Скачать 495.53 Kb.
|
Технологическая карта урока Согласно концепции Т.И.Шамовой, технологическая карта является формой конструирования учителем образовательного процесса, совмещающей в себе традиционное тематическое планирование с поурочным. Сущностной характеристикой технологической карты становится представление образовательного процесса на уровне технологии - на уровне проектирования и конструирования, включая описание действий учителя и учащихся (действий целеполагания, организации, контроля и регулирования). Различают технологическую карту темы и технологическую карту учебного занятия. Логика конструирования технологической карты (по Т.И.Шамовой): 1) определение конечных результатов изучения предстоящей учебной темы в действиях учащихся;
4) определение в каждом содержательном блоке количества и типов учебных занятий; 5) прогнозирование целей и содержания каждого учебного занятия в блоке учебных занятий; 6) составление заданий для самоконтроля лучащихся. Примеры форм технологических карт уроков: Вариант 1.
Вариант 2.
Вариант 3.
Структура уроков введения нового знания в логике системно- деятельностного подхода: (по материалам: Проектирование уроков деятельностной направленности в образовательном процессе начальной школы. Сборник материалов, (сост. О. В. Петрова, Т. П, Савушкина; под ред. М. И. Солодковой; ГОУДПО ЧИППКРО. - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2011). 1. Мотивирование к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального "Я" с образом "Я - идеальный ученик", осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации. 2. Актуализация и фиксирование индивидуального (или коллективного) затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация затруднения. Данный этап обычно предполагает:
• фиксацию затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. 3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся могут: • восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение; • соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. 4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих; учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цел и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель (с помощью подводящего или побуждающего диалога, приемов исследовательских технологий), но с точки зрения современного урока ведущая роль на этом этапе принадлежит учащимся. 5. Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действие используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации-успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность, 8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этане выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой - подготовка к введению в будущем новых норм. 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (результаты урока). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. Диагностические цели урока Самое главное на любом уроке - это деятельность учеников. Цель урока -это идеальный, мысленно предвосхищаемый результат деятельности на учебном занятии, а не сам процесс. Выделяются 2 группы педагогических целей: обучающие (когнитивные) и цели личностного развития обучаемых. Если когнитивные цели могут быть достигнуты в течение одного урока и может быть осуществлена диагностика степени их достижения, то существуют объективные трудности в формулировке и достижении целей личностного развития учащихся, поскольку нельзя четко описать и диагностировать интеллектуальные и нравственные приращения обучаемых в рамках 1 или нескольких уроков. Приведем примеры использования «формулы грамотного формулирования когнитивных целей урока».
Воспитательные и развивающие цели урока формулируются несколько иначе. Приведем примеры «клише» целей личностного развития школьников.
Например, 1) создать ситуацию нравственного выбора при рассмотрении биографического материала о Ф. Ленарде, лауреате Нобелевской премии по физике и ярком активисте фашистского движения; 2) создать на уроке ситуацию рефлексии по поводу самоопределения на групповую работу; 3) создать условия для развития конструкторских способностей школьников; 4) способствовать развитию у обучаемых исследовательских умений и навыков и др. Приведем еще примеры дидактических целей: «Выявление и закрепление знаний по теме ...» «Устранение пробелов в знаниях учащихся ...» «Введение новых понятий (идет их перечень) ...» «Обучение навыкам чтения ...» «Изучения схем включения ...» «Изучение принципа действия и устройства ...» «Расширение знаний о ...» «Выявление знаний по теме ..., умение их применять в условиях ...» «Изучение способов определения ...» «Изучение последовательности действий ...» «Изучение общих схем ...» «Изучение назначения различных ...» «Изучение особенностей протекания явлений ...» «Знакомство с порядком выполнения действий ...» «Систематизация и обобщение знаний по теме ...» Примеры задач, связанных с реализацией воспитательных функций урока: «Создание условий, обеспечивающих воспитание интереса к своей будущей профессии ..» «Обеспечение условий по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся ...» «Способствование развитию творческого отношения к учебной деятельности «Способствование воспитанию бережливости и экономии при ...» «Обеспечение условий для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету» «Организация ситуаций, акцентирующих формирование сознательной дисциплины при работе ...» «Создание на уроке условий, обеспечивающих воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением ...» «Способствование воспитанию бережного отношения к окружающему миру» «Обеспечение высокой творческой активности при выполнении ...» «Создание условий, обеспечивающих воспитание стремления соблюдать правила безопасного ведения работ ...» «Обеспечение условий для воспитания творческого отношения к избранной профессии..» «Способствование формированию научного мировоззрения на примере изучения ...» «Создание условий, обеспечивающих формирование у учеников навыков самоконтроля ...» «Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности ...» Примеры задач, связанных с реализацией развивающих компонентов урока: «Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы ...» «Обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между...» «Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различат...» «Обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное ...» «Содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных (типовых) условиях» «Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли «Обеспечить условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное, оценке различных процессов, явлений и фактов ...» «Способствовать развитию волевых качеств учащихся при ...» «Способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач ...» «Способствовать развитию технологического (абстрактного, логического, творческого) мышления ...» «Обеспечить условия для овладения учащимися алгоритмом решения проблемных и исследовательских задач ...» Примерный перечень вопросов для самоанализа учителем урока
3.8. Какими дидактическими средствами обеспечивалась на уроке наглядность подачи учебной информации? 4. Дайте самооценку эффективности урока с позиции его личностной ориентации
5. Выделите наиболее существенные, по-вашему мнению,! недостатки урока:
6. Укажите причины возникновения данных недостатков на уроке и способы устранения в последующем Технологическая карта урока Урок № _________________________________________________________________________________ Тема ____________________________________________________________________________________ Цель ____________________________________________________________________________________ Задачи: Обучающие_______________________________________________________________________________ Развивающие _____________________________________________________________________________ Воспитывающие___________________________________________________________________________
Схема сценария урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО Класс: Модуль: Раздел: |
Структуру и содержание дисциплины основы делопроизводства, образовательные технологии, а так же учебно-методическое обеспечение самостоятельной... | Организационно-правовое обеспечение процесса реализации образовательной программы | ||
Учебно-методическое пособие предназначено для аудиторной и самостоятельной работы студентов специальности 230500 «Социально-культурный... | Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Error: Reference source not found | ||
Учебно-методическое пособие по правовому обеспечению социальной работы для студентов дневного отделения / Е. С. Путилина, М. А. Каплюк;... | |||
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | ||
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | Все это повышает статус предмета «иностранный язык» как общеобразовательной учебной дисциплины |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |