ВВЕДЕНИЕ
Вы держите в руках необычную книгу. Это программа для родителей и педагогов, которая называется «Из детства — в отрочество». В название программы авторы вложили особый смысл, связанный с ее содержанием, целями и задачами. Общеизвестно, что детство — это уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь. Период отрочества закрепляет достижения детства и использует их. При этом педагоги и психологи справедливо настаивают на том, что от взрослых, воспитывающих ребенка и в детстве, и в отрочестве, в первую очередь зависит, как будет протекать его развитие в самом трудном, подростковом возрасте. Правильно построить взаимоотношения с подростком трудно, а зачастую и невозможно, если они не сложились гораздо раньше — в детстве. Путь из детства в отрочество ребенок проходит с родителями, воспитателями и учителями начальной школы. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни — родители. Благодаря их любви, заботе, эмоциональной близости ребенок растет и развивается, у него возникает чувство доверия к миру и окружающим его людям. На определенном отрезке дороги раннего и дошкольного детства ребенок поступает в детский сад. Это событие влечет за собой значительные изменения в его жизни. Теперь его окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и которые составляют иную общность, чем его семья. Но малышу не страшно, потому что рядом с ним его родители. Крепко держа маму за руку, он доверчиво протягивает свою маленькую, теплую ладошку воспитателю. С этого момента идти ребенку по дороге своего детства становится и легче, и труднее. Легче, если родители и воспитатели объединят свои усилия и обеспечат малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь и в детском саду, и дома. А детский сад, в свою очередь, будет способствовать развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками и обеспечит подготовку к школе. Труднее идти по дороге дошкольного детства станет потому, что именно в детском саду при решении воспитательно-образовательных задач возникают первые сложности, связанные с развитием ребенка, его поведением. И если воспитатели обратят на это внимание, а родители отмахнутся от них и не примут участия в их разрешении, то в школе их ждут самые печальные последствия. Специалисты по дефектологии считают, что одной из причин устойчивой неуспеваемости детей в школе является отсутствие своевременной помощи ребенку в период дошкольного детства со стороны семьи и детского сада, невнимание к его здоровью и физическому развитию с самого раннего возраста. Это вовсе не означает, что для большинства таких детей требуется серьезная коррекция личностного развития, которую может оказать только специалист. Своевременно им можно было помочь только силами семьи и детского сада. И в этой работе особая роль принадлежит родителям. В первую очередь это связано с тем, что в дошкольном детстве именно родители оказывают самое большое влияние на личностное развитие ребенка. И если они не будут поддерживать действия воспитателей или станут противоречить им, то многие усилия педагогов могут оказаться напрасными. Но этого недостаточно. Важно, чтобы родители были в курсе всего воспитательно-образовательного процесса, сопереживали малышу и помогали ему добиться нужного результата. Немаловажным является и тот факт, что воспитатели не будут рядом с малышом на протяжении всего периода детства. На пороге школы они с грустью попрощаются с ним, и следующий ответственный отрезок пути своего детства ребенок должен будет пройти со своими родителями и учителем начальной школы. Сделать это будет значительно легче, если усилия родителей и учителейобъединятся. И теперь для этого есть серьезные предпосылки. Благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада родители приобрели опыт педагогического сотрудничества как со своим ребенком, так и с педагогической общественностью в целом. Как следствие, в дальнейшем будет полностью исключено традиционное положение дел, когда родителям отводится роль восхищенного зрителя, комментатора или болельщика, с тревогой ожидающего очередного результата. Участие родителей в жизни своих детей не только дома, но и в детском саду поможет им: • преодолеть собственный авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка; • относиться к своему ребенку как к равному себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми. Главное — не норматив, а личностные достижения каждого. Если ребенок что-то сделал лучше, чем вчера, и это осознается им, то можно радоваться его личностному росту, развитию; • знать его сильные и слабые стороны и учитывать их. А это значит, что при поступлении в школу в самосознании ребенка не произойдет драматической смены самооценки (в детском саду был умным, а в школе — неумеха); • проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовым к эмоциональной поддержке; • понимать, что путем одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, а можно лишь подавить или запугать ребенка. Если мы хотим добиться желаемого результата, необходимо, чтобы он сам захотел принять участие в работе. А для этого у взрослого с ребенком должны быть хорошие, доверительные отношения и искреннее желание участвовать в его делах, радостях и горестях. В итоге общение с учителем как в начальной, так и в средней школе не вызывает затруднений у родителей. Они готовы к диалогу, умеют отстоять собственную точку зрения и интересы ребенка, а если потребуется, то и защитить его. Понимание родителями процессов развития, происходящих с их ребенком, и своевременное вмешательство в них позволит намного эффективнее решать задачи, связанные с формированием здоровья, осуществлять профилактику ранних отклонений в его развитии. Кроме того, совместная деятельность пап и мам с детьми на протяжении раннего и дошкольного детства, а затем и в начальной школе позволит повысить качество образования детей и использовать потенциальные возможности каждого ребенка. Все это становится возможным лишь в условиях полного взаимного доверия и многолетней работы, которая должна проводиться на научной основе не с каждым участником этого процесса — отдельно родителями и воспитателями, а одновременно со всеми вместе. Для того чтобы воспитатели дошкольных образовательных учреждений могли взаимодействовать с родителями, и была создана программа «Из детства — в отрочество». Правовой основой взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями являются документы международного права (Декларация прав ребенка и Конвенция о правах ребенка), а также законы Российской Федерации (Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Законы «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»). Декларация прав ребенка является первым международным документом, в котором родители призываются к признанию и соблюдению прав детей на образование, физическое, умственное, нравственное и духовное развитие в условиях свободы и достоинства. Конвенция ООН о правах ребенка признает за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения, юридическое право на: • воспитание; • развитие; • защиту; • активное участие в жизни общества. Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее. Конвенция о правах ребенка была ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года и вступила в силу 15 сентября 1990 года; и таким образом в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции стала составной частью правовой системы Российской Федерации. Отдельные права детей и обязанности родителей были закреплены в Конституции Российской Федерации, в Гражданском и Семейном кодексах. Был принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». В ст. 63 Семейного кодекса РФ оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей. Подчеркивается ответственность за воспитание, здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие ребенка. Кроме того, указано, что обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Право ребенка-дошкольника на образование гарантируется государством в ст. 43 Конституции и конкретизируется в ст. 18 Закона «Об образовании», которая целиком посвящена образованию детей дошкольного возраста. В них указано, что родители являются первыми педагогами ребенка-дошкольника и именно они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития его личности. К основным, наиболее важным положениям этих документов, которые нашли отражение в программе для родителей и педагогов «Из детства — в отрочество», относятся: • право ребенка на образование, гуманистическое по своему характеру, охрану здоровья и отдых, свободное участие в культурной и творческой жизни, занятия искусством; • бережное отношение к индивидуальности каждого ребенка, особенностям его развития; • право ребенка на защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления, отсутствия заботы или небрежного обращения; • взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей с целью формирования здоровья, воспитания и полноценного развития ребенка. Программа «Из детства — в отрочество» комплексная и охватывает возраст от 1 года до 7 лет. В программе определены задачи, которые надо решать в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения по двум взаимосвязанным направлениям — «Здоровье» и «Развитие». Первое направление программы — «Здоровье» — обеспечивает охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их развитие и эмоциональное благополучие. Родителям предоставляется возможность вместе с педагогами и медицинскими работниками дошкольного образовательного учреждения с раннего возраста вначале изучить и оценить здоровье каждого ребенка, а затем выбрать индивидуальную тактику для его формирования. Второе направление программы — «Развитие» — нацелено на: • развитие личности ребенка (компетентности, инициативности, самостоятельности, любознательности, способности к творческому самовыражению); • приобщение детей к общечеловеческим ценностям. Каждое направление имеет вводную и основную части. Вводная часть носит публицистический характер. Ее цель — привлечь внимание родителей и педагогов к проблемам, связанным с воспитанием, здоровьем и развитием детей, и обосновать необходимость использования определенного содержания образования. Авторы понимают, что у родителей нет сил и времени для работы с большим по объему научным материалом. Поэтому постарались в вводной части программы как можно короче и доступнее изложить только те психолого-педагогические условия, которые необходимы для реализации непрерывного образования, т. е. плавного, безболезненного перехода ребенка из групп раннего возраста в дошкольные, из дошкольного образовательного учреждения в школу. В основной части представлены задачи, которые необходимо решать в семье и дошкольном образовательном учреждении, для того чтобы обеспечить формирование здоровья, воспитание и полноценное развитие ребенка на этапе раннего и дошкольного детства. Для реализации программы создан комплект методических материалов для родителей и педагогов, обеспечивающий целостность педагогического процесса, позволяющий осуществить согласованный подход по всем направлениям взаимодействия взрослого с ребенком. При желании каждый родитель может более подробно изучить интересующий его вопрос, познакомившись со всем комплектом методических материалов полностью, который, кроме данной программы, включает пособия по: • оптимизации здоровья детей; • воспитанию и развитию детей раннего возраста; • физической культуре; • развитию речи; • художественной литературе; • познавательному развитию; • математике; • игровой деятельности; • изобразительной и продуктивной деятельности; • музыке; • театрализованной деятельности; • взаимодействию ДОУ с семьей; • созданию предметно-игровой среды; • элективным (по выбору) программам. В комплекте методических пособий к программе полностью дано годовое планирование работы с детьми, но последовательность планирования педагогом материала определяется в зависимости от индивидуальных особенностей детей, их здоровья, интенсивности и темпа их продвижения, независимо от уровня исходной подготовленности. Для того чтобы добиться желаемого результата в работе по программе, родителям и педагогам необходимо: • осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь ребенку; с уважением и пониманием относиться друг к другу; • помнить о том, что ребенок — уникальная личность. Поэтому недопустимо его сравнивать с другими детьми. Такого, как он (она), нет больше в мире, и мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать ее; • знать, что в родителях и педагогах ребенок всегда должен видеть людей, готовых оказать ему личную поддержку и прийти на помощь; • педагогам — воспитывать в детях безграничное уважение к родителям, которые дали им жизнь и приложили много душевных и физических сил, для того чтобы они росли и были счастливы; • родителям — внушать ребенку доверие к педагогу и активно участвовать в делах группы; • педагогам — учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участие в жизни группы; • родителям и педагогам — изменить свое отношение к воспитанию и развитию детей и рассматривать их не как свод общих приемов, а как искусство диалога с конкретным ребенком на основе знаний психологических особенностей возраста, учитывая предшествующий опыт ребенка, его интересы, способности и трудности, которые проявились в семье и образовательном учреждении; • родителям и педагогам — проникнуться чувством искреннего уважения к тому, что создается самим ребенком (рассказ, песенка, сооружения из песка, строительного материала, поделки из бумаги, лепка, рисунок и т. п.). Восхищаться его инициативой и самостоятельностью, что способствует формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностях; • родителям и педагогам — проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт при воспитании и обучении детей. Учитывать точку зрения самого ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции; • педагогам — регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей; • всем участникам педагогического процесса внимательно изучить нашу программу и комплект пособий, обсудить их содержание и выработать свою стратегию и тактику работы с детьми. В течение восьми лет наша программа и комплект методических пособий проходили широкую экспериментальную апробацию в различных регионах России и получили положительную оценку со стороны родителей и педагогов. Авторы выражают искреннюю признательность всем родителям и педагогам, которые, реализуя идею взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями, добились высоких результатов в воспитании и развитии своих детей не только в детском саду, но и в школе. Вполне возможно, что наш первый опыт по созданию единой программы для родителей и педагогов окажется в чем-то несовершенным. Авторский коллектив с благодарностью примет и рассмотрит все замечания и обязательно постарается учесть их в своей дальнейшей работе.
|
|