Документа


Скачать 10.12 Mb.
НазваниеДокумента
страница1/57
ТипКнига
filling-form.ru > Туризм > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   57
Название документа

"Сравнительное правоведение: национальные правовые системы. Правовые системы Азии"

(том 3)

(под ред. В.И. Лафитского)

("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2013)

Примечание к документу

Книга под ред. В.И. Лафитского "Сравнительное правоведение: национальные правовые системы. Правовые системы Восточной Европы" (том 1) включена в информационный банк отдельным материалом.

Книга под ред. В.И. Лафитского "Сравнительное правоведение: национальные правовые системы. Правовые системы Западной Европы" (том 2) включена в информационный банк отдельным материалом.

Дата

30.10.2013

Информация о публикации

Сравнительное правоведение: национальные правовые системы / В.Ю. Артемов, Н.М. Бевеликова, Р.Г. Газизова и др.; под ред. В.И. Лафитского. М.: ИЗиСП, КОНТРАКТ, 2013. Т. 3: Правовые системы Азии. 704 с.

Документ предоставлен КонсультантПлюс


ИНСТИТУТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ: НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ
ТОМ 3
ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ АЗИИ
Под редакцией

члена-корреспондента Международной академии

сравнительного права, заслуженного юриста

Российской Федерации, кандидата юридических наук

В.И. ЛАФИТСКОГО
Издание одобрено Ученым советом

Института законодательства и сравнительного правоведения

при Правительстве Российской Федерации
COMPARATIVE LAW

NATIONAL LEGAL SYSTEMS
VOLUME 3
ASIAN LEGAL SYSTEMS
Under the Editorship

of V.I. LAFITSKY,

the associate member of the International

Academy of Comparative Law,

Honored Lawyer of the Russian Federation, doctor of law
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ
Артемов В.Ю., кандидат юридических наук, старший научный сотрудник отдела уголовного законодательства и судоустройства зарубежных государств Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации - гл. 1, гл. 2 ч. 5;

Бевеликова Н.М., кандидат юридических наук, заведующая отделом восточно-азиатских правовых исследований Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации - гл. 1 ч. 3;

Газизова Р.Г., научный сотрудник отдела конституционного и административного законодательства иностранных государств Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации - § 1 - 2, 4 введения ч. 5 (в соавторстве с В.И. Лафитским);

Крысенкова Н.Б., кандидат юридических наук, старший научный сотрудник отдела конституционного и административного законодательства иностранных государств Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации - гл. 1 ч. 2;

Лафитский В.И., кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист Российской Федерации, заместитель директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации - введение ч. ч. 1 - 4, 6; § 1 - 2, 4 введения ч. 5 (в соавторстве с Р.Г. Газизовой), § 3 введения ч. 5;

Примаков Д.Я., кандидат юридических наук, старший научный сотрудник отдела правовых проблем противодействия коррупции Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации - гл. 1 ч. 4;

Трощинский П.В., кандидат юридических наук, старший научный сотрудник отдела восточно-азиатских правовых исследований Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации - гл. 1 ч. 1;

Чурсина Т.И., научный сотрудник отдела конституционного и административного законодательства иностранных государств Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации - гл. 1 ч. 6.
Часть 1. КОНФУЦИАНСКАЯ ТРАДИЦИЯ ПРАВА
Введение
§ 1. Жизненный путь и Дао Конфуция
Дао Конфуция. Перед своей смертью великий философ Конфуций (551 - 478 гг. до н.э.) часто сетовал, что не сумел осуществить ту цель, которой служил всю жизнь: сделать так, чтобы счастье стало доступно всем. Он часто возвращался к этой мысли: "Если ты хочешь твердо стоять на ногах, то сделай, чтобы и другой крепко стоял на ногах. Если ты сам хочешь, чтобы твои дела шли хорошо, то сделай, чтобы и у другого они шли хорошо" <1>.

--------------------------------

<1> Лунь Юй. VI, 30 // Конфуций. Уроки мудрости. М., 2000; См. также: Конфуцианское четверокнижие (Сы Шу). М., 2004.
Он всегда мечтал о том времени, когда его опыт и знания будут востребованы и он сможет осуществить те преобразования, которые исправят отклонения от должного в сознании и поведении людей, в устоях общества и управлении государством.

Но это время так и не пришло. Его Дао, или Путь должного, не был принят. Конфуций с горечью восклицал: "Почему же никто в жизни не идет по моему Дао-Пути?" <1>.

--------------------------------

<1> Лунь Юй. VI, 17; V, 7.
Напротив, то общество, в котором он жил, становилось все более порочным. Эту эпоху известный исследователь В.В. Малявин описал так: "Старые боги умерли, а бездонные глубины Небес хранили молчание. На виду у всех клятвопреступники, узурпаторы трона, отцеубийцы не только благополучно избегали кары духов, но преуспевали и царствовали. Вместе с религией тяжкий кризис переживала этика: господа беззастенчиво обманывали честных слуг, подданные предавали своего государя, и даже супружеская измена не была редкостью в придворных кругах. Рухнули старые запреты. Исчезли целомудренные нравы древних: алчность, тщеславие, злоба, похоть завладели умами и сердцами людей" <1>.

--------------------------------

<1> Малявин В.В. Конфуций. М., 1992. С. 85.
Конфуцию казалось, что полвека его трудов прошли бесследно. Пороки человека не были исправлены, устои общества не были укреплены, государство, как и прежде, оставалось порочным. Он так и не дождался знамений нового времени, которые, согласно преданиям древности, могли бы подтвердить действенность его усилий <1>. К нему не прилетел Феникс, а воды Хуанхэ не послали Дракона, который возвестил бы миру начало правления высоконравственных царей. Как признался он сам, это был его конец <2>.

--------------------------------

<1> См., в частности: Чжун юн: "Если страна накануне подъема, то непременно будут счастливые предзнаменования" (Чжан 24) // Конфуцианское "четверокнижие" Сы Шу. М., 2004. С. 141.

<2> Лунь Юй. IX, 9.
В том, что виной всему были пороки государства, Конфуций не сомневался. Ведь он прошел многие ступени государевой службы в своем родном царстве Лу и в других царствах Поднебесной.

Государство сбилось с Пути. Оно утратило то, что прежде составляло его нравственную суть. Как следствие, оно не только стало слабым, но и развратило общество и обнажило пороки людей, сделав их низменными.

Эту взаимосвязь он подчеркивал постоянно: "Если верхи любят Правила, то в народе не сыщется никого, кто решился бы не проявить почтительность; если верхи любят справедливость, то в народе не сыщется никого, кто решился бы не подчиниться; если верхи любят честность, то в народе не сыщется никого, кто решился бы не быть искренним... Сто лет у власти в государстве добрые люди - и нет жестокости и казни... Если окажется в государстве истинный правитель, то всего лишь через поколение воцарится человеколюбие" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. XIII, 3, 11, 12.
Но во времена Конфуция делами государственного управления занимались в основном ничтожные люди <1> и болтуны, которые губили государство и семьи <2>.

--------------------------------

<1> Там же. XIII, 20.

<2> Там же. XVII, 18.
Именно по этой причине, несмотря на все интриги и унижения, он так долго оставался на государственной службе. Казалось, своим примером он пытался доказать, что и чиновник может быть добродетельным.

И в то же время все силы и каждый свободный час он отдавал своим ученикам. "Учусь и тружусь, не зная пресыщения, обучаю, не ведая усталости, - говорил Конфуций, - только это и можно сказать обо мне" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. VII, 34.
У него было более трех тысяч учеников. В основном он готовил их к государственной службе, надеясь, что они привнесут в нее новые принципы - человеколюбия, справедливости, должного поведения. "Если подходящие люди есть, - говорил он, - то эти принципы процветают. Если подходящих людей нет, то эти принципы угасают... Отсюда следует, что эффективность управления зависит от наличия подходящих людей" <1>.

--------------------------------

<1> Чжун юн. Чжан 20.
Прежде всего, он обучал тому, как правильно воспринимать основные понятия. Начинать необходимо, говорил он, "с упорядочения названий, которые не соответствуют сути... Если названия не соответствуют сути, то и со словами неблагополучно. Если со словами неблагополучно, то и дела не будут ладиться. А когда дела не ладятся, то Правила и музыка недейственны. Если Правила и музыка недейственны, то наказания не достигают своей истинной цели. А когда наказания не достигают своей истинной цели, то народ не знает, как с пользой распорядиться силой своих рук и ног. Поэтому благородный муж, вводя названия, должен произносить их правильно, а то, что произносит, непременно осуществлять. В словах благородного мужа не должно быть и грана неточности" <1>.

--------------------------------

<1> Лунь Юй. XIII, 3.
Следующее направление - обучение Правилам ("ли") - канонам поведения, церемониям, которые он черпал из древних источников. Как он сам говорил, "я верю в древность и люблю ее" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. VII, 1.
Объясняя их значение, Конфуций подчеркивал: "Почтительность без Правил порождает суетливость, осторожность без Правил порождает робость, смелость без Правил порождает смуту, прямота без Правил порождает грубость" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. VIII, 2.
Как отметил Л.С. Переломов, один из крупнейших исследователей наследия Конфуция, "каждый член общества с рождения и до своей кончины должен был в повседневной жизни руководствоваться Правилами", которые органически связывали общество с государством через общие ценности <1>. Чтобы укоренить их в сознании своих учеников, Конфуций призывал: "Нельзя смотреть на то, что не соответствует Правилам; нельзя слушать то, что не соответствует Правилам; нельзя говорить то, что не соответствует Правилам; нельзя делать то, что не соответствует Правилам" <2>.

--------------------------------

<1> См.: Переломов Л.С. "Четверокнижие" - ключ к постижению конфуцианства // Конфуцианское "четверокнижие" Сы Шу. М., 2004. С. 22.

<2> Лунь Юй. XII, 1.
Впрочем, главным в его учении были не Правила, а чувство человеколюбия. Ведь "тот, кто стремится претворить человеколюбие, не сотворит зла" <1>.

--------------------------------

<1> Лунь Юй. IV, 4.
Он часто повторял: "Любящий человеколюбие - нет ничего превыше этого" <1>. Этот принцип и был положен в основу его науки государственного управления.

--------------------------------

<1> Там же. IV, 6.
Основные два постулата человеколюбия заключались в следующем: "Не делай другому человеку того, чего не пожелаешь себе. Не допускай вражды в государстве, не допускай вражды в семье" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. XII, 2.
При этом Конфуций старался раскрыть не только суть, но и грани проявления человеколюбия в государственном управлении. "При управлении государством, - призывал он, - будь на этом деле благоговейно сосредоточен и добивайся доверия народа; будь экономен в расходах и жалей людей; используй народ в надлежащую пору" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. I, 5.
"Разве тот, кто осуществляет истинное правление, - продолжал он - казнит людей? Коль вы стремитесь к добру, то и народ станет добрым. Добродетель благородных мужей - ветер; добродетель малых людей - трава. Куда дует ветер, туда и склоняется трава" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. XII, 19.
Он учил тому, что "человеколюбие человеку нужнее, чем вода и огонь" <1>, что без опоры на человеколюбие невозможно сохранить то, что достигнуто с помощью знаний <2>, что необходимо добиваться доверия народа, ибо "понуждать, не добившись доверия народа, - значить прослыть тираном" <3>.

--------------------------------

<1> Там же. XV, 35.

<2> Там же. XV, 33.

<3> Там же. XIX, 10.
Поэтому он так страстно просил своих учеников "безгранично любить людей" и сближаться с теми, кто обладает человеколюбием <1>.

--------------------------------

<1> Там же. I, 6.
В учении Конфуция требование человеколюбия было неразрывно связано с требованием справедливости.

Он подчеркивал, что "государству не польза полезна, но должная справедливость" <1>. Именно в этом реализовывалась воля Неба <2>.

--------------------------------

<1> Да Сюэ. II. 10.23 // Конфуцианское "четверокнижие" Сы Шу. М., 2004. С. 22.

<2> См.: Блюменкранц М.А. Конфуций: вчера и сегодня // Конфуций. Уроки мудрости. М., 1998. С. 9.
Но справедливость не могла осуществиться без людей, готовых бескорыстно служить ей. "Благородный муж, - говорил он, - думает только о справедливости, маленький человек думает только о выгоде" <1>.

--------------------------------

<1> Лунь Юй. IV, 16.
Раскрывая суть учения о справедливости, он обращал особое внимание на то, каким образом его можно осуществить.

Справедливость требовала, чтобы каждый получал по заслугам за свои добрые и злые дела <1>. Если этот принцип соблюдается, "если государство идет по Дао-Пути, стыдно быть бедным и незнатным и, напротив, стыдно быть богатым и знатным в том государстве, которое лишено Дао-Пути" <2>.

--------------------------------

<1> Там же. XIV, 34.

<2> Там же. VIII, 13.
Он часто обращался к мысли о том, как обеспечить достойную жизнь всем жителям Поднебесной. Именно в этом, по его мнению, состояла высшая справедливость.

"Если у народа будет недостаток, то разве может у правителя быть достаток?" - вопрошал он <1>. Обращаясь к истории, он находил ответ: "Те, кто управляют государством или большим родом, озабочены не тем, что богатств недостаточно, а тем, что распределены они неравномерно; озабочены не тем, что народ малочислен, а тем, что в стране неспокойно. Когда богатства распределены равномерно, не будет бедности, когда царит принцип единения через разномыслие, то и народ не будет малочислен" <2>.

--------------------------------

<1> Там же. XII, 9.

<2> Там же. XVI, 1.
Обосновывая идеи социальной справедливости, он продолжал: "Благородный муж помогает нуждающимся, но не обогащает богатых" <1>. В этом он видел путь для укрепления устоев государства. Ведь "когда богатства остаются только у правителя, народ уходит от него; напротив, когда богатства остаются у народа, он сам идет к своему правителю" <2>. Это был наиболее действенный способ обрести поддержку масс, без которой правитель теряет свое государство <3>.

--------------------------------

<1> Там же. VI, 4.

<2> Дасюэ. II, 10.9.

<3> Там же. II, 10.5.
Собственно, эти два принципа - человеколюбия и справедливости - и определяли суть добродетельного государственного управления. Призывая к их соблюдению, он говорил: "Правление посредством добродетели подобно Полярной звезде. Она замерла на своем месте, а все другие звезды движутся окрест нее" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. II, 1.
Конечно, в своем учении Конфуций не ограничивался только изложением общих принципов. Не меньшее значение он придавал "рецептам" должного государственного управления. Возможно, именно в этом и состоял секрет неувядающей силы его учения, которое и по прошествии двух с половиной тысяч лет сохраняет свою первозданную свежесть.

В подтверждение приведу лишь несколько цитат, которые могут раскрыть содержание предложенных им "рецептов".

"Если наставлять народ путем введения правления, основанного на законе, и поддерживать порядок угрозой наказания, то народ станет избегать наказаний и лишится чувства стыда. Если наставлять народ путем введения правления, основанного на добродетели, и поддерживать порядок путем использования Правил, то в народе появится чувство стыда, и он исправится" <1>.

--------------------------------

<1> Лунь Юй. II, 3.
"Не печалься, что не занимаешь (высокого поста); печалься, если способности твои не соответствуют посту" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. IV, 14.
"Народ можно принудить делать это, но нельзя принудить осознать, ради чего это" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. VIII, 9.
"Я не хуже других разбираю тяжбы, но лучше бы их вовсе не стало" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. XII, 13.
"Суть правления заключается в том, чтобы поступать правильно. Если вы будете поступать правильно, кто осмелится поступать неправильно?" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. XII, 17.
"Прежде всего будь для народа примером, а уж затем предоставь (ему) трудиться усердно" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. XIII, 1.
Лишь однажды в его жизни ему предоставили возможность осуществить преобразования, задуманные им. В 500 г. до н.э. он был назначен на одну из высших должностей в государстве Лу - главой судебного ведомства. После ряда удачных дипломатических переговоров Конфуций стал одним из самых влиятельных чиновников царства. Правитель Дин-гун следовал практически всем его советам. Путь к реформам был открыт. В их успехе Конфуций не сомневался. Он верил: "Одна реформа в царстве Лу - и в нем воцарится Дао-Путь" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. VI, 24.
Казалось, все благоприятствовало ему. В царстве Лу наступил мир. Государство стало другим. Был наведен порядок не только в чиновничьем аппарате, но и во всей системе государственного управления. Все встало на свои места. Правитель стал правителем, а чиновник - чиновником <1>. Вместе с государством преобразилось и общество. Об этих переменах первый историк Китая Сымя Цянь писал: "Три месяца он вместе с другими вершил дела правления, и продавцы барашков, поросят не набивали цен; мужчины не ходили с женщинами по одной стороне улицы; не брали ничего, что обронили другие на дороге; гостей, пришедших отовсюду в стольный град, без всякого их обращения к распорядителю одаривали как вернувшихся домой" <2>.

--------------------------------

<1> См.: Лунь Юй. XII, 11.

<2> Сымя Цянь. Старинный род Конфуция // Конфуций. Уроки мудрости. М., 2000. С. 929; см. также: Малявин В.В. Конфуций. М., 1992. С. 244, 245.
Но его правление было недолгим. Против Конфуция был составлен заговор, в котором участвовали представители знати и служилой бюрократии. Царь Дин-гун предпочел не вмешиваться. В этих условиях Конфуцию оставалось одно: бежать из страны. Так началось его долгое 14-летнее изгнание.

Мог ли он в полной мере осуществить свои замыслы? Для его учеников этот вопрос не стоял. С горечью они говорили: "С Учителем никто не может сравниться, как невозможно по лестнице подняться на Небо. Если бы Учитель получил в управление государство или удел, то, как говорят, начни он ставить на ноги - все встали бы; начни вести по Дао-Пути - все пошли бы; умиротворил бы людей - и к нему пришли бы издалека; побудил бы к труду - и люди бы жили в согласии, достигнув единения через разномыслие. При жизни его бы прославляли, а после кончины оплакивали. Разве можно с ним сравниться?" <1>.

--------------------------------

<1> Лунь Юй. XIX, 25.
А теперь он был вынужден скитаться. Царства, как в калейдоскопе, сменяли друг друга: Вэй, Сун, Чэнь, Чу и вновь его родное царство Лу. Наверное, эти испытания надломили его. Он отказывался от предложений занять высокие посты на государственной службе, предпочитая заниматься тем делом, которое приносило ему истинную радость: учить и работать над рукописями древних книг. Он составил летопись "Чунь цу" ("Летопись весны и осени") и подготовил новую редакцию древнейших литературных источников Китая: "Шу цзина" ("Книги истории"), "Ши цзина" ("Книги песен"), "Ли цзи" (Записей о ритуале"), "Юэ цзин" (Книги о музыке") и "И цзин" ("Книги перемен") <1>. Эти книги в дальнейшем вошли в китайскую культуру под названием "Лю цзин" (собрания "Шести канонов") <2>. Одна из них - "Книга о музыке" - была утрачена. Осталось пять книг, которые дошли до наших дней, составив свод конфуцианского Пятикнижия - "У цзин".

--------------------------------

<1> Некоторые современные исследователи отрицают сопричастность Конфуция к "Книге перемен". Но, учитывая ее особое значение в истории Китая и использование в различного рода церемониях, трудно предположить, что Конфуций мог отказаться от ее изучения. Этот вывод подтверждает и свидетельство Сыма Цяна.

<2> См.: Переломов Л.С. Указ. соч. С. 16, 17.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   57

Похожие:

Документа iconАнкета бенефициарного владельца юридического лица
Реквизиты документа, удостоверяющего личность: серия (при наличии) и номер документа, дата выдачи документа, наименование органа,...

Документа iconЗаконодательство предусмотрело три вида документа
С начала 2015 года Украина начнет официальный выпуск биометрических паспортов для своих граждан. Основной особенностью документа...

Документа iconАнализ обработки событий в объектно-событийной модели документа
Построенная математическая модель обработки событий, связанных с изменением (редактированием) документа, и запуска процедур, контролирующих...

Документа iconДокумент, удостоверяющий личность заявителя
Реквизиты доверенности/документа, подтверждающего статус законного представителя обладателя документа

Документа iconОт законного представителя
Номер документа, удостоверяющего личность, дата выдачи указанного документа, наименование органа, выдавшего документ

Документа iconУтверждено
Целью настоящего Положения является: Наименование документа Цель документа Положение «Об учете рабочего времени сотрудников аптечной...

Документа iconСправочник «Сводный перечень заказчиков» (спз) 89 Назначение и маршрут...
Описание типов данных, используемых при определении полей документов и справочников 64

Документа iconНа подачу и получение документов
Фамилия, имя, отчество доверителя и данные документа, удостоверяющего личность с указанием номера документа, даты выдачи и органа...

Документа iconНазначение документа
Назначение документа. Данная должностная инструкция содержит должностные обязанности, устанавливает права и ответственность кассира...

Документа iconНачальнику уфмс россии по Ростовской области полковнику внутренней службы
Оригинал платежного документа (при осуществлении частичного возврата копия платежного документа)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск