Е. Н. Степанов Классный


НазваниеЕ. Н. Степанов Классный
страница1/21
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


Библиотека администрации школы
Е.Н. Степанов

Классный руководитель:

Современная модель

воспитательной деятельности

Москва

ББК 74.200

С 79

Автор: Е.Н. Степанов
С 79 Степанов Е.Н. Классный руководитель: современная модель воспитательной деятельности. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2007. – 160 с.
ISBN 5-901030-88-5

В книге изложены представления о содержании и организации работы классного руководителя в современной школе, путях и способах повышения эффективности его воспитательной деятельности. Она может быть использована в качестве учебного пособия для проведения групповых занятий в рамках методических объединений классных руководителей и для самообразовательной деятельности педагогов-воспитателей.


Главный редактор В.М. Лизинский

Технический редактор В.А. Макаров

Корректор Е.В. Переславцева


ББК 74.200
ПД № 00842 от 10.11.2000 г. Формат 60X90/16.

Бумага офсетная. Печать офсетная. Печ. л. 10. Тираж 5 000 экз. Зак. 065

Центр «Педагогический поиск», 107045, Москва. Луков пер., д. 4

Отпечатано с готового оригинал-макета ООО «Август-Принт»,

107564, Москва, ул. Краснобогатырская, д. 2, стр. 2. т, 231-48-16


ISBN 5-901030-88-5  Степанов Е.Н., 2007

 Центр «Педагогический поиск», 2007

Содержание

Предисловие…………………………………………………………………….....5

Тема 1. Воспитание детей в начале третьего тысячелетия……………………...6

Лекция. Воспитательная деятельность классного руководителя в начале XXI века…………………………………………………………………………………..7

Понятийно-терминологическая игра. Современные представления о процессе воспитания………………………………………………………….......12
Тема 2. Планирование процесса воспитания детей в классном коллективе….15

Лекция. Планирование воспитательной работы в классе………………….....16

Практическое занятие. Методика составления плана воспитательной работы…………………………………………………………………………..…28
Тема 3. Системный подход в воспитательной деятельности классного руководителя……………………………………………………………………...31

Лекция. Воспитательная система класса………………………………………..32

Проектная мастерская. Моделирование воспитательной системы класса…47
Тема 4. Классный час как основная форма работы классного руководителя...50

Лекция. Личностно-ориентированный классный час: особенности содержания и организации……………………………………………………………………..51

Аналитическая лаборатория. Особенности личностно-ориентированного классного часа……………………………………………………………………..61
Тема 5. Воспитание индивидуальности ребёнка ………………………………71

Лекция. Развитие индивидуальности учащихся в процессе воспитания …….71

Проектная мастерская. Проектирование воспитательных дел, направленных на развитие индивидуальности учащихся………………………………………….82
Тема 6. Педагогическая поддержка ребёнка как важнейшая функция классного руководителя………………………………………………………….89
Лекция.
Педагогическая поддержка ребенка в решении проблемы………….90
Тренинг.
Приёмы педагогической поддержки ребенка в решении личностно значимой проблемы……………………………………………………………....98

Тема 7. Развитие инициативы и самодеятельности учащихся в классном коллективе……………………………………………………………………….101

Лекция. Самоуправление в классном коллективе…………….………………102

Конструкторское бюро. Разработка модели самоуправления в классном коллективе……………………………………………………………………..…108
Тема 8. Работа классного руководителя с родителями учащися………….....113

Лекция. Родительское собрание: методика подготовки и проведения………113

Ассамблея авторов творческих идей и приемов организации родительских собраний ………………………………..120

Тема 9. Диагностическое обеспечение воспитательного процесса………….122

Лекция. Педагогическая диагностика в работе классного руководителя…...123

Практикум. Использование методик психолого-педагогической диагностики в воспитательной деятельности классного руководителя……….……………130
Тема 10. Деятельность классного руководителя в современном образовательном учреждении…………………………………………………..135

Лекция. Современная модель воспитательной деятельности классного руководителя…………………………………………………………………......136

Презентация воспитательных систем классов………………………………..142

Предисловие

Вряд ли кто-то станет возражать, если мы назовем классного руководителя ключевой фигурой в воспитательной деятельности образовательного учреждения. От успешности его работы во многом зависит эффективность воспитательного процесса в целом. Попытки повысить результативность воспитания детей без внесения существенных изменений в содержание и организацию деятельности классных наставников, как правило, оказываются неудачными. В этой связи хочется верить, что не случайно первым национальным проектом в области образования стал проект, который направлен на улучшение работы классных руководителей.

Его реализация не может быть сведена только к увеличению оплаты труда педагогов-воспитателей и должна способствовать росту качества их деятельности. А последнее не представляется возможным без повышения квалификации классных руководителей в вопросах теории и методики воспитания. С этой точки зрения мы и разработали цикл лекционных и практических занятий, которые рекомендуем провести в рамках методических объединений классных руководителей. Он должен помочь классным наставникам осознать необходимость обновления практики построения воспитательных отношений с детьми в изменившейся политической, экономической и социально-педагогической ситуации, познакомиться с опытом эффективной организации воспитательной деятельности, определить пути, формы и способы совершенствования воспитательного взаимодействия с учащимися своего класса.

Главный замысел подготовленных материалов заключается в стимулировании желания и потребности педагогов перейти от словесного к деятельностному, от социоцентрического к личностно-ориентированному, от аспектного к системному построению воспитательной практики. Поэтому центральное место в них занимает информация о деятельностном, личностно-ориентированном и системном подходах. Целенаправленное и конкретное их применение позволит классным руководителям моделировать и создавать в классах гуманистические, уникальные и эффективные системы воспитания учащихся.

Без внимания разработчиков не остались и такие сложные моменты в работе классного руководителя, как взаимодействие с родителями учеников, обеспечение развития самоуправления в классном коллективе, педагогическая поддержка ребёнка, психолого-педагогическая диагностика формирования детского коллектива и развития учащихся.

По каждой теме подготовлены разработки как теоретического, так и практического занятия. Только на основе взаимосвязи и взаимодополнения лекционного и практического материала следует строить процесс повышения квалификации и профессионального повышения мастерства педагогов-воспитателей. Разработка любого занятия завершается списком литературы, изучение которой может обогатить по рассматриваемой проблеме научно-методические представления классных руководителей.

Принципиально важной является и тематическая последовательность учебных занятий. Она детерминирована логикой связей между компонентами изучаемого материала. Однако организаторы обучения классных руководителей в конкретном учреждении образования или центре повышения квалификации педагогов вправе избрать в соответствии с другими значимыми обстоятельствами иной вариант очередности проводимых занятий.

Данное учебно-методическое пособие может стать средством само образовательной деятельности учителя или решения им какой-то отдельной педагогической проблемы в своем классе. Допустимо различное применение публикуемого материала, ведь главное, чтобы оно реально способствовало росту профессиональной компетентности и эффективности работы классного руководителя как ключевой фигуры в воспитательной деятельности образовательного учреждения.
Тема 1. Воспитание детей в начале третьего тысячелетия

Лекция. Воспитательная деятельность классного руководителя в начале XXI века

Воспитание, как известно, относится к социально обусловленным процессам. На выбор целей, принципов, содержания и способов организации процесса воспитания существенное влияние оказывают политическая, экономическая, социокультурная ситуации в развитии государства и общества. Происходящие в России изменения в государственной и общественной жизнедеятельности детерминируют перемены в практике воспитания детей. Заметно обновляется в последние два десятилетия и воспитательная деятельность классных руководителей.

Однако не все перемены можно назвать прогрессивными, полезными. До сих пор значительная часть классных наставников испытывает серьезные затруднения в определении стратегии и тактики действий по проектированию и построению воспитательных отношений со своими воспитанниками. Ещё остается актуальной проблема поиска классными руководителями форм, приёмов и методов воспитательной деятельности, адекватных радикально изменившейся за короткий срок социальной ситуации.

Решению этой проблемы может помочь анализ эффективной практики работы педагогов-воспитателей в современных условиях. В данном случае объектом анализа стала воспитательная деятельность 67 классных руководителей – участников областного конкурса воспитательных систем классов. В таком конкурсном состязании могли принять участие только те педагоги, воспитательная работа которых, по мнению экспертов и результатам психолого-педагогической диагностики, была признана успешной. В процессе анализа нами была предпринята попытка найти ответы на следующие вопросы:

  1. Что составляет теоретико-методологическую основу воспитательной деятельности в начале XXI века?

  2. Какие целевые ориентиры избирают классные руководители в настоящее время?

  3. Какие идеи и правила выполняют роль принципов в воспитательной деятельности?

  4. Что представляет собой содержание процесса воспитания в современных условиях?

  5. Как организуется в классном сообществе воспитательное взаимодействие?

Ответы на поставленные вопросы позволяют выявить тенденции развития практики воспитательной деятельности классных руководителей и охарактеризовать основные компоненты процесса воспитания учащихся в современных условиях.
I. Методологическое основание воспитательной деятельности

Сначала выясним, какие методологические подходы и теоретические положения являются наиболее важными и часто используемыми в деятельности эффективно работающих классных наставников.

При изучении конкурсных материалов и практики организации процесса воспитания стало очевидным, что теоретическую основу деятельности всех классных руководителей составляют идеи системного подхода и теории воспитательных систем. Высокой результативностью своей работы педагоги-воспитатели подтвердили целесообразность использования системного подхода в воспитании учащихся не только в рамках всего образовательного учреждения, но и на уровне его структурных подразделений – классов, кружков, клубов, секций. Они убедительно доказали, что класс можно и нужно рассматривать и как компонент общешкольной воспитательной системы, и как отдельную целостную систему воспитания учащихся-одноклассников. Опираясь на идеи теории систем и применяя методы системного подхода, классные руководители проводили целенаправленную работу по моделированию и построению воспитательных систем классов. Для профессиональной деятельности большинства из них характерна такая черта, как системность мыслительных операций и практических действий. Поэтому им удалось создать эффективные системы воспитания в коллективах классов.

В процессе исследования нетрудно было заметить, что наряду с ориентацией на системное построение воспитательной практики успешно работающие классные наставники заботятся о наполнении деятельностью жизненного пространства своих воспитанников. «Следы деятельностного подхода» видны повсюду. Активностью и творчеством наполнена жизнедеятельность классного коллектива. Дело за делом, событие за событием – привычный ритм индивидуальной и совместной жизни членов классного сообщества, когда одно дело ещё не завершилось, а другое уже задумывается или даже начинается. Классные руководители способствуют формированию в классе широкого спектра деятельности, чтобы каждый ребёнок нашел себе дело по душе и внёс свой собственный вклад в коллективное жизнетворчество.

Эта забота связана и с тем, что педагоги стремятся к созданию воспитательных систем гуманистического типа, в которых обеспечиваются и поддерживаются процессы самоопределения, самоутверждения и самореализации учащихся. В данном случае не обойтись без личностно ориентированного подхода. Эта ориентация в воспитательной деятельности становится с каждым годом всё более и более востребованной.

Наряду с личностно-ориентированным, деятельностным и системным подходами применяются в практике воспитания учащихся и другие методологические ориентации, но несколько реже, так как их использование связано со специфическими особенностями создаваемой в том или ином классе воспитательной системы.

И ещё об одном важном моменте следует сказать. Фактически все классные руководители подчёркивают необходимость опоры на теоретические разработки А.С. Макаренко, Т.Е. Конниковой, И.П. Иванова, Л.И. Новиковой и накопленный в советских школах опыт воспитания учащихся в детском коллективе. Без целенаправленной и постоянной работы по педагогическому обеспечению процесса развития классного коллектива практически невозможно достичь высоких результатов в воспитательной деятельности. Коллектив для большинства классных наставников и их воспитанников является значимой ценностью.
II. Целевые ориентиры воспитательной деятельности

В качестве цели почти все педагоги-воспитатели избирают предполагаемые результаты в интеллектуальном, нравственном и физическом развитии учащихся. Многие из них рассматривают цель как представление о необходимом (на основе понимания объективных закономерностей развития ребенка и формирования детского коллектива), возможном (исходя из реальных ресурсов и условий осуществления воспитательной деятельности) и желаемом (учитывая потребности, интересы и желания детей и их родителей) результате процесса воспитания учащихся. К сожалению, шесть классных руководителей в процессе целеполагания выдвинули целевые ориентиры, которые не соответствуют критерию реальности и вряд ли окажутся достижимыми; такая ошибка является типичной для массовой педагогической практики.

В изученных нами конкурсных материалах целевой блок состоит чаще всего из главной цели и нескольких подцелей – задач, решение которых позволяет достичь главный целевой ориентир. Например, в концепции воспитательной системы 7-го класса, составленной лауреатом конкурса С.В. Заваденко, содержится цель – обеспечение процесса становления и проявления творческой индивидуальности учащихся – и соответствующие ей задачи:

  1. создать в классе благоприятную среду для самоосознания учеником своей индивидуальности, саморазвития и самореализации;

  2. способствовать повышению ценности индивидуальности в ценностном мире учащихся, их родителей и других социальных партнеров;

  3. обеспечить педагогическую поддержку развития инициативы и творческой активности учащихся;

  4. помочь ученикам выработать у себя привычку фиксировать новые успехи в своей личной и школьной жизни;

  5. содействовать развитию желания у учеников вносить свой вклад в общее дело;

  6. помочь каждому ученику обрести свой образ посредством проявления творческой активности в разрабатываемых и реализуемых проектах классного сообщества.

Несколько иную структуру имеет целевой компонент в воспитательной системе 6-го класса (классный руководитель Т.А. Васильева) В нём не выделяется главная цель, его составляют шесть взаимосвязанных воспитательных задач:

- укрепить классное содружество, главными ценностями которого являются дружба и взаимопомощь;

- создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения учащихся;

- привести в действие, «заставить звучать» внутренний мир ребёнка, помочь раскрыться его индивидуальности;

- создать атмосферу доверия, помочь преодолеть страх неуверенности, собственной неспособности что-либо создать, сочинить, сыграть;

- через приобщение к искусству театра привести к пониманию реального мира, отношений в нем;

- способствовать развитию чувства прекрасного.

Классные руководители стремятся к тому, чтобы целевые ориентиры были направлены на развитие учащихся, обеспечены необходимыми ресурсами, сформулированы ясно и чётко, диагностичны, трудны, но реально достижимы.
III. Принципы системы воспитания учащихся

При анализе конкурсных работ выяснилось, что в них представлены принципы, во-первых, как концептуальные идеи, главные требование к осуществлению педагогической деятельности, и, во-вторых, в качестве основных правил жизнедеятельности детей и взрослых в классном коллективе. К примеру, учитель начальных классов Е.М. Соловьева избрала принципами воспитательной деятельности идеи природосообразности поддержки, понимания. Её коллега Т.В. Павлова определила вместе с учащимися и их родителями принципы, играющие роль основных правил жизнедеятельности классного сообщества. В результате появилась в классном уголке следующая запись: «В нашем классе много знать – престижно, помогать товарищу – нормально, готовить дело по чужому сценарию – невозможно, жить без творчества и активности – скучно».

В воспитательной системе могут разрабатываться различные варианты принципов, но они должны быть взаимосвязаны с уровнем развития классного коллектива, жизненными ценностями его членов, другими индивидуальными и групповыми особенностями. Недопустимо их копирование из учебно-методических публикаций и документов, отражающих жизнедеятельность других классных сообществ.
IV. Содержание воспитательного процесса

Особый интерес представляло изучение содержания воспитательной деятельности классных руководителей, ведь его определение у многих педагогов-воспитателей вызывает до сих пор серьёзные затруднения. Исследование показало, что, несмотря на уникальность каждой воспитательной системы класса, существуют в содержании воспитания и стратегии его отбора не только единичные, особенные, но и общие черты.

Например, при определении содержания воспитательного процесса классные руководители (кстати, как и руководители лучших образовательных учреждений нашего региона) ориентируются, с одной стороны, на общечеловеческие ценности, а с другой – на национальные, региональные, местные традиции и ценности. Они стремятся воспитать у детей чуткость как к глобальным проблемам человечества, радостям, горестям и достижениям жителей других стран и континентов, так и участливое отношение к делам и заботам родных, близких и просто живущих рядом людей, не только дать ученикам хорошие знания об истории и культуре своего народа, края, но и пробудить у них гордость за традиции и успехи земляков и соотечественников и стремление их приумножать.

Для большинства исследованных воспитательных систем классов характерно выделение в содержании и организации процесса воспитания доминанты – приоритетного вида или направления деятельности детей и взрослых, на основе которой формируется индивидуальность (лицо) классного сообщества. Такой доминантой в коллективе 4-го класса школы-лаборатории № 18 г. Пскова (классный руководитель Л.В. Михайлова) является познавательно-игровая деятельность «Поход в мир своего Я»; у псковских семиклассников из лицея №21 (классный руководитель С.В. Заваденко) – коллективная творческая деятельность по разработке и реализации проектов классного сообщества; в 9-м классе школы № 1 г. Порхова (классный руководитель Л.А. Яковлева) – краеведческая дея­тельность; у девятиклассников из Переслегинской гимназии (классный руководитель Н.А. Маныгина) – работа клуба «Малая Третьяковка». Эффективно работающие классные руководители убеждены в том, что в создаваемой воспитательной системе обязательно должен быть стержень (в теории систем его называют системоинтегрирующим элементом), вокруг которого могут и должны интегрироваться все дела и помыслы членов классного коллектива. Благодаря этому и формируются такие важные качества системы воспитания, как целостность, упорядоченность, неповторимость, эффективность.

И ещё одна общая черта содержания воспитания – направленность на развитие ребёнка. Ни одно организуемое дело не проводится только ради мероприятия или просто ради того, чтобы отметить «красный день» календаря. Вся совместная и индивидуальная деятельность детей и взрослых направлена на развитие познавательного, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов личности учащихся, развивающем влиянии заключается смысл и главное предназначение воспитательной работы классных руководителей.
V. Организация процесса воспитания учащихся

Пытаясь ответить на вопрос, как организуется в классном cooбществе воспитательное взаимодействие, мы старались выяснить, что является характерным в организации процесса воспитания для большинств классных руководителей, успешно реализующих воспитательные функции. Нам удалось выявить шесть характерных моментов в организации воспитательной деятельности.

Во-первых, в проектировании и организации процесса воспитания учащихся важную роль играет стратегическое планирование. Классные руководители при проектировании не ограничивают свои воззрения на воспитательный процесс рамками годового плана работы, а с помощью методов программирования, моделирования и проектирования создают программы и модели развития воспитательной деятельности на срок от двух до пяти лет. Чаще всего разрабатываются концептуальные модели систем воспитания учащихся 1-4-х, 5-9-х, 10-11-х классов, т.е. воспитательная деятельность планируется на весь период учебы детей на I, II или III ступени обучения.

Во-вторых, применяется системный способ организации воспитательного процесса. Классные руководители направляют свои усилия моделирование и построение воспитательных систем классов. Для того чтобы осуществляемая деятельность и её влияние носили целенаправленный и системный характер, педагоги-воспитатели объединяют отдельные воспитательные дела и мероприятия в более «крупные дозы воспитания (термин В.А. Караковского) – так называемые системоинтегрирующие формы организации воспитательного процесса, к которым можно отнести ключевые дела, тематические программы, социально-педагогические проекты. В этом отношении показателен пример интеграции воспитательных дел, проводимых в 11-м классе школы № 3 г. Печоры (классный руководитель А.В. Столярова), в три целевые программы: «Я и собственное "Я"», «Я и творчество», «Я и общение».

В-третьих, «крупные дозы воспитания» сочетаются с малыми формами воспитательной работы, направленными на развитие и проявление индивидуальности каждого ребёнка. Многие успешно работающие классные руководители считают своим педагогическим кредо помощь учащимся в самопознании, самостроительстве и самоосуществлении. Он стремятся к тому, чтобы каждый их воспитанник имел реальные возможности и условия стать самим собой. Поэтому в планы воспитательной работы они включают циклы тематических классных часов «Познай себя», «Сотвори себя сам», тренинги саморазвития и личностного роста, мастерские самопроектирования, бенефисы и самопрезентации учащихся, персональные выставки и т.п.

В-четвертых, существенную роль в процессе воспитания играют традиции классного коллектива. Классные наставники убеждены в необходимости использования в воспитании детей традиционных форм и способов построения деятельности и отношений, которые влияют на личность, как правило, более эффективно, а затрат требуют меньше, потому что действовать традиционным способом легче, чем работать в новом режиме или непривычной обстановке.

В-пятых, наряду с деятельностью важным средством воспитания является общение. В объективе внимания педагогов-воспитателей находятся проблемы делового и неформального общения в детском коллективе, развития коммуникативной культуры школьников. В педагогическом арсенале появились тренинги общения, коммуникативные игры, часы общения и развития, кружки и клубы коммуникативной культуры. Это не только значительно обогатило воспитательный процесс, но и способствовало повышению его эффективности.

В-шестых, для анализа и оценки эффективности процесса воспитания учащихся специально разрабатывается и используется диагностический инструментарий, состоящий из совокупности критериев, показателей и методик для изучения результативности воспитательной деятельности. Популярный ранее способ измерения эффективности педагогическо­го процесса на «глазок» – только с помощью педагогического наблюдения или экспертной оценки – постепенно заменяется приёмами и методами исихолого-педагогической диагностики.

Завершая описание основных компонентов процесса воспитания, необходимо констатировать, что и в новых политических и социально-экономических условиях можно эффективно вести воспитательную работу. Но для этого целесообразно перейти от словесного к деятельностному, от аспектного к системному, от социоцентрического к личностно-ориентированному построению воспитательной практики. Такой представляется нам воспитательная деятельность классных руководителей в начале XXI века.
Рекомендуемая литература

  1. Барышникова С.В. Трудный выбор классного руководителя. – СПб., 2003. Воспитательная система класса: теория и практика / Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2005.

  2. Лизинский В.М. Классный руководитель: молитва на каждый день. – М., 2005.

  3. Работа классного руководителя / Под ред. Е.А. Слепенковой. – М., 2005.

  4. Сергеева В.П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы. – М., 2004.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Похожие:

Е. Н. Степанов Классный iconМетодические советы по организации внеурочной деятельности учащихся...
Степанов Е. Н.,заведующий кафедрой теории и методики воспитания Псковского областного ипкро, доктор педагогических наук

Е. Н. Степанов Классный iconПоложение о муниципальном этапе конкурса «Самый классный классный-2012»
Районный конкурс «Самый классный классный-2012» (далее – Конкурс) проводится в районе в целях выявления и поддержки творчески работающих...

Е. Н. Степанов Классный iconКамчатского края
Об утверждении Положения о краевом конкурсе педагогического мастерства «Самый классный классный!»

Е. Н. Степанов Классный iconАнкета (заполняется собственноручно)
Классный чин федеральной гражданской службы, дипломатический ранг, воинское или специальное звание, классный чин правоохранительной...

Е. Н. Степанов Классный iconМетодические рекомендации классному руководителю Классный
Классный руководитель педагог, осуществляющий организацию, координирование и проведение внеурочной воспитательной работы в закреплённом...

Е. Н. Степанов Классный iconО проведении 6 районного конкурса «Самый «классный» классный»
Отдел образования и по делам молодежи администрации муниципального образования «Мари-Турекский муниципальный район»

Е. Н. Степанов Классный iconПоложение о VI городском этапе краевого профессионального конкурса
Городской конкурс «Самый классный классный-2013» (далее – Конкурс) проводится в г. Барнауле среди классных руководителей образовательных...

Е. Н. Степанов Классный icon«утверждаю» Председатель Красноуфимского горкома профсоюзов работников образования и науки
Муниципальный конкурс «Самый классный классный» (далее – Конкурс) проводится в городском округе Красноуфимск среди классных руководителей...

Е. Н. Степанов Классный icon1 Классный журнал является государственным документом, ведение которого...
Классный журнал рассчитан на учебный год и ведется в каждом классе. Журналы параллельных классов нумеруются литерами. Например, («1а...

Е. Н. Степанов Классный iconПоложение об окружном этапе VI краевого профессионального конкурса классных руководителей
Окружной конкурс «Самый классный классный-2013» (далее – Конкурс) проводится в г. Барнауле среди классных руководителей образовательных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск