Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
при Правительстве Москвы
(НОУ ВПО МосАП)
Ярославский филиал ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ Программа курса Тема 1. Психологические аспекты управленческой деятельности Понятие психологии управления: предмет, объект, цель, задачи. Понятия: организация, управление, руководство. Управленческие функции. Психологические подходы к определению профессионально-важных качеств руководителя. Уровни управления. Руководитель низового, среднего и высшего звеньев. Психологические требования к руководителям разного типа. Тема 2. Социально-психологические параметры управленческой деятельности Понятие нормы в психологии: эталон, срднестатистическая норма, функциональная норма. Социально-психологическая структура группы. Групповая динамика. Социальные роли. Роли руководителя, межличностные роли: главный руководитель, лидер, связующее звено. Информационные роли: приемник информации, распространитель информации, представитель. Роли, связанные с принятием решения: предприниматель, устраняющий нарушения, распределитель ресурсов, ведущий переговоры. Способы поведения как реализация социальной роли «начальника», «подчиненного», «коллеги». Тема 3. Управление собой Самоуправление и самоорганизация руководителя – основа успешной деятельности. Постановка личных целей и планирование их реализации. Способы поддержания собственной мотивации. Индивидуальный стиль деятельности руководителя. Таймменеджмент: инвентаризация времени, определение основных «ловушек» времени, учет биоритмов и др. составление психологического портрета руководителя как средство углубления рефлексии, самоанализа личности руководителя, коррекции его деятельности. Схема составления психологического портрета. Помощь и самопомощь при состоянии стресса, эмоциональной напряженности. Тема 4. Стили управления Психологические основы эффективной управленческой деятельности. Социально-психологические особенности руководителя. Понятие «стиля руководства». Традиционные стили управления: авторитарный, демократический, нейтральный или директивный, коллегиальный, попустительский. Управленческая матрица. Современные способы управления: новаторско-аналитический стиль, соучаствующее (партисипативное) управление. Вероятностная модель эффективности руководства. Факторы, определяющие выбор стиля руководства и оптимизации стиля управленческой деятельности. Тема 5. Руководство и лидерство Организация как формальное и неформальное объединение людей. Основные теории лидерства. Руководитель и лидер: сходство и различие. Руководство: власть и личное влияние. Лидерство: стиль, ситуация и эффективность. Авторитет руководителя. Психологические взаимоотношения и межличностное общение в группе. Активные и пассивные психологические черты. Формирование акцентуированных черт (упрямство, непримиримость, самоуверенность, властность). От лидерства к деспотизму. Тема 6. Руководство и власть Профессионализация психики руководителя. Власть как психологическое явление. Видимые (власть положения, эксперта, личности и зависимости) и невидимые (обладатель ресурсов, социальных связей, информации) источники власти. Социальная направленность доминирования. Виды доминирования: конкурирующее, организующее, заботливое, агрессивное. Способы реализации доминирования. Тема 7. Мотивация поведения личности Содержание понятий мотива и мотивации. Содержательные (А. Маслоу, Д. Макклелланд, Ф. Херцберг) и процессуальные (В. Врум, Э. Лоулер, Л. Портер) теории мотивации. Фазы развития личности и формирование отдельных качеств характера. Мотивы и потребности. Жизненные ценности. Иерархия потребностей. Направленность личности. Мотивация управленческой деятельности. Реальнодействующие и смыслообразующие мотивы. Виды мотивов: достижения, аффилиации, власти. Групповая мотивация: «сцепление», солидарность, групповой эгоизм, латентное лидерство. Поведенческие аспекты группового взаимодействия. Основные системы улучшения мотивации. Тема 8. Конфликты и способы их разрешения Природа и типология конфликтов. Межличностные конфликты, динамика их развития в стандартных ситуациях. Личностные конфликты и их последствия для человека. Способы решения конфликтных ситуаций: соперничество, игнорирование, компромисс, сотрудничество, приспособление. Личности: ситуативно конфликтные и перманентно конфликтные. Типология психологической защиты личности в условиях конфликтной ситуации. Модель бесконфликтного поведения. Переговорный процесс в разрешении конфликта. Тема 9. Подбор и оценка персонала Психологические исследования деловых и личностных качеств работников. Формирование диагностической программы психологического обследования. Структура личности и структура деятельности как схема психологической диагностики. Проблема природы и развития профессиональных способностей. Способы измерения профессиональных способностей. Способность к приобретению способностей. Принципы подходов к результатам научного анализа возможностей работника: принцип универсальной одаренности, принцип концептуальности, принцип целевой элеминации, принцип дополнения, принцип последовательного приближения. Подбор и оценка персонала. Здоровье руководителя и персонала. Схема осуществления отбора персонала. Источники набора. Резюме. Тема 10. Психологическая природа принятия решений Принятие решения как мыслительная задача. Компоненты принятия решения. Психологические механизмы поиска решения. Типичные ситуации, в которых руководитель должен принимать решения: планирование, организация деятельности, мотивация, контроль. Подходы к принятию решения: интуитивный, основанный на суждениях, рациональный. Психологические факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений: личностные особенности руководителя и его подчиненных. Коллективные формы принятия управленческих решений: собрание, совещание, переговоры и т.п. деловая игра как способ принятия управленческих решений. Виды деловых игр. Процедура и способ анализа проведения игры.
Тема 11. Психология воздействия и убеждения Теоретические основы психологии воздействия. Способы управленческого воздействия: внушение, заражение, подражание и убеждение. Типология объектов психологического воздействия. Основные профессиональные умения руководителя: помогать и убеждать, влиять и критиковать, вести и организовывать. Приемы убеждения (информирование, разъяснение, доказательство, опровержение) и обольщения (представление, церемониал). Тема 12. Психология успеха и карьерный рост Возможности и «барьеры» на пути профессионального роста. Психологическая готовность к профессиональной деятельности. Конфликтующая реальность и пути ее преодоления. Личностные ограничения. Имидж. Психология карьеры: модель карьерного роста, стадии развития и планирование карьеры. Кризисы профессионального становления. Примерные вопросы к зачету
Психология управления как наука и область ее практического применения.
Психологические требования к руководителям разного типа.
Понятие нормы, групповая норма.
Способы поведения как реализация социальной роли «начальника», «подчиненного», «коллеги».
Самоуправление и самоорганизация руководителя.
Тайм-менеджмент.
Критерии оценки эффективного руководства.
Стили руководства: традиционный и современный подходы.
Руководитель и лидер.
От лидерства к деспотизму.
Власть как психологическое явление. Видимые и невидимые источники власти.
Социальная направленность и способы реализации доминирования.
Содержание понятий мотива и мотивации. Виды мотивов.
Фазы развития личности и формирование отдельных качеств характера.
Межличностные и внутриличностные конфликты.
Способы решения конфликтных ситуаций.
Виды и формы психологической защиты в ситуации конфликтного общения.
Профессиональные способности. Профпригодность.
Схема осуществления отбора персонала.
Ситуации и способы принятия решения руководителем.
Коллективные формы принятия решений.
Деловая игра как способ принятия управленческих решений.
Способы управленческого воздействия.
Приемы обольщения и убеждения.
Ограничения деятельности руководителя: внешние, внутренние, личностные.
Имидж и его формирование.
Психология карьерного роста.
Основная литература
Захарова Т.И. Социология и психология управления: учебно-методический комплекс / Т.И. Захарова, Д.Е. Стюрина. - М.: ЕАОИ, 2008.
Ричи Ш. Управление мотивацией. – М: ЮНИТИ-Дана, 2004. (гриф)
Шарухин А.П. Психология менеджмента. – СПб.: Речь, 2005. (гриф)
Ильина О.Н. Милорадова Н.Г. Управление персоналом. Психология управления. Справочное и учебное пособие для специалистов и руководителей кадровых служб строительного комплекса Москвы. – М.: ЗАО «издательский дом «Логос – Развитие», 2002.
Милорадова Н.Г. Мышление в дискуссиях и решениях задач. Рекомендовано Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по техническим специальностям. 2-е изд. М.: изд-во АСВ, 2000.
Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. Учебно-методическое пособие. Москва – Воронеж, 2002.
Практическая психология: Учебник /Под ред. М.К. Тутушкиной. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по техническим специальностям. М.: Изд-во АСВ, 1997.
Милорадова Н.Г. Психологический практикум по курсу «Психология управления». М.: МГСУ, 2004.
Дополнительная литература
Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия. /Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
Крический Р.Л. Если Вы - руководитель ... Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. - М.: Дело, 1992, с.8-67; 147-264; 307-335.
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992, с.27-140; 165-193; 359-388;435-515.
Никифоров Г.С., Сливкин Ю.Н. Психология менеджмента /Психологическое обеспечение профессиональной деятельности /под ред. Никифорова Г.С. - СПб.: изд-во С.-Петербургского ун-та, 1991, с.84-95.
Психологическая диагностика в управлении персоналом: Учебное пособие для сотрудников кадровых служб /Под. Ред. Климова Е.А. – М.: РПО, 1999.
Регуляция социально-психологического климата трудового коллектива /под ред. Б.Д. Парыгина и др. - Л.: Наука, 1986, с.36-73.
Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом. - М.: «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1995.
Управление персоналом: Учебник для вузов /Под ред. Базарова Т.Ю. - М.: ЮНИТИ, 1998.
Урбанович А.А. Психология управления: Учебное пособие. – Мн.: Харвест, 2003.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ http://www.cfin.ru – Корпоративный менеджмент.
http://www.HRM.ru – Кадровый менеджмент.
http://www.employer-employee.com – Портал о трудовых ресурсах.
http://www.headhunter.net/JobSeeker/Index – Информационный портал «Headhunter».
http://lib.madi.ru – Электронная библиотека.
http://ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, управление».
www.totaljobs.com – Информационный портал о трудовых ресурсах.
Глоссарий
Управление
| В самом общем виде – это элемент, функция, обеспечивающая сохранение определенной структуры, организованных систем, поддержание режима их деятельности, реализацию их программы и целей.
В социальном плане - не что иное, как настраивание других людей на труд (Ли Якока). Главными компонентами выступают люди как члены различных организаций либо организационные подразделения в целом.
| Организация
| Представляет собой форму объединения группы людей, деятельность которых сознательно координируется субъектом управления для достижения общей цели и для упорядочивания совместной деятельности.
| Психология управления
| Отрасль психологической науки, объединяющая достижения различных наук в области изучения психологических аспектов процесса управления и направленная на оптимизацию и повышение эффективности этого процесса.
| Объект психологии управления
| С одной точки зрения, объектом являются системы «человек – человек» и «человек – техника», рассматриваемые в целях оптимизации управления этими системами
- функционально-структурный анализ управленческой деятельности;
- инженерно-психологический анализ построения и использования автоматизированных систем управления;
- социально-психологический анализ производственных и управленческих коллективов;
- взаимоотношения в них людей;
- исследование психологии руководителя, отношений между руководителем и руководимыми, психологических аспектов подбора и расстановки руководящих кадров, психолого-педагогичеких вопросов подготовки кадров руководителей. С другой точки зрения, к объекту можно отнести только систему «человек-человек», рассматриваемую также в целях оптимизации управления этой системой. Наряду с этой рассматривается еще ряд подсистем: «личность - группа», «личность - организация», «группа – группа»; «группа – организация»; «организация – организация».
| Предмет психологии управления
| Психологические аспекты процесса руководства различными видами совместной деятельности и межличностного общения в организациях, то есть психологические аспекты управленческих отношений.
| Уровни психолого-управленческой проблематики
| Психологические аспекты деятельности руководителя:
- психологические особенности управленческого труда вообще, его специфика в различных сферах деятельности;
- психологический анализ личности руководителя, психологические требования к личностным качествам руководителя;
- психологические аспекты принятия управленческого решения;
- индивидуальный стиль управления руководителя и проблемы его коррекции.
Психологические аспекты деятельности организации как субъекта и объекта управления:
- возможности использования психологических факторов для решения управленческих задач;
- закономерности формирования благоприятного социально-психологического климата в организации;
- закономерности формирования оптимальных межличностных взаимоотношений в организации: проблема психологической совместимости;
- формальная и неформальная структура организации;
- мотивация труда членов организации; ценностные ориентации в организации: управление процессом их формирования.
Психологические аспекты взаимодействия руководителя с членами организации:
- проблемы создания и функционирования системы коммуникации в процессе взаимодействия;
- проблемы управленческого общения;
- оптимизация взаимоотношений в звене «руководитель – подчиненный»;
- информированность как фактор повышения эффективности управления.
| Психология менеджмента
| междисциплинарное научно-практическое направление, целью которого является исследование и психологическое обеспечение решения проблем организации в условиях рыночной системы хозяйствования.
Объектом изучения выступают люди, входящие в организации, самостоятельные в финансовом и юридическом отношениях которыми являются совместные предприятия, кооперативы, малые предприятия и т.д.
Предметом являются психологические факторы, обусловливающие эффективную деятельность менеджера, особенности принятия индивидуальных и групповых решений, лидерство, мотивирование, нормы, ценности и т.п. Сюда входят вопросы социально-психологических явлений, психологии труда, общей психологии, психологии профессий, психологии управления.
| Руководитель низового звена
| Это бригадиры, мастера, начальники подразделений, непосредственно руководящие рабочими группами или отдельными специалистами.
| Руководитель среднего звена
| Руководят деятельностью подчиненных им низовых руководителей. По отношению к нему используются титулы: «менеджер», «директор», «шеф», «начальник отдела», «начальник департамента». Он отвечает за выполнение производственного плана организации применительно к своим подразделениям.
| Руководитель высшего звена
| Вершина должностной иерархии. Его титул «президент», «исполнительный директор», «вице президент» и др. Это исполнительное лицо организации, он создает программы действий и через подчиненных руководителей реализует политику организации.
| Менеджеры горизонтального плана
| По персоналу, исследованиям и разработкам, маркетингу, финансам, производству, инженерной службе. Они руководят подчиненными через общеменеджерские функции (планирование, организация, лидерство, контроль).
| Подходы к определению профессионально важных качеств руководителя
| Ч. Магерисон и Э. Какабадзе на основе опроса более 700 руководителей выявили следующие качества перспективных руководителей:
- Умение работать с людьми и делегировать своим подчиненным ряд своих полномочий;
- Готовность рисковать и брать ответственность за это на себя;
- Активность (жизненная и управленческая);
- Приобретение основательного управленческого опыта до 35 лет;
- Умение при необходимости легко менять стиль управления;
- Семейная поддержка.
В.М. Шепель выделил три блока качеств руководителя:
- Общие качества (незаурядный интеллект, фундаментальные знания, достаточный опыт);
- Конкретные качества (идейно-нравственные, научно-профессиональные, организационные, психофизические);
- Специфические личностно-деловые качества (коммуникабельность, эмпатичность, способность к психоанализу, стрессоустойчивость, красноречивость, визуальность).
Системно-факторный подход Л.В.Фаткина опирается на пять специфических интегральных факторов, объединяющих ряд качеств:
- Адаптационная мобильность (умение быстро находить свое место в той или иной ситуации);
- Эмоциональное и деловое лидерство;
- Способность к интеграции социальных функций (приспособление своего поведения под ролевые ожидания других участников социального контакта);
- Контактность (способность к установлению позитивных социальных контактов);
- Стрессоустойчивость (интеллектуальная, волевая и эмоциональная).
Наиболее удачен подход Р.Л.Кричевского, который выделяет следующие качества руководителя:
- Высокий профессионализм;
- Ответственность и надежность;
- Уверенность в себе, умение влиять на своих подчиненных;
- Самостоятельность;
- Способность к творческому решению задач;
- Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость;
- Коммуникабельность, общительность, близость к подчиненным.
| Профессиограмма
| Система требований, предъявляемых к субъекту определенной деятельностью, в данном случае управленческой.
П. руководителя включает:
- интеллект. Он должен быть выше среднего, но не на уровне гениальности. Существенной является способность к решению сложных и абстрактных проблем;
- инициатива и деловая активность. Предполагает наличие мотива к действию, самостоятельность и находчивость;
- уверенность в себе, связанная с высокой самооценкой компетентности и высоким уровнем притязаний;
- так называемый «фактор геликоптера», или способность подниматься над частностями и воспринимать ситуацию в более широком контексте.
| |