Русский язык и культура речи (нормативный и коммуникативный аспекты) Учебное пособие


НазваниеРусский язык и культура речи (нормативный и коммуникативный аспекты) Учебное пособие
страница1/26
ТипУчебное пособие
filling-form.ru > Туризм > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»

Кобякова Т.И.

Справочник-практикум

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

(нормативный и коммуникативный аспекты)

Учебное пособие

Уфа 2011
УДК 811.161.1`271 (075.8)

ББК

К 55


Рецензенты:

Казанцева Е.А., канд. филол. наук, доцент,

зав. кафедрой специальной языковой подготовки Уфимской государственной академии экономики и сервиса

Леготина Е.В., канд. филол. наук, доцент кафедры филологии и журналистики института журналистики и иностранных языков Академии ВЭГУ
Кобякова Т.И.

Справочник-практикум: Русский язык и культура речи (нормативный и коммуникативный аспекты). Учебное пособие для студентов /Т.И. Кобякова. – Уфа: Уфимская государственная академия экономики и сервиса. УГАЭС, 2011. – 139 с.
В соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного образовательного стандарта (третье поколение) МО РФ в учебном пособии рассматриваются основные вопросы, связанные с нормативным и коммуникативным аспектами культуры русской речи. Сборник содержит систематизированный теоретический материал, раскрывающий основы культуры русской речи (нормы литературного языка и их варианты, коммуникативные качества речи), практические задания для аудиторной и самостоятельной работы студентов, контрольные вопросы по изучаемым темам и тесты-оценки остаточных знаний, терминологический минимум и научно-справочную литературу по дисциплине «Русский язык и культура речи». Справочник-практикум предназначен для студентов всех направлений бакалавриата и преподавателей русского языка.


СОДЕРЖАНИЕ
Введение

Раздел 1. Нормы современного русского литературного языка

Лексические нормы

Правильность речи и её точность

Многозначные слова

Омонимы

Паронимы

Антонимы

Синонимы

Сочетаемость

Лексическая сочетаемость

Фразеологизмы, крылатые слова, афоризмы

Семантическая сочетаемость

Плеоназм

Тавтология и скрытая тавтология

Лексические ошибки

Логичность речи

Фонетические нормы

Орфоэпические нормы

Редукция гласных звуков

Особенности произношения согласных звуков:

ассимиляция, диссимиляция, диэреза

Произношение заимствованных слов

Акцентологические нормы

Разноместность и подвижность русского ударения

Ударение в именах прилагательных

Ударение в глаголах и его формах

Ударение в именах существительных

Морфологические нормы

Имя существительное

Варианты окончаний в форме И.п. мн.ч.

Варианты окончаний в форме Р.п. мн.ч.

Варианты окончаний в форме Т.п. мн.ч.

Варианты окончаний в форме Р.п. или В.п. ед.ч.

Варианты окончаний в форме П.п. ед.ч.

Определение категории рода

(несклоняемые существительные, географические понятия,

названия органов печати, аббревиатуры)

Определение рода существительных, обозначающих

название профессии, должности, учёного или военного звания лица

Особенности склонения славянских иноязычных фамилий

Особенности употребления форм множественного и единственного числа.

Имя прилагательное

Варианты кратких форм прилагательных, образованных

от полных форм на -ЕННЫЙ

Особенности употребления кратной и полной формы

Образование и употребление сравнительной и превосходной степени

Имя числительное

Склонение целых числительных

Склонение числительного тысяча

Особенности употребления числительных,

оканчивающихся на цифры 2, 3, 4

Склонение дробных числительных

Особенности употребления собирательных числительных

Склонение порядковых числительных

Местоимение

Употребление начального -Н с личными местоимениями

Особенности употребления возвратного местоимения СЕБЯ

Глагол

Варианты глагольных форм при образовании несовершенного вида

Варианты глагольных форм у изобилующих глаголов

Варианты глагольных форм повелительного наклонения

Смысловые варианты глагольных форм

Варианты глагольных форм при образовании прошедшего времени

Особенности употребления возвратных глаголов

Особенности употребления недостаточных глаголов

Синтаксические нормы

Координация подлежащего и сказуемого

Согласование определений и приложений

Трудные случаи именного и глагольного управления

Употребление предлогов

Правила построения предложений с однородными членами

Употребление обособленных определений,

выраженных причастными оборотами

Употребление обособленных обстоятельств,

выраженных деепричастными оборотами

Особенности построения сложных предложений

Стилистические нормы

Коннотация

Книжная лексика: термины, профессионализмы, архаизмы,

историзмы неологизмы, экзотизмы

Разговорная лексика: разговорные слова, просторечие,

жаргонизмы, арготизмы

Чистота речи (диалектизмы, варваризмы, жаргонизмы,

канцеляризмы, слова-паразиты, вульгаризмы)

Богатство речи

Выразительность речи: фонетические, лексические,

морфологические, синтаксические и стилистические средства

Стилистические ошибки

Разговорный стиль и его языковые особенности

Научный стиль и его языковые особенности

Описание

Повествование

Рассуждение

Доказательство

Публицистический стиль и его языковые особенности

Язык рекламы

Публичное выступление

Официально-деловой стиль и его языковые особенности

Деловая устная речь

Стиль художественной литературы

Нормы письменной речи

Орфографические нормы

Правописание гласных в корне

Правописание гласных после шипящих

Правописание гласных после Ц

Правописание Ы /И на стыке приставки и корня

Правописание приставок

Правописание суффиксов в разных частях речи

Н /НН в разных частях речи

Правописание НЕ с разными частями речи

Правописание Ь /Ъ знаков

Правописание предлогов и союзов

Правописание частиц

Правописание наречий

Правописание сложных слов

Пунктуационные нормы

Тире между подлежащим и сказуемым

Трудные случаи постановки знаков препинания

в предложениях с однородными членами

Обособление согласованных и несогласованных определений

Обособление приложений

Обособлений обстоятельств

Трудные случаи обособления вводных конструкций

Омонимия вводных слов и членов предложения

Знаки препинания перед словом КАК

Трудные случаи постановки знаков препинания

в сложносочинённых и сложноподчинённых предложениях

Знаки препинания в бессоюзном предложении

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Раздел 2. Практикум

Лексические нормы

Фонетические нормы

Морфологические нормы

Синтаксические нормы

Стилистические нормы

Тренировочные тесты

Контрольные вопросы для самопроверки

Терминологический минимум

Ключи к тестовым заданиям

Библиография

Условные сокращения

В. п. – винительный падеж офиц.-дел. – официально-деловой

допуст. – допустимо П.п. – предложный падеж

Д.п. – дательный падеж прил. - прилагательное

ед.ч. – единственное число прост. – просторечие

ж.р. – женский род Р.п. – родительный падеж

И.п. – именительный падеж разг. – разговорный

инф. – инфинитив св. – совершенный вид глагола

л. – лицо собир. – собирательный

лит. – литературный ср.р. – средний род

мн. ч. – множественное число сущ. – имя существительное

м.р. – мужской род Т.п. – творительный падеж

нач. ф. – начальная форма ф. сравн. ст. – форма сравнительной степени

науч. – научный числ. – числительное

неодуш. – неодушевлённый

нсв. – несовершенный вид глагола

общеупотр. – общеупотребительный

одуш. – одушевлённый


Условные знаки

` - смягчение согласного

( ) – пояснительные пометы, толкования, примеры

[] – произношение звуков

: - долгота согласного звука

t – согласный звук
Введение

Обновление и укрепление государственности, демократизация общества, интеграция в мировое политическое, экономическое и социокультурное пространство привели к модернизации высшей школы. Сегодня актуальна проблема формирования субъекта образования как члена информационного пространства. Под данной категорией мы понимаем личность, которая обладает набором ключевых компетенций – совокупностью взаимосвязанных качеств (знаний, умений, навыков), являющихся обязательными для продуктивной деятельности в определённой сфере.

В Государственном образовательном стандарте определена основная цель курса «Русский язык и культура речи» - формирование профессиональной личности, владеющей языковой и коммуникативной компетенциями.

В современном мире речь – одно из мощных средств регуляции деятельности людей. Один из основных компонентов общей культуры бакалавров любого профиля является свободное владение русским литературным языком как системой речевых средств, отобранных из национального языка и обработанных мастерами слова, общественными деятелями. Отличительными признаками литературного языка являются:

1) обработанность (в обработке и обогащении литературного языка принимают участие писатели, поэты, учёные, политики, деятели культуры и искусства, журналисты. Становление норм русского литературного языка связано с именем А.С. Пушкина, который сумел на основе разных проявлений народного языка создать в своих произведениях язык, который был принят обществом в качестве литературного);

2) наличие письменной и устной форм, а также двух разновидностей – книжной и разговорной речи (если отсутствует письменная форма, то нельзя говорить о существовании литературного языка);

3) наличие функциональных стилей (стиль – это общественно осознанная, объединённая определённым функциональным назначением система языковых элементов (например, слово, текст и т.п.) внутри литературного языка, способов их отбора и употребления, например, разговорная речь, язык художественной литературы и т.п.);

4) вариативность (видоизменения одной и той же языковой единицы разных уровней языка) языковых единиц, богатство и разнообразие лексико-фразеологической и грамматической синонимии;

5) нормативность (языковая норма необходима для сохранения целостности и общепонятности национального языка, для передачи информации от одного поколения к другому).

Важность нормализации языка хорошо понимали русские языковеды, свидетельством чему является анализ норм русского языка в «Российской грамматике» (1715) М.В. Ломоносова, «Чистота и правильность русской речи» (1913) В.И. Чернышёва и др. После революции 1917 года в общественную жизнь включились широкие народные массы, которые были недостаточно образованными, поэтому возникла угроза расшатывания литературной нормы. Большую работу по пропаганде культуры речи стали проводить известные лингвисты В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Л.В. Щерба и др.

Нормализация языка – это сознательная его кодификация, под которой понимается определение языковых норм и закрепление их в грамматиках или ортологических (орфографических, орфоэпических, грамматических, лексических трудностей) словарях. Язык постоянно изменяется, а варианты норм – свидетельство этому процессу. Нельзя допускать, чтобы общество стихийно устанавливало правила устной и письменной речи. Поэтому основная задача культуры речи – отбор языковых норм и наблюдение за их динамикой (нормативный аспект культуры речи).

Кроме того, культура речи как лингвистическая дисциплина предполагает не только знание норм литературного языка, но и овладение искусством речевого общения (речевого взаимодействия) - процессом установления и поддержания целенаправленного прямого или опосредованного контакта между людьми посредством языковых средств.

Основными компонентами речевого общения являются:

1) речевая ситуация – конкретные обстоятельства, в которых происходит речевое взаимодействие;

2) речевое событие – речевой акт (дискурс), включающий в себя высказывание и невербальные средства (экстралингвистические факторы).

Речевой акт – это динамическая языковая единица речи. Цель речевого взаимодействия состоит в кодировании, декодировании и понимании с помощью языковых единиц смысла текста – конкретной информации (логической, эмоциональной, эстетической и т.п.). По цели коммуникации в современном языкознании выделяют следующие типы речевых актов: 1) информативные (Мне грустно. Наступила осень); 2) побудительные (Реши эту задачу. Когда ты вернёшься с дачи?); 3) акты-обязательства (Обещаю выполнить это задание); 4) формулы социального этикета (поздравления, извинения, соболезнования и т.п.); 5) выражение эмоциональной реакции на ситуацию или сообщение (Вот это да! Подумать только!); 6) акты, служащие завязыванию, поддержанию и прекращению контакта (Алло! Послушай! До свидания!).

Элементарной единицей речевого акта является высказывание /текст. В современном языкознании выделяют: 1) книжные специальные тексты (их основная функция – сообщение, они рассчитаны на адресатов специально подготовленных, например, на представителей одной профессии и т.п.); 2) книжные неспециальные тексты (научно-популярная и художественная литература); 3) разговорно-коммуникативные тексты (поддержание устойчивой сиюминутной связи между коммуникантами; тема общения любая, форма – устная или письменная); 4) массово-коммуникативные тексты (информирование адресата и воздействие на него). С точки зрения культуры речи главнейшее требование к хорошему тексту – из всех языковых средств должны быть выбраны такие, которые помогают коммуникантам эффективно решить коммуникативные задачи (коммуникативный аспект культуры речи).

При установлении общения на первый план выступает этический аспект культуры речи. В каждом социуме существует свой речевой этикет, под которым подразумевается совокупность правил речевого поведения, определяемых взаимоотношениями коммуникантов в стереотипных ситуациях. Выделяют нормы речевого этикета – это обязательные для выполнения правила (например, со знакомыми надо здороваться, за услугу следует благодарить и т.п.) и традиции общения – правила, не обязательные для соблюдения, но в силу тех или иных причин их принято придерживаться.

Эффективная современная подготовка специалиста в разных областях предполагает прежде всего высокую речевую компетентность (культуру речи), от которой зависит успех его профессиональной деятельности.

Настоящее учебное пособие по курсу «Русский язык и культура речи» представляет собой систематизированное изложение основных аспектов культуры речи. Оно создано в соответствии с требованиями, предъявляемыми к содержанию и уровню подготовки бакалавров по циклу «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования третьего поколения. Цель учебного пособия - расширить знания студентов о русском языке и формах его реализации. Важной задачей пособия является формирование языковой, коммуникативной, лексикографической компетенций.

Включённый в учебное пособие материал – органический синтез сжатой теоретической информации и практических заданий, ориентированных на аудиторную и самостоятельную работу студентов. Справочник-практикум может использоваться при модульном обучении русскому языку и культуре речи.

В первом разделе пособия рассматриваются нормы современного русского литературного языка во взаимосвязи с основными коммуникативными качествами речи. Теоретический материал в виде таблиц, определений и сжатых формулировок (справок) представляет собой базовую информацию о нормативном и коммуникативном аспекте культуры речи. Во втором разделе представлены упражнения, помогающие студентам освоить современные нормы литературного языка, научиться отбирать языковые средства в соответствии с требованиями стиля и жанра, строить и редактировать тексты, ориентированные на определённую форму речевого общения, а также пользоваться словарями для решения конкретных коммуникативных задач. Особое значение имеют задания, которые направлены на формирование навыков составления и оформления текстов научного и официально-делового стилей, на усвоение речевого этикета официальной переписки и телефонных переговоров. Качество остаточных знаний студент может проверить по тестовым заданиям. (Материалы пособия прошли апробацию на кафедре специальной языковой подготовки УГАЭС в группах студентов негуманитарного профиля.) В учебное пособие включён терминологический минимум, раскрывающий основные понятия дисциплины «Русский язык и культура речи».

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

Похожие:

Русский язык и культура речи (нормативный и коммуникативный аспекты) Учебное пособие iconРабочая программа Элективного курса «Культура речи»
Введенская Л. А. "Русский язык и культура речи", И. Б. Голуб «Русский язык и культура речи» Л. Г. Смирнова «Культура русской речи»,...

Русский язык и культура речи (нормативный и коммуникативный аспекты) Учебное пособие iconУчебное пособие для студентов-нефилологов. Одобрено методической...
Учебное пособие предназначено в качестве материала для практических занятий в аудитории по курсу «Русский язык и культура речи»

Русский язык и культура речи (нормативный и коммуникативный аспекты) Учебное пособие iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов 1 курса всех специальностей очной, заочной...

Русский язык и культура речи (нормативный и коммуникативный аспекты) Учебное пособие iconМетодическое пособие по выполнению внеаудиторной самостоятельной...
Методическое пособие предназначено для студентов специальности 030912 Право и организация социального обеспечения при изучении дисциплины...

Русский язык и культура речи (нормативный и коммуникативный аспекты) Учебное пособие iconКомплект III контрольные работы для студентов заочного факультета
Предметы: «Русский язык и культура речи», «Деловой язык», «Русский язык и культура делового общения», «Культура научной и деловой...

Русский язык и культура речи (нормативный и коммуникативный аспекты) Учебное пособие iconУчебное пособие Москва Российский университет дружбы народов 2013...
Б 90 Основы риторики и коммуникации. Нормативный и коммуникативный аспекты современной риторики [Текст] : учебное пособие / М. Б....

Русский язык и культура речи (нормативный и коммуникативный аспекты) Учебное пособие iconРабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»
Дисциплина «Русский язык и культура речи» ставит своей целью формирование и развитие коммуникативной компетенции специалиста технического...

Русский язык и культура речи (нормативный и коммуникативный аспекты) Учебное пособие iconМетодические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине...
«Русский язык и культура речи» предназначены для студентов средних профессиональных учебных заведений, реализующих фгос среднего...

Русский язык и культура речи (нормативный и коммуникативный аспекты) Учебное пособие iconКультура речи и стилистика рекомендовано Ученым советом Орелгту в качестве учебного пособия
Федерального государственного образовательного стандарта «Русский язык и культура речи» для нефилологических специальностей с учетом...

Русский язык и культура речи (нормативный и коммуникативный аспекты) Учебное пособие iconМетодические указания по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Методические указания предназначены для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Русский язык и культура речи» исодержат список...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск