Урок по третьему разделу «русь в XIII-XV вв.»


Скачать 256.9 Kb.
НазваниеУрок по третьему разделу «русь в XIII-XV вв.»
страница1/3
ТипУрок
filling-form.ru > Туризм > Урок
  1   2   3
ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТРЕТЬЕМУ РАЗДЕЛУ «РУСЬ В XIII-XV вв.»

Класс : 10
Тип урока : Повторительно- обобщающий.

Цели урока.

  1. Повторить, обобщить и закрепить учебный материал раздела

  2. Контроль и оценка знаний, умений и навыков учащихся

  3. Развитие умений работы с основными понятиями, документами, текстом учебной и дополнительной литературы

  4. Продолжить формирования умений и навыков работы с тестами

  5. Подготовка к контрольной работе по пройденному курсу


  Задачи :

Систематизировать большой и весьма сложный материал пройденной темы, закрепить в памяти ее важнейшие факты и основные понятия, персоналии; особое внимание следует уделить понятиям об исторической обусловленности и закономерности образования Русского централизованного государства, об историческом значении образования единого Русского государства как од ном из наиболее важных этапов в истории России.
Оборудование: -Рабочие листы с заданиями ; жетоны за правильные ответы;

-М\медийный проектор

- учебник под ред. СахароваА.Н. «История России с древнейших

времен»
Ход урока:
Слайд1.

« Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше прошлое и намекнуло о нашем будущем ».

В.Г. Белинский.
История не терпит суесловья,

Трудна ее народная стезя.

Ее страницы, залитые кровью,

Нельзя любить безумною любовью

И не любить без памяти нельзя.
Стоит ли былое вспоминать,

Брать его в дорогу, в дальний путь?

Все равно, упавших не поднять,

Все равно ушедших не вернуть,
И сказала память : « Я могу

Все забыть, но нищим станешь ты.

Я твои богатства стерегу,

Я храню тебя от слепоты».
Уч-ль : Из строк, которые я прочитала, я думаю вам понятна цель сегодняшнего урока: кто сможет ее назвать?( ответ: повторить, обобщить знания по теме, проверить знания)

Уч-ль : История в некотором смысле есть священная книга народов: завет предков к потомству, и пример для будущего. Поэтому для эпиграфа нашего урока я и выбрала слова Белинского. Прочтите пожалуйста его на доске…

Итак, мы изучили период истории нашей страны - 13-15 веках. За два века Россия пережила очень много событий:

Задание классу 1 : сегодня у вас на столах рабочие листы, которые мы с вами будем заполнять в ходе урока.

Задания разные :
Рабочий лист
Задание 1:

Как вы считаете- какие главные события приходятся на этот период


События 13-15 вв

Монголо-татарское нашествие

Вторжение крестоносцев

Возвышение Москвы


Работа с картой: покажите на карте географическое направление и местоположение перечисленных событий

(смотреть на слайде)
Вопросы : ….причины нашествия,вторжения,

……в каком политическом состоянии находилась Русь

…….показать центр Др.Руси и перемещение на север

.откуда мы узнаем о тех событиях(из летописей)

Задание 2:

Работа с текстом : учащ-ся дается текст-прочитать и ответить на вопросы после текста и определить какое событие описывается в отрывке
Ледовое побоище. Из летописи

Князь же великий поставил войско на Чудском озере на Узмени, у Воронья камня, и, приготовившись к бою, по шел против них. Войска сошлись на Чудском озере; было тех и других большое множество. Был же тут с Александром и брат его Андрей со множеством воинов отца своего, было у Александра множество храбрых, сильных и крепких, все наполнились воинственным духом, и были у них сердца подобны львиным. И сказали: «Княжне, ныне пришло время положить свои головы за тебя». Был же тогда день субботний, и на восходе солнца сошлись оба войска.

И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что и лед на замерзшем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И сам я слышал об этом от очевидца, бывшего там. И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху, и некуда им было убежать, били их 7 верст по льду до Суболицкого берега, и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна. А другие убежали тяжело раненными. Был же этот бой 5 апреля [1242 года]

Вопросы к документу

1. Что нового вы узнали из документа?

2. Всё ли написанное летописцем вы принимаете на веру?
Нашествие Батыя на Русь. Из летописи

В лето 1237. Зимою пришли из восточной стороны на Рязанскую землю лесом безбожники татары и начали воевать Рязанскую землю и захватили ее до Пронска, попленили Рязань всю и сожгли и князя их убили. Схваченных же одних рассекали, других стрелами расстреливали, а иным назад руки связывали. Много же святых церквей огню пре дали, монастырей и сел сожгли... потом пошли на Колом ну. В ту же зиму. Пошел [князь] Всеволод сын Юрьев, внук Всеволода, против татар и сошлись около Коломны, и бы ла сеча великая, и убили у Всеволода воеводу Еремея Глебовича и иных мужей много... и прибежал Всеволод во Вла димир с малой дружиной, а татары пошли к Москве. В ту же зиму взяли Москву татары и воеводу убили Филиппа Нанка, [павшего] за правоверную христианскую веру, а князя Владимира Юрьевича схватили руками, а людей от старца и до сущего младенца перебили, а город и церкви святые, и монастыри все, и села сожгли и, захватив много имущества, отошли. В ту же зиму. Выехал [князь] Юрий из Владимира с малой дружиной, оставив вместо себя сыновей своих Всеволода и Мстислава, и пошел на Волгу с племянниками своими с Васильком, и со Всеволодом, и с Владимиром и стал на [реке] Сити станом, ожидая к себе брата своего Ярослава с полками и Святослава с дружиною своею.

Вопросы  к тексту

  1. Можно ли на основании приведённого отрывка увидеть главную причину поражения русских войск в борьбе с Батыевым нашествием?

  2. Можно ли, на ваш взгляд, усмотреть в приведённом тексте, что он был написан летописцем в монастыре?



Летописная повесть о побоище на Дону

...Великий же князь пришел к реке Дону за два дня до Рождества Святой Богородицы... Пришли они к Дону, стали тут и много раздумывали. Одни говорили: «Пойди, князь, за Дон», а другие сказали: «Не ходи, так как умножились враги наши, не только татары, но и Литва, и рязанцы...» [Дмитрий] сказал брату своему и всем князьям и воеводам великим: «Подошло, братья, время битвы на шей...» И велел мосты мостить и о бродах разузнавать в ту ночь. На следующий день, в субботу рано, 8 сентября, в самый праздник, во время восхода солнца была тьма великая по всей земле, мгла, не было света от утра до треть его часа... Князь же великий приготовил свои полки великие, и все его князья русские свои полки подготовили, и великие его воеводы оделись в одежды праздничные, и слу чайности смертельные уничтожились... Когда князь перешел за Дон в чистое поле, в Мамаеву землю, на устье Непрядвы Господь Бог один вел его...

И было это в шестой час дня, начали появляться поганые... И тут приготовились татарские полки против христиан, и встретились полки; и, великие силы увидав, пошли, и гудела земля, горы и холмы тряслись от множества воинов бесчисленных... Когда бились они с шестого часа до девятого, пролилась, как дождевая туча, кровь обоих — русских сыновей и поганых... А Мамай, в страхе затрепетав и сильно застонав, сказал: «Велик Бог христианский и велика сила его...» И сам обратившись в бегство, быстро побежал обратно к орде... И гнали их до речки Мечи...

Вопросы к документу

  1. В чём был смысл раздумья – переправляться ли русскому войску за Дон?

  2. Можно ли по приведённому летописному отрывку сделать вывод о том, как в русском войске среагировали на солнечное затмение, случившееся в день битвы?

Шансы Москвы

Москва не имела безоговорочных шансов на главенство, так как это может показаться при поверхностном изучении материала.

Многие географические преимущества Москвы можно поставить под сомнение. С т.з. развития торговли Москва имела гораздо менее выгодное положение, чем стоявшие на Волге Тверь, Галич, Кострома , Ярославль. Кроме того, Москва уступала соседям в природных ресурсах: не располагало месторождения железной руды, соляными варницами, не изобиловало бортными угодьями, рыбой и т.д. Московское княжество имело значительно меньше плодородной пашни, необходимой для производства хлеба. Кроме того, запасы  леса в княжестве были также ограничены.

То есть решающую роль в выходе Москвы на ведущие позиции сыграли не географические и хозяйственные особенности, а умелая тактика московских князей, то есть конкретные обстоятельства.

Вопросы  к документу:

  1. Оцените на основании этого документа закономерность главенствующей роли Москвы.

  2. В чём, по вашему мнению, заключалась умелая тактика московских князей?



Уч-ль (вопросы): ….перечислите источники,помогающие составить картину прошлого Руси 10-15 вв.

.в текстах документов , учебниках много встречается непонятных слов
важно ли знать значение этих слов?
Задание 3.

Работа над основными понятиями раздела.



Золотая Орда

монголо-татарское феодальное государство, основанное в начале 40-х гг. XIII века ханом Батыем. Столица - Сарай-Берке

Баскак

чиновник монгольского хана, ведавший сбором дани и учетом населения в завоеванных землях

Ярлык

в период монголо-татарского ига на Руси - письменные документы (грамоты), выдаваемые русским князьям ордынскими ханами как на великое, так и на удельное княжество

Экспансия

стремление расширить сферы влияния как экономическими методами, так и захватом территории

Агрессия

вооруженное нападение одного или нескольких государств на другую страну (или страны) с целью захвата территории, ресурсов, а также порабощения населения




Боярская дума

высший государственный орган в России с XV века, осуществляющий законодательные, судебные и военно-административные функции. Упразднена Петром с образованием Сената

Юрьев день

правило, ограничивающее выход крестьян: их переход от одного владельца к другому разрешался только один раз в году в течение недели до и недели после Юрьева дня




Фольклор


устное народное творчество (былины, песни, по словицы, поговорки, сказки и т. д.)




Судебник 1497 г.

первый кодекс законов единой России, закрепил единое государство и управление в государстве

Стояние на р. Угре

месячное противостояние закончилось тем, что хан Ахмат так и не осмелился дать сражение. На этом завершился период 240-летнего монголо-татарского господства на Руси

Самодержавие

Монархическая форма правления в России.

Боярская дума

Совет при великом князе

Приказы

Органы центрального  управления, их возглавляли бояре или дьяки, которым великий князь приказывал ведать те или иные дела.

(даю шаблон, для самопроверки и оценки)

Учитель:ПАУЗА - для активизации вашей познавательной деятельности поработаем со слайдами (просмотр презентации с заданиями- ,,Активизация познавательной деятельности,, задание: Какое событие обьединяет все иллюстрации)


Задание 4 :

Персоналии
Учитель : Народ творит историю, но и велика роль личности в истории. Во все времена страна рождала своих героев. И в этот тяжёлый период истории во главе народа на защиту своего Отечества стали такие великие и сильные личности, как Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Пересвет и Осляблю, Владимир Серпуховский и Дмитрий Боброк. Руси противостояли сильные и жестокие воины: Чингисхан, Мамай, Тохтамыш, Тамерлан и другие. Процесс единения русского государства связан с Иваном  Калитой, его сыновьями  Семеоном Гордым и Иваном  Красным, Дмитрием  Ивановичем  Донским, его потомками, и завершился процесс становления единого государства при Иване III и Василии III.
Задание : Узнать по описанию историческое лицо:

1. Князь поскакал к прибрежным скалам,

На них, вскарабкавшись с трудом,

Высокий выступ отыскал он

Откуда видно все кругом.

И оглянулся. Где-то сзади,

Среди деревьев и камней

Его полки стоят в засаде,

Держа на привязи коней.

А впереди по звонким льдинам,

Гремя тяжелой чешуей,

Ливонцы едут грозным клином –

Свиной железной головой. ( Александр Невский).

2.

Выезжает конный в куколе с крестом

С ликом, истомленным бденьем и постом,-

Схимник, бывший воин, вот и он свое

Поднял боевое длинное копье.

Без щита, без лат он, в стремени нога,

В мантии крылатой мчится на врага.

Тот ему навстречу молнией летит –

Под железом плечи, есть и шлем, и щит. ( Андрей Пересвет).

  1. Кто мог сказать такие слова?

Доколь нам други пред тираном

Склонять покорную главу

И заодно с презренным ханом

Позорить сильную Москву?

Не нам, не нам страшиться битвы

С толпами грозными врагов:

За нас и Сергия молитвы,

И прах замученных отцов! ( Дм. Донской)

4. Существует версия, что учителем этого прославленного иконописца был Феофан Грек. Сам же художник прославил себя росписью многих храмов, в частности, Троице – Сергиева монастыря, где была написана икона «Троица». (Андрей Рублев)

5. Легендарный русский богатырь, сражавшийся против монголо-татарских завоевателей. В «Повести о разорении Рязани Батыем» говорится о борьбе его полка (1700 чел.) с татарами. В неравной схватке с врагом был убит. Хан Батый, пораженный мужеством этого человека, повелел отдать его тело плененным русичам и отпустить их. (Евпатий Коловрат)

6. Выходец из знатного и богатого рода ростовских бояр. Основал пустынь, которая в дальнейшем стала самым почитаемым и знаменитым монастырем России. Пользовался огромным авторитетом. По преданию, Дмитрий Иванович получил его благословение перед Куликовской битвой. Его ученики установили много знаменитых монастырей.

(Сергий Радонежский)
Учитедь: ….нельзя не вспомнить еще одного человека , который очень много сделал для обьединения Руси в этот период
  1   2   3

Похожие:

Урок по третьему разделу «русь в XIII-XV вв.» iconКонкурс-фестиваль «киевская русь»
Председатель оргкомитета конкурса-фестиваля «киевская русь» Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации,...

Урок по третьему разделу «русь в XIII-XV вв.» iconРабочая программа предмета «Социально-бытовое ориентирование»
Курс социально-бытового ориентирования представляет собой специальные коррекционные занятия. Основной формой организации занятий...

Урок по третьему разделу «русь в XIII-XV вв.» iconПиренейские государства в системе англо-французских противоречий XIII-XIV вв
Генезис «пиренейской проблемы» в англо-французских противоречиях: XIII первая треть XIV вв

Урок по третьему разделу «русь в XIII-XV вв.» iconТеории изучения
Государство Золотая Орда (сер. XIII сер. XV вв.) и государство Литовско-русское (сер. XIII сер. XVI вв.)

Урок по третьему разделу «русь в XIII-XV вв.» icon2013 г г. Туапсе п. Майский гу санаторий «Белая Русь», именуемый...
Гу санаторий «Белая Русь», именуемый в дальнейшем исполнитель, в лице Директора Неверкевича Олега Владимировича, действующего на...

Урок по третьему разделу «русь в XIII-XV вв.» icon«Почта пришла»
Краткий анонс: Данный урок немецкого языка урок обучения написанию письма зарубежному партнёру. Урок разработан с применением системно-деятельностного...

Урок по третьему разделу «русь в XIII-XV вв.» iconУрок.
Развитие индивидуальных способностей учащихся через личностно ориентированный урок

Урок по третьему разделу «русь в XIII-XV вв.» iconУрок химии в 8 классе «Скорость химической реакции»
Мастер-класс «Урок в пространстве отношений». Учитель химии и биологии Колпакова В. В

Урок по третьему разделу «русь в XIII-XV вв.» iconУрок считается пропущенным, если ученик не явился на урок или отсутствовал...
Муниципальное общеобразовательное учреждение Беломорского муниципального района «Нюхотская средняя общеобразовательная школа»

Урок по третьему разделу «русь в XIII-XV вв.» iconУрок Вводный урок
Предметные: проводить сравнительный анализ учебника и рабочей тетради по заданным критериям; реализовывать способность чтения, расшифровки...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск