Блок добывания знаний и умений


Скачать 360.33 Kb.
НазваниеБлок добывания знаний и умений
страница1/3
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3

Тема 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА




БЛОК ДОБЫВАНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

Задание 1. На основе политической карты мира в атласе и «визитной карточки» стран на форзацах учебника выпишите в тетрадь: А).семь самых больших по территории стран мира; Б). 11 стран мира с численностью населения свыше 100 млн человек; В).примеры полуостровных и островных стран, стран-архипелагов; Г).примеры внутриконтинентальных стран. Используйте результаты работы для конкретизации текста учебника. Как по-вашему, какие положения учебника они подтверждают?

Дополнительное задание (для удовольствия) Составьте кроссворд «страны мира»

Задание 2. Используя текст учебника и политическую карту мира в атласе, выпишите в тетрадь по нескольку примеров развитых и развивающихся стран, относящихся к различным подгруппам. Проверьте выполнение задания друг у друга.

Задание 3. Использую текст учебника, материалы периодической печати, радио- и телепередач, приведите яркие примеры, иллюстрирующие:

А).положительные явления в международных отношениях;

Б), конфликтные ситуации, которые приводит к их обострению;

Задание 4. На основе «визитной карточки» стран на форзацах учебника составьте систематизирующую (конспективно-справочную) таблицу «Государственный строй стран мира», используя следующую форму:


Форма правления

Форма административно-территориального устройства

республики

монархии

Унитарные

государства

Федеративные

государства

конституционные

абсолютные


Дополнительное задание В каждую графу выпишите названия нескольких стран в (усложненное) качестве примеров. Результаты работы используйте для конкретизации положений учебника.

Проанализируйте таблицу 2 в «Приложениях». Используя свои знания по истории, объясните, почему стран с монархической формой правления больше всего в зарубежной Европе и зарубежной Азии, а в Северной Америке их вообще нет.

Задание 5. (творческое) Используя различные источники информации, приведите примеры важных геополитических проблем, которые стоят перед миром в конце ХХ-начале XXI века.

Задание 6(итоговое). Проанализируйте основной текст темы 1. Проследите его подразделение на параграфы, подпараграфы, отдельные смысловые части. Уясните, для чего в этом тексте применяются разрядка, курсив, выделение ключевых слов.
БЛОК САМОКОНТРОЛЯ И ВЗАИМНОГО КОНТРОЛЯ

Как вы объясните:

1. В чем выражается многоликость современного мира?

2. Чем различаются страны мира по формам правле­ния и административно-территориального устройства?

Знаете ли вы:

1. Что общего у следующих стран: США, ФРГ, Фран­ции, Великобритании, Японии?

2. Какие из перечисленных ниже стран могут служить примерами:

а) стран, имеющих республиканскую форму правления: Болгария, Польша, Великобритания, Франция, Япония, Саудовская Аравия;

б) стран, имеющих федеративное административно-территориальное устройство: Великобри­тания, США, ФРГ, Франция, Индия, Египет, Бразилия?

Можете ли вы:

1. Нанести на контурную карту по памяти следующие страны, упоминаемые в тексте или на текстовых картах: Россию, Францию, Китай, Японию, Саудовскую Аравию, Нигерию, США, Канаду, Бразилию, Австралию?

2. Указать, какие из перечисленных ниже стран доби­лись политической независимости после Второй мировой войны: Иран, Индия, Индонезия, Таиланд, Египет, Ал­жир, Колумбия, Мексика?

3. Привести примеры двух-трех стран, к которым под­ходит название «Страна тысячи островов»?

4. Назвать примеры новых индустриальных стран?

5. Дать определение терминов «суверенное государст­во», «республика», «федеративное государство», «полити­ческая география»?
МЕТОДИЧЕСКИЕ КЛЮЧИ К ТЕМЕ 1

Что нужно вспомнить

1. Основные черты формирования политической карты мира в период новейшего времени. (История, 9 класс.)

2. Основные страны Евразии, Африки, Северной и Юж­ной Америки. (География, 7 класс.)

3. Геополитическое положение современной России. (География, 9 класс.)

Что нужно усвоить

Ведущие идеи темы 1

1. Изменение послевоенного мирового порядка, харак­теризовавшегося борьбой двух «сверхдержав», и общее потепление международного климата — важнейшая черта современной эпохи.

2. Выход на международную арену более ста государств Азии, Африки и Латинской Амери­ки — одна из великих реальностей современного мира.

Главные научные знания темы 1

1. Многоликость современного мира и типы стран.

2. Новый этап международных отношений и его отраже­ние на современной политической карте мира.

3. Основ­ные формы правления и административно-территориаль­ного устройства стран мира.

4. Политическая география и геополитика.

5. Ключевые слова темы: 1) суверенное государство, 2) экономически развитая страна, 3) разви­вающаяся страна, 4) региональный конфликт, 5) респуб­лика, 6) монархия, 7) унитарное государство, 8) федера­тивное государство, 9) политическая география, 10) поли­тико-географическое положение, 11) геополитика.

Тема 2. ГЕОГРАФИЯ МИРОВЫХ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ. ЗАГРЯЗНЕНИЕ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.







БЛОК ДОБЫВАНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

Задание 1 (творческое!). Опираясь на знания по предшествующим курсам географии и по теме 1 данного учебника, приведите примеры стран, бедных природными ресурсами, но достигших высокого уровня экономического и социального развития. Сделайте вывод о роли ресурсообеспеченности в жизни общества.

Задание 2. Проанализируйте данные таблиц 1,3,4 и 5. Рассчитайте, на сколько лет хватит мировых общегеологических и разведанных запасов угля, нефти, природного газа и железной руды при современном уровне их добычи (см. инструкцию на с. 55). Объясните, какие проблемы возникают в связи с этим.

Дополнительное задание (усложненное). Проанализируйте рисунок 4 и таблицу 2. Рассчитайте, какое количество минерального сырья извлекалось из недр Земли в 1900, 1980 и 2000 гг. из расчета на душу населения. Сравните четыре показателя, установите тенденцию и объясните ее.

Задание 3. Используя текст учебника, карту минеральных ресурсов мира в атласе и таблицы 3,4 в «Приложениях», проанализируйте размещение топливных полезных ископаемых. Назовите страны, обладающие значительными запасами угля, нефти, крупнейшие бассейны. Какие выводы можно сделать на основе этого анализа?

Задание 4. Проанализируйте рисунок 7, карту мировых земельных ресурсов в атласе и таблицу 6 в «Приложениях». Сравните обеспеченность отдельных регионов и стран пахотными землями. Приведите примеры многоземельных и малоземельных стран. Опираясь на знания по курсу географии материков и океанов, объясните причины таких различий. Докажите свое мнение.

Задание 5. Пользуясь рисунком 8, сравните обеспеченность крупных регионов мира ресурсами речного стока. Приведите примеры стран, наиболее и наименее обеспеченных ресурсами пресной воды. По карте в атласе рассмотрите размещение крупных водохранилищ мира, сделайте выводы и используйте их для подтверждения текста учебника.

Дополнительное задание (усложненное). Проанализируйте данные таблицы 7 в «Приложениях» и дайте сравнительную характеристику гидроэнергетического потенциала крупных регионов мира.

Задание 6. Проанализируйте рисунок 9. С помощью этого рисунка, а также основного текста охарактеризуйте два главных лесных пояса планеты. Дайте оценку обеспеченности отдельных стран, выделив страны, очень богатые и очень бедные лесными ресурсами. Используйте также таблицу 8 в «Приложениях».

Задание 7. Проанализируйте карту минеральных ресурсов Мирового океана в атласе. Дайте общую характеристику этих ресурсов. Определите районы континентального шельфа и глубоководного ложа Океана, наиболее богатые минеральными ресурсами. Можно ли на основании проведенного анализа наметить перспективы развития морской горнодобывающей промышленности?

Дополнительное задание (усложненное). Пользуясь текстом учебника, составьте в тетради классификационную схему «Природные ресурсы Мирового океана». Примените ее для доказательства положения о том, что Мировой океан является кладовой разнообразных природных богатств.

Задание 8 (творческое!). Опираясь на знания по физической, экономической и социальной географии своей республики, края, области, приведите примеры: 1)рекреационно - лечебных, 2) рекреационно - оздоровительных, 3) рекреационно - спортивных, 4) рекреационно- познавательных территорий. По возможности используйте при этом собственные наблюдения и впечатления. Подготовьте альбом (транспарант), посвященный этой территории. Есть ли в вашей республики, крае, области объекты всемирного наследия?

Задание 9. Используя различные данные средств массовой информации, приведите по нескольку примеров: а) положительных результатов природоохранной деятельности и осуществления экологической политики; б) отрицательного воздействия антропогенных вмешательств в окружающую природную среду.

Задание 10 (итоговое).

1. На основе приобретенных знаний назовите причины следующих явлений: а) во второй половине XX в. степень «очеловеченное™» географической среды резко возросла; б) при разработке полезных ископаемых наиболее выгодно использовать их территориальные сочетания; в) в наше время «нагрузка» на землю возрастает, а обеспеченность земельными ресурсами уменьшается; г) рост водопотребления создает реальную угрозу возникновения дефицита пресной воды.

2. Сформулируйте по тексту темы не менее трех проблемных вопросов. Предложите ответы на них и обсудите их с товарищами.

3. Изучите текстовые карты и карты атласов, характеризующие мировые природные ресурсы. Определите, какими картографическими способами они составлены.

4. Составьте дополнительную библиографию по теме и используйте ее в своей работе.

Блок самоконтроля и взаимного контроля

Как вы объясните:

1.В чем заключается сходство и различие между понятиями «природа» и «географическая среда»?

2.Почему о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов?

З.В чем заключаются изменения, происходящие в структуре мирового земельного фонда?

4.В чем заключаются причины обострения водной проблемы человечества?

5..Каковы отрицательные последствия выпадения кислотных дождей?

6.Почему для решения экологических проблем необходимо международное сотрудничество?

Как вы думаете:

1. Почему взаимодействие общества и природы нужно рассматривать не как биологическую, а прежде всего как общественную, социальную проблему?

2. В чем заключается рациональное использование невозобновляемых и возобновляемых природных ресурсов?

3. Что означают слова великого немецкого географа Александра Гумбольдта: «Человеку предшествуют леса, а сопровождают его пустыни»?

4. Какую роль играет географическая наука в решении проблем природопользования и экологии?

Знаете ли вы:

1. Какие крупнейшие в мире бассейны какого из следующих видов полезных ископаемых обозначены на картосхеме: 1) угля, 2) нефти, 2) железной руды?

2. Какие из перечисленных ниже стран относятся к странам с наибольшей и наименьшей обеспеченностью пахотными землями: Австралия, Япония, ФРГ, Китай, Аргентина?

3. Какие из перечисленных ниже стран относятся к странам с наибольшей и наименьшей обеспеченностью водными ресурсами: Канада, Бразилия, Конго, Саудовская Аравия, Египет?

Можете ли вы:

1. Нанести на контурную карту мира по памяти следующие страны, упоминаемые в тексте и на текстовых картах: Великобританию, Нидерланды, Испанию, Швецию, Индию, Египет, Демократическую Республику Конго, ЮАР, Мексику, Аргентину?

2. Дать определение понятий «географическая среда», «ресурсообеспеченность», «географическое ресурсоведение»?

3. Обозначить на контурной карте мира по памяти страны, обладающие наибольшими запасами нефти?

4. Оценить, насколько верны следующие утверждения, и, если нужно, дать правильный ответ: а) мировые общегеологические запасы угля намного превосходят запасы нефти; б) в структуре мирового земельного фонда преобладает пашня; в) запасы пресной воды на Земле составляют лишь 10% всех водных ресурсов планеты; г) главный путь решения экологических проблем заключается в переходе к принципиально новой технологии производства?

Методические ключи к теме 2

Что нужно вспомнить

1. Строение и свойства географической оболочки Земли.(География,6,7 классы.)

2. Особенности воздействия человека на природу материков и океанов. (География, 7 класс.)

3. Виды водных ресурсов. (География,8 класс.)

4. Основные закономерности размещения полезных ископаемых в земной коре. (География,6,7,8 классы.)

5. Размещение природных зон и климатических поясов Земли. (География, 7 класс.)

6. Основные черты географии природных ресурсов России. (География, 8 класс.)

7. Понятия и термины: географическая оболочка, природный комплекс, природная зона, природные ресурсы, агроклиматические ресурсы, рекреационные ресурсы, природопользование, антропогенный ландшафт, экология.

Что нужно усвоить

Ведущие идеи темы 2:

1. Географическая среда - необходимое условие жизни людей, развития и размещения населения и хозяйства.

2. Будущее человеческой цивилизации во многом зависит от осуществления всемирной стратегии охраны природы и проведения продуманной национальной и международной экологической политики.

Главные научные знания темы 5:

1. Особенности современного этапа взаимодействия общества и природы. 2. Понятие о географической (окружающей) среде. 3. Понятие о ресурсообеспеченности. 4. Основные черты размещения минеральных, земельных, водных, растительных, климатических ресурсов, ресурсов Мирового океана и степень обеспеченности ими человечества.5. Размеры и характер загрязнения окружающей среды, основные пути решения природоохранных проблем. 6. Сущность природоохранной деятельности и экологической политики. 7. Представление о географическом ресурсоведении и геоэкологии. 8. Ключевые слова темы: 1) географическая окружающая среда, 2) природные ресурсы, 3) ресурсообеспеченность, 4) опустынивание, 5) обезлесение, 6) загрязнение окружающей среды(количественное и качественное), 7) «грязное» производство, 8) экологическая политика, 9) географическое ресурсоведение, 10) геоэкология.

Что нужно уметь

1. Давать краткую характеристику размещения основных видов природных ресурсов с выделением главных стран и районов. 2. Давать общую и сравнительную оценку обеспеченности мира и отдельных его регионов различными видами минеральных ресурсов, производить расчеты такой обеспеченности. 3. Приводить примеры загрязнения окружающей среды, рационального и нерационального природопользования. 4. Устанавливать внутрипредметные связи с предшествующими курсами географии. 5. Изучать библиотечный фонд школы и составлять дополнительную библиографию по теме.

Инструкции и планы по овладению навыками самостоятельной учебной работы

Как оценивать обеспеченность мира и отдельных регионов различными видами минеральных ресурсов. Перечень действий:

1. Определить по таблице или по карте размеры запасов соответствующего вида полезных ископаемых для всего мира или одного из регионов. 2. Определить размеры годовой добычи (потребления) данного вида ресурсов. 3. Разделить показатель запасов на показатель добычи (потребления). Результат деления покажет число лет, на которые хватит данного вида полезных ископаемых при современном уровне его потребления. 4. Сделать вывод о ресурсообеспеченности.

  1   2   3

Похожие:

Блок добывания знаний и умений iconБлок добывания знаний и умений
Б. 11 стран мира с численностью населения свыше 100 млн человек; В. примеры полуостровных и островных стран, стран-архипелагов; Г....

Блок добывания знаний и умений iconСхема анализа посещенного занятия
Ознакомление с новым материалом, закрепление изученного, применение знаний и умений, обобщение и систематизация знаний, проверка...

Блок добывания знаний и умений iconСборник тестов и практических заданий для самостоятельной подготовки студентов
Культура речи – понятие сложное и неоднозначное. С одной стороны, это особая научная дисциплина, а с другой – совокупность определенных...

Блок добывания знаний и умений iconКонспект учебного занятия по дисциплине «Документационное обеспечение управления»
Образовательная – закрепление знаний и умений по теме; развивающая развитие умений применять знания на практике

Блок добывания знаний и умений iconСогласовано
Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Сегодня происходит...

Блок добывания знаний и умений iconПрактическая работа вид учебной деятельности учащихся с целью углубления...
Практические работы проводятся после изучения темы или раздела. Они включаются в учебную программу, и их выполнение обязательно

Блок добывания знаний и умений iconУрок контроль знаний Тема: «Добро пожаловать в Вашингтон»
Урок построен в нетрадиционной форме: ученикам предлагается путешествие в США для участия в международной игре «Знаешь ли ты историю...

Блок добывания знаний и умений iconПояснительная записка 3 Нормативно-правовая база 3 Назначение образовательной...
Сегодня происходит изменение парадигмы образования от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося....

Блок добывания знаний и умений iconСамостоятельная работа 108час
Задачи дисциплины заключаются в получении знаний, и умений применять на практике

Блок добывания знаний и умений iconСодержание
Вы находитесь в начале своей профессиональной карьеры, которая зависит от Ваших знаний, умений, информированности

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск