3. Программа и инструментарий исследования


Название3. Программа и инструментарий исследования
страница1/15
ТипПрограмма
filling-form.ru > Туризм > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Министерство образования и науки Российской Федерации

Совет по грантам при Президенте Российской Федерации

Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова

Институт политики, права и социального развития

Центр киберполитики и прикладных политических исследований


ПРИЛОЖЕНИЕ

К НАУЧНОМУ ОТЧЕТУ
«Влияние Интернет-коммуникации на формирование

ценностных ориентаций российской молодежи» МД-7540.2013.6
Исполнитель: Бродовская Елена Викторовна - доктор политических наук, заведующая кафедрой политологии Института политики, права и социального развития Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова»
Дата сдачи отчета: 18 ноября 2013 года

СОДЕРЖАНИЕ
1. Содержание

2. Введение. Базовые данные по первому этапу проекта

3. Программа и инструментарий исследования

3.1. Теоретико-методологический раздел

3.1.1. Постановка проблемы

3.1.2. Формулировка проблемы

3.1.3. Объект и предмет исследования

3.1.4. Цель и задачи исследования

3.1.5. Гипотезы исследования

3.1.6. Интерпретация понятий

3.1.7. Структурная операционализация

3.1.8. Факторная операционализация

3.1.9. Матрица взаимосвязи переменных

3.2. Процедурно-методический раздел

3.2.1. Обоснование выбора методов и методик исследования

3.2.2. Обоснование выборочной совокупности

3.2.3. Обоснование выбора методов обработки данных

3.2.4. Обоснование выбора методов анализа данных

3.2.5. Инструментарий массового опроса

3.2.6. Скрининговая анкета отбора респондентов массового опроса

3.2.7. Инструментарий глубинного интервью

3.2.8. Скрининговая анкета отбора респондентов глубинного интервью

3.2.9. Особенности киберметрического анализа ценностных репрезентаций пользователей социальной сети Bk

3.2.10. Особенности программы статистической обработки данных в социальных сетях IQBuzz

3.2.11. Обеспечение контроля качества реализации исследования

4. Аналитический отчет

4.1. Результаты массового опроса

4.1.1. Описание базовых переменных, корреляционный анализ

4.1.2. Кластерный анализ массива данных

4.2. Результаты глубинного интервью

4.2.1. Описание базовых переменных

4.2.2. Типология социально-политических профилей респондентов

4.3. Результаты киберметрического анализа социальных сетей (IQBuzz)

4.3.1. Описание базовых результатов анализа ценностных репрезентаций в дискурсе социальных сетей

4.3.2. Описание базовых результатов анализа «образа героя» в дискурсе социальных сетей

5. Заключение

5.1. Основные выводы

5.2. Перспективы реализации результатов исследования

6. Апробация результатов исследования

6.1. Научные публикации по теме исследования

6.1.1. Публикации в отечественных изданиях

6.1.2. Публикации в иностранных изданиях

6.1.3. Публикации в печати

6.2. Учебно-методические публикации по теме исследования

6.2.1. Аннотация научно-исследовательского практикума «Политические функции сети Интернет в восприятии молодых российских пользователей»

6.2.2. Аннотация научно-исследовательского практикума «Социология Интернета»

6.3. Применение в учебном процессе

6.3.1. Аннотация тренинговой программы «Интернет-технологии в политике и управлении»

6.3.2. Аннотация программы полевой магистратуры «Киберполитика: Интернет-технологии в работе с молодежью»

6.3.3. Аннотация программы учебной дисциплины «Исследование Рунета»

6.4. Участие в научных конференциях

6.4.1. Участие в отечественных научных конференциях

6.4.2. Участие в зарубежных научных конференциях

6.4.5. Организация научных конференций

6.5. Участие в научных семинарах

6.6. Организация научного семинара по результатам первого этапа исследования

6.6.1. Программа научного семинара «Интернет в восприятии российских пользователей: социальные и политические эффекты коммуникации в глобальной сети»

7. Библиографический список

8. Приложение

8.1. Классификатор переменных

8.2.Базы данных по результатам эмпирических исследований

8.2.1. База данных по результатам массового опроса

ВВЕДЕНИЕ. БАЗОВЫЕ ДАННЫЕ ПО ПЕРВОМУ ЭТАПУ ПРОЕКТА
Исходные данные по проекту. Исследование «Влияние Интернет-коммуникации на формирование ценностных ориентаций российской молодежи» МД-7540.2013.6 реализуется при поддержке Совета по грантам при Президенте РФ.
Цель первого этапа исследования заключается в выявлении специфики репрезентации ценностных ориентаций российской молодежи в Интернет-пространстве.
Задачи первого этапа исследования включают следующие позиции:

- разработка программы и инструментария исследования;

- пилотаж и экспертная оценка инструментария исследования;

- реализация полевого этапа – сбора эмпирических данных;

- введение массива данных в матрицу SPSS;

-графическая интерпретация результатов массового опроса, создание электронной базы данных;

-проведение корреляционного и кластерного анализа массива данных массового опроса;

-транскрибирование стенограмм глубинных интервью, создание электронной базы данных;

-тестирование программного обеспечения реализации киберметрического анализа поведения пользователей в социальных сетях;

-осуществление мониторинга социальных сетей с помощью программы IQBuzz;

-создание базы данных по результатам киберметрического анализа поведения пользователей в социальных сетях;

-апробация результатов исследования в таких формах, как публикация научных статей, выступления на научных конференциях и семинарах, разработка учебных пособий;

-разработка рекомендаций для акторов, активно участвующих в Интернет-коммуникации с молодежью.
План реализации первого этапа исследования предполагает последовательное проведение комплекса социально-политических исследований: массового опроса, глубинного интервью, киберметрического анализа социальных сетей.
База проведения исследования. Центр киберполитики и прикладных политических исследований МГГУ им. М.А. Шолохова.
Ожидаемые научные результаты исследования могут быть выражены в следующих позициях:

-разработка методики исследования репрезентации ценностных ориентаций российской молодежи в Интернет-пространстве;

-выявление количественных параметров вовлеченности российской молодежи в Интернет-коммуникацию;

-определение специфики восприятия молодыми российскими пользователями политической субъектности в сети Интернет;

-выделение типов ценностных систем молодых пользователей Интернета в России;

-характеристика социально-политических профилей молодых пользователей Интернета в России.

Базовые показатели реализации первого этапа исследования:


Наименование показателя

Количественные параметры

Выполнение

Научные публикации

3

12

в т.ч. научные публикации в иностранных изданиях

-

4

Научные публикации, находящиеся в печати (не учтены в общем количестве)

-

6

в т.ч. в соавторстве с соисполнителями

-

5

Участие в научных конференциях

5

18

в т.ч. участие в зарубежных научных конференциях

-

6

в т.ч. с участием в организации научных конференций

-

2

Участие в научных семинарах

-

8

Разработка учебно-методических пособий

2

2

Защита кандидатских диссертаций под научным руководством

1

2



ПРОГРАММА И ИНСТРУМЕНТАРИЙ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Теоретико-методологический раздел
3.1.1. Постановка проблемы

Актуальность исследования. Мировым и российским трендом является развитие телекоммуникационных систем, стимулирующих появление новых форматов политической коммуникации, связанных с обеспечением транспарентности деятельности органов власти, политической мобилизацией электората, координацией протестных движений, краудфандингом и краудсорсингом структур гражданского общества и т.д. Очевидно, что Интернет уже изменил уровень нашей информированности и, как следствие, наших притязаний к качеству услуг государственных учреждений и частных корпораций. Глобальная сеть воспринимается россиянами, прежде всего, как пространство свободы, в связи с чем, в качестве нормы рассматриваются такие его параметры и функции, как «открытость для выражения позиций», «неограниченная критика властей и политиков». Данное понимание основывается на ощущениях комфорта и безопасности и обладает большим консолидационным потенциалом, интегрирующим представителей разных возрастных групп1.

Пользователи, ориентированные на политические функции Интернета составляют примерно 45 % от числа включенных в Интернет-коммуникацию2. Но, несмотря на то, что политически-ориентированный сегмент Рунета остается довольно большим, здесь, как и в реальном политическом пространстве, наблюдается разрыв между «декларируемой» и «воплощаемой» позициями, а также приоритетность форм политического поведения не требующих личного участия в политике.

Представители условной «партии Интернета» в большей мере проявляют запрос на политические ценности «свободы», «открытости», «отчетности и подконтрольности властей». Примечательным является тот факт, что каждый второй пользователь соотносит понятия свободы и ответственности в конфликтном ключе (требование абсолютизации свободы в глобальной сети стоит рядом с осознанием необходимости регулирования Интернет-коммуникации). Конфликт ценностей «свободы» и «ответственности» («свобода для себя» - «ответственность для других»), в первую очередь, отражает уровень межличностного доверия россиян и проявляется в равной мере в виртуальном, и реальном пространствах3.

Вместе с тем, для большинства пользователей Интернет становится, прежде всего, пространством повседневности. По данным Мирового Интернет Проекта (WIP-2012, декабрь 2012 – январь 2013 г.), 66 % россиян являются Интернет-пользователями4. При этом величина проникновения Интернета в возрастной группе 14 – 17 лет составляет 95 %. Флагманскими, с точки зрения количества пользователей, являются Центральный и Сибирский федеральные округа; регионами с наибольшим количеством непользователей - Дальневосточный и Северо-Кавказский федеральные округа. Вероятно, что российская аудитория будет продолжать расти, так как в Рунете идут активные процессы слияния блогов, социальных сетей и сервисов аудио- и видеоконтента, которые активно влияют на увеличение количества Интернет-пользователей.

Результаты WIP-2012 в России показывают, что коммуникативные и социальные процессы глубоко связаны между собой и результаты этой взаимосвязи порождают ряд социальных и политических эффектов. Так, например, фактор вовлеченности в Интернет-коммуникацию не только отражает процессы социальной эксклюзии (т.е. «социального исключения»: «ситуативно-бедные» и «традиционный бедные» составляют социальное ядро непользователей), но, вероятно, и усиливает их (выключенность из Интернет-коммуникации увеличивает социальную дистанцию с другими группами). Таким образом, у «цифрового неравенства» в России обозначились не столько территориальные, сколько социальные причины5.

Помимо этого наблюдается «цифровой разрыв» между поколениями, все более отдаляющимися друг от друга по таким критериям, как коммуникативная компетентность в сети, удовлетворение коммуникативных потребностей, выбор стиля жизни в целом. Например, в декабре 2011 г., интенсивность протестного дискурса в социальных сетях совпала с всплеском протестной активности преимущественно молодых людей в крупных городах России6. Эмпирические данные дают возможность предположить наличие факторного влияния вовлеченности в Интернет-коммуникацию на процессы формирования ценностных ориентаций в частности и политической социализации молодежи в целом.

Необходимо подчеркнуть, что поведение молодых россиян в глобальной сети дифференцируется не только в зависимости от традиционных социально-демографических параметров, но, в первую очередь, отражает масштаб коммуникации, тип потребляемого контента, направленность на удовлетворение разных групп потребностей7.

В связи с этим, можно выделить несколько проблемных зон, нуждающихся в исследовании:

-типы ценностных ориентаций репрезентируемых молодыми пользователями в сети;

-взаимосвязь типов ценностных ориентаций и политической субъектности молодых пользователей;

-когерентность реальных и виртуальных репрезентаций ценностных ориентаций молодых пользователей;

-переход социально-политической активности молодых пользователей из формата онлайн - в оффлайн.

Степень разработанности проблемы. Интернет как пространство политической коммуникации, оказывающее влияние на функционирование политической системы общества рассматривается в работах Б. Барбера, Р. Дэвиса, С. Коленмана, М. Постера, Д. Тапскотта и др.8. Изменение формата и качества взаимодействия элитных и массовых групп посредством Интернет-сервисов находится в центре внимания Б. Бимбера, С. Кларка, Ф. Кейрнкроса и др.9. В ряде трудов Интернет анализируется в качестве пространства формирования политической идентичности и социального капитала (С. Вард, Г. Рейнгольд, А. Этциони и др.)10. Воздействие Интернета на политическую активность (Л. Вебер, П. Норрис и др.)11 и электоральные процессы (Г. Аллен, Р. Фримен и др.)12 – еще одна грань современных социально-политических исследований коммуникации в глобальной сети. Технологии мобилизации политического протеста в социальных сетях отражены в исследовании С. Грина13.

Исследование взаимообусловленности коммуникационных и социокультурных составляющих виртуальной среды находится в центре внимания ряда российских политологов (М.Г. Анохин, А.Ю. Бубнов, М.Н. Грачев, М.Ю. Павлютенкова, В.В. Титов и др.)14. «Политические эффекты» Интернет коммуникации отражены в работах Ю.А. Нисневича, А.В. Роменкова, А.Н. Чумикова, А.В. Шевченко, и др.15. Существенное значение в российских исследованиях уделяется сетевому подходу и изучению природы, структуры, функций сетей в онлайн (Д.А. Губанов, А.М. Долгоруков, И.В. Мирошниченко, Е.В. Морозова, А.В. Назарчук, В.Л. Шаповалов и др.)16. Интенсивно развивается социология Интернет (И.Ф. Девятко, А.В. Чугунов, А.Д. Еляков, О.В. Дмитриева и др.)17. Все больше социологических исследований, направленных на понимание особенностей аудитории Рунета18, среди них особое место принадлежит проекту «World Internet Project in Russia - 2012»19.

Методологическую основу исследования составляют использованные во взаимосвязи следующие подходы социологии и политической науки: социальная феноменология, структурный функционализм, символический интеракционизм, социетальный институционализм, социетально-деятельностный подход.

Социальная феноменология. Интернет может рассматриваться как интерсубъективная среда повседневности, которая постоянно изменяется в процессе коммуникации множества индивидов. «Интерсубъективный мир» (А. Щюц), формирующийся в сетевых сообществах, придает коммуникации в глобальной сети устойчивый характер. «Коллективные представления» (П. Бергер, Т. Лукман) циркулирующие в Интернет-пространстве способны оказывать влияние на формирование идентичности.

Структурный функционализм. Функции, которые выполняет Интернет, системные связи, которые формируются в пространстве глобальной сети, создают своего рода «повестку дня» (agenda-setting, М. Дефлер). При этом общественная «повестка дня» складывается из множества личностных и межличностных повесток.

Символический интеракционизм. Такие форматы Интернет-коммуникации, как поддержание аккаунта в социальных сетях облегчают принятие установки «обобщенного другого» (Дж. Мид).

Социетальный институционализм. Политические сети (policy networks) понимаются как взаимодействие акторов, характеризующееся устойчивостью, наличием определенных моделей координации, воплощаемое в коллективных действиях (К. Хай). Анализ структуры сети (mapping network) предполагает исследование позиций, которые занимают акторы и отношений между этими позициями (Д. Ноук).

Социетально-деятельностный (антропосоциетальный) подход. Данный подход предполагает анализ общества в качестве результата взаимодействия людей (Н.И. Лапин). При этом связи индивида с миром реализуются в трех измерениях (общество в целом, его культура, тип социальности). Согласно основным принципам антропосоциетального подхода, социально-политические изменения возникают на основе: противоречивости интересов и отношений; диссонансности норм, ценностей и образцов, формируемых в обществе и разделяемых личностью; дихотомичности процессов воспроизводства и преобразования. При этом важно подчеркнуть, что развитие общества обеспечивается симметричной попарностью, инверсионностью социально-политической динамики, при которой одни процессы направлены на воспроизводство соответствующих структур, а другие – на их изменение.

В исследовании также применяются методы сравнительного, типологического и киберметрического (с использованием программного обеспечения) анализа.

Модель эмпирического исследования включает: массовый опрос, глубинное интервью, мониторинг социальных сетей.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Похожие:

3. Программа и инструментарий исследования iconМетодический инструментарий для формирования групп организаций Санкт-Петербурга...
Настоящий методический инструментарий разработан на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 09. 03. 2016 №170

3. Программа и инструментарий исследования iconИнструментарий психолога
Инструментарий психолога Практика-мгу (в дальнейшем ип практика) представляет собой компьютерную программу, решающую три основные...

3. Программа и инструментарий исследования iconОтчет по организации и проведению социологического исследования
Программа социологического исследования по изучению мнения населения о состоянии и эффективности противодействия коррупции на территории...

3. Программа и инструментарий исследования iconПрограмма исследования «это изложение его теоретико-методологических...
Программа исследования – «это изложение его теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями...

3. Программа и инструментарий исследования iconКурсовой проект По дисциплине: Маркетинговые исследования На тему:...
Сущность маркетингового исследования услуг на основе маркетинговой информации

3. Программа и инструментарий исследования iconПриказ №78 от 31. 08. 2015 внесены изменения приказ №72 от 30. 08....
Диагностический инструментарий для определения уровня развития универсальных учебных действий 109

3. Программа и инструментарий исследования iconПрограмма дисциплины «китай и асеан как субъекты региональной политики и экономики»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 1-го курса направления подготовки...

3. Программа и инструментарий исследования iconПрограмма работы Конференции «туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования»
Приглашаем Вас принять участие в XI международной научно-практической конференции «туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные...

3. Программа и инструментарий исследования iconИсследования
Прошу провести этическую экспертизу планируемого / текущего / законченного (подчеркнуть) исследования

3. Программа и инструментарий исследования iconНазвание компании
Субъект исследования (кого, на Ваш взгляд, необходимо опрашивать в ходе исследования)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск