Проблемы правоприменения монография


НазваниеПроблемы правоприменения монография
страница1/27
ТипМонография
filling-form.ru > Туризм > Монография
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ
МОНОГРАФИЯ
Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 22 января 2013 года
Л.А. ТИХОМИРОВА
Тихомирова Л.А. - кандидат юридических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой правовых дисциплин Казанского филиала ОУП ВПО "Академия труда и социальных отношений".
Не секрет, что эффективная реализация прав, свобод, интересов человека и гражданина напрямую зависит от слаженной работы государственного аппарата. В свою очередь, положительные результаты деятельности органов государственной власти во многом предопределены отрегулированной законодательной и нормативной базой в соответствующих сферах деятельности.

Приведенный в настоящем исследовании анализ законодательства, регулирующего отношения в сфере осуществления технологического надзора, а также судебной и административной практики не только позволяет выявить определенные проблемы, возникающие в процессе реализации ряда областей российского законодательства, прежде всего административного, но и предлагает определенные подходы к их решению и достижению эффективных результатов. Соответствующие проблемы рассматриваются через призму судебного и административного правоприменения.

В таком ракурсе рассматриваемые вопросы правоприменительной практики взаимоотношений органов государственной власти и хозяйствующих субъектов ранее не рассматривались, и в этом смысле представляемая монография по-своему уникальна.

На основе всестороннего и глубокого анализа действующего законодательства Российской Федерации и правоприменительной практики раскрываются актуальные вопросы и формулируются вполне конкретные предложения по преодолению пробелов и коллизий и совершенствованию действующего законодательства.

Монография рассчитана на широкий круг читателей: преподавателей, студентов и аспирантов юридических вузов, работников органов государственной власти и органов местного самоуправления, юристов предприятий и организаций, интересующихся вопросами государственного управления и проблемами правоприменительной практики в области осуществления технологического надзора.
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА
1.1. Становление и развитие органов технологического

надзора в Российской Федерации
Несмотря на то, что "технологический надзор" как правовая категория (правовая конструкция) впервые получила свое нормативно-правовое закрепление только в Указе Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", тем не менее было бы ошибочным связывать эту дату с появлением нового вида государственного надзора. Считаем, что настоящим Указом Президента РФ была проведена очередная попытка реформирования "наименований" федеральных органов государственной власти, сопровождающаяся некоторой перетасовкой полномочий. Собственно же технологический надзор имеет свою многовековую историю. Ограничиваясь рамками проводимого исследования, проследим историю становления и развития технологического надзора в Российской Федерации с 1990 года по настоящее время.

С начала 90-х годов 20 столетия система и структура федеральных органов исполнительной власти претерпевали неоднократные изменения. При этом на протяжении уже около двух десятилетий основной целью проведения административных реформ являлось упорядочение системы государственного управления посредством упрощения структуры и сокращения аппарата органов исполнительной власти РФ. В течение всего этого времени статус федеральных органов исполнительной власти неоднократно менялся. Соответствующие изменения касались также и их наименования, порядка подчинения и сфер их ведения.

Проведенное исследование позволило выделить пять направлений контрольно-надзорной деятельности исполнительных органов государственной власти, осуществляющих технологический надзор:

- горный надзор;

- надзор в сфере промышленной безопасности;

- энергетический надзор;

- строительный надзор;

- надзор за безопасностью гидротехнических сооружений.

В результате анализа действовавших и действующих нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации были выявлены основные этапы реформирования системы исполнительных органов государственной власти, осуществляющих технологический надзор, по пяти выделенным направлениям контрольно-надзорной деятельности.

Итак, в становлении и развитии исполнительных органов государственной власти, осуществляющих горный надзор и надзор в сфере промышленной безопасности в период с 1990 г. по сегодняшний день (2012 год) нами было выделено 7 этапов: 1-ый этап - 1991 год; 2-ой этап - 1992 год; 3-ий этап - 1993 год; 4-ый этап - март 2004 года; 5-ый этап - май 2004 года; 6-ой этап - 2008 год; 7-ой этап - 2010 год.

Первый этап приходится на 1991 год, когда Постановлением Совета Министров РСФСР от 28.08.1991 N 448 утверждается Положение о Государственном комитете по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Совете Министров РСФСР (Госгортехнадзор РСФСР), а также Перечень предприятий (организаций), производств, объектов и работ, надзор за которыми осуществляют органы Государственного комитета по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Совете Министров РСФСР <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Совмина РСФСР от 28.08.1991 N 448 "Об утверждении Положения о Государственном комитете по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Совете Министров РСФСР" // Документ опубликован не был.
На основании Положения Госгортехнадзор РСФСР осуществлял государственный надзор за:

- состоянием безопасности работ в угольной, горнорудной и нерудной, металлургической, нефте- и газодобывающей, нефте- и газоперерабатывающей, оборонной (производства вредных химических, взрывопожароопасных веществ и материалов), мукомольно-элеваторной и комбикормовой промышленности, на химических производствах повышенной опасности, при ведении подземного транспортного и гидротехнического строительства, геологоразведочных и других горных работ;

- изготовлением простейших и водосодержащих взрывчатых веществ на предприятиях-потребителях, хранением и использованием промышленных взрывчатых материалов, а также изделий, содержащих источники ионизирующих излучений;

- безопасностью работ при строительстве и эксплуатации систем газоснабжения в городах, поселках городского типа и сельской местности, а также при ведении работ на объектах, связанных с транспортированием, хранением и использованием природного и сжиженного (пропан-бутан) газов;

- устройством, изготовлением, монтажом, ремонтом и безопасной эксплуатацией подъемных сооружений, паровых и водогрейных котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды;

- соблюдением установленного порядка пользования недрами при разработке месторождений полезных ископаемых, включая гидроминеральные ресурсы и переработку минерального сырья, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе отработанных горных выработок и естественных подземных полостей для размещения в них народнохозяйственных объектов.

При этом в Перечне предприятия (организации), производства, объекты и работы, надзор за которыми осуществляют органы Госгортехнадзора РСФСР, классифицированы в зависимости от осуществляемых поднадзорными объектами сфер деятельности:

- в области надзора за горными производствами и работами;

- в области надзора в нефтегазодобывающей промышленности и геологоразведке;

- в области надзора за взрывными работами;

- в области надзора за использованием и охраной недр, проведением маркшейдерских и геологических работ;

- в области надзора за химическими, нефтехимическими и другими взрывопожароопасными и вредными производствами;

- в области надзора за металлургическими и коксохимическими производствами;

- в области котлонадзора и надзора за подъемными сооружениями;

- в области газового надзора;

- в области надзора за производствами хлебопродуктов;

- в области надзора за использованием изделий, содержащих источники ионизирующих излучений.

Второй этап приходится на 1992 год. В целях упорядочения системы, определения организационно-правового статуса центральных органов федеральной исполнительной власти в 1992 году утверждается два Указа Президента РФ: Указ Президента РФ от 30.09.1992 N 1147 "О системе центральных органов федеральной исполнительной власти" <2> и Указ Президента РФ от 30.09.1992 N 1148 "О структуре центральных органов федеральной исполнительной власти" <3>.

--------------------------------

<2> Российская газета. N 220. 07.10.1992.

<3> Российская газета. N 220. 07.10.1992.
На основании Указа Президента РФ от 30.09.1992 N 1148 "О структуре центральных органов федеральной исполнительной власти" в структуру центральных органов федеральной исполнительной власти входила Федеральная служба России по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору, осуществлявшая горный надзор и промышленный надзор. Ранее действовавший Государственный комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору был реорганизован в Федеральную службу России по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору.

Позднее (третий этап) Указом Президента РФ от 18.02.1993 N 234 утверждается Положение о федеральном горном и промышленном надзоре России (Госгортехнадзор России), в соответствии с которым Госгортехнадзор России являлся центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществлявшим государственное нормативное регулирование вопросов обеспечения промышленной безопасности на территории Российской Федерации, а также специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции <4>.

--------------------------------

<4> Указ Президента РФ от 18.02.1993 N 234 "Об утверждении Положения о Федеральном горном и промышленном надзоре России" // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 22.02.1993. N 8. Ст. 657.
Госгортехнадзор России осуществлял государственное регулирование и надзор в области:

- состояния безопасности работ в угольной, горнорудной и нерудной, металлургической, нефте- и газодобывающей, нефте- и газоперерабатывающей, оборонной (производства вредных химических, взрывопожароопасных веществ и материалов) промышленности, на химических и нефтехимических производствах повышенной опасности, на предприятиях по хранению и переработке зерна, при ведении подземного транспортного и гидротехнического строительства, геологоразведочных и других горных работ;

- проектирования, строительства и безопасной эксплуатации магистральных газо-, нефте- и продуктопроводов, а также систем газоснабжения природными и сжиженными углеводородными газами, используемыми в качестве топлива;

- обеспечения безопасности при перевозках опасных грузов на магистральном и промышленном железнодорожном транспорте;

- разработки и изготовления оборудования для потенциально опасных промышленных производств;

- хранения и использования промышленных взрывчатых материалов, а также изготовления простейших гранулированных и водосодержащих взрывчатых веществ на предприятиях-потребителях;

- устройства, изготовления, монтажа, ремонта и безопасной эксплуатации подъемных сооружений, паровых и водогрейных котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды;

- соблюдения норм и правил безопасного ведения работ, требований и обязанностей по охране недр при добыче полезных ископаемых (включая гидроминеральные ресурсы, общераспространенные полезные ископаемые и переработку добытого минерального сырья), а также при использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе отработанных горных выработок и естественных подземных полостей для размещения в них народнохозяйственных объектов.

Кроме того, Федеральный горный и промышленный надзор России входил в состав Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях самостоятельной функциональной подсистемой, действующей на федеральном, региональном и местном уровнях.

Постановлением Правительства РФ от 03.12.2001 N 841 <5> утверждается новое Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре (Госгортехнадзор России), согласно которому Госгортехнадзор России являлся специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществлявшим государственный горный надзор, в том числе при геологическом изучении недр, в целях обеспечения соблюдения всеми пользователями недр предусмотренных законодательством Российской Федерации требований по безопасному ведению горных работ, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую природную среду, здания и сооружения, а также по охране недр; в пределах своей компетенции государственный контроль за рациональным использованием и охраной недр; контроль за деятельностью по применению технических устройств на опасных производственных объектах; государственный надзор за соблюдением требований безопасности при транспортировании опасных веществ поднадзорными организациями; государственный надзор в области безопасности производства, распространения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения в поднадзорных организациях; государственный пожарный надзор на подземных объектах и при ведении взрывных работ в поднадзорных организациях; государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений по поднадзорным организациям, объектам и работам.

--------------------------------

<5> Постановление Правительства РФ от 03.12.2001 N 841 "Об утверждении Положения о Федеральном горном и промышленном надзоре России" // Собрание законодательства РФ. 10.12.2001. N 50. Ст. 4742.
В таком виде Госгортехнадзор России осуществлял возложенные на него функции до марта 2004 года.

Четвертый этап связан с преобразованием Федерального горного и промышленного надзора в Федеральную службу по технологическому надзору. Так, Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" <6> функции Федерального горного и промышленного надзора по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности передаются Министерству промышленности и энергетики РФ, а функции по контролю и надзору Федерального горного и промышленного надзора, а также функции по контролю и надзору преобразованного Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и упраздненного Министерства энергетики РФ передаются Федеральной службе по технологическому надзору. В этот период Федеральная служба по технологическому надзору находилась в введении Министерства промышленности и энергетики РФ.

--------------------------------

<6> Российская газета. N 50. 12.03.2004.
Полномочия Федеральной службы по технологическому надзору определялись Постановлением Правительства РФ от 07.04.2004 N 180 "Вопросы Федеральной службы по технологическому надзору" <7>, согласно которому Федеральная служба по технологическому надзору являлась федеральным органом исполнительной власти, осуществлявшим контроль и надзор в сфере промышленной безопасности опасных производственных объектов, соблюдения установленного порядка пользования недрами и требований по ведению горных работ, безопасности электростанций (кроме ядерных), электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также в пределах своей компетенции специальные разрешительные функции и лицензирование.

--------------------------------

<7> Российская газета. N 76. 13.04.2004.
Основными функциями Федеральной службы по технологическому надзору являлись: надзор за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, при изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, а также надзор за соблюдением обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Российской Федерации, в области охраны недр при разработке месторождений полезных ископаемых и переработке (обогащении) минерального сырья; надзор за деятельностью уполномоченных государственных и муниципальных органов по контролю за соблюдением требований градостроительного и жилищного законодательства, обязательных норм и правил, регулирующих строительную деятельность по вопросам обеспечения прочности, устойчивости, эксплуатационной надежности зданий и сооружений; надзор за соблюдением требований промышленной безопасности и сохранности взрывчатых материалов в организациях, ведущих взрывные работы на гражданских объектах, изготавливающих взрывчатые материалы вблизи мест их применения, осуществляющих распространение взрывчатых материалов промышленного назначения, а также в организациях - изготовителях взрывчатых материалов промышленного назначения; надзор за соблюдением требований безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики; надзор за соблюдением требований по устройству и безопасной эксплуатации электрических и тепловых установок и сетей, по охране электрических и тепловых сетей и др.

Спустя 3 месяца после утверждения новой структуры и системы федеральных органов исполнительной власти утверждается Указ Президента РФ от 20.05.2004 N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" <8>, с которым связывается начало пятого этапа в реформировании системы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих горный надзор и надзор в сфере промышленной безопасности. Согласно Указу Президента РФ от 20.05.2004 N 649 Федеральная служба по технологическому надзору и Федеральная служба по атомному надзору преобразовались в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Руководство деятельностью Ростехнадзором осуществляло Правительство РФ. Кроме того, в результате преобразования Федеральной службы по надзору в сфере экологии и природопользования в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору передаются функции в сфере экологического надзора.

--------------------------------

<8> Российская газета. N 106. 22.05.2004.
Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" <9> Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору переходит в ведение вновь преобразованного органа - Министерства природных ресурсов и экологии РФ.

--------------------------------

<9> Российская газета. N 100. 13.05.2008.
В последующем на основании Указа Президента РФ от 23.06.2010 N 780 "Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" <10> руководство деятельностью Ростехнадзора стало осуществлять Правительство РФ.

--------------------------------

<10> Собрание законодательства РФ. 05.07.2010. N 27. Ст. 3445.
Надо отметить, что в настоящее время государственный горный надзор осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами, являющимися органами государственного горного надзора <11>. При этом должностные лица Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, осуществляющие государственный горный надзор, осуществляют государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в соответствии с Положением о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2005 г. N 293, по следующим вопросам:

--------------------------------

<11> См.: Положение о государственном надзоре за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.02.2010 N 39 // Собрание законодательства РФ. 08.02.2010. N 6. Ст. 651.
- безопасное состояние горных выработок, скважин и иных подземных сооружений;

- соблюдение требований законодательства Российской Федерации и утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) при ликвидации и консервации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых <12>.

--------------------------------

<12> См.: Положение о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2005 г. N 293 // Собрание законодательства РФ. 16.05.2005. N 20. Ст. 1885.
Таким образом, на протяжении двадцатилетней истории становления и формирования исполнительных органов государственной власти, осуществляющих горный надзор и надзор в сфере промышленной безопасности, прослеживается тенденция единообразия: во-первых, горный надзор и надзор в сфере промышленной безопасности на протяжении всего периода сосредоточивается в рамках одного ведомства без разграничения соответствующих полномочий между разными органами исполнительной власти, во-вторых, исследуемый вид надзорной деятельности осуществляется исключительно на федеральном уровне.

В становлении и развитии исполнительных органов государственной власти, осуществляющих энергетический надзор в период с 1990 г. по сегодняшний день (2012 год), также можно выделить семь этапов: 1-ый этап - 1993 год; 2-ой этап - 1996 год; 3-ий этап - 1998 год; 4-ый этап - март 2004 года; 5-ый этап - май 2004 года; 6-ой этап - 2008 год; 7-ой этап - 2010 год.

Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 12.05.1993 N 447 "О государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации" <13> утверждается новое Положение о госэнергонадзоре, определяются основные его задачи и пересматривается система органов государственного энергетического надзора.

--------------------------------

<13> Собрание актов Президента и Правительства РФ. 17.05.1993. N 20. Ст. 1764.
Так, основной задачей государственного энергетического надзора в Российской Федерации является осуществление контроля за техническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических и теплоиспользующих установок потребителей электрической и тепловой энергии, рациональным и эффективным использованием электрической и тепловой энергии на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.

В исследуемый период в систему органов государственного энергетического надзора входили: Главное управление государственного энергонадзора Министерства топлива и энергетики РФ (Главгосэнергонадзор России); региональные управления государственного энергонадзора; отделения государственного энергонадзора.

Второй этап ознаменовался реорганизацией системы органов государственного энергетического надзора. Правительство РФ поручило соответствующим Постановлением от 08.05.1996 N 560 "О реорганизации органов и учреждений государственного энергетического надзора в Российской Федерации" <14> Министерству топлива и энергетики Российской Федерации осуществить в 1996 году реорганизацию органов государственного энергетического надзора в единую централизованную систему органов государственного энергонадзора в РФ, включающую: Главное управление государственного энергонадзора Министерства топлива и энергетики РФ; региональные управления госэнергонадзора и территориальные органы государственного энергонадзора.

--------------------------------

<14> Российская газета. N 100. 29.05.1996.
Третий этап реформирования органов государственного энергетического надзора обусловлен утверждением Постановлением Правительства РФ от 12.08.1998 N 938 "О государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации" <15> нового Положения и системы органов государственного энергетического надзора. Указанным нормативным правовым актом Правительство поручило Министерству топлива и энергетики РФ завершить в 1998 году формирование единой системы государственного энергетического надзора на базе действующих в топливно-энергетическом комплексе отдельных надзорных организаций и инспекций. Во исполнение поручений Правительства РФ Министерство топлива и энергетики РФ Приказом от 08.12.1998 N 400 <16> создает Департамент государственного энергетического надзора и энергосбережения, а затем Приказом от 28.01.1999 N 21 "О государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации" <17> представляет следующую систему государственного энергетического надзора: Департамент государственного энергетического надзора и энергосбережения (Госэнергонадзор) - структурное подразделение центрального аппарата Министерства топлива и энергетики РФ по управлению государственным энергетическим надзором; региональные управления государственного энергетического надзора - территориальные органы Министерства топлива и энергетики РФ межрегионального уровня; управления государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации - государственные учреждения.

--------------------------------

<15> Российская газета. N 164. 27.08.1998.

<16> Вестник Госэнергонадзора. N 1. 1999.

<17> Вестник Госэнергонадзора. N 1. 1999.
Стоит обратить внимание на то, что в 1996 - 1998 годах принимается ряд решений о разграничении функций Госнадзора России с иными федеральными органами исполнительной власти: решение о разграничении функций между Главным управлением государственного энергетического надзора Министерства топлива и энергетики РФ и Инспекцией энергонадзора Ракетных войск стратегического назначения, утв. Минтопэнерго РФ 08.02.1996; решение о разграничении функций между Главгосэнергонадзором России и Отделом технических инспекций ФАПСИ, утв. Минтопэнерго 10.02.1998, Федеральным агентством правительственной связи и информации 09.02.1998; решение Минтопэнерго РФ N 9/157, Росспецстроя N УД/32-04-05/147 от 08.04.1998 "О разграничении функций между Главгосэнергонадзором России и Центральной инспекцией энергетического надзора Федеральной службы специального строительства России" и др.

Указом Президента РФ от 17.05.2000 N 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" <18> Министерство топлива и энергетики преобразовалось в Министерство энергетики Российской Федерации.

--------------------------------

<18> Российская газета. N 97. 20.05.2000.
Четвертый этап связан с образованием (в результате преобразования) Федеральной службы по технологическому надзору. Так, Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" <19> Министерство энергетики РФ было упразднено и образовано Министерство промышленности и энергетики РФ. Функции по принятию нормативных правовых актов переданы образованному Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации, правоприменительные функции, функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом - Федеральному агентству по энергетике, а контроль и надзор в сфере энергетики были делегированы Правительством РФ Федеральной службе по технологическому надзору. Сама же Федеральная служба по технологическому надзору вышеупомянутым Указом Президента РФ была создана в результате преобразования Федерального горного и промышленного надзора России.

--------------------------------

<19> Российская газета. N 50. 12.03.2004.
В ведении вновь образованного Министерства промышленности и энергетики РФ находились следующие ведомства: Федеральная служба по атомному надзору; Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии; Федеральная служба по технологическому надзору; Федеральное агентство по атомной энергии; Федеральное космическое агентство; Федеральное агентство по промышленности; Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству; Федеральное агентство по энергетике.

Пятый этап обусловлен формированием Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в результате преобразования на основании Указа Президента РФ от 20.05.2004 N 649 <20> Федеральной службы по технологическому надзору и Федеральной службы по атомному надзору.

--------------------------------

<20> Российская газета. N 106. 22.05.2004.
Шестой и седьмой этапы связаны с переподчинением Ростехнадзора: в 2008 году от Правительства РФ к Министерству природных ресурсов и экологии РФ; в 2010 году - от Министерства природных ресурсов и экологии РФ к Правительству РФ.

Несколько иная ситуация складывалась в регионах. Так, например, Государственная инспекция государственного энергетического надзора Республики Татарстан была создана в 1997 году на основании Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 4 февраля 1997 г. N 96 "О создании Государственной инспекции энергетического надзора по Республике Татарстан" и Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 марта 1997 г. N 239 "Об утверждении Положения о Государственной инспекции энергетического надзора Республики Татарстан". Государственная инспекция энергетического надзора Республики Татарстан являлась республиканским государственным учреждением и подчинялась Республиканской энергетической комиссии при Кабинете Министров Республики Татарстан.

С утверждением в 1998 году нового положения о государственном энергетическом надзоре последний стал входить в систему федерального министерства - Министерства топлива и энергетики РФ.

На основании вышеизложенных нормативных правовых актов Постановлением Кабинета Министров РТ от 19 июля 1999 г. N 441 был утвержден новый Устав Государственной инспекции энергетического надзора Республики Татарстан, согласно которому:

"1.1. Государственная инспекция энергетического надзора Республики Татарстан (далее - Татгосэнергонадзор) является государственным учреждением, входящим в систему госэнергонадзора Российской Федерации на правах управления государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации, осуществляющим государственный надзор и контроль за техническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических и теплопотребляющих установок потребителей электрической и тепловой энергии, оборудования и основных сооружений электростанций, электрических и тепловых сетей энергоснабжающих организаций, рациональным и эффективным использованием электрической и тепловой энергии, газа на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от форм собственности.

1.2. Татгосэнергонадзор создан и действует в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 4 февраля 1997 г. N 96, Положением о государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1998 г. N 938, и на основании Приказа Министерства топлива и энергетики Российской Федерации от 28 января 1999 г. N 21.

Таким образом, Государственная инспекция энергетического надзора Республики Татарстан (Татгосэнергонадзор) в 1999 году вошла в систему госэнергонадзора Российской Федерации на правах управления государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации. В таком виде она просуществовала до 2003 г.

На основании Постановления Кабинета Министров РТ от 07.02.2003 N 84, принятого в связи с решением Министерства энергетики РФ, было образовано федеральное государственное учреждение "Управление государственного энергетического надзора по Республике Татарстан" путем слияния государственного учреждения "Государственная инспекция энергетического надзора Республики Татарстан" и государственного учреждения "Государственная инспекция по надзору и контролю за рациональным использованием нефти и нефтепродуктов на территории Республики Татарстан" (Приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 18.11.2002 N 409).

Таким образом, Государственное учреждение "Государственная инспекция энергетического надзора Республики Татарстан" 4 февраля 2003 года прекратило свое существование путем реорганизации в форме слияния. Правопреемником стало ФГУ "Управление государственного энергетического надзора по Республике Татарстан Министерства энергетики Российской Федерации".

Однако, 1 июля 2005 года в результате произошедшей в 2004 году административной реформы федеральных органов государственной власти это учреждение было ликвидировано. Так, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 01.10.2004 N 1257-р <21> о ликвидации федеральных государственных учреждений государственного энергетического надзора, находящихся в ведении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, ФГУ "Управление государственного энергетического надзора по Республике Татарстан" среди прочих было ликвидировано. Таким образом, ФГУ "Управление государственного энергетического надзора по РТ" было ликвидировано согласно ст. 61 Гражданского кодекса РФ без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

--------------------------------

<21> Российская газета. N 219. 06.10.2004.
Как видим, на протяжении всего периода становления и развития органов государственного энергетического надзора вплоть до 1996 - 1998 гг. их система практически оставалась неизменной (за некоторыми исключениями, касающимися наименований). В составе госэнергонадзора присутствовало структурное подразделение центрального аппарата соответствующего федерального министерства, территориальные органы федерального министерства межрегионального уровня; органы государственного энергетического надзора субъектов РФ. Таким образом, речь шла о двухуровневой системе государственного энергетического надзора: федеральной и региональной. По результатам проведения в 1996 - 1998 гг. административных реформ государственный энергетический надзор (как региональный, так и федеральный) стал входить в единую централизованную систему Министерства топлива и энергетики РФ. В 2004 году функции по контролю и надзору в сфере энергетики переходят к межотраслевому органу (вначале Федеральной службе по технологическому надзору, затем - Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору), сочетающему в себе ряд функций в иных сферах деятельности. В 2011 году на основании Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" стал осуществляться федеральный государственный энергетический надзор исключительно Ростехнадзором.

В становлении и развитии органов государственного строительного надзора за последние двадцать лет нами были выделены следующие этапы: 1-ый этап - 1991 год; 2-ой этап - 1993 год; 3-ий этап - 1994 год; 4-ый этап - 1997 год; 5-ый этап - 1999 год; 6-ой этап - март 2004 года; 7-ой этап - май 2004 г.; 8-ой этап - 2008 год; 9-ый этап - 2009 год; 10-ый этап - 2010 год.

В целях усиления контроля за качеством строительства и обеспечения эксплуатационной надежности построенных зданий и сооружений распоряжением Президента РСФСР от 27.11.1991 N 105-рп "Об образовании органов государственного архитектурно-строительного надзора РСФСР" <22> Министерству архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РСФСР было поручено образовать на базе органов Государственного архитектурно-строительного контроля за жилищно-гражданским строительством на территории РСФСР органы Государственного архитектурно-строительного надзора РСФСР.

--------------------------------

<22> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 28.11.1991. N 48. Ст. 1692.
В соответствии с Приказом Минархстроя РСФСР от 13.12.1991 N 4 образованы органы государственного архитектурно-строительного надзора РСФСР - Инспекция государственного архитектурно-строительного надзора РСФСР в составе центрального аппарата Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РСФСР (Госархстройнадзор России). Система государственного архитектурно-строительного надзора включала в себя:

- Инспекцию Госархстройнадзора РСФСР Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РСФСР;

- инспекции Госархстройнадзора РСФСР соответствующих органов государственного управления республик в составе РСФСР;

- инспекции Госархстройнадзора РСФСР соответствующих органов государственного управления автономных республик, областей и округов;

- инспекции Госархстройнадзора РСФСР соответствующих органов государственного управления краев, областей, г. Москва и г. Санкт-Петербург;

- инспекции Госархстройнадзора РСФСР соответствующих органов управления городов и районов.

В 1993 году учреждается Государственный комитет РФ по вопросам архитектуры и строительства <23>, осуществлявший государственный архитектурно-строительный надзор за качеством строительства, выпуском строительной продукции, материалов, конструкций и изделий.

--------------------------------

<23> Постановление Правительства РФ от 02.02.1993 N 90 "Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства" // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 08.02.1993. N 6. Ст. 487.
В 1994 году функциями по организации и осуществлению государственного архитектурно-строительного надзора за качеством строительства и правильностью приемки объектов в эксплуатацию, а также за качеством продукции предприятий строительной индустрии промышленности строительных материалов наделяется Министерство строительства РФ <24>, в 1997 году - Государственный комитет РФ по жилищной и строительной политике <25>, в 1999 году вначале - Государственный комитет РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике (Госстрой России) <26>, а затем - Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу <27>.

--------------------------------

<24> Постановление Правительства РФ от 14.10.1994 N 1170 "Об утверждении Положения о Министерстве строительства Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 31.10.1994. N 27. Ст. 2894.

<25> Постановление Правительства РФ от 11.12.1997 N 1542 "Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по жилищной и строительной политике" // Российская газета. N 4. 10.01.1998.

<26> Постановление Правительства РФ от 25.01.1999 N 95 "Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике" // Собрание законодательства РФ. 01.02.1999. N 5. Ст. 682.

<27> Постановление Правительства РФ от 24.11.1999 N 1289 "Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу" // Собрание законодательства РФ. 29.11.1999. N 48. Ст. 5864.
Приказом Государственного комитета РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике от 30.03.1999 N 76 <28> утверждается Положение о государственном архитектурно-строительном надзоре на территории РФ (Госархстройнадзор РСФСР). Согласно Положению органами, осуществлявшими на территории Российской Федерации государственный архитектурно-строительный надзор, являлись:

--------------------------------

<28> Бюллетень строительной техники. N 6. 1999.
- Главная инспекция Государственного архитектурно-строительного надзора и лицензирования - самостоятельное структурное подразделение Госстроя России на правах управления (Главгосархстройнадзор России);

- Инспекция Государственного архитектурно-строительного надзора Минобороны России;

- органы Государственного архитектурно-строительного надзора субъектов Российской Федерации;

- органы архитектурно-строительного надзора органов местного самоуправления.

Указанные органы Госархстройнадзора России составляли единую функциональную систему Государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" <29> Государственный комитет по строительству и жилищно-коммунальному комплексу преобразован в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, его функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности переданы Министерству промышленности и энергетики РФ, функции по контролю и надзору - Федеральной службе по технологическому надзору. Таким образом, функциями федерального государственного строительного надзора наделялась Федеральная служба по технологическому надзору. Соответствующие функции оставались и за исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.

--------------------------------

<29> Российская газета. N 50. 12.03.2004.
В мае 2004 года на основании Указа Президента РФ от 20.05.2004 N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" <30> Федеральная служба по технологическому надзору и Федеральная служба по атомному надзору были преобразованы в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору с передачей соответствующих контрольно-надзорных функций последней.

--------------------------------

<30> Российская газета. N 106. 22.05.2004.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре Российской Федерации" (в первоначальной редакции) <31> федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, являлись:

--------------------------------

<31> Собрание законодательства РФ. 13.02.2006. N 7. Ст. 774.
- Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;

- Министерство обороны Российской Федерации.

Согласно изменениям, внесенным в Постановление Правительства РФ от 01.02.2006 N 54, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.03.2009 N 204 <32>, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, являются:

--------------------------------

<32> Постановление Правительства РФ от 10.03.2009 N 204 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. N 54" // Собрание законодательства РФ. 16.03.2009. N 11. Ст. 1304.
- Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору - при строительстве, реконструкции объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, объектов обороны и безопасности, иных объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, автомобильных дорог федерального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта), особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов 1 - 5 классов опасности, иных объектов, определенных Правительством Российской Федерации, а также результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации указанных в настоящем пункте объектов, за исключением тех объектов, в отношении которых осуществление государственного строительного надзора указами Президента Российской Федерации возложено на иные федеральные органы исполнительной власти;

- Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти, на которые указами Президента Российской Федерации возложено осуществление государственного строительного надзора.

В 2008 и в 2010 годах происходит переподчинение Ростехнадзора:

- в 2008 году - от Правительства РФ к Министерству природных ресурсов и экологии РФ;

- в 2010 году - от Министерства природных ресурсов и экологии РФ к Правительству РФ.

На сегодняшний день государственный строительный надзор осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного строительного надзора, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора <33>.

--------------------------------

<33> См.: пункт 5 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 N 54.
Государственный строительный надзор за строительством, реконструкцией, осуществляемыми на территории г. Москвы, в части уникальных объектов, до 1 января 2013 года осуществляется уполномоченным на это органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы.

На уровне конкретного субъекта РФ утверждается специально уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора орган. В большинстве субъектов РФ действуют региональные инспекции государственного строительного надзора <34>, положения о которых утверждаются либо нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, либо региональным правительством (администрацией) <35>. В некоторых субъектах полномочия по осуществлению государственного строительного надзора совмещаются с полномочиями по осуществлению иных видов контрольно-надзорной деятельности. Например, В Алтайском крае сформирована Инспекция государственного строительного надзора, контроля и надзора в области долевого строительства Алтайского края <36>, в Приморском крае - Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края <37>.

--------------------------------

<34> См., например: Постановление Правительства Хабаровского края от 30.07.2009 N 223-пр "Об утверждении Положения об Инспекции государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края" // Собрание законодательства Хабаровского края. 12.08.2009. N 7(84) (часть 2); Постановление Администрации Архангельской области от 19.04.2007 N 81-па "Об утверждении Положения об Инспекции государственного строительного надзора Архангельской области" // Волна. 27.04.2007. N 31; Постановление Правительства Калужской области от 26.09.2003 N 258 "Об образовании инспекции государственного строительного надзора Калужской области" // Документ официально опубликован не был; Постановление Губернатора Новосибирской области от 06.02.2007 N 49 "Об Инспекции государственного строительного надзора Новосибирской области" // Советская Сибирь. 20.02.2007. N 32 - 33 и др.

<35> См., например: Указ Президента Республики Башкортостан от 18.06.2010 N УП-352 "Об утверждении Положения об Инспекции государственного строительного надзора Республики Башкортостан" // Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. 16.07.2010. N 14(332). Ст. 864; Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.11.2007 N 622 "Вопросы Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан" // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. 21.11.2007. N 43. Ст. 1707.

<36> См.: Постановление Администрации Алтайского края от 13.02.2007 N 53 "Об утверждении Положения об инспекции государственного строительного надзора, контроля и надзора в области долевого строительства Алтайского края" // Алтайская правда. 03.03.2007. N 62 - 63.

<37> См.: Постановление Администрации Приморского края от 25.09.2009 N 263-па "О переименовании Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края и об утверждении Положения о Департаменте земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края" // Приморская газета. 02.10.2009. N 74(358).
На протяжении всего исследуемого периода государственный строительный надзор осуществлялся на двух уровнях государственной власти. При этом федеральный государственный строительный надзор с условной периодичностью осуществлялся одновременно несколькими ведомствами.

В становлении и развитии исполнительных органов государственной власти, осуществляющих надзор за безопасностью гидротехнических сооружений, также можно выделить несколько этапов: 1-ый этап - 1997 год; 2-ой этап - 2000 год; 3-ий этап - март 2004 г.; 4-ый этап - май 2004 г.; 5-ый этап - 2008 год; 6-ой этап - 2009 год; 7-ой этап - 2010 год.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.10.1997 N 1320 "Об организации государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений" <38> функции по осуществлению государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений были возложены на следующие федеральные органы исполнительной власти:

--------------------------------

<38> Собрание законодательства РФ. 20.10.1997. N 42. Ст. 4794.
- Федеральный горный и промышленный надзор России - по поднадзорным организациям, производствам, объектам и работам;

- Министерство топлива и энергетики Российской Федерации - по гидравлическим и тепловым электростанциям;

- Министерство природных ресурсов Российской Федерации - по организациям, производствам и объектам остальных отраслей экономики.

В дополнение к данному документу Постановлением Правительства РФ от 20.05.1998 N 466 <39> на Министерство транспорта РФ были возложены функции государственного надзора за безопасностью судоходных гидротехнических сооружений.

--------------------------------

<39> См.: Постановление Правительства РФ от 20.05.1998 N 466 "О возложении функций государственного надзора за безопасностью судоходных гидротехнических сооружений на Министерство транспорта Российской Федерации" // Российская газета. N 122. 01.07.1998.
Указом Президента РФ от 17.05.2000 N 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" <40> Министерство топлива и энергетики РФ было преобразовано в Министерство энергетики РФ. Согласно Положению о Министерстве энергетики РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.10.2000 N 777 <41>, Министерство энергетики РФ осуществляло государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений, находящихся в ведении, собственности или эксплуатации организаций топливно-энергетического комплекса, участвует в формировании и ведении Российского регистра гидротехнических сооружений. Остальные органы продолжали осуществлять надзор за безопасностью гидротехнических сооружений.

--------------------------------

<40> Российская газета. N 97. 20.05.2000.

<41> Собрание законодательства РФ. 23.10.2000. N 43. Ст. 4240.
В марте 2004 года Федеральный горный и промышленный надзор преобразуется в Федеральную службу по технологическому надзору. Министерство энергетики РФ упраздняется, а его функции по принятию нормативных правовых актов передаются вновь образованному Министерству промышленности и энергетики РФ, а функции по контролю и надзору - Федеральной службе по технологическому надзору. Кроме того, образуется Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования, которой передаются функции по контролю и надзору в сфере экологии и природопользования Министерства природных ресурсов Российской Федерации. Согласно Постановлению Правительства РФ от 06.04.2004 N 161 "Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере экологии и природопользования" <42> Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования осуществляла надзор и контроль за состоянием и эксплуатацией гидротехнических сооружений в пределах своей компетенции. Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 Министерство транспорта РФ упраздняется, образуется Министерство транспорта и связи и Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, которой передаются функции по контролю и надзору упраздняемого Министерства транспорта РФ. Несмотря на то, что ни в Положении о Министерстве транспорта и связи РФ, ни в Положении о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта нет указания на осуществление государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений, вместе с тем Постановление Правительства РФ от 20.05.1998 N 466 "О возложении функций государственного надзора за безопасностью судоходных гидротехнических сооружений на Министерство транспорта Российской Федерации" <43> свою силу не теряет.

--------------------------------

<42> Российская газета. N 74. 09.04.2004.

<43> Собрание законодательства РФ. 25.05.1998. N 21. Ст. 2241.
В мае 2004 года Федеральная служба по атомному надзору и Федеральная служба по технологическому надзору преобразуются в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору с передачей последней соответствующих функций и полномочий. Ростехнадзор при этом находится в ведении Правительства РФ. Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования преобразуется в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, передав функции в сфере экологического надзора Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору. Однако, согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования продолжала осуществлять контроль и надзор за безопасностью гидротехнических сооружений (соблюдением норм и правил безопасности), кроме гидротехнических сооружений промышленности, энергетики и судоходных гидротехнических сооружений. Кроме того, Министерство транспорта и связи РФ преобразуется в Министерство транспорта РФ и Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации. В ведении Министерства транспорта РФ продолжает находиться Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.

Указом Президента РФ от 12.05.2008 N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" <44> Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации преобразуется в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и Министерство энергетики Российской Федерации с соответствующим распределением функций между этими министерствами. Министерство природных ресурсов РФ преобразовывается в Министерство природных ресурсов и экологии РФ. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору переходит в ведение Министерства природных ресурсов и экологии РФ. В соответствии с изменениями, которые вносятся в постановления Правительства РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.05.2008 N 404 <45>, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования утрачивает функции по осуществлению контроля и надзора в пределах своей компетенции за гидротехническими сооружениями.

--------------------------------

<44> Российская газета. N 100. 13.05.2008.

<45> Постановление Правительства РФ от 29.05.2008 N 404 "О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 02.06.2008. N 22. Ст. 2581.
В 2009 году вносятся изменения <46> в Постановление Правительства РФ от 16.10.1997 N 1320 "Об организации государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений", в соответствии с которыми государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений осуществляется:

--------------------------------

<46> Постановление Правительства РФ от 30.11.2009 N 970 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 16 октября 1997 г. N 1320" // Собрание законодательства РФ. 07.12.2009. N 49 (ч. 2). Ст. 5973.
- Федеральной службой по надзору в сфере транспорта - в отношении судоходных гидротехнических сооружений;

- Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору - в отношении остальных гидротехнических сооружений (за исключением гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления).

Указом Президента РФ от 23.06.2010 N 780 "Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" <47> происходит переподчинение Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в результате которого руководство деятельностью последней вновь переходит к Правительству РФ.

--------------------------------

<47> Собрание законодательства РФ. 05.07.2010. N 27. Ст. 3445.
В общем виде в становлении и развитии системы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих технологический надзор, можно выделить следующие периоды. В основе такой периодизации лежит соответствующий указ Президента РФ, утверждающий систему и структуру федеральных органов исполнительной власти.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Похожие:

Проблемы правоприменения монография iconПроблемы получения и утраты информации в ходе расследования преступлений Монография Краснодар
С12 Проблемы получения и утраты информации в ходе расследования преступлений: монография / В. А. Савельев. – Краснодар: Кубгау, 2015....

Проблемы правоприменения монография iconЭкономико-правовые проблемы осуществления модернизации России коллективная...
Краснодарская региональная просветительская общественная организация «Общество «Знание»

Проблемы правоприменения монография iconВ. Б. Вехов основы криминалистического учения
Монография представляет собой одну из первых работ, в которой обобщены актуальные проблемы исследования и использования компьютерной...

Проблемы правоприменения монография iconМонография Санкт-Петербург
Монография предназначена в первую очередь для научных работников, аспирантов, а также для тех, кто интересуется развитием современной...

Проблемы правоприменения монография iconДоклад органов исполнительной власти Ярославской области о результатах...
Ярославской области Ярославской областной Думой, органами местного самоуправления Ярославской области осуществлялся мониторинг правоприменения...

Проблемы правоприменения монография iconЦентр мониторинга законодательства и правоприменения при Курганской...
О порядке распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту

Проблемы правоприменения монография iconФинуниверситет Труды преподавателей Уфимского филиала за 2015 год 2015 г
Актуальные проблемы труда и капитала: коллективная монография / под ред. М. Р. Богатыревой. – Прага: Vedecko vydavatelske centrum...

Проблемы правоприменения монография iconСведущие лица
Гришина, Е. П. Сведущие лица в российском уголовном судопроизводстве: теоретические проблемы доказывания и правоприменительная практика...

Проблемы правоприменения монография iconДоклад органов государственной власти Ярославской области
«О мониторинге правоприменения в Ярославской области», распоряжением Губернатора области от 03. 10. 2014 №465-р «Об утверждении Плана...

Проблемы правоприменения монография iconДоклад о результатах мониторинга правоприменения, осуществленного...
Вологодской области в соответствии с планом мониторинга правоприменения в Российской Федерации на 2014 год, утвержденным распоряжением...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск