моу комбайновская оош
| В помощь классному руководителю.
| (Методические рекомендации)
|
|
|
|
Материалы подготовила заместитель директора школы по УВР Богомаз С.И.
| Кодекс классного руководителя
Классный руководитель – это не работа, это образ жизни. Советы, рекомендации, предостережения классному руководителю.
1. Во взаимодействии и взаимоотношениях с воспитанниками должно быть меньше формализма, больше человеческого общения.
2. Главное: не воспитывать ребят, а жить с ними совместной деятельностью тот отрезок времени, который вам выпало быть вместе. При этом к воспитанникам относись так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
3. Учащиеся, не нашедшие подтверждения своих способностей к обучению хотя бы по одному предмету, теряют интерес к школе вообще.
4. Лучше больше хвалить и меньше ругать, исповедуй педагогику успеха – она приносит хорошие результаты.
5. Силы и время, потраченные на организацию насыщенной классной жизни, на культурное развитие учеников, никогда не будут потрачены напрасно.
6. Главное – найти какое-либо интересное дело, в которое ты можешь вовлечь детей, стать им интересным, тогда они будут к тебе прислушиваться, им будет интересно с тобой, а тебе – интересно с ними.
7. Родитель ребенка не твой ученик, не твой враг, а друг, советчик, единомышленник.
8. Лучшая форма взаимоотношений с родителями: дети – родители – учитель – семья.
9. Главное – не жди прямых актов благодарности: тогда не будет разочарований.
10. Дети в классе – твое отражение: старайся постоянно работать над собой.
11. Главное – сохраняй молодость души на долгие годы, тогда тебе легче будет понять юных, рядом с которыми должна состояться твоя счастливая профессиональная карьера.
Профессиограмма деятельности классного руководителя
Конструктивные умения
1. Планировать воспитательную работу.
2. Отбирать систему воспитательных задач на основе диагностики возрастного и индивидуального развития детей.
3. Прогнозировать развитие личности воспитанников.
4. Планировать систему перспективного развития классного коллектива.
5. Отбирать воспитательный материал в соответствии с воспитательными задачами развития отдельных личностей и коллектива в целом.
6. Определять систему коллективных творческих дел.
7. Проектировать участие детей в КТД на основе диагностики их функциональных возможностей.
8. Определять меру своего участия и управления деятельностью ученического коллектива.
Организаторские умения
9. Организовывать участие каждого школьника в деятельности коллектива.
10. Помогать распределять роли, возлагать ответственность за порученное дело.
11. Участвовать в планировании и оценке результатов КТД.
12. Помогать активу в разрешении трудных ситуаций.
13. Определять различные виды индивидуальной и коллективной деятельности школьников.
14. Осуществлять педагогическое руководство деятельностью классного коллектива.
15. Организовывать самоуправление, опираясь на самостоятельность учащихся.
16. Осуществлять управление развитием коллектива.
Коммуникативные умения
17. Устанавливать педагогически целесообразные отношения с учащимися.
18. Регулировать коллективные и межличностные отношения детей.
19. Располагать учащихся к себе.
20. Определять свое место в КТД учащихся класса и школы.
21. Находить целесообразные средства влияния на детей.
22. Перестраивать свои отношения с коллективом и отдельными школьниками.
23. Строить отношения с родителями на основе взаимопонимания.
Гносеологические умения
24. Изучать психолого-педагогическую литературу, отбирать необходимое.
25. Диагностировать и прогнозировать развитие психологии детей.
26. Опираться на психологические возможности детей.
27. Строить воспитательный процесс на диагностической основе.
28. Научно обосновывать появляющиеся творческие находки.
29. Изучать опыт других, переносить лучшее в свою работу.
30. Критически анализировать свой опыт, его результаты, перестраивать свою работу.
ЕДИНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ
1. Подробно изучить личное дело учащегося.
2. Познакомиться и побеседовать с каждым учеником.
3. Познакомиться с родителями каждого ученика.
4. Все знать о здоровье своих воспитанников.
5. Посетить семью каждого ученика и познакомиться с бытовыми условиями.
6. В процессе коллективной и индивидуальной работы с классом к классному руководителю предъявляются следующие требования:
– знать взаимоотношения учеников в классе и способности каждого из них;
– добиваться неукоснительного выполнения каждым воспитанником «Правил для учащегося»;
– оказывать помощь в работе органов классного самоуправления;
– создать актив класса и с его помощью вовлекать учащихся в общественно полезный труд, приучать ответственно относиться к выполнению поручений;
– систематически проверять посещаемость и с помощью актива класса предупреждать пропуски занятий;
– развивать индивидуальные способности каждого;
– с помощью актива еженедельно проставлять текущие оценки в дневники учащихся и следить за контролем со стороны родителей.
7. Классный руководитель обязан иметь тесную связь с учителями, работающими в данном классе, в этих целях:
– информировать каждого учителя о бытовых условиях каждого учащегося;
– иметь информацию об отношении учащихся к изучению того или иного предмета;
– совместно с учителем вырабатывать меры воздействия на класс и отдельных учащихся;
– оказывать помощь учителям в организации индивидуальной работы учащихся.
8. В работе с родителями:
– знать взаимоотношения детей с родителями;
– вести педагогическую пропаганду среди родителей, чтобы в семье закреплялась и продолжалась та работа, которую ведет школа по формированию нового человека;
– создать в классе родительский актив и привлекать в работе с родителями учащихся;
– консультировать родителей по вопросам воспитания;
– добиваться через родителей выполнения режима дня и систематического выполнения домашних заданий.
Примерная циклограмма деятельности классного руководителя
В начале учебного года:
– составляет список класса и оформляет классный журнал (в начале учебного года);
– организует получение учебников в школьной библиотеке (в соответствии с графиком работы библиотеки);
– изучает условия семейного воспитания учащихся (в течение первой учебной четверти);
– уточняет или составляет социальный паспорт класса и сдает его социальному педагогу (в течение первой учебной четверти);
– собирает и имеет полную информацию об участии учащихся класса в учреждениях дополнительного образования (в течение октября);
– проводит работу по вовлечению учащихся в разнообразную деятельность, в том числе в деятельность объединений дополнительного образования, в целях развития их способностей (в течение первой четверти);
– организует коллективное планирование жизнедеятельности класса на полугодие (для III–VII классов) или на год (для VIII–XI классов) (до 20 сентября);
– составляет план воспитательной работы класса, согласовывает его с руководителем методического объединения классных руководителей и сдает на утверждение заместителю директора по воспитательной работе (до 20 сентября);
ежедневно:
– отмечает в классном журнале отсутствующих учащихся;
– осуществляет педагогическую помощь органам ученического самоуправления класса и представителям школьного самоуправления в классе;
– осуществляет контроль за внешним видом учащихся и наличием у них сменной обуви;
– осуществляет контроль за питанием и культурой поведения учащихся класса в буфете осуществляет контроль за дежурством по классу;
еженедельно:
– проверяет дневники учащихся;
– осуществляет контроль за ведением классного журнала учителями-предметниками;
– проводит классный час;
– осуществляет контроль за санитарным состоянием закрепленных за классом участков школы;
– организует сбор денег на ремонт школы;
ежемесячно:
– организует коллектив класса на участие в школьных делах;
– помогает органам ученического самоуправления организовать подведение итогов жизнедеятельности классного коллектива;
– проводит занятия по правилам дорожного движения и плановый инструктаж по технике безопасности и безопасности жизнедеятельности;
– организует генеральную уборку кабинета и закрепленных за классом участков территории;
– дежурит на общешкольных вечерах и других мероприятиях (согласно графику дежурства);
– контролирует участие в кружках, секциях, клубах, других объединениях учащихся своего класса, требующих особой педагогической заботы;
в течение четверти:
– организует выполнение рекомендаций медицинских работников по охране здоровья учащихся;
– помогает органам ученического самоуправления в организации жизнедеятельности классного коллектива (текущее коллективное планирование, организация дел и коллективный анализ);
– организует дежурство класса по школе (согласно графику дежурств);
– оперативно информирует социального педагога, заместителя директора школы по УВР или директора школы о девиантном поведении учащихся, о случаях грубого нарушения учащимися класса устава школы, о необходимости социальной защиты своих учащихся и вместе с ними принимает необходимые педагогические меры;
– осуществляет контроль за состоянием школьных учебников;
– уточняет информацию об участии учащихся класса в деятельности объединений дополнительного образования;
– проводит родительские собрания;
– организует работу родительского комитета класса (согласно плану работы комитета);
– посещает методические объединения классных руководителей, семинары, совещания по вопросам воспитательной работы, другие мероприятия, связанные с повышением педагогического мастерства классного руководителя;
в конце четверти:
– организует подведение итогов учебы учащихся и жизнедеятельности классного коллектива в прошедшей четверти;
– сдает заместителю директора по учебно-воспитательной работе отчет об успеваемости класса и оформленный классный журнал;
во время каникул:
– участвует в каникулярной работе методического объединения классных руководителей;
– совместно с самоуправлением, общественными объединениями, ученическим активом, родителями организует каникулярные мероприятия своего класса (как вариант: совместно с другими классами);
в конце учебного года:
– подводит итоги жизнедеятельности класса в учебном году и вместе с активом (организаторами самоуправления) проводит отчетно-выборную кампанию в классе;
– проводит педагогический анализ хода и итогов учебно-воспитательного процесса в классе и сдает его (в форме отчета об учебно-воспитательной работе в классе в прошедшем году) заместителю директора школы по воспитательной работе;
– организует сдачу школьных учебников в библиотеку;
– организует ремонт классного помещения;
– получает от родителей учащихся данные о летнем отдыхе детей.
Классный руководитель выпускного класса:
– собирает данные о планах выпускников по дальнейшему обучению и трудоустройству (в течение последнего учебного года);
– организует подготовку выпускных мероприятий с учащимися и родителями своего класса (в течение года);
– собирает и имеет полную информацию об устройстве своих выпускников в учебные заведения, на работу и т. д. (к началу очередного учебного года).
ПАМЯТКА для классного руководителя по итогам учебного года.
Уважаемый классный руководитель!
Для организованного окончания учебного года Вам необходимо сделать следующее:
– подготовить и сдать отчет по итогам учебного года;
– провести анализ результатов успеваемости, на основе которого определить задачи по индивидуальной работе с учащимися в следующем учебном году;
– оформить и сдать классный журнал;
– внести в личные дела итоговые отметки, проверить полноту материалов, хранящихся в личном деле каждого учащегося;
– организовать передачу в библиотеку школы учебников учащихся;
– провести итоговое родительское собрание;
– определить уровень адаптации вновь прибывших учащихся;
– проверить, известны ли родителям итоговые оценки их детей;
– уведомить отдельно тех родителей, у которых дети имеют неудовлетворительные оценки за год;
– подготовиться к собеседованию по итогам учебного года.
Вопросы для письменного самоанализа деятельности классного руководителя:
– Каковы основные итоги года для учащихся?
– Как была организована индивидуальная работа с учеником?
– Как было построено взаимодействие с учителями, преподающими в классе?
– Как была организована работа с родителями?
– В каких школьных делах принял участие класс?
– Что из запланированного на год выполнено и что не выполнено? Каковы примеры невыполнения?
– Каковы ваши планы по работе с классом в следующем году?
– Каковы ваши предложения и предложения учащихся вашего класса в общешкольный план работы школы? НАПОМИНАНИЕ НА ПЕРВЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС
Дорогой коллега!
Поздравляю Вас с начинающимся новым учебным годом и желаю успехов и удачи во всех направлениях Вашей педагогической деятельности, в том числе и в работе классного руководителя. 1 сентября состоится первый классный час. Мы уверены, что Вы его подготовите и проведете интересно для Ваших учеников. Итак, вы встретились с классом. Прежде всего поздравьте Ваших учеников с началом нового учебного года, расскажите немного о себе, о своих интересах и увлечениях, о том, как Вы предполагаете построить работу с классом.
Вам бы хотелось ближе познакомиться с каждым (если это новый для вас класс) или узнать, что ребята узнали за лето, что прочитали, как выросли, с какими предложениями по внеучебной жизни пришли в школу. Поговорите об этом и пообещайте, что Вы сделаете это в ближайшее время после уроков, на классном часе «Расскажи мне о себе» (в любой форме, какую Вы выберете) и после этого спланируете Вашу совместную работу. Ведь для Вас и для Ваших воспитанников так важно сотрудничество и творчество. Не стесняйтесь об этом сказать детям. Но в то же время обязательно подчеркните, что главное для Вас и для них УЧЕБА. Надо учиться не только добросовестно, но и с интересом.
Примерно таким может быть вступительное слово. Далее расскажите о том, какие новые предметы будут изучаться, на какие факультативы приглашаются учащиеся, кто их будет преподавать. Третья часть классного часа – организационная. Перечислим вопросы, которые надо решить, обсудить, о чем предупредить. Как, в какой последовательности и в какой форме это сделать, Вы решите сами. Только убедительно Вас просим не начинать с этого, а сохранить ту последовательность, которую мы предложили. Итак, пожалуйста, НЕ ЗАБУДЬТЕ!
1. Проверить по списку, кого нет, а после классного часа выясните почему.
2. Проверьте обеспеченность учебниками или договоритесь, когда Вы будете их выдавать.
3. Выберите (или назначьте) старшего дежурного на 1 четверть, запишите его телефон.
4. Скажите, какой кабинет прикреплен к Вашему классу для постоянной уборки
5. Проверьте, знают ли дети, как делится класс на подгруппы по языкам.
6. Предупредите о порядке ведения дневника учащегося.
7. Предупредите о необходимости сменной обуви.
8. Напомните об организации питания в школьном буфете.
Если мы что-то не учли, то добавьте сами, что Вы считаете необходимым, но не сводите классный час только к оргвопросам, первую и вторую часть можно при необходимости сократить до 15–20 минут, но обязательно начать с них.
Желаем Вам успеха на первом классном часе. Пусть он принесет удовлетворение Вам и радость ученикам. На следующем классном часе обсудите с детьми возможность их участия в традиционных делах на год. Советуем Вам предложить классу создать несколько творческих групп и определить ответственных за организацию одного из традиционных дел (интеллектуальный марафон, день гимназии, ярмарка, классный новогодний праздник и др.).
|