1. Краткая характеристика делового климата Турции Экономика Турции является одной из крупнейших среди развивающихся стран по объему ввп и с 2008 г входит в


Название1. Краткая характеристика делового климата Турции Экономика Турции является одной из крупнейших среди развивающихся стран по объему ввп и с 2008 г входит в
страница1/4
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4


1. Краткая характеристика делового климата Турции
Экономика Турции является одной из крупнейших среди развивающихся стран по объему ВВП и с 2008 г. входит в двадцатку крупнейших экономик мира. Объем ВВП Турции в 2012 г. составил 786,3 млрд. долл. США. Средние темпы экономического роста в период 2007-2011 гг. находились на уровне 6,8%. В 2012 году экономики Турции заметно снизился. По данным Государственного института статистики Турции в 2012 г. темпы роста основного экономического показателя ВВП (в текущих ценах) составили 1,6% (2,2% - в базовых), величина ВВП (в текущих ценах) оценивается в 786,3 против 773,9 млрд. долл. в 2011 году. Структуру ВВП Турции составляют услуги (64,9%), промышленность (27,2%), сельское хозяйство (9,4%). Роль аграрного сектора за последние десятилетия снижалась ускоренными темпами, однако сельское хозяйство до сих пор является опорой экономики страны, поскольку в нем занята значительная часть населения (около 35% от числа занятых), а сельхозпродукция составляет четверть всего экспорта Турции. Развиты текстильная, кожевенная, пищевая, химическая, фармацевтическая отрасли, энергетика, металлургия, судостроение, автомобилестроение и производство электробытовых товаров, туризм.

Несмотря на благоприятные экономические показатели в период 2003-2012 гг., которые стали возможными в основном из-за возобновления интереса инвесторов к формирующимся рынкам, поддержкой МВФ, а также ужесточения фискальной политики, основной проблемой Турции традиционно остается дефицит ее платежного баланса, что делает ее экономику уязвимой при изменениях внешнеторгового сальдо и в некоторой степени тормозит экономический рост. Подобный дисбаланс обусловлен структурой обрабатывающей промышленности и экспорта. Основная часть турецкого импорта реэкспортируется, поэтому изменения динамики импорта и экспорта происходят приблизительно в одном и том же направлении. Кроме того, из-за столь необходимого экономически растущей стране импорта энергоносителей имеет место ухудшение состояния ее внешнеторгового баланса, особенно при росте цен на них. Как представляется выравнивание показателя внешнеторгового баланса страны возможно в случае проведения эффективной налоговой и кредитно-денежной политики, способной уравновесить платежный баланс страны. Дальнейшее проведение экономических и судебных реформ, перспективы членства в ЕС должны стимулировать прямые иностранные инвестиции в экономику Турции. В 2012 г. этот показатель составлял около 12,4 млрд.долл.США (в 2011 г. – 15,7 млрд.долл.США).

Реализуемые в настоящее время структурные реформы направлены на повышение роли частного сектора в экономике Турции, эффективности и жизнеспособности финансовой системы, а также перевод системы социального обеспечения на более надежную основу.

По информации Министерства финансов Турции государственная финансовая система Турции находится на желаемом уровне, а турецкий банковский сектор обладает показателем достаточности капитала, в два раза превышающим тот, который предполагается в рамках системы «Базель 3», вступающей в силу в 2018 году.

Бюджетная дисциплина и ограничительная бюджетно-финансовая политика продолжают составлять основную опору экономической программы Турции. Помимо стабильной макроэкономической политики, успех Турции за последние несколько лет оказался примечательным на фоне опыта других стран, в первую очередь, в плане скорости проведения структурных и внутриведомственных изменений. Турция добилась значительного прогресса в реструктуризации своего финансового сектора, а также в совершенствовании системы государственного регулирования и деловой среды.

Организация экономического сотрудничества и развития – ОЭСР опубликовала в июле 2012 г. доклад об экономической ситуации в Турции. В докладе, в частности, отмечалось, что проводимые в стране структурные и макроэкономические реформы привели к значительному укреплению турецкой экономики и увеличению количества рабочих мест. В докладе подчеркивалось, что для сбалансирования внутреннего и внешнего спроса, повышения занятости населения и увеличения его накоплений Турции необходимо повышать свою конкурентоспособность на внешних рынках. Финансовая ситуация в Турции в докладе характеризуется как «весьма благоприятная», при этом отмечается необходимость продолжения жесткой финансовой политики и, возможно, ее дальнейшего ужесточения.

В 2012 г. международное рейтинговое агентство Fitch повысило инвестиционный рейтинг Турции с ВВ+ до ВВВ-. Таким образом, впервые за последние 18 лет Турция приобрела статус страны «благоприятной для инвестиций».

Промышленность

На обрабатывающую промышленность приходится около 16 % ВВП Турции. Средний уровень загрузки мощностей в 2012 г. составил 74,19 % (падение на 1,2 % по сравнению с 2011 г.). Среднегодовые темпы роста промышленного производства в 2012 году составили 2,3 % против 3,8 % в 2011 году.

Производство автомобилей и комплектующих к ним является ведущей отраслью турецкой промышленности, ориентированной, в первую очередь, на экспорт своей продукции. В настоящее время в данной отрасли функционирует 2584 фирмы, причем примерно 70% – малые и средние предприятия. Экспорт автомобилей в 2012 сократился по сравнению с 2011 годом на 5,26 % и составил 19,06 млрд. долл. На долю автомобилей приходится 12,55 % всего турецкого экспорта.

Текстильное производство можно назвать важнейшей отраслью турецкой промышленности. Производством текстиля и готовой одежды в Турции занимаются более 27 тысяч компаний, на которых трудится 450 тыс. чел. Основные центры текстильного производства: Стамбул (здесь сосредоточена большая часть пошивочных цехов), Измир, Бурса, Анкара, Адана, Денизли. В настоящее время Турция является шестым крупнейшим экспортером текстиля и готовой одежды в мире.

Одним из наиболее развитых секторов легкой промышленности Турции является кожевенное производство. По выделке кожи мелкого рогатого скота Турция находится на втором месте в Европе после Италии. По производству выделанных шкур, (80 млн. единиц в год), Турция – мировой лидер. На ее долю приходится 40 % их мирового производства. Кожевенные предприятия находятся на территории 13 Организованных кожевенно-промышленных районов и оснащены современным оборудованием, не наносящим вреда окружающей среде. В секторе действуют около 2 тыс. предприятий, 60 % из которых малые, 20 % - средние и 20 % - крупные. На них занято около 250 тыс. чел. Почти все мировые марки готовой одежды из кожи производятся на турецких предприятиях.

По объему производства обуви (230-250 млн. пар в год), Турция находится на 3 месте в Европе и на 9м – в мире. Мощности по производству обуви используются в настоящее время на 57-60 %. Количество официально зарегистрированных обувных фабрик в Турции приближается к 22,5 тыс., на них трудится около 240 тыс. чел. Производство обуви сосредоточено в районах городов Стамбул, Измир, Конья, Анкара, Адана, Газиантеп. Турция экспортирует обувь в 102 страны мира. В 2012 году она экспортировала 102 млн. пар обуви на сумму 552 млн. долл. Это на 22,8 % больше, чем в 2011 году.

В 2012 году в списке крупнейших мировых производителей продукции черной металлургии Турция опередила Бразилию и Украину и вышла на 8 место в мире. Производство стали в Турции в 2012 году выросло по сравнению с 2011 годом на 5,2% и составило 35,9 млн. тонн. Около 72 % прироста производства обеспечено металлургическими предприятиями, расположенными в юго-восточной части страны. В 2012 году на Турцию приходилось 2,3 % мирового производства стали. Потребление стали на душу населения в Турции в 2012 году превысило 400 кг, тогда как в странах Евросоюза оно находится на уровне 340-350 кг. На ближайшие годы прогнозируется его рост до 600 кг. В 2012 году экспорт металлургической продукции в количественном выражении вырос на 9,6 % и составил 20,3 млн. тонн. В стоимостном выражении экспорт вырос всего 3,3 % по причине снижения мировых цен на черные металлы и составил 21,6 млрд. долл. Турецкий экспорт продукции цветной металлургии в 2012 году составил 6,4 млрд. долл. (в 2011 году – 6,3 млрд. долл.).

В мебельной промышленности Турции работает около 30 тыс. фирм-производителей, и более 32 тыс. фирм по розничной продаже мебели. В отрасли вместе со смежными производствами занято около 500 тыс. чел., ее годовой оборот составляет около 5 млрд. долл. Малые предприятия занимают значительную нишу рынка по производству и сбыту мебели на внутреннем рынке. Основными центрами производства мебели являются районы городов Кайсери, Бурса, Стамбул, Анкара, Измир, Адана. Турецкая мебель экспортируется в 174 страны мира. Экспорт турецкой мебели вырос в 2012 году на 15 % по сравнению с 2011 годом, и превысил 2 млрд. долл.

На сегодняшний день Турция является шестым крупнейшим производителем машин и оборудования в Европе. В отрасли действуют 20 тыс. фирм. Турецкое машиностроение выпускает широкую номенклатуру оборудования: строительную технику, машины и оборудование для тяжелой промышленности, электрические, бензиновые и дизельные двигатели, станки, компрессорное оборудование, ручной инструмент, силовые турбины, котлы, оборудование для текстильной, пищевой промышленности, сельхозтехнику, холодильное и стиральное оборудование бытового и промышленного типа, подшипники и т.д. При этом уровень локализации производства в секторе составляет в среднем 90%.

Судостроение является одним из ведущих секторов турецкой промышленности. Турецкие частные предприятия располагают совокупными мощностями по строительству судов водоизмещением в 1 млн. DWT и мощностями по ремонту судов в 14,6 млн. DWT. Имеющиеся мощности позволяют турецким предприятиям строить суда максимальным водоизмещением до 80 тыс. DWT. На верфях Турции имеются 15 плавучих доков и 1 сухой док.

В горнодобывающем секторе Турции действует около 9 тысяч предприятий, на которых работают 250 тыс. чел. Практически все горнодобывающие предприятия Турции принадлежат частному сектору. Из общей суммы экспорта продукции горнодобывающей промышленности 1,9 млрд. долл. приходится на природный камень, 43 % объема которого закупает Китай. Основными покупателями продукции турецкой горнодобывающей промышленности в 2012 году были Китай, США, Ирак, Саудовская Аравия и Индия.

Химическая промышленность является одной из ключевых отраслей экономики Турции. Сегодня турецкая химическая промышленность располагает самыми передовыми технологиями и производит широкий спектр продуктов. Среди них продукты нефтехимии, минеральные удобрения, изделия из пластмасс, синтетические волокна, лаки и краски, органические и неорганические соединения, фармацевтическое сырье, мыло, моющие средства и многое другое – всего около 2600 позиций. Турция является одним из крупнейших в мире производителей кальцинированной соды, хрома и бора. В секторе занято около 765 тыс. чел. В год производится около 130 млн. тонн продукции. Около 80 % сырья для отрасли импортируется. В химической промышленности зарегистрировано и действует более 13,1 тыс. компаний, 83 % из них – предприятия малого и среднего бизнеса. 84% предприятий химической промышленности принадлежит частному сектору. Основные предприятия расположены в Стамбуле, Измире, Коджаэли, Сакарье, Адане, Газиантепе и Анкаре.

Турция – крупный производитель сельскохозяйственной продукции. Она полностью обеспечивает свои потребности в ней. По объему сельскохозяйственного производства, который находится на уровне 62 млрд. долл., она находится на 7 месте в мире и на первом в Европе. Турция экспортирует 536 наименований продукции сельского хозяйства в 186 стран мира. В сельскохозяйственном секторе занято 6,2 млн. чел. Площадь пахотных земель в стране составляет 24 млн. га. Основными сельскохозяйственными культурами являются пшеница, ячмень, хлопок, фундук, сахарная свекла. Кроме того, выращиваются виноград, цитрусовые, оливки, бобовые, подсолнечник, рис, кукуруза, табак, чай, различные овощи и фрукты. Турция является мировым лидером в производстве фундука. На ее долю приходится 75 % его мирового производства. В 2012 году Турция экспортировала фундука на 940 млн. долл. Кроме того, Турция занимает лидирующие позиции в мире по производству вишни, черешни, абрикосов. Производство зерновых и животноводство обеспечивают 2/3 всей сельскохозяйственной продукции. Экспорт продукции растениеводства Турции в 2012 году вырос на 4,3 % по сравнению с 2011 годом и составил 13,6 млрд. долл. Экспорт продукции животноводства вырос на 17,3 % и составил 1,7 млрд. долл. Общий объем экспорта сельскохозяйственной продукции в 2012 году вырос по сравнению с 2011 годом на 7,2 % и составил 19,2 млрд. долл.

В строительном секторе Турции занято около 1,5 млн. чел. и создается 5,7% ВВП страны. Турецкие компании полностью контролируют строительный рынок страны во всех секторах экономики: гражданское, промышленное и транспортное строительство, энергетика, ирригация, трубопроводный транспорт и др. В Турции насчитывается свыше 200 тыс. различных строительных компаний, однако только 145 крупных компаний выполняют 95% объемов работ рынка строительных услуг. Около 200 смежных отраслей промышленности существуют за счет строительного сектора. Вместе с тем, по отдельным объектам к строительству привлекаются и иностранные компании – в основном для выполнения специальных работ на условиях субподряда в областях энергетики и транспортной инфраструктуры.

Темпы роста строительного сектора Турции в 2012 году составили менее 1,5%, тогда как в 2011 году они были на уровне 11,3 %. Это связано с падением спроса на жилье и сокращением объема государственных и частных инвестиций в строительство. За последние 10 лет объем строительных работ, выполняемых турецкими подрядными организациями за границей, вырос в 10 раз. В настоящее время турецкие строители работают в 100 странах, реализуя около 7 тыс. проектов. В 2012 году они получили за рубежом заказы на реализацию 433 проектов на рекордную сумму в 26,1 млрд. долл.
2. Информация о контактных данных представительств федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, организаций и предприятий, представительств субъектов Российской Федерации и негосударственных некоммерческих организаций в Турции

№ п/п

Название организации

ФИО руководителя

Адрес

Телефоны

Эл.

почта

Сайт



Посольство Российской Федерации в Турецкой Республике

ИВАНОВСКИЙ

Владимир Евгеньевич

Karyağdı sok., No 5, 06692, Çankaya (P.K. 35 Kavaklıdere), Ankara Türkiye 

+90-312-439-21-22, 
440-82-17

+90-312-438-39-52, 442-90-20 

rus-ankara@yandex.ru

http://www.turkey.mid.ru




Генеральное консульство России в Стамбуле

ЕРХОВ Алексей Владимирович


İstiklal Caddesi, 219-225a, 34430, Beyoğlu, İstanbul, Türkiye.

(+90212) 292-5101, 292-5103.

(+90212) 249-0507

visavitr@rambler.ru

http://www.istanbul.turkey.mid.ru/



Генеральное консульство России в Анталье

ТОЛСТОПЯТЕНКО

Александр Петрович

Yenikapı Mah. Park Sk. No.30 Muratpaşa. Antalya

+90(242)2483202

+90(242)2484468

rfconsulate@ttmail.com

http://www.antalya.mid.ru/




Генеральное консульство России в Трабзоне

ТАЛАНОВ

Дмитрий Николаевич

Consulate General of the Russian Federation in Trabzon,Refik Cesur Cad.6, Ortahisar, Trabzon, Turkey

+90-462-326-26-00, +90-462-326-27-28

trabzon@yandex.ru

http://www.trabzone.mid.ru



Торговое представительство России в Турции

МЕЛИКОВ

Тофик Агарзаевич

Atatürk Bul. 106, Kavaklıdere-Ankara


+90 (312) 425 46 90 - 418 75 12 - 425 20 90

+90 (312) 418 39 91

rustradeturk@yandex.ru

www.ved.gov.ru



Представительство Республики Дагестан при Торгпредстве России в Турции

КАЗАКБИЕВ

Тавлу

Абуталибович

İstiklal Caddesi, 219-225a, 34430, Beyoğlu, İstanbul, Türkiye

(0537) 036-90-90









Представительство Республики Башкортостан при Торгпредстве России в Турции

Баталов

Рашид Акрамович

Şimşirci sok., No. 5, Cihangir Beyoğlu, İstanbul, Türkiye

Тел.: +90-212-662-63-44
Факс: +90-212-662-63-86









Полномочное представительство Республики Татарстан в Турции

ГАШИГУЛЛИН

Айдар Аюпович

Rüzgarlıbahçe Sok., Yesa İş Merkezi, Blok 1, Kat 6, Kavacık - İstanbul

Тел.: +90-216-537-77-00
Факс: +90-216-537-77-02

tatreptur@superonline.com






Представительство Минтранса России в Турции

ШЛЫКОВ

Вячеслав Викторович 

İstiklal Caddesi, 219-225a, 34430, Beyoğlu, İstanbul, Türkiye.

0538 4118112 

mt.in.tr@gmail.com 






Представительство Торгово-промышленной палаты России в Турции

ФАТТАХОВ

Ильдар Наильевич

Nispetiye caddesi, Başa Sokağı, Koray Apartmanı, No.6, daire 6 Beşiktaş, Levent, İstanbul,

Тел.: +90-212- 324-04-12

Факс:+90-212-324-04-13


istanbul@rus-ticaret-odasi.ru



http://www.rus-ticaret-odasi.ru/




Представительство ФТС России в Турции

СЕНАТОРОВ Александр Владимирович

: Ankara, Çankaya, Karyağdı sоkаk No.5

90-312-419-97-53 
+90-312-419-97-52 

fts-turkiye@mail.ru






ООО "Газпромэкспорт"


ЮСУПОВ

Михаил Маримович

Nenehatun cad., No. 124/2, G.O.P, Анкара, Турция

Тел.: +90-312-446-01-88
Факс: +90-312-447-14-58

gazexport@superonline.com






ГК "Ростехнологии"


ГИЗУНОВ

Денис Сергеевич

Atatürk Bulvarı, No.106/2, Kavaklıdere, Анкара, Турция

Тел.: +90-312-425-87-12
Факс: +90-312-418-67-26



ru4792@post.rusarm.ru



www.roe.ru



АО "Силовые машины"


СТАРОДУБЦЕВ Иван Игоревич

Ilgaz sok, No. 16/3, G.O.P, Анкара, Турция

Тел.: +90-312-436-60-93
Факс: +90312-436-60-94

starodubtsev_ii@power-m.ru






ООО «ЛУКОЙЛ»

ТЕРЛЕЦКИЙ

Александр Юрьевич

Gazeteci Ümit Deniz sok., No.12, 3. Levent, İstanbul

Тел.: +90-212-282-94-71
Факс: +90-212-282-94-68

terletskyay@lukoil.com.tr


www.lukoil.com.tr



ОАО "ВО ТЕХНОСТРОЙЭКСПОРТ"

ФИЛИМОНОВ Александр Васильевич

M.Ghandi cad., 102/4, G.O.P., Анкара, Турция

Тел.: +90-312-437-33-24
Факс: +90-312-417-02-61, 436-84-57









СП "ТУРУСГАЗ"

ПИЧУГИН

Олег Игоревич

Üsküp cad., 16/26, Kavaklıdere, Анкара, Турция

Тел.: +903-12-428-65-93
Факс: +90-312-428-34-66

gulumser@turusgaz.com.tr






Представительство компании «Аэрофлот» в Турции

ТИТОВ Константин Викторович



Cumhuriet Cad., No.48, Elmada, İstanbul (рядом с гостиницей Hilton)

Тел.: +90-212-296-67-25/26/28/29
Факс: +90-212-296-67-37

isttosu@aeroflot.ru



www.aeroflot.ru



ТГР Энержи – дочернее общество ИНТЕР РАО ЕЭС в Турции

КУТИДЗЕ

Илья Рионович

Ufuk Üniversitesi cad.№ 18/51Çukurambar, Ankara

Тел.: +90-312-220-01-11-2200228
Факс: +90-312-285-05-40

pervizgokturk@hotmail.com






Проектная компания
АЭС «Аккую»

СУПЕРФИН

Александр Ефимович


Kırkpınar sok. 18/5; Aziziye mah. Çankaya/ Ankara

Тел.: +90 312 442 60 00

Факс: +90 312 442 60 16

office@akkunpp.com

www.akkunpp.com



Представительство ГК «Ростатом» в Турции

ТАМАЕВ

Сергей Викторович

Atatürk Bulvarı, No.106/2, Kavaklıdere, Анкара, Турция

Тел/факс:

+90-312-419-89-61

svtamaev@rosatom.ru






Филиал ОАО “Атомстройэкспорт” в Турции

МИРОНОВ

Александр Филиппович




+7(495) 7379037 доб.3070

a.f.mironov@atomstroyexport.ru







3. Обзор нормативно-правовой базы и предпринимаемых мер в области государственного регулирования внешнеэкономической и инвестиционной деятельности в Турции

3.1. Основополагающие нормативно-правовые акты, регулирующие внешнеторговую деятельность

Система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Турции основана на принципах либерализации, открытой экономики, конвертируемости валюты, поощрения частных капиталовложений, приватизации, экспортной ориентации, всемерного привлечения иностранных инвестиций, предоставления национального режима зарубежным компаниям.

Законодательство представлено рядом основополагающих законов, постановлений и решений Совета министров, подзаконных актов, принятых на различном уровне уполномоченными органами, ответственными за регулирование соответствующих сфер экономики. Государственное регулирование в области внешнеэкономической деятельности Турции определяется на данном этапе, главным образом, необходимостью соответствия принимаемых законодательных актов требованиям и стандартам Европейского Союза.

Главным контролирующим и исполнительным государственным органом в системе внешнеэкономического регулирования является Министерство экономики Турции. Министерство имеет, кроме центральных служб, региональные подразделения и заграничные представительства.

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими внешнеэкономические отношения Турции, являются периодически обновляемые правительственные решения об экспортных и импортных операциях; о защите турецкой валюты; двусторонние и многосторонние соглашения и договоры. В этих документах предусмотрено активное участие в механизме внешнеэкономического регулирования торговых, промышленных и торгово-промышленных палат и их руководящего органа - Союза палат и бирж Турции, союзов экспортеров, таможенных служб, Центрального банка и других организаций. Министерство правомочно передавать часть своих функций по регулированию внешнеторговых операций союзам экспортеров и торгово-промышленным палатам. При содействии Министерства экономики активная роль отводится союзам экспортеров, объединяющих по товарно-отраслевому принципу экспортеров различной продукции. Создан единый общетурецкий "Союз экспортеров" с центром в г. Анкаре, решения которого обязательны для всех экспортеров. Таким образом, часть функций управления экспортом делегирована властями самим экспортерам.

В Турции действует обширная нормативно-правовая база, регулирующая режим импорта и защитные механизмы. Основными законными актами, регулирующими работу защитных механизмов, являются Закон № 3577 (с поправками - № 4412, решение (№ 99/13482) и Инструкция № 23861 от 30.10.1999 г. «О предотвращении недобросовестной конкуренции при импорте». В соответствии с вышеуказанными нормативными актами, временные защитные (антидемпинговые) меры принимаются в критических ситуациях, когда задержка может причинить существенный ущерб экономике страны, и когда предварительный анализ явно показывает, что увеличение импорта уже причинило или причиняет существенный ущерб местным производителям аналогичной продукции. Временные защитные меры могут выражаться во введении или изменении размера таможенных пошлин, количественных или стоимостных ограничениях импорта, тарифных квот или сочетания таких мер, и могут применяться также для соблюдения общественной морали, публичного порядка или безопасности, защиты здоровья и жизни людей, животных и растений, сохранения национальных исторических или художественных ценностей, а также интеллектуальной, промышленной и коммерческой собственности.

На основании вышеуказанного Закона и Инструкции, создана независимая государственная структура - Совет по предотвращению недобросовестной конкуренции при импорте, который по предложению Министерства экономики принимает отдельные Постановления о введении антидемпинговых ограничений.

Кроме того, существуют дополнительные акты, регулирующие квотирование и тарифное контингентирование импорта промышленных товаров и сельхозпродукции, как в рамках двусторонних договоров, так и вне их. Отдельными законодательными актами регулируются вопросы мониторинга и защитных мер при импорте отдельных текстильных товаров, при импорте товаров из ряда стран, а также при импорте товаров, прошедших обработку в третьих странах.

Турецкие министерства и ведомства, курирующие внешнеторговый блок, проводят гибкую политику извлечения максимальной пользы из нынешнего статуса Турции в ВТО (развивающаяся страна), по возможности используя двусторонние механизмы там, где это представляется наиболее выгодным для национальной экономики. Наиболее яркое отражение такая политика получает в ходе антидемпинговых и защитных расследований, проводимых Турцией, когда общепринятые нормы ВТО трактуются по-разному в зависимости от интересов турецкой стороны.

Решения о начале и завершении расследования, о введении и прекращении защитных мер в отношении импорта публикуется в Официальной газете.

Закон о противодействии недобросовестной конкуренции в импорте № 3577 от 1 июля 1989 г. (антидемпинговое законодательство) с изменениями, внесенными Законом № 4412 от 25 июля 1999 г., Постановление Совета Министров Турции от 29 мая 2004 года о защитных мерах в отношении турецкого импорта. Положения данного Закона, представляющего собой основу антидемпингового регулирования, соответствуют положениям Антидемпингового кодекса ГАТТ, подписанного Турцией в ходе «Токийского раунда», проходившего с 1973 по 1979 год.

Постановление развивает положения Закона № 4412 от 25.07.1999 г. и предусматривает принципы и процедуры, направленные на защиту местных производителей в том случае, когда импорт определенной продукции увеличивается до таких размеров, что может составить серьезную угрозу производству аналогичной конкурентной продукции на местном рынке при условии, что эти меры носят временный и ограниченный характер, принимая во внимание международные обязательства и интересы страны.

Органами, на которые в соответствии с Постановлением возложено осуществление указанных мер, является Министерство экономики Турции.

Практика применения антидемпингового законодательства к российским компаниям незначительна (в 2005 году было лишь одно расследование) и не имеет для них чувствительных негативных последствий.

Закон от 31декабря 1995 г. о защите коммерческих прав турецких организаций предусматривает механизм принятия мер, вплоть до обращения в суд, направленный на устранение торговых барьеров, имеющих место в отношении турецких компаний и отраслей промышленности на рынках других стран, в случае, если это оказывает негативное влияние на турецкий рынок.

Закон № 4628 от 20.02.2001 г. о рынке электроэнергии регулирует, в частности, процедуры, связанные с экспортом и импортом электроэнергии, в соответствии с лицензиями, которые на основании обращений компаний выдает Совет по регулированию энергорынка (специально созданный для данных целей автономный правительственный орган), следует отметить то, что при необходимости лицензии могут выдаваться Советом и на тендерной основе.

Закон № 4646 от 18.04.2001 г. о рынке природного газа регулирует процедуры, связанные с экспортом и импортом природного газа в соответствии с лицензиями, выданными Советом по регулированию энергорынка.

Положение относительно экспортно-импортных операций на энергетическом рынке Турции (принято Советом по регулированию энергорынка 4 сентября 2002 г., опубликовано в “Официальной газете” за № 24866) регулирует принципы и процедуры в отношении экспорта и импорта электроэнергии, осуществляемые Турецкой электрической компанией (по оптовым продажам), вопросы выдачи лицензий на оптовую и розничную торговлю, права и обязательства юридических лиц, занимающихся экспортом и импортом электроэнергии.

Коммюнике № 2003/12 о контроле за экспортом продукции двойного назначения (опубликовано в” Официальной газете” 2 декабря 2003 г.) регулирует порядок осуществления экспорта оборудования, материалов и технологий двойного назначения, т.е. таких, которые могут быть использованы как в гражданских, так и в военных целях. Предусматривает, что номенклатура указанных товаров содержится в Перечне, утвержденном Вассенаарским соглашением, подписанным 33 странами-участницами, в том числе Турцией, в 1996 году. Содержит процедуру получения соответствующих разрешений на данные операции через Главное управление Стамбульского союза экспортеров металлопродукции и машиностроения, Департамента экспорта Министерства экономики Турции.

Закон № 4734 от 22 января 2002г. о проведении государственных тендеров и Закон № 4964 от 15 августа 2003 года, внесший изменения в Закон № 4734. В связи с тем, что Турция, будучи членом ВТО, до настоящего времени не подписала Соглашение с этой организацией о поставке товаров для государственных нужд, основным законом, регулирующим госзакупки товаров и услуг, является Закон № 4734 от 22 января 2002 г. «О проведении государственных тендеров» и дополняющий его Закон № 4964 от 15 августа 2003 г. В соответствии с Законом № 4734 любые госзакупки должны осуществляться только на тендерной основе. Исключение при необходимости могут составлять госзакупки в рамках специальных (например, по линии НАТО), либо межправительственных соглашений.
3.2. Таможенный тариф

В настоящее время торговая политика Турции находится в полном соответствии с торговым законодательством Европейского Союза. В середине 90-х годов прошлого столетия между Турцией и ЕС было подписано соглашение о Таможенном Союзе. В соответствии с этим соглашением, в торговле между Турцией и странами ЕС отменены все таможенные пошлины и другие налоги, а также количественные квоты, введены принципы свободного обращения товаров. В торговле с третьими странами Турция стала использовать совместные со странами ЕС таможенные тарифы. После подписания соглашения о Таможенном Союзе со странами ЕС в Турции был введен в действие новый Импортный режим, подготовленный с учетом ее обязательств в рамках Таможенного Союза, Всемирной торговой организации и положений подписанных ею с третьими странами Соглашений о свободной торговле. Средняя ставка ограничительного налога на импорт промышленных товаров из третьих стран была снижена.

Соглашение о Таможенном Союзе с ЕС обязывает Турцию заключать соглашения о свободной торговле только с теми странами, с которыми такие соглашения подписали страны ЕС. В некоторых случаях это условие вступает в противоречие с экономическими интересами Турции. Таможенные пошлины в Турции взимаются во время импортирования на основании базы таможенных тарифов, определяемой на основе принципов таможенной оценки в соответствии с Номенклатурой Таможенных Тарифов, Таможенным Законом № 4458 от 27.10.1999 г. Ведомствами курирующими данную отрасль являются Совет Министров Турецкой Республики, Министерство ‘кономики и Министерство nаможен и nорговли.
3.3. Законодательство об иностранных инвестициях

Законом № 4875 от 5 июня 2003 г. «О прямых иностранных инвестициях» предусматривается поощрение иностранных прямых инвестиций в турецкую экономику, защита прав иностранных инвесторов, даются определения понятия «инвестиция» и «инвестор» в соответствии с международными стандартами. Закон провозглашает свободу инвестирования и национальный режим, как основной принцип привлечения иностранных инвестиций. Иностранные инвесторы освобождаются от многих бюрократических процедур.

Улучшение инвестиционного климата является одним из основных принципов экономической программы Правительства Турции. Важным шагом в этой области является принятие нового законодательства об иностранных инвестициях, создающего базу устойчивого развития транспарентного рынка частных инвестиций при эффективной поддержке государства.

Основным критерием в оценке проектов иностранных инвестиций являются их технологический уровень, конкурентоспособность, экспортный потенциал, возможности вовлечения местных ресурсов для их реализации. Немаловажное значение имеет географический аспект.

В целом система поощрений и льгот для инвесторов, в том числе иностранных, в Турции разработана очень детально.
3.4. Валютное регулирование

Закон и Постановление с силой закона Совета Министров № 32 «О защите турецкой валюты» являются основными нормативными актами, регулирующими валютные операции в Турции.

Предметом регулирования являются следующие валютные операции:

- операции, связанные с ввозом и вывозом за пределы страны турецкой валюты, ценных бумаг, выраженных в турецкой валюте;

- сделки с драгоценными металлами, драгоценными камнями и изделиями из них;

- импортные и экспортные операции, включая вывоз и ввоз иностранной валюты, ценных бумаг, выраженных в иностранной валюте;

- сделки в иностранной валюте при ввозе и вывозе капитала.

В целом, если вывоз капитала сопряжен с прохождением весьма длительных регистрационных процедур, то для его ввоза достаточно иметь зарегистрированного в Турции резидента.

3.5. Регулирование свободных (особых) экономических зон

Согласно Закона «О свободных зонах» № 3218 от 06.06.1985 г., опубликованного в Официальной Газете Турции 16.06.1985 г. за № 18785, в качестве основных целей создания и работы свободных зон обозначены развитие ориентированных на экспорт производств и направлений капиталовложений, привлечение прямых иностранных инвестиций и новых технологий, побуждение предприятий к производству товаров на экспорт и развитие международной торговли.

Свободные экономические зоны Турции обладают следующими преимуществами:

  • 100% освобождение от таможенных и других сопутствующих пошлин, корпоративного налога для промышленных компаний, уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) и специального налога на потребление, налога на заработную плату сотрудников (для компаний, экспортирующих не менее 85 % стоимости товара на условиях FOB, если этот товар произведен в свободной зоне);

  • Товары могут находиться на территории свободной зоны на протяжении неограниченного периода;

  • Прибыль, полученная в свободных зонах, может переводиться за рубеж или в пределах Турции без ограничений. 

В Турции действует 21 свободная зона, расположены они по общему правилу вблизи важных торговых центров Евросоюза и Ближнего Востока, рядом с крупными турецкими портами Средиземного, Эгейского и Черного морей, международными аэропортами, что обеспечивает удобный доступ к международным торговым путям.

Регулирование деятельности свободных экономических зон осуществляет Департамент управления СЭЗ Министерства Экономики Турции.

В действующем законодательстве Турции, свободные зоны определяются как специальные районы, на которые не распространяется режим таможенной территории Турции, правовые нормы, регулирующие экспортно-импортные и валютные операции, на территории свободных зон не действуют. В СЭЗ нет процедурных ограничений относительно цен, стандартов и качества товаров, предусмотренных турецким законодательством: любые решения, принятые государственными институтами или агентствами в отношении цен, качества и контроля за ними, обязательные на всей территории Турции, на территории СЭЗ не применяются.

Местонахождение и границы СЭЗ устанавливаются Советом Министров Турции. Выдача лицензий на право предпринимательской деятельности в СЭЗ также находится в ведении СовМина. В отличие от большинства СЭЗ в других странах режим СЭЗ в Турции допускает поставки производимых в СЭЗ товаров на внутренней рынок Турции, однако к таким поставкам применяется режим внешней торговли (с уплатой 0,5% налога от суммы сделки). При этом если стоимость товаров не превышает 500$, то они освобождаются от налогообложения. Режим внешней торговли не применяется к товарам, поставляемым из СЭЗ в другие страны или другие СЭЗ. В СЭЗ в качестве средства платежа может использоваться любой вид свободно конвертируемой валюты, котируемой Центральным банком Турции. Совет Министров может принять решение об осуществлении платежей только в турецких лирах.

Что касается ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности, то Министерство Финансов уполномочено осуществлять в этой области необходимое регулирование и принимать соответствующие инструкции независимо от положений общего налогового законодательства Турции и представлять соответствующие предложения Совету Министров.

В этой связи необходимо отметить принятие 06 февраля 2004 г. Закона № 5084 о поощрении инвестиций и занятости, которым предусмотрено, что лица, осуществляющие деятельность в свободных экономических зонах являются субъектом налогообложения на следующих условиях:

Физические и юридические лица, получившие лицензии на предпринимательскую деятельность до 6 февраля 2004 г. продолжают пользоваться освобождением от уплаты корпоративного и подоходного налогов на срок действия указанной лицензии. Доходы, возникшие от продаж товаров, произведенных в этих зонах физическими или юридическими лицами, которые получили лицензию 06.02.2004 и позже, не подлежат обложению подоходными или корпоративными налогами до конца налогового периода того года, когда Турция станет полноправным членом Европейского Союза.

В соответствии с Законом прибыль и доходы могут без ограничений переводиться в любые страны, включая Турцию.

Срок действия лицензии на предпринимательскую деятельность максимум 10 лет для предпринимателей – арендаторов и 20 лет для тех, кто приобретает офисные и рабочие помещения в собственность. Если лицензия предусматривает осуществление производственной деятельности, то ее срок составляет соответственно 15 и 30 лет для пользователей и инвесторов.

Отсутствуют какие-либо ограничения по соотношению иностранного и местного капитала при осуществлении инвестиций в СЭЗ.

С тех пор как СЭЗ являются частью общей с Европейским союзом таможенной территории, товары, производимые в СЭЗ, и находящиеся в свободном обращении могут поставляться в страны ЕС в соответствии с сертификатом ATR. Товары, произведенные в третьих странах, также не облагаются таможенными пошлинами при их поставке в СЭЗ. Однако, товары не находящиеся в свободном обращении, могут поставляться в страны ЕС в соответствии с ATR сертификатом, только путем уплаты таможенных пошлин по ставкам, определенным Общим с ЕС таможенным тарифом. Физические и юридические лица, являющиеся резидентами Турции и зарегистрированные в газете Торгового регистра должны осуществлять свою деятельность в СЭЗ в соответствующих офисах, арендованных или сооруженных. Компании, работающие в СЭЗ, должны быть зарегистрированы помимо газеты Торгового Регистра, также в соответствующей Торговой/Торгово-промышленной палате.

  1. Иностранные юридические лица для осуществления предпринимательской деятельности в СЭЗ должны представлять в Минэкономики Турции следующие документы:

а) Документ о регистрации компании;

б) Документ о деятельности компании за предыдущий год, включая балансовый отчет.

  1. Иностранные физические лица должны представить:

  • копию паспорта;

  • детальное описание коммерческой деятельности.

  1. Как физические, так и юридические лица должны подтвердить, что необходимый капитал для работы в соответствующей области переведен в Турцию.

  2. Заявление.

  3. Каталоги, буклеты оборудования, машин и др. товаров, которые предполагается импортировать.

  4. Доверенность, выданная компанией тому лицу, которое будет выполнять все формальности.

После рассмотрения и одобрения заявки на получение лицензии на право предпринимательской деятельности в СЭЗ необходимо заключить контракт с администрацией зоны об аренде помещения или участка земли на территории зоны. После направления копии соответствующего контракта в Главное управление по вопросам СЭЗ этот орган выдает соответствующую лицензию и «Разрешение на строительство» или «Разрешение на освоение помещения».
  1   2   3   4

Похожие:

1. Краткая характеристика делового климата Турции Экономика Турции является одной из крупнейших среди развивающихся стран по объему ввп и с 2008 г входит в iconЗаголовки
Результаты восстановления отношений РФ и Турции подготовят к встрече лидеров обеих стран

1. Краткая характеристика делового климата Турции Экономика Турции является одной из крупнейших среди развивающихся стран по объему ввп и с 2008 г входит в iconВписание детей в паспорта родителей в случае, если ребенок родился в Турции
...

1. Краткая характеристика делового климата Турции Экономика Турции является одной из крупнейших среди развивающихся стран по объему ввп и с 2008 г входит в iconДипломная работа На тему
Оэср составил на 2011 год 219. 1 от ввп. Более того, согласно прогнозам оэср в 2013 году данный показатель вырастет до рекордной...

1. Краткая характеристика делового климата Турции Экономика Турции является одной из крупнейших среди развивающихся стран по объему ввп и с 2008 г входит в iconКрым турция паломничество и отдых на Черном море
Предлагаем продлить Вашу паломническую программу в Крыму и совершить морской шестидневный круиз с посещением древнехристианских святынь...

1. Краткая характеристика делового климата Турции Экономика Турции является одной из крупнейших среди развивающихся стран по объему ввп и с 2008 г входит в iconЛиквидация чрезвычайных ситуаций
Чернобыльской аэс, Фукусима-1 (Япония), Севезо (Италия), Бхопале (Индия), катастрофические наводнения в Якутии (Ленск), в Дальневосточном...

1. Краткая характеристика делового климата Турции Экономика Турции является одной из крупнейших среди развивающихся стран по объему ввп и с 2008 г входит в iconГражданин Турции, Управление по делам народонаселения и гражданства...
Прошу принять в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке моего сына, мою дочь

1. Краткая характеристика делового климата Турции Экономика Турции является одной из крупнейших среди развивающихся стран по объему ввп и с 2008 г входит в iconПрограмма обучения по курсу: «Управление турагентством»
В настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики. Формирование у организации...

1. Краткая характеристика делового климата Турции Экономика Турции является одной из крупнейших среди развивающихся стран по объему ввп и с 2008 г входит в iconКраткая характеристика человека как профессионала. Это краткое изложение...
Именно на основе данного документа происходит в организации первое знакомство и отбор среди претендентов на вакансию. Чем руководствуется...

1. Краткая характеристика делового климата Турции Экономика Турции является одной из крупнейших среди развивающихся стран по объему ввп и с 2008 г входит в iconПрактическая работа №1
Вариант Обозначение на контурной карте крупнейших по территории и по численности населения стран мира

1. Краткая характеристика делового климата Турции Экономика Турции является одной из крупнейших среди развивающихся стран по объему ввп и с 2008 г входит в iconПрактическая работа №1
Вариант Обозначение на контурной карте крупнейших по территории и по численности населения стран мира

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск