Скачать 5.1 Mb.
|
МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОМИССИЯ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ ПО РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО «ЦЕНТР СОЦИАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ «КАРЬЕРА»» И.Г. ВАХРУШЕВА, Л.Ф. БЛИНОВА ПУТЬ К УСПЕХУ Пособие по работе с родителями для школы Казань 2007 г. Рекомендовано решением Экспертно-консультативного совета при Кабинете Министров Республики Татарстан (протокол № от 19.10.2007 г.) Рецензенты: Боговарова В.А., профессор, декан психологического факультета КСЮИ, доктор педагогических наук Корниенко А.Ф., профессор, зав. кафедрой общей психологии ТГГПУ, кандидат психологических наук Вахрушева И.Г., Блинова Л.Ф. Путь к успеху. Пособие по работе с родителями для школы /под общ. ред. И.Г. Вахрушевой.- Казань: Авторы благодарят за участие в подготовке материалов: Порошенко О.Ю., канд. философ.наук Мантонину О.И., - канд. психол. наук Башинову С.Н., - канд. психол. наук В книге представлена Концепция позитивной профилактики, теоретические подходы в работе с родителями детей с 1-го по 11-й класс. Содержит восемь профилактических программ для работы с родителями. Пять программ предназначены для реализации педагогами, три - педагогами-психологами. К каждой программе имеются рекомендации по адаптации программы к учебному заведению, проведению и организации занятий с родителями. В книге прилагается методический материал для подготовки к занятиям, памятки для родителей, анкеты, методический инструментарий по определению эффективности работы с родителями. Издание предназначено для специалистов, работающих в области профилактики наркомании, педагогов, психологов, родителей. © Вахрушева И.Г., 2007г. © Оформление СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. Концепция позитивной профилактики 1.1. Введение в проблему 1.2. Основные положения Концепции 1.3. Научно теоретические аспекты Концепции 1.4. Система работы с родителями 2. Программа антинаркотической работы с родителями детей начальной школы 2.1. Введение 2.2. Пояснительная записка 2.3. Программа работы с родителями учащихся 1-2-х классов для педагогов 2.3.1. Основные положения программы 2.3.2. Тематический план и содержание программы 2.3.3. Рекомендации по ведению занятий 2.4. Программа работы с родителями учащихся 3-4-х классов для педагогов 2.4.1. Основные положения программы 2.4.2. Тематический план и содержание программы 2.4.3. Рекомендации по ведению занятий 2.5. Программа работы с родителями учащихся 1-4-х классов для педагогов-психологов 2.5.1. Основные положения программы 2.5.2. Тематический план и содержание программы 2.5.3. Рекомендации по ведению занятий 2.6. Программы повышения квалификации работников начальной школы 2.6.1. Программа повышения квалификации учителей (I уровень, 1 этап) 2.6.2. Программа повышения учителей (I уровень, 2 этап) 2.6.3. Программа повышения квалификации педагогов-психологов 2.7. Методический инструментарий 3. Программа антинаркотической работы с родителями детей среднего и старшего звена школы 3.1. Введение 3.2. Пояснительная записка 3.3. Общие рекомендации по адаптации программ и ведению занятий с родителями 3.4. Программа работы с родителями учащихся 5-6-х классов для педагогов 3.4.1. Основные положения программы 3.4.2. Тематический план и содержание программы 3.4.3. Рекомендации по ведению занятий 3.5. Программа работы с родителями учащихся 7-8-х классов для педагогов 3.5.1. Основные положения программы 3.5.2. Тематический план и содержание программы 3.5.3. Рекомендации по ведению занятий 3.6. Программа работы с родителями учащихся 9-11-х классов для педагогов 3.6.1. Основные положения программы 3.6.2. Тематический план и содержание программы 3.6.3. Рекомендации по ведению занятий 3.7. Программа работы с родителями учащихся 5-8-х классов для педагогов-психологов 3.7.1. Основные положения программы 3.7.2. Тематический план и содержание программы 3.7.3. Рекомендации по ведению занятий 3.8. Программа работы с родителями учащихся 9-11-х классов для педагогов-психологов 3.8.1. Основные положения программы 3.8.2. Тематический план и содержание программы 3.8.3. Рекомендации по ведению занятий 3.9. Программы повышения квалификации работников образования 3.9.1. Программа повышения квалификации классных руководителей (I уровень, 1 этап) 3.9.2 Программа повышения квалификации классных руководителей (II уровень, 2 этап) 3.9.3. Программа повышения квалификации педагогов-психологов (II уровень, 1 этап) 3.10. Методический инструментарий ЛИТЕРАТУРА ПРИЛОЖЕНИЯ: Приложение 1. Методический материал к психолого-педагогическому блоку Приложение 2. Методический материал к профилактическому блоку Приложение 3. Программы для родителей, рекомендованные МО и Н РФ ВВЕДЕНИЕ Предлагаемое Вашему вниманию пособие для работы с родителями учащихся школ является продолжением пособия «Путь к успеху» - для дошкольных образовательных учреждений. Оно направлено на формирование психолого-педагогической компетентности и выработке личностной и социальной позиции родителей в отношении употребления школьниками психоактивных веществ и на решение круга проблем, с которыми сталкиваются образовательные учреждения при работе с родителями. К ним относятся: Первое – проблемы, связанные с низкой посещаемостью родителями профилактических мероприятий. Эффективность работы зависит не только от охвата родителей, но и от качества профилактических мероприятий. Большинство родителей заинтересовано в судьбе своих детей и хотели бы видеть их успешными во всех сферах жизнедеятельности. Неадекватность методов работы с взрослыми объясняет нежелание некоторой части родителей посещать подобные мероприятия и отказываться от своего просвещения. Это, в свою очередь, может способствовать тому, что родитель может узнать об употреблении ребенком ПАВ только на поздней стадии, что существенно усложнит коррекционную работу с ребенком. Другими словами, уверенность родителя в том, что «с его ребенком не случится ничего подобного» является слишком рискованной, а отказ от профилактической работы повышает риск вовлечения его ребенка к употреблению ПАВ. Второе - проблемы, к которым можно отнести мифы и легенды о психоактивных веществах – это проблема фрагментарности или отсутствия знаний родителей о реальных последствиях злоупотребления ПАВ. Третье – проблемы, связанные с вопросами компетентности родителей в воспитании ребенка. Среди них можно обнаружить достаточно обширный спектр пробелов в знаниях, относящихся к стилям, методам и приемам воспитания и влияние их на поведение ребенка. Четвертое – это проблемы воспитания у ребенка деятельностной позиции растущего человека. Это инициация и формирование условий в семье для проявления инициативы ребенка в учебной, семейной и досуговой деятельности. Пятое – проблемы, связанные со средой и социальным окружением ребенка вне семьи и образовательного учреждения. Эти проблемы связаны с развитием у родителей ответственности за свободное бесконтрольное времяпровождение ребенка, минимизацию этого времени и знание окружения ребенка. Направления проработки данного круга проблем определяют специфику представленного пособия. Так, решение первых двух проблем опирается на нахождение путей привлечения родителей к активной профилактической деятельности со своими детьми. Решение третьей проблемы связано с развитием компетентности родителя в воспитании ребенка. Решение четвертой проблемы дает возможность акцентировать внимание родителей на формы активности детей, формирующих их интересы и потребности. Решение пятого круга проблем опирается на развитие у родителей активности в организации свободного времени ребенка, увеличении времени совместного досуга, привлечении к делам образовательного учреждения. Переход от ситуации, в которой представлены вышеуказанные типы проблем, к ситуации их разрешения – все это составляет общие контуры пособия. Новизна предложенных программ заключается в следующих положениях: Опережение, превентивный характер тематики занятий с родителями. Программы каждого образовательного уровня (ДОУ, начальная школа, среднее и старшее звено школы, УНПО) предусматривают стратегию формирования протекторных (защищающих) ресурсов семьи и повышения психолого-педагогической грамотности родителей с возрастом детей. Преемственность программ по уровням образования обеспечивается единством обучающих модулей, единой стратегией профилактики и едиными критериями эффективности. Позитивность, выраженная в стратегии содействия родителям в воспитании успешного, конкурентоспособного ребенка, ориентированного на ЗОЖ и не нуждающегося в приеме ПАВ; Открытость, связанная с возможностью дальнейшего углубления работы с родителями через «Родительские университеты» по линии всеобуча и разнообразные клубные формы работы с родителями. Системность, позволяющая построить взаимодействие различных специалистов образовательного учреждения на основе единой стратегии работы с родителями. Многоаспектность, выраженная в отходе от узкой профилактической работы, являющейся по сути просветительской, к реальной действенной помощи родителям в воспитании успешного человека общества посредством развития личности, социального мышления на основе активных методов обучения с применением технологии критического мышления. Базовые программы для работы с родителями ориентированы на реализацию специалистами образовательных учреждений – специалистами по профилактической работе, педагогами-психологами, социальными педагогами, классными руководителями после соответствующего обучения. Адаптация программ конкретным образовательным учреждением будет заключаться в корректировке методов работы с родителями и наполняемостью модулей, в зависимости от следующих особенностей:
1. КОНЦЕПЦИЯ ПОЗИТИВНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ 1.1. Введение в проблему Актуальность. Состояние семьи в современной российской действительности можно охарактеризовать как кризисное. Во всех сферах общественной жизни можно наблюдать явления, направленные не на укрепление семьи, а препятствующие ее нормальной жизнедеятельности. Экономическая сфера не дает возможности многим семьям полностью обеспечивать материальные потребности, что снижает потребность в духовной сфере. Разрушение идеологических основ советского государства и его системы ценностей не привели к созданию новых, а ориентирует семью на плюрализм мнений, поведения, воспитания, что приводит к непоследовательности воздействий на подрастающее поколение. Многие законодательные акты, принятые для поддержки семьи не всегда поддерживаются финансово, что свидетельствует об их слабости и декларативности. СМИ и телевидение нередко подрывают устои семейных отношений, демонстрируя негативные примеры взаимоотношений между членами семьи. Убийства детей родителями, убийства родителей детьми или других членов семей, уже вошли в нашу жизнь как нечто обычное в криминальной хронике. Двадцать лет назад в общественном сознании и мысли не могло возникнуть о том, что такие факты вообще возможны в нашей стране. Рост количества неполных семей, количества разводов, неблагополучных семей, детской беспризорности, по сравнению с советским временем, наличие демографического кризиса – все это реакция на политические изменения в нашей стране. Нельзя сказать, что изменения не были необходимыми, но отсутствие хоть какого-либо прогноза на последствия таких изменений и привело к серьезным нарушениям в семейных взаимоотношениях. Определенные негативные изменения коснулись и системы образования:
Перестройка социально-экономических отношений в стране явилась привлекательной для криминальных международных организаций и, в частности, для наркодельцов. Быстрому захвату наркомафией российского рынка способствовал ряд факторов:
В связи со сложившейся социально-экономической ситуацией в России дети, подростки и молодежь оказались в сложном положении. Разрушены ценностные ориентиры, утратилась связь между поколениями, резко изменились стереотипы поведения. Стрессовые ситуации, неопределенность положения, нестабильность, безработица, сложности в трудоустройстве несовершеннолетних, конфликты с законом - вызывают у молодого поколения асоциальные формы поведения. У несовершеннолетних быстро формируется установка на дальнейшую наркотизацию и одновременно останавливается личностный рост, разрываются или деформируются связи с ближайшим окружением, нарушаются семейные отношения, нередко затрудняется последующее образование собственной семьи и рождение потомства. Злоупотребление ПАВ нередко ведет к ранней инвалидизации и смерти несовершеннолетних. Сегодня потребителями наркотиков становятся и социально-адаптированные, достаточно благополучные подростки, и молодые люди, из семей с достаточно высоким материальным уровнем жизни и социальным статусом. Это означает, что социальные причины наркомании лежат не только в экономически неблагополучной части населения. Таким образом, можно говорить о наркотизации элитной части молодежи - студентов вузов, будущих квалифицированных специалистов. Способствуют вовлечению в наркопотребление и особенности переходного периода от детства к взрослости, характеризующиеся, например, большим количеством свободного времени, специфическими гедонистическими формами проведения досуга (посещение дискотек, ночных клубов, проведение досуга в компаниях), неустойчивым ценностным полем. В современном мире, если человек не попробовал алкоголь, табак или наркотические вещества, будучи молодым, вероятность, что это произойдет во взрослом возрасте, значительно снижается. Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в ней человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья продолжает оставаться одним из важнейших факторов социализации личности. Ее можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь процесс социального научения идет, с одной стороны, посредством приобретения социального опыта в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами. А с другой — за счет наблюдения ребенком особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой. Кроме того, социализация в семье может осуществляться также посредством викарного научения, связанного с усвоением социального опыта за счет наблюдения научения других. Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка. Выделяется два типа деформации семьи: структурная и психологическая. Структурная деформация – это нарушение ее структурной целостности, что связано с отсутствием одного из родителей (когда-то ранее о такой деформации говорили и при отсутствии в семье бабушек и дедушек). Психологическая деформация связана с нарушением системы межличностных отношений в семье и принятием и реализацией в ней системы негативных ценностей, асоциальных установок и т.п. Долгое время считалось, что структурная деформация семьи является важнейшим фактором, ответственным за нарушение личностного развития ребенка. Это подтверждалось и статистическими данными (как зарубежными, так и отечественными), из которых следовало, что выборки подростков просоциальной и асоциальной, в том числе и криминальной направленности, существенно отличаются между собой по критерию «полная - неполная семья». В настоящее время все большее внимание уделяется фактору психологической деформации семьи. Многочисленные исследования убедительно свидетельствуют, что психологическая деформация семьи, нарушение системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка, подростка, приводя к различным личностным деформациям — от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного поведения. Дисгармоничное развитие некоторых черт характера ребенка может быть обусловлено особенностями семейных взаимоотношений. Недооценка родителями особенностей характера детей может способствовать не только усилению конфликтности семейных отношений, но и приводить к развитию патохарактерологических реакций, неврозов, формированию психопатического развития на базе акцентуированных черт. Некоторые типы акцентуаций наиболее чувствительно реагируют или особенно уязвимы в отношении определенных типов семейных отношений. В сложившейся ситуации в число значимых субъектов профилактики наркомании среди детей, подростков и юношества следует отнести их ближайшее окружение: семью, родителей. Большинство эффективных профилактических программ, как отечественных, так и зарубежных, как обязательный компонент в комплексе мероприятий, направленных на предотвращение вовлечения подростков и молодежи в немедицинское употребление ПАВ включает работу с родителями. Направление работы с родителями в зарубежных программах опирается на имеющийся у родителей опыт прохождения профилактических программ, будучи подростками. Для нашей страны проблема является новой, т.к. с нынешними родителями в подростковом возрасте не проводили профилактическую работу. Поэтому прямое заимствование опыта работы с родителями из зарубежных программ является некорректным. Отечественные программы, как правило, ориентированы на информирование родителей о проблеме наркотизации и ее составляющих, и не являются действенными в индивидуальной помощи семье в воспитании своего ребенка. С учетом понимания того, что, во-первых, родители составляют первую общественную среду ребенка, закладывают основы его физического и психического здоровья, играют важнейшую роль в формировании жизненных ориентиров. Во-вторых, родительская общественность является многочисленной, активной и наиболее заинтересованной в здоровье своих детей частью общества, разработка системы работы с родителями образовательных учреждений по вопросам профилактики является необходимой и актуальной. |
Межведомственная комиссия совета безопасности республики татарстан по противодействию злоупотребления наркотическими средствами и... | Управление федеральной службы российской феедерации по контролю за оборотом наркотиков по республике бурятия | ||
Еспубликанский этап Ежегодной Всероссийской Олимпиады научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности... | Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, n 22, ст. 3169, n 35, ст. 5092; 2012, n 28, ст. 3908, n 36, ст. 4903, n 50... | ||
Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399... | Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 29 декабря 2005 г. №39/1070/1021/253/780/353/399... | ||
Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399... | Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399... | ||
Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, n 6, ст. 439) и в целях проведения конкурсов на замещение... | Брифинг с участием руководителя Управления фнс россии по Республике Татарстан М. А. Сафиуллина |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |