Учебно-методическое обеспечение


Скачать 495.53 Kb.
НазваниеУчебно-методическое обеспечение
страница1/4
ТипУчебно-методическое обеспечение
filling-form.ru > Туризм > Учебно-методическое обеспечение
  1   2   3   4
Технологическая карта урока

Согласно концепции Т.И.Шамовой, технологическая карта является формой конструирования учителем образовательного процесса, совмещающей в себе традиционное тематическое планирование с поурочным. Сущностной характеристикой технологической карты становится представление образовательного процесса на уровне технологии - на уровне проектирования и конструирования, включая описание действий учителя и учащихся (действий целеполагания, организации, контроля и регулирования).
Различают технологическую карту темы и технологическую карту учебного занятия.

Логика конструирования технологической карты (по Т.И.Шамовой):

1) определение конечных результатов изучения предстоящей учебной темы в действиях учащихся;

  1. определение первого и заключительного учебных занятий;

  2. разбиение содержания изучаемой темы на блоки;

4) определение в каждом содержательном блоке количества и типов учебных занятий;

5) прогнозирование целей и содержания каждого учебного занятия в блоке учебных занятий;

6) составление заданий для самоконтроля лучащихся.


Примеры форм технологических карт уроков:

Вариант 1.

Этапы урока

Время, мин

Деятель-ность учителя

Деятель-ность учащихся

Методы, приемы, формы обучения

Прогнозируемый результат образовательной деятельности

Учебно-методическое обеспечение






















Вариант 2.

Этапы урока, предполагаемый результат

Время, мин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы, приемы, формы обучения

Примечание



















Вариант 3.

Деятельность учителя

Этапы урока

Деятельность учащихся

Методы, приемы и

формы обучения

Замечания и

корректировка

действий учителя на

уроке

Информационно-познавательное обеспечение урока













Дидактическое обеспечение урока













Технолого-двятельностное обеспечение урока













Реализация эмоционально-ценностной среды урока













Контрольно-коррекционное обеспечение урока







!


Структура уроков введения нового знания в логике системно- деятельностного подхода:

(по материалам: Проектирование уроков деятельностной направленности в образовательном процессе начальной школы. Сборник материалов, (сост. О. В. Петрова, Т. П, Савушкина; под ред. М. И. Солодковой; ГОУДПО ЧИППКРО. - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2011).

1. Мотивирование к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

  • актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности ("надо");

  • создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность ("хочу");

  • устанавливаются тематические рамки ("могу").

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального "Я" с образом "Я - идеальный ученик", осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального (или коллективного)
затруднения в пробном учебном действии.


На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация затруднения. Данный этап обычно предполагает:

  • актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

  • актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

  • мотивацию к пробному учебному действию ("надо" - "могу" - "хочу") и его самостоятельное осуществление:

• фиксацию затруднений в выполнении пробного учебного действия или его
обосновании.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся могут:

• восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково)
место- шаг, операцию, где возникло затруднение;

• соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом,
понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи
причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых
недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих; учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цел и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель (с помощью подводящего или побуждающего диалога, приемов исследовательских технологий), но с точки зрения современного урока ведущая роль на этом этапе принадлежит учащимся.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действие используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации-успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность,

8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этане выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой - подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (результаты урока).

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.


Диагностические цели урока

Самое главное на любом уроке - это деятельность учеников. Цель урока -это идеальный, мысленно предвосхищаемый результат деятельности на учебном занятии, а не сам процесс.

Выделяются 2 группы педагогических целей: обучающие (когнитивные) и цели личностного развития обучаемых.

Если когнитивные цели могут быть достигнуты в течение одного урока и может быть осуществлена диагностика степени их достижения, то существуют объективные трудности в формулировке и достижении целей личностного развития учащихся, поскольку нельзя четко описать и диагностировать интеллектуальные и нравственные приращения обучаемых в рамках 1 или нескольких уроков.
Приведем примеры использования «формулы грамотного формулирования когнитивных целей урока».

  1. Предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут ... (называть, распознавать, преобразовывать, приводить примеры и др.)

  2. Планируется, что к окончанию урока ученики будут знать закон Ома ...., уметь решать расчетные задачи в 2-3 действия на следующие формулы...

  1. Планируется, что к окончанию урока ученики смогут выполнить следующий тематический тест... И приводится содержание теста.

  2. Планируется, что к окончанию урока ученики будут владеть следующими умениями ...

Воспитательные и развивающие цели урока формулируются несколько иначе. Приведем примеры «клише» целей личностного развития школьников.

  1. Способствовать тому-то ...и тому-то...

  2. Создать условия для того-то... и того-то ...

  3. Организовать на уроке ситуацию, восстребующую от учащихся того-то... и того-то...

  4. Содействовать тому-то ...и тому-то...

Например, 1) создать ситуацию нравственного выбора при рассмотрении биографического материала о Ф. Ленарде, лауреате Нобелевской премии по физике и ярком активисте фашистского движения; 2) создать на уроке ситуацию рефлексии по поводу самоопределения на групповую работу; 3) создать условия для развития конструкторских способностей школьников; 4) способствовать развитию у обучаемых исследовательских умений и навыков и др.

Приведем еще примеры дидактических целей:

«Выявление и закрепление знаний по теме ...»

«Устранение пробелов в знаниях учащихся ...»

«Введение новых понятий (идет их перечень) ...»

«Обучение навыкам чтения ...»

«Изучения схем включения ...»

«Изучение принципа действия и устройства ...»

«Расширение знаний о ...»

«Выявление знаний по теме ..., умение их применять в условиях ...»

«Изучение способов определения ...»

«Изучение последовательности действий ...»

«Изучение общих схем ...»

«Изучение назначения различных ...»

«Изучение особенностей протекания явлений ...»

«Знакомство с порядком выполнения действий ...»

«Систематизация и обобщение знаний по теме ...»

Примеры задач, связанных с реализацией воспитательных функций урока:

«Создание условий, обеспечивающих воспитание интереса к своей будущей профессии ..»

«Обеспечение условий по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся ...»

«Способствование развитию творческого отношения к учебной деятельности

«Способствование воспитанию бережливости и экономии при ...»

«Обеспечение условий для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету»

«Организация ситуаций, акцентирующих формирование сознательной дисциплины при работе ...»

«Создание на уроке условий, обеспечивающих воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением ...»

«Способствование воспитанию бережного отношения к окружающему миру»

«Обеспечение высокой творческой активности при выполнении ...»

«Создание условий, обеспечивающих воспитание стремления соблюдать правила безопасного ведения работ ...»

«Обеспечение условий для воспитания творческого отношения к избранной профессии..»

«Способствование формированию научного мировоззрения на примере изучения ...»

«Создание условий, обеспечивающих формирование у учеников навыков самоконтроля ...»

«Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности ...»

Примеры задач, связанных с реализацией развивающих компонентов урока:

«Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы ...»

«Обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между...»

«Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различат...»

«Обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное ...»

«Содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных (типовых) условиях»

«Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли

«Обеспечить условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное, оценке различных процессов, явлений и фактов ...»

«Способствовать развитию волевых качеств учащихся при ...»

«Способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач ...»

«Способствовать развитию технологического (абстрактного, логического, творческого) мышления ...»

«Обеспечить условия для овладения учащимися алгоритмом решения проблемных и исследовательских задач ...»

Примерный перечень вопросов для самоанализа учителем урока

  1. Место урока в разделе, теме. Содержательно-понятийная взаимосвязь учебного материала урока с другими занятиями в рамках данной темы.

  2. Анализ психолого-педагогической диагностики когнитивных способностей и личностных характеристик учащихся классного коллектива: стили мышления, тип темперамента, критерий «доминирование правого-левого полушария», ведущие каналы восприятия учебной информации, уровень сформированное у школьников навыков самоорганизации и взаимообучения, данные социометрии на наличия лидеров в классном коллективе и др.

  3. Дайте самооценку эффективности проведенного вами урока с позиция его системности:

  1. Диагностичность постановки целей урока. Реальность их достижения в рамках учебного занятия.

  2. Эффективность реализации технологической карты урока.

  3. Рациональность использования времени на уроке.

  4. Рациональность приемов и методов, используемых для реализации целей и задач урока.

  5. Наличие контроля образовательных достижений учащихся на уроке.

  6. Как обеспечивались на уроке условия по устранению формализма в знаниях, умениях, навыках учащихся.

  7. Как и насколько эффективно через содержание учебного материала реализовывалась воспитательная функция урока?

3.8. Какими дидактическими средствами обеспечивалась на уроке
наглядность подачи учебной информации?

4. Дайте самооценку эффективности урока с позиции его личностной
ориентации


  1. Наличие (отсутствие) личностного целеполагания на уроке.

  2. Возможность творческой самореализации учеников на уроке.

  3. Эвристичность выполняемых учащимися заданий на уроке.

  4. Возможность получения учениками собственных «открытий».

  5. Рациональность способов поддержки мотивации и познавательной активности учащихся на уроке.

  6. Реализация принципа индивидуализации обучения на уроке.

5. Выделите наиболее существенные, по-вашему мнению,!
недостатки урока:


  1. В построении целей, содержания, этапов урока, технологической карты.

  2. В управлении процессом учения учащихся.

  3. В содержании учебных заданий.

  4. В организации контроля учебных достижений и рефлексии учащихся.

  5. В формулировании домашнего задания.

6. Укажите причины возникновения данных недостатков на уроке и способы устранения в последующем


Технологическая карта урока

Урок № _________________________________________________________________________________

Тема ____________________________________________________________________________________

Цель ____________________________________________________________________________________

Задачи:

Обучающие_______________________________________________________________________________

Развивающие _____________________________________________________________________________

Воспитывающие___________________________________________________________________________




Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат тапа




Организационный момент
















Актуализация знаний
















Постановка учебной задачи
















Поиск решения
















Динамическая пауза
















Выражение нового знания
















Этап применения нового знания
















Обобщение нового знания и включение его в систему ранее усвоенного
















Контроль за процессом и результатом учебной деятельности
















Рефлексия деятельности
















Домашнее задание














Схема сценария урока в соответствии

с требованиями ФГОС ООО
Класс:

Модуль:

Раздел:

  1   2   3   4

Похожие:

Учебно-методическое обеспечение iconЮридический факультет утверждаю
Структуру и содержание дисциплины основы делопроизводства, образовательные технологии, а так же учебно-методическое обеспечение самостоятельной...

Учебно-методическое обеспечение iconУчебно-методическое обеспечение образовательных стандартов
Организационно-правовое обеспечение процесса реализации образовательной программы

Учебно-методическое обеспечение iconДоговорная документация туристских предприятий Учебно-методическое пособие
Учебно-методическое пособие предназначено для аудиторной и самостоятельной работы студентов специальности 230500 «Социально-культурный...

Учебно-методическое обеспечение iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору б дв 1
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Error: Reference source not found

Учебно-методическое обеспечение iconПравовое обеспечение социальной работы учебно-методическое пособие...
Учебно-методическое пособие по правовому обеспечению социальной работы для студентов дневного отделения / Е. С. Путилина, М. А. Каплюк;...

Учебно-методическое обеспечение icon8 Учебно-методическое и информационное обеспечение практики

Учебно-методическое обеспечение iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Менеджмент»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...

Учебно-методическое обеспечение iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Практикум по 1С»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...

Учебно-методическое обеспечение iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Таможенное дело»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...

Учебно-методическое обеспечение iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы организации труда»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
filling-form.ru
Поиск