Классный час для учащихся 8-х классов на тему «Что нужно знать при выборе профессии?»


Скачать 133.31 Kb.
НазваниеКлассный час для учащихся 8-х классов на тему «Что нужно знать при выборе профессии?»
ТипКлассный час
filling-form.ru > Туризм > Классный час
Ремизова Ольга Николаевна

Педагог-психолог

МБОУ СОШ №8 г. Ноябрьск

тел.: 8(922)2866618

E-mail: olucik@mail.ru
Аннотация

Это классный час для восьмиклассников, и основное его направление – профориентация учащихся, правильный и осознанный выбор профессии. Изучив определенное количество литературы, методических пособий, материалов Интернета, я разработала классный час «Что нужно знать при выборе профессии?». Учащиеся в рамках данной деятельности узнают, что такое «профессиональная деятельность»; начальное, среднее, высшее профессиональное образование; о типах профессий; получают некоторые советы и рекомендации по данной теме. Небольшой тест поможет ребятам узнать, к какому типу профессии они склонны, а какой вид деятельности им противопоказан.

Использование предложенного классного часа позволит педагогам в интересной форме познакомить учащихся с различными типами профессий, а также использовать данный материал в рамках своей профессиональной деятельности в области профориентации.

Классный час для учащихся 8-х классов

на тему «Что нужно знать при выборе профессии?»
Цели классного часа:

  1. Подготовить учащихся к обоснованному, осознанному и самостоятельному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности.

  2. Формировать потребность в успешной самореализации, побуждать к самостоятельному выбору профессии, содействовать личностному и профессиональному самоопределению.

  3. Научить соотносить наличие способностей, склонностей, умений с характеристиками профессии.


Предварительная подготовка классного часа

1. Желающие ученики готовят информацию на тему «Уровни профессионального образования в Российской Федерации».

2. Анкетирование учащихся, направленное на выявление интересов, способностей и склонностей.

3. Листы с текстами опросников, которые учащиеся должны заполнить.

Вопросы: «Определились ли Вы с выбором профессии? Если да, назовите преимущества данной профессии? Если нет, то почему возникли трудности?»

4. Обработка результатов совместно с учащимися. Полученные результаты оформляются учащимися в сообщение.

Методы: диалог, дискуссия, упражнения, поощрения, информационный блок, примеры.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, листы А-4, раздаточный материал (брошюрки с описанием типов профессий, бланки к методике Е.А.Климова).

Ход классного часа:

  1. Упражнение «УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ"

  2. Понятие «профессиональная деятельность».

  3. «Уровни профессионального образования в Российской Федерации».

  4. Типы профессий (Е.А. Климов).

  5. Методика Е.А. Климова

  6. Игровое упражнение «Кто есть кто?»

  7. Рефлексия.


Содержание

1.Упражнение «УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ"(класс делится на команды)

Учитель: «Каждая команда вытянет одну букву алфавита, придумает на эту букву профессию и покажет её особенности другим группам (пантомимой, жестами, мимикой). Остальные команды должны отгадать название профессии. (Представитель от каждой команды подходит к столу, где разложены все буквы алфавита, вытягивает любую; команда совещается, показывает, остальные группы отгадывают профессию. Если возникают затруднения, можно воспользоваться самодельным альбомом "Азбука профессий").

Учитель: Придуманные вами профессии и составят название команды. Итак, у нас появились следующие команды: "Плотники", "Егеря", "Врачи", "Чертёжники", "Ювелиры".

Учитель: Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, к тому, что им приходилось выполнять. Послушайте легенду. Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор". Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос.

Вопрос командам: Почему? (Отвечают ребята).

Учитель: В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время развития науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии.
Вопрос: Как вы думаете, почему? (Отвечают ребята).

Учитель: Главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе [3].
2.Понятие «профессиональная деятельность».

Человеческий труд и профессиональная деятельность — не одно и то же. Уборка квартиры, сада, работа на приусадебном участке, возня с собственными детьми вполне могут называться трудом, но не профессиональной деятельностью. Давайте выясним, по каким критериям можно судить о деятельности профессиональной. Прежде всего, чтобы ее выполнять, нужно иметь соответствующее образование, квалификацию, навыки и умения. Подтверждается это дипломом о полученном образовании, свидетельствами, сертификатами о прохождении курсов, переобучении, переаттестации и т. д. Кроме того, имея квалификацию и навыки в той или иной сфере, человек при их помощи пытается заработать себе на жизнь, иными словами, продает свою рабочую силу. Профессиональная деятельность носит социальный характер, т. е., выбрав сферу деятельности, человек вливается в коллектив и принимает его этические нормы и правила поведения, ценности и установки. Конечно, есть сферы деятельности, не требующие каких-то особых знаний, навыков и образования. Можете назвать их? А кто-нибудь мечтает о такой профессии? Почему? В каких ситуациях люди вынуждены заниматься неквалифицированным трудом? Как этого избежать?

Действительно, если человек ставит перед собой цель достичь определенных высот в жизни, получить достойную профессию, он обязательно должен получить профильное образование. Для этого предназначена система профессионального образования[2].
3.«Уровни профессионального образования в Российской Федерации».

Рабочая группа выступает с докладом «Уровни профессионального образования в Российской Федерации».

Начальное профессиональное образование

Это ориентация на приобретение человеком практических навыков и умений, большинство профессий связано с физическим трудом, так называемые рабочие профессии, например: токарь, слесарь, автомеханик.

К учреждениям начального профессионального образования относятся:

  • профессиональное училище (реализует основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования);

  • профессиональный лицей (реализует образовательные программы начального профессионального образования, в том числе обеспечивающие приобретение обучающимися более высокого уровня квалификации - более высокого разряда по рабочей профессии).

Среднее профессиональное образование

Это учреждения начального профессионального образования готовят квалифицированных рабочих и служащих низшего звена. Основным типом учебных заведений начального профобразования являются профессиональные училища и профессиональные лицеи, выпускающие рабочих более высокой квалификации за счет увеличения срока обучения. Виды специальных учебных заведений: техникум (училище) - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки; колледж - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой и углубленной подготовки.

Высшее профессиональное образование

Высшее профессиональное образование представлено в Российской Федерации институтами, университетами и академиями. Они выпускают специалистов высшего звена, которые будут осуществлять общее руководство предприятием, организацией или контролировать деятельность отдельных участков. Формы обучения — очная, заочная, вечерняя, экстернат. Квалификация выпускников различна: бакалавр, имеющий общий уровень подготовки, и магистр, прошедший подготовку по тому или иному направлению, т. е. имеющий специализацию.

Послевузовское профессиональное образование

Это своего рода замыкающий (высший) уровень в системе основного профессионального образования. Его главное предназначение – подготовка педагогических кадров для ведения образовательной деятельности в высших учебных заведениях, а также подготовка кадров для науки. Поскольку послевузовское образование является «наивысшим» уровнем профессионального образования, претендовать на него могут только те, кто уже имеет диплом о высшем профессиональном образовании (диплом специалиста или магистра) [1].

Обсуждение.

Что такое начальное, среднее, высшее, послевузовское образование? По каким критериям выбирают уровень образования? Какое образование поможет добиться карьерных высот? Важно объяснить учащимся, что стать успешным в жизни можно при наличии любого образования. Часто бывает, что на рынке труда более востребованными и высокооплачиваемыми являются профессии, не предполагающие наличие высшего образования. Но стремление к повышению уровня образования похвально. Учащиеся делают вывод, что хороший заработок, почет и уважение заслуживают только мастера своего дела, истинные профессионалы.
4. Типы профессий (Е.А. Климов).

Учитель: «Известный российский психолог Е.А. Климов предлагал выделять следующие типы профессий.

«Человек—человек». Деятельность предполагает постоянный контакт с людьми. Сферы деятельности: медицина, образование и воспитание, сфера обслуживания, менеджмент (менеджер, промоутер, интервьюер), юриспруденция (адвокат, следователь), государственная служба. Какие качества необходимы претендентам на эти рабочие места? Кто из вас может выделить такие качества в себе?

«Человек—техника». Деятельность подразумевает действия по обслуживанию технических процессов — монтаж, наладка, сборка, эксплуатация и контроль по эксплуатации технических устройств. Какие качества должны присутствовать у этих специалистов? Кто-нибудь испытывает желание работать с техникой и почему?

«Человек — знаковая система». Разберемся с понятием «знаковая система». Знаковая система — это набор определенных знаков, используемых для получения, хранения, переработки и передачи информации. Чтобы стать профессионалом такого типа профессии, нужно обладать усидчивостью, вниманием, умением сосредоточиться и точностью, скрупулезностью при выполнении операций, иметь абстрактное мышление.

«Человек — художественный образ». Профессии данного типа предполагают создание произведений искусства или продуктов творчества, в которых отражена действительность или желаемое ее видение.

Учитель: «Можно ли добиться успеха в профессиях, не имея таланта? Что нужно для этого делать? Можно ли как-то развить такие способности? Можно ли сформировать чувство прекрасного, если изначально человек им не обладает?» (Учащиеся приходят к выводу: в этих профессиях без таланта не обойтись. Усердием и трудолюбием чувство прекрасного не развить. Надо попробовать себя в других сферах деятельности).

«Человек—природа». Желающие освоить такие профессии, как правило, любят природу. Примеры профессий: агроном, зоолог, ветеринар, кинолог, егерь, эколог, геолог, отчасти фермер и пр. О каких качествах мы забыли сказать? Можете назвать современные профессии этого типа (нанобиолог, генный инженер и пр.)? [5].
5. Методика Е.А. Климова

Учитель: «Вы уже знаете классификацию типов профессий, основные характеристики этих типов. Попробуем теперь при помощи методики Е.А. Климова определиться с вашими профессиональными пристрастиями (табл.см.приложение №1).

Инструкция: Прочитай данные утверждения. Если ты согласен с ними, то перед цифрой в таблице поставь «+», если нет, поставь перед цифрой «-». Если ты сомневаешься, зачеркни цифру.

Анализ результатов. Учитель: « По каждому столбцу подсчитай алгебраическую, то есть с учетом знаков, сумму, зачеркнутые цифры не считай. Запиши их в строку «Результаты».
Наибольшая полученная сумма или суммы (по столбцам) указывают на наиболее подходящий для тебя тип профессии. Малые или отрицательные суммы указывают на типы профессий, которых тебе следует избегать при выборе.
Максимальное число баллов в каждом столбце 8. [8].
6.Игровое упражнение «Кто есть кто?» (упражнение проводится в круге)

Цель упражнения - дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями.

Время проведения - 5 — 7 минут.

Учитель опрашивает участников, какие профессии для них наиболее интересны, записывает эти профессии (примерно 10 - 15 названий) на доске. Во время проведения упражнения ведущий называет профессии из этого перечня. Это исключит случаи, когда профессия будет никому из участников не интересна, а может даже и неприятна.

Инструкция

Учитель: «Сейчас я буду называть профессии, а каждый участник в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому профессия подойдет в наибольшей степени. Далее я хлопну в ладоши и все команде одновременно должны показать рукой (или ручкой) на выбранного человека (наиболее подходящего для названной профессии). Показав рукой на своего товарища, все должны на время замереть, а ведущий сам по очереди подсчитывает, сколько рук показывает на каждого человека, т.е. чей образ, по мнению большинства игроков, в наибольшей степени соответствует данной профессии. Показывающие прогнозы школьников относительно профессионального будущего своих одноклассников нередко оказываются более точными, чем прогнозы их учителей и родителей. Это означает, что можно и нужно доверять мнению одноклассников о профессиональных перспективах своих товарищей ). Конечно, и сами игроки могут сосчитать, сколько рук на них указывают, но по опыту проведения игры, часто оказывается, что без помощи ведущего многие сбиваются.

В целом, данное игровое упражнение достаточно простое и с интересом воспринимается участниками [7].

7. Рефлексия.

Итак, мы с вами поняли, что выбор профессиональной сферы зависит от интересов, способностей и возможностей. При этом каждому из вас придется подумать, что станет критерием выбора профессии: ее престижность, возможность много заработать или желание посвятить себя любимому делу, а может быть, можно постараться совместить эти критерии. Если вы уже определились с профессией или хотя бы интересной вам сферой, нужно уже сейчас готовить базу для этого: поговорить с профконсультантами в Центре занятости, родителями, спросить их совета; выявить учебные заведения интересующего вас профиля и посетить их в день открытых дверей, узнать о возможности поступления, требующихся документах и баллах. Может быть, удастся познакомиться с обладателями интересующей вас профессии и расспросить их о нюансах работы. Обязательна консультация с участковым врачом обо всех имеющихся противопоказаниях к той или иной профессии — а вдруг вам нельзя стать спасателем или летчиком? А самое главное и важное, что вы должны сделать уже сейчас, — повысить успеваемость по важным для вас предметам в первую очередь, да и по всем остальным тоже.
Приложение №1

Методика Е.А. Климова. Текст опросника:

1. а)  Ухаживать за животными б)  Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

2. а) Помогать больным людям, лечить их б) Составлять таблицы, схемы, программы вычислительных машин

3.  а)  Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок б) Следить за состоянием, развитием растений

4. а) Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т. п.) б)  Доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать)

5. а)  Обсуждать научно-популярные книги, статьи б) Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

6. а)  Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) б)Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, спортивных)

7. а)  Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) б) Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством — подъемным краном, трактором, тепловозом и др.

8. а)  Сообщать, разъяснять людям, нужные им сведения б)  Художественно оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

9. а)  Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище б) Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10. а) Лечить животных б) Выполнять вычисления, расчеты

11. а) Выводить новые сорта растений б) Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины или одежду, дома, продукты питания и т. п.)

12. а) Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, уточнять, разъяснять, поощрять, наказывать. б) Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, приводить в порядок)

13. а) Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности б)  Наблюдать, изучать жизнь микробов

14.  а) Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты б)  Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т. п.

15. а) Составлять точные описания — отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.б) Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые)

16.  а) Делать лабораторные анализы в больнице б) Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17. а) Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий б) Осуществлять монтаж здания или сборку машин, приборов

18. а) Организовывать культпоходы сверстников или младших (в театры, музеи), экскурсии, туристские походы и т. п. б) Играть на сцене, принимать участие в концертах

19. а) Изготовлять по чертежам детали (машины, одежду), строить здания б) Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

20. а) Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада б) Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)
Литература:


  1. Грецов А.Г., Попова Е.Г. Выбери профессию сам. Информационно-методические материалы для подростков. - СПб, 2006.

  2. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками.- Москва, 2010.

  3. Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга. – СПб: изд-во «Речь», 2008.

  4. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2006 г.

  5. http://brainmod.ru/tests/manual/klimovs-types/

  6. http://www.ohotairybalka.kz/vohutu75/20140910/razrabotki-klassnyh-chasov-po-proforientacii-8-klass.html

  7. http://www.1school.by/proforientatsiya

  8. http://art.ioso.ru/seminar/2008/projects9/Rigenko/noname4.htm

Похожие:

Классный час для учащихся 8-х классов на тему «Что нужно знать при выборе профессии?» iconМетодическая разработка классного часа по профориентации «Мастерская “Формула успеха”»
Поработав с литературой, методическими пособиями, материалами интернета, мною был разработан классный час по профориентации для учащихся...

Классный час для учащихся 8-х классов на тему «Что нужно знать при выборе профессии?» iconЧто нужно знать учащимся и их родителям об экзамене в формате гиа?
В практику современной школы вводится новая модель экзамена для выпускников основной школы, учащихся 9-х классов

Классный час для учащихся 8-х классов на тему «Что нужно знать при выборе профессии?» iconКлассный час вместе с родителями «Кем быть и какими нам быть?»
Каждый человек в своей жизни делает два самых главных выбора, от которых зависит, как в дальнейшем складывается личная жизнь. Это...

Классный час для учащихся 8-х классов на тему «Что нужно знать при выборе профессии?» iconКлассный час вместе с родителями «Кем быть и какими нам быть?»
Каждый человек в своей жизни делает два самых главных выбора, от которых зависит, как в дальнейшем складывается личная жизнь. Это...

Классный час для учащихся 8-х классов на тему «Что нужно знать при выборе профессии?» iconКлассный час Тема "Выбор профессии" Цель: помочь учащимся выявить...
Для диагностики склонностей нужно заготовить бланки для опросника, и, как всегда, заранее опробовать методику на себе

Классный час для учащихся 8-х классов на тему «Что нужно знать при выборе профессии?» iconКлассный час и родительское собрание на тему: «Нормативные документы,...
Примерный перечень мероприятий по организации информирования выпускников 11 (12) классов и их родителей (законных представителей)...

Классный час для учащихся 8-х классов на тему «Что нужно знать при выборе профессии?» icon1 Все эти вопросы актуальны и сегодня. Ответы на них могут дать только...
Нам нужно знать, что за люди пользуются нашей маркой, а какие конкурентной и еще нам нужно знать, что за покупатели приобретают наш...

Классный час для учащихся 8-х классов на тему «Что нужно знать при выборе профессии?» iconАттестация работников: что нужно знать работодателю?
Шадрина, Т. В. Аттестация работников: что нужно знать работодателю? / Т. В. Шадрина // Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение....

Классный час для учащихся 8-х классов на тему «Что нужно знать при выборе профессии?» iconЧто нужно знать при написании искового заявления?
Все, что выделено красным цветом в образце заявления, заполняется лично заявителем (образец заявление прилагается)

Классный час для учащихся 8-х классов на тему «Что нужно знать при выборе профессии?» iconКлассный час- мои увдечения
Расширение круга интересов учащихся, знакомство с занятиями и увлечениями ребят вне школы

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск