Ханты-Мансийский автономный округ
Тюменская область
Нижневартовский район
КАЗЕННОЕ ОБЩЕобразовательное учреждение
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
КОУ «Излучинская школа-интернат»
628634, Нижневартовский район, пгт. Излучинск, ул. Савкинская 29
_________________________________________________________________________________
Рассмотрено на
заседании МС
Протокол № ___
от «____» ________ 2016 г.
|
| Утверждено:
ВрИО директора КОУ «Излучинская школа-интернат»
___________Л. М. Муртазина
Приложение к приказу ОУ
«____»____________2016г.№____
|
ПРОГРАММА
ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ
ВОСПИТАННИКОВ
КОУ «Излучинская школа-интернат»
2016 Пояснительная записка Нормативно-правовой основой разработки и реализации Программы воспитания и социализации школы-интерната (далее-Программа) является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее-Концепция) и Федеральный государственного образовательного стандарта общего образования. Отмеченный в Концепции принцип социальной востребованности является основополагающим в Программе воспитания и социализации школы-интерната. Процесс социализации и воспитания не ограничивается информированием обучающегося о тех или иных ценностях, а открывает возможности добровольного и посильного включения в решение проблем взрослого сообщества, в решение реальных социальных, экологических, культурных, экономических и иных проблем семьи, школы, города и т.д.
Социальная востребованность воспитательного процесса школы-интерната стала возможна на основе социального партнерства между образовательной организацией с другими субъектами социализации-семья, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Модель воспитания «школа - семья - социум» объединяет социально-педагогическую среду школы и окружающего мира и обеспечивает эффективность процесса формирования социокультурных умений используя образовательный ресурс внеурочной деятельности школы-интерната и материально-технические ресурсы социально-педагогических партнеров.
Целью данной программы является формирование социокультурной компетентности обучающихся с нарушениями слуха.
Задачами программы является:
развитие практики социальной востребованности воспитательного процесса;
интеграция деятельности классного руководителя, воспитателя, учителя-дефектолога и педагога-психолога в процессе формирования социокультурных компетентностей через применение ими методики воспитательной работы, принципа деятельностного подхода, современных психолого-педагогических технологий;
реализация мер по развитию образовательной и творческой среды в рамках социального партнерства и развитие эффективной системы социализации детей.
Планируемые результаты программы:
сформирована сеть социально-педагогического партнерства;
внедрены социально-практико-ориентированных технологии воспитания, реализована деятельность детской организации «Орбита»
сформировано единое тематическое планирование внеурочной деятельности, в основе которого лежат современный национальный воспитательный идеал
обеспечен комплексный мониторинг результативности программы воспитания и социализации;
внедрены современные технологии выявления талантливых учащихся
Программа включает планируемые результаты освоения программы воспитания и социализации, содержание и тематическое планирование с указанием количества часов.
Воспитательный процесс носит индивидуально-личностную и коррекционно – развивающую направленность, в основе реализации лежит деятельностный подход, социально-педагогическое партнерство субъектов образовательного процесса, современные воспитательные технологий общего образования такие как создание разнообразных ситуаций взаимодействия обучающихся друг с другом, с педагогами, со слышащими людьми на основе сотрудничества; включению школьников в различные типы деятельности: коммуникативную, предметно-практическая, познавательную, творческую, рефлексивную с использованием эффективных средств воспитания - проектная деятельность, коллективное творческое дело, общественно-полезный труд, интерактивный метод, практико-ориентированные дела и мероприятия, самообслуживание, моделирование реальных ситуаций, профессиональная ориентировка, экскурсии и тд.
Социокультурная компетентность, по мнению Н.Г. Муравьевой, представляет собой комплексную систему культурологических знаний и социального опыта, опыта осуществления способов деятельности, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностного отношения. Формирование и развитие социокультурной компетентности, происходит, при условии, если обучаемый не только получает и использует информацию, а пропускает ее через свои культурные нормы и ценности, извлекает при этом определенный смысл, который реализуется в виде умения действовать. Муравьева Н.Г. Понятие социокультурной компетенции в современной науке образовательной практике \\Вестник Тюменского государственного университета. 2011 . №9, с 94-132. Планируемые результаты освоения Программы воспитания и социализации
Направления
| Предметные
| Метапредметные
| Личностные
| Организация образовательных событий как технология социализации детей и гражданской идентичности
| Представления о государственной символике, законах Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
| Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиском средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем поискового и творческого характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование доступных (с учетом особенностей речевого развития глухих детей) речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, вести диалог, излагая свое мнение и аргументируя свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
умение работать в материальной и информационной среде;
планировать и осуществлять рефлексию разных видов деятельности;
работать малыми группами, коллективно и индивидуально;
соблюдать этикетные нормы в диалогах типичных ситуациях бытового, учебно-трудового, культурного общениях;
общаться с окружающими в различных социокультурных организациях;
сотрудничать в совместной деятельности;
осуществлять навыки самоконтроля;
участвовать в диалоге на основе слухо-зрительного восприятия устной речи;
оценивать качества выполненной работы (своей и товарища) в соответствии с принятыми требованиями;
высказывать свое мнение, выражать свое отношение к предмету деятельности;
уважать чужое мнение, прислушиваться к нему, корректировать свое поведение в зависимости от ситуации общения.
| Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою родину, российский народ и историю России; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками (включая лиц с нормальным и нарушенным слухом) в разных видах учебной и внеурочной деятельности, различных социальных ситуациях; умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении (умение адекватно оценивать свои силы; пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами, необходимыми ассистивными средствами в разных ситуациях; специальной тревожной кнопкой на мобильном телефоне; написать при необходимости sms-сообщение и другое);
овладение начальными умениями адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умения включаться в разнообразные повседневные бытовые и школьные дела, вступать в общение в связи с решением задач учебной и внеурочной деятельности);
потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
− мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
| Я и общество. Познай себя. Нравственная культура
| Основы здорового образа жизни
| элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; элементарные представления по борьбе со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом, о синдроме приобретенного иммунодефицита (СПИД), о безопасном и ответственном использовании онлайн-технологий и мобильных телефонов
| Профилактика пагубных привычек и суицидальных намерений у подростков
| знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека, пагубных привычек
| Трудовая культура
| ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
− осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
− первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
| Привитие навыков безопасного поведения (ПБ) на улицах, дорогах, в природе
| Представления о правилах дорожного движения, формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах;
формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным; формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, формирование общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить собственной жизнью и жизнью других людей, смотреть в будущее с оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально-значимой сфере;
первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, действия в экстремальных ситуациях
| Практическое обучение детей ведению хозяйства
| Представления о бюджете, семейном бюджете, планировании бюджета. ведении домашнего хозяйства, энергосбережении, представлении о правилах пользования услугами банка, коммунальных платежах, многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг, учреждениях по трудоустройству. Представления о работе с документами, оформлении медицинский документов, записи на прием к врачу/ представления о средствах передвижения и планирования поездок.
| Правовая защищенность
| Представление о законах, законодательстве в области образования, прав и обязанностей гражданина российской федерации, защиты прав людей, детей и инвалидов, гражданской обороны, пожарной безопасности, природной и техногенной опасности, воинской обязанности, правонарушениях и преступлениях
| Профессиональная ориентация
| Представления об основных профессиях. Первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно - трудовых проектов. Умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно - трудовых заданий. Умение соблюдать порядок на рабочем месте; бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам. Отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей
| Коммуникативная культура
| Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию на основе словесной речи (в устной и письменной формах) как средство достижения цели, использование в речевом общении устно-дактильной формы речи как вспомогательной
Расширение круга ситуаций, в которых глухой обучающийся может использовать коммуникацию, в том числе устную, как средство достижения цели.
Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор.
Умение получать и уточнять информацию от собеседника в ходе коммуникации на основе словесной речи на знакомые ребенку темы, извлекать значимую информацию из общения, соотносить его цель и результат.
Стремление выражать свои мысли и чувства так, чтобы быть понятым собеседником.
| Основные направления реализации процесса воспитания и социализации:
Организация образовательных событий как технология социализации детей и гражданской идентичности
Я и общество. Познай себя. Нравственная культура
Основы здорового образа жизни
Профилактика пагубных привычек и суицидальных намерений у подростков
Трудовая культура
Привитие навыков безопасного поведения (ПБ)на улицах, дорогах, в природе
Практическое обучение детей ведению хозяйства
Правовая защищенность
Профессиональная ориентация
Коммуникативная культура
Содержание направлений реализации процесса воспитания и социализации
Направление
| Содержание
| Организация образовательных событий как технология социализации детей и гражданской идентичности
| Элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших закона представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе ХМАО – Югре. Элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении. Элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе. Стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города, уважительное отношение к русскому языку, к жестовому языку как государственному, языку общения. Начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны. Элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов. Интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится образовательное учреждение
Любовь к школе, своему городу, народу России. Уважение к защитникам Родины.
| Я и общество. Познай себя. Нравственная культура
| Я, семья, соседи. Я, класс, школа. Основы взаимоотношений в коллективе. Культура взаимоотношений. Культура жилища. Культура поведения в транспорте. Средства связи. Медицинская помощь. Мое положение в семье. Мои отношения и взаимоотношения с членами семьи. Мое общение сверстниками и друзьями по школе. Мое положение среди сверстников (с нарушенным и нормальным слухом).
Мои друзья. Основы взаимоотношений в семье. Мои любимые занятия (книги). Семейные праздники. Мир моих увлечений. Мое и наше. Раздели печаль и радость другого.
Правила поведения в школе, дома. Поздравительные открытки. Правила поведения в классе, школе, семье, в общественных местах. Поздравительные открытки. История и культура глухих людей. Достижения глухих людей в труде, спорте, искусстве и др.
| Основы здорового образа жизни
| Правила здорового образа жизни» Борьба с терроризмом. Плюсы и минусы здорового образа жизни. Проектная деятельность «Увлечение здоровым образом жизни» Фоторепортаж «Мое отношение к здоровому образу жизни». Правила здорового питания. Виды питания. Меню, завтрак, обед, ужин. Измерение температуры, умывание, постановка горчичников, чтение инструкции показаний и применения лекарств». Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за медицинской помощью, точно описать возникшую проблем. Правила безопасного поведения в окружающей среде. Элементарными умениями поведения в чрезвычайных ситуациях. Опасные для человека ситуации в быту, на улице, в природе. Соблюдает правила безопасного поведения. Формирование негативного отношения к факторам риска здоровью обучающихся. Борьба с алкоголизмом, курением. Последствия опасного поведения. Негативное отношение к факторам риска здоровью обучающихся. Борьба с наркоманией и наркобизнесом. Человек и космос. Сильные и здоровые люди могут лететь в космос. Космос – это мы. Портрет космонавта. Опасные ситуации в природе для человека. Оказание первой помощи. Правила безопасного поведения в окружающей среде во время летних каникул. Борьба со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом, синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) приобрел масштабы пандемии, безопасное и ответственное использование онлайн-технологий и мобильных телефонов.
| Профилактика пагубных привычек и суицидальных намерений у подростков
| Представления о ценности здоровья, жизни человека, об эффективных способах поведения, решения проблем. Умение принять себя; навыки рефлексии, осознания себя; социальные навыки, способствующие эффективному взаимодействию с окружающими; навык решения собственных проблем.
| Трудовая культура
| Правила хранения и содержания слуховых аппаратов. Самообслуживание. Хозяйственный инвентарь. Инструменты и их применение. Правила техники безопасности. Приготовление пищи. Гигиена приготовления пищи. Столовая посуда, ее назначение. Санитарно-гигиенические требования к столовой посуде. Сервировка стола к завтраку, ужину. Правила хранения школьного имущества. Правила ухода за одеждой и обувью. Мелкий ремонт одежды (пришивание пуговиц, вешалки, крючка, зашивание распоровшегося шва). Правила уборки помещения, бытовые приборы, техника безопасности. Генеральная уборка помещения (последовательность работ).
| Привитие навыков безопасного поведения (ПБ)на улицах, дорогах, в природе
| Правила поведения на улицах и дорогах» Операция «Внимание, дети! Осторожно! Гололед! О правилах поведения в зимний период на дорогах. Добрая дорога детства. Дорожная азбука. Изучаем знаки дорожного движения. Правила поведения в природе зимой, на улице во время зимних каникул. Травмы и их предупреждение. Обязанности пешеходов. Правила предотвращения травматизма на дороге, воде, в быту. Знаки дорожного движения. Полезные и вредные привычки. ПК – друг или враг. Компьютерная азбука. Правила пожарной безопасности. День пожарной охраны. Правила поведения на загородной дороге, на дороге в большом городе
| Практическое обучение детей ведению хозяйства
| Планирование бюджета. Два вида трат - Удовольствие и Безрассудство. Учимся рассчитывать собственный бюджет. Мой личный бюджет. Как им распорядиться. Рассчитываем покупки в продовольственном магазине. Как экономно вести домашнее хозяйство. Энергосбережение. Хитрости экономного использования природных ресурсов в семье. Правила пользования услугами банка. Открытие счета, коммунальные платежи. Заполнение бланков, открытие счета, осуществление коммунальных оплат. Подарки на дни рождения моим близким. Мой бюджет и возможность приобретения подарков. Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). оформление медицинский документов. Запись на прием к врачу. Самолечение- это плохо или хорошо. Аэровокзал, маршруты, порядок приобретения билетов. Планирование поездки, приобретения билетов, поездка на автобусе, поезде, самолете. Учреждения и отделы по трудоустройству.
| Правовая защищенность
| Что такое закон? Главный закон страны. Конституция Российской Федерации. Федеральный закон «Об образовании в РФ. В соответствии с каким законом дети должны учиться. Гражданская оборона. Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Меры предотвращения и спасения. Как уберечь себя от опасности. Семейная толерантность. Права и обязанности детей в семье. Конституции Российской Федерации. Права инвалидов в российской Федерации. Документы, защищающие права ребенка. Защита прав ребенка в РФ. Международный день памяти жертв Холокоста. «Воинская обязанность в России – обязанность гражданина России по защите Отечества. Вооруженные Силы РФ. Права и обязанности женщин в РФ. Женщина и семья, права и обязанности. Права, обязанности и ответственность. в области пожарной безопасности граждан РФ. Органы местного самоуправления. Административное право. Правонарушения. Взыскания Уголовное право. Преступление».
| Профессиональная ориентация
| Представления профессиях. Коллективная работа, ее значение. Дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно - трудовых заданий. Порядок на рабочем месте; бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам. Лень и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.
| Коммуникативная культура
| Развитие обучающихся устной и письменной коммуникации; овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач; способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем их возрасту и развитию; развитие умений вступать в устную коммуникацию, слухозрительно воспринимать устную речь (с использованием слуховых аппаратов), говорить достаточно внятно и естественно, реализуя произносительные возможности.
|
|