1. Психологические аспекты управленческой деятельности Понятие психологии управления: предмет, объект, цель, задачи. Понятия: организация, управление, руководство. Управленческие функции. Психологические подходы к определению пр


Скачать 144.5 Kb.
Название1. Психологические аспекты управленческой деятельности Понятие психологии управления: предмет, объект, цель, задачи. Понятия: организация, управление, руководство. Управленческие функции. Психологические подходы к определению пр
ТипРуководство
filling-form.ru > Туризм > Руководство




Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

при Правительстве Москвы

(НОУ ВПО МосАП)

Ярославский филиал
ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Программа курса
Тема 1. Психологические аспекты управленческой деятельности
Понятие психологии управления: предмет, объект, цель, задачи. Понятия: организация, управление, руководство. Управленческие функции. Психологические подходы к определению профессионально-важных качеств руководителя. Уровни управления. Руководитель низового, среднего и высшего звеньев. Психологические требования к руководителям разного типа.
Тема 2. Социально-психологические параметры управленческой деятельности
Понятие нормы в психологии: эталон, срднестатистическая норма, функциональная норма. Социально-психологическая структура группы. Групповая динамика. Социальные роли. Роли руководителя, межличностные роли: главный руководитель, лидер, связующее звено. Информационные роли: приемник информации, распространитель информации, представитель. Роли, связанные с принятием решения: предприниматель, устраняющий нарушения, распределитель ресурсов, ведущий переговоры. Способы поведения как реализация социальной роли «начальника», «подчиненного», «коллеги».
Тема 3. Управление собой
Самоуправление и самоорганизация руководителя – основа успешной деятельности. Постановка личных целей и планирование их реализации. Способы поддержания собственной мотивации. Индивидуальный стиль деятельности руководителя. Таймменеджмент: инвентаризация времени, определение основных «ловушек» времени, учет биоритмов и др. составление психологического портрета руководителя как средство углубления рефлексии, самоанализа личности руководителя, коррекции его деятельности. Схема составления психологического портрета. Помощь и самопомощь при состоянии стресса, эмоциональной напряженности.
Тема 4. Стили управления
Психологические основы эффективной управленческой деятельности. Социально-психологические особенности руководителя. Понятие «стиля руководства». Традиционные стили управления: авторитарный, демократический, нейтральный или директивный, коллегиальный, попустительский. Управленческая матрица. Современные способы управления: новаторско-аналитический стиль, соучаствующее (партисипативное) управление. Вероятностная модель эффективности руководства. Факторы, определяющие выбор стиля руководства и оптимизации стиля управленческой деятельности.
Тема 5. Руководство и лидерство
Организация как формальное и неформальное объединение людей. Основные теории лидерства. Руководитель и лидер: сходство и различие. Руководство: власть и личное влияние. Лидерство: стиль, ситуация и эффективность. Авторитет руководителя. Психологические взаимоотношения и межличностное общение в группе. Активные и пассивные психологические черты. Формирование акцентуированных черт (упрямство, непримиримость, самоуверенность, властность). От лидерства к деспотизму.
Тема 6. Руководство и власть
Профессионализация психики руководителя. Власть как психологическое явление. Видимые (власть положения, эксперта, личности и зависимости) и невидимые (обладатель ресурсов, социальных связей, информации) источники власти. Социальная направленность доминирования. Виды доминирования: конкурирующее, организующее, заботливое, агрессивное. Способы реализации доминирования.
Тема 7. Мотивация поведения личности
Содержание понятий мотива и мотивации. Содержательные (А. Маслоу, Д. Макклелланд, Ф. Херцберг) и процессуальные (В. Врум, Э. Лоулер, Л. Портер) теории мотивации. Фазы развития личности и формирование отдельных качеств характера. Мотивы и потребности. Жизненные ценности. Иерархия потребностей. Направленность личности. Мотивация управленческой деятельности. Реальнодействующие и смыслообразующие мотивы. Виды мотивов: достижения, аффилиации, власти. Групповая мотивация: «сцепление», солидарность, групповой эгоизм, латентное лидерство. Поведенческие аспекты группового взаимодействия. Основные системы улучшения мотивации.
Тема 8. Конфликты и способы их разрешения
Природа и типология конфликтов. Межличностные конфликты, динамика их развития в стандартных ситуациях. Личностные конфликты и их последствия для человека. Способы решения конфликтных ситуаций: соперничество, игнорирование, компромисс, сотрудничество, приспособление. Личности: ситуативно конфликтные и перманентно конфликтные. Типология психологической защиты личности в условиях конфликтной ситуации. Модель бесконфликтного поведения. Переговорный процесс в разрешении конфликта.
Тема 9. Подбор и оценка персонала
Психологические исследования деловых и личностных качеств работников. Формирование диагностической программы психологического обследования. Структура личности и структура деятельности как схема психологической диагностики. Проблема природы и развития профессиональных способностей. Способы измерения профессиональных способностей. Способность к приобретению способностей. Принципы подходов к результатам научного анализа возможностей работника: принцип универсальной одаренности, принцип концептуальности, принцип целевой элеминации, принцип дополнения, принцип последовательного приближения. Подбор и оценка персонала. Здоровье руководителя и персонала. Схема осуществления отбора персонала. Источники набора. Резюме.
Тема 10. Психологическая природа принятия решений
Принятие решения как мыслительная задача. Компоненты принятия решения. Психологические механизмы поиска решения. Типичные ситуации, в которых руководитель должен принимать решения: планирование, организация деятельности, мотивация, контроль. Подходы к принятию решения: интуитивный, основанный на суждениях, рациональный. Психологические факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений: личностные особенности руководителя и его подчиненных. Коллективные формы принятия управленческих решений: собрание, совещание, переговоры и т.п. деловая игра как способ принятия управленческих решений. Виды деловых игр. Процедура и способ анализа проведения игры.


Тема 11. Психология воздействия и убеждения
Теоретические основы психологии воздействия. Способы управленческого воздействия: внушение, заражение, подражание и убеждение. Типология объектов психологического воздействия. Основные профессиональные умения руководителя: помогать и убеждать, влиять и критиковать, вести и организовывать. Приемы убеждения (информирование, разъяснение, доказательство, опровержение) и обольщения (представление, церемониал).
Тема 12. Психология успеха и карьерный рост
Возможности и «барьеры» на пути профессионального роста. Психологическая готовность к профессиональной деятельности. Конфликтующая реальность и пути ее преодоления. Личностные ограничения. Имидж. Психология карьеры: модель карьерного роста, стадии развития и планирование карьеры. Кризисы профессионального становления.
Примерные вопросы к зачету


  1. Психология управления как наука и область ее практического применения.

  2. Психологические требования к руководителям разного типа.

  3. Понятие нормы, групповая норма.

  4. Способы поведения как реализация социальной роли «начальника», «подчиненного», «коллеги».

  5. Самоуправление и самоорганизация руководителя.

  6. Тайм-менеджмент.

  7. Критерии оценки эффективного руководства.

  8. Стили руководства: традиционный и современный подходы.

  9. Руководитель и лидер.

  10. От лидерства к деспотизму.

  11. Власть как психологическое явление. Видимые и невидимые источники власти.

  12. Социальная направленность и способы реализации доминирования.

  13. Содержание понятий мотива и мотивации. Виды мотивов.

  14. Фазы развития личности и формирование отдельных качеств характера.

  15. Межличностные и внутриличностные конфликты.

  16. Способы решения конфликтных ситуаций.

  17. Виды и формы психологической защиты в ситуации конфликтного общения.

  18. Профессиональные способности. Профпригодность.

  19. Схема осуществления отбора персонала.

  20. Ситуации и способы принятия решения руководителем.

  21. Коллективные формы принятия решений.

  22. Деловая игра как способ принятия управленческих решений.

  23. Способы управленческого воздействия.

  24. Приемы обольщения и убеждения.

  25. Ограничения деятельности руководителя: внешние, внутренние, личностные.

  26. Имидж и его формирование.

  27. Психология карьерного роста.


Основная литература


  1. Захарова Т.И. Социология и психология управления: учебно-методический комплекс / Т.И. Захарова, Д.Е. Стюрина. - М.: ЕАОИ, 2008.




  1. Ричи Ш. Управление мотивацией. – М: ЮНИТИ-Дана, 2004. (гриф)




  1. Шарухин А.П. Психология менеджмента. – СПб.: Речь, 2005. (гриф)




  1. Ильина О.Н. Милорадова Н.Г. Управление персоналом. Психология управления. Справочное и учебное пособие для специалистов и руководителей кадровых служб строительного комплекса Москвы. – М.: ЗАО «издательский дом «Логос – Развитие», 2002.




  1. Милорадова Н.Г. Мышление в дискуссиях и решениях задач. Рекомендовано Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по техническим специальностям. 2-е изд. М.: изд-во АСВ, 2000.




  1. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. Учебно-методическое пособие. Москва – Воронеж, 2002.




  1. Практическая психология: Учебник /Под ред. М.К. Тутушкиной. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по техническим специальностям. М.: Изд-во АСВ, 1997.




  1. Милорадова Н.Г. Психологический практикум по курсу «Психология управления». М.: МГСУ, 2004.


Дополнительная литература


  1. Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия. /Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000.




  1. Крический Р.Л. Если Вы - руководитель ... Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. - М.: Дело, 1992, с.8-67; 147-264; 307-335.




  1. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992, с.27-140; 165-193; 359-388;435-515.




  1. Никифоров Г.С., Сливкин Ю.Н. Психология менеджмента /Психологическое обеспечение профессиональной деятельности /под ред. Никифорова Г.С. - СПб.: изд-во С.-Петербургского ун-та, 1991, с.84-95.




  1. Психологическая диагностика в управлении персоналом: Учебное пособие для сотрудников кадровых служб /Под. Ред. Климова Е.А. – М.: РПО, 1999.




  1. Регуляция социально-психологического климата трудового коллектива /под ред. Б.Д. Парыгина и др. - Л.: Наука, 1986, с.36-73.




  1. Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом. - М.: «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1995.




  1. Управление персоналом: Учебник для вузов /Под ред. Базарова Т.Ю. - М.: ЮНИТИ, 1998.




  1. Урбанович А.А. Психология управления: Учебное пособие. – Мн.: Харвест, 2003.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ


      1. http://www.cfin.ru – Корпоративный менеджмент.

      2. http://www.HRM.ru – Кадровый менеджмент.

      3. http://www.employer-employee.com – Портал о трудовых ресурсах.

      4. http://www.headhunter.net/JobSeeker/Index Информационный портал «Headhunter».

      5. http://lib.madi.ru – Электронная библиотека.

      6. http://ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, управление».

      7. www.totaljobs.com – Информационный портал о трудовых ресурсах.


Глоссарий


Управление

В самом общем виде – это элемент, функция, обеспечивающая сохранение определенной структуры, организованных систем, поддержание режима их деятельности, реализацию их программы и целей.

В социальном плане - не что иное, как настраивание других людей на труд (Ли Якока). Главными компонентами выступают люди как члены различных организаций либо организационные подразделения в целом.

Организация

Представляет собой форму объединения группы людей, деятельность которых сознательно координируется субъектом управления для достижения общей цели и для упорядочивания совместной деятельности.

Психология управления

Отрасль психологической науки, объединяющая достижения различных наук в области изучения психологических аспектов процесса управления и направленная на оптимизацию и повышение эффективности этого процесса.

Объект психологии управления

С одной точки зрения, объектом являются системы «человек – человек» и «человек – техника», рассматриваемые в целях оптимизации управления этими системами

- функционально-структурный анализ управленческой деятельности;

- инженерно-психологический анализ построения и использования автоматизированных систем управления;

- социально-психологический анализ производственных и управленческих коллективов;

- взаимоотношения в них людей;

- исследование психологии руководителя, отношений между руководителем и руководимыми, психологических аспектов подбора и расстановки руководящих кадров, психолого-педагогичеких вопросов подготовки кадров руководителей.
С другой точки зрения, к объекту можно отнести только систему «человек-человек», рассматриваемую также в целях оптимизации управления этой системой. Наряду с этой рассматривается еще ряд подсистем: «личность - группа», «личность - организация», «группа – группа»; «группа – организация»; «организация – организация».

Предмет психологии управления

Психологические аспекты процесса руководства различными видами совместной деятельности и межличностного общения в организациях, то есть психологические аспекты управленческих отношений.

Уровни психолого-управленческой проблематики

Психологические аспекты деятельности руководителя:

- психологические особенности управленческого труда вообще, его специфика в различных сферах деятельности;

- психологический анализ личности руководителя, психологические требования к личностным качествам руководителя;

- психологические аспекты принятия управленческого решения;

- индивидуальный стиль управления руководителя и проблемы его коррекции.

Психологические аспекты деятельности организации как субъекта и объекта управления:

- возможности использования психологических факторов для решения управленческих задач;

- закономерности формирования благоприятного социально-психологического климата в организации;

- закономерности формирования оптимальных межличностных взаимоотношений в организации: проблема психологической совместимости;

- формальная и неформальная структура организации;

- мотивация труда членов организации; ценностные ориентации в организации: управление процессом их формирования.

Психологические аспекты взаимодействия руководителя с членами организации:

- проблемы создания и функционирования системы коммуникации в процессе взаимодействия;

- проблемы управленческого общения;

- оптимизация взаимоотношений в звене «руководитель – подчиненный»;

- информированность как фактор повышения эффективности управления.

Психология менеджмента


междисциплинарное научно-практическое направление, целью которого является исследование и психологическое обеспечение решения проблем организации в условиях рыночной системы хозяйствования.

Объектом изучения выступают люди, входящие в организации, самостоятельные в финансовом и юридическом отношениях которыми являются совместные предприятия, кооперативы, малые предприятия и т.д.

Предметом являются психологические факторы, обусловливающие эффективную деятельность менеджера, особенности принятия индивидуальных и групповых решений, лидерство, мотивирование, нормы, ценности и т.п. Сюда входят вопросы социально-психологических явлений, психологии труда, общей психологии, психологии профессий, психологии управления.

Руководитель низового звена

Это бригадиры, мастера, начальники подразделений, непосредственно руководящие рабочими группами или отдельными специалистами.

Руководитель среднего звена


Руководят деятельностью подчиненных им низовых руководителей. По отношению к нему используются титулы: «менеджер», «директор», «шеф», «начальник отдела», «начальник департамента». Он отвечает за выполнение производственного плана организации применительно к своим подразделениям.

Руководитель высшего звена

Вершина должностной иерархии. Его титул «президент», «исполнительный директор», «вице президент» и др. Это исполнительное лицо организации, он создает программы действий и через подчиненных руководителей реализует политику организации.

Менеджеры горизонтального плана


По персоналу, исследованиям и разработкам, маркетингу, финансам, производству, инженерной службе. Они руководят подчиненными через общеменеджерские функции (планирование, организация, лидерство, контроль).

Подходы к определению профессионально важных качеств руководителя

Ч. Магерисон и Э. Какабадзе на основе опроса более 700 руководителей выявили следующие качества перспективных руководителей:

- Умение работать с людьми и делегировать своим подчиненным ряд своих полномочий;

- Готовность рисковать и брать ответственность за это на себя;

- Активность (жизненная и управленческая);

- Приобретение основательного управленческого опыта до 35 лет;

- Умение при необходимости легко менять стиль управления;

- Семейная поддержка.

В.М. Шепель выделил три блока качеств руководителя:

- Общие качества (незаурядный интеллект, фундаментальные знания, достаточный опыт);

- Конкретные качества (идейно-нравственные, научно-профессиональные, организационные, психофизические);

- Специфические личностно-деловые качества (коммуникабельность, эмпатичность, способность к психоанализу, стрессоустойчивость, красноречивость, визуальность).

Системно-факторный подход Л.В.Фаткина опирается на пять специфических интегральных факторов, объединяющих ряд качеств:

- Адаптационная мобильность (умение быстро находить свое место в той или иной ситуации);

- Эмоциональное и деловое лидерство;

- Способность к интеграции социальных функций (приспособление своего поведения под ролевые ожидания других участников социального контакта);

- Контактность (способность к установлению позитивных социальных контактов);

- Стрессоустойчивость (интеллектуальная, волевая и эмоциональная).

Наиболее удачен подход Р.Л.Кричевского, который выделяет следующие качества руководителя:

- Высокий профессионализм;

- Ответственность и надежность;

- Уверенность в себе, умение влиять на своих подчиненных;

- Самостоятельность;

- Способность к творческому решению задач;

- Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость;

- Коммуникабельность, общительность, близость к подчиненным.

Профессиограмма

Система требований, предъявляемых к субъекту определенной деятельностью, в данном случае управленческой.

П. руководителя включает:

- интеллект. Он должен быть выше среднего, но не на уровне гениальности. Существенной является способность к решению сложных и абстрактных проблем;

- инициатива и деловая активность. Предполагает наличие мотива к действию, самостоятельность и находчивость;

- уверенность в себе, связанная с высокой самооценкой компетентности и высоким уровнем притязаний;

- так называемый «фактор геликоптера», или способность подниматься над частностями и воспринимать ситуацию в более широком контексте.

Похожие:

1. Психологические аспекты управленческой деятельности Понятие психологии управления: предмет, объект, цель, задачи. Понятия: организация, управление, руководство. Управленческие функции. Психологические подходы к определению пр icon2. Методологические аспекты аудита персонала: Методологические подходы...
Тема Предмет, содержание и задачи дисциплины «Аудит и контроллинг персонала»: Понятие аудита и контроллинга персонала. Предмет и...

1. Психологические аспекты управленческой деятельности Понятие психологии управления: предмет, объект, цель, задачи. Понятия: организация, управление, руководство. Управленческие функции. Психологические подходы к определению пр iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Правовые и психологические...
Государственное образовательное учреждение высшегоь профессионального образования

1. Психологические аспекты управленческой деятельности Понятие психологии управления: предмет, объект, цель, задачи. Понятия: организация, управление, руководство. Управленческие функции. Психологические подходы к определению пр icon1. Основы теории специальной педагогики. Основные понятия, объект,...
Евозможно. Спец пед-ка охватывает всю жизнь чел-ка с ограниченными возможностями. Так как она является составной частью педагогики,...

1. Психологические аспекты управленческой деятельности Понятие психологии управления: предмет, объект, цель, задачи. Понятия: организация, управление, руководство. Управленческие функции. Психологические подходы к определению пр iconКонспект лекций Тема Сущность, содержание и цели маркетинговой деятельности
Суть и содержание понятия «маркетинг». Цели, задачи, объект и предмет маркетинга. Эволюция содержания маркетинга

1. Психологические аспекты управленческой деятельности Понятие психологии управления: предмет, объект, цель, задачи. Понятия: организация, управление, руководство. Управленческие функции. Психологические подходы к определению пр iconПредмет и научные основы системы государственного управления
Содержание понятия государственного управления • Формы го­сударственного устройства • Принципы и способы реализации го­сударственной...

1. Психологические аспекты управленческой деятельности Понятие психологии управления: предмет, объект, цель, задачи. Понятия: организация, управление, руководство. Управленческие функции. Психологические подходы к определению пр icon030900 «Юриспруденция» Гражданское процессуальное право как отрасль...
Понятие гражданского судопроизводства. Цель, задачи, виды и стадии гражданского судопроизводства

1. Психологические аспекты управленческой деятельности Понятие психологии управления: предмет, объект, цель, задачи. Понятия: организация, управление, руководство. Управленческие функции. Психологические подходы к определению пр iconЛелюк Инна Юрьевна 8 (495) 625-46-08 Минтруд России в-84986
Современное положение семей с детьми в Российской Федерации обусловлено произошедшими за последние годы изменениями, затронувшими...

1. Психологические аспекты управленческой деятельности Понятие психологии управления: предмет, объект, цель, задачи. Понятия: организация, управление, руководство. Управленческие функции. Психологические подходы к определению пр iconИсследование особенностей мотивации волонтеров на примере добровольцев-реставраторов
Феномен волонтерства. Психологические исследования волонтерской деятельности

1. Психологические аспекты управленческой деятельности Понятие психологии управления: предмет, объект, цель, задачи. Понятия: организация, управление, руководство. Управленческие функции. Психологические подходы к определению пр iconПсихологические особенности профессиональной ориентации старших школьников
Рекомендации психолога "Психологические особенности профессиональной ориентации старших школьников"

1. Психологические аспекты управленческой деятельности Понятие психологии управления: предмет, объект, цель, задачи. Понятия: организация, управление, руководство. Управленческие функции. Психологические подходы к определению пр iconЗадачи, объект и предмет судебной психофизиологической экспертизы с применением полиграфа
Комиссарова Я. В. Задачи, объект и предмет судебной психофизиологической экспертизы с применением полиграфа // Библиотека криминалиста....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
filling-form.ru

Поиск