Конкретной отрасли. При этом принцип конкретной отрасли совсем не всегда уникален для нее. Например, принцип может иметь более общую, широкую и даже глобальную


Скачать 381.86 Kb.
НазваниеКонкретной отрасли. При этом принцип конкретной отрасли совсем не всегда уникален для нее. Например, принцип может иметь более общую, широкую и даже глобальную
страница1/3
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3
3.1. Принципы права социального обеспечения

Принципом любой отрасли права считаются базовые идеи, на основании которых формируется нормативное содержание конкретной отрасли. При этом принцип конкретной отрасли совсем не всегда уникален для нее. Например, принцип может иметь более общую, широкую и даже глобальную сферу применения (таковы, в частности, принципы, установленные в международных многосторонних документах глобального характера: декларациях, пактах, конвенциях и др.). Однако принцип может быть и более узким, применимым лишь к какому-то одному институту или подинституту отрасли.

Принципы могут быть закреплены непосредственно в нормах права, но могут встречаться и в форме устоявшегося, согласованного мнения специалистов (ученых, практиков), выраженного в научно-практических публикациях и судебных решениях. Некоторые принципы находят непосредственное применение на практике1, другие же служат ориентиром, описывающим должное или даже идеальное поведение субъектов, к которому следует стремиться, но которое пока не реализовано в реальных отношениях вследствие несовершенства нормотворческого процесса, экономических проблем, недостаточного уровня правосознания, несоответствующей стадии развития общества или иных ограничений как человеческой психики, так и окружающей реальности2.

Согласно подходу, получившему наибольшее распространение в российской правовой науке, классификация принципов любой отрасли права предполагает разделение их по четырем группам: общеправовые принципы, межотраслевые принципы, отраслевые принципы и принципы внутриотраслевые (институционные). Эта систематизация применима и к праву социального обеспечения. Однако в отличие от ряда других отраслей права, право социального обеспечения пока не имеет ни законодательно установленного, ни единообразно сформулированного доктринального перечня принципов ни на международном3, ни на внутригосударственном уровне4. Поэтому перечни принципов, предлагаемые в различных научных, учебных и практических публикациях, могут существенно различаться.

Рассмотрим общепризнанные принципы права социального обеспечения в порядке, соответствующем вышеупомянутой классификации.
3.2. Общеправовые принципы

Общеправовые принципы – это принципы, лежащие в основе формирования и существования всей современной правовой науки и практики. Основным содержанием таких принципов являются важнейшие представления о должном поведении, идеалах и ценностях, принятых и признанных человеческим обществом на данном этапе его развития. Общеправовые принципы иногда называют одной из форм выражения естественного права5. Совокупность этих принципов образует единое начало всех отраслей права, служащее в качестве отправной точки для разработки конкретных отраслевых норм, проведения правовых аналогий, судебной трактовки существующих норм права, заполнения пробелов в правовом регулировании, разрешения правовых коллизий и проч.

В учебной литературе по праву социального обеспечения можно встретить различные перечни общеправовых принципов, рассматриваемым в составе принципов данной отрасли. Так, М.В. Филиппова6 предлагает следующий перечень: (1) принцип гуманизма; (2) принцип социальной справедливости; (3) принцип равенства прав граждан; (4) принцип законности; (5) принцип гарантированности признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека; (6) принцип федерализма; (7) принцип включения в правовую систему общепризнанных принципов и норм международного права; (8) принцип признания права каждого на жизнь; (8) принцип неотчуждаемости основных прав и свобод человека; (9) принцип единства прав и обязанностей; (10) принцип демократизма; (11) принцип непосредственности действия прав и свобод человека и принцип неприкосновенности частной жизни. С нею во многом солидарна Е.Е. Мачульская7. Сходный состав принципов приводится также в работах М.Л. Захарова и Э.Г. Тучковой8, однако авторы существенно дополняют и детализируют его, называя в составе общеправовых принципов, среди прочего, также право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Аналогичной позиции придерживается и С.И. Кобзева.9 Дополнительно В.А. Ершов и И.А. Толмачев10 предлагают рассматривать в качестве принципов права социального обеспечения принцип социального государства. В свою очередь, Д.А. Никонов и А.В. Стремоухов11 помимо принципов гуманизма, справедливости, равенства (перед законом и судом) и законности, включают в состав общеправовых принципов права социально обеспечения презумпцию добропорядочности субъекта права и принцип необратимости силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность. К общеправовым, по нашему мнению, следует отнести и принцип-право на достойное существование12, упоминаемый этими авторами в составе межотраслевых принципов, или, в более точной формулировке, предложенной С.И. Кобзевой - принцип обеспечения достойной жизни и свободного развития человека.13

Таким образом, большинство российских ученых соглашаются, что к числу основных общеправовых принципов, имеющих существенное значение для права социального обеспечения, относятся:

- принцип гуманизма;

- принцип (социальной) справедливости;

- принцип равенства;

- принцип законности;

- принцип гарантированности признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека;

- принцип федерализма;

- принцип включения в правовую систему общепризнанных принципов и норм международного права;

- право на жизнь;

- принадлежность основных прав и свобод человека каждому с момента рождения и их неотчуждаемость;

- принцип единство юридических прав и обязанностей;

- принцип демократизма;

- принцип непосредственности действия прав и свобод человека;

- принцип обеспечения достойной жизни и свободного развития человека.

Большинство этих принципов закреплено в общепризнанных международных актах, причем нередко – непосредственно в преамбуле, в качестве положений, на которых базируются все прочие закрепленные в этих актах общепризнанные принципы и права человека. К таким принципам относятся, среди прочего, принципы гуманизма, справедливости и равенства14. Более того, эти принципы могут встречаться в преамбулах международных актов неоднократно, в различных формулировках, что подчеркивает их многогранность и приоритет относительно более специфических, - межотраслевых или отраслевых, - принципов и прав. Подавляющее большинство этих принципов входят в категорию конституционных упоминаются, косвенно или непосредственно, либо в Преамбуле Конституции РФ, либо в тексте ее статей. Рассмотрим данные принципы подробнее.
Принцип гуманизма

Согласно трактовке, сложившейся в российской науке, гуманизм15 представляет собой исторически изменяющуюся систему воззрений, признающую ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми16. Соответственно, принцип гуманизма, будучи закрепленным в правовых нормах в качестве одного из принципов права, устанавливает приоритетный характер задачи современного государства и общества по обеспечению соблюдения указанных прав и свобод, а также по их защите посредством норм различных отраслей права.

На международном уровне данный принцип установлен в в непосредственном виде положениями Международного пакта о гражданских и политических правах применительно к лицам, лишенным свободы17 и Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека18. Однако косвенным образом он прослеживается во многих нормах о высшей ценности и защите интересов человека, его прав и свобод, о человеческом достоинстве, запрете унижений и пыток и проч., содержащихся в большинстве основополагающих документов международного права глобального, межрегионального и регионального уровня19.

Закономерно, что во многих станах, включая и Россию, данный принцип, хотя и в несколько перефразированной форме, относится к числу конституционных20. По сути, даже само конституционное определение Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека21, свидетельствует о ключевой роли принципа гуманизма во всех сферах жизни российского государства и общества. Отметим, что во многих случаях формулировка конституционной нормы соединяет его с другими родственными ему принципами: принципом равенства, принципом гарантированности признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека, принципом включения в правовую систему общепризнанных принципов и норм международного права, принципом непосредственности действия прав и свобод человека и др.

Безусловно, в столь гуманистической по самой своей природе сфере общественной жизни, каковой является сфера социального обеспечения, этот принцип занимает одно из ключевых положений. Право социального обеспечения в целом изначально построено на принципе гуманности, ибо все его нормы направлены именно на повышение благосостояния каждого человека, обеспечение ему достойного существования. Российское социально-обеспечительное законодательство использует этот принцип для установления принципиальных основ функционирования различных институтов социального обеспечения22.

При этом общеправовой характер данного принципа подтверждается его использованием в самых различных отраслях права. Российское законодательство содержит непосредственное упоминание этого принципа главным образом в актах, регулирующих административно-правовые, уголовные и уголовно-исполнительные вопросы23.
Принцип справедливости

Понятие справедливости24 обычно рассматривается как моральная категория, связанная с понятием о должном, соответствующим определённым правилам, этическим, юридическим, религиозным и другим нормам, принятым в обществе представлениям о сущности человека и его неотъемлемых правах. В зависимости от сферы применения понятие справедливости может содержать в себе требование обеспечения должного соответствия между различными аспектами общественной жизни: между практической ролью субъектов в обществе и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами людей и их общественным признанием25. Таким образом, справедливость направлена на достижение определенного баланса интересов различных социальных групп. Принцип справедливости призван заложить в основу правовой системы представление о том, какой объем прав и обязанностей с точки зрения общества является необходимым и достаточным для того или иного субъекта.

На международном уровне данный принцип закреплен в Преамбулах основополагающих международных актов о правах человека, а также в статьях, посвященных отдельным направлениям реализации данного принципа: справедливой оплате и условиям труда, справедливому распределению мировых запасов продовольствия, справедливому судебному разбирательству и др.26

Принцип справедливости не указан в конкретных статьях Конституции РФ. Тем не менее, его безусловное значение для российского общества и государства отмечено в Преамбуле этого акта, где он упоминается в качестве ценностного, нравственного ориентира, переданного предками многонациональному народу Российской Федерации.

Применительно к праву социального обеспечения принцип справедливости может быть истолкован как принципиальное стремление государства и общества к выравниванию не только обязанностей и прав, но и возможностей всех категорий населения, включая и те, для которых самостоятельная реализация предоставленных им прав объективно затруднена или изначально невозможна. Принцип справедливости включен в число основополагающих принципов осуществления некоторых видов социального обеспечения в Российской Федерации27. Это существенно отличает его от принципа гуманизма, более распространенного в российском социально-обеспечительном законодательстве. Такое расхождение можно объяснить сложностью в толковании и реализации принципа справедливости, обусловленными исторически сложившимся отсутствием в современном российском праве единой целостной концепции понимания справедливости28. Отметим, что данный принцип нередко конкретизируется как принцип социальной справедливости29 и в этом качестве признается различными отраслями права, включая и право социального обеспечения30. Важность этот принципа подчеркивается и на международном уровне: начиная с 2009 г. Организацией Объединенных Наций установлен Всемирный день социальной справедливости, отмечаемый ежегодно 20 февраля. Интересно, что некоторые специалисты указывают на существование не только принципа социальной, но и принципа «юридической» или «правовой» справедливости31.

Общеправовой характер данного принципа прослеживается в том, что на его основе непосредственно строится не только право социального обеспечения, но и иные отрасли и отдельные институты отраслей российского и зарубежного законодательства: гражданского, трудового, уголовного, уголовно- и арбитражно-процессуального, о госслужбе и др.32 Специалисты также отмечают косвенное применение данного принципа в тех отраслях российского права, источники которых не содержат непосредственного упоминания о нем33. Однако значительно более узкая область применения данного принципа российским законодателем вызывает обоснованную критику специалистов34 и создает опасность преуменьшения значения данного принципа до межотраслевого уровня.
Принцип законности

Принцип законности направлен на обеспечение соответствия действительности, общественной жизни и, разумеется, юридических норм некоторому закону, принятому органами государственной власти с соблюдением установленных правил и процедур. Данный принцип в известной степени противопоставляется субъективности волеизъявления отдельного лица, предлагая в качестве претендующего на объективность регулятора некий единый для данного общества закон, не зависящий от личных, индивидуальных характеристик субъектов, отношения между которыми он прямо или косвенно регулирует.

На международном уровне данный принцип прослеживается в нормах, устанавливающих обязательность законодательного закрепления тех или иных требований, ограничений и исключений из общих положений о правах человека, а также конкретизации таких положений во внутригосударственном законодательстве.35

В Конституции РФ принцип законности используется при определении конституционных основ формирования систем государственного устройства и законодательства, разграничении компетенции между федерацией и ее субъектами, а также по вопросам установления конституционных прав и гарантий в области правового регулирования миграционных, налоговых, жилищных, земельных, имущественных, трудовых и др. отношений, правозащитной деятельности, судебной власти и организации правосудия, свободы информации, совести и проч. Более того, определение Российской Федерации как демократического правового государства36 свидетельствует о том, что принцип законности заложен непосредственно в основу государственного устройства и служит базовым принципом функционирования как государства, так и общества.

В области социального обеспечения Конституция РФ гарантирует каждому «социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом» и определяет, что именно законом устанавливаются также государственные пенсии и социальные пособия.37 Конституционные гарантии соблюдения принципа законности установлены также в отношении таких социально-значимых вопросов, право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь38, на обеспечение реализации жилищных прав малоимущим39 и др. Социально-обеспечительное законодательство непосредственно не упоминает данный принцип в своих нормах, однако использует его косвенно для формулирования основных начал и принципов установления социальных гарантий40.

Общеправовой характер данного принципа подтверждается описанным выше многообразием сфер его применения при установлении конституционно-правовых гарантий. Принцип законности является неотъемлемым компонентом любой современной демократической правовой системы. Без его неукоснительного соблюдения нарушаются многие иные принципы: принцип справедливости, принцип равенства, принцип гуманизма и др. Образуется питательная среда для нарушения конституционно установленных прав и свобод человека. Закономерно, что российское законодательство включает этот принцип в число основополагающих применительно к уголовной, уголовно-исполнительной, административно-правовой, трудовой и иным отраслям права41.
Принципы равенства и запрета дискриминации.

Эта группа охватывает собой принципы, связанные с выравниванием прав субъектов общественных отношений с учетом их исходного неравенства, обусловленного социальными, экономическими, культурными, национальными и иными различиями, состоянием здоровья и проч. Сюда относится так называемая «позитивная дискриминация», - или дифференциация, - т.е. предоставление расширенного или специфического объема прав и возможностей тем, кто изначально лишен способности реализовать свои права в общем порядке, а также недопущение так называемой «негативной дискриминации», т.е. воспрепятствование неправомерному ограничению или лишению кого-либо прав и возможностей на основании сугубо субъективных и предвзятых представлений о его ограниченных способностях к исполнению своих обязанностей.

Эта группа принципов широчайшим образом урегулирована на международном уровне. Международными актами признается равенство прав человека, равноправие мужчин и женщин, равенство людей от рождения и вне зависимости от расовой принадлежности, равенство перед законом и судом, равное право на защиту закона, на доступ к госслужбе в своей стране, равную оплату за труд равной ценности и др.42 Более того, в отличие от рассмотренных выше принципов, принцип равенства и родственные ему принципы выступают предметом отдельных, узкоспециальных международных актов43.

В Конституции РФ комплекс данных принципов закреплен применительно к различным аспектам общественной жизни и отраслям права (административному, предпринимательскому, трудовому, процессуальному и др.)44, а также неконкретизированном по сфере действия, общеправовом отношении. Без привязки к конкретной сфере Конституция РФ устанавливает равенство всех перед законом и судом45 и приводит ряд примеров недопустимых оснований дискриминации человека и гражданина, категорически запрещенных на самом высшем, конституционном уровне, а именно: пол, расу, национальность, язык, происхождение, имущественное и должностное положение, место жительства, отношение к религии, убеждения, принадлежность к общественным объединениям и др.46

Помимо общего запрета на дискриминацию человека и гражданина по указанным основаниям, Конституция РФ содержит и конкретизированный запрет на ограничение прав граждан. Такое ограничение запрещается в любой форме по таким признакам, как социальная, расовая, национальная, языковая или религиозная принадлежность. Особое значение Конституция придает вопросам обеспечения равенства и запрета дискриминации по признаку пола: они дополнительно дублируются и в определенной степени раскрываются через закрепление принадлежности мужчинам и женщинам равных прав и свобод и равных возможностей для их реализации47. Очевидно, что объем, который данный комплекс принципов занимает в тексте Конституции РФ, может служить доказательством его безусловной значимости, признании его в качестве базовой ценности российского общества и отправной точки построения современного российского правопорядка.

В области социального обеспечения данный принцип часто упоминается среди принципов государственной политики регулирования отдельных его институтов, а также целей и задач государственных и региональных органов социального обеспечения48.

Общеправовой характер этого комплекса принципов прослеживается во внеотраслевом подходе к их определению и закреплению на конституционном уровне, а также в многообразии и широкой отраслевой принадлежности норм федерального законодательства, содержащих и конкретизирующих эти принципы применительно к конкретной области общественных отношений49. Особая значимость данного принципа доказывается его закреплением не только во всех основополагающих международных актах, но и во всех основных отраслевых российских законах. При этом административно-правовая50 и уголовно-правовая51 ответственность, установленные за дискриминацию, применяются к дискриминации в любой сфере общественной жизни, что также подтверждает общеправовой характер данной группы принципов.
Принцип гарантированности признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека

Этот принцип является в определенной степени воплощением и конкретизацией принципа гуманизма. Сложная конструкция данного принципа отражает комплексный характер задачи по обеспечению соблюдения прав и свобод человека, формирование системы, в которой они получали бы безусловное признание, соблюдение и защиту. Очевидно, что для того, чтобы каждый человек мог должным образом пользоваться своими законными правами и свободами, необходимо, чтобы эти права и свободы были официально признаны в качестве таковых государственными органами. Кроме того, требуется, чтобы сами участники общественных отношений соблюдали их. И, наконец, само государство при этом должно стоять на страже прав и свобод человека, в том числе руководствуясь данным принципом при принятии нормативных актов и в правоприменительной деятельности, а также устанавливая правомерные способы и процедуры защиты этих прав и свобод от возможного нарушения.

На международном уровне принцип гарантированности признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека прослеживается не только в самом факте принятия международных актов о правах человека или в их конкретных статьях, но прежде всего в том, что значительная часть таких актов заключена в форме международного договора и имеет обязательный характер для присоединившихся к нему государств. Более того, для обеспечения соблюдения и защиты прав и свобод, установленных в таких договорах, на международном уровне созданы специальные органы и процедуры52.

Конституция РФ непосредственно закрепляет данный принцип53 как неотъемлемый элемент признания государством высшей ценности человека, его прав и свобод. Согласно Конституции РФ, на государство возлагается безусловная обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. В соответствии с Конституцией РФ и в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами в Российской Федерации учреждены должности Уполномоченного по правам человека54 и Уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ, а также возможности учреждения подобных должностей в регионах55. Дополнительной гарантией защиты прав и свобод человека при этом является установление административного штрафа за воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного по правам человека56.

В области социального обеспечения действующие нормативные правовые акты являются наглядным свидетельством признания в Российской Федерации прав и свобод человека. Одновременно законодательство о социальном обеспечении выступает и в качестве инструмента обеспечения гарантий их соблюдения и защиты.57 При этом правовые нормы, устанавливающие гарантии соблюдения и защиты прав и свобод человека в сфере социального обеспечения, обычно дифференцированы по категории лиц, пользующихся тем или иным видом социальной защиты: инвалиды, несовершеннолетние, женщины и др.

Общеправовой характер этого принципа прослеживается в его закреплении нормами других отраслей права. Чаще всего данный принцип можно встретить в источниках трудового, административного и уголовного права58. Однако существенные элементы системы гарантий признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека встречаются и в других отраслях. Так, например, в налоговом законодательстве указанные гарантии представлены в виде социальных налоговых вычетов, невключения социально-ориентированных доходов в налоговую базу и освобождения от уплаты государственной пошлины прокуроров по заявлениям о защите прав и свобод и истцов по делам о восстановлении прав и свобод59.
Кроме того, к числу общеправовых принципов и прав относятся также принцип федерализма, принцип включения в правовую систему общепризнанных принципов и норм международного права, право на жизнь, принцип принадлежности основных прав и свобод человека каждому с момента рождения и их неотчуждаемости, принцип единства юридических прав и обязанностей, принцип демократизма, принцип непосредственности действия прав и свобод человека, а также принцип обеспечения достойной жизни и свободного развития человека.
  1   2   3

Похожие:

Конкретной отрасли. При этом принцип конкретной отрасли совсем не всегда уникален для нее. Например, принцип может иметь более общую, широкую и даже глобальную iconСтоимость обслуживания систем безопасности
Тем более стоимость работ при последующем обслуживании. Даже если у вас есть какая-то статистика, говорящая о том, что, например,...

Конкретной отрасли. При этом принцип конкретной отрасли совсем не всегда уникален для нее. Например, принцип может иметь более общую, широкую и даже глобальную iconНдд в нефтяной отрасли может быть введен в РФ с 2012г, ндпи и пошлина сохранятся – Шаталов
Москва. 19 октября. Интерфакс система налога на дополнительный доход (ндд) в нефтяной отрасли может быть введена в 2012 году при...

Конкретной отрасли. При этом принцип конкретной отрасли совсем не всегда уникален для нее. Например, принцип может иметь более общую, широкую и даже глобальную iconТест. Юридический блок «Физические лица, как участники гражданских...
Ответы выделены желтым цветом. В этом разделе не был применен принцип «одного ответа»

Конкретной отрасли. При этом принцип конкретной отрасли совсем не всегда уникален для нее. Например, принцип может иметь более общую, широкую и даже глобальную iconМетодические рекомендации «Порядок соблюдения процедуры сокращения...
Сокращение может произойти, например, в результате модернизации оборудования, хотя при этом объем работ может не уменьшиться, а,...

Конкретной отрасли. При этом принцип конкретной отрасли совсем не всегда уникален для нее. Например, принцип может иметь более общую, широкую и даже глобальную iconПоиск работы основные способы поиска работы
Но лишь немногие хорошо владеют арсеналом соответствующих методов и средств. Приводим краткий обзор основных способов поиска работы....

Конкретной отрасли. При этом принцип конкретной отрасли совсем не всегда уникален для нее. Например, принцип может иметь более общую, широкую и даже глобальную iconФедеральный закон
Технические регламенты, разрабатываемые для конкретной продукции, не действуют в части, устанавливающей более низкие, чем настоящий...

Конкретной отрасли. При этом принцип конкретной отрасли совсем не всегда уникален для нее. Например, принцип может иметь более общую, широкую и даже глобальную iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
...

Конкретной отрасли. При этом принцип конкретной отрасли совсем не всегда уникален для нее. Например, принцип может иметь более общую, широкую и даже глобальную iconРекомендации по оформлению искового заявления
Какой-либо общей формы искового заявления не существует: иск всегда составляется применительно к конкретной ситуации

Конкретной отрасли. При этом принцип конкретной отрасли совсем не всегда уникален для нее. Например, принцип может иметь более общую, широкую и даже глобальную iconСтандарт отрасли техническая эксплуатация газораспределительных систем
Настоящий стандарт отрасли регламентирует производство работ по технической эксплуатации газонаполнительных станций, газонаполнительных...

Конкретной отрасли. При этом принцип конкретной отрасли совсем не всегда уникален для нее. Например, принцип может иметь более общую, широкую и даже глобальную iconОбъединение организаций выполняющих архитектурно-строительное проектирование...
Объединение организаций выполняющих инженерные изыскания при архитектурно строительном проектировании, строительстве, реконструкции...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск