2. Землепроходцы Тема Русское население Сибири в XVII начале XVIII века


Название2. Землепроходцы Тема Русское население Сибири в XVII начале XVIII века
страница1/6
ТипЛитература
filling-form.ru > Туризм > Литература
  1   2   3   4   5   6
Ф. С. Кузнецова, В. А. Зверев

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

ИСТОРИЯ СИБИРИ

Региональный компонент

Рекомендовано управлением народного образования Администрации Новосибирской об-ласти

Новосибирск «ИНФОЛИО-пресс» 2006

УДК 373.1.02:372.8

ББК 74.263.1

К89 Кузнецова Ф. С., Зверев В. А.

Программно-методические материалы для общеобразовательных учреждений. История Сибири: Региональный компонент. — Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 2006. — 64 с.

ISBN 5-89590-032-1

В сборнике представлены материалы, обобщающие опыт создания единой концепции и программы регионального компонента по истории для общеобразовательных учреждений Сибири. В практике преподавания истории Сибири в школах г. Новосибирска и Новосибир-ской области с 1994 по 1999/2000 учебный год выработан подход, когда в основу содержания регионального компонента исторического образования ставятся ведущие проблемы сибир-ской истории, дополняемые материалами из истории родного края. Предлагаемая программа может быть реализована на основе учебно-методического комплекта «Сибирь: 400 лет в составе России» (Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 1997—2000).

Данные материалы являются актуальными в связи с введением регионального компонента в государственные образовательные стандарты и могут быть использованы учителями в качестве основы для составления рабочих программ по региональной истории.

УДК 373.1.02: 372.8

ББК 74.263.1

© Кузнецова Ф. С., 2006

© Зверев В. А., 2006

ISBN 5-89590-032-1 © Издательство «ИНФОЛИО-пресс», 2006
ОГЛАВЛЕНИЕ

КОНЦЕПЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПО ИСТОРИИ ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СИБИРИ

Цели и задачи регионального компонента

Принципы отбора содержания

Место регионального компонента в системе исторического образования

ПРОГРАММА. ИСТОРИЯ СИБИРИ (конец XVI — XX век)

Раздел I. Присоединение к России (конец XVI — начало XVIII века)

Раздел II. Сибирь в составе Российской империи (XVIII—XIX века)

Раздел III. Сибирь в XX веке

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ СИБИРИ

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ В СОСТАВЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ИСТОРИЯ РОССИИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ СИБИРИ

ИСТОРИЯ СИБИРИ. Часть I. Присоединение к России

Тема 1. Открытие Сибири

Тема 2. Землепроходцы

Тема 3. Русское население Сибири в XVII — начале XVIII века

Тема 4. Народы Сибири в XVII веке

Заключение, повторение

ПРИЛОЖЕНИЕ

Литература для школьников

Литература для учителя
КОНЦЕПЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПО ИСТОРИИ

ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СИБИРИ

Впервые понятия федеральный и региональный компоненты были введены в законе Рос-сийской Федерации «Об образовании» (статья 7). В настоящее время Базисный учебный план представляет образовательное пространство как трехзвенную структуру, выделяя федераль-ный, региональный и школьный компоненты.

Федеральный компонент един для всех общеобразовательных учреждений России, и его содержание определяется федеральными программами и учебниками.

Региональный компонент призван отразить национальные и региональные особенности конкретного субъекта Российской Федерации. Смысловое и содержательное наполнение регионального компонента является составной частью региональной политики каждого субъекта РФ, направленной на воспитание у граждан ответственности за устройство жизни в своем крае. Решение о смысле и содержании регионального компонента на уровне учебных программ о смысле и содержании регионального компонента на уровне учебных программ предстоит принимать педагогической общественности и органам образования на местах.

Содержание школьного компонента определяется образовательными учреждениями само-стоятельно.

До недавнего времени в общеобразовательной школе программы по истории не преду-сматривали рассмотрения иных уровней организации преподавания истории, кроме истории страны и всемирной истории. Это было обусловлено, во-первых, идеологией сверхцентрали-зованного государства, ставившего задачей идейную мобилизацию своих граждан и борьбу за ведущую роль на мировой арене. Во-вторых, действовала логика сложившихся еще в XIX веке представлений о всемирном единстве истории, с выделением ее национальных вариан-тов. В рамках такого взгляда не было места региональной и локальной истории как само-стоятельным дисциплинам, поскольку местные процессы рассматривались лишь как частные проявления общих закономерностей. При характеристике соотношения глобальной истории, с одной стороны, и региональной и локальной истории, с другой, выявлялась оппозиция категорий «общее» и «особенное». Считалось, что на изучение особенностей края достаточ-но выделить 5—6 уроков в год и проводить внеурочные экскурсии и походы по памятным местам.

В современных условиях положение кардинально изменилось, российское общество ха-рактеризуется заметной регионализацией. При реальном, а не мнимом федеративном устройстве страны учет регионального фактора в экономике, политической сфере, культуре — объективное требование. Изменилась и парадигма исторической науки. Историки заново

прочли и высоко оценили труды тех русских мыслителей, что еще в XIX в. указали на неполноту и ущербность такого подхода к отечественной истории, когда она сводится исключительно к явлениям и процессам общегосударственного масштаба. Так, еще А. П. Щапов справедливо замечал, что историки уделяют внимание преимущественно «централи-зованному» началу, а между тем в российской истории присутствует не одно, а, как мини-мум, два начала: она «в самой своей основе есть по преимуществу история областей, разнообразных ассоциаций провинциальных масс народа...» (см.: Щапов А. П. Великорус-ские области и Смутное время // Отечественные записки. 1861. Т. 138. С. 579—581). Провин-циализм, «областность» есть не придаток к общегосударственному началу, но самостоятель-ный фактор в развитии России.

В недолгой практике разработки и преподавания регионального компонента уже успели проявиться существенные различия в понимании объекта изучения. Например, по-разному трактуется понятие «регион»: одни соотносят его с существующими административно-территориальными единицами (Красноярский край, Ханты-Мансийский автономный округ и т. п.), другие считают, что регион — это более крупная, своеобразная в экономическом, социокультурном, историческом отношении территория, нередко сочетающаяся с опреде-ленным национальным составом (как, например, Сибирь, Поволжье и др.). История отдель-ных субъектов РФ при этом определяется как локальная (местная) история.

Авторы предлагаемой модели разделяют вторую точку зрения и при разработке содержа-ния регионального компонента исторического образования в общеобразовательных учреж-дениях Сибирского региона считают необходимым выделить в качестве «ядра» — основы для понимания особенностей развития региона в целом — ряд проблем истории Сибири. В каждой области, крае, республике, округе это «ядро» дополняется существенными элемента-ми локальной истории.

Цели и задачи регионального компонента

Главная цель введения регионального компонента в общеобразовательные учреждения — социализация личности по месту проживания: именно знания о регионе создают условия для понимания и принятия учениками той истины, что только труд и заботы людей могут сделать жизнь в крае интересной, разнообразной и богатой. Такой взгляд формирует мотивы и потребности, побуждающие к участию в делах по благоустройству своей «малой родины».

Изучение региональной истории является условием трансляции ценностей и традиций местного общества, выступает своеобразным «мостом» в воспроизводстве коллективной памяти сибиряков, помогает преодолеть отчуждение не вполне сложившейся еще личности

школьника и общества. Возникает возможность связать в историческом пространстве интересы формирующейся личности и ее ближайшего окружения с целым рядом базовых исторических категорий: этнос, нация, мировое сообщество, цивилизация. Изучение культу-ры этносов Сибири, 400-летней истории их совместного проживания с русским народом, безусловно, обогащает национальное самосознание, духовный мир юных граждан, способст-вует воспитанию комплиментарности.

Интеграция регионального и федерального компонентов в предлагаемом варианте создает благоприятные условия для повышения общего уровня гуманитарного образования. Во-первых, содержание курса истории России приводится в соответствие с ее территориальны-ми границами, тогда как в федеральной программе превалирует «западноцентрический» подход: не только история древних и средневековых цивилизаций, существовавших на территории Сибири, но и ее историческое развитие в XVII—XX вв., в составе России, не находят места в школьных программах. Пора изменить давнюю традицию построения программ и учебников по истории России, в которых Сибири отводится столь скудное место, что в сознании граждан РФ ее история представляет собой «белое пятно». Такое положение не только обедняет духовный мир сибиряков, но наносит серьезный ущерб и национальному сознанию и, возможно, формирует чувство превосходства у людей, проживающих в евро-пейской части России, что, на наш взгляд, крайне нежелательно и даже опасно.

Во-вторых, изучение общих проблем истории Сибири в совокупности с изучением ло-кальной истории создает условия для осмысления путей развития, сообща пройденных народами Сибири. Известно, что исторические знания оказывают влияние на представления человека о мире, поэтому осознание исторического единства народов Сибири может стать основой личностной позиции гражданина в деле строительства РФ.

В-третьих, региональная и локальная история представляет учащимся материал из непо-средственного окружения и собственного жизненного опыта, актуальный для эмоционально-го переживания, интеллектуального и ценностного осмысления. Привлечение краеведческих материалов и фактов «микроистории» (событий из прошлого родного города, села, семьи) делает обучение личностно ориентированным, школьники начинают активно участвовать в процессе познания, а их жизненный опыт и прошлое становятся предметом осмысления.

В-четвертых, региональная история обеспечивает наилучшую основу для применения активных методов обучения (работа с музейными экспонатами и документами, источниками из местных архивов, сбор воспоминаний земляков и т. п.) и тем самым знакомит с методами исторического исследования. Привлечение учащихся к учебно-исследовательской работе по сбору и осмыслению краеведческих материалов способствует развитию их личности.

Задачами обучения региональной истории являются:
�� развитие интереса к истории не только как школьному предмету, но как явлению, охватывающему все стороны человеческой деятельности в прошлом;

�� развитие критического и творческого мышления;

�� формирование собственной исторической позиции и умения аргументировать и от-стаивать ее в ходе дискуссий;

�� обучение способам поиска и сбора информации по интересующему вопросу, ее сис-тематизации, проверки достоверности фактов на основе сравнения с другими данными;

�� обучение культуре оформления собственных учебных изысканий;

�� развитие умения работать с дополнительной учебной литературой (учебные пособия по истории Сибири и родного края, хрестоматии, научно-популярные издания и т. п.).
Принципы отбора содержания

Содержательные доминанты курса истории Сибири представляются нам следующими:

�� Сибирь рассматривается, прежде всего, как социально-экономический и историко-культурный регион, возникший в результате самоорганизации и специфической историче-ской деятельности людей, населяющих этот регион, а также внешнего воздействия государ-ственной политики России. Административные границы Сибири, которые неоднократно менялись в прошлом и могут измениться в будущем, являются лишь внешним фактором, определяющим вычленение региона как особой общности.

�� В центре изучения — историческая жизнедеятельность людей, которые определили лицо Сибири как особого региона в составе многонациональной и поликультурной России. Локальное сообщество не только включено в общие природно-климатические и ландшафт-ные границы проживания, но и объединено спецификой административно-правового положения, особенностями хозяйственной деятельности, социальной организации и духов-ной жизни. Локальному сообществу присущи особенные черты, которые способствуют проявлению феномена «сибирского характера» и регионального самосознания.

�� Предполагается, что региональное сибирское сообщество является субъектом собст-венной истории и имеет коллективную биографию. Эта биография начинается с «рождения» (таковым можно считать заселение Сибири раннепалеолитическим человеком), обладает определенным развитием, отмеченным знаковыми событиями (присоединение к России, реформы Сперанского, постройка Сибирской железной дороги и т. д.), запечатлена в регио-нальной научной, религиозной, художественной, публицистической, обыденной историче-ской традиции.

�� При трактовке соотношения истории России и региона учитывается не только оппо-зиция «общее и особенное», но также соотношение «целое и часть». Часть не проще целого, она содержит в себе целое в сжатом виде, но при этом обладает и собственными специфиче-скими характеристиками и закономерностями развития, в ней происходят только ей прису-щие события. Например, в период развития в составе Российской империи Сибирь обладала специфическими характеристиками, не присущими России в целом: являлась местом интенсивных контактов разных цивилизаций, осваиваемой окраиной, колонией в экономиче-ском смысле; к этому надо добавить, что здесь практически не было крепостного права.

�� Учитывается, что сибирское региональное сообщество является структурной частью более широкого национального сообщества граждан России и, в свою очередь, состоит из относительно самостоятельных локальных и этнических сообществ людей, имеющих собственную богатую историю.
В порядке реализации воспитательной функции истории материал отбирается и организу-ется так, чтобы он не призывал к сепаратизму и территориальному распаду, а являлся средством объединения и укрепления России как истинно федеративного, демократического, правового государства, способствовал осознанию сибиряками общности судьбы всего многонационального народа Российской Федерации. Этому служит акцентирование фактов существования экономических, политических, этнических и культурных связей Сибири с центром страны на протяжении 400 лет.

Предъявление данных о развитии традиционной культуры этносов Сибири — одна из центральных проблем изучения региональной истории. Диалог культур сибирских этносов, начавшийся в глубокой древности, продолжается и до настоящего времени. Четырехсотлет-ний исторический путь сблизил русский народ и другие народы Европейской России с народами Сибири, и они осознают свою общность как выражение общей исторической судьбы. Представленный в учебных пособиях материал, в совокупности с самостоятельными учебными исследованиями учащихся о прошлом их семей, в истории которых найдется немало фактов этнических контактов и взаимовлияния культур, способствует не только воспитанию национального чувства, но и пониманию права каждого народа на развитие его языка и культуры.

Проблема колонизации Сибири русскими представлена как сложный и противоречивый процесс, объединивший различные аспекты колонизационной политики — от прямого завоевания до мирного вхождения некоторых народов в состав России. Материалы о дея-тельности отрядов служилых людей, хищническом промысле соболя, сборе ясака раскрыва-ют военно-промысловый характер колонизации, в котором явственно звучит мотив обогаще-ния, характерный для эпохи колониальных захватов XVI—XVII вв. во всем мире. Но вместе

с тем представлена и другая сторона — земледельческая колонизация, известная в научной литературе как вольнонародная, как преимущественно стихийный процесс заселения и освоения пустующих окраинных земель русским народом. Именно эта сторона колонизации оказала наибольшее влияние на изменение производительных сил Сибири и культуру ее этносов.

Сквозной методологической идеей, объединяющей содержание курса, является представ-ление о том, что до XVII в. складывались и развивались сибирские варианты традиционного общества, а в XVIII—XX вв. произошла модернизация социальной жизни, экономики, культуры и образа жизни сибиряков. Причем, на ранней стадии модернизация шла преиму-щественно эволюционным путем, а в советский период доминировали насильственные способы и односторонняя ориентация на решение военно-политических задач, что негативно сказалось на состоянии региона.

Предполагается выявление роли в регионально-национальной истории множества кон-кретных людей — государственных деятелей, пастырей Церкви, ученых и просветителей, знаменитых и малоизвестных землепроходцев, купцов, крестьян... Их биографии и деятель-ность увязывают регионально-национальную историю с историей малых сообществ и конкретных семей.

Необходимо донести до учащихся представление о том, что исторические знания не ано-нимны, их вырабатывают конкретные люди на основе изучения источников, применяя те или иные исследовательские методы. Толкования исторических фактов, существующие в культурном слое общества, могут отличаться одно от другого, и каждый учащийся может составить собственное представление о событиях региональной и местной истории, мобили-зовав свой творческий потенциал.

Место регионального компонента в системе исторического образования

Региональный компонент — история Сибири и связанные с ней краеведческие материалы — органично интегрируется с федеральной программой по истории. На региональный компонент выделяется 10—15 % учебного времени в образовательной области «История» за счет вариативной части Базисного учебного плана. Конкретная школа и учитель свободны в выборе способов изучения регионального компонента и его интеграции с федеральной программой.

На наш взгляд, наиболее простым и рациональным является организация спецкурсов или факультативных занятий по региональной и локальной истории, содержание которых хронологически и тематически совпадает с изучаемым в данном классе программным

материалом. Время для спецкурса или факультативных занятий может быть выделено за счет вариативной части Базисного учебного плана (в нашей практике — 1—2 часа в неделю).

Другой подход предполагает интеграцию регионального компонента с общим курсом истории России, когда темы региональной истории включаются в разделы или отдельные темы федеральной программы. Во втором случае требуется найти наиболее рациональное структурирование учебного материала: некоторые вопросы сибирской истории могут дополнять уроки федеральной программы, другие — выделяться как самостоятельные внутри ее разделов, раскрывая региональные особенности социально-экономической и культурной жизни Сибири и родного края. В данном случае также потребуется дополнитель-ное учебное время, которое выделяется за счет вариативной части Базисного учебного плана (в нашей практике — не менее 0,5—1 часа в неделю).

Кроме этого, региональный компонент может стать содержанием внеурочной работы в школе, но все варианты его изучения предполагают использование активных форм и методов работы.

Указанная модель региональной истории не требует жесткого порядка организации науч-ных знаний и форм обучения. В структурировании и отборе материалов, программ и учеб-ных пособий предусмотрена возможность увязки общих сибирских проблем с локальной историей. Наличие программ и учебных пособий по истории Сибири призвано составить образовательное пространство и создать возможность для учителей любой сибирской области, края, республики, округа разработать на их основе свою учебную программу, в которой история родного края будет представлена в более полном объеме. Для учителя и учащихся создается возможность выбора тех тем из учебного пособия, которые в большей степени позволяют познать и понять историю родного края. При этом объяснение смысла краеведческих фактов и их систематизацию учащиеся смогут осуществлять самостоятельно, опираясь на знания особенностей сибирской истории, полученные из учебных пособий.

Каким будет соотношение общих сибирских проблем и местных краеведческих фактов в учебной программе каждой конкретной сибирской школы, зависит от того, насколько удачно эта программа позволяет реализовать главные цели, ради которых внедряется региональный компонент.

Предлагаемая модель региональной истории для сибирских школ обеспечена учебными пособиями. Новосибирским издательством «ИФОЛИО-пресс» выпущен учебно-методический комплект «Сибирь: 400 лет в составе России», в котором представлена история Сибири с конца XVI в. по 80-е гг. XX в.

�� Кузнецова Ф. С. История Сибири. Часть I. Присоединение к России. Учебное пособие для 7 класса общеобразовательных учреждений. Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 1997—2000.

�� Зверев В. А., Зуев А. С, Кузнецова Ф. С. История Сибири. Часть II. Сибирь в составе Российской империи. Учебное пособие для 8 класса общеобразовательных учреждений. Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 1998—2000.

�� Исупов В. А., Кузнецов И. С. История Сибири. Часть III. Сибирь: XX век. Учебное пособие для 9 класса общеобразовательных учреждений. Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 1999—2000.

�� Зуев А. С. Сибирь: вехи истории (XVI—XIX вв.). Учебное пособие для старших клас-сов общеобразовательных учреждений. Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 1998.

�� Кузнецова Ф. С. История Сибири. Часть I. Присоединение к России. Рабочая тетрадь для 7 класса общеобразовательных учреждений. Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 2000.
Авторский коллектив продолжает работу над созданием базы учебных материалов и ме-тодических пособий: хрестоматий, рабочих тетрадей, рекомендаций к планированию уроков и т. п.

ПРОГРАММА

ИСТОРИЯ СИБИРИ

(конец XVI — XX век)

Примерный вариант программы для спецкурса или факультативных занятий по истории Сибири, рассчитанный на изучение в течение трех лет в хронологической и тематической связи с историей России (102 часа).

Раздел I. Присоединение к России

(конец XVI — начало XVIII века)

7 класс(34 часа)

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

2. Землепроходцы Тема Русское население Сибири в XVII начале XVIII века iconДокументальная история сибири XVII середина XIX вв. Владивосток
I. Сибирские архивы в системе приказных учреждений русского государства (Конец XVI начало XVIII вв.)

2. Землепроходцы Тема Русское население Сибири в XVII начале XVIII века iconУрокам по истории России XVII-XVIII века 7 класс. Тема «Смутное время»
Интерес к этому периоду истории никогда не угасал. Смута находит отражение в литературе, музыке, кинофильмах и даже в государственных...

2. Землепроходцы Тема Русское население Сибири в XVII начале XVIII века iconУрок в 8 классе тема: япония во второй половине XIX начале XX века
Охарактеризовать социально-экономическое и политическое развитие Японии в первой половине XIX века

2. Землепроходцы Тема Русское население Сибири в XVII начале XVIII века iconВ начале XXI века
Зеленков М. Ю. Религиозные конфликты: проблемы и пути их решения в начале XXI века (политико-правовой аспект). – Воронеж: Воронежский...

2. Землепроходцы Тема Русское население Сибири в XVII начале XVIII века iconРабочая программа по курсу «Всеобщая История и история России» 11класс (Базовый уровень)
Государственным стандартом (общего или среднего (полного) образования Вестник образования 2004г) и авторских программ:, Козленкос...

2. Землепроходцы Тема Русское население Сибири в XVII начале XVIII века iconРабочая программа по курсу «Всеобщая История и история России» 11класс (Базовый уровень)
Государственным стандартом (общего или среднего (полного) образования Вестник образования 2004г) и авторских программ:, Козленкос...

2. Землепроходцы Тема Русское население Сибири в XVII начале XVIII века iconФормирование городской среды байкальской сибири в XVIII первой половине XIX в
Д 212. 074. 05 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук при фгбоу впо «Иркутский государственный...

2. Землепроходцы Тема Русское население Сибири в XVII начале XVIII века iconКурс лекций Раздел I. Государственные учреждения и особенности государственного...
Тема Складывание централизованного государства и система государственного управления в XV xvii вв

2. Землепроходцы Тема Русское население Сибири в XVII начале XVIII века iconИстория россии
История России с древнейших времен до конца XVIII века: учебно-методическое пособие / сост. П. А. Афанасьев. – Барнаул : Алтгпа,...

2. Землепроходцы Тема Русское население Сибири в XVII начале XVIII века iconЕсли XVIII век был зарей русской поэзии, то первая половина XIX века...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск