Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 2 компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
Решением педагогического совета Заведующая ГБДОУ детский сад № 2
ГБДОУ детский сад № 2 компенсирующего вида
компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга
Кировского района Санкт-Петербурга приказ от______________ № __________
Протокол №___________от__________ ______________________Г.А.Смирнова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА группы компенсирующей направленности
для детей со сложным дефектом
на 2014 – 2015 учебный год
Учитель-дефектолог:
Кулинич О.А. Санкт-Петербург 2014
Содержание 1. Пояснительная записка………………………………………………… 3
1.1. Психолого-педагогическая характеристика воспитанников группы .. 4
1.2 Цели и задачи образовательной деятельности по реализации рабочей программы …………………………………………………………………… 5 1.3. Принципы и подходы к формированию Программы…………………. 6 2. Содержание коррекционной работы …………………………………… 7
3. Планируемые результаты освоения программы……………………… 12
4. Условия реализации рабочей программы ………………………………16
5. Приложения ……………………………………………………………… 22
1. Пояснительная записка Рабочая программа учителя-дефектолога является локальным актом ГБДОУ детский сад № 2 компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга, разработанным в соответствии:
с законами РФ
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
с документами Министерства образования и науки РФ
Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»
с документами Федеральных служб
постановлением Главного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»
с региональными документами
Стратегией развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 «Петербургская Школа 2020»;
с локальными документами
Уставом государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 2 компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга.
Рабочая программа учителя-дефектолога разработана на основе следующих образовательных программ: 1) Основная общеобразовательная программа дошкольного образования ГБДОУ детский сад
№ 2 компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга,
2) Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой),
3) Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» ( авт. Е.А.Екжанова, Е.А. Стребелева)
4)«Диагностика – развитие – коррекция: Программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью» (авт. Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, А. П. Зарин, Н.Д. Соколова).
Психолого-педагогическая характеристика воспитанников группы
ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ ПОСЕЩАЮЩИХ ГРУППУ
«ДЕТИ СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ»
Группу для детей со сложным дефектом (имеющих сочетание 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) посещают дети, в анамнезе которых могут быть представлены 2 и более дефекта.
нарушение умственного развития, стойкое нарушение познавательной деятельности;
нарушение физического развития (это дети которые самостоятельно передвигаются, так и дети, передвигающиеся с помощью взрослого или ходунков или не передвигающиеся самостоятельно); нарушения мелкой моторики;
патология развития зрительных и слуховых функций;
генетические заболевания;
генетические заболевания, характеризующиеся патологией развития опорно-двигательного аппарата (дети не могут передвигаться без помощи взрослого);
расстройства психологического развития;
нарушение психических функций внимания, памяти, восприятия, мышления;
отмечается грубое недоразвитие сенсорной сферы;
грубое недоразвитие речи и всех ее функций;
несформированность игровой деятельности.
Контингент детей, принимаемых в группу разнообразен по физическому
и умственному развитию. Группу посещают дети разного возраста (до 7 лет).
1.2 Цели и задачи образовательной деятельности
по реализации рабочей программы Ведущие цели рабочей программы:
контроль за ходом психического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья при проведении своевременной и систематической психолого-педагогической помощи
консультативно-методическая поддержка родителей в ходе организации воспитания и обучения ребенка с ОВЗ
максимально возможное, в силу имеющихся особенностей, развитие и адаптация в социальной, учебной и бытовой сферах
Задачи образовательной деятельности:
социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья
регулярное динамическое наблюдение за детьми для определения эффективности реализации индивидуальных программ развития
составление индивидуальных программ развития на каждого ребенка с учетом его индивидуальных способностей и возможностей
формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности, развитие познавательной активности, формирование всех видов деятельности
подготовка к школьному обучению с учетом индивидуальных способностей каждого ребенка
взаимодействие с семьями воспитанников для обучения родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, способствующим повышению эффективности воспитания ребенка, стимулирующим его активность, формирующим его самостоятельность.
преодоление вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личности детей, а так же развитие у детей компенсаторных механизмов.
1.3 Принципы и подходы к формированию Программы
Рабочая программа учителя-дефектолога строится на основе следующих принципов:
принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
принцип гуманизации (признание уникальности и неповторимости каждого ребёнка, уважение к личности ребёнка всех участников образовательного процесса);
обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников;
построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их реальных познавательных возможностей;
принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка;
сотрудничество с семьями воспитанников.
2. Содержание коррекционной работы 2.1. Система работы учителя-дефектолога Этапы коррекционной работы с детьми
Сентябрь – адаптационный период и углублённая диагностика (обследование и заполнение карт развития ребёнка, наблюдение за детьми в различных ситуациях: во время режимных моментов, игровых ситуациях, при общении с взрослыми и сверстниками), индивидуальная работа с детьми, а также составление плана работы на первое полугодие.
Ноябрь-декабрь - первый этап коррекционно– развивающего обучения.
Январь - диагностическое обследование детей проводится для выявления эффективности проводимой коррекции и внесения изменений в планирование работы с учетом результатов диагностики.
Февраль-май - второй этап коррекционно – развивающего обучения .
Май - контрольное диагностическое обследование детей .
Июнь - индивидуальная коррекционная работа с детьми.
Коррекционная работа с детьми проводится индивидуально или подгруппами.
Планирование работы с детьми всех уровней осуществляется по индивидуальному коррекционно-развивающему плану, при составлении которого учитываются психические и физические возможности каждого ребенка, по всем видам деятельности, указанным в программе. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей в соответствии СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»:
от 3 до 4 лет – 10-15 минут,
от 6 до 7 лет - 30 минут.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки для детей в соответствии СанПиН 2.4.1.3049-13 4-5 лет - 40 минут, для детей 6-7 лет –до1,5 ч.
В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводится физкультминутка. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут
Занятия проводятся учителем-дефектологом в соответствии с расписанием и режимом дня в данной возрастной группе.
2.2 Направления и программное содержание коррекционной работы
учителя – дефектолога в группе компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом Приоритетные направления работы учителя-дефектолога с детьми:
коррекция нарушений психомоторного и речевого развития,
развитие компенсаторных возможностей детей с особыми образовательными потребностями
социальная адаптация детей с особыми потребностями в коллективе детей детского сада для наилучшей адаптации при обучении в разных видах школ
развитие коммуникативных навыков детей
развитие игровой деятельности
развитие познавательной активности
Программное содержание коррекционной работы с детьми
Образовательные области, направления образовательной деятельности
| Задачи, основное содержание деятельности
| 1 подгруппа
| 2 подгруппа
| Познавательное развитие
|
Формирование элементарных математических представлений
| формировать сенсорно-перцептивные способности: узнавать количество предметов, форму, величину на ощупь, зрительно; формировать ориентировочные действия по образцу и по словесной инструкции (покажи форму, величину и т.д.); знакомство с цифрой 1 и соотнесение с количеством пальцев и предметов; формирование временных представлений.
| продолжать знакомить детей с цифрами в пределах 5-ти, закреплять элементарные счетные действия; учить ориентироваться во времени, в пространстве, на листе бумаги, в тетради.
|
Формирование целостной картины мира и расширение кругозора
| развивать познавательный интерес к окружающему миру, формирование пространственных и временных представлений; знакомство с праздниками.
| развивать познавательный интерес к социальному, предметному и природному миру, развивать наблюдательность; углублять представления о предметах быта, о макросоциальном окружении, о явлениях природы, праздниках; знакомить с функциональными свойствами предметов; знакомить с художественными промыслами.
|
Формирование сенсорных преставлений
сенсорных представлений
| развивать перцептивно-познавательные способности: выделение знакомых объектов зрительно, по звучанию, на ощупь и на вкус.
| продолжать развивать перцептивно-познавательные способности: выделение знакомых объектов зрительно, по звучанию, на ощупь и на вкус.
| Конструирова-ние
| учимся узнавать, называть. различать элементы строительных наборов; строить по образцу правильно располагая все элементы; обыгрывать постройку.
| закреплять полученные умения конструировать из строительных наборов, плоскостного конструктора и палочек; закреплять название элементов конструктора, учить анализировать объемные и графические образцы, располагать детали в пространстве; продолжаем обыгрывать постройку, оречевлять процесс и результат деятельности.
| Речевое развитие
|
Развитие речи
| формировать речевую активность и потребность в общении, развивать коммуникативную функцию речи; обогащать словарь;
| развивать коммуникативную функцию речи на занятиях, в игре, в бытовых ситуациях; обогащать словарь; развивать умение задавать вопросы; обогащать опыт диалогической речи;
|
| привлекать внимание к эмоциональному состоянию людей, развивать способность выражать свое настроение и потребности.
| учить детей элементарному планированию выполнения каких-либо действий.
|
Чтение художествен-
ной литературы
| знакомить с доступными рассказами, сказками; развивать интерес к чтению, развивать понимание прочитанного, знакомить с главными героями.
| продолжать знакомить с доступными рассказами, сказками; развивать интерес к чтению, развивать понимание прочитанного, знакомить с героями произведений; разучивать стихотворения;
|
Игровая деятельность
| развивать интерес к сюжетным играм, обогащать игровой опыт с куклой и другими игрушками, учить воссоздавать цепочку игровых действий, учить пользоваться атрибутами для игры, формировать потребность в общении, использовать речевые и неречевые средства общения.
| развивать интерес к сюжетным играм, обогащать игровой опыт с куклой и другими игрушками, учить воссоздавать цепочку игровых действий, учить пользоваться атрибутами для игры, учить детей играть вместе, развивать способность брать на себя роль, использовать в игре натуральные предметы, предметы-заместители.
|
Формы сотрудничества с семьями воспитанников Основными задачами в работе с родителями являются:
изучение, анализ и прогнозирование дальнейшей деятельности с семьями воспитанников
сбор информации о ребёнке (состояние здоровья, индивидуальные особенности), семейные традиции, увлечения членов семьи. Позиция родителей по отношению к воспитанию ребёнка и детскому саду как институту социализации
повышение педагогической культуры родителей.
Формы взаимодействия
Родительское собрание. 2 - 3 раза в год (сентябрь, май, при необходимости январь).
Темы: «Результаты первичного диагностического обследования развития детей. Планирование коррекционной образовательной работы на учебный год», «Результаты промежуточного мониторинга детского развития. Коррекция индивидуальных планов работы с детьми во втором полугодии», «Результаты диагностического обследования детей».
Цель: познакомить родителей с результатами диагностического обследования детей; корректировка образовательного плана работы с детьми по запросам родителей.
Анкетирование родителей вновь поступивших детей (сентябрь и по мере поступления). Цель: сбор анамнестических сведений о вновь поступивших детях.
Индивидуальные беседы и консультации (ежемесячно и по запросам родителей).
Темы: « «Игры и упражнения направленные на развитие графомотрных навыков у детей», «Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП», «Конструктивные игры с детьми», «Обогащение кругозора детей» и пр.
Цель: Повышение педагогической культуры родителей. Обучение родителей способам взаимодействия с детьми в домашних условиях, знакомство с дидактическими играми и упражнениями, которые можно использовать дома при занятиях с детьми.
Подготовка к культурно-массовым мероприятиям.
Подготовка к праздникам (декабрь, февраль, апрель).
Изготовление атрибутов и костюмов.
Подготовка к выставкам в дошкольном учреждении (по сезонам)
Дни открытых дверей (по плану учреждения)
Оформление информационных стендов (по месяцам). Цель: Повышение педагогической культуры родителей.
3. Планируемые результаты освоения программы
Образовательные области, направления образовательной деятельности
| Планируемые результаты
освоения программы
| 1 подгруппа:
| 2 подгруппа
| Физическое развитие
| Развитие ручной моторики
| способен выполнять доступные дифференцированные движения двумя руками
| способен выполнять доступные дифференцированные движения двумя руками
| Познавательное развитие
| Формирование элементарных математических представлений
| Знать больше-меньше, пустой-целый, один-много.
Научить ориентировке в пространстве
ориентировке в группе и на территории сада Ориентировка в схеме тела: на себе и на кукле.
| Считать до 5, уметь ответить на вопросы: «Сколько всего?»; сравнивать количество предметов в группах, определять положение предметов в пространстве, двигаться в нужном направлении; определять времена года;
| Формирование целостной картины мира и расширение кругозора
| Называть разные предметы, которые окружают ребенка, называть диких, домашних животных, называть праздники.
| Называть разные предметы, которые окружают ребенка, знать их назначение; называть диких, домашних животных и птиц; различать и называть некоторые растения, дикие, домашние животные и птицы ближайшего окружения; должны называть обобщающие понятия
| Формирование сенсорных преставлений
| различать свойства и качества предметов:
цвет, форму, величину- маленький- маленький, сладкий-горький-солёный.
| сравнивать предметы по величине на основе их приложения или наложения; различать и называть геометрические фигуры; называть цвета, производить сравнение и классификацию предметов по их признакам
| Конструирование
| Конструировать по образцу, называть детали конструктора. Складывать
разрезную предметную картинку из трёх частей
| Конструировать по образцу и по словесной инструкции. Складывать
разрезную предметную картинку из четырех- пяти частей.
| Речевое развитие
| Развитие речи
| использовать речь и не речевые формы взаимодействия в общении со взрослыми и сверстниками, способен понимать и выполнять инструкции в пределах бытовой ситуации
| использовать речь в общении со взрослыми и сверстниками: вступать в диалог и поддерживать его,
способен понимать и выполнять инструкции с использованием предлогов
| Чтение художественной литературы
| отвечать на вопросы на понимание прочитанного, называть главных героев
| отвечать на вопросы на понимание прочитанного, называть героев произведения и давать оценку их поступков
| Социально-коммуникативное развитие
| Игровая деятельность
| Выполнять предметно- игровым действиям с куклой, и другими игрушками, бережно относиться к игрушкам, убирать их на место
| Выполнять цепочку игровых действиям с куклой, и другими игрушками, играть вместе с детьми, бережно относиться к игрушкам, убирать их на место
| |