Методические рекомендации Составитель


НазваниеМетодические рекомендации Составитель
страница1/10
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Туризм > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Бюджетное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для детей,

нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
«ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И КОРРЕКЦИИ»

Организация наставничества и волонтерства в работе с детьми,

оказавшимися в трудной жизненной ситуации

Методические рекомендации
Составитель:

педагог - психолог

информационно-методического

отдела М.В. Цыгановская,

начальник

информационно-методического

отдела А.В. Кречетникова

г. Ханты-Мансийск

2012г.

Содержание
Введение……………………………………………………………………………………3

  1. Теоретические аспекты наставничества в работе с детьми…………………………4

    1. 1.1. Положение, цель и задачи наставничества………………………………………….4

                  1. 1.2. Особенности деятельности наставника с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации…………………………………………………………………………..6

    2. 1.3. Этические нормы, права и обязанности наставников……………………………...10

  1. Особенности организации работы наставничества с детьми………………………12

    1. 2.1. Формы и методы деятельности наставников……………………………………….12

    2. 2.2. Координация и подбор педагогов для наставничества…………………………….15

    3. 2.3. Психологическое сопровождение деятельности наставников…………………….19

  2. Теоретические аспекты волонтерства в условиях образовательного учреждения……………………………………………………………………………23

3.1. Волонтерская деятельность в рамках исторической ретроспективы……………..23

3.1.1.История волонтерства в России……………………………………………………24

3.1.2. Из истории развития добровольчества в школе В.Н. Сорока-Росинского……..28

3.2. Особенности волонтерской деятельности с подростками в образовательных учреждениях………………………………………………………………………………31

4. Организация волонтерской деятельности как условие социализации детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации…………………………….37

Список литературы……………………………………………………………………….42

Глоссарий………………………………………………………………………………….43

Приложения

Приложение 1……………………………………………………………………………..45

Права, обязанности и ответственность участников социально-педагогического взаимодействия

Приложение 2……………………………………………………………………………..57

Формы индивидуальной работы наставника с детьми

Приложение 3……………………………………………………………………………..60

Проект Положения о создании волонтёрской организации

Приложение 4……………………………………………………………………………..62

Формы организации подростков в волонтерские отряды по пропаганде здорового образа жизни, предупреждения распространения наркомании, алкоголизма и табакокурения в молодежной среде

Приложение 5………………………………………………………………………………71

Проект программы волонтерской деятельности в образовательном учреждении

Приложение 6………… ……………………………………………………………………79

Сценарий акции «Дети – детям»

Приложение 7………………………………………………………………………………80

Викторина, посвященная Дню Победы «Помнит мир спасенный»

Приложение 8 ………………………………………………………………………………86

Познавательная игра для подростков «Аукцион Ценностей»

Приложение 9……………………………………………………………………………….87

Митинг, посвященный Дню победы «По праву памяти»

Введение
В период кардинальных социально-экономических изменений проблемы нравственности имеют решающее значение для формирования общественного сознания. Особое значение приобретает значение морально-нравственных ценностей, так как они имеют большой значение в становлении личности подростков.

В современных условиях в образовательной и воспитательной системе нашей страны возрастает необходимость интеграции в учебно-воспитательный процесс разнообразных инновационных форм работы с обучающимися, направленных на развитие ценностных мировоззренческих установок и формирование активных, ответственных и компетентных граждан.

Одним из наиболее эффективных и целесообразных средств формирования у обучающихся социального опыта и воспитания гуманности, морально-нравственных ценностей является наставничество и волонтерство, как инновационный воспитательный подход в обучении и воспитании школьников.

Отсутствие условий для социализации детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации создает высокую степень угрозы приобщения их к криминогенной среде, употреблению алкоголя, ведет к асоциальному поведению.

В этой связи развитие волонтерской деятельности в учреждениях образования, организация наставничества с детьми и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, представляется одним из наиболее эффективных средств формирования у них социального опыта, воспитания гуманности, морально-нравственных ценностей.

Формируя нравственный потенциал подростка, необходимо стремиться к тому, чтобы не только дать представление о высших человеческих ценностях, но и помочь осознать эти ценности и в собственной жизни, пробудить желание жить в соответствии с ними, формировать духовные потребности, обеспечивающие мотивацию деятельности и поступков.

Целью методических рекомендаций является – предоставление предложений и рекомендаций по организации системы наставничества и волонтерства с детьми и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

Методические рекомендации предназначены для специалистов учреждений общего и дополнительного образования: социальных педагогов, педагогов-психологов, классных руководителей, заместителей директоров по воспитательной работе.


  1. Теоретические аспекты наставничества в работе с детьми


1.1. Положение, цель и задачи наставничества
«С наставником можно за полгода научиться большему, чем без него за всю жизнь! И научиться именно тому, что нужно для достижения успеха…»

Наставничество, как и тренерство, невероятно мощная форма личного развития, которая может привести к реальным результатам. Наставничество / тренерство применяется различными людьми для разных целей.

Наставничество - волонтерский вид деятельности социально активных людей, готовых понять, принять и помочь. Наставничество можно рассматривать как метод психолого-педагогического сопровождения подростков групп риска. Метод наставничество – способ непосредственного и опосредованного личного влияния на человека (подростка). Добровольчество существует везде, где есть люди, которые заботятся о других и о проблемах общества. Наставничество сложный процесс добровольческой (волонтерской) деятельности и может рассматриваться, как способ:

  • строить социальные отношения;

  • применять на практике свои моральные и религиозные принципы;

  • получать новые навыки;

  • найти поддержку и друзей;

  • почувствовать себя способным что-то совершить.

Наставничество как вид волонтерской (добровольческой) деятельности заключается в том, что:

-это эффективный способ решать сложные проблемы отдельного человека, общества и окружающей среды. Именно благодаря добровольчеству наставников многие тупиковые ситуации находят выстраданные решения;

-это механизм, с помощью которого люди могут прямо адресовать свои проблемы тем, кто может их решить;

-это движение с целью добиться большего влияния на собственную жизнь. Помогая другим, наставники-волонтеры обретают уверенность в своих способностях, обучаются новым навыкам, закладывают новые социальные связи;

-это возможность найти себя и заложить в свою жизнь те ценности и привычки, которые позволяют человеку вести здоровую, продуктивную, насыщенную жизнь [1].

В соответствии с Федеральными законами от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра основной целью наставничества является эффективное решение проблем низкой социальной адаптации и снижение уровня правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними.

Основными принципами наставничества являются:

  • Личностный поход к подростку, реализуемый в формуле: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать;

  • Системность - необходимость всестороннего анализа проблемы социальной дезадаптации подростка и применения системы мероприятий, адекватных выявленной проблематике;

  • Оптимистическая гипотеза - вера в подростка, опора на положительное в нем, формирование деятельностного подхода «сделай себя личностью сам»;

  • Объективность подхода к подростку - знание многообразных аспектов жизнедеятельности школьного коллектива и каждой личности, выработка непредвзятых рекомендаций, учет возрастных особенностей личности (индивидуальных черт, склонностей, нравственной позиции);

  • Коммуникативность - способность к быстрому и оперативному общению, налаживанию связей и координации со всеми субъектами социально-психолого- педагогического сопровождения (администрацией школы, педагогами, родителями, врачами, социальными педагогами, психологами, юристами, федеральными и местными властями и другими категориями) для быстрого нахождения средств социально-педагогической и других видов помощи ребенку;

  • Неразглашение информации о ребенке и его семье;

  • Уважение достоинства и культуры всех народов;

  • Оказание взаимной помощи, безвозмездные услуги лично, либо организованно в духе партнерства и братства;

  • Превращение наставничества в элемент личного совершенствования, приобретения новых знаний и навыков, выявления способностей, стимулируя для этого инициативу и творчество людей, давая каждому возможность быть созидателем, а не пользователем;

  • Стимулирование чувства ответственности [1].




    1. Особенности деятельности наставника с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

Наставник – это волонтер, сопровождающий любого человека, нуждающегося в помощи и поддержке, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Волонтеры (в пер. с англ.Volunteer - доброволец) - это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Они могут действовать либо неформально, работать бесплатно как в государственных, так и в частных организациях медицинской, образовательной сферы или социального обеспечения, либо являться членами добровольческих организаций. Волонтерство - добровольная работа за идею.

«Наставник - это, прежде всего социальный аниматор, который может совершенствовать, строить те социальные отношения, которые своими смыслами и красотой захватят, привлекут к нравственным ценностям и выборам проблемного ребенка».

Наставник - уважаемый и авторитетный человек, способный к осуществлению связи между всеми институтами общества, помощи подростку советом и делом, содействию в решении вопросов его жизнеустройства (бытового, трудового).

При организации добровольческой службы необходимо достаточное время уделять формированию у новичков-добровольцев представлений о роли и месте добровольчества в современном обществе, определять идеологию волонтерства. Начать такую работу можно с определения самого понятия «доброволец (волонтер) наставник».

Доброволец (или волонтер) - это альтруист, который по зову сердца безвозмездно занимается социально значимой деятельностью и осознает свое значение для общества.

Доброволец - человек, который в свое свободное время делает нечто полезное для других, не получая за это для себя прибыли.

Доброволец - человек, не имеющий каких-либо особых для добровольца профессиональных навыков, способный бескорыстно передавать определенную информацию, обладающий социальными жизненными навыками необходимыми для успешной адаптации в современном мире, способные делиться своим опытом и оказывать помощь тем, кто в этом нуждается.

Доброволец - человек, способный «отдавать», не требуя ничего взамен.

Наставники, работающие с детьми и подростками групп риска на добровольной основе (или по совместительству с имеющейся работой, учебой в университете), безусловно мотивированы. Какова их мотивация? Ведь они исполняют роль достаточно тяжелую, неоплачиваемую, требующую отдачи сил, многочасовую, эмоционально и физически трудную [1].

Целью работы наставника является оказание социально-психолого-педагогической помощи и поддержки детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, – дети, которые самостоятельно не в состоянии решить проблемы жизнедеятельности, возникшие у них под воздействием тех или иных обстоятельств.

Однако необходимо иметь в виду, что каждый ребенок в разные периоды своей жизни, а также в зависимости от социальных условий, в которых он может оказаться по независящим от него причинам, может оказаться в трудной жизненной ситуации, и соответственно, будет нуждаться в помощи и защите в разной степени. В связи с этим трудные жизненные ситуации детей классифицируются следующим образом:

  • дети, оставшиеся без попечения родителей;

  • дети, проживающие в малоимущих семьях;

  • дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов;

  • дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

  • дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;

  • дети-жертвы экологических и техногенных катастроф;

  • дети-жертвы стихийных бедствий;

  • дети-инвалиды;

  • дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии;

  • дети с отклонениями в поведении;

  • дети, жизнеспособность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств;

  • дети-жертвы насилия;

  • дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

  • дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях.

Следует заметить, что предложенная классификация не является исчерпывающей – можно выделить смешанные типы или более детально дифференцировать выделенные группы. [2]

Задачи наставника:

  • Установление контакта с подростком и с другими специалистами ОУ;

  • Обучение социальным и практическим навыкам подростка группы риска, необходимым для адаптации в обществе;

  • Забота о быте подростка;

  • Отслеживание социальных контактов;

  • Формирование ближайшего окружения;

  • Помощь в получении образования;

  • Развитие кругозора;

  • Правовая поддержка;

  • Помощь в организации досуга;

  • Контроль за соблюдением принудительных мер воспитательного воздействия;

(ограничения пребывания на улице, обязанность учиться)

  • Помощь в гражданском, личностном, профессиональном определении подростка

  • Помощь в конфликтных ситуациях в школе, на работе.

Наставниками могут стать:

  • Родственники и соседи;

  • Представители трудовых коллективов;

  • Педагоги;

  • Ветераны;

  • Студенты;

  • Руководители и должностные лица органов исполнительной власти (УУМ, медицинские работники, специалисты и главы территориальных отделов и т.д.) [3].

Наставник может научит подростка:

- видеть и понимать проблему;

- принимать ее;

- разрешать ее;

- или осознавать неспособность справиться с ней самостоятельно и тогда обращаться за помощью.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Методические рекомендации Составитель iconМетодические рекомендации по организации и паспортизации музеев образовательных...
Составитель: Мыздрик Е. В., зав отделом организационно-методической поддержки реализации мероприятий патриотической направленности...

Методические рекомендации Составитель icon«Центр развития образования города Саянска» Методические рекомендации...
Методические рекомендации предназначены для использования в работе по кадровому делопроизводству специалистами по кадрам образовательных...

Методические рекомендации Составитель icon«Центр развития образования города Саянска» Методические рекомендации...
Методические рекомендации предназначены для использования в работе по кадровому делопроизводству специалистами по кадрам образовательных...

Методические рекомендации Составитель iconУльяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников...
Портфолио учащегося: составление и использование: методические рекомендации./ Автор-составитель: Т. Б. Табарданова – Ульяновск: уипк...

Методические рекомендации Составитель iconМетодические рекомендации по учебной практике профессиональный модуль
Составитель: Л. В. Шишкина, преподаватель ноу спо «Финансово-экономический колледж»

Методические рекомендации Составитель iconМетодические рекомендации по прохождению производственной практики
Составитель: Кузнецова Елена Владимировна, преподаватель гбпоу «Поволжский государственный колледж»

Методические рекомендации Составитель iconМетодические рекомендации по прохождению производственной практики
Составитель: Гисматуллина Л. Н., методист отделения Автоматизации и радиотехники гбоу спо «пгк»

Методические рекомендации Составитель iconМетодические рекомендации для родителей и педагогов образовательных учреждений
Составитель: Лобина С. А. – методист отдела специального и психологического сопровождения

Методические рекомендации Составитель iconМетодические рекомендации по прохождению производственной практики
Составитель: Кузнецова Елена Владимировна, преподаватель гбоу спо «Поволжский государственный колледж»

Методические рекомендации Составитель iconМетодические рекомендации по организации и сопровождению самостоятельной работы студентов 2012 г
Методические рекомендации по организации и сопровождению самостоятельной работы студентов / составитель методист ук омгпу осипенко...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск