Методические рекомендации по изучению дисциплины Тема Введение


НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины Тема Введение
страница1/4
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Туризм > Методические рекомендации
  1   2   3   4
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
Методические рекомендации по изучению дисциплины

Тема 1. Введение
Содержание теоретических вопросов
Социально-экономическая география как наука. Экономика, социология, география: понятие, объекты исследования. Социально-экономическая география (СЭГ): понятие, объекты исследования. Связь СЭГ с экономикой и социологией. Экономическая география и социальная география как основные направления СЭГ. Место СЭГ в системе географических наук. Этапы экономико-географического исследования.

Основные этапы развития СЭГ. Начальный этап (Страбон, Л. Гвиччардини, Б. Варений). Развитие экономико-географических представлений в XVIII в. (И. К. Кириллов, В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов). Развитие экономической географии в первой половине XIX в. (К. А. Арсеньев, И. Тюнен). Основные направления развития экономической географии в XIX – начале XX вв. (Д.П. Марш, А. И. Воейков, Ф. Ратцель, П. П. Семенов-Тян-Шанский, Д. И. Менделеев). Становление и развитие отечественной и зарубежной СЭГ в XX в. (Н. Н. Баранский, В. Кристаллер, А. Леш), «количественная революция» в географии и регионализм, главные тенденции в развитии СЭГ на современном этапе (экономизация, социологизация, экологизация).
Методические рекомендации по изучению теоретических вопросов
Во вводной теме раскрывается сущность социально-экономической географии как комплекса географических дисциплин, ее место в системе географических наук, а также рассматриваются основные этапы развития науки.

При изучении общих вопросов необходимо обратить внимание на многогранность и неоднозначность объекта изучения СЭГ, в качестве которого могут выступать как простые объекты (например, предприятие), так и сложные, комплексные объекты (например, ТПК или экономический район). Это связано с многогранностью самой науки, представляющей собой теоретическое ядро общественно-географических наук и включающей частные дисциплины. Поэтому целесообразно указать предельный, частные специфические и основной объекты изучения СЭГ, раскрыв их сущность и взаимосвязи. Нужно также рассмотреть предмет СЭГ (закономерности размещения объекта), характерный для всех географических наук и не являющийся специфическим.

Особенность СЭГ заключается также и в том, что она содержит два самостоятельные, но тесно взаимосвязанные направления – экономическую географию и социальную географию. Каждая из них имеет свои частные объекты исследования и преследует различные цели. Однако, здесь необходимо обратить особое внимание на то, что различать эти два направления следует в большей степени не онтологически (по объектам исследования), а методологически, т.е. по подходу к конечному результату. Таким образом, социально-экономическая география – наука с двумя методологическими подходами с равной степенью их приоритета в зависимости от конкретных условий и целей исследования.

При определении межпредметных связей СЭГ прежде всего следует раскрыть ее связи с экономикой, социологией и другими географическими дисциплинами, как науками, на стыке которых и образовалась СЭГ. Это позволит сделать вывод о том, какой «вклад» внесли указанные дисциплины в формирование объекта, предмета и методологической базы СЭГ.

История развития СЭГ рассматривается с момента ее зарождения, оформления в самостоятельное направление и до наших дней. Нужно обратить внимание на то, что в России и за рубежом наука развивалась несколько различно. Особенно большой разрыв образовался в XX веке. Это связано с тем фактом, что общественно-географические науки в большей степени, чем естественно-географические зависят от экономической и особенно политической ситуации в стране. Следует также обозначить переломные моменты в развитии СЭГ: возникновение первого теоретического труда по изучаемому направлению, появление термина «экономическая география», внедрение новых методов и т.д. При этом необходимо указать имена основных творцов науки прошлого и определить их вклад в развитие дисциплины. Следует обратить внимание также на особенности развития отечественной науки в советский период, указав объективные социально-политические условия ее эволюции.

В заключение требуется раскрыть особенности развития науки на современном этапе в связи с имеющими место проблемами как глобального, так и регионального масштаба, обозначить роль географии в решении этих проблем и перспективных задач развития современного общества.
Задания для практической работы
Практическая работа

Определение уровня экономического и социального развития государства
Задание 1.

Рассмотрите таблицу «Показатели экономического и социального развития некоторых государств мира». Проанализируйте данные, сравните их со среднемировыми, сделайте выводы.
Задание 2.

Используя приведенные ниже методические указания, определите уровень экономического и социального развития государств. Полученные результаты сравните, сделайте выводы.
Методические рекомендации по выполнению практической работы
Уровень экономического и социального развития определяется при помощи «коэффициента развития» (КР).

X1 + X2 + X3 + X4

КР = ------------------------ , где

Y1 + Y2 + Y3 + Y4

X1 – валовой внутренний продукт на душу населения в год;

X2 - ожидаемая продолжительность жизни при рождении;

X3 - среднее потребление калорий;

X4 - среднее потребление белков;

Y1 - общий коэффициент рождаемости

Y2 - общий коэффициент смертности;

Y3 - коэффициент младенческой смертности;

Y4 - доля неграмотного населения старше 15 лет.

Работа заключается в сопоставлении уровней экономического и социального развития государств, при котором за эталонные принимаются среднемировые показатели. В качестве показателей Х и Y необходимо использовать не абсолютные показатели, а отношение к среднемировым (в %).

Таблица 1. Показатели экономического и социального развития некоторых государств мира


Страна

ВВП на душу насел. в год, долл.

Ожид. продолжит. жизни при рождении, лет

Ср. сут. потребл. калорий на душу насел., ккал

Ср. сут. потребл. белков на душу насел., г

Общ. коэфф. рождаемости, ‰

Общ. коэфф. смертн., ‰

Коэфф. младенч. смертн., ‰

Доля неграм. насел. старше 15 лет, %

Алжир

5500

70

2665

80

23

5

41

38

Аргентина

12900

75

3176

104

18

6

18

4

Афганистан

800

46

1755

54

41

18

147

70

Бруней

17600

74

2793

79

20

4

14

12

Венгрия

11200

72

3437

89

10

13

9

1

Гватемала

3700

67

2331

59

32

7

46

36

Казахстан

5000

63

2180

71

17

11

59

2

Китай

3600

72

3045

83

16

7

28

19

Новая Зеландия

17700

78

3152

96

14

8

6

1

Россия

7700

67

2879

86

9

14

20

2

США

36200

77

3754

115

14

9

7

3

Финляндия

22900

78

3143

102

11

10

4

0

Эфиопия

600

45

1803

52

45

18

100

65

Весь мир

7200

64

2808

75

21

9

53

20


Характеристика показателей

Чем выше показатели, стоящие в числители формулы, тем лучше живут страна и люди в ней.

ВВП – одна из характеристик экономического развития страны, отражающая в то же время уровень благосостояния ее жителей.

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении характеризует состояние социальной сферы.

Среднее потребление калорий и белков свидетельствует об объеме и сбалансированности питания населения страны.

В знаменателе, напротив, чем выше показатели, тем хуже живет страна и люди в ней. Вопросы может вызвать нахождение здесь показателя рождаемости, однако в современных условиях чрезвычайно высокая рождаемость – фактор, скорее препятствующий устойчивому развитию, чем способствующий ему.

Высокий уровень смертности свидетельствует о неблагополучии в демографическом развитии государства.

Уровень младенческой смертности отражает развитие системы здравоохранения, а доля неграмотного населения старше 15 лет – развитие системы образования.
Тема 2. Взаимодействие природы, населения и хозяйства
Содержание теоретических вопросов
Развитие взаимодействия общества и природы. Аграрный этап (зарождение хозяйства, «огненная» эпоха; аграрная революция и переход к производящему хозяйству; развитие морских и речных цивилизаций; становление ремесла, мануфактуры, торговли; эпоха Великих географических открытий, ее роль в развитии хозяйства и формировании политической карты мира). Индустриальный этап и его периодизация (промышленная революция и возникновение традиционных отраслей, техническая революция и формирование «авангардной тройки» производств, научно-техническая революция, ее виды). Постиндустриальный этап (развитие нематериальных видов деятельности), основные современные направления освоения территории.

Единство системы «природа – население – хозяйство». Взаимодействие основных агентов ландшафтной оболочки и ойкумены, связи между ними, виды связей. Формы отношения человека к природе (практическое, адаптивное, интимное, эстетическое). Природопользование, его виды. Законы экологии. Преобразование и охрана природы, экологический менеджмент. Использование современных научных методов в природопользовании (прогнозирование последствий антропогенного воздействия на окружающую среду, моделирование природных процессов в решении экологических проблем, мониторинг окружающей среды), их виды и сущность.

Экологические проблемы современности. Понятие экологического кризиса. Главные направления ухудшения качества окружающей среды. Понятие о ноосфере. Концепция устойчивого развития.
Методические рекомендации по изучению теоретических вопросов

Проблема взаимодействия общества и природы является главным вопросом географии. Поэтому на изучение данной темы отводится наибольшее количество аудиторных часов.

В первой подтеме рассматривается история взаимодействия общества и природы, являющаяся по сути историей развития хозяйственной деятельности человека, поскольку уже длительное время взаимодействие человека и природы осуществляется в большей степени посредством хозяйственной деятельности. В истории хозяйства выделяется три главных этапа: аграрный, индустриальный и постиндустриальный, для каждого из которых характерны свои особенности организации производственной деятельности. Их сущность необходимо выявить и объяснить. Переход к каждому следующему этапу знаменовался коренными изменениями в производительных силах, получивших название революций. Так, нужно раскрыть сущность аграрной, технической и научно-технической революций, указать их особенности и последствия. При характеристике каждого этапа развития взаимодействия общества и природы особое внимание следует уделять все возрастающему влиянию человека на природную среду и увеличивающейся антропогенной нагрузке на естественные комплексы, обозначив как негативные следствия и пути их предотвращения и ликвидации, так и позитивные преобразования геокомплексов и роль географии в формировании культурных ландшафтов, как идеальной среды обитания человека.

Во второй подтеме раскрывается единство классической триады «природа-население-хозяйство», характеризуются связи между ее компонентами. Здесь следует обратить внимание на то, что существуют не только межкомпонентные связи, но и замкнутые внутренние связи внутри каждого агента. Однако, для географической науки, а особенно СЭГ, наибольший интерес представляют именно разомкнутые связи, являющиеся сложными, многоканальными и разнонаправленными. Далее, после краткой характеристики межкомпонентных связей некоторые из них следует раскрыть более подробно. В частности, необходимо особо остановиться на обозначении форм отношения человека к природе и рассмотрении вопросов природопользования. Проблемы природопользования, преобразования и охраны природы приобрели в последнее время особое звучание. Поэтому главное внимание следует уделить вопросам рационального и нерационального природопользования, действию «законов экологии» и экологическому менеджменту, а также методике проведения научных исследований в природопользовании.

Третья подтема посвящена современным экологическим проблемам. Она является логическим завершением рассмотренных выше вопросов. Современный человек должен осознать, что экологическая проблема давно уже престала быть просто проблемой, поскольку в настоящее время большинство экосистем пребывает в состоянии экологического кризиса, что негативно сзывается не только на природных ландшафтах, но и на здоровье самого человека. Поэтому в данной теме необходимо показать многогранность и глобальность проблемы, для решения которой требуются усилия всех стран. Здесь также необходимо раскрыть сущность учения В.И. Вернадского о ноосфере, как совместном гармоничном развитии Природы и Человека, призывающем к ответственности Разума за дальнейшую эволюцию планеты.
Задания для практической работы
Практическая работа

Влияние общества на природную среду. Природопользование
Задание 1

Используя лекцию «Развитие взаимодействия общества и природы» и дополнительную литературу, выделите основные этапы воздействия человека на природную среду. Кратко охарактеризуйте каждый этап с экологической точки зрения.
Задание 2

Выпишите основные понятия в области природопользования. Постарайтесь выучить их.
Методические указания по выполнению заданий

Задание 1 является творческим направлено на более глубокую проработку темы «Развитие взаимодействия общества и природы». Здесь нет необходимости переписывать лекционный материал или главу из книги. Главная задача состоит в систематизации полученной информации и кратком ее изложении. Количество выделенных этапов может быть различным. Этапы в свою очередь могут подразделяться на подэтапы, периоды и т.д. Задание может быть выполнено в форме таблицы, схемы или текста.

Задание 2 удобно сделать в форме глоссария.


  1   2   3   4

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины Тема Введение iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения

Методические рекомендации по изучению дисциплины Тема Введение iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения

Методические рекомендации по изучению дисциплины Тема Введение iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Организация деятельности...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения

Методические рекомендации по изучению дисциплины Тема Введение iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной...
По направлению подготовки (специальности) 050407. 65 Педагогика и психология девиантного поведения

Методические рекомендации по изучению дисциплины Тема Введение iconПрактикум по административной юрисдикции методические рекомендации...
Практикум по административной юрисдикции: Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения Н....

Методические рекомендации по изучению дисциплины Тема Введение iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины знание правовой дисциплины
Методические указания к изучению курса «Трудовое право» для бакалавров всех форм обучения по направлению 030900. 62 «Юриспруденция»...

Методические рекомендации по изучению дисциплины Тема Введение iconМетодические указания по изучению дисциплины Для студентов заочного факультета
Подготовка к международным полётам. Методические указания по изучению дисциплины/Университет га. С. Петербург,2008

Методические рекомендации по изучению дисциплины Тема Введение iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Криминалистика»...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Криминалистика» для заочной формы обучения

Методические рекомендации по изучению дисциплины Тема Введение iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины для студентов курс лекций и литература
Объем дисциплины «Английский язык в профессиональной сфере» и виды учебной работы

Методические рекомендации по изучению дисциплины Тема Введение iconМетодические указания по дисциплине "Аудит". Спб.: Изд. Рггму, 2012. 24
Методические указания составлены в соответствии с программой дисциплины "Аудит". Даются рекомендации по изучению дисциплины. Приводятся...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск