| Государственное профессиональное образовательное
автономное учреждение Ярославской области
Ярославский педагогический колледж
| 150029, г. Ярославль,
улица Маланова, 14
| Телефон: (4852) 32-64-14
Факс: (4852) 32-64-14
|
Харавинина Любовь Николаевна
ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА
Учебное пособие по практике
2015 г.
Печатается по решению редакционного совета ГПОАУ ЯО Ярославский педагогический колледж Рецензенты:
Колесова Н.А., заведующий профессиональной практикой ГПОАУ ЯО Ярославский педагогический колледж,
Кораблева А.А., кандидат педагогических наук, преподаватель ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского» Харавинина Л.Н.
Ознакомительная практика: учебное пособие по практике для студентов СПО / под ред. Л.Н. Харавининой. - Ярославль, 2015. - 68 с. Методические рекомендации включают основные положения образовательной программы данного вида практики, раскрывающие положения ФГОС СПО специальностей
050146 Преподавание в начальных классах;
050715 Коррекционная педагогика в начальном образовании; а также практические и контрольные задания, рекомендации для обучающихся по выполнению заданий, диагностический материал по отдельным темам, связанными с изучением направлений педагогической деятельности учителя начальных классов и анализа разных аспектов образовательного процесса, положения о том, как организовать свой умственный труд, исследовательскую и самостоятельную работу.
Пособие рекомендовано студентам педагогического колледжа, преподавателям и руководителям учебной и производственной практики, а также специалистам различных направлений системы образования.
В данном пособии в п.4 и п.5 включены материалы, подобранные Т.А. Соболевой, преподавателя ГПОАУ ЯО Ярославский педагогический колледж.
© ГПОАУ ЯО Ярославский педагогический колледж, 2015
© Л.Н. Харавинина, к.п.н., 2015
№
| ОГЛАВЛЕНИЕ
| Стр.
|
| ВВЕДЕНИЕ ……………………………………….
| 4
|
| ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
|
|
| Педагогическая деятельность
| 6
|
| Самообразование в педагогической деятельности
| 11
|
| Особенности документов, определяющих содержание освоения специальности
| 15
|
| Учебно-исследовательская деятельность как фактор профессионального развития и самообразования студента
| 16
|
| Возможности библиотек (музеев) города Ярославля для самообразования студента
| 23
|
| Виды работы с текстом
| 25
|
| Целеполагание в педагогическом процессе
| 31
|
| Малые формы педагогического взаимодействия с младшими школьниками
| 33
|
| Педагогическое мастерство учителя
| 35
|
| Образовательное пространство школы
| 38
|
| Наблюдение и анализ внеурочной формы организации педагогического процесса
| 39
|
| Наблюдение и анализ урока в начальной школе
| 40
|
| Требования к устному выступлению
| 42
|
| Защита реферата (учебная конференция)
| 44
|
| Самооценка деятельности за период учебной практики
| 45
|
| Итоговая конференция по практике
| 47
|
| Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики
| 49
|
| ПРИЛОЖЕНИЕ
Условные обозначения
| 50
54
|
| СЛОВАРЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ
| 55
|
ВВЕДЕНИЕ
Уважаемые студенты, Вы начинаете осваивать замечательную педагогическую специальность. Вы избрали прекрасную профессию, и у кого-то из вас сбудется мечта детства — стать настоящим учителем начальных классов. Вместе с тем, поступая в педагогический колледж, далеко не каждый из вас четко представляет, как можно стать настоящим педагогом, что для этого надо делать, хотя и кажется, что за годы школьной жизни о труде учителя узнали все.
Учитель начальных классов – это самая гуманная, творческая и нужная профессия, которая является фундаментом всем остальным профессиям в мире. Специалист этого профиля играет важную роль в формировании личности каждого ученика. Поэтому каждый из нас помнит знаменательный день в своей жизни: когда пошли первый раз в первый класс и подарили первые цветы своей первой учительнице. Это она берет на себя огромную ответственность ввести маленького человека в новый мир - мир знаний. Это ее, самую добрую, самую умную, самую красивую, заслуживающую доверия и уважения, всю свою жизнь вспоминают потом благодарные ученики. Учитель начальных классов – это педагог, воспитатель, психолог, музыкальный руководитель в одном лице. Он проводит уроки по всем предметам, организует развлекательные мероприятия, детский отдых и досуг.
Профессия учителя одна из самых уважаемых, почетных и ответственных профессий. Можно сказать, что учитель создает будущее страны, т.к. от его труда во многом зависит разносторонность развития знаний молодого поколения, его убеждения, мировоззрение, нравственные качества.
В какой мере вам удастся стать настоящим УЧИТЕЛЕМ, успешно работать с детьми и взрослыми, это зависит не только от качества подготовки, которую вы получите в колледже, но и от собственных усилий, от дальнейшего самообразования и самовоспитания.
Вы держите в руках учебное пособие, автор которого исходит из желания помочь будущим учителям в успешном освоении этой благородной профессии. Стать профессионалом не так просто: надо в совершенстве знать свое дело и многое уметь. Наша книга призвана оказать первую педагогическую помощь в начале избранного вами пути. В диалоге с книгой вы можете рассчитывать на помощь в самосовершенствовании своей личности на пути к избранной профессии. Автор искренне желает вам успеха в этом нелегком деле!
Профессиональная подготовка студентов предполагает, наряду с вооружением системой специальных и психолого-педагогических знаний, формирование и совершенствование целостной системы педагогических умений и навыков, слияние теоретической и практической подготовки. Эту важную функцию выполняет учебная и педагогическая практика в образовательных учреждениях, которая способствует адаптации студентов к реальным условиям сложной и многообразной школьной жизни и педагогической деятельности, формированию опыта жизнедеятельности в школьном коллективе, выступает как форма активного творчества, позволяет развивать и совершенствовать будущим педагогам профессионально необходимые педагогические качества и способности.
Целью учебной практики (ознакомление с деятельностью учителя начальных классов) является знакомство студентов с особенностями профессиональной деятельности учителя начальных классов, с системой его профессиональных знаний, умений, профессионально-значимых личностных качеств.
Задачами учебной (ознакомительной) практики являются:
изучить специфику профессиональной педагогической деятельности учителя начальных классов;
сформировать умения наблюдать, анализировать и оценивать эффективность образовательной работы с младшими школьниками, вести педагогическую документацию;
формировать интерес к исследовательской и экспериментальной работе, умений анализировать передовой педагогический опыт и творчески использовать его в работе;
познакомить с педагогической техникой учителя начальных классов;
– познакомить с методикой диагностики условий образовательной среды.
Учебная (ознакомительная) практика является обязательным видом учебной работы обучающегося, входит в профессиональный модуль ПМ. 01. Преподавание по программам начального общего образования.
Учебная (ознакомительная) практика осваивается обучающимся рассредоточено, при параллельном изучении дисциплин «Педагогика», «Психология», МДК.01.01. «Теоретические основы организации обучения в начальных классах». Учебная (ознакомительная) практика проводится на 1(2) курсе в 1(3) семестре.
Практика проводится рассредоточено, без отрыва от аудиторных занятий.
В ходе освоения профессионального модуля и при освоении учебной (ознакомительная) практики обучающийся должен:
иметь практический опыт:
диагностики уровня сформированности педагогических умений, качеств, способностей учителя;
наблюдения, анализа и самоанализа уроков, обсуждения отдельных уроков в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями,
разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;
ведения учебной документации.
В соответствии с целями и задачами практики студенты должны овладеть следующими умениями:
находить необходимую информацию в сети ИНТЕРНЕТ;
работать с методической литературой по заданным темам, составлять библиографию, аннотацию;
анализировать посещенные уроки на основе различных схем анализа;
проводить самооценку уровня профессиональной компетенции;
работать в парах и группах;
оформлять документацию по практике.
Учебная (ознакомительная)практика организуется в ГПОАУ ЯО ЯрПК, в областной научной библиотеке им. Некрасова, в базовых школах г. Ярославля.
Каждый студент, посещая школу, обязан доброжелательно относиться к учащимся, педагогическому и вспомогательному персоналу школы, проявляя к ним такт, внимание и уважение. Во время практики студент должен стараться проявить инициативу в работе, высокую активность в повышении качества учебно-воспитательного процесса.
В конце практики студент составляет отчет о ее прохождении, сдает зачет (реферат) и представляет Portfolio и дневник, в котором отражены выполненные задания практики, делает предложения по усовершенствованию данного вида практики. Практическое занятие 1
Тема: Педагогическая деятельность
Задание 1.1 Оформить титульный лист дневника практики по образцу.
Задание 1.2 Провести самодиагностику развития компонентов педагогической деятельности.
Методический материал для задания 1.1
Разработку и выполнение заданий практики и заданий самостоятельной работы студенты отражают в дневнике педагогической практики и в Portfolio.
Дневник по практике является обязательным документом, содержание которого учитывается при оценке практики. В дневнике практики каждый студент планирует свою работу в школе, отражает наблюдения за педагогической деятельностью учителя и поведением учащихся. Использование записей, сделанных в дневнике, позволяет студентам познакомиться с опытом работы учителей, сравнить его с уровнем своей подготовки и наметить в перспективе свое самосовершенствование. Ведение студентом дневника способствует анализу и осмыслению его педагогической деятельности в школе, является средством формирования профессиональной компетенции студентов в ходе практики.
| Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Ярославской области
Ярославский педагогический колледж
|
Дневник
по ознакомительной практике
студента ________________________________
(фамилия, имя, отчество)
курса _______ , группы __________________
специальности _ ( 050146 Преподавание в начальных классах,
050715 Коррекционная педагогика в начальном образовании)
___________________________________________ База практики ________________
Руководитель практики ________________________
Период практики ______________________________
Ярославль 201__г.
| Рис. 1 Образец оформления титульного листа дневника
Дневник вы должны заполнять регулярно на протяжении всей практики, именно в тот день, когда проводится занятие, выполняя задание, которое вам поручил руководитель. Все работы, выполняемые студентом, должны быть пронумерованы и разделены по датам.
Успешному выполнению программы ознакомительной практики и руководству этим процессом способствуют примерные задания по каждой теме. Задания являются ориентировочными и могут быть скорректированы с учетом конкретных условий организации и проведения практики.
Основные критерии оценки практики:
- качество выполнения заданий;
- уровень и глубина анализа педагогической деятельности;
- отношение к деятельности (дисциплинированность, добросовестность, ответственность, инициатива). Методический материал для задания 1.2
У учащихся начальных классов обычно один учитель. Учитель - специалист, осуществляющий учебную и воспитательную работу, в соответствии с образовательными стандартами. Он играет главную роль в преодолении детьми первых и очень трудных в их жизни шагов в школьной жизни.
Работа начинается со знакомства с родителями будущих учеников. При этом важно сориентировать родителей на активную помощь школе и своему ребенку, установить с ними доброжелательные и доверительные отношения.
Учитель начальных классов осуществляет обучение и воспитание учеников, реализует образовательные программы, проводит определенное количество контрольных работ, обеспечивает уровень подготовки, соответствующий требованиям государственного стандарта. Также ведет всю учебную документацию, заменяет уроки отсутствующих учителей, соблюдает права и свободы обучающихся, согласно Закону «Об образовании в РФ», Конвенции о правах ребенка, систематически повышает свою профессиональную квалификацию, принимает участие в деятельности методических объединений и обеспечивает охрану жизни и здоровья детей в период образовательного процесса.
Учитель стремится развить в детях любознательность, привычку преодолевать трудности, формирует потребность в знаниях, прививает навыки общения и поведения в социальной среде. В начальных классах учащиеся получают не только знания, но и учатся учиться и от того, насколько успешным будет этот процесс, зависят их дальнейшие успехи в школе.
Профессиональная обязанность учителя - проведение уроков, в процессе которых он обеспечивает изучение учениками новой информации, повторение и закрепление пройденного ранее, контроль и выставление оценок, а также организует самостоятельную работу. Кроме обучающей педагог выполняет воспитательную и развивающую деятельность. В процессе педагогической работы учитель осуществляет различные виды деятельности: конструктивную, организаторскую, коммуникативную и др.
В целях успешного выполнения профессиональной деятельности учитель начальных классов должен обладать педагогическими способностями. Способности - индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения.
Педагогические способности – индивидуальные, устойчивые свойства личности, обеспечивающие легкое овладение этой деятельностью и достижение в ней высоких результатов (Н.В. Кузьмина).
Н.В. Кузьмина определяет комплекс способностей и умений, необходимых для осуществления разных видов педагогической деятельности.
Оцените уровень развития своих педагогических умений и способностей, для чего проставьте в колонке «самооценка» напротив каждого из предложенных педагогических умений от 0 до 3 баллов, где 3- это умение, которое не вызывает у вас сложностей и сформировано на высоком уровне, 2 – это умение, которое вы можете выполнить, но не уверены в успешности, 1- это умение сформировано слабо, вызывает затруднения, 0 – умение совсем не сформировано.
Таблица 1
№п.п
| Педагогические способности
| Педагогические умения
| Самооценка от 0-3
баллов
| 1
| Конструктивная деятельность
| Ср. балл:
|
| Гностические (связаны с проявлением мыслительных операций)
| 1) разделять педагогические явления на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, методы, формы и пр.),
2) осмысливать каждое пед. явление во взаимосвязи со всеми компонентами пед. процесса,
3) работать с источниками информации, дидактически преобразовывать информацию,
4) устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи в изучаемом материале.
|
|
| Прогностические (связаны с представлением о задачах образования и способах их достижения)
| 6) прогнозировать развитие коллек-тива, систему взаимоотношений в нем,
7) прогнозировать развитие личности: ее качеств, свойств, чувств, воли и поведения, возможных отклонений в развитии и т.п.,
8) прогнозировать ход развития пед. процесса: возможные трудности учащихся, результаты применения тех или иных методов, средств обучения и воспитания.
|
|
| Проективные
(связаны с логикой разработки проекта пед. деятельности)
| 9) переводить цели и содержание образования в конкретные пед. задачи,
10) учитывать потребности и интересы учащихся, возможности материальной базы, свой опыт и личностные качества,
11) отбирать виды деятельности, соответствующие поставленным задачам, формы, методы и средства в их оптимальном сочетании,
12) планировать индивидуальную работу с учащимися
|
| 2
| Организаторская деятельность
| Ср. балл:
|
| Организаторские
| 1- включать учащихся в различные виды деятельности (учебную, игровую, творческую, спортивную, трудовую),
2- организовывать индивидуальную, групповую и командную деятельность,
3- организовывать влияние ученического коллектива, родителей на учащегося,
4- мотивировать к выполнению деятельности,
5 -осуществлять коррекцию учебной деятельности
|
|
| Мобилизационные
| 6- привлечь внимание учащихся, развивать устойчивый интерес к учению, труду и другим видам деятельности,
7- формировать у учащихся навыки учебной деятельности и основы научной организации учебного труда
8- создавать специальные ситуации для совершения нравственных поступков, проявления нестандартного решения проблемы.
|
| 3.
| Коммуникативная деятельность
| Ср. балл:
|
| Перцептивные
| 1- определять характер переживаний, состояния человека, его причастность или нет к тем или иным событиям по незначительным признакам,
2- правильно определять отношение человека к социальным ценностям,
3- мысленно ставить себя на место другого,
|
|
| Дидактические
| 4- логически правильно выстроить объяснение, проблемное изложение,
5- передавать учащимися учебный материал, делая его доступным для детей,
6- преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль
|
|
| Экспрессивные
| 7- создавать опыт эмоциональных переживаний учащихся,
8- обеспечивать атмосферу благополучия в классе,
9- точно и правильно передавать свое настроение, мысли, отношение с помощью невербальных средств общения.
|
|
| Речевые
| 10-устанавливать соответствующие ситуации дружеские или деловые отношения с учащимися своего класса, между классами,
выбирать наиболее подходящий способ обращения,
11- формулировать вопросы в доступной форме, кратко, четко и др.
12- поддерживать разговор, брать инициативу в общении.
|
|
Посчитайте средний балл по каждой из описанных педагогических способностей. Обобщите данные в процентном соотношении, оформите графически и сформулируйте выводы.
Рис. 2 Пример оформления данных самооценки
Определите, что у вас сформировано достаточно хорошо, а что требует развития и совершенствования.
На вопрос каким должен быть Учитель размышляли многие известные педагоги:
Я. Корчак: «любить детей, быть дружелюбным, общительным, открытым, непримиримым к бесчеловечности и лжи»;
А.С. Макаренко: «уметь ориентироваться в педагогической ситуации, общительным, педагогически тактичным, с широким кругозором, сочетать уважение к ребенку с требовательностью»;
Ю.П. Азаров: «знать внутренний мир ребенка, высокая педагогическая культура, любовь к детям без исключения, заинтересованность в своем предмете и в судьбах детей»;
В.Ф. Шаталов: «вера в возможности каждого ученика, любовь к делу, знание своего предмета, умение пробудить в учениках жажду познания»…
Важные личностные качества учителя:
| Самооценка
0-3 балла
| артистизм; публичность
|
| инициативность, находчивость и разносторонность
|
| интерес и уважение к другому человеку;
|
| интерес, склонность к работе с детьми;
|
| культура поведения, культура речи
|
| культура общения, тактичность;
|
| личная ответственность;
|
| открытость, отзывчивость
|
| педагогическая зоркость, наблюдательность
|
| профессиональная компетентность
|
| пунктуальность, чувство времени
|
| самоконтроль, терпение и уравновешенность;
|
| справедливость, объективность в оценке
|
| стремление к самопознанию и саморазвитию;
|
| требовательность к себе и другим, настойчивость;
|
| целеустремленность
|
| итого
|
|
Критерии
| 2
| Правильно оформлен титульный лист,
заполнена таблица самооценки педспособностей,
подсчитаны баллы и оформлена гистограмма,
оценены ПВК,
сделаны выводы об уровне готовности к освоению профессии
| 3
| 4
| 5
|
Придумайте символ профессии учителя (или герб), объясните значение
Проект «Памятник-символ Учителю» (Новосибирский городской дом учителя)
|
| Автор Герцева С.С., художник-оформитель МБУ «Новосибирский городской дом учителя».
По мнению автора проекта, у профессии учителя женское лицо. Поэтому в качестве памятника-символа Учителю предложена скульптурная композиция, где изображена учительница, держащая за руку ученицу и вместе с ней восходящая по лестнице знаний. Лестницу поддерживает стела, устремленная ввысь. Стелу венчают голуби, символизирующие выпускников школы.
| Рис. 3. Герб профессии учителя
Практическое занятие 2
|