-
ПРИНЯТА:
Педагогическим советом МБДОУ
«Детский сад № 24 «Родничок»
Протокол № _____
от «____» _______________ 2012 г.
| УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ
«Детский сад № 24 «Родничок»
________________ О.А. Качурина
Приказ № ____
от «____» _____________ 2012 г.
|
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 24
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому направлению развития детей
«Родничок»
Норильск
2012 СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
| 4
| Пояснительная записка
| 4
| Организация режима пребывания детей в ДОУ
| 9
| 1.2.1. Режим дня (ежедневная организация жизни и деятельности детей, расписание)
| 9
| 1.2.2. График использования функциональных помещений
| 36
| 1.2.3. Взаимодействие специалистов ДОУ и воспитателей
| 40
| 1.2.4. Система воспитательно-образовательного процесса
| 42
| 1.2.5. Система физкультурно-оздоровительной деятельности
| 51
| 1.3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей
| 62
| 1.3.1. Содержание образовательной области «Физическая культура»
| 62
| 1.3.2. Содержание образовательной области «Здоровье»
| 91
| 1.3.3. Содержание образовательной области «Безопасность»
| 97
| 1.3.4. Содержание образовательной области «Социализация»
| 111
| 1.3.5. Содержание образовательной области «Труд»
| 116
| 1.3.6. Содержание образовательной области «Познание»
| 129
| 1.3.7. Содержание образовательной области «Коммуникация»
| 153
| 1.3.8. Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы»
| 162
| 1.3.9. Содержание образовательной области «Художественное творчество»
| 171
| 1.3.10. Содержание образовательной области «Музыка»
| 178
| 1.4. Содержание коррекционной работы
| 201
| 1.5. Планируемые результаты освоения детьми основной образовательной программы ДОУ
| 219
| 1.6. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной образовательной программы ДОУ
| 234
| 2. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ
| 251
| 2.1. Региональный компонент
| 251
| 2.2. Направления, выбранные педагогическим коллективом с учетом особенностей вида учреждения
| 252
| 2.3. Содержание инновационной деятельности: экспериментальная, проектная деятельность
| 268
| 2.4. Система работы с родителями воспитанников
| 280
| 2.5. Взаимодействие ДОУ с социальными партнерами
| 282
| ПРИЛОЖЕНИЕ. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА (от 2 до 3 лет)
| 289
| 1. Задачи по всем направлениям развития детей в соответствии с реализуемой образовательной программой
| 289
| 2. Перечень программ, технологий, пособий, используемых в ДОУ
| 302
| 3. Организация режима пребывания детей раннего возраста в ДОУ
| 304
| 3.1. Режим дня (ежедневная организация жизни и деятельности детей раннего возраста, расписание игр-занятий)
| 304
| 3.2. Система воспитательно-образовательного процесса
| 311
| 3.3. Система физкультурно-оздоровительной деятельности
| 313
| 4. Мониторинг нервно-психического развития детей раннего возраста
| 320
|
|
| 1. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 1.1. Пояснительная записка Основная общеобразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 24 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей «Родничок» разработана в соответствии с:
«Законом об образовании РФ» (Принят 10.07.1992 г. № 3266-1 в ред. от 27.12.2009 г. № 374-ФЗ);
«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях (Постановление от 22.07.2010 г. № 91 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10»);
«Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (утв. Постановлением Правительства РФ от 12.12.2008 г. № 666);
«Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 г. № 655, Регистрационный № 16299 от 08.02.2010 г. Министерства юстиции РФ);
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» (зарегистрирован в Минюсте РФ 02.02.2011 г. № 19676);
Методическими рекомендациями по реализации федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания (по видам ДОУ) (авторский коллектив: К.Ю. Белая, М.В. Богомолова, М.Н. Бреева, В.А. Гремячинская, Т.А. Даньярова, Н.В. Зимонина, Н.А. Кокина, Л.А. Кондрыкиская, О.В. Мельникова, А.В. Минина, В.П. Новикова, Л.И. Павлова, Н.Г. Селезнева, В.М. Сотникова, О.А. Хохлова, М.М. Цапенко, Н.П. Циркова, Л.Е. Щелокова);
Методическими рекомендациями по разработке основой общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденными приказом начальника Управления общего и дошкольного образования Администрации города Норильска № 280-545 от 16.06.2011 г.
Основная общеобразовательная программа МБДОУ «Детский сад № 24 «Родничок» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.
Основная общеобразовательная программа ДОУ разработана на основе «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования» и с учетом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Развитие+» (под ред. А.И. Булычевой).
Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определенными Федеральными государственными требованиями:
содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования;
обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Кроме того, при разработке Программы учитывались принципы и подходы ее формирования, определенные главными положениями примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Развитие+», созданной авторским коллективом, сотрудниками НОУ «Учебный центр им. Л.А. Венгера», под руководством доктора психологических наук Л.А. Венгера, доктора психологических наук О.М. Дьяченко, кандидата психологических наук А.И. Булычевой:
концепция самоценности дошкольного периода развития, разработанная А.В. Запорожцем, согласно которой основной путь развития ребенка - это амплификация, т.е. обогащение, наполнение процесса развития наиболее значимыми именно для дошкольника формами и способами деятельности, изменяющими и перестраивающими его психику. Работа в русле амплификации предполагает не ускорение развития ребенка с помощью обучения (переход к возможно раннему решению школьных задач), а расширение его возможностей именно в дошкольных сферах жизнедеятельности.
теория деятельности, разработанная А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым и др., согласно которой развитие ребенка осуществляется в процессе различных деятельностей. Для ребенка-дошкольника это, прежде всего, игра, а также конструирование, изобразительная деятельность, литературно-художественная. Развитие способностей ребенка делает его подлинным субъектом деятельности, прежде всего игровой, становление развитых форм которой происходит к концу дошкольного возраста.
концепция развития способностей, разработанная Л.А. Венгером и его сотрудниками, которые понимаются как ориентировочные действия, которые осуществляются путем использования существующих в культуре средств. Для дошкольников модели, символы, в то же время - это могут быть словесно задаваемые правила и инструкции.
Цель программы «Развитие+»: развитие умственных, художественных, коммуникативных и регуляторных способностей ребенка, а также развитие специфических дошкольных видов деятельности. Это требует установления новых форм и методов работы. Полноценная реализация программы возможна на основе личностно-ориентированной модели воспитания, предполагающей наличие между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнерства.
Содержательный компонент программы «Развитие+» в познавательно-речевом, социально-личностном, художественно-эстетическом направлениях соответствует требованиям проекта государственного стандарта, а именно:
предполагает разнообразие, вариативность;
предполагает проявление творчества педагогов в выборе содержания;
в программе выделено общее, стержневое содержание в каждом разделе программы, которое может дополняться;
содержание определено исходя из общих целей программы и требований дошкольного образования;
содержание обусловлено научностью, общечеловеческими ценностями и культурными традициями;
разработано в соответствии с возрастными особенностями.
Технологический компонент программы «Развитие+» обеспечивает соблюдение прав ребенка и качество образовательного процесса.
Используются следующие технологии:
педагогика сотрудничества;
личностно-ориентированное образование;
технология моделирования;
экспериментирование и проживание;
технология игры Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой.
Развивающая среда, необходимая для реализации задач программы «Развитие+», служит интересам и потребностям ребенка, способствует его развитию и эмоциональному благополучию.
Содержание Программы учитывает также возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении.
В МБДОУ «Детский сад № 24 «Родничок» функционирует 12 групп детей общеразвивающей направленности:
2 группы детей первой младшей группы (2-3 года) - 36 детей;
2 группы детей второй младшей группы (3-4 года) - 45 ребенка;
3 группы детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) - 70 ребенка;
3 группы детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) - 70 детей;
2 подготовительные к школе группы детей (6-7 лет) - 50 детей.
Общее количество детей - 271 в возрасте от 1,5 до 7 лет (36 детей раннего возраста, 238 детей дошкольного возраста).
По наполняемости группы соответствуют требованиям СанПиН и Типового положения. Все группы однородны по возрастному составу детей.
Цель программы: Всестороннee формирование и развитие личности ребенка с учетом его физического и психического развития, индивидуальных возможностей и способностей.
Цели деятельности ДОУ по реализации основной образовательной программы:
разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому,
сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекция недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья;
воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми (внимательность к людям, готовность к сотрудничеству, оказание помощи тем, кто в ней нуждается, уважение к окружающим, а также развитие ценностно-смысловой сферы личности).
Достижение поставленных целей требует решения определенных задач деятельности ДОУ:
учитывать в образовательном процессе особенности психофизического развития и возможности детей;
синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их взаимодополняющими, обогащающими физическое, социально-личностное, интеллектуальное и художественно-эстетическое развитие детей;
создать условий для обогащенного физического развития детей;
осуществлять необходимую квалифицированную коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
выстроить взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
Основываясь на современной психолого-педагогической концепции развития личности и стратегии развития детского сада, учитывая специфику норильского промышленного региона, приоритетными направлениями деятельности дошкольного учреждения по реализации программы является:
обеспечение равных стартовых возможностей для успешного обучения выпускников ДОУ в школе;
формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через реализацию модели развивающей педагогики оздоровления;
оптимизация деятельности всех участников воспитательно-образовательного процесса по физическому развитию и здоровьесбережению детей дошкольного возраста через осуществление экспериментальной работы по теме «Проектирование системы здорового образа жизни дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях Крайнего Севера».
При проектировании содержания Программы учитываются специфические географические, климатические, экологические особенности муниципального образования город Норильск, расположенного на Крайнем Севере:
время начала и окончания тех или иных сезонных явлений (длительная зима - в среднем 286 дней в году лежит снег, короткое холодное лето) и интенсивность их протекания;
длительность светового дня (наличие полярной ночи - 45 суток - дефицит ультрафиолетовых излучений, полярного дня - 68 суток);
погодные условия (резкие перепады температур, давления в течение суток, высокая ионизация воздуха, наличие минимальных температур воздуха до - 55С, средняя температура летом +10С, жесткость погоды за счет сильных ветров до 30 м/с);
состав флоры и фауны;
наличие выбросов в атмосферу продуктов деятельности металлургических предприятий и т.д.
В целом условия Норильска представляют собой сложный комплекс отрицательных факторов в отношении их воздействия на детский организм.
Эти факторы учитываются при:
организации совместной деятельности в режимных моментах - организация прогулок в помещениях ДОУ в дни отмены прогулок, сокращение времени прогулок на свежем воздухе;
составлении годового календарно-тематического плана воспитательно-образовательного процесса в ДОУ - учет природных особенностей, организации жизнедеятельности народов Таймыра.
При реализации задач:
образовательных областей «Познавательное развитие» «Чтение художественной литературы» - дети знакомятся с явлениями природы, характерными для местности, в которой проживают (полуостров Таймыр);
образовательной области «Художественное творчество» (рисование, аппликация, лепка) - предлагаются для изображения знакомые детям звери, птицы, домашние животные, растения;
образовательных областей «Музыка», «Физическая культура» - эти образы передаются через движение.
Социокультурные особенности Норильска также не могут не сказаться на содержании психолого-педагогической работы в ДОУ. Ведущие отрасли экономики обуславливают тематику ознакомления детей с трудом взрослых (металлурги, шахтеры).
При организации образовательного процесса в ДОУ с необходимостью учитываются реальные потребности детей различной этнической принадлежности, которые воспитываются в семьях с разными национальными и культурными традициями. Как хорошо известно, любая национальная культура - это, прежде всего, культура рода, семьи, в которой вырос ребенок. Поэтому, его не нужно «приобщать» к ней, он уже находится внутри этой культуры. (Л.Г. Богославец, О.И. Давыдова, А.А. Майер). Учитывая это, педагоги ДОУ с уважением относятся к детям, разговаривающим на родном для них языке, внимательно прислушиваются к пожеланиям родителей из семей другой этнической принадлежности.
Особенности организации образовательного процесса в ДОУ:
соотношение обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса (с учетом приоритетной деятельности ДОУ) определено, как 80% и 20%;
общий объем обязательной части Программы определен в соответствии с возрастом воспитанников:
- для детей 2-х младших групп (3-4 года) - 70%;
- для детей средних групп (4-5 лет) - 72%;
- для детей старших групп (5-6 лет) - 73%;
- для детей подготовительных к школе групп (6-7 лет) - 73%.
Группы функционируют в режиме 12-ти часового пребывания детей, при 5-дневной рабочей неделе: с понедельника по пятницу, с 7.00 до 19.00 часов. |