Структура самоанализа деятельности классного руководителя I. Научный аспект деятельности.
Тема (проблема), над которой я работаю.
Как осуществлялась работа по теме, где представлены результаты.
В творческой гркппе по какой проблеме работал(а).
В какой форме и где представлены результаты.
Проведены исследования (приложить копии методик, результатов, выводов).
Опубликованные материалы.
II. Прикладной аспект деятельности.
Квалификационная категория, год аттестации.
Планируемые сроки повышения квалификации.
Динамика и анализ рейтинга за последние три года.
Обмен опытом.
Дал(а) открытые мероприятия (или совместные в параллели). Присутствовали. Оценка.
Посетил(а) мероприятия коллег.
Участвовал(а) в подготовке и проведении практических и теоретических семинаров.
Творческие отчеты. Тема. Место проведения (школа, район, область)
Консультировал(а) коллег (кого, по теме)
Трудности в работе:
в постановке целей,
в составлении программ деятельности с классом,
в определении критериев оценки результатов деятельности,
В проведении исследований и обобщении опыта работы,
в подготовке и проведении семинаров,
в выборе форм и методов деятельности,
в анализе работы,
в организации коллективной работы с классом,
в организации индивидуальной работы с учащимися,
с родителями,
с учителями-предметниками,
с самообразовании.
III. Практический аспект деятельности
Основные положительные результаты деятельности в этом году.
Не удалось достичь результатов. Причины.
Основные формы работы с классным коллективом:
Классный час
Вечера отдыха
Прогулки, экскурсии по городу
Походы
Поездки (куда, когда, цель, количество участников)
Совместные мероприятия с родителями
Родительские собрания (количество, темы)
В каких общешкольных мероприятиях участвовал коллектив класса, какими коллективными наградами отмечен класс.
Участвовал(а) лично в конкурсах, смотрах.
Отмечен(а) в этом году наградами, поощрениями, благодарностями.
Получены взыскания.
Хочу реализовать себя в следующем учебном году в:
научно-исследовательской деятельности,
практической деятельности,
творческих проектах,
общественной работе.
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА
В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Методика определения привлекательности для школьника группы одноклассников.
Учащимся предлагается три вопроса:
а) Всегда ли учеников вашего класса волнуют успехи и неудачи друг друга в учебе ?
б) Всегда ли вы оказываете помощь друг другу в различных делах?
в) Все ли ответственно относятся к делу (учебному, внеклассному) ?
Оцените свой класс по пятибалльной шкале по каждому вопросу:
5 — всегда волнует;
4 — чаще волнует;
3 — волнует в половине случаев;
2 — чаще не волнует;
1 — совсем не волнует.
Обработка результатов.
Вычислить средний балл группы
X = (а + б + в) : 3N,
Где а,б,в — балльные оценки по вопросам; N — число испытуемых.
Критерии оценки.
Если X ≥ 4,5 балла — показатель психологического комфорта в классе — высокий.
Если 3,5 < X < 4,5 — средний.
В остальных случаях низкий.
Параметры и критерии оценки работы классных руководителей
Оценивается уровень работы:
высокий – 3 балла;
средний – 2 балла;
низкий – 1 балл.
Организация жизнедеятельности класса:
Эффективность классных часов, КТД.
Наличие детского самоуправления.
Качество дежурства по классу.
Участие класса в общешкольных делах:
Участие в школьных КТД.
Дежурство по школе.
Генеральные уборки, субботники.
Взаимодействие с родителями:
Периодичность и эффективность родительских собраний.
Наличие родительского самоуправления.
Участие родителей в жизни школы.
Взаимодействие с педагогами:
Индивидуальная работа.
Посещение уроков.
Приглашение на родительские собрания.
Работа с документацией (план работы на год, отчеты по четвертям, характеристика класса, дневники учащихся, классный журнал, заполнение портфолио на учащегося):
Своевременность заполнения и представления для отчета.
Соответствие требованиям.
Соответствие реальности.
Условия для развития личности ребенка:
Комфортность.
Уровень сформированности классного коллектива.
Привлечение к работе с детьми социального педагога, библиотекаря, педагога дополнительного образования, медицинского работника, администрации.
Профессиональная компетентность:
Активность участия в М/О и педсоветах.
Участие в конкурсах профессионального мастерства, конференциях, открытые классные часы и т.д.
Использование современных форм воспитательной работы.
Основные требования к работе классного руководителя
1.Помни о специальной направленности своей работы: коррекция дефектов развития в процессе воспитания личности ребенка, подготовка его к самостоятельной жизни и труду.
2. Воспитывай у учащихся целеустремленность, желание довести до конца начатое дело, умение действовать в соответствии с поставленной задачей, коллективизм, аккуратность, бережливость и экономность.
3. Преврати свободное время ученика в чреду трудовых дел, полезных и необходимых классу, школе, родителям.
4. Закрепляй полученные детьми на уроках знания, умения, навыки в практической работе.
5. Учи детей правильно излагать свои мысли, читать доступные их пониманию книги, газеты, журналы, обсуждать увиденный кинофильм, спектакль, картину и слушать музыку.
6. Преодолевай в совместной деятельности с учеником бедность его словарного запаса, ограниченность его представлений об окружающем мире.
7. Развивай в процессе внеклассных занятий наблюдательность, умение устанавливать сходство и различие в наблюдаемых явлениях и событиях, видеть их причину и следствия.
8. Сделай правилом в работе с детьми проведение зарисовок, моделирование, изготовление наглядных пособий, художественных макетов и композиций, поделок из природного материала, простейших опытов, использование ТСО и обучение пользованию ими.
9. Изучай детей в процессе обучения и воспитания для выработки адекватных и эффективных форм и методов индивидуальной работы с каждым.
10. Добивайся необходимого контакта с учеником, доверяй ему, рассматривай причины его проступка и устраняй их, помогай ученику осуществлять хорошие замыслы, поощряй инициативы и самостоятельность.
ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
№
| Вид работы
| Среднее время (ч)
| Примечание
| 1
| Методическая работа (семинары, совещания, педагогические советы, заседания, консультации с психологом, подготовка и проведение родительских собраний)
| 3
| В неделю
| 2
| Еженедельное оформление документации (классный журнал, рабочий дневник, дневники наблюдений, планирование и анализ творческих дел класса, анализ четверти, полугодия), дневники учащихся, личные дела учащихся)
| 4
| В неделю
| 3
| Наблюдения за учащимися на уроках
| 6
| В неделю
| 4
| Общественно полезный труд (ежедневная уборка учебных кабинетов, генеральная уборка классного кабинета и рекреаций, субботники и пр.)
| 2
| В неделю
| 5
| Выполнение с классом режимных моментов (встреча учащихся до уроков, проводы после, общешкольные линейки, дежурство по школе и на общешкольных мероприятиях, организация питания, замены кабинетов, контроль посещаемости и успеваемости ит.д.)
| 5
| В неделю
| 6
| Индивидуальная и групповая работа с учащимися (распределение творческих поручений, планирование и проведение классных дел, встреч, экскурсий, праздников), решение текущих вопросов с родителями, учителями
| 10
| В неделю
|
| ИТОГО
| 30
| В НЕДЕЛЮ
| ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Классный руководитель - это педагог-профессионал, осуществляющий функции организатора детской жизни в школе. Классный руководитель имеет высшее или среднее специальное педагогическое образование. Руководство деятельностью классных руководителей осуществляет заместитель директора по воспитательной работе. Классный руководитель отчитывается о результатах своей работы перед педсоветом, директором, зам. директора школы в установленном порядке.
Основные задачи и содержание работы классного руководителя
содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности ребенка, вносит необходимые коррективы в систему воспитания;
создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого ребенка в классе;
помогает ребенку решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями;
содействует получению дополнительного образования обучающимися (воспитанниками) через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в образовательных учреждениях по месту жительства;
оперативно извещает администрацию школы о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи;
проводит инструктаж по безопасности труда на учебных занятиях, воспитательных мероприятиях, в каникулярное время с обязательной регистрацией в журнале регистрации инструктажа;
соблюдает права и свободы обучающихся;
совместно с органами ученического самоуправления ведет активную пропаганду здорового образа жизни.
Классный руководитель имеет право:
получать регулярно информацию о физическом и психическом здоровье детей;
контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса;
контролировать учебные успехи каждого ученика, отмечая успехи и неудачи для оказания своевременной помощи;
координировать работу учителей-предметников, оказывающих воспитательное влияние на его учащихся на педагогических консилиумах;
разрабатывать, создавать совместно с социальным педагогом, медиками программы индивидуальной работы с детьми и подростками, девушками, юношами, родителями учащихся;
приглашать родителей (лиц, их заменяющих) в учебное заведение;
участвовать в работе педсовета, административного совета, научно-методического совета и других общественных органов школы;
вести опытно-экспериментальную и методическую работу по различным проблемам воспитательной деятельности;
создавать собственные воспитательные системы и программы, творчески применять новые методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь принципом «не навреди»;
Классный руководитель не имеет права:
унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т.д.
использовать оценку для наказания ученика;
злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово;
использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребенка;
обсуждать за глаза своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего педагогического коллектива.
Классный руководитель должен уметь:
общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая пример деловитости и ответственности;
формировать свои воспитательные цели;
спланировать воспитательную работу;
организовать воспитательное мероприятие: беседу, диспут, экскурсию, поход, классный час;
провести родительское собрание;
пользоваться психолого-диагностическими тестами, анкетами и использовать их в работе.
Циклограмма для классного руководителя.
Ежедневно:
1. Работа с опоздавшими и выяснение причин отсутствия учащихся.
2. Организация питания учащихся.
3. Организация дежурства в классных кабинетах.
4. Индивидуальная работа с учащимися.
Еженедельно:
Проверка дневников учащихся.
Проведение мероприятий в классе (по плану).
Работа с родителями (по ситуации).
Работа с учителями-предметниками.
Каждый месяц:
1. Посещение уроков в своем классе.
2. Консультации у социального педагога, психолога.
3. Экскурсии, посещение театров и т.д.
4. Встреча с родительским активом.
5. Организация участия классного коллектива в делах школы.
6. Организация участия классного коллектива во внешкольных мероприятиях (районные конкурсы, предметные олимпиады, экскурсии и прочее).
Один раз в четверть:
1. Оформление классного журнала по итогам четверти.
2. Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на новую четверть.
3. Проведение родительского собрания.
Один раз в год:
1. Проведение открытого мероприятия.
2. Оформление личных дел учащихся.
3. Анализ и составление плана работы класса.
4. Статистические данные класса (1 сентября).
5. Оформление портфолио учащегося.
Классный руководитель должен знать:
Закон Российской Федерации «Об образовании»,
Конвенцию о правах ребенка;
педагогику: возрастную и социальную психологию;
возрастную физиологию;
школьную гигиену;
педагогическую этику;
теорию и методику воспитательной работы;
инструктивно-нормативные документы;
основы трудового законодательства;
нормы и правила охраны труда. |