Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №24 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей «Родничок»


НазваниеОсновная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №24 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей «Родничок»
страница1/46
ТипОсновная образовательная программа
filling-form.ru > Туризм > Основная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   46

ПРИНЯТА:

Педагогическим советом МБДОУ

«Детский сад № 24 «Родничок»

Протокол № _____

от «____» _______________ 2012 г.


УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБДОУ

«Детский сад № 24 «Родничок»

________________ О.А. Качурина

Приказ № ____

от «____» _____________ 2012 г.







ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА


Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 24

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому направлению развития детей

«Родничок»

Норильск

2012
СОДЕРЖАНИЕ


1. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

4

    1. Пояснительная записка

4

    1. Организация режима пребывания детей в ДОУ

9

1.2.1. Режим дня (ежедневная организация жизни и деятельности детей, расписание)

9

1.2.2. График использования функциональных помещений

36

1.2.3. Взаимодействие специалистов ДОУ и воспитателей

40

1.2.4. Система воспитательно-образовательного процесса

42

1.2.5. Система физкультурно-оздоровительной деятельности

51

1.3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей

62

1.3.1. Содержание образовательной области «Физическая культура»

62

1.3.2. Содержание образовательной области «Здоровье»

91

1.3.3. Содержание образовательной области «Безопасность»

97

1.3.4. Содержание образовательной области «Социализация»

111

1.3.5. Содержание образовательной области «Труд»

116

1.3.6. Содержание образовательной области «Познание»

129

1.3.7. Содержание образовательной области «Коммуникация»

153

1.3.8. Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы»

162

1.3.9. Содержание образовательной области «Художественное творчество»

171

1.3.10. Содержание образовательной области «Музыка»

178

1.4. Содержание коррекционной работы

201

1.5. Планируемые результаты освоения детьми основной образовательной программы ДОУ

219

1.6. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной образовательной программы ДОУ

234

2. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ

251

2.1. Региональный компонент

251

2.2. Направления, выбранные педагогическим коллективом с учетом особенностей вида учреждения

252

2.3. Содержание инновационной деятельности: экспериментальная, проектная деятельность

268

2.4. Система работы с родителями воспитанников

280

2.5. Взаимодействие ДОУ с социальными партнерами

282

ПРИЛОЖЕНИЕ. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА (от 2 до 3 лет)

289

1. Задачи по всем направлениям развития детей в соответствии с реализуемой образовательной программой

289

2. Перечень программ, технологий, пособий, используемых в ДОУ

302

3. Организация режима пребывания детей раннего возраста в ДОУ

304

3.1. Режим дня (ежедневная организация жизни и деятельности детей раннего возраста, расписание игр-занятий)

304

3.2. Система воспитательно-образовательного процесса

311

3.3. Система физкультурно-оздоровительной деятельности

313

4. Мониторинг нервно-психического развития детей раннего возраста

320







1. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1.1. Пояснительная записка
Основная общеобразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 24 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей «Родничок» разработана в соответствии с:

  • «Законом об образовании РФ» (Принят 10.07.1992 г. № 3266-1 в ред. от 27.12.2009 г. № 374-ФЗ);

  • «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях (Постановление от 22.07.2010 г. № 91 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10»);

  • «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (утв. Постановлением Правительства РФ от 12.12.2008 г. № 666);

  • «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 г. № 655, Регистрационный № 16299 от 08.02.2010 г. Министерства юстиции РФ);

  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» (зарегистрирован в Минюсте РФ 02.02.2011 г. № 19676);

  • Методическими рекомендациями по реализации федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания (по видам ДОУ) (авторский коллектив: К.Ю. Белая, М.В. Богомолова, М.Н. Бреева, В.А. Гремячинская, Т.А. Даньярова, Н.В. Зимонина, Н.А. Кокина, Л.А. Кондрыкиская, О.В. Мельникова, А.В. Минина, В.П. Новикова, Л.И. Павлова, Н.Г. Селезнева, В.М. Сотникова, О.А. Хохлова, М.М. Цапенко, Н.П. Циркова, Л.Е. Щелокова);

  • Методическими рекомендациями по разработке основой общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденными приказом начальника Управления общего и дошкольного образования Администрации города Норильска № 280-545 от 16.06.2011 г.

Основная общеобразовательная программа МБДОУ «Детский сад № 24 «Родничок» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.

Основная общеобразовательная программа ДОУ разработана на основе «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования» и с учетом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Развитие+» (под ред. А.И. Булычевой).

Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определенными Федеральными государственными требованиями:

  • содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования;

  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

  • строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

  • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

  • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

  • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Кроме того, при разработке Программы учитывались принципы и подходы ее формирования, определенные главными положениями примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Развитие+», созданной авторским коллективом, сотрудниками НОУ «Учебный центр им. Л.А. Венгера», под руководством доктора психологических наук Л.А. Венгера, доктора психологических наук О.М. Дьяченко, кандидата психологических наук А.И. Булычевой:

  • концепция самоценности дошкольного периода развития, разработанная А.В. Запорожцем, согласно которой основной путь развития ребенка - это амплификация, т.е. обогащение, наполнение процесса развития наиболее значимыми именно для дошкольника формами и способами деятельности, изменяющими и перестраивающими его психику. Работа в русле амплификации предполагает не ускорение развития ребенка с помощью обучения (переход к возможно раннему решению школьных задач), а расширение его возможностей именно в дошкольных сферах жизнедеятельности.

  • теория деятельности, разработанная А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым и др., согласно которой развитие ребенка осуществляется в процессе различных деятельностей. Для ребенка-дошкольника это, прежде всего, игра, а также конструирование, изобразительная деятельность, литературно-художественная. Развитие способностей ребенка делает его подлинным субъектом деятельности, прежде всего игровой, становление развитых форм которой происходит к концу дошкольного возраста.

  • концепция развития способностей, разработанная Л.А. Венгером и его сотрудниками, которые понимаются как ориентировочные действия, которые осуществляются путем использования существующих в культуре средств. Для дошкольников модели, символы, в то же время - это могут быть словесно задаваемые правила и инструкции.

Цель программы «Развитие+»: развитие умственных, художественных, коммуникативных и регуляторных способностей ребенка, а также развитие специфических дошкольных видов деятельности. Это требует установления новых форм и методов работы. Полноценная реализация программы возможна на основе личностно-ориентированной модели воспитания, предполагающей наличие между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнерства.

Содержательный компонент программы «Развитие+» в познавательно-речевом, социально-личностном, художественно-эстетическом направлениях соответствует требованиям проекта государственного стандарта, а именно:

  • предполагает разнообразие, вариативность;

  • предполагает проявление творчества педагогов в выборе содержания;

  • в программе выделено общее, стержневое содержание в каждом разделе программы, которое может дополняться;

  • содержание определено исходя из общих целей программы и требований дошкольного образования;

  • содержание обусловлено научностью, общечеловеческими ценностями и культурными традициями;

  • разработано в соответствии с возрастными особенностями.

Технологический компонент программы «Развитие+» обеспечивает соблюдение прав ребенка и качество образовательного процесса.

Используются следующие технологии:

  • педагогика сотрудничества;

  • личностно-ориентированное образование;

  • технология моделирования;

  • экспериментирование и проживание;

  • технология игры Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой.

Развивающая среда, необходимая для реализации задач программы «Развитие+», служит интересам и потребностям ребенка, способствует его развитию и эмоциональному благополучию.

Содержание Программы учитывает также возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении.

В МБДОУ «Детский сад № 24 «Родничок» функционирует 12 групп детей общеразвивающей направленности:

  • 2 группы детей первой младшей группы (2-3 года) - 36 детей;

  • 2 группы детей второй младшей группы (3-4 года) - 45 ребенка;

  • 3 группы детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) - 70 ребенка;

  • 3 группы детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) - 70 детей;

  • 2 подготовительные к школе группы детей (6-7 лет) - 50 детей.

Общее количество детей - 271 в возрасте от 1,5 до 7 лет (36 детей раннего возраста, 238 детей дошкольного возраста).

По наполняемости группы соответствуют требованиям СанПиН и Типового положения. Все группы однородны по возрастному составу детей.

Цель программы: Всестороннee формирование и развитие личности ребенка с учетом его физического и психического развития, индивидуальных возможностей и способностей.

Цели деятельности ДОУ по реализации основной образовательной программы:

  • разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому,

  • сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекция недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

  • приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми (внимательность к людям, готовность к сотрудничеству, оказание помощи тем, кто в ней нуждается, уважение к окружающим, а также развитие ценностно-смысловой сферы личности).

Достижение поставленных целей требует решения определенных задач деятельности ДОУ:

  • учитывать в образовательном процессе особенности психофизического развития и возможности детей;

  • синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их взаимодополняющими, обогащающими физическое, социально-личностное, интеллектуальное и художественно-эстетическое развитие детей;

  • создать условий для обогащенного физического развития детей;

  • осуществлять необходимую квалифицированную коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

  • выстроить взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;

  • оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Основываясь на современной психолого-педагогической концепции развития личности и стратегии развития детского сада, учитывая специфику норильского промышленного региона, приоритетными направлениями деятельности дошкольного учреждения по реализации программы является:

  • обеспечение равных стартовых возможностей для успешного обучения выпускников ДОУ в школе;

  • формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через реализацию модели развивающей педагогики оздоровления;

  • оптимизация деятельности всех участников воспитательно-образовательного процесса по физическому развитию и здоровьесбережению детей дошкольного возраста через осуществление экспериментальной работы по теме «Проектирование системы здорового образа жизни дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях Крайнего Севера».

При проектировании содержания Программы учитываются специфические географические, климатические, экологические особенности муниципального образования город Норильск, расположенного на Крайнем Севере:

  • время начала и окончания тех или иных сезонных явлений (длительная зима - в среднем 286 дней в году лежит снег, короткое холодное лето) и интенсивность их протекания;

  • длительность светового дня (наличие полярной ночи - 45 суток - дефицит ультрафиолетовых излучений, полярного дня - 68 суток);

  • погодные условия (резкие перепады температур, давления в течение суток, высокая ионизация воздуха, наличие минимальных температур воздуха до - 55С, средняя температура летом +10С, жесткость погоды за счет сильных ветров до 30 м/с);

  • состав флоры и фауны;

  • наличие выбросов в атмосферу продуктов деятельности металлургических предприятий и т.д.

В целом условия Норильска представляют собой сложный комплекс отрицательных факторов в отношении их воздействия на детский организм.

Эти факторы учитываются при:

  • организации совместной деятельности в режимных моментах - организация прогулок в помещениях ДОУ в дни отмены прогулок, сокращение времени прогулок на свежем воздухе;

  • составлении годового календарно-тематического плана воспитательно-образовательного процесса в ДОУ - учет природных особенностей, организации жизнедеятельности народов Таймыра.

При реализации задач:

  • образовательных областей «Познавательное развитие» «Чтение художественной литературы» - дети знакомятся с явлениями природы, характерными для местности, в которой проживают (полуостров Таймыр);

  • образовательной области «Художественное творчество» (рисование, аппликация, лепка) - предлагаются для изображения знакомые детям звери, птицы, домашние животные, растения;

  • образовательных областей «Музыка», «Физическая культура» - эти образы передаются через движение.

Социокультурные особенности Норильска также не могут не сказаться на содержании психолого-педагогической работы в ДОУ. Ведущие отрасли экономики обуславливают тематику ознакомления детей с трудом взрослых (металлурги, шахтеры).

При организации образовательного процесса в ДОУ с необходимостью учитываются реальные потребности детей различной этнической принадлежности, которые воспитываются в семьях с разными национальными и культурными традициями. Как хорошо известно, любая национальная культура - это, прежде всего, культура рода, семьи, в которой вырос ребенок. Поэтому, его не нужно «приобщать» к ней, он уже находится внутри этой культуры. (Л.Г. Богославец, О.И. Давыдова, А.А. Майер). Учитывая это, педагоги ДОУ с уважением относятся к детям, разговаривающим на родном для них языке, внимательно прислушиваются к пожеланиям родителей из семей другой этнической принадлежности.

Особенности организации образовательного процесса в ДОУ:

  • соотношение обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса (с учетом приоритетной деятельности ДОУ) определено, как 80% и 20%;

  • общий объем обязательной части Программы определен в соответствии с возрастом воспитанников:

- для детей 2-х младших групп (3-4 года) - 70%;

- для детей средних групп (4-5 лет) - 72%;

- для детей старших групп (5-6 лет) - 73%;

- для детей подготовительных к школе групп (6-7 лет) - 73%.

Группы функционируют в режиме 12-ти часового пребывания детей, при 5-дневной рабочей неделе: с понедельника по пятницу, с 7.00 до 19.00 часов.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   46

Похожие:

Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №24 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей «Родничок» iconОбщеобразовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №27»

Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №24 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей «Родничок» iconСамоанализ деятельности заведующей Муниципального дошкольного образовательного...
...

Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №24 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей «Родничок» iconПоложение об оплате труда и стимулирования работников
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития воспитанников»

Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №24 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей «Родничок» iconПоложение о порядке комплектования муниципального дошкольного образовательного учреждения
Детский сад №13 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по

Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №24 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей «Родничок» iconО бракеражной комиссии
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад №134 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением...

Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №24 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей «Родничок» iconПравила приема и отчисления воспитанников в муниципальное бюджетное...
«Детский сад №50 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей»

Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №24 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей «Родничок» iconДетский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности...
...

Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №24 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей «Родничок» iconРабочая программа воспитателя по аппликации и конструктивно модельной деятельности детей 5-7 лет
«Детский сад №146» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению художественно – эстетического...

Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №24 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей «Родничок» iconМдоу «Детский сад «Лёвушка» общеразвивающего вида с приоритетным...

Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №24 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей «Родничок» iconОсновная образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного...
Наименование: Основная образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск