Учебное пособие по практике 2015 г


НазваниеУчебное пособие по практике 2015 г
страница1/7
ТипУчебное пособие
filling-form.ru > Туризм > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7

монограмма ярпк


Государственное профессиональное образовательное

автономное учреждение Ярославской области

Ярославский педагогический колледж


150029, г. Ярославль,

улица Маланова, 14

Телефон: (4852) 32-64-14

Факс: (4852) 32-64-14



Харавинина Любовь Николаевна

ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА

Учебное пособие по практике

2015 г.

Печатается по решению редакционного совета ГПОАУ ЯО Ярославский педагогический колледж
Рецензенты:

Колесова Н.А., заведующий профессиональной практикой ГПОАУ ЯО Ярославский педагогический колледж,

Кораблева А.А., кандидат педагогических наук, преподаватель ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского»
Харавинина Л.Н.

Ознакомительная практика: учебное пособие по практике для студентов СПО / под ред. Л.Н. Харавининой. - Ярославль, 2015. - 68 с.
Методические рекомендации включают основные положения образовательной программы данного вида практики, раскрывающие положения ФГОС СПО специальностей

050146 Преподавание в начальных классах;

050715 Коррекционная педагогика в начальном образовании; а также практические и контрольные задания, рекомендации для обучающихся по выполнению заданий, диагностический материал по отдельным темам, связанными с изучением направлений педагогической деятельности учителя начальных классов и анализа разных аспектов образовательного процесса, положения о том, как организовать свой умственный труд, исследовательскую и самостоятельную работу.

Пособие рекомендовано студентам педагогического колледжа, преподавателям и руководителям учебной и производственной практики, а также специалистам различных направлений системы образования.

В данном пособии в п.4 и п.5 включены материалы, подобранные
Т.А. Соболевой, преподавателя ГПОАУ ЯО Ярославский педагогический колледж.

© ГПОАУ ЯО Ярославский педагогический колледж, 2015

© Л.Н. Харавинина, к.п.н., 2015




ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.




ВВЕДЕНИЕ ……………………………………….

4




ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ






Педагогическая деятельность

6



Самообразование в педагогической деятельности

11



Особенности документов, определяющих содержание освоения специальности

15



Учебно-исследовательская деятельность как фактор профессионального развития и самообразования студента

16



Возможности библиотек (музеев) города Ярославля для самообразования студента

23



Виды работы с текстом

25



Целеполагание в педагогическом процессе

31



Малые формы педагогического взаимодействия с младшими школьниками

33



Педагогическое мастерство учителя

35



Образовательное пространство школы

38



Наблюдение и анализ внеурочной формы организации педагогического процесса

39



Наблюдение и анализ урока в начальной школе

40



Требования к устному выступлению

42



Защита реферата (учебная конференция)

44



Самооценка деятельности за период учебной практики

45



Итоговая конференция по практике

47




Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики

49




ПРИЛОЖЕНИЕ

Условные обозначения

50

54




СЛОВАРЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ


55



ВВЕДЕНИЕ

Уважаемые студенты, Вы начинаете осваивать замечательную педагогическую специальность. Вы избрали прекрасную профессию, и у кого-то из вас сбудется мечта детства — стать настоящим учителем начальных классов. Вместе с тем, поступая в педагогический колледж, далеко не каждый из вас четко представляет, как можно стать настоящим педагогом, что для этого надо делать, хотя и кажется, что за годы школьной жизни о труде учителя узнали все.

Учитель начальных классов – это самая гуманная, творческая и нужная профессия, которая является фундаментом всем остальным профессиям в мире. Специалист этого профиля играет важную роль в формировании личности каждого ученика. Поэтому каждый из нас помнит знаменательный день в своей жизни: когда пошли первый раз в первый класс и подарили первые цветы своей первой учительнице. Это она берет на себя огромную ответственность ввести маленького человека в новый мир - мир знаний. Это ее, самую добрую, самую умную, самую красивую, заслуживающую доверия и уважения, всю свою жизнь вспоминают потом благодарные ученики. Учитель начальных классов – это педагог, воспитатель, психолог, музыкальный руководитель в одном лице. Он проводит уроки по всем предметам, организует развлекательные мероприятия, детский отдых и досуг.

Профессия учителя одна из самых уважаемых, почетных и ответственных профессий. Можно сказать, что учитель создает будущее страны, т.к. от его труда во многом зависит разносторонность развития знаний молодого поколения, его убеждения, мировоззрение, нравственные качества.

В какой мере вам удастся стать настоящим УЧИТЕЛЕМ, успешно работать с детьми и взрослыми, это зависит не только от качества подготовки, которую вы получите в колледже, но и от собственных усилий, от дальнейшего самообразования и самовоспитания.

Вы держите в руках учебное пособие, автор которого исходит из желания помочь будущим учителям в успешном освоении этой благородной профессии. Стать профессионалом не так просто: надо в совершенстве знать свое дело и многое уметь. Наша книга призвана оказать первую педагогическую помощь в начале избранного вами пути. В диалоге с книгой вы можете рассчитывать на помощь в самосовершенствовании своей личности на пути к избранной профессии. Автор искренне желает вам успеха в этом нелегком деле!

Профессиональная подготовка студентов предполагает, наряду с вооружением системой специальных и психолого-педагогических знаний, формирование и совершенствование целостной системы педагогических умений и навыков, слияние теоретической и практической подготовки. Эту важную функцию выполняет учебная и педагогическая практика в образовательных учреждениях, которая способствует адаптации студентов к реальным условиям сложной и многообразной школьной жизни и педагогической деятельности, формированию опыта жизнедеятельности в школьном коллективе, выступает как форма активного творчества, позволяет развивать и совершенствовать будущим педагогам профессионально необходимые педагогические качества и способности.

Целью учебной практики (ознакомление с деятельностью учителя начальных классов) является знакомство студентов с особенностями профессиональной деятельности учителя начальных классов, с системой его профессиональных знаний, умений, профессионально-значимых личностных качеств.

Задачами учебной (ознакомительной) практики являются:

  • изучить специфику профессиональной педагогической деятельности учителя начальных классов;

  • сформировать умения наблюдать, анализировать и оценивать эффективность образовательной работы с младшими школьниками, вести педагогическую документацию;

  • формировать интерес к исследовательской и экспериментальной работе, умений анализировать передовой педагогический опыт и творчески использовать его в работе;

  • познакомить с педагогической техникой учителя начальных классов;

– познакомить с методикой диагностики условий образовательной среды.

Учебная (ознакомительная) практика является обязательным видом учебной работы обучающегося, входит в профессиональный модуль ПМ. 01. Преподавание по программам начального общего образования.

Учебная (ознакомительная) практика осваивается обучающимся рассредоточено, при параллельном изучении дисциплин «Педагогика», «Психология», МДК.01.01. «Теоретические основы организации обучения в начальных классах». Учебная (ознакомительная) практика проводится на 1(2) курсе в 1(3) семестре.

Практика проводится рассредоточено, без отрыва от аудиторных занятий.

В ходе освоения профессионального модуля и при освоении учебной (ознакомительная) практики обучающийся должен:

иметь практический опыт:

  • диагностики уровня сформированности педагогических умений, качеств, способностей учителя;

  • наблюдения, анализа и самоанализа уроков, обсуждения отдельных уроков в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями,

  • разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;

  • ведения учебной документации.

В соответствии с целями и задачами практики студенты должны овладеть следующими умениями:

  • находить необходимую информацию в сети ИНТЕРНЕТ;

  • работать с методической литературой по заданным темам, составлять библиографию, аннотацию;

  • анализировать посещенные уроки на основе различных схем анализа;

  • проводить самооценку уровня профессиональной компетенции;

  • работать в парах и группах;

  • оформлять документацию по практике.

Учебная (ознакомительная)практика организуется в ГПОАУ ЯО ЯрПК, в областной научной библиотеке им. Некрасова, в базовых школах г. Ярославля.

Каждый студент, посещая школу, обязан доброжелательно относиться к учащимся, педагогическому и вспомогательному персоналу школы, проявляя к ним такт, внимание и уважение. Во время практики студент должен стараться проявить инициативу в работе, высокую активность в повышении качества учебно-воспитательного процесса.

В конце практики студент составляет отчет о ее прохождении, сдает зачет (реферат) и представляет Portfolio и дневник, в котором отражены выполненные задания практики, делает предложения по усовершенствованию данного вида практики.

Практическое занятие 1

Тема: Педагогическая деятельность


Задание 1.1 Оформить титульный лист дневника практики по образцу.

Задание 1.2 Провести самодиагностику развития компонентов педагогической деятельности.

c:\users\любовь\pictures\критерии.jpg


Методический материал для задания 1.1

Разработку и выполнение заданий практики и заданий самостоятельной работы студенты отражают в дневнике педагогической практики и в Portfolio.

Дневник по практике является обязательным документом, содержание которого учитывается при оценке практики. В дневнике практики каждый студент планирует свою работу в школе, отражает наблюдения за педагогической деятельностью учителя и поведением учащихся. Использование записей, сделанных в дневнике, позволяет студентам познакомиться с опытом работы учителей, сравнить его с уровнем своей подготовки и наметить в перспективе свое самосовершенствование. Ведение студентом дневника способствует анализу и осмыслению его педагогической деятельности в школе, является средством формирования профессиональной компетенции студентов в ходе практики.


монограмма ярпк



Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Ярославской области

Ярославский педагогический колледж



Дневник

по ознакомительной практике

студента ________________________________

(фамилия, имя, отчество)

курса _______ , группы __________________

специальности _ ( 050146 Преподавание в начальных классах,

050715 Коррекционная педагогика в начальном образовании)

___________________________________________
База практики ________________

Руководитель практики ________________________

Период практики ______________________________

Ярославль 201__г.


Рис. 1 Образец оформления титульного листа дневника

Дневник вы должны заполнять регулярно на протяжении всей практики, именно в тот день, когда проводится занятие, выполняя задание, которое вам поручил руководитель. Все работы, выполняемые студентом, должны быть пронумерованы и разделены по датам.

Успешному выполнению программы ознакомительной практики и руководству этим процессом способствуют примерные задания по каждой теме. Задания являются ориентировочными и могут быть скорректированы с учетом конкретных условий организации и проведения практики.

Основные критерии оценки практики:

- качество выполнения заданий;

- уровень и глубина анализа педагогической деятельности;

- отношение к деятельности (дисциплинированность, добросовестность, ответственность, инициатива).
Методический материал для задания 1.2

У учащихся начальных классов обычно один учитель. Учитель - специалист, осуществляющий учебную и воспитательную работу, в соответствии с образовательными стандартами. Он играет главную роль в преодолении детьми первых и очень трудных в их жизни шагов в школьной жизни.

Работа начинается со знакомства с родителями будущих учеников. При этом важно сориентировать родителей на активную помощь школе и своему ребенку, установить с ними доброжелательные и доверительные отношения.

Учитель начальных классов осуществляет обучение и воспитание учеников, реализует образовательные программы, проводит определенное количество контрольных работ, обеспечивает уровень подготовки, соответствующий требованиям государственного стандарта. Также ведет всю учебную документацию, заменяет уроки отсутствующих учителей, соблюдает права и свободы обучающихся, согласно Закону «Об образовании в РФ», Конвенции о правах ребенка, систематически повышает свою профессиональную квалификацию, принимает участие в деятельности методических объединений и обеспечивает охрану жизни и здоровья детей в период образовательного процесса.

Учитель стремится развить в детях любознательность, привычку преодолевать трудности, формирует потребность в знаниях, прививает навыки общения и поведения в социальной среде. В начальных классах учащиеся получают не только знания, но и учатся учиться и от того, насколько успешным будет этот процесс, зависят их дальнейшие успехи в школе.

Профессиональная обязанность учителя - проведение уроков, в процессе которых он обеспечивает изучение учениками новой информации, повторение и закрепление пройденного ранее, контроль и выставление оценок, а также организует самостоятельную работу. Кроме обучающей педагог выполняет воспитательную и развивающую деятельность. В процессе педагогической работы учитель осуществляет различные виды деятельности: конструктивную, организаторскую, коммуникативную и др.

В целях успешного выполнения профессиональной деятельности учитель начальных классов должен обладать педагогическими способностями. Способности - индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения.

Педагогические способностииндивидуальные, устойчивые свойства личности, обеспечивающие легкое овладение этой деятельностью и достижение в ней высоких результатов (Н.В. Кузьмина).

Н.В. Кузьмина определяет комплекс способностей и умений, необходимых для осуществления разных видов педагогической деятельности.

Оцените уровень развития своих педагогических умений и способностей, для чего проставьте в колонке «самооценка» напротив каждого из предложенных педагогических умений от 0 до 3 баллов, где 3- это умение, которое не вызывает у вас сложностей и сформировано на высоком уровне, 2 – это умение, которое вы можете выполнить, но не уверены в успешности, 1- это умение сформировано слабо, вызывает затруднения, 0 – умение совсем не сформировано. c:\users\любовь\pictures\вопрос.jpg

Таблица 1

№п.п

Педагогические способности

Педагогические умения

Самооценка от 0-3

баллов

1

Конструктивная деятельность

Ср. балл:




Гностические (связаны с проявлением мыслительных операций)

1) разделять педагогические явления на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, методы, формы и пр.),

2) осмысливать каждое пед. явление во взаимосвязи со всеми компонентами пед. процесса,

3) работать с источниками информации, дидактически преобразовывать информацию,

4) устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи в изучаемом материале.






Прогностические (связаны с представлением о задачах образования и способах их достижения)

6) прогнозировать развитие коллек-тива, систему взаимоотношений в нем,

7) прогнозировать развитие личности: ее качеств, свойств, чувств, воли и поведения, возможных отклонений в развитии и т.п.,

8) прогнозировать ход развития пед. процесса: возможные трудности учащихся, результаты применения тех или иных методов, средств обучения и воспитания.






Проективные

(связаны с логикой разработки проекта пед. деятельности)

9) переводить цели и содержание образования в конкретные пед. задачи,

10) учитывать потребности и интересы учащихся, возможности материальной базы, свой опыт и личностные качества,

11) отбирать виды деятельности, соответствующие поставленным задачам, формы, методы и средства в их оптимальном сочетании,

12) планировать индивидуальную работу с учащимися




2

Организаторская деятельность

Ср. балл:




Организаторские

1- включать учащихся в различные виды деятельности (учебную, игровую, творческую, спортивную, трудовую),

2- организовывать индивидуальную, групповую и командную деятельность,

3- организовывать влияние ученического коллектива, родителей на учащегося,

4- мотивировать к выполнению деятельности,

5 -осуществлять коррекцию учебной деятельности







Мобилизационные

6- привлечь внимание учащихся, развивать устойчивый интерес к учению, труду и другим видам деятельности,

7- формировать у учащихся навыки учебной деятельности и основы научной организации учебного труда

8- создавать специальные ситуации для совершения нравственных поступков, проявления нестандартного решения проблемы.




3.

Коммуникативная деятельность

Ср. балл:




Перцептивные

1- определять характер переживаний, состояния человека, его причастность или нет к тем или иным событиям по незначительным признакам,

2- правильно определять отношение человека к социальным ценностям,

3- мысленно ставить себя на место другого,







Дидактические

4- логически правильно выстроить объяснение, проблемное изложение,

5- передавать учащимися учебный материал, делая его доступным для детей,

6- преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль







Экспрессивные

7- создавать опыт эмоциональных переживаний учащихся,

8- обеспечивать атмосферу благополучия в классе,

9- точно и правильно передавать свое настроение, мысли, отношение с помощью невербальных средств общения.







Речевые

10-устанавливать соответствующие ситуации дружеские или деловые отношения с учащимися своего класса, между классами,

выбирать наиболее подходящий способ обращения,

11- формулировать вопросы в доступной форме, кратко, четко и др.

12- поддерживать разговор, брать инициативу в общении.





Посчитайте средний балл по каждой из описанных педагогических способностей. Обобщите данные в процентном соотношении, оформите графически и сформулируйте выводы.

Рис. 2 Пример оформления данных самооценки

Определите, что у вас сформировано достаточно хорошо, а что требует развития и совершенствования.

На вопрос каким должен быть Учитель размышляли многие известные педагоги:

Я. Корчак: «любить детей, быть дружелюбным, общительным, открытым, непримиримым к бесчеловечности и лжи»;

А.С. Макаренко: «уметь ориентироваться в педагогической ситуации, общительным, педагогически тактичным, с широким кругозором, сочетать уважение к ребенку с требовательностью»;

Ю.П. Азаров: «знать внутренний мир ребенка, высокая педагогическая культура, любовь к детям без исключения, заинтересованность в своем предмете и в судьбах детей»;

В.Ф. Шаталов: «вера в возможности каждого ученика, любовь к делу, знание своего предмета, умение пробудить в учениках жажду познания»…c:\users\любовь\pictures\вопрос.jpg


Важные личностные качества учителя:

Самооценка

0-3 балла

артистизм; публичность




инициативность, находчивость и разносторонность




интерес и уважение к другому человеку;




интерес, склонность к работе с детьми;




культура поведения, культура речи




культура общения, тактичность;




личная ответственность;




открытость, отзывчивость




педагогическая зоркость, наблюдательность




профессиональная компетентность




пунктуальность, чувство времени




самоконтроль, терпение и уравновешенность;




справедливость, объективность в оценке




стремление к самопознанию и саморазвитию;




требовательность к себе и другим, настойчивость;




целеустремленность




итого






Критерии c:\users\любовь\pictures\цель.jpg

2

  • Правильно оформлен титульный лист,

  • заполнена таблица самооценки педспособностей,

  • подсчитаны баллы и оформлена гистограмма,

  • оценены ПВК,

  • сделаны выводы об уровне готовности к освоению профессии

3

4

5


Придумайте символ профессии учителя
(или герб), объясните значение
c:\users\любовь\pictures\рисут.jpg

Проект «Памятник-символ Учителю» (Новосибирский городской дом учителя)


dymov

gerceva

Автор Герцева С.С., художник-оформитель МБУ «Новосибирский городской дом учителя».

По мнению автора проекта, у профессии учителя женское лицо. Поэтому в качестве памятника-символа Учителю предложена скульптурная композиция, где изображена учительница, держащая за руку ученицу и вместе с ней восходящая по лестнице знаний. Лестницу поддерживает стела, устремленная ввысь. Стелу венчают голуби, символизирующие выпускников школы.

Рис. 3. Герб профессии учителя


Практическое занятие 2

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Учебное пособие по практике 2015 г iconУчебное пособие Учебное пособие Владимир 2016 г. Учебное пособие...
«Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

Учебное пособие по практике 2015 г iconУчебное пособие по английскому языку уровень с1
Учебное пособие по английскому языку. Уровень C1 / [А. А. Тычинский и др.]; под общ ред. А. А. Тычинского. Моск гос ин-т междунар...

Учебное пособие по практике 2015 г iconУчебное пособие для бакалавров по направлению подготовки 38. 03....
Бианкина А. О, Казенков О. Ю., Орехов В. И., Орехова Т. Р., Яковлев С. С. Маркетинг территорий по направлению подготовки 38. 03....

Учебное пособие по практике 2015 г iconУчебное пособие Москва 2008
Конфигурации ценностных ориентаций в коммуникативной практике глобализирующегося мира

Учебное пособие по практике 2015 г iconУчебное пособие тема: «профилактика пролежней»
Учебное пособие пм 04 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными

Учебное пособие по практике 2015 г iconУчебное пособие Иркутск 2006
Учебное пособие предназначено для студентов III v курсов специальности «Технология художественной обработки материалов»

Учебное пособие по практике 2015 г iconУчебное пособие Коллектив авторов: Е. Я. Букина
Хрестоматия по культурологии: учебное пособие / Под ред. Е. Я. Буки­ной. Новосибирск: Изд-во нгту, 2008

Учебное пособие по практике 2015 г iconУчебное пособие для бакалавров по направлению подготовки 38. 03. 01. 62 " Экономика"
Бианкина О. А., Казенков О. Ю., Орехов В. И., Орехова Т. Р., Яковлев С. С. Страхование по направлению подготовки 38. 03. 01. 62 Экономика...

Учебное пособие по практике 2015 г iconУчебное пособие для студентов специальностей: 061133 «Управление проектом»
Адамов Н. А., Амучиева Г. А. Бухгалтерский учет в строительстве: Учебное пособие / гуу. – М., 2004. – с. 128

Учебное пособие по практике 2015 г iconУчебное пособие 2003 г
Учебное пособие предназначено для студентов имтп, а также может быть использовано при самостоятельном освоении современного программного...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск