Зарегистрирована в составе
учебного плана12/2873/1
«__22___» _____04_____ 2015
Зам начальника УОП
(Григорьева И.В.)
Санкт-Петербургский государственный университет
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
процедуры государственной итоговой аттестации МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ЭКЗАМЕН
ПО НАПРАВЛЕНИЮ
«Политические науки и регионоведение».
Мировая политика в сравнительном измерении
World Politics in comparative dimension
Язык обучения: русский Трудоемкость в зачетных единицах: 3
Регистрационный номер рабочей программы: 045864
Санкт-Петербург
2014 Раздел 1. Характеристики учебных занятий 1.1. Цели и задачи процедуры государственной итоговой аттестации
Целью итогового междисциплинарного экзамена по направлению «Политические науки и регионоведение» «Мировая политика в сравнительном измерении» (далее – междисциплинарного экзамена) является проверка сформированности следующих компетенций у выпускника программы подготовки кадров высшей квалификации в форме аспирантуры:
– готовность применять научный подход в своей профессиональной деятельности, разделять ценности научно-педагогического сообщества (ОКА-1);
– готовность работать с текстами профессиональной направленности и сообщать о результатах своей учебной и научной работы (ОКА-2);
– готовность обеспечить руководство обучением в индивидуальном порядке и в форме семинаров, проведение исследований по специальности, разработка и подготовка к изданию научных трудов и статей (ОКА-3). 1.2. Требования к подготовленности обучающегося к прохождению процедуры государственной итоговой аттестации (пререквизиты)
К сдаче междисциплинарного экзамена по направлению «Политические науки и регионоведение» «Мировая политика в сравнительном измерении» допускается обучающийся, освоивший программу обучения, предусмотренную действующим учебным планом основной образовательной программы по направлению «Политические науки и регионоведение» «Мировая политика в сравнительном измерении» по уровню аспирантуры. 1.3. Перечень результатов обучения (learning outcomes)
В рамках междисциплинарного экзамена проверяются следующие компетенции программы обучения, а также достижение результатов миссии образовательной программы:
аспирант:
– способен применять научный подход в своей профессиональной деятельности, разделять ценности научно-педагогического сообщества (ОКА-1);
– способен сообщать о результатах своей учебной и научной работы (ОКА-2);
– способен обеспечить руководство обучением в индивидуальном порядке и в форме семинаров (ОКА-3).
№
| Код и наименование компетенции
| Соответствие миссии ОП
| 1
| готовность применять научный подход в своей профессиональной деятельности, разделять ценности научно-педагогического сообщества (ОКА-1)
| формирование личностных качеств, необходимых для создания новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях;
формирование личностных качеств, необходимых для планирования и решения задач профессионального и личностного роста в соответствии с этическими нормами профессиональной деятельности.
| 2
| готовность работать с текстами профессиональной направленности и сообщать о результатах своей учебной и научной работы на английском/иностранном и русском языках (ОКА-2)
| формирование личностных качеств, необходимых для использования современных методов и технологий научных коммуникаций на русском и иностранных языках;
формирование личностных качеств, необходимых для участия в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач.
| 3
| готовность исполнять обязанности исследователя в соответствии с научной специальностью, в том числе обеспечение руководства обучением в индивидуальном порядке и в форме семинаров, проведение исследований по специальности, разработка и подготовка к изданию научных трудов и статей (ОКА-3).
| формирование личностных качеств, необходимых для участия в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач;
формирование личностных качеств, необходимых для успешной преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования.
| 1.4. Перечень активных и интерактивных форм государственной итоговой аттестации
Консультация перед междисциплинарным экзаменом по направлению «Политические науки и регионоведение» «Мировая политика в сравнительном измерении», вопросы и ответы на консультации. Раздел 2. Организация, структура и содержание учебных занятий
2.1. Организация учебных занятий 2.1.1 Основной курс
Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся
| Код модуля в составе дисциплины,
практики и т.п.
| Контактная работа обучающихся с преподавателем
| Самостоятельная работа
| Объём активных и интерактивных
форм учебных занятий
| Трудоёмкость
| лекции
| семинары
| консультации
| практические занятия
| лабораторные работы
| контрольные работы
| коллоквиумы
| текущий контроль
| промежуточная аттестация
| итоговая аттестация
| под руководством преподавателя
| в присутствии преподавателя
| сам. раб. с использованием
методических материалов
| текущий контроль (сам.раб.)
| промежуточная аттестация (сам.раб.)
| итоговая аттестация
(сам.раб.)
|
|
| ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ
| очная форма обучения
| 3й год обучения
|
|
| 1
|
|
|
|
|
|
| 3
|
|
| 104
|
|
|
|
| 3
| ИТОГО
|
|
| 1
|
|
|
|
|
|
| 3
|
|
| 104
|
|
|
|
| 3
| заочная форма обучения
| 4й год обучения
|
|
| 1
|
|
|
|
|
|
| 3
|
|
| 104
|
|
|
|
| 3
| ИТОГО
|
|
| 1
|
|
|
|
|
|
| 3
|
|
| 104
|
|
|
|
| 3
|
Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
| Код модуля в составе дисциплины, практики и т.п.
| Формы текущего контроля успеваемости
| Виды промежуточной аттестации
| Виды итоговой аттестации
(только для программ итоговой аттестации и дополнительных образовательных программ)
| Формы
| Сроки
| Виды
| Сроки
| Виды
| Сроки
| ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ
| очная форма обучения
| 3й год обучения
|
|
|
|
| итоговый экзамен, устно-письменно в соответствии с методикой рабочей программы
| по графику итоговой аттестации
| заочная форма обучения
| 4й год обучения
|
|
|
|
| итоговый экзамен, устно-письменно в соответствии с методикой рабочей программы
| по графику итоговой аттестации
|
2.2. Структура и содержание междисциплинарного экзамена
№ п/п
| Наименование темы (раздела, части)
| Вид учебных занятий
| Количество часов
| 1
| Основы педагогической деятельности
| самостоятельная работа по подготовке к итоговой аттестации
| 44
| 2
| Мировая политика в сравнительном измерении
| самостоятельная работа по подготовке к итоговой аттестации
| 60
|
| Итоговая аттестация (экзамен)
| консультация
| 1
| итоговая аттестация
| 3
|
Модуль 1. Основы педагогической деятельности В рамках данного модуля выпускник должен продемонстрировать владение навыками планирования и проведения занятий. Для подготовки аспиранту необходимо изучить следующие вопросы.
Основы учебно-методической работы в высшей школе. Организация, планирование, проведение и обеспечение учебно-образовательного процесса. Практико-ориентированное обучение. Методы контроля и оценки сформированности профессионально значимых качеств и компетенций у обучающегося.
Организация учебного процесса в высшей школе. Особенности правового регулирования высшего профессионального образования. Модуль 2. Мировая политика в сравнительном измерении Тема 1. Теоретико-методологические основы сравнительного анализа мировой политики
Соотношение категорий «международные отношения», «международная политика», «мировая политика». Генезис мировой политики. Этапы развития мирового политического процесса. Современный этап мирового политического процесса: общая характеристика. Теоретические и методологические подходы к изучению мировой политики и международных отношений. Государство как субъект мирового политического процесса. Типология государств. Теоретические дискуссии о месте и роли государств в мировой политике и международных отношениях. Проблемы государственного суверенитета. Международные межправительственные организации и их роль в современном мире. Международные неправительственные организации в мировом политическом процессе. Международные политические движения. Транснациональные компании и их роль в политике и экономике. Внутригосударственные регионы в международных связях. Религиозный и идеологический факторы в современном политическом процессе. Тема 2. Основные проблемы и тенденции современной мировой политики Теоретико-методологические подходы к изучению глобализации. Генезис глобализации. Технологические и экономические предпосылки глобализации. Глобализация как экономический и политический процесс. Проявление глобализации в различных сферах общественной жизни. Противоречивость результатов глобализации. Глобализация и развитые страны. Глобализация и развивающиеся страны. Россия в условиях глобализации. Движение антиглобалистов.
Теоретические концепции интеграции. Типология интеграционных процессов. Глобальные проблемы в начале XXI века. Формирование концепции устойчивого развития. Экологические параметры устойчивого развития. Энергетические параметры устойчивого развития. Продовольственная безопасность и устойчивое развитие. Решение демографических проблем в рамках устойчивого развития. Отношения «Север – Юг» и перспективы устойчивого развития. Объективные и субъективные трудности реализации концепции устойчивого развития. Россия и перспективы устойчивого развития.
Проблемы соотношения экономики и политики в современной политической науке. Политологические аспекты изучения мировой экономики и международных экономических отношений. Становление и сущность мирового хозяйства. Этапы развития мировой экономики. Международное разделение труда. Механизмы мирового хозяйства. Экономические аспекты глобальных проблем современности. Международные экономические организации. Тенденции развития международной торговли в современных условиях. Экономические и политические аспекты иностранных инвестиций. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения. Современная Россия в структуре международных экономических отношений.
|