Введение Курс «Административное право»


НазваниеВведение Курс «Административное право»
страница1/44
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   44
Административное право (В.С. Четвериков)

Введение

   Курс «Административное право» представляет собой одну из профилирующих дисциплин в процессе подготовки юриста высшей квалификации и предусматривает изучение органически сочетающихся административно-правовых норм и регулируемых ими специфических (управленческих) общественных отношений, прежде всего, в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления. Административное право является наиболее объемной отраслью российского права, отличается высокой динамичностью и комплексностью предмета регулирования. Административно-правовые нормы как один из основных институтов отрасли публичного права регулируют все жизненно важные управленческие отношения, возникающие между физическими и юридическими лицами с одной стороны, и государством в лице его органов исполнительной власти, государственного управления — с другой, а также регулируют административно-договорные отношения между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, а также органами исполнительной власти и гражданами, например, заключение договора о контрактной военной службе.
   Цель учебного пособия — оказать помощь студентам, слушателям и лицам, самостоятельно изучающим эту дисциплину, в усвоении основных понятий, категорий, положений и институтов административного права на современном этапе развития и становления нашего государства.
   В условиях радикальных политических и социально-экономических реформ, связанных с развитием и
   становлением рыночных отношениях, роль административного права становится наиболее значительной, так как его нормами регламентируются и охраняются значительная часть управленческих отношений, возникающих между государственными органами исполнительной власти, государственного управления их должностными лицами с одной стороны и физическими и юридическими лицами - с другой, в процессе реализации последними своих прав, свобод и законных интересов во всех сферах жизнедеятельности.
   Кризис деятельности исполнительной власти в последние десятилетия отмечен в мировом масштабе, особенно негативные последствия он получил в нашей стране. Искусственное вытеснение из законодательства терминов «государственное управление», «орган государственного управления», «государственные функции» породило массу проблем в реализации внутренних и внешних функций и задач государственного управления и, в первую очередь, при решении задач социально-экономической защиты населения и осуществления правоохранительной деятельности. Функциональная нечеткость и нестабильность организационной структуры федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), ее частое и необоснованное изменение породили в широких масштабах коррупцию и другие экономические преступления, но, самое главное, негативно повлияли на управляемость в государстве. ФОИВ в виду отсутствия их типологии, функциональной обусловленности не осуществляют необходимое государственное управление, а в большинстве своем оказывают платные административные услуги физическим и юридическим лицам, что вообще недопустимо для органов государственной власти. В связи с этим функции государственного управления были необоснованно вытеснены одной из его функцией, так называемого правового регулирования в форме регистрации, лицензирования, сертификации, аккредитации, квотирования, фискальной, контрольной и др., что негативно сказалось на осуществлении основных функций государственного управления, а именно социальной экономической защите населения, правоохранительной, прородоохранной как основы обеспечения жизнедеятельности общества.
   Отсутствие целостного государственного контроля за эквивалентным обменом «товар, услуги - деньги», неоправданно огромный разрыв в оплате за качество и количество труда в государственной и иной форме собственности, отсутствие законодательно установленной ренты от доходов за использование природных ресурсов (что широко практикуется за рубежом) — все это актуальные проблемы административно-правового регулирования отношений в процессе осуществления функций и задач государственного управления, качество которого негативно влияет на социальноэкономическое положение наших граждан.
   Органы исполнительной власти в такой правовой ситуации не в состоянии обеспечить гармоничное и полноценное развитие всех отраслей и сфер жизнедеятельности государства и общества вне зависимости от их рентабельности (доходности), т.к. исполнительную власть больше устраивает романтическая идея, что «рынок расставит все местам».
   Рыночные отношения, не регулируемые государством, не могут быть вообще основой для разработки и реализации долгосрочных федеральных и региональных программ социально-экономического развития страны, так как они являются чувствительным механизмом регулирования конъюнктуры спроса и предложения. Кроме того, российская конкуренция (скорее борьба без правил) за контроль над высокодоходными сферами экономической деятельности стала основной целью деятельности преступных сообществ, организованных по национальному признаку. Решение задачи социальноэкономической защиты большинства малоимущих граждан нашей страны практически невозможно с нынешними неконтролируемыми рыночными отношениями. На расширенном заседании в Генеральной прокуратуре России Президент РФ В.В. Путин отметил, что без эффективного осуществления правоохранительной деятельности многие социально-экономические проблемы не будут разрешены (КПД2 февраля 2002 г.).
   Организованные преступные сообщества практически вытеснили органы исполнительной власти, государственного управления из всех высокодоходных отраслей и сфер хозяйственной жизни. Ярким примером является открытая конкуренция между органами исполнительной власти и криминальными структурами за контроль над производством и реализацией алкогольных напитков, рыбным и икорным промыслом, операциями с драгоценными металлами, автомобильным, нефтегазовым бизнесом и др. Вопрос открытых границ усугубляет все эти проблемы по реализации основных функций жизнедеятельности государства, обеспечения его экономического суверенитета и национальной безопасности. Примером тому служит публикация в «Российс: кой газете» за 20 марта 2002 г., когда правоохранительные органы страны, именуемые в науке и законодательстве «системой правоохранительных органов», такие как: МВД РФ, ГТК России и Генеральная прокуратура не могут решить основные задачи по борьбе с различными таможенными преступлениями, наносящими миллиардный ущерб нашему государству. В связи с этим административно-правовое регулирование приобретает чрезвычайно актуальное значение, так как с его помощью должна закрепляться и развиваться федеральная система органов исполнительной власти, что позволит, в свою очередь, обеспечить реализацию конституционного принципа целостности и единства системы государственной власти, а не «разделения властей», как пишут многие авторы в научной и учебной литературе по административному праву, да и иногда в ФКЗ и ФЗ.
   Государственная власть России в единстве системы государственной власти (ч. 3 ст. 5), а в ст. 10 Конституции РФ закреплено функциональное разделение власти (единой по природе) на законодательную, исполнительную и судебную, которые самостоятельны по предметам ведения и в объеме компетенции в соответствии с идеей Д. Лока и Ш. Монтескье равномерном распределении государственной власти во избежание авторитаризма, т.е. концентрации власти в одних руках. По-прежнему велика роль административно-правового регулирования на уровне местного самоуправления, так как в соответствии с п. 2 ст. 132 Конституции РФ «Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству». Органы исполнительной власти МСУ, являются органами публичной власти, не входя при этом в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ), однако они входят в систему государственных органов, т.к. их решения обеспечиваются государственными методами принуждения.
   Для более глубокого изучения предмета и системы курса следует усвоить основные определения (дефиниции), понятия и институты отрасли, науки, дисциплины административного права и уделить особое внимание изучению нормативных правовых актов, указанных в работе, а также ответить на вопросы, поставленные в конце каждой главы, с целью самоконтроля и более глубокого усвоения материала.

Принятые сокращения по тексту:

   АПК РФ — Арбитражно-процессуальный кодекс Российской Федерации;
   ВВС (СССР, РСФСР, РФ) - Ведомости Верховного Совета, Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР, РСФСР, РФ;
   ГК РФ — Гражданский кодекс Российской Федерации;
   ГПК РФ — Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации;
   КоАП РФ - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
   НК РФ - Налоговый кодекс Российской Федерации;
   ТК РФ - Таможенный кодекс Российской Федерации;
   Тр.К РФ - Трудовой кодекс Российской Федерации;
   СЗ РФ - Сборник законодательства РФ;
   САПП РФ — Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации;
   СФКЗ и ФЗ - Сборник федеральных конституционных законов и федеральных законов;
   РГ — Российская газета;
   КП — газета «Комсомольская правда»
   ФОИВ — федеральные органы исполнительной власти Ссылки (1 — номер источника; 2 — стр.)

Раздел I. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глава 1. Управление, государственное управление, исполнительная власть
1.1. Управление: основные понятия, система управления, ее признаки, принципы организации деятельности
1.2. Органы государственного управления: понятие, виды и функции
1.3. Органы исполнительной власти: понятие, признаки, правовые основы образования и принципы деятельности
Вопросы для самоподготовки и контроля
Глава 2. Административное право как отрасль права, как наука и как учебная дисциплина
2.1. Понятие, предмет, метод и система отрасли административного права, его источники, соотношение с другими отраслями права
2.2. Предмет, метод, методология и задачи науки административного права
2.3. Административное право как учебная дисциплина
Вопросы для самоподготовки и контроля
Глава 3. Система элементов механизма административно-правового регулирования
3.1. Понятие и содержание системы элементов механизма административно-правового регулирования
3.2. Административно-правовые нормы: понятия, признаки и виды
3.3. Административные правовые отношения: признаки, элементы, содержание и их виды
Вопросы для самоподготовки и контроля

Глава 1. Управление, государственное управление, исполнительная власть

1.1. Управление: основные понятия, система управления, ее признаки, принципы организации деятельности
1.2. Органы государственного управления: понятие, виды и функции
1.3. Органы исполнительной власти: понятие, признаки, правовые основы образования и принципы деятельности
Вопросы для самоподготовки и контроля

1.1. Управление: основные понятия, система управления, ее признаки, принципы организации деятельности

   Прежде чем приступить к изучению основных понятий, положений и институтов административного права как одной из основных отраслей публичного права следует осмыслить сам термин «административный», означающий в переводе с латинского языка «управленческий или руководящий», то есть имеющий государственный, властный характер. По своей сути, административное право это не что иное, как государственное управленческое право, реализующее публичный правовой интерес большинства граждан, для чего субъекты управления' наделяются юридически властными полномочиями. Следовательно, предметом и объектом действия юридических норм являются управленческие отношения (точнее поведение), возникающие между субъектом управления (управляющим) и объектами управления (управляемыми). Эти управленческие отношения бывают как внутриорганизационными, так и внешними для осуществления функций и задач, стоящих перед органами власти, государством и обществом в целом. Поэтому прежде чем приступить к изучению правовых норм регулирующих управленческие отношения, следует уяснить смысл и значение этих отношений и таких основных терминов, как «управление», «системауправления», «государственное управление» и «исполнительная власть».
   Общее понятие управления выработано кибернетикой — наукой, обобщающей закономерности всякого вида управления, происходящего в живой природе, в человеческом обществе, в механических системах.
   Кибернетика как термин (в переводе с греческого) «управление» определена как упорядочение системы, то есть приведение ее в соответствие с объективной закономерностью, действующей в данной внешней среде, поэтому рассмотрение понятия управление невозможно без рассмотрения понятия системы, которую мы желаем сознательно упорядочить в соответствии с выявленными условиями и действием факторов внешней среды.
   Системы управления в основном классифицируются по видам: социальные (государственные и общественные), биологические и технические. Мы рассматриваем понятие социальной системы управления, а точнее государственной, тесно взаимодействующей с общественными системами управления.
   Под системой управления понимается совокупность двух и более элементов (подсистем), взаимосвязанных и взаимозависимых между собой и образующих целостное единство. Система управления характеризуется своими специфическими признаками.
   Первый признак системы управления. Она имеет два и более элементов (подсистем), то есть управляющий элемент (субъект управления) и управляемый элемент системы (объект управления). Как правило, система конкретного органа управления является одновременно управляющей системой по отношению к нижестоящей управляемой подсистеме и управляемой по отношению к вышестоящей управляющей системе управления.
   Второй признак системы управления — это взаимосвязь и взаимозависимость, которая регламентирована как социальными нормами (традициями, обычаями, моралью и др.), эти управленческие отношения имеет общественно-властный характер, так и правовыми. В отличие от управленческих отношений, возникающих в негосударственной сфере, отношения взаимосвязи и взаимозависимости, возникающие между управляющей и управляемой системой государственной формы собственности, муниципальной или смешанной, регламентированы административными правовыми нормами и правилами и имеют государственно-властный характер.
   Третий признак системы управления — целостное единство системы понимается как интегрированное качество, а не арифметическая сумма качеств функционирования элементов системы. То есть взаимосвязь между элементами одной системы всегда теснее, нежели с элементами внешней среды. Например, в пункте 3 ст. 5, пункте 2, ст. 77 Конституции РФ закреплены целостность и единство системы исполнительной власти в РФ. Реализации этих конституционных целей способствуют такие организационно-правовые средства, как создание Государственного Совета, реформирование института полномочных представителей Президента РФ в Федеральных округах, приведение законодательства субъектов РФ в единое правовое поле и укрепления вертикали исполнительной власти в Российской Федерации и другие.
   Следует различать понятия признак системы и системный признак.
   Системный признак означает качественное отличие одной системы управления от других систем управления, так как каждая из этих систем управления имеет свои цели, задачи, функции, формы и методы организации деятельности, то есть многие ФОИВ отличаются между собой по этому признаку. Необходимо также различать понятия «системный подход» и «системный анализ» в организации и деятельности управления ФОИВ.
   Системный подход — это один из основных общенаучных методов познания сложных объектов и процессов управления в обществе и природе, с его помощью выявляются основные типы связей и осуществляется сведение их в единую теоретическую модель или схему, позволяющую адекватно характеризовать эти объекты и процессы с целью совершенствования их функционирования на практике.
   Системный анализ — это совокупность методологических средств и операций, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам исследуемых процессов или объектов общества и природы. Все эти понятие тесно связаны с процессом изучения организации управления социальными (общественными и государственными) системами, функциями государственного управления, осуществляемыми в большом объеме органами исполнительной власти.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   44

Похожие:

Введение Курс «Административное право» iconЛитература: Конституция РФ 12. 12. 1993 г. Административное право. Учебник
Административное право. Учебник. Под ред. Л. Л. Попова и М. С. Студеникиной. М., 2008

Введение Курс «Административное право» iconМетодические указания к семинарам по дисциплине «Административное право»
«Административное право» составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального...

Введение Курс «Административное право» iconСанкт-петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения
Административное право. Общая и Особенная часть: курс лекций/С. С. Бородин, С. С. Громыко; гуап. Спб., 2007. — 432 с

Введение Курс «Административное право» iconНаправление
Профиль гражданско-правовой по фгос впо по направлению подготовки 030900– «Юриспруденция», квалификация- «бакалавр». Она логично...

Введение Курс «Административное право» iconНаправление
Профиль гражданско-правовой по фгос впо по направлению подготовки 030900– «Юриспруденция», квалификация- «бакалавр». Она логично...

Введение Курс «Административное право» iconПрограмма дисциплины Административное право для направления 40. 03. 01 подготовки бакалавра
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 40....

Введение Курс «Административное право» iconБахрах Д. Н. Административное право России. Учебник для вузов
Бахрах Демьян Николаевич. Административное право России. Учебник для вузов. – М.: Норма, 2002

Введение Курс «Административное право» iconВведение кому предназначен курс
Технический и другие профили. Курс может быть использован в других учебных заведениях, в том числе и на экономических факультетах...

Введение Курс «Административное право» iconФакультет Права Программа дисциплины
Требования к студентам: приступая к изучению курса Личные и имущественные права детей и их защита, студент должен знать гражданское...

Введение Курс «Административное право» iconФакультет Права Программа дисциплины
Требования к студентам: приступая к изучению курса Личные и имущественные права детей и их защита, студент должен знать гражданское...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск