находящихся в тесной взаимосвязи с пространством, в котором они расположены. Во взаимодействии зрителя с предметами музейной коллекции рождается текст (вербальный или невербальный) – сообщение, которое зритель принимает, интерпретирует, соотносит с имеющимися у него представлениями о том или ином явлении культуры и на основе этого создает собственные культурные тексты. В ходе реализации программы учащимся предстоит пройти несколько стадий работы с текстом культуры – от умения «видеть» предметы окружающего мира, рассматривать их в мельчайших деталях до умения «считывать» информацию, которую содержат предметы музейных коллекций и выдвигать гипотезы, суждения, версии, касающиеся их истории, происхождения, существования в культуре. На каждой из обозначенных стадий предполагается создать условия для взаимодействия Школы и Музея и непосредственного погружения учащихся в музейную среду, для чего разрабатывается система музейно-педагогической работы. Системообразующим ядром данной системы стало многомерное культурное понятие – «Семья». Выбор данной темы для изучения и исследования младших школьников обусловлен несколькими факторами: - естественными потребностями ребенка 7-9 лет, который осваивает окружающий мир, начиная со своего ближайшего окружения, прежде всего, семьи. В семье он обретает первый опыт взаимоотношений, постигает нравственные ценности и этические принципы, приобщается к миру культурных традиций, что и закладывает в дальнейшем основы его характера, мировоззрения, ценностных ориентаций; - потребностью образовательной работы Школы, которая видит свою задачу в расширении взаимодействия с родителями, более активном использовании потенциала семейного воспитания, создании условий для возникновения новых проектов и программ, объединяющих всех участников образовательного процесса; - уникальными возможностями музея, представляющего собой синтез природы и культуры, прошлого и настоящего, парадного и будничного. Музей дает уникальный опыт расширения представлений ребенка о семейных устоях и традициях и приобщения к лучшим из них за счет освоения моделей семейного мира, память о которых хранят уникальные коллекции загородных дворцов. При этом освоение новых для ребенка понятий и представлений проходит ненавязчиво и органично, т. к. позволяют это делать музейные формы познания. Таким образом, культурно-образовательная программа «Мир семейного очага» органично объединяет потенциал трех важнейших социокультурных институтов – Школы, Семьи и Музея, предъявляя инновационные модели организации музейно-педагогической деятельности, рассчитанные не только на детей, но и на семью. Основу подобных моделей составляет представление о том, что родители могут и должны стать полноправными и активными участниками педагогического процесса, сотрудничая с детьми в трудном деле освоения мира. Созданная в этой логике программа предлагает родителям включиться в процесс обучения и воспитания в тех формах, которые им посильны, и позволяют возродить традиции семейной педагогики прошлого. Цель программы: создание инновационной системы взаимодействия Школы, Семьи и Музея, нацеленной на то, чтобы помочь ребенку освоить мир семейных ценностей, осознать роль и место семьи в жизни человека, приобрести первые умения и навыки освоения культурного пространства. Задачи:
Адресная группа: данная программа рассчитана на три года обучения. Рекомендуется к реализации со 2 по 4 класс. По окончании работы в программе учащиеся:
Специфика программы Равноправными партнерами Школы в реализации программы «Мир семейного очага» выступают семьи учащихся начальной школы и Государственный музей-заповедник «Петергоф». Привлечение образовательного потенциала двух стратегических партнеров Школы в реализации данной программы позволяет расширить представления учащихся о культурном пространстве их окружения, соединить отвлеченные учебные знания с конкретными объектами культурного наследия, приобщить школьников к семейным традициям и лучшим традициям русской культуры. При этом освоение новых для ребенка понятий и представлений проходит ненавязчиво и органично, т. к. позволяют это делать музейные формы познания. Работу учащихся в программе на протяжении трех лет может объединить единый проект – создание семейного альбома «Петербургская семья» (реального или виртуального), в котором собираются наиболее интересные творческие работы учеников по освоенным темам программного содержания. Существенной поддержкой работы учащихся в программе является наличие информационно-библиотечного центра, органичной частью которого должен стать школьный музей «Петербуржцы – ленинградцы». Наличие данного пространства позволяет ученикам предъявлять результаты деятельности, осваивать и развивать навыки работы с музейным предметом, осваивать «азы» музейного языка, наконец, принимать участие в создании музейной экспозиции, расширяя свои представления о возможностях музейного пространства. Для эффективного использования потенциала информационного центра важно создать условия, при которых учащиеся смогли бы применить умения и представления, приобретенные в музейном пространстве заповедника «Петергоф» в новой ситуации – в школьном музее. Технология внедрения Предлагаемая культурно-образовательная программа может быть использована в нескольких вариантах: Вариант 1. Проведение отдельных циклов занятий (музейных и внемузейных), связанных с посещением музеев дворцово-паркового комплекса «Петергоф»; Вариант 2. Частичная реализация культурно-образовательной программы (на протяжении одного года) образовательными учреждениями Петродворцового района г. Санкт-Петербурга; Вариант 3. Полноценная реализация программы на всех ступенях начальной школы. Вариант 4. Адаптация программы, которая рассматривается в этом случае как модельная, к условиям образовательных учреждений, расположенных в других районах Санкт-Петербурга. Структура программы Программа предполагает наличие трех этапов, реализуемых последовательно на разных ступенях обучения – во втором, третьем и четвертом классах.
|
Образовательная программа дополнительного образования детей "Мир компьютерного дизайна" имеет техническую направленность. Программа... | «Образовательная система «Школа 2100»/ Под науч ред. Д. И. Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. М.: Баласс, 2011. Рабочая программа учебного... | ||
Мир, в котором свои законы и правила. Мир, в котором жизнь зачастую длится 20 минут. Мир бактерий, вирусов и других мельчайших созданий.... | Тема: «реализация технологии интеграции образовательного процесса через проектную деятельность в условиях детского оздоровительно-образовательного... | ||
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по географии. Современный мир. В. В. Николина,А. И. Алексеев. Е. К. Липкина«Программы... | Основная образовательная программа формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11—15 лет, связанных:... | ||
«Мир». Было принято решение об ускорении работ по созданию тренажных средств для подготовки космонавтов к полетам на станцию «Мир».... | Основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного... | ||
Под учреждением культурно-досугового типа понимается организация, основной деятельностью которой является представление населению... | Основная образовательная программа мбоу„Курчалоевская сош №1” является программой развития школы |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |