Программа внеурочной деятельности профессионнальное самоопределения школьника («псш»)


Скачать 491.33 Kb.
НазваниеПрограмма внеурочной деятельности профессионнальное самоопределения школьника («псш»)
страница1/4
ТипПрограмма
filling-form.ru > Туризм > Программа
  1   2   3   4
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 16»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРОФЕССИОННАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКА

(«ПСШ»)

5-9 класс

Составитель: Степанова Е.Ю.,

педагог-психолог МБОУ «СОШ №16»

Кемерово 2016 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современной России проблема профессионализма является проблемой государственной важности. Только компетентный, хорошо подготовленный специалист, может решить те глобальные задачи, которые стоят перед страной в период перехода к рыночной экономике. Изучение конкретных форм трудовой деятельности и отношения человека к труду является актуальной проблемой в настоящее время.

Профессионализм – это не только характеристики производительности труда, но и особенности мотивации личности человека труда, системы его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда для самого человека. Профессиональная ориентировка обучающихся школы является составной частью педагогической деятельности и решает одну из важнейших задач социализации личности – задачу её профессионального самоопределения.
Для овладения определенной профессией обучающихся необходимо постоянно повышать уровень познавательной активности и развивать способность к осознанной регуляции трудовой деятельности. На достижение этих задач направлена непосредственно внеурочная деятельность, где уже в начальной школе воспитываются, а в среднем звене закрепляются, такие качества личности как трудолюбие, настойчивость, умение работать в коллективе, уважение к людям труда. Сообщаются элементарные знания по видам труда, формируются трудовые качества, проводится обучение доступным приемам труда, развивается самостоятельность в труде, прививается интерес к труду. Кроме того, во внеурочное время у школьников с помощью активных средств профориентационной деятельности (деловые игры, общественно-полезный труд, экскурсии, индивидуальная работа и др.) формируется добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, дается установка на выбор профессии, развивается интерес к трудовой деятельности.

Чтобы подростки сориентировались в профессиональном выборе и подготовились к жизни в условиях рыночной экономики, в школе введена программа внеурочной деятельности «ПСШ». Программа позволяет стимулировать интерес школьников к будущему, к своей личности, своим способностям, целенаправленно развивать интерес к профессии.

В среднем звене и старших классах организация курса внеурочной деятельности «Профессиональное самоопределение школьника» обеспечивает формирование у учащихся необходимого объекта профессиональных знаний и вообще трудовых умений.

Работа с учениками 5-7 классов направлена на формирование и сознание ими своих интересов, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает для подростка как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.
Работа со школьниками 8- 9 классов направлена на формирование представления о профессиях, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. Оказанием обучающимся индивидуальной консультационной помощи в выборе профессии, определение стратегии действий по освоению запасного варианта.
Проблема выбора профессии стоит перед обучающимися всегда, а сейчас она становится актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. О множестве новых профессий школьники практически не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения. Необходимо сосредоточить внимание школьников на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценке своих реальных возможностей.

Особенностью данной программы является комплексный подход в изучении психологических особенностей деятельности человека в трудовых условиях в таких аспектах, как становление его как профессионала, профессиональная ориентация и самоопределение, мотивация трудового процесса, механизм трудового опыта, качество труда, адаптация человека к трудовым условиям.

Новизна программы в том, что акцент делается на исследование в области профессионального отбора, обучения, тренировки. Человек рассматривается как звено системы «человек – машина». У школьников происходит оформление системы знаний о человеке в трудовом процессе.
Целью данной программы является подготовка обучающихся к самостоятельной трудовой деятельности, через комплексное оказание содействия процессу профессионального и личностного самоопределения.
К числу основных задач программы относятся:
- предоставление информации о мире профессий, через личностное развитие учащихся на каждом возрастном этапе;

- организация работы по профессиональному определению воспитанников в соответствии с интересами, медицинскими показаниями, способностями;
- формирование трудовых навыков и умений, помогающих развитию творческих способностей;
- формирование у воспитанников способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии;
- оказание психолого-педагогической поддержки в выборе профиля обучения и продолжения образования.

Выбор профессии — важный этап в жизни молодого человека, от которого зависит его дальнейшая судьба. Как сориентироваться в многообразии профессий? Как сопоставить свои желания и склонности с потребностями рынка труда? Эти вопросы очень важны, как важны вопросы о дальнейшем построении образовательной и карьерной траекторий развития. Как правильно выбрать учебное заведение или найти хорошую работу? Это, как ни странно, тоже волнует молодых людей. Данная программа внеурочной деятельности «Профессионального самоопределение школьника» поможет ответить на эти вопросы.

Реализация программы внеурочной деятельности «Профессиональное самоопределение школьника», осуществляется в форме клуба.

В данной программе представлены два блока. Содержание материала в блоках строится по принципу преемственности, а не повторяемости тем. Изучение курса проводится в виде двух разделов, внутри которых темы объединены общей смысловой канвой. Завершается изучение каждого раздела практической работой. Изучение программы внеурочной деятельности «ПСШ» завершается итоговым практическим занятием.
1 блок – 5-7 классы «Первая проба пера».

Профориентационная работа в 5-7 классах представляет собой занятия в соответствии с интересами и потребностями школьника. По-другому этот этап можно называть «Первая проба пера».

Целью профориентации становится развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.
К уже использующимся формам работы с младшей школы (профессиональное воспитание, профессиональное просвещение, включающее про информацию профпропаганду и профагитацию) добавляется профессиональная диагностика– изучение личности школьника в целях профориентации. В процессе профдиагностики можно изучить характерные особенности личности: потребности, ценностные ориентации, интересы, способности, склонности, мотивы, профессиональную направленность.
Диагностика пятиклассников носит не глубокий характер, поскольку самосознание и рефлексия развиты еще не в полной мере. Отвечать на вопросы теста могут не только сами ученики, но и родители и учителя, для того чтобы получить целостную картину.

В данном блоке также спланирована серия познавательных занятий и экскурсий, на которых проходит ознакомление с профессиями.
Таким образом, на выходе профориентация школьников 5-7 классов представляет собой формирование в сознании ученика разнообразных представлений о мире труда и профессий, воспитание у детей уважительного отношения к труду, бережного отношения к результатам труда, понимания значимости труда для жизни общества, подготовку к профориентационной деятельности на следующей ступени школьного обучения.

2 блок–8-9 классы «Выбираем профессию».

В данном блоке спланированы развивающие занятия. В процессе занятий активизируются постановка и принятие проблемы профессионального самоопределения, осознание жизненных ценностей и самопознания; определяются профессиональные интересы и склонности; формируется адекватная самооценка; актуализируются размышления о соответствии личностными качествами к требованиям профессии, знания о мире профессий; стимулируется активная жизненная позиция в профессиональном самоопределении.

8-9 классы - это период первоначального формирования жизненных планов, период развития профессионального самопознания.
Основные задачи профориентации на данном этапе:
- сформировать у школьников личностный смысл выбора профессии,
- выработать умения, соотносить свои желания, идеалы, представления о ценностях и реальные возможности,
- продолжается исследование способностей, интересов, интеллектуальных и личностных особенностей на более глубоком уровне;

- ознакомление с основными принципами выбора профессии, планирования карьеры;

- знакомство с особенностями современного рынком труда;

- составление индивидуального образовательного плана или программы саморазвития в соответствии с диагностическими данными.
В возрасте 14-15 лет подросток вступает в период возрастного кризиса, начинает задумываться о временной перспективе, все интересней становится изучение самого себя. Поэтому к уже использующимся формам работы (профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у обучающихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства,  профессиональное просвещение, включающее проинформацию, профпропаганду и профагитацию) добавляется профессиональная консультация, которая имеет своей целью установление соответствия индивидуальных личностных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии. Становится более глубокой профессиональная диагностика – изучаются не только интересы, способности и склонности ученика, но и его личность, профессиональная направленность.

Таким образом, в данном блоке спланированы теоретические и практические занятия, на который обучающиеся получают знания и практические умения, необходимые в жизнеустройстве.

Изучение программы внеурочной деятельности «ПСШ» завершается итоговым практическим занятием.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

В центре внимания программы внеурочной деятельности «ПСШ» трудовые и профессиональные взаимоотношения людей, индивидуальные особенности личности будущего работника, характеристика профессиональной деятельности. Это весьма важно понять новым поколениям школьников, которые в будущем станут основой новой российской элиты.

В процессе освоения курса происходит оформление системы знаний о человеке в трудовом процессе, что позволяет наиболее эффективно использовать труд человека, учитывать его личностные особенности и влияние на производство в целом, прогнозировать развитие производственных отношений и многое другое.

Программы внеурочной деятельности «Профессионального самоопределение школьника» связана с применением различных методов профориентационной работы таких как элементы профинформирования во время внеклассных занятий; профдиагностика; помощь в изучении и использовании своих личных особенностей; проблемно-игровые ситуации; экскурсии; беседы; игры; консультации.

Программой предусмотрены такие формы организации занятий, как лекции-беседы, лекции-дискуссии, проведение семинаров, комбинированных занятий. При освоении данного курса рекомендуется широко использовать активные методы обучения: работа малыми группами, «мозговой штурм», проблемная лекция, «коллоквиум» и др.

Настоящая программа предназначена для работы с детьми, начиная с пятого класса. Знания и навыки, полученные учениками в пятом классе, расширяются и углубляются в последующие годы обучения. Программа построена на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Содержание программы направлена на развитие личности ребёнка в целом: умение сравнивать и обобщать, делать выводы; на совершенствование речи школьников, их мышления и творческих способностей. Дается дополнительный материал, обучение связывается с наблюдениями самих учеников (приводятся конкретные примеры из жизни).

Таким образом, разработанный курс внеурочной деятельности «ПСШ» не только дает теоретические знания с применением различных методов и методик, как тесты, анкетирование учащихся, изучение показателей учебной и практической – производственной деятельности школьников в различных условиях труда, применяется метод упражнений и тренингов в обучении. А также позволяет школьникам решать вопросы собственного профессионального самоопределения, быть более успешными на современном рынке труда.

ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Программа внеурочной деятельности «Профессиональное самоопределение школьника» составлена на основе:

– Закона РФ «Об образовании в РФ» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года);

– Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

Программа внеурочной деятельности «Профессиональное самоопределение школьника» по социальному направлению развития личности, входит в часть учебного плана, включающую внеурочную деятельность, формируемую участниками образовательного процесса и обеспечивающую реализацию индивидуальных потребностей обучающихся.

Программа «Профессионального самоопределения школьника» изучается в основной школе с 5 по 9 класс, и предполагают проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками во второй половине дня.

Программа внеурочной деятельности «Профессионального самоопределения школьника» рассчитана на 5 лет обучения , 34 часа в учебный год.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностными результатами для обучающихся изучения курса «ПСШ» являются:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

- формирование целостного мировоззрения;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;

- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

- уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Метапредметными результатами обучающихся изучения курса «ПСШ» являются:

- умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности под руководством учителя; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение планировать пути достижения целей под руководством учителя

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки; классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;

- умение создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

- владение устной и письменной речью;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции);

– освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.).

Предметными результатами обучающихся изучения курса «ПСШ» являются:

– усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);

–сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

– владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;

– владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;

– овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

В процессе освоения, курс «Профессиональное самоопределение школьника», согласно возрастным особенностям помогает формированию у детей представлений о различных сторонах профессий, понимания роли труда в жизни человека и общества, развитие интереса к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения. Дает общие сведения о трудовой деятельности людей, о содержании труда самых распространенных профессий, о правилах поведения в процессе трудовой деятельности; формирует мотивацию и интерес к трудовой и учебной деятельности; воспитывает трудолюбие, старательность, аккуратность, настойчивость в доведении дела до конца, бережное отношение к результатам своего труда.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

5 класс (34 час.)

Введение. Вводные понятия (2ч)

Работа, труд, профессия, профориентация. Представления о различных  профессиях, возникновении профессий в обществе.

Раздел 1 Индивидуально – психологические особенности личности (8 ч )

  1   2   3   4

Похожие:

Программа внеурочной деятельности профессионнальное самоопределения школьника («псш») iconРабочая программа По внеурочной деятельности
Рабочая программа внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Мы и окружающий мир» составленана основе фгос ноо и...

Программа внеурочной деятельности профессионнальное самоопределения школьника («псш») iconРабочая программа по внеурочной деятельности метапредметный учебный курс «Смысловое чтение»
Дополнительная общеобразовательная программа «Смысловое чтение» имеет духовно-нравственную направленность и предназначена для организации...

Программа внеурочной деятельности профессионнальное самоопределения школьника («псш») iconПрограмма курса внеурочной деятельности «Английский язык» (как второй иностранный язык)
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности 9

Программа внеурочной деятельности профессионнальное самоопределения школьника («псш») iconПрограмма внеурочной деятельности в рамках введения фгос ноо 2015...
«Михневская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Ступинского муниципального района

Программа внеурочной деятельности профессионнальное самоопределения школьника («псш») iconПрограмма курса внеурочной деятельности «Музей математических чудес»
«музей математических чудес», как форма организации внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления

Программа внеурочной деятельности профессионнальное самоопределения школьника («псш») iconРабочая программа по внеурочной деятельности «Гончарное дело. Художественная...
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего и дополнительного образования, «Примерной программы по...

Программа внеурочной деятельности профессионнальное самоопределения школьника («псш») iconРабочая программа по внеурочной деятельности моя малая родина
Рабочая программа внеурочной деятельности по краеведению для младших школьников «Моя малая родина»

Программа внеурочной деятельности профессионнальное самоопределения школьника («псш») iconОбщие подходы к организации внеурочной деятельности
Каждый вид внеурочной деятельности – творческой, познавательной, спортивной, трудовой обогащает опыт коллективного взаимодействия...

Программа внеурочной деятельности профессионнальное самоопределения школьника («псш») iconРабочая программа внеурочной деятельности по духовно нравственному...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Основы светской этики» составлена на основе авторской...

Программа внеурочной деятельности профессионнальное самоопределения школьника («псш») iconМодель учёта достижений обучающихся во внеурочной деятельности в...
И если на сегодняшний день уже существует устоявшееся ранжирование учебной деятельности по 5-ти бальной шкале, то результат внеурочной...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск