Скачать 1.21 Mb.
|
Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И КОРРЕКЦИИ» Организация наставничества и волонтерства в работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации Методические рекомендации Составитель: педагог - психолог информационно-методического отдела М.В. Цыгановская, начальник информационно-методического отдела А.В. Кречетникова г. Ханты-Мансийск 2012г. Содержание Введение……………………………………………………………………………………3
3.1. Волонтерская деятельность в рамках исторической ретроспективы……………..23 3.1.1.История волонтерства в России……………………………………………………24 3.1.2. Из истории развития добровольчества в школе В.Н. Сорока-Росинского……..28 3.2. Особенности волонтерской деятельности с подростками в образовательных учреждениях………………………………………………………………………………31 4. Организация волонтерской деятельности как условие социализации детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации…………………………….37 Список литературы……………………………………………………………………….42 Глоссарий………………………………………………………………………………….43 Приложения Приложение 1……………………………………………………………………………..45 Права, обязанности и ответственность участников социально-педагогического взаимодействия Приложение 2……………………………………………………………………………..57 Формы индивидуальной работы наставника с детьми Приложение 3……………………………………………………………………………..60 Проект Положения о создании волонтёрской организации Приложение 4……………………………………………………………………………..62 Формы организации подростков в волонтерские отряды по пропаганде здорового образа жизни, предупреждения распространения наркомании, алкоголизма и табакокурения в молодежной среде Приложение 5………………………………………………………………………………71 Проект программы волонтерской деятельности в образовательном учреждении Приложение 6………… ……………………………………………………………………79 Сценарий акции «Дети – детям» Приложение 7………………………………………………………………………………80 Викторина, посвященная Дню Победы «Помнит мир спасенный» Приложение 8 ………………………………………………………………………………86 Познавательная игра для подростков «Аукцион Ценностей» Приложение 9……………………………………………………………………………….87 Митинг, посвященный Дню победы «По праву памяти» Введение В период кардинальных социально-экономических изменений проблемы нравственности имеют решающее значение для формирования общественного сознания. Особое значение приобретает значение морально-нравственных ценностей, так как они имеют большой значение в становлении личности подростков. В современных условиях в образовательной и воспитательной системе нашей страны возрастает необходимость интеграции в учебно-воспитательный процесс разнообразных инновационных форм работы с обучающимися, направленных на развитие ценностных мировоззренческих установок и формирование активных, ответственных и компетентных граждан. Одним из наиболее эффективных и целесообразных средств формирования у обучающихся социального опыта и воспитания гуманности, морально-нравственных ценностей является наставничество и волонтерство, как инновационный воспитательный подход в обучении и воспитании школьников. Отсутствие условий для социализации детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации создает высокую степень угрозы приобщения их к криминогенной среде, употреблению алкоголя, ведет к асоциальному поведению. В этой связи развитие волонтерской деятельности в учреждениях образования, организация наставничества с детьми и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, представляется одним из наиболее эффективных средств формирования у них социального опыта, воспитания гуманности, морально-нравственных ценностей. Формируя нравственный потенциал подростка, необходимо стремиться к тому, чтобы не только дать представление о высших человеческих ценностях, но и помочь осознать эти ценности и в собственной жизни, пробудить желание жить в соответствии с ними, формировать духовные потребности, обеспечивающие мотивацию деятельности и поступков. Целью методических рекомендаций является – предоставление предложений и рекомендаций по организации системы наставничества и волонтерства с детьми и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Методические рекомендации предназначены для специалистов учреждений общего и дополнительного образования: социальных педагогов, педагогов-психологов, классных руководителей, заместителей директоров по воспитательной работе.
1.1. Положение, цель и задачи наставничества «С наставником можно за полгода научиться большему, чем без него за всю жизнь! И научиться именно тому, что нужно для достижения успеха…» Наставничество, как и тренерство, невероятно мощная форма личного развития, которая может привести к реальным результатам. Наставничество / тренерство применяется различными людьми для разных целей. Наставничество - волонтерский вид деятельности социально активных людей, готовых понять, принять и помочь. Наставничество можно рассматривать как метод психолого-педагогического сопровождения подростков групп риска. Метод наставничество – способ непосредственного и опосредованного личного влияния на человека (подростка). Добровольчество существует везде, где есть люди, которые заботятся о других и о проблемах общества. Наставничество сложный процесс добровольческой (волонтерской) деятельности и может рассматриваться, как способ:
Наставничество как вид волонтерской (добровольческой) деятельности заключается в том, что: -это эффективный способ решать сложные проблемы отдельного человека, общества и окружающей среды. Именно благодаря добровольчеству наставников многие тупиковые ситуации находят выстраданные решения; -это механизм, с помощью которого люди могут прямо адресовать свои проблемы тем, кто может их решить; -это движение с целью добиться большего влияния на собственную жизнь. Помогая другим, наставники-волонтеры обретают уверенность в своих способностях, обучаются новым навыкам, закладывают новые социальные связи; -это возможность найти себя и заложить в свою жизнь те ценности и привычки, которые позволяют человеку вести здоровую, продуктивную, насыщенную жизнь [1]. В соответствии с Федеральными законами от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра основной целью наставничества является эффективное решение проблем низкой социальной адаптации и снижение уровня правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Основными принципами наставничества являются:
Наставник – это волонтер, сопровождающий любого человека, нуждающегося в помощи и поддержке, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Волонтеры (в пер. с англ.Volunteer - доброволец) - это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Они могут действовать либо неформально, работать бесплатно как в государственных, так и в частных организациях медицинской, образовательной сферы или социального обеспечения, либо являться членами добровольческих организаций. Волонтерство - добровольная работа за идею. «Наставник - это, прежде всего социальный аниматор, который может совершенствовать, строить те социальные отношения, которые своими смыслами и красотой захватят, привлекут к нравственным ценностям и выборам проблемного ребенка». Наставник - уважаемый и авторитетный человек, способный к осуществлению связи между всеми институтами общества, помощи подростку советом и делом, содействию в решении вопросов его жизнеустройства (бытового, трудового). При организации добровольческой службы необходимо достаточное время уделять формированию у новичков-добровольцев представлений о роли и месте добровольчества в современном обществе, определять идеологию волонтерства. Начать такую работу можно с определения самого понятия «доброволец (волонтер) наставник». Доброволец (или волонтер) - это альтруист, который по зову сердца безвозмездно занимается социально значимой деятельностью и осознает свое значение для общества. Доброволец - человек, который в свое свободное время делает нечто полезное для других, не получая за это для себя прибыли. Доброволец - человек, не имеющий каких-либо особых для добровольца профессиональных навыков, способный бескорыстно передавать определенную информацию, обладающий социальными жизненными навыками необходимыми для успешной адаптации в современном мире, способные делиться своим опытом и оказывать помощь тем, кто в этом нуждается. Доброволец - человек, способный «отдавать», не требуя ничего взамен. Наставники, работающие с детьми и подростками групп риска на добровольной основе (или по совместительству с имеющейся работой, учебой в университете), безусловно мотивированы. Какова их мотивация? Ведь они исполняют роль достаточно тяжелую, неоплачиваемую, требующую отдачи сил, многочасовую, эмоционально и физически трудную [1]. Целью работы наставника является оказание социально-психолого-педагогической помощи и поддержки детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, – дети, которые самостоятельно не в состоянии решить проблемы жизнедеятельности, возникшие у них под воздействием тех или иных обстоятельств. Однако необходимо иметь в виду, что каждый ребенок в разные периоды своей жизни, а также в зависимости от социальных условий, в которых он может оказаться по независящим от него причинам, может оказаться в трудной жизненной ситуации, и соответственно, будет нуждаться в помощи и защите в разной степени. В связи с этим трудные жизненные ситуации детей классифицируются следующим образом:
Следует заметить, что предложенная классификация не является исчерпывающей – можно выделить смешанные типы или более детально дифференцировать выделенные группы. [2] Задачи наставника:
(ограничения пребывания на улице, обязанность учиться)
Наставниками могут стать:
Наставник может научит подростка: - видеть и понимать проблему; - принимать ее; - разрешать ее; - или осознавать неспособность справиться с ней самостоятельно и тогда обращаться за помощью. |
Составитель: Мыздрик Е. В., зав отделом организационно-методической поддержки реализации мероприятий патриотической направленности... | Методические рекомендации предназначены для использования в работе по кадровому делопроизводству специалистами по кадрам образовательных... | ||
Методические рекомендации предназначены для использования в работе по кадровому делопроизводству специалистами по кадрам образовательных... | Портфолио учащегося: составление и использование: методические рекомендации./ Автор-составитель: Т. Б. Табарданова – Ульяновск: уипк... | ||
Составитель: Л. В. Шишкина, преподаватель ноу спо «Финансово-экономический колледж» | Составитель: Кузнецова Елена Владимировна, преподаватель гбпоу «Поволжский государственный колледж» | ||
Составитель: Гисматуллина Л. Н., методист отделения Автоматизации и радиотехники гбоу спо «пгк» | Составитель: Лобина С. А. – методист отдела специального и психологического сопровождения | ||
Составитель: Кузнецова Елена Владимировна, преподаватель гбоу спо «Поволжский государственный колледж» | Методические рекомендации по организации и сопровождению самостоятельной работы студентов / составитель методист ук омгпу осипенко... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |