Программа подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей Срок реализации программы бессрочно


НазваниеПрограмма подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей Срок реализации программы бессрочно
страница1/17
ТипПрограмма
filling-form.ru > Туризм > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Приложение 1

к Приказу Управления образования

администрации муниципального

образования Светлинский район

Оренбургской области

от 24.09.2013 № 92 а-О

Программа

подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

Срок реализации программы – бессрочно

Программа осваивается по очной, очно-заочной формах обучения


п. Светлый

2013 г.

Пояснительная записка

В течение последних десятилетий убеждение, что ребёнок должен воспитываться в семье стало основой организации помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Жизнеустройство ребёнка, оставшегося без попечения родителей, в естественную среду развития, т.е. в семью – признано актуальной задачей современной социальной политики.

К сожалению не все дети, оставшиеся без попечения родителей, соответствуют ожиданиям и запросам потенциальных родителей. В результате множество детей, достигших подросткового возраста, или имеющие особенности развития, девиантное поведение не могут быть устроены в семьи. Но существует и другая проблема. Зачастую люди, благополучные по формальным показателям, оказываются несостоятельны как воспитатели, в лучшем случае они просто не справляются с задачами воспитания, а в худшем – применяют насилие.

Следовательно, подготовка кандидатов, выразивших желание взять на воспитание ребёнка в семью, необходима.

При разработке настоящей программы мы опирались на ряд уже существующих программ подготовки будущих приёмных родителей, а также на собственный опыт практической работы по подготовке и сопровождению замещающих семей. Часть заданий программы обучения заимствованы нами из методического пособия «Методические рекомендации по подготовке и сопровождению замещающих семей», разработанного авторским коллективом: Л.М. Абросова, А.М. Аржевская, Н.Б. Девоян, М.А. Патрина, Л.В. Смыкало, О.В. Суковатова.




Цели программы:

1. Формирование предварительной компетентности в области воспитания детей, оставшихся без попечения, повышение родительской компетентности в целом у кандидатов в замещающие родители;

2. Предотвращение отказа от опекаемых и приемных детей и жестокого обращения с детьми в замещающих семьях.

Задачи программы:

  1. Создание ребенку благоприятных условий в замещающей семье;

  2. Предотвращение (профилактика) отказов от замещающего родительства и вторичных возвратов ребенка в учреждение;

  3. Подведение родителей к осознанию реальных проблем, с которыми предстоит столкнуться, чтобы дать им возможность в полной мере оценить ответственность, которую они берут на себя;

  4. Способствование установлению кандидатами связи между их собственным жизненным опытом и их задачами как замещающими родителями;

  5. Создание условий для принятия кандидатом осознанного решения в реальной оценке своих возможностей;

  6. Повышение восприимчивости замещающих родителей по отношению к возможным чувствам и реакциям других людей, прежде всего ребенка;

  7. Развитие у замещающих родителей уверенности в себе, помощь им в определении своих сильных сторон, как семейного воспитателя;

  8. Информирование кандидатов о том, как подготовить других членов семьи к переменам, связанным с появлением в семье приемных детей;

  9. Предоставление возможности каждому кандидату проявить себя в процессе тренинга для более полной оценки его личностных качеств, ресурсов и потребностей как замещающего родителя;

  10. Формирование у кандидатов в замещающие родители знаний в области детской психологии, развития ребенка.

Основной принцип  программы: опора на практику.

Объект  программы: потенциальные замещающие родители, естественная среда развития, удовлетворяющая потребности ребёнка.

Формы и методы обучения, используемые в школе замещающих родителей

Программа школы замещающих родителей представляет собой:

  • тренинг из девяти занятий продолжительностью 3 часа каждое, которые проводятся преимущественно два раза в неделю;

  • лекции;

  • диагностику;

  • индивидуальные консультации.

Часы, выделенные на индивидуальные консультации, проводятся в период между занятиями.

Тренинг – это форма активного обучения, предполагающая усвоение новых знаний, навыков, и/или социальных установок через выполнение практических заданий и их последующий анализ. Практические задания обычно моделируют проблемные ситуации, с которыми можно встретиться в реальной жизни. Таким образом, тренинг – это форма обучения, которая предполагает активное участие слушателей и опирается на принцип «обучение через опыт».

На этапе первичного интервьюирования (приложение 1,2) и этапе подготовки заключения о ресурсах семьи проводятся индивидуальные консультации.

В исключительных случаях возможна индивидуальная подготовка кандидатов в замещающие родители или семейных пар при сохранении общего количества часов и содержания встреч (занятий).

Программа предназначена для того, чтобы помочь потенциальным и уже воспитывающим родителям обрести большую уверенность в себе благодаря новым знаниям, правильному пониманию своих возможностей, сильных и слабых сторон, собственной роли и роли сотрудников службы социальной защиты  детей.

Ведущими школы замещающих родителей выступают специалисты, имеющие профессиональное образование в области психологии, педагогики и/или социальной работы, опыт практической работы с замещающими семьями и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также обладающие навыками проведения тренинга. Занятия проводит ведущий специалист Управления образования администрации муниципального образования Светлинский район Оренбургской области. Также, к проведению некоторых занятий школы привлекаются другие специалисты, в частности, педиатр и юрист, поскольку программа школы замещающих родителей включает правовые и медицинские вопросы.

Кроме того, программа должна помочь участникам подготовиться к совместной работе как к работе коллектива единомышленников. В результате они узнают, что могут обращаться за помощью к социальным работникам и специалистам службы, а также к другим родителям. Они смогут лучше понять потребности детей и подростков, воспитываемых ими.

В качестве диагностического материала психологом используется:

  • тест родительского отношения к детям (Варга - Столина);

  • методика «Измерение родительских установок и реакций» (Т.В.Нещерет);

  • тест «Диагностика родительской тревожности» (А.М.Прихожан);

  • методика «Экспресс – диагностика семейного состояния» (Р.В.Овчарова);

  • опросник «Сознательное родительство» (Р.В. Овчарова);

  • методика «Принятие и исполнение родительской роли» (Р.В.Овчарова);

  • методика «Позитивные родительские чувства» (Е.А. Падурина);

  • опросник «Родительская любовь и симпатия» (Е.В. Милюкова).

Ожидаемые результаты

У родителей должна быть формирована родительская компетентность (на уровне осведомленности, понимая проблемы и базовых навыков) в области воспитания детей, оставшихся без попечения.

Кандидаты в замещающие родители, успешно освоившие программу, по завершении курса должны иметь четкое представление:

  • об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую кандидаты в замещающие родители берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

  • о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка на воспитание в семью, взаимодействии организации по подготовке замещающих семей, сопровождающей организации и приемной семьи в процессе подготовки и после приема ребенка в семью, финансовой помощи замещающим семьям;

  • о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;

  • о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;

  • о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;

  • о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых замещающему родителю;

  • о порядке контактов ребенка с родителями и родственниками.

Кандидаты в замещающие родители, успешно освоившие программу, должны знать:

  • свои права и обязанности как приемных родителей, как в отношении ребенка, так и в отношении сопровождающей организации;

  • закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;

  • важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;

  • причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;

  • о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежении нуждами ребенка, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребенка;

  • этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку на разных этапах проживания горя;

  • особенности протекания периода адаптации ребенка в приемной семье;

  • о влиянии собственного опыта замещающих родителей на их отношение к "трудному" поведению детей;

  • санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;

  • способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;

  • возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье.

Кандидаты в замещающие родители, успешно освоившие программу, должны уметь:

  • использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;

  • видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка;

  • рассматривать "трудное" поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;

  • выбирать способы реагирования на "трудное" поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;

  • осознать природу своих чувств по поводу "трудного" поведения ребенка;

  • быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;

  • предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье;

  • оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;

  • преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;

  • прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

  • понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;

  • оценивать воспитательский ресурс своей семьи;

  • быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания ребенка;

  • ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей и замещающим родителям;

  • заботиться о здоровье ребенка;

  • соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка;

  • понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.

Способы определения результативности

Успешность освоения курса подготовки каждого кандидата (семьи кандидатов) наблюдается специалистами в процессе обучения, а так же по результатам диагностического исследования и отражается в психологическом заключении.

Итоговая аттестация

Итоговая аттестация кандидатов в замещающие родители проводится в форме собеседования в конце всего курса подготовки кандидатов в замещающие родители и завершается выдачей свидетельства установленного образца о прохождении программы подготовки.

Учебно-тематический план программы



Темы

Количество часов

всего

в том числе

теоретические

занятия

практические занятия

индивидуальное консультирование

1

Открытие школы. Приёмные родители и приёмные дети.

Понятие о мотивации приемных родителей.

4




3

1

2

Анкетирование и тестирование граждан.


3




3




3

Перед началом устройства ребёнка в семью.

3




3




4

Особенности возрастного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3

3







5

Умственное и эмоциональное развитие приёмного ребёнка.

3




3



6

Внутренний мир ребёнка: как его сохранить?

3




3



7

Психологические проблемы детей, переживших разлуку с семьей.

2

2







8

Первая встреча с ребёнком.

3




3




9

Этапы адаптации ребёнка в приёмной семье.

3




3




10

Механизмы психологической защиты у детей.

2

2







11

Трудности поведения. Вопросы дисциплины.

3




3




12

Стили семейного воспитания.

2

2







13

Здоровье приёмного ребёнка.

3




3




14

Особенности полового воспитания детей.

2

2







15

Правовые вопросы, связанные с устройством ребёнка в семью.

3




3



16

Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в замещающие родители.

2







2

17

Итоговая аттестация.

1







1

Всего по программе

45

11

30

4
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Похожие:

Программа подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей Срок реализации программы бессрочно iconПорядок подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью...
Настоящий Порядок определяет процедуру подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью (усыновление (удочерение), под...

Программа подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей Срок реализации программы бессрочно iconРекомендации по организации и осуществлению деятельности по подготовке...
Минобразования Чувашии от 23. 07. 2012 г. №1723 (в ред от 30. 04. 2014 №804), которым признан утратившим силу Порядок подготовки...

Программа подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей Срок реализации программы бессрочно iconОбразец заполнения
...

Программа подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей Срок реализации программы бессрочно iconИнформационно – аналитическая справка о деятельности Челябинского...
«группы риска», попавших в кризисную ситуацию; проводится диагностика и групповое консультирование с элементами тренинговых упражнений...

Программа подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей Срок реализации программы бессрочно iconЗаявление гражданина(-ан) о желании принять ребенка (детей) на воспитание...
С основаниями, целями сбора и порядком использования персональных данных о гражданине, желающем принять ребенка на воспитание в семью,...

Программа подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей Срок реализации программы бессрочно iconЗаявление гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем...
Материальные возможности, жилищные условия, состояние здоровья и характер работы позволяют мне взять ребенка (детей) под опеку (попечительство)...

Программа подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей Срок реализации программы бессрочно iconИнформация для граждан, желающих усыновить (удочерить) ребенка, оставшегося...
Усыновление – это мера защиты ребенка, при которой устанавливаются родственные связи между ребенком, с одной стороны, и человеком...

Программа подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей Срок реализации программы бессрочно iconВ губкинский районный суд
Детей не имеем. Поскольку у нас возникло желание усыновить ребенка, мы обратились в органы опеки и попечительства с целью получения...

Программа подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей Срок реализации программы бессрочно iconЕсли вы читаете это пособие, значит, вы стоите на пороге очень важного...
Спитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании...

Программа подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей Срок реализации программы бессрочно iconПакет документов необходимый для постановки на учет граждан, желающих...
Справка с места работы с указанием должности и заработной платы за последние 12 месяцев, а для граждан, не состоящих в трудовых отношениях,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск