Скачать 256.9 Kb.
|
ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТРЕТЬЕМУ РАЗДЕЛУ «РУСЬ В XIII-XV вв.» Класс : 10 Тип урока : Повторительно- обобщающий. Цели урока.
Задачи : Систематизировать большой и весьма сложный материал пройденной темы, закрепить в памяти ее важнейшие факты и основные понятия, персоналии; особое внимание следует уделить понятиям об исторической обусловленности и закономерности образования Русского централизованного государства, об историческом значении образования единого Русского государства как од ном из наиболее важных этапов в истории России. Оборудование: -Рабочие листы с заданиями ; жетоны за правильные ответы; -М\медийный проектор - учебник под ред. СахароваА.Н. «История России с древнейших времен» Ход урока: Слайд1. « Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше прошлое и намекнуло о нашем будущем ». В.Г. Белинский. История не терпит суесловья, Трудна ее народная стезя. Ее страницы, залитые кровью, Нельзя любить безумною любовью И не любить без памяти нельзя. Стоит ли былое вспоминать, Брать его в дорогу, в дальний путь? Все равно, упавших не поднять, Все равно ушедших не вернуть, И сказала память : « Я могу Все забыть, но нищим станешь ты. Я твои богатства стерегу, Я храню тебя от слепоты». Уч-ль : Из строк, которые я прочитала, я думаю вам понятна цель сегодняшнего урока: кто сможет ее назвать?( ответ: повторить, обобщить знания по теме, проверить знания) Уч-ль : История в некотором смысле есть священная книга народов: завет предков к потомству, и пример для будущего. Поэтому для эпиграфа нашего урока я и выбрала слова Белинского. Прочтите пожалуйста его на доске… Итак, мы изучили период истории нашей страны - 13-15 веках. За два века Россия пережила очень много событий: Задание классу 1 : сегодня у вас на столах рабочие листы, которые мы с вами будем заполнять в ходе урока. Задания разные : Рабочий лист Задание 1: Как вы считаете- какие главные события приходятся на этот период
Работа с картой: покажите на карте географическое направление и местоположение перечисленных событий (смотреть на слайде) Вопросы : ….причины нашествия,вторжения, ……в каком политическом состоянии находилась Русь …….показать центр Др.Руси и перемещение на север ….откуда мы узнаем о тех событиях(из летописей) Задание 2: Работа с текстом : учащ-ся дается текст-прочитать и ответить на вопросы после текста и определить какое событие описывается в отрывке Ледовое побоище. Из летописи Князь же великий поставил войско на Чудском озере на Узмени, у Воронья камня, и, приготовившись к бою, по шел против них. Войска сошлись на Чудском озере; было тех и других большое множество. Был же тут с Александром и брат его Андрей со множеством воинов отца своего, было у Александра множество храбрых, сильных и крепких, все наполнились воинственным духом, и были у них сердца подобны львиным. И сказали: «Княжне, ныне пришло время положить свои головы за тебя». Был же тогда день субботний, и на восходе солнца сошлись оба войска. И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что и лед на замерзшем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И сам я слышал об этом от очевидца, бывшего там. И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху, и некуда им было убежать, били их 7 верст по льду до Суболицкого берега, и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна. А другие убежали тяжело раненными. Был же этот бой 5 апреля [1242 года] Вопросы к документу 1. Что нового вы узнали из документа? 2. Всё ли написанное летописцем вы принимаете на веру? Нашествие Батыя на Русь. Из летописи В лето 1237. Зимою пришли из восточной стороны на Рязанскую землю лесом безбожники татары и начали воевать Рязанскую землю и захватили ее до Пронска, попленили Рязань всю и сожгли и князя их убили. Схваченных же одних рассекали, других стрелами расстреливали, а иным назад руки связывали. Много же святых церквей огню пре дали, монастырей и сел сожгли... потом пошли на Колом ну. В ту же зиму. Пошел [князь] Всеволод сын Юрьев, внук Всеволода, против татар и сошлись около Коломны, и бы ла сеча великая, и убили у Всеволода воеводу Еремея Глебовича и иных мужей много... и прибежал Всеволод во Вла димир с малой дружиной, а татары пошли к Москве. В ту же зиму взяли Москву татары и воеводу убили Филиппа Нанка, [павшего] за правоверную христианскую веру, а князя Владимира Юрьевича схватили руками, а людей от старца и до сущего младенца перебили, а город и церкви святые, и монастыри все, и села сожгли и, захватив много имущества, отошли. В ту же зиму. Выехал [князь] Юрий из Владимира с малой дружиной, оставив вместо себя сыновей своих Всеволода и Мстислава, и пошел на Волгу с племянниками своими с Васильком, и со Всеволодом, и с Владимиром и стал на [реке] Сити станом, ожидая к себе брата своего Ярослава с полками и Святослава с дружиною своею. Вопросы к тексту
Летописная повесть о побоище на Дону ...Великий же князь пришел к реке Дону за два дня до Рождества Святой Богородицы... Пришли они к Дону, стали тут и много раздумывали. Одни говорили: «Пойди, князь, за Дон», а другие сказали: «Не ходи, так как умножились враги наши, не только татары, но и Литва, и рязанцы...» [Дмитрий] сказал брату своему и всем князьям и воеводам великим: «Подошло, братья, время битвы на шей...» И велел мосты мостить и о бродах разузнавать в ту ночь. На следующий день, в субботу рано, 8 сентября, в самый праздник, во время восхода солнца была тьма великая по всей земле, мгла, не было света от утра до треть его часа... Князь же великий приготовил свои полки великие, и все его князья русские свои полки подготовили, и великие его воеводы оделись в одежды праздничные, и слу чайности смертельные уничтожились... Когда князь перешел за Дон в чистое поле, в Мамаеву землю, на устье Непрядвы Господь Бог один вел его... И было это в шестой час дня, начали появляться поганые... И тут приготовились татарские полки против христиан, и встретились полки; и, великие силы увидав, пошли, и гудела земля, горы и холмы тряслись от множества воинов бесчисленных... Когда бились они с шестого часа до девятого, пролилась, как дождевая туча, кровь обоих — русских сыновей и поганых... А Мамай, в страхе затрепетав и сильно застонав, сказал: «Велик Бог христианский и велика сила его...» И сам обратившись в бегство, быстро побежал обратно к орде... И гнали их до речки Мечи... Вопросы к документу
Шансы Москвы Москва не имела безоговорочных шансов на главенство, так как это может показаться при поверхностном изучении материала. Многие географические преимущества Москвы можно поставить под сомнение. С т.з. развития торговли Москва имела гораздо менее выгодное положение, чем стоявшие на Волге Тверь, Галич, Кострома , Ярославль. Кроме того, Москва уступала соседям в природных ресурсах: не располагало месторождения железной руды, соляными варницами, не изобиловало бортными угодьями, рыбой и т.д. Московское княжество имело значительно меньше плодородной пашни, необходимой для производства хлеба. Кроме того, запасы леса в княжестве были также ограничены. То есть решающую роль в выходе Москвы на ведущие позиции сыграли не географические и хозяйственные особенности, а умелая тактика московских князей, то есть конкретные обстоятельства. Вопросы к документу:
Уч-ль (вопросы): ….перечислите источники,помогающие составить картину прошлого Руси 10-15 вв. ….в текстах документов , учебниках много встречается непонятных слов …важно ли знать значение этих слов? Задание 3. Работа над основными понятиями раздела.
(даю шаблон, для самопроверки и оценки) Учитель:ПАУЗА - для активизации вашей познавательной деятельности поработаем со слайдами (просмотр презентации с заданиями- ,,Активизация познавательной деятельности,, задание: Какое событие обьединяет все иллюстрации) Задание 4 : Персоналии Учитель : Народ творит историю, но и велика роль личности в истории. Во все времена страна рождала своих героев. И в этот тяжёлый период истории во главе народа на защиту своего Отечества стали такие великие и сильные личности, как Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Пересвет и Осляблю, Владимир Серпуховский и Дмитрий Боброк. Руси противостояли сильные и жестокие воины: Чингисхан, Мамай, Тохтамыш, Тамерлан и другие. Процесс единения русского государства связан с Иваном Калитой, его сыновьями Семеоном Гордым и Иваном Красным, Дмитрием Ивановичем Донским, его потомками, и завершился процесс становления единого государства при Иване III и Василии III. Задание : Узнать по описанию историческое лицо: 1. Князь поскакал к прибрежным скалам, На них, вскарабкавшись с трудом, Высокий выступ отыскал он Откуда видно все кругом. И оглянулся. Где-то сзади, Среди деревьев и камней Его полки стоят в засаде, Держа на привязи коней. А впереди по звонким льдинам, Гремя тяжелой чешуей, Ливонцы едут грозным клином – Свиной железной головой. ( Александр Невский). 2. Выезжает конный в куколе с крестом С ликом, истомленным бденьем и постом,- Схимник, бывший воин, вот и он свое Поднял боевое длинное копье. Без щита, без лат он, в стремени нога, В мантии крылатой мчится на врага. Тот ему навстречу молнией летит – Под железом плечи, есть и шлем, и щит. ( Андрей Пересвет).
Доколь нам други пред тираном Склонять покорную главу И заодно с презренным ханом Позорить сильную Москву? Не нам, не нам страшиться битвы С толпами грозными врагов: За нас и Сергия молитвы, И прах замученных отцов! ( Дм. Донской) 4. Существует версия, что учителем этого прославленного иконописца был Феофан Грек. Сам же художник прославил себя росписью многих храмов, в частности, Троице – Сергиева монастыря, где была написана икона «Троица». (Андрей Рублев) 5. Легендарный русский богатырь, сражавшийся против монголо-татарских завоевателей. В «Повести о разорении Рязани Батыем» говорится о борьбе его полка (1700 чел.) с татарами. В неравной схватке с врагом был убит. Хан Батый, пораженный мужеством этого человека, повелел отдать его тело плененным русичам и отпустить их. (Евпатий Коловрат) 6. Выходец из знатного и богатого рода ростовских бояр. Основал пустынь, которая в дальнейшем стала самым почитаемым и знаменитым монастырем России. Пользовался огромным авторитетом. По преданию, Дмитрий Иванович получил его благословение перед Куликовской битвой. Его ученики установили много знаменитых монастырей. (Сергий Радонежский) Учитедь: ….нельзя не вспомнить еще одного человека , который очень много сделал для обьединения Руси в этот период |
Председатель оргкомитета конкурса-фестиваля «киевская русь» Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации,... | Курс социально-бытового ориентирования представляет собой специальные коррекционные занятия. Основной формой организации занятий... | ||
Генезис «пиренейской проблемы» в англо-французских противоречиях: XIII первая треть XIV вв | Государство Золотая Орда (сер. XIII сер. XV вв.) и государство Литовско-русское (сер. XIII сер. XVI вв.) | ||
Гу санаторий «Белая Русь», именуемый в дальнейшем исполнитель, в лице Директора Неверкевича Олега Владимировича, действующего на... | Краткий анонс: Данный урок немецкого языка урок обучения написанию письма зарубежному партнёру. Урок разработан с применением системно-деятельностного... | ||
Развитие индивидуальных способностей учащихся через личностно ориентированный урок | Мастер-класс «Урок в пространстве отношений». Учитель химии и биологии Колпакова В. В | ||
Муниципальное общеобразовательное учреждение Беломорского муниципального района «Нюхотская средняя общеобразовательная школа» | Предметные: проводить сравнительный анализ учебника и рабочей тетради по заданным критериям; реализовывать способность чтения, расшифровки... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |