Педагогическая практика для специальности 020700 история рабочая программа «согласовано»


НазваниеПедагогическая практика для специальности 020700 история рабочая программа «согласовано»
страница1/4
ТипПедагогическая практика
filling-form.ru > Туризм > Педагогическая практика
  1   2   3   4


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ЯРОСЛАВА МУДРОГО

_______________________________________________
КАФЕДРА ИСТОРИИ И АРХЕОЛОГИИ РОССИИ

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан исторического факультета

__________________Г.А.Игнатьев

«_______» _________ 2006 г.


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Для специальности 020700 – история

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«СОГЛАСОВАНО» Принята на заседании кафедры

Начальник учебного отдела истории и археологии России

_____________ Н.Н.Ульман Заведующий кафедрой

«____» ___________ 2006 г. ____________ В.Ф.Андреев

«____» ______________ 2006 г.

Разработала ст. преподаватель

кафедры истории и археологии России

___________________ И.И.Колеганова

«_____» ___________ 2006 г.

2006

Содержание


Введение ……………………………………………………………..

1. Организация педагогической практики ...………………………….…....

2. Цели и задачи педагогической практики ...…………………………..….

3. Содержание педагогической практики …………………….……………

4. Задания по педагогической практике для студентов IV курса……....…

4.1. Задания по методике преподавания истории………………………

4.2. Задания по психологии ………………….………………………..…

4.3. Задания по педагогике…………………………………………….…

5. Задания по педагогической практике для студентов V курса …………

5.1. Задания по методике преподавания истории ……………………...

5.2. Задания по психологии …………………….………………………..

5.3. Задания по педагогике……………………………………………….

Литература……………………………………………………………………

Приложения…………………………………………………………………..


3

4

10

16

22




Введение

Педагогическая практика студентов-историков входит в обязательный минимум содержания программы профессиональной подготовки преподавателя (третий уровень высшего профессионального образования) на базе специальности «история» согласно государственным требованиям к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации «Преподаватель».

Порядок проведения практики студентов НовГУ регулируется приказом Министерства образования РФ №1154 от 25.03.2003. «Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования», а также «Положением о порядке проведения практики студентов Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого (НовГУ)» от 1 декабря 2003 г. Цели и объемы практики определяются государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «история» (ГОС ВПО).

Практика проводится на IV-м и V-м курсе. На IV-м курсе практика проводится в течение двух недель в 5-9 классах общеобразовательных заведений, на V-м – пяти недель в 9-11 классах общеобразовательных заведений.

Педагогическая практика, таким образом, призвана стать завершающим этапом в процессе подготовки специалиста-преподавателя, развить и закрепить соответствующие умения в сфере преподавания.


  1. Организация педагогической практики

Руководство педагогической практикой осуществляют заведующий практикой НовГУ, факультетский руководитель, групповой руководитель, а также методисты по истории, педагогике, психологии, руководитель практики от школы, учитель, классный руководитель. Непосредственными руководителями педагогической практикой студентов являются указанные методисты, групповой руководитель, учитель, классный руководитель. Примерная структура организации педагогической практики в университете может быть представлена следующей схемой:

Схема 1. Структура организации педагогической практики в НовГУ

НовГУ




Заведующий практикой НовГУ







Факультетский руководитель




Специалист

по педагогике

Специалист по методике

преподавания истории

Специалист

по психологии




Групповой руководитель
















студент







Учитель истории







Классный руководитель















Руководитель практики от школы




ОУ
Руководитель практики НовГУ:

  • устанавливает связь с руководителями практики от организации и, совместно с ними, составляет рабочую программу проведения практики;

  • несет ответственность совместно с руководителем практики от организации за соблюдение студентами правил техники безопасности;

  • осуществляет контроль за соблюдением сроков практики и ее содержанием.

Руководитель практики от кафедры:

  • принимает участие в распределении студентов по рабочим местам;

  • определяет групповых руководителей;

  • оказывает методическую помощь студентам при сборе отчетных материалов;

  • организует установочную и итоговую конференцию;

  • оценивает результаты выполнения студентами программы практики.

Групповой руководитель:

  • принимает участие в распределении студентов по рабочим местам;

  • организует встречу студентов с представителями администрации школы в первый день практики, совместно с которыми осуществляет распределение студентов по классам, знакомит с классными руководителями, учителями-предметниками;

  • оказывает методическую помощь студентам при выполнении ими индивидуальных заданий;

  • организует итоговую конференцию в школе, с участием представителей администрации, учителей-методистов, классного руководителя.

Специалист по методике преподавания истории:

  • разрабатывает тематику индивидуальных заданий;

  • оказывает методическую помощь;

  • оценивает результаты выполнения студентами заданий по методике преподавания истории.


Специалист по педагогике:

  • разрабатывает тематику индивидуальных заданий;

  • оказывает методическую помощь;

  • оценивает результаты выполнения студентами заданий по педагогике.

Специалист по психологии:

  • разрабатывает тематику индивидуальных заданий;

  • оказывает методическую помощь;

  • оценивает результаты выполнения студентами заданий по психологии.

Руководитель практики от предприятия (школы) – это высококвалифицированные специалисты соответствующего профиля, организующие деятельность учителя истории и классного руководителя в работе с практикантами и также руководящие практикой студентов.

Учитель истории знакомит студента с тематическим планированием, формами поурочного планирования, методической системой обучения истории, планированием внеклассной работы по истории, также знакомит студента с оснащением кабинета истории, возможностями кабинета при подготовке урока истории и внеклассного мероприятия, участвует в составлении календарного плана работы практиканта на период практики, консультирует студентов по разрабатываемым темам уроков, проверяет конспекты, анализирует и оценивает уроки, помогает в подготовке внеклассного мероприятия по истории, анализирует и оценивает его, дает отзыв о работе студента с оценкой («отлично», «хорошо», «удовлетворительно»), основываясь на программных требованиях к прохождению студентами педагогической практики.

Классный руководитель знакомит студента с классом, дает отдельные характеристики, знакомит с работой классного руководителя, участвует в составлении и утверждении календарного плана, организует студентов на выполнение текущей работы классного руководителя (проверки дневников, дежурство и т.д.), помогает в подготовке и проведении внеклассного мероприятия, анализирует и оценивает его, представляет отзыв о работе студента с оценкой, основываясь на программных требованиях к прохождению студентами педагогической практики.

Перед выходом на практику

  • студентам предлагается список общеобразовательных учреждений для выбора места прохождения практики (предпочтительными базами производственных практик студентов являются предприятия, учреждения, организации, с которыми НовГУ имеет долгосрочные договоры на проведение практики); допускается самостоятельный подбор студентами мест практики, в том числе и по месту жительства иногородних студентов; предложенные студентами места практик обязательно согласуются с кафедрой ИАР (факультетским руководителем), распределение студентов по местам практики оформляется не позднее, чем за 2 недели до начала практики;

  • проводится установочная конференция, на которой студенты получают направления на практику, указания по организации и содержанию практики, рекомендации по выполнению практических заданий.

Выход на практику.

Первая неделя – ознакомительная или «пассивная». Студенты знакомятся с непосредственными руководителями практикой в школе, школьной документацией, оборудованием кабинета, детским коллективом, посещают уроки учителя истории, мероприятия классного руководителя, планируют свою деятельность на период практики.

Последующее время предполагает возможность активное включение студентов в образовательный процесс по заранее намеченному плану, включая посещение уроков сокурсников.

Каждый студент обязан:

  • выполнять все запланированные мероприятия индивидуального плана;

  • заранее обсуждать составленный конспект урока с учителем истории и при необходимости с методистами;

  • соблюдать правила внутреннего распорядка школы;

  • в случае болезни или иных причин пропуска занятий заранее извещать учителя истории, классного руководителя о невозможности продолжить работу на определенный срок;

  • приходить в школу опрятно и соответствующе одетым,

  • проявлять такт в общении с окружающими, следить за культурой речи;

  • провести зачетный урок, зачетное мероприятие в присутствии методистов;

  • принять участие в итоговой конференции в школе;

  • сдать отчетную документацию в установленные сроки;

  • присутствовать на итоговой конференции в вузе.

Студент имеет право на методическую помощь со стороны руководителей практики, на проявление творческой инициативы.

С момента зачисления студентов в качестве практикантов на рабочие места на них, в период практики, распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие в организации. Продолжительность рабочего дня студентов при прохождении практики в организациях составляет для студентов в возрасте от 18 лет и старше не более 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ).

Студентам, имеющим стаж практической работы по профилю подготовки, по решению выпускающих кафедр, практика (за исключением преддипломной) может быть зачтена.

Подведение итогов педагогической практики.

Согласно «Положения о порядке проведения практики студентов Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого (НовГУ)», аттестация студентов по программе практики проводится в форме зачета с аттестационными оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Необходимым условием допуска студента к зачету по практике является представление им на кафедру отчета по практике, оформленного в соответствии с требованиями кафедры ИАР (в 3-дневный срок после окончания практики) и имеющего отзыв руководителя от базы практики. Оценка по практике приравнивается к оценкам (зачетам) по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.

Студенты, не выполнившие программы практик по уважительной причине, направляются на практику вторично, в свободное от учебы время. Студенты, не выполнившие программы практик без уважительной причины или получившие отрицательную оценку, могут быть отчислены НовГУ как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном уставом НовГУ.

Общая оценка за педпрактику складывается из оценок за проведенный зачетный урок (оценку выставляет учитель истории), внеклассное мероприятие (оценку ставит классный руководитель), выполненного задания по методике преподавания истории, педагогике, психологии.

По итогам педпрактики проводится итоговая конференция, куда приглашаются руководители практикой НовГУ, декан или зам. декана исторического факультета и где подводятся общие итоги педагогической практики, объявляются оценки.

  1. Цель и задачи педагогической практики


Главная цель педагогической практики – профессиональное становление преподавателя истории.

Для этого необходимо развитие и закрепление соответствующих знаний и умений в сфере преподавания истории, что и предполагает формирование квалифицированного специалиста и преподавателя историка.

Требования к профессиональной компетентности преподавателя (в соответствии с требованиями к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации «Преподаватель») включают в себя несколько блоков.

Преподаватель должен:

  • понимать роль учебных заведений в обществе, основные проблемы дисциплин, определяющие конкретную область его деятельности;

  • знать основные законодательные документы, касающиеся системы народного образования, права и обязанности субъектов учебного процесса (преподавателей, руководителей, учащихся и родителей);

  • понимать концептуальные основы предмета, его место в общей системе знаний и ценностей, а также в школьном учебном плане;

  • учитывать в педагогической деятельности индивидуальные различия учащихся, включая возрастные, социальные, психологические и культурные;

  • обладать знаниями (предмета), достаточными для аналитической оценки, выбора и реализации образовательной программы, соответствующей уровню подготовленности учащихся, их потребностям, а также требованиям общества.

Преподаватель должен знать:

  • сущность процессов обучения и воспитания, их психологические основы;

  • воспитательные и образовательные системы прошлого и настоящего; общие вопросы организации педагогических исследований, методы исследований и их возможности, способы обобщения и оформления результатов исследовательского поиска;

  • пути совершенствования мастерства учителя и способы самосовершенствования;

  • дидактику (предмета);

  • содержание и структуру школьных учебных планов, программ и учебников;

  • требования к минимуму содержания и уровню подготовки учащихся (по предмету), устанавливаемые государственным образовательным стандартом;

  • вопросы частных методик школьных курсов (по предмету);

  • различные подходы к изучению основных тем школьного курса, новые технологии обучения;

  • методы формирования навыков самостоятельной работы и развития творческих способностей и логического мышления учащихся;

  • научные основы школьного курса (предмета), историю и методологию соответствующей науки;

  • структуру и архитектуру ПЭВМ, основные операционные системы, компьютерные инструментальные средства, методы компьютерной обработки информации.

Преподаватель должен уметь:

  • проектировать, конструировать, организовывать и анализировать свою педагогическую деятельность;

  • планировать учебные занятия в соответствии со школьным учебным планом и на основе его стратегии;

  • обеспечивать последовательность изложения материала и междисциплинарные связи предмета с другими дисциплинами;

  • разрабатывать и проводить различные по форме обучения занятия, наиболее эффективные при изучении соответствующих тем и разделов программы, адаптируя их к разным уровням подготовки учащихся;

  • ясно, логично излагать содержание нового материала, опираясь на знания и опыт учащихся;

  • отбирать и использовать соответствующие учебные средства для построения технологии обучения;

  • анализировать учебную и учебно-методическую литературу и использовать ее для построения собственного изложения программного материала;

  • организовывать учебную деятельность учащихся, управлять ею и оценивать ее результаты;

  • применять основные методы объективной диагностики знаний учащихся по предмету, вносить коррективы в процесс обучения с учетом данных диагностики;

  • использовать сервисные программы, пакеты прикладных программ и инструментальные средства ПЭВМ для подготовки учебно-методических материалов, владеть методикой проведения занятий с применением компьютера;

  • создавать и поддерживать благоприятную учебную среду, способствующую достижению целей обучения;

  • развивать интерес учащихся и мотивацию обучения, формировать и поддерживать обратную связь.

Преподаватель должен иметь представление о:

  • связях школьных разделов предмета с соответствующими вузовскими дисциплинами;

  • методических аспектах предмета в целом, отдельных тем и понятий;

  • методах и приемах составления задач, упражнений, тестов по различным темам;

  • возможностях применения компьютерной техники в учебном процессе;

  • принципах построения обучающих и контролирующих программ разного уровня сложности.

Требования к профессиональной подготовленности специалиста-историка (в соответствии с содержанием государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «история»).

Специалист отвечает следующим требованиям:

  • хорошо подготовлен в области всеобщей и отечественной истории и умеет применять свои знания в практической деятельности;

  • знаком с основными учениями в области гуманитарных и социально-экономических наук, способен научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

  • знает этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при разработке экологических и социальных проектов;

  • имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в живой и неживой природе, понимает возможности современных научных методов познания природы и владеет ими на уровне, необходимом для решения задач, возникающих при выполнении профессиональных функций;

  • владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты;

  • свободно владеет государственным языком Российской федерации – русским языком;

  • способен читать и использовать научную литературу на иностранном языке (языках);

  • знает и умеет грамотно использовать в своей деятельности профессиональную лексику;

  • умеет на научной основе организовать свой труд, владеет методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности, знает и использует достижения информатики в своей области;

  • способен, учитывая современное состояние науки и имеющуюся социальную практику, к переоценке накопленного опыта, умеет приобретать новые знания, используя современные образовательные технологии;

  • понимает сущность и социальную значимость своей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний;

  • способен к проектной деятельности в профессиональной сфере на основе системного подхода, умеет строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;

  • способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изученных им наук;

  • знаком с методами управления, умеет организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требований, знает основы педагогической деятельности;

  • методически и психологически готов к применению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами;

  • владеет общей и частными методиками в профессиональной сфере;

  • умеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в специальной литературе;

  • обладает необходимыми знаниями в области библиографии,– умеет применять и использовать сервисные программы, пакеты прикладных программ и инструментальные средства ЭВМ для подготовки методических материалов;

  • обладает углубленными знаниями в сфере профессиональной специализации: владеет современной методологией и методикой решения профессиональных задач;

  • способен формировать собственные исследовательские программы в сфере профессиональной специализации.

Сферами профессиональной деятельности преподавателя являются:

  • учреждения системы образования различных форм собственности (средние и средние специальные учебные заведения, гимназии и лицеи, высшие учебные заведения);

  • учреждения, организации, предприятия, деятельность которых связана с различными аспектами преподавания (культурно-просветительская, экспертно-аналитическая, организационно-управленческая (работа в органах государственного, регионального управления) деятельность).
  1   2   3   4

Похожие:

Педагогическая практика для специальности 020700 история рабочая программа «согласовано» iconФгос во рабочая программа практики рабочая программа производственной...

Педагогическая практика для специальности 020700 история рабочая программа «согласовано» iconФгос во рабочая программа практики рабочая программа производственной...

Педагогическая практика для специальности 020700 история рабочая программа «согласовано» iconРабочая программа дисциплины «педагогическая практика»
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы аспирантов

Педагогическая практика для специальности 020700 история рабочая программа «согласовано» iconРабочая программа дисциплины «педагогическая практика»
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы аспирантов

Педагогическая практика для специальности 020700 история рабочая программа «согласовано» iconРабочая программа дисциплины «педагогическая практика»
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы аспирантов

Педагогическая практика для специальности 020700 история рабочая программа «согласовано» iconРабочая программа дисциплины «педагогическая практика»
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы аспирантов

Педагогическая практика для специальности 020700 история рабочая программа «согласовано» iconЗадачи летней педагогической практики
Летняя педагогическая практика является важнейшей составной частью образовательного процесса в педагогическом вузе и способствует...

Педагогическая практика для специальности 020700 история рабочая программа «согласовано» iconРабочая программа по курсу «Всеобщая история. История Нового времени»,...
...

Педагогическая практика для специальности 020700 история рабочая программа «согласовано» iconРабочая программа для студентов направления подготовки 44. 03. 01. «Педагогическое образование»
Яркова Т. А., Черкасова И. И. Летняя педагогическая практика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...

Педагогическая практика для специальности 020700 история рабочая программа «согласовано» iconРабочая учебная программа по дисциплине Педагогическая практика
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск