Скачать 1.35 Mb.
|
Программа воспитания и социализации обучающихся МБОУ г. Иркутска СОШ № 34 уровня среднего общего образования Цель программы воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего общего образования – свободная, творческая личность, способная принимать взвешенные решения, предвидеть их возможные последствия, с высокой мерой ответственности за судьбу Отечества и мира в целом, характеризующаяся гармонией внутреннего и внешнего облика. Цель для данной возрастной группы:
Приоритетные ценности: Человек. Природа. Общество. Приоритетные направления и содержание воспитания обучающихся в 10-11 классах школы «Гармонии и вдохновения»: I. Формирование знаний (убеждений) об обществе как социальной среде человека.
Стадо, стая как форма жизни общественных животных. Упорядоченность их жизни. Толпа, масса, сборище, тусовка как формы случайно собранного множества людей. Человек массы в его действиях. Человек тьмы в его оценках. Стадность. Конформизм. «Тусовка» как бегство от индивидуальной свободы. Регулятивные нормы любого вида сообщества, безусловное повиновение человека этим нормам в толпе, массе, тусовке. Первые табу первобытно-общинного объединения как осознания нужды в регуляции общественной жизни.
Взаимосвязь функций, деятельности, интересов, занятий и их взаимодополняемость как условие благоприятного существования человека. Регулятивные функции общества. Контроль, оценка, коррекция жизнедеятельности человека. Человек в системе общественных связей. Выполнение им социальных норм и нарушение общепринятого. Согласованность действий и деятельности людей в обществе. Общепринятые ценности жизни как основа социального развития. Различие положений в обществе взрослых, детей и стариков, мужчин и женщин, здоровых и инвалидов, созидателей и потребителей. Коллективизм как наивысший принцип общественного устройства. Примитивное понимание коллективизма и его трагический исход. Личность как человек в его социальных связях в обществе.
Понятие родины. Содержание понятия: люди, язык, нравы, история, события, природа, традиции, привычки и мировоззрение. Край, город, село, улица, дом, школа – моя Родина. Скрытое чувство патриотизма. Знание Родины, ее людей, ее истории. Гордость за Родину. Забота о Родине. Сопереживание успехам и неуспехам Отечества. Содействие (споспешест-вование) благу Отчизны. Подвиг как ежедневное содействие благу Отчизны. Труд на благо родины. Человек как патриот своей Родины.
Государство до отношению к отдельному человеку: регуляция, контроль, принуждение, забота, поощрение, наказание. Проблема свободы человека и государственного принуждения. Мечта о государственном устройстве на основании равенства, братства, справедливости. Поиски и эксперименты в истории человечества. Основная государственная проблема – проблема собственности. Человек как гражданин в его отношении к государству. Критерий оценки государственного устройства – интересы группы людей, которые оно защищает.
Любовь как основа семейной жизни. Семья как защищенность человека. Человек защищает свою семью. Мать и отец – безусловная ценность для каждого человека. Родословная. Корни семьи. Традиции семьи. Забота каждого о каждом. Семейные роли человека: мать – жена; отец – муж; дети – сын, дочь; бабушка, дедушка. Ответственность за семью каждого члена семьи. Значение каждого члена семьи для ее благополучия и счастья.
Выбор группы: случайный, сознательный. Насильственная принадлежность к группе. Уровень развития группы и уровень развития человека. Поведение человека в группе. Умение общаться с группой. Товарищество как закон группы. Право каждого на свое индивидуальное проявление. Группы подавляющие: группы риска, преступные группировки, маргинальные группы. Группы учебные, по интересам, по проведению досуга, по профессиональным занятиям, творческие, идеологические. Умение человека сохранить свое «Я» в группе. Достойный человек занимает достойное место в достойной группе.
Ход истории человечества как смена поколений. Новые характеристики нового поколения. Конфликт поколений. Осознанный выбор поведения в рамках своего поколения. Судьба обогнавшего свое поколение. Судьба отстающего от своего поколения. Внешние атрибуты поколения и внутренние сущностные признаки. Разные типы людей в одном поколении. Один тип человека в разных поколениях. II. Формирование суждений об информационно-экологическом обществе.
СМИ и СМК: сущность, роль в жизни человека. Психолого-педагогическая проблема взаимодействия человека и СМК. Медиа-воздействие («effects», «media effects»), медиа-восприятие («mediation»). СМИ, СМК и манипулирование сознанием человека. Коммерческие цели СМИ. СМК и профессиональная информация.
Проблема «параллельной школы». Достоверная и недостоверная информация. Направления изучения информационных сообщений. Цели информационных сообщений, технология производства, специфика воздействия на человека. Информационный «кокон» человека. Различные формулировки и контексты заданий работы с информационными сообщениями. Рецензии и анонсы информационных сообщений. Профессиональное значение технологий работы с информационными сообщениями.
Медиа-искусства («media arts»), медиа-культура («media culture»): сущность, значение для развития личности. Сценарий медиа-текстов и организационные структуры педагогического процесса. Визуальная информация → вербальная знаковая система. Вербальная информация → визуальная знаковая система. Создание медиа-текстов как творческое задание, способствующее развитию познавательной активности учащегося. Произведения медиа-культуры, их возможности в формировании, развитии личности.
Знания: закономерностей, форм и методов массовой коммуникации; основных закономерностей восприятия и понимания медиа-сообщений; объективность воздействия СМК на образование, развитие и формирование личности; последствий воздействия на психику; форм и методов использования средств массовой коммуникации в организации целостного педагогического процесса. Умения: находить, воспринимать, понимать, создавать, сохранять и передавать различную информацию; общаться на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств; формировать и обосновывать альтернативные взгляды на информацию; организовывать педагогический процесс на основе средств массовой коммуникации. Ценностное отношение к медиа-образованию: осознание необходимости формирования медиа-образованности; переживание несоответствия своего уровня медиа-образованности определенным требованиям, нормам; потребность самосовершенствования в области медиа-образования. III. Формирование способности содействовать благу Родине как элемент жизни современного человека.
Осмысление своих целей. Соотношение цели и мечты. Способность к саморегуляции поведения и состояния. Корректировка формы поведения в согласии с внутренним миром. Планы деятельности как движение к цели.
Форма и содержание моего «Я». Речь, мимика, пластика одежда, манеры как средства внешнего портрета моего «Я». Открытость и доброжелательность в союзе со сдержанностью и корректностью поведения.
Позиция «иметь»; позиция «быть»; позиция «творить». Полярные позиции: «довольствоваться», «существовать», «разрушать». Способность отдавать себе отчет в исходе занятой жизненной позиции.
Прошлое и будущее. Настоящее как создание прошлого и проживание уменьшающего будущего. Анализировать прошлое. Планировать будущее.
Социальное окружение моего «Я». Анализировать обстоятельства моей жизни. Продумать роль моего «Я» в сложившейся судьбе.
Способность противостоять обстоятельствам. Отношение у дурным привычкам и низким традициям. Осмысление роли «белой вороны». Поиск собственного пути и индивидуальных форм поведения. Понятие духовной силы человека. Ошибки моей жизни. Исправление ошибок. Отношение к ошибкам жизни. Мои слабости и моя сила. Мои попытки изменить обстоятельства, окружающую среду.
Оценить мои представления о счастье. Осмыслить характер моего счастья как состояния души и как итоговой оценки жизни. Отношение к неприятностям, неудачам, невзгодам, горю и страданию. Умение оценивать истоки неприятностей. Страдание как предупреждение о несчастье. Смысл жизни в поисках смысла.
«Быть, как все» и «Не быть, как все» – вечная проблема человека. Умение быть скромным и гордым – обладать достоинством. Структура программы воспитания и социализации Программа воспитания и социализации МБОУ г. Иркутска СОШ № 34 включает разделы: - программа духовно-нравственного воспитания; - программа социализации; - программа гражданско-правового воспитания; - программа формирования экологической культуры, культуры безопасного и здорового образа жизни. Программа духовно-нравственного развития и воспитания Система деятельности МБОУ г. Иркутска СОШ № 34 в сфере духовно-нравственного развития и воспитания разработана с учѐтом направленности ООП СОО на формирование у учащихся качеств, способствующих последовательной реализации личностного потенциала в условиях культурно-образовательного пространства гимназии, социокультурной среды Иркутской области, современной России. Концепция Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся МБОУ г. Иркутска СОШ № 34 основана на положениях федеральных государственных образовательных стандартов и «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» о современном национальном воспитательном идеале, базовых национальных ценностях, традиционных источниках нравственности, укладе школьной жизни Особенности организации содержания деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию. Деятельность по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся организуется на основе технологий диалогового обучения, обучения в сотрудничестве, деятельностного обучения и реализуется через систему объединяющих учащихся, членов их семей, учителей, партнёров МБОУ г. Иркутска СОШ № 34 общешкольных проектов. Развитие воспитательного пространства происходит в соответствии со следующими принципами: Принцип ориентации на идеал. Воспитание всегда ориентировано на определённый идеал, который являет собой высшую цель стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития личности. Воспитательный идеал поддерживает внутреннее (смысловое, содержательное, процессуальное) единство уклада школьной жизни, обеспечивает возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации. Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности школьника. Их отбор среди огромного количества ценностей (общечеловеческих, религиозных, этнических, общественных, корпоративных) происходит на основе национального воспитательного идеала, который, в свою очередь, раскрывается в системе ценностей: Человек. Природа. Общество. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах, демонстрирующих устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируется, наполняется конкретным жизненным содержанием национальный воспитательный идеал. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя. Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка. Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно - деятельностный характер. Школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Принцип системно - деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, внешкольной, в том числе общественно полезной, деятельности обучающихся. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей. |
Мониторинг эффективности реализации программы воспитания и социализации обучающихся | Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, ценностные ориентиры | ||
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования | Результаты духовно-нравственного развития воспитания и социализации младших подростков 203 | ||
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования | Программа воспитания и социализации обучающихся при получении среднего общего образования | ||
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на уровне среднего общего образования | Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования | ||
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования | Кадровое обеспечение реализация образовательной программы основного общего образования |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |