Скачать 413.92 Kb.
|
Отчет о выполнении проекта реализации технологической платформы «Освоение океана» в 2011 году г.Москва 2012 г.
Перечень предприятий и организаций, привлеченных к участию в технологической платформе «Освоение океана» (подписавших Меморандум до 01 апреля 2011 года):
Информация об организациях-координаторах технологической платформы «Освоение океана»
В приложении №1 приведено содержание Меморандума, подписание которого является необходимым (но недостаточным) условием присоединения к платформе. Окончательное решение о присоединении новых членов технологической платформы принимает Координационный совет. С 01 апреля 2011 года до 01 января 2012 года подали заявку на включение в технологическую платформу следующие организации: - Рязанский государственный радиотехнический университет (ГОУВПО «РГРТУ») - Акустический институт им.академика Н.Н.Андреева (ФГУП «АКИН») - Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им.В.И.ульянова(Ленина)(СПбГЭТУ) - ОАО «Федеральная гидрогенерирующая компания» (ОАО «РусГидро») - Иркутский Государственный Технический Университет. Решения о включении этих организаций в число участников ТП будет принято на ближайшем Координационном совете. 2.Создание организационной структуры. Организационная структура Технологической платформы «Освоение океана», утвержденная на заседании Координационного совета 27 апреля 2011 года, включает в себя Координационный совет, Бюро экспертного совета и Рабочие группы экспертного совета. Координационный совет: 1. Кобылянский Валерий Владимирович – от ОАО «Концерн «Моринсис - Агат»; 2. Клячко Лев Михайлович – от ОАО «Концерн «Моринсис - Агат»; 3. Форафонов Сергей Николаевич – от ОАО «ОСК»; 4. Сапов Дмитрий Сергеевич - от ОАО «ОСК»; 5. Денисов Александр Федорович – от ОАО «ОСК»; 6. Соколов Владимир Евгеньевич – от ОАО «Концерн «МПО – «Гидроприбор»; 7. Лупач Леонид Захарович – от ОАО «Концерн «МПО – «Гидроприбор»; 8. Селезнев Игорь Александрович – от ОАО «Концерн «Океанприбор»; 9. Соколов Александр Вячеславович – от ОАО «Концерн «ЦНИИ«Электроприбор»; 10. Чашков Роман Юрьевич – от ОАО «Совкомфлот». Бюро Экспертного совета: 1. Арсентьев Виктор Георгиевич - ГОУ ВПО «СибГУТИ»; 2. Бескид Павел Павлович – РГГУ; 3. Бункин Алексей Федорович – ИОФ РАН; 4. Волков Юрий Николаевич – ДВНИГМИ; 5. Демин Виктор Валентинович – ТГУ; 6. Тимофеев Валерий Владимирович – ОАО «ОСК» 7. Кондрашин Владимир Витальевич; 8. Кобылянский Валерий Владимирович - ОАО «Концерн «Моринсис – Агат»; 9. Попов Артемий Александрович - ФГАОУ ВПО «УрФУ им.Б.Н.Ельцина»; 10. Лучинин Александр Григорьевич – ИПФ РАН; 11. Малашенко Анатолий Емельянович – СКБ САМИ ДВО РАН; 12. Пастухов Павел Олегович – ДВФУ; 13. Попов Владимир Александрович - ОАО «Концерн «Океанприбор»; 14. Родионов Анатолий Александрович - Институт океанологии РАН; 15. Соков Алексей Валентинович - Институт океанологии РАН; 16. Собисевич Леонид Евгеньевич – КБГУ; 17. Суворкин Юрий Валерьевич - СКБ САМИ ДВО РАН; 18. Сайфуллин Назым Фуадович - Московское общество испытателей природы; 19. Суконкин Сергей Яковлевич - ФГУП ОКБ океанологической техники РАН. Рабочие группы Экспертного совета по направлениям : • Технологии морских роботизированных систем
• Технологии освоение природных ресурсов Мирового океана
• Информационные технологии и системы для освоения Мирового океана
• Технологии создания морской техники (перспективное судостроение)
Примечание: Составы Координационного совета, Бюро Экспертного совета и Рабочих групп представлены на 01 февраля 2012 года, в соответствии с заявками организаций-участников Технологической платформы. Координационный совет платформы состоит из крупных промышленных предприятий с государственным участием, которые заинтересованы в развитии технологий, являющихся содержанием технологической платформы, и поэтому Координационный совет определяет основные направления развития и обеспечивает источники финансирования разработок. Бюро Экспертного совета и рабочие группы Экспертного совета проводят работу по анализу тех проектов, которые могут быть поддержаны технологической платформой «Освоение океана». Проект считается поддержанным технологической платформой, если после положительной экспертизы в рабочих группах и Бюро экспертного совета он утвержден Координационным советом для представления в те или иные структуры, финансирующие НИОКР. 3. Анализ реализации плана действий за 2011 год В 2011 году проведено два заседания Координационного совета, на которых были созданы рабочие органы и определены планы работы по платформе и научно-технические направления, поддерживаемые платформой, а также одно заседание Бюро экспертного совета по вопросу взаимодействия с федеральной целевой программой «Развитие гражданской морской техники». В соответствии с решением органов управления платформой организации-члены Координационного совета предприняли усилия для того, чтобы конкретные технологические направления платформы вошли в НИОКРы федеральных целевых программ, реализуемых в настоящее время в Минэкономразвития, в Минпромторге и в Минобрнауки. Результаты этой деятельности приведены в приложении №2. Из анализа материалов, приведенных в приложении, следует, что в рамках федеральных целевых программ удалось начать работы по отдельным технологическим направлениям платформы «Освоение океана» на общую сумму 466,6 млн. руб. в 2011 году. Примерно такой же объем финансирования следует ожидать в 2012 году. Создание юридического лица на базе технологического платформы признано на сегодняшний день нецелесообразным. 4. Стратегическое направление деятельности по технологической платформе. Учитывая тенденции мирового и внутреннего рынков, инициаторы и координаторы технологической платформы считают основным (стратегическим) направлением - создание отрасли подводных технологий для обеспечения всего спектра работ на морском шельфе окраинных морей РФ (рис.1, рис.2). Рис.1 Рис.2
Особенностью технологической платформы «Освоение океана» является то, что ее инициаторами выступают крупные производственные предприятия с государственным участием, заинтересованные, в той или иной мере, в развитии подводных технологий. Стратегический план действий по платформе представлен на рисунке 3. План работы на 2012 год представлен в таблице:
5. Информация о ключевых межотраслевых технологиях, способных оказать существенное влияние на конкурентноспособность данной области. В перечне разработок по технологической платформе есть ряд технологий, которые можно считать ключевыми (критическими). То есть, от успешного решения этих технологий зависит развитие основных направлений в деятельности технологической платформы.
Основная задача данного направления – это создание бортовых навигационных комплексов, включающих инерциальные бортовые, гидроакустические и оптические системы и интегрирование (комплексирование) информации отдельных подсистем с целью значительного повышения надежности и точности подводной навигации автономных необитаемых аппаратов. Ядром разрабатываемого навигационного комплекса является малогабаритная высокоточная инерциальная система с лазерными гироскопами. Разрабатываемый навигационный комплекс должен обеспечить абсолютную автономность определения текущего положения и ориентации аппарата, т.е. независимость от наличия/отсутствия информации от внешних систем. Относительное положение от начальной точки определяется путем счисления пути. Интегрирование навигационных систем аппарата с элементами спутниковых систем навигации (GPS, Глонасс) должно носить локальный характер. Отсутствие данных спутниковых систем не должно влиять на точность бортового навигационного комплекса и, следовательно, на результат выполнения миссии в целом. Предполагается разработка различных вариантов компоновок навигационных комплексов в зависимости от типа миссии, ее длительности и требований точности. На сегодняшний день лазерные гироскопы, использующие эффект Саньяка – появление фазового сдвига встречных световых волн во вращающемся кольцевом интерферометре – являются самыми высокоточными малогабаритными датчиками изменения угла поворота. Некоторые технологии имеют потенциал для соответствия этим требованиям, включая использование поставленных на якоря или мобильных акустических ретрансляционных сетей, и бортовое сравнение района с архивом донных особенностей, полученных из акустического изображения.
Основные цели направления - это разработка технологического базиса и методов решения задач автоматического обнаружения, сопровождения и селекции (идентификации) объектов различного типа, и формирования команд средствам управления согласно заданным алгоритмам наведения на цель и управления, а также решения задач сбора данных и проведения их предварительной обработки в режиме реального времени. Максимальная эффективность применения автономных аппаратов достигается при комплексном (комбинированном) использовании датчиков и сенсоров, основанных на различных физических принципах и работающих в разных диапазонах длин волн (УФ, видимый диапазон, ИК, акустический, радиодиапазон). Использование мультиспектральных или гиперспектральных обзорных оптических датчиков также значительно повышает эффективность систем наведения и систем сбора разведывательной информации. Развитие данного направления сопряжено с разработкой новых методов и алгоритмов комплексной обработки данных, алгоритмов распознавания образов, модификацией известных и разработкой новых алгоритмов автоматического управления подводных аппаратов. Стоит отметить, что элементы машинного зрения могут использовать для решения другого типа задач, а именно для решения задач автономной навигации, т.е. служить дополнительным информационным каналом, дополняющим бортовые навигационные системы.
Одними из важных показателей эксплуатационных характеристик подводных аппаратов являются их автономность и максимальная дальность применения, которые определяются запасом энергии. По приближенным оценкам при прочих равных условиях масса и, соответственно, стоимость беспилотных систем пропорциональны третьей степени дальности применения. На данный момент основой энергосистем беспилотных подводных аппаратов являются химические источники тока (ХИТ), такие как свинцово-кислотные, щелочные никель-кадмиевые и серебряно-цинковые аккумуляторы. Также активно ведутся разработки систем, использующих щелочные марганцево-цинковые и литиевые элементы, водоактивируемые батареи, литий-йонные аккумуляторы, полутопливные батареи, топливные элементы. Основная цель данного направления исследований это существенное увеличение энергоемкости ХИТ и, как следствие, значительное увеличение эффективность применения подводных аппаратов. В России производство аккумуляторов находится в сложном положении: из старых разработок конкурентно способными по удельной ёмкости являются серебряно-цинковые аккумуляторы, но они проигрывают по стоимости и сложности эксплуатации, производство промышленных никель-металлогидридных отсутствует, производство литий-ионных начало развиваться, но сталкивается с низким спросом на высококачественные промышленные аккумуляторы в нашей стране. Наибольшей удельной энергией до сих пор обладают серебряно-цинковые аккумуляторы. Однако, широкое их использование невозможно из-за двух основных недостатков: очень высокая стоимость и повышенная опасность, связанная с выделением водорода при эксплуатации. Анализ работ, выполняемых в 2011 – 2012 г.г. позволит сконцентрировать тематику работ по платформе для разработки ключевых технологий. 6. Развитие коммуникаций в научно-технической и инновационной сфере
В августе-сентябре 2011 года, по приглашению норвежской стороны, проведена совместная экспедиция на о.Шпицберген по исследованию свойств арктического льда с использованием мобильного лидара.
Опробована система оперативного метеомониторинга с целью предупреждения катастрофических ситуаций с использованием геостационарных спутников.
Подписан план работы по взаимодействию ОАО «ОСК» и ОАО «Совкомфлот» в части реализации проектов технологической платформы «Освоение океана». Документы, определяющие совместную работу с ФГУП «Росморпорт», ОАО «Газпром», ОАО «Севморнефтегеофизика», находятся в стадии согласования. Подписано соглашение между ОАО «ОСК», ОАО «Совкомфлот», ОАО «Севморнефтегеофизика» о сотрудничестве по строительству на предприятиях ОАО «ОСК» серии сейсмических судов нового поколения.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 МЕМОРАНДУМ об образовании Технологической платформы «Освоение океана» г. Москва « » ноября 2010 года |
Исполняющий обязанности генерального директора – первый заместитель генерального директора ОАО «оэк» | Заместитель директора по координации производственной деятельности филиала ООО «рн-сервис» в г. Стрежевой | ||
Поставщики) подавать коммерческие предложения на право заключения договора на поставку средств индивидуальной защиты рук от общепроизводственных... | Заместитель генерального директора, генерального конструктора по экономике и финансам | ||
Заместитель генерального директора по общим вопросам и материально -техническому снабжению | Заместитель генерального директора по общим вопросам и материально-техническому снабжению | ||
Заместитель генерального директора по общим вопросам и материально-техническому снабжению | Должность, место работы заместитель генерального директора открытого акционерного общества | ||
Утверждаю заместитель Директора Генерального конструктора по экономике и финансам | Член Правления, Первый Заместитель Генерального директора по экономике и финансам |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |